Тип урока: комбинированный.
Тема: прилагательные синонимы и антонимы.
Цель: познакомить с прилагательными близкими
и противоположными по значению, формировать
умение использовать их в своей речи.
Задачи:
— формировать умение выделять в тексте имена
прилагательные по их лексико-грамматическим
признакам;
— дать понятие о прилагательных синонимах и
антонимах;
— учить подбирать к существительным
прилагательные синонимы и антонимы;
— устанавливать смысловые связи
прилагательного с именем существительным;
— обучать взаимоконтролю и самоконтролю;
— воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование: мультимедиа-проектор,
школьный толковый словарь (по 1 на парте), шапочки
с надписями синонимы, антонимы.
План.
1. Оргмомент
2. Повторение
3. Новый материал
4. Физминутка
5 .Закрепление
6. Заключение
7. Домашнее задание
Ход урока
1. Оргмомент
Слово учителя
Сегодня на уроке мы с вами войдём во двор улицы
Языкознание, узнаем, кто там живёт, и поиграем в
различные игры.
На дверях домов некоторых жителей написано:
Фронт. опрос
Серый волк, рыжая лиса, косой заяц. (Слова
записаны на доске)
— Как называются данные пары слов? (Словосочетания)
— Из каких частей речи состоят наши
словосочетания? (Существительного и
прилагательного)
— Что мы называем именем прилагательным?
(Умение адекватно, осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в устной речи,
передавая содержание текста в соответствии с
целью и соблюдая нормы построения текста)
2. Повторение
Представим себе, что мы сели играть в песочнице
и решили.
Словарный
— Придумать прилагательное к словарному слову.
Диктант
Определить род и число. Словарик с. 136.
Учитель называет существительное, дети
придумывают к нему прилагательное. (Вкусные
ягоды, бурый медведь, молочный завод, тяжёлая
лопата, новое пальто)
(Выявление родовидовых и
ситуативно-существенных признаков)
3. Новый материал
— Тема и цель нашего пребывания на улице
Языкознания подскажет решение проблемы.
Решение проблемы дискуссия
маленький | большой |
мелкий | крупный |
ничтожный | величайший |
крохотный | громадный |
Беседа, дискуссия
— Почему слова разделены на 2 группы? (Одни
слова обозначают маленькие, а другие большие
объекты)
— О каких прилагательных идёт речь? (Близких и
противоположных по значению)
(Умения слушать и слышать друг друга умение
найти ход решения)
Работа с учебником
— Обратим внимание в учебник для подтверждения
наших предположений, упр.77, с. 50.
— Отличается ли наш вывод от учебника? (Прилагательные
могут называть близкие и противоположные по
смыслу признаки предметов)
(Умение сравнить свой ход мысли с другим)
Дискуссия
— Подумайте о плане нашей работы. Чем будем
заниматься? (Предположения детей)
(Самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели)
Слово учителя
— Петя Ошибкин прочитал текст и подумал, можно
ли заменить в стихотворении В. Маяковского храбрый
прилагательным: смелый, отважный, мужественный?
Изменится ли при этом смысл предложения?
Работа с учебником
Упр 79, с. 50–51.
Дискуссия
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни пригодится.
(Умение решить задачу, связывая её со своим
опытом, установление учащимися связи междуцелью
учебной деятельности и ее мотивом)
Слово учителя
Вывод: иногда для большей точности,
выразительности, для избегания повторов можно
употреблять слова, близкие по значению.
Работа с учебником
— Чтение правила о синонимах и антонимах с. 51–52.
(Смелый, храбрый, мужественный, отважный — это
слова, близкие по смыслу (синонимы). Они могут
заменять друг друга. Толстый — тонкий, широкий —
узкий, короткий — длинный — это слова,
противоположные по смыслу (антонимы))
(Смысловое чтение)
Идём дальше.
Работа с учебником
— Выполнение упр 78, с. 50. Выписать из каждого
предложения парами прилагательные, которые
называют противоположные признаки предметов. (Учащиеся
перевоплощаются в антонимы, надев шапочки:
Канат толстый, а бечёвка тонкая.
Зимой день короткий, а летом длинный.
Уголь чёрный, а мел белый.
Дорога широкая, а тропинка узкая.)
