Прилагательные синонимы 2 класс

Тип урока: комбинированный.

Тема: прилагательные синонимы и антонимы.

Цель: познакомить с прилагательными близкими
и противоположными по значению, формировать
умение использовать их в своей речи.

Задачи:

— формировать умение выделять в тексте имена
прилагательные по их лексико-грамматическим
признакам;

— дать понятие о прилагательных синонимах и
антонимах;

— учить подбирать к существительным
прилагательные синонимы и антонимы;

— устанавливать смысловые связи
прилагательного с именем существительным;

— обучать взаимоконтролю и самоконтролю;

— воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: мультимедиа-проектор,
школьный толковый словарь (по 1 на парте), шапочки
с надписями синонимы, антонимы.

План.

1. Оргмомент

2. Повторение

3. Новый материал

4. Физминутка

5 .Закрепление

6. Заключение

7. Домашнее задание

Ход урока

1. Оргмомент

Слово учителя

Сегодня на уроке мы с вами войдём во двор улицы
Языкознание, узнаем, кто там живёт, и поиграем в
различные игры.

На дверях домов некоторых жителей написано:

Фронт. опрос

Серый волк, рыжая лиса, косой заяц. (Слова
записаны на доске)

— Как называются данные пары слов? (Словосочетания)

— Из каких частей речи состоят наши
словосочетания? (Существительного и
прилагательного)

— Что мы называем именем прилагательным?

(Умение адекватно, осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в устной речи,
передавая содержание текста в соответствии с
целью и соблюдая нормы построения текста)

2. Повторение

Представим себе, что мы сели играть в песочнице
и решили.

Словарный

— Придумать прилагательное к словарному слову.

Диктант

Определить род и число. Словарик с. 136.

Учитель называет существительное, дети
придумывают к нему прилагательное. (Вкусные
ягоды, бурый медведь, молочный завод, тяжёлая
лопата, новое пальто)

(Выявление родовидовых и
ситуативно-существенных признаков)

3. Новый материал

— Тема и цель нашего пребывания на улице
Языкознания подскажет решение проблемы.

Решение проблемы дискуссия

маленький большой
мелкий крупный
ничтожный величайший
крохотный громадный

Беседа, дискуссия

— Почему слова разделены на 2 группы? (Одни
слова обозначают маленькие, а другие большие
объекты)

— О каких прилагательных идёт речь? (Близких и
противоположных по значению
)

(Умения слушать и слышать друг друга  умение
найти ход решения)

Работа с учебником

— Обратим внимание в учебник для подтверждения
наших предположений, упр.77, с. 50.

Отличается ли наш вывод от учебника? (Прилагательные
могут называть близкие и противоположные по
смыслу признаки предметов)

(Умение сравнить свой ход мысли с другим)

Дискуссия

— Подумайте о плане нашей работы. Чем будем
заниматься? (Предположения детей)

(Самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели)

Слово учителя

— Петя Ошибкин прочитал текст и подумал, можно
ли заменить в стихотворении В. Маяковского храбрый
прилагательным: смелый, отважный, мужественный?
Изменится ли при этом смысл предложения?

Работа с учебником

Упр 79, с. 50–51.

Дискуссия

Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни пригодится.

(Умение решить задачу, связывая её со своим
опытом, установление учащимися связи междуцелью
учебной деятельности и ее мотивом)

Слово учителя

Вывод: иногда для большей точности,
выразительности, для избегания повторов можно
употреблять слова, близкие по значению.

Работа с учебником

— Чтение правила о синонимах и антонимах с. 