Взаимороверка
(Смысловое чтение поиск и выделение
необходимой информации управление поведением
партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера)
Поиграем во дворе одного из домов.
Работа в парах
Игра “Наоборот”.
— Устно составить небольшой рассказ, который
заканчивался одним из данных предложений.
(Нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания)
Слово учащихся
Вывод: антонимы обогащают, делают речь яркой.
(Умение обобщать, грамотно излагать свои мысли)
Мы зашли в гости к одному из друзей, попили чай и
стали играть: Игра “Кто кого”.
Работа с учебником, словарём
— Выполнение упр. 80, с. 52.
Составить предложения, используя подходящие по
смыслу прилагательные синонимы. Какой вариант
справиться быстрее и правильнее.
Работа в парах сверка с образцом на доске
Учащиеся перевоплощаются в синонимы, надев
шапочки.
Значение слов можно посмотреть в словаре.
(Стоит (горячая, жаркая) погода.
Песок на пляже (горячий, жаркий).
Бежит (скорая, быстрая) река.
Мчится (скорый, быстрый) поезд.)
(Нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания, саморегуляция,
смысловое чтение, умение работать со словарём)
Cлово учащихся
Вывод: чтобы правильно употребить синоним или
антоним, надо знать его значение.
(Умение обобщать, грамотно излагать свои мысли)
Устали играть дома, бежим на улицу на
физминутку.
4. Физминутка
Изобразите антонимы к моим словам: быстрый,
весёлый, молчаливый, неряшливый, здоровый,
высокий.
(Рефлексия способов и условий действия)
5. Закрепление
Давайте подойдём к доске объявлений и прочтём,
что там написано.
Работа с учебником работа в парах.
— Выполнение упр. 81 с. 53. Прочитать слова.
Выделить в них ударные и безударные гласные.
К выделенным словам подобрать антонимы (письменно):
(Учитель, дежурный, тетрадь, ученик, пенал,
ворона, корова, собака, карандаш, воробей.)
К остальным подобрать синонимы устно.
(Смысловое чтение, синтез как составление
целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
смыслообразования)
Слово учителя
Вывод: Прилагательные синонимы и антонимы
передают оттенки речи.
6. Заключение, рефлексия
Время нашего пребывания на улице Языкознание
подошло к концу. Кто же там живёт. В какие игры мы
успели поиграть?
Фронтальный опрос
— Вспомните тему нашего урока. Для чего мне
нужно использовать в речи синонимы и антонимы?
— Чему вы научились на уроке? Каковы ваши успехи?
— У кого были успешные ответы?
— Какое задание было интересным, что вызвало
затруднения?
— С каким настроением вы уйдёте с урока?
(Самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка результатов
деятельности)
7. Домашнее задание
Работа с учебником чтение беседа
— Выполнение упр.82 с. 53. Списать текст и
подчеркнуть прилагательные. С какими
существительными связаны по смыслу
прилагательные в предложениях. (Среди курчавой
травы стояла деревянная миска с мутной водой. В
неё бросали сухой хлеб для кур. Фунтик подошёл к
миске и вытащил из воды большую мокрую корку. (По
К. Паустовскому))
Придумать синонимы или антонимы к данным
прилагательным (устно).
(Смыслообразование, нравственно-этическое
оценивание, установление, причинно-следственных
связей, построение логической цепи рассуждений,
доказательство; выявление родовидовых и
ситуативно существенных признаков)
ТЕМА. «Прилагательные, противоположные по смыслу.
Употребление их в речи»
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с именами прилагательными, противоположными по смыслу;
развивать умение распознавать в тексте слова, обозначающие признаки предметов;
развивать связную речь уч-ся, орфографическую зоркость, формировать навык каллиграфического письма;
воспитывать у детей интерес к русскому языку, терпение, трудолюбие.
ОБОРУДОВАНИЕ: изображения животных (зебры, зайца, лисицы, вороны, медведя), растений (ясень, берёза); карточки со словами.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент
2. Чистописание
Яя (заглавная – строчная; большая – маленькая)
— Расскажите о букве, звуках, которые она обозначает.
яркий ясный ясень
— Какие соединения с буквой я встретились?
Письмо слов.
3. Актуализация новых знаний
— Что общего у этих слов? (Начинаются на я, буква я обозначает два звука, 5 букв, 2 слога, 1-вый слог ударный).
— Теперь найдём отличия. Какое слово можно назвать лишним? (Ясень, т.к. в нём 5 звуков, а в остальных по 6; ясень – существительное, а ясный и яркий – прилагательные).
— Дайте определение имени прилагательного. Можно пользоваться таблицей.
— Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? (Размер, цвет, качество, возраст, форму, вкус и т.д.)
— Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, помогают описать предметы более точно).
4. Формирование новых знаний.
Наблюдения над антонимами
— Составьте красивое предложение со словом «ясень».
Запишем предложение под диктовку. Какие орфограммы услышали?
Проверка.
На доске:
На опушке леса шумел листвой старый ясень.
Прочитайте второе предложение.
Рядом с ним печально опустила веточки молодая берёзка.
— Назовите «опасные места». Спишите предложение.
— Найдите имена прилагательные. Сравните их значения (Они противоположны по смыслу).
— Кто может определить тему нашего урока? («Прилагательные, противоположные по смыслу»).
— Кто-нибудь знает, как называются такие слова? (Антонимы).
На доске табличка «АНТОНИМЫ».
— Почему карточка двух цветов?
— Какие антонимы нам уже сегодня встречались? (На чистописании маленькая-большая, заглавная-строчная; старый-молодая).
— Чему же мы будем сегодня учиться? (Подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)
— Для чего это нужно? (Чтобы речь стала более выразительной, чтобы собеседникам было приятно с нами общаться)
— Именно поэтому антонимы часто используют в литературных произведениях.
Словарная работа
— Попробуем подобрать антонимы к прилагательным. А начнём с записи имён существительных.
— Угадайте предмет (животное) по его признакам. Описание животных я взяла из ваших загадок. Все слова словарные.
— Верная, смелая, добрая, лохматая (собака);
рыжая, хитрая, пушистая, голодная (лиса);
косой, трусливый, слабый (заяц);
бурый, сильный, большой, косолапый (медведь).
На доске:
Собака
лиса
заяц
медведь
— Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Запишем прилагательные. На какие вопросы они отвечают?
Собака (какая?) добрая
лиса (какая?) голодная
заяц (какой?) трусливый
медведь (какой?) сильный
— В третий столбик запишем слова, противоположные по смыслу написанным прилагательным. Как называются такие слова? (Антонимы)
Собака (какая?) добрая – злая;
лиса (какая?) голодная – сытая;
заяц (какой?) трусливый – храбрый.
— Зайцы тоже иногда бывают смелыми. Кто помнит, как называется сказка про такого зайца, и кто её автор? («Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост». Её написал Д.Н. Мамин-Сибиряк).
медведь (какой?) сильный – слабый (после спячки).
— Какие слова мы сейчас подбирали? Дайте определение антонимам. (Антонимы – это слова, противоположные по смыслу).
Самостоятельная работа (разноуровневая).
— Прочитайте пары слов на карточках. К каким словам антонимы указаны неверно? Исправьте ошибки. Сильные уч-ся придумывают свою пару антонимов.
Высокий – широкий; звонкий – глухой; грустный — печальный; большой – маленький.
— Не забывайте, что сравниваются предметы только по одному признаку.
— С помощью слов – антонимов охарактеризуйте названных ниже животных, героев сказок и басен. Подчеркните слова, противоположные по смыслу.
Муха – слон (по величине), ягнёнок – волк (по силе), ворона – лисица (по уму).
Знакомство со словарём антонимов.
— Существуют специальные словари антонимов, где антонимы располагаются в алфавитном порядке. Я искала антоним к слову «свежий». Оказалось, что их несколько.
Например. Свежий огурец – солёный огурец;
свежий хлеб – чёрствый хлеб,
свежая рубашка – грязная рубашка.
Лёгкий ветерок — …
лёгкий рюкзак — …
— Почему у одного слова несколько антонимов? (Это слово имеет несколько значений).
— Многозначные слова могут иметь несколько антонимов.
Физкультминутка
Письмо по памяти.
— Антонимы очень часто встречаются в пословицах и поговорках. Пословицы тоже есть в словаре антонимов.
Осенью дни ненастные, а весной ясные.
… друг лучше … двух.
— Запишите по памяти вторую пословицу. Подчеркните антонимы.
— А сколько загадок с антонимами можно встретить!
— Кто знает такую загадку? (Летом белый, зимой серый. (Заяц)
Белый зайчик прыгает по чёрному полю, следы оставляет (мел, доска).
— В сказках тоже очень часто можно встретить антонимы. (Г. Цыферов, маленькая сказка про зебру)
5. Домашнее задание.
Вспомнить или придумать загадку, пословицу, сказку, в которой есть антонимы.
6. Закрепление изученного материала
Распространение предложений
На доске:
Выпал снег.
Тает снег.
— О чём предложения?
— В каком предложении говорится о весеннем снеге, в каком о зимнем?
— Как догадались?
— Заметили в предложениях антонимы? (Выпал – тает.)
— Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы)
— Докажите.
— Другие части речи тоже могут иметь противоположные значения.
— Предложения красивые, выразительные? (Нет.)
— Что же нам сделать, чтобы они стали более интересными? (Добавить признаки)
— Каким может быть снег, который выпадает в начале зимы?
— А весенний снег?
Первый, белый, мягкий, чистый, пушистый, свежий, рыхлый, серебристый. |
Последний, колючий, грязный, мокрый, серый, старый. |
— Мы сейчас попробуем распространить предложения, чтобы они стали более выразительными, используя для этого прилагательные и другие части речи.
Индивидуальные задания.
— Найти в столбиках антонимы. … пойдёт к доске, найдёт в столбиках пары антонимов и соединит их линиями.
Игра.
— А сейчас послушайте рассказ о двух девочках, которые играли в необычную игру.
— Рая и Лена сидят после дождя под «грибком»:
— Белый,- говорит Рая.
— Чёрный, — отвечает Лена и продолжает, — Тяжелый.
— Легкий, — отвечает Рая и говорит, — Сильный.
— Слабый.
— Во что это вы играете? – спросила мама.
— В «наоборотики», — отвечают девочки. – Одна называет признак предмета, а другая – слово с противоположным значением. Если кто-то не ответит, другой – выиграл.
— Интересная игра, молодцы! – похвалила мама девочек.
— Какие слова называли девочки? А сейчас и мы с вами сыграем в такую же игру. Я называю вам признак какого-либо предмета, а вы – противоположный ему по смыслу. Начнём:
Длинный – короткий
Чистый – грязный
Грустный – весёлый
Зимний – летний
Новый – старый
Горячий – холодный
Светлый – тёмный
Здоровый – больной
Толстый – тонкий
Сытый – голодный
Мягкий – твёрдый
— Молодцы, ребята! Проверим работу на доске.
Итог урока.
— Над какой темой мы сегодня работали?
— Какую задачу мы перед собой ставили? (Подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)
— Научились?
Понравился урок?
— Какие задания запомнились?
— Кто очень старался сегодня?
— Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме?
— Кому ещё надо потренироваться?
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Учитель начальных классов
МОУ школы№8 г.о. Жуковский МО
Засыпкина Светлана Викторовна
Антонимы
и синонимы
имен прилагательный -
2 слайд
Антонимы — это слова, имеющие прямо противоположные лексические значения.
-
3 слайд
Сумка
тяжелая — легкая -
4 слайд
Чай
холодный — горячий -
5 слайд
Мячик
большой — маленький -
6 слайд
Машина
чистая — грязная -
7 слайд
Стакан
пустой — полный -
8 слайд
Мальчик
весёлый — грустный -
9 слайд
Синонимы — слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение.
-
10 слайд
грустный,
печальный
котёнок -
11 слайд
холодный,
морозный, зимний
вечер -
12 слайд
старый,
ветхий
чемодан -
13 слайд
смышленый,
умный
ученик -
14 слайд
кривая,
извилистая
дорожка -
15 слайд
красивая,
прекрасная
роза -
16 слайд
жаркий,
летний, знойный
день -
-
18 слайд
https://www.liveinternet.ru/users/irisha___irishka/post249353093/
https://www.detiam.com/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B/
https://klike.net/875-kartinka-spasibo-za-urok-dlya-prezentacii-25-foto.html
Имена прилагательные близкие и противоположные по значению .
Учитель: Трошина Ирина Николаевна
МБОУ Останкинская СШ
Городской округ город Бор
Нижегородская область
Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку.
Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь всё, что хочешь. Будет солнце, море, пляж. Что же это?..
Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку
Мы порядок соблюдаем, Нарушителей ругаем. Нынче класс у нас нешумный, Потому что класс…
Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку
Листы у неё белые-белые, Они не падают с веток. На них я ошибки делаю Среди полосок и клеток.
Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку
Я уроки посещаю
И всегда веду дневник
Сам себя я называю
Школьник или…
Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я …
Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель-
Проведёт урок…
А если учитель женщина, то как по-другому назвать?
Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку
На урок она пришла
Учиться, не лениться.
На все вопросы отвечать
Будет …
Проверка
- Карандаш, дежурный, тетрадь, ученик, пенал, учитель, учительница, ученица.
-К какой теме относятся записанные слова?
— Какой частью речи они являются?
-Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к каждому имени существительному.
Прочитайте слова. Какой частью речи они являются?
Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.
-Какой признак они могут обозначать?
Распределим слова в 2 столбика. В один столбик слова, обозначающие хорошие качества человека, а в другой – плохие.
Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.
Проверка:
храбрый трусливый
мужественный робкий
смелый застенчивый
отважный нерешительный
- Что мы можем сказать о каждой группе?
- Как они называются?
Синонимы
это слова одной части речи , различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.
Проверка:
храбрый трусливый
мужественный робкий
смелый застенчивый
отважный нерешительный
- А если сравним хорошие и плохие качества человека, какими они будут друг другу?
- Как они называются?
Антонимы
- это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.
Постановка цели и задач на уроке.
- О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- Чему будем учиться?
Упражнения:
- р.т. с. 44 упр. 94, упр. 95
- Выпишите из словаря с.140 синонимы к словам:
Голубой-…, грустный-…, жаркий-…, красный — …, чуткий — …, правильный- …, смешной — ….
«Подбери нужные имена прилагательные»
Прочитайте, вставь нужные имена прилагательные. Слова для справок: длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные, маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого .
1. ________сторона – мать, а _________________ — мачеха. 2. Веревка хороша ______________, а речь — _______________. 3. _____________дело лучше ______________безделья. 4. Платье хорошо _______________, а друг ______________.
5. ________________ слово лечит, а ______________ — калечит. 6. Осенью дни ______________, а весной __________________.
Итоги урока:
- Чему учились?
- Что было непонятным?
Домашнее задание:
с.91 упр.157
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Буква Л
- Рамка
- Здания-карандаши, книги
- Учебник и буквы
- Фон
На момент создания шаблона все ссылки являются активными
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона
Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области
Сайт http://minus-plus-mus.ucoz.ru/
© Полшкова В.В., 2019
Словарь «Синонимы»
учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс) на тему
Материал включает наиболее распространенные синонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Синонимы — это слова, близкие по значению.
Распутица , бездорожье, беспутица
Дорога , путь, линия, колея
Простор , ширь, даль, приволье, раздолье
Прохлада , свежесть, холодок
Половодье , разлив, паводок, полая вода
Темнота , мрак, мгла, потемки
Перерыв , пауза, остановка, передышка
Палка , булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень, хлыст
Парк , сад, роща, сквер
Тропинка , тропка, тропа, дорожка, стёжка
Птичка , птаха, пичужка, пичуга
Метель , вьюга, буран, пурга, ураган, шторм
Родина , отечество, отчизна
Источник , ключ, родник
Происхождение , начало, возникновение, источник, корень
Пространство , расстояние, дистанция, период, промежуток времени
Пустяк , пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха
Путаница , неразбериха, сумятица, сумбур, хаос, ералаш, каша
Острог , темница, тюрьма
Обрыв , круча, крутизна
Беспогодица , мокропогодица, непогода, безвременье, ненастье
Граница , рубеж, черта, линия, предел
Овраг , буерак, балка
Вершина , верх, верхушка, гребень (горы, волны), конек (крыши)
Песнь , песня, гимн, псалом, ода, романс, кантата, серенада, ария, опера,
Остановка , задержка, заминка, застой, затишье, пауза, перерыв, антракт, запятая, точка
Холод , мороз, стужа
Дети , детвора, ребята
Забава , развлечение, потеха
Свобода , независимость, воля
Восторг , восхищение, ликование, веселье, радость, умиление
Друг , приятель, товарищ
Враг , противник, неприятель, недруг
Задира , забияка, драчун
Праздник , торжество, триумф
Разведчик , агент, шпион, лазутчик, резидент
Предлог , причина, повод, основание, оправдание, отговорка
Комната , светлица, светелка, горница, каморка
Мир , вселенная, космос
Предсказатель , пророк, предвестник, вещий, провидец
Ровесник , сверстник, одногодок, однолеток
Страх , боязнь, испуг, ужас, паника, трепет
Плит , жулик, мошенник, обманщик, шарлатан
Зачинщик (Первый, главный) , запевала, застрельщик, затейник, инициатор, пионер
Дармоед , тунеядец, прихлебатель, трутень
Лентяй, лодырь, ленивец
Раскаяние , сожаление, угрызение
Расставание , разлука, прощание
Походка (усталая, летящая, журавлиная), поступь (важная, горделивая), шаг(бодрый, тихий, черепаший)
Покровитель , защитник, заступник, опекун
Пища , кушанье, снедь, еда, яства
Произведение , творение, создание, работа, дело, изделие, поделка
Путник , странник, пилигрим
Удача , счастье, везение, фортуна
Ханжа , лицемер, фарисей
Шалун , проказник, баловник, озорник, сорванец, постреленок, бедокур
Эгоист , себялюб, самолюбец
Равнодушие , безразличие, безучастие
Событие , случай, происшествие, приключение, эпизод
Волшебник , колдун, кудесник, маг , чародей
Поэт , стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит
Февраль , снежень, лютый
Март , зимобор, березень
Апрель , снегогон, цветень
Май , травник, травень
Июнь , хлеборост, червец
Июль , липец, страдник, сенозарник
Август , жнивень, серпень
Октябрь , грязник, листопад
Декабрь , студень, стужайло, студенец
Родной , отчий, отеческий
Страшный , ужасный, жуткий, чудовищный, зверский, дьявольский
Сильный , мощный, могучий
Быстрый , проворный, прыткий,
Дремучий , глухой, густой
Печальный , безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый Белый , белоснежный, молочный, снежный, лилейный, кипенный
Чёрный, вороной (конь), смоляной (волос), агатовый (глаз)
Красный , румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый
Лиловый , фиолетовый, сиреневый
Зеленый , изумрудный, малахитовый
Желтый , золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, соломенный
Синий , кубовый, васильковый , индиговый, сапфировый, ультрамариновый
Голубой , лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный
Серый , стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, дикий (устар.)
Прежний , былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)
Небывалый , невиданный, неслыханный, невероятный, необыкновенный
Душистый , ароматный, пахучий
Блестящий , яркий, светлый, лучистый, лучезарный
Близкий , ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегающий, соседний
Мокрый , сырой, влажный, волглый
Угрюмый , мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный
Старый, ветхий, дряхлый(о вещах)
Безграничный , бесконечный, безмерный, необъятный, необозримый, неизмеримый, безбрежный
Красивый , прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, восхитительный, пленительный, живописный
Вкусный , аппетитный, лакомый
Безобразный , некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприглядный, нескладный
Жаркий , знойный, жгучий, горячий, палящий
Бесподобный , неподражаемый, несравненный, идеальный, образцовый
Холодный , морозный, ледяной
(Погода) ненастная , пасмурная
Вольный , беспрепятственный, независимый, самостоятельный
Дивный , чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, обворожительный, очаровательный, чарующий, непонятный, редкий (см. красивый )
Развесистый , разлапистый, раскидистый
Грустный , печальный, скучный, невеселый
Большой , гигантский, громадный, огромный, исполинский
Аккуратный , опрятный, чистый
Старательный , прилежный, усердный, ретивый
Чувствительный , чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, тонкий, щепетильный
Благородный , аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский
Трудный , сложный, непростой, мудреный, хитрый
Бдительный , бодрый, зоркий, чуткий, неусыпный, наблюдательный, недремлющий, заметливый, внимательный
Неспособный , неумелый, бездарный
Безжалостный , бессердечный, бездушный, бесчеловечный, бесчувственный, беспощадный, кровожадный, свирепый, жестокий, немилосердный, черствый, холодный, зверский, лютый, варварский
Беззаботный , беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный
Безнравственный , распущенный, дурной, непристойный, неприличный
Беспокойный , неугомонный, баловливый, суетливый, непоседливый, подвижный, шустрый, юркий, шаловливый, егозливый
Миловидный , пригожий, осанистый, видный
Болтливый , говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый.
Вежливый , внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный
Верный , надежный, преданный
Старый , пожилой, престарелый
Грустный , печальный, скучный, невеселый
Веселый , радостный, ликующий, жизнерадостный
Гостеприимный , радушный, хлебосольный
Враждебный , злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный
Вспыльчивый , гневливый, запальчивый, раздражительный, неуравновешенный
Робкий , несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый
Дерзкий , резкий, грубый, вызывающий
Добродушный , благодушный, беззлобный, доброжелательный, душевный, сердечный
Податливый , покладистый, гибкий, сговорчивый, уступчивый
Подлый , бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный
Легкомысленный , ветреный, неосмотрительный, неосторожный
Осторожный , благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный
Откровенный , открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолинейный, чистосердечный, бесхитростный, наивный
Лицемерный , двуличный, двуязычный, криводушный, лукавый, притворный, фальшивый
Льстивый , вкрадчивый, угодливый, елейный
Подр обный, обстоятельный, обширный, полный, доскональный, основательный, исчерпывающий
Несчастный , несчастливый, бедный, злополучный, горемычный, многострадальный, обездоленный
Порядочный , добропорядочный, благородный, достойный, нравственный, честный, благопристойный
Догадливый , дальновидный, прозорливый, проницательный, сметливый, смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый, изобретательный, смекалистый
Глупый, неразумный, несмышленый
Сварливый , вздорный, бранчливый
Разборчивый , требовательный, прихотливый, капризный, привередливый
(Друг) задушевный , закадычный, близкий, искренний, неизменный
Бессовестный , непозволительный, неблаговидный, темный, грешный
Сильный , мощный, могучий
Т рудолюбивый , работящий, радивый
Умный , неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозговитый, головастый
Слабохарактерный , бесхарактерный, безвольный, слабодушный
Хладнокровный , выдержанный, сдержанный, невозмутимый, спокойный, уравновешенный
Честный , беспорочный, непорочный
Чуткий , отзывчивый, участливый, внимательный, душевный, сердечный
Обыкновенный, обычный, заурядный
Иностранный, заграничный т зарубежный
Смелый , храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, предприимчивый, решительный, не робкого десятка
Угрюмый , мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный
Печальный , безотрадный, безрассветный, горестный, горький, грустный, жалобный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый
Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный
Искренний , бесхитростный, откровенный
Вялый , безжизненный, апатичный, неповоротливый, медлительный, нерасторопный
Ласковый , любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходительный
Смешной , забавный, комичный, потешный, уморительный, остроумный
Светать , рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть
Светить , сиять, сверкать
Блестеть , сиять, сверкать, искриться, светиться
Дрожать , трястись, трепетать
Подниматься , всходить, восходить, взбираться, взгромождаться, вскарабкиваться, вскакивать, всплывать, вздыматься, взвиваться, взлетать
Моросит (дождь ) , накрапывает, идет, льет, припусти л
Приближаться , подкрадываться, подползать, подходить, подступать
Притворяться , прикидываться, притаиться, лукавить, хитрить, показывать вид, надевать личину, играть роль
Продолжаться , длиться, тянуться, простираться
Гореть , пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть
Греметь , грохотать, громыхать, рокотать
Проникать , входить, вкрадываться, вламываться, влезать, врываться, вторгаться, проходить, пробираться, просачиваться, продираться, протискиваться, забираться, залезать.
Пропадать , потеряться, затеряться, исчезать, испаряться, улетучиваться
Простираться , раскидываться, расстилаться, разметаться, стлаться, стелиться
Прыгать , скакать, сигать
Разбушеваться , разыграться, расходиться
Развевать , колыхать, полоскать, трепать
Смеркаться , темнеть, вечереть
Беспокоиться , тревожиться, волноваться
Бояться , пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха
Заглядеться , засмотреться, залюбоваться
Сказать , молвить, проговорить, произнести, болтать, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать
Видеть , наблюдать, замечать, примечать, любоваться
Вкушать , есть, отведывать, пробовать
Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться
Воровать * красть, похищать, прикарманивать, присваивать, таскать
Врать , лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать
Выучить , затвердить, усвоить, вызубрить
Горевать , скорбить, сокрушаться, убиваться, тужить
Грустить , печалиться, унывать, кручиниться
Делать , мастерить, сооружать, творить, создавать
Осмеливаться , дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться
Отчаиваться , унывать, терять надежду, предаваться отчаянию
Охранять , беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах
Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать(песню), подтягивать голосом, вторить
Писать , записывать, строчить, выводить, черкать, чертить
Побеждать , одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение
Подозревать , заподозрить, сомневаться, усомниться
Подчиняться , сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться
Поймать , изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, подцепить, разыскать, напасть на след
Почитать, чтить, уважать, ценить, боготворить, дорожить, оказывать почтение (уважение, внимание)
Приближаться , подкрадываться, подползать, подходить, подступать
Просить , упрашивать, молить, умолять, заклинать
Радовать , веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать
Развлекать , забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать
Важничать , кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться
Растеряться , оторопеть, опешить
Рисоваться , красоваться, позировать
Сердиться , дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до белого каления, рвать и метать
Скитаться , кочевать, мыкаться (по свету)
Упрямиться , упорствовать, упираться, артачиться
Ск рывать , таить, прятать
П равить , управлять, руководить, командовать, распоряжаться, верховодить
2. Синонимы и антонимы
Привет!
Помнишь, как в парке аттракционов поссорились второклассники Женя и Алиса? Хорошо, что в этом парке гулял учёный-лингвист Аристарх Семёнович. Он и объяснил Алисе, что такое переносное значение слова. Учёный и Алиса отправились искать Женю. Мальчик стоял перед аттракционом «Синонимы и антонимы», но не решался туда войти.
— Женя! Извини меня, пожалуйста, за мои колючие слова, я ранила тебя ими в самое сердце! Больше не буду, — обещала Алиса.
— «Ранила колючими словами в сердце» — это ты сказала в переносном смысле, — удивился Женя. — Я тебя прощаю. А кто это рядом с тобой?
— Познакомься. Это учёный-лингвист на пенсии, Аристарх Семёнович. Он знает всё про слова, — сказала Алиса.
— Я могу помочь вам сыграть в аттракцион «Синонимы и антонимы», — пообещал учёный.
Синонимы — это разные слова, но они близки по значению.
Например, «бежать» — «мчаться». Это синонимы.
Значения слов-синонимов различаются оттенками.
Прочитай предложение, сравни синонимы «бежать» и «мчаться».
Женя не просто бежал, он мчался быстрее ветра.
Антонимы — это слова абсолютно разные, противоположные по значению.
Например, «бежать» и «стоять» — антонимы.
Синонимы или антонимы можно подобрать не к каждому слову.
Нельзя подобрать синонимы или антонимы к названиям некоторых предметов (ведро, ложка), именам или фамилиям (Аня, Витя, Пушкин), географическим названиям (Москва, Волга).
Слова «синоним» и «антоним» происходят из греческого языка. Слово «синоним» можно перевести как «одноимённый», а слово «антоним» — «противоположный по имени».
Аристарх Семёнович и ребята стали играть. На табло высвечивалось слово, и надо было подобрать синонимы или антонимы. Учёный-лингвист быстро это делал и набрал много очков. А у ребят совсем не получалось подбирать слова.
— Ну вот, мы проиграли, — расстроилась Алиса.
— Вам легко, Аристарх Семёнович, вы все синонимы и антонимы наизусть знаете! А как быть нам? — спросил Женя.
— Я вам сейчас помогу. — Учёный достал свой смартфон и стал в нём что-то искать. — Ах, вот они! Словари! Словарь синонимов и словарь антонимов.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/10/31/slovar-sinonimy
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/2-klass/slovo-18878/priamoe-i-perenosnoe-znachenie-slov-sinonimy-i-antonimy-5981735/re-7d7c6711-02c1-445e-b669-3390c1043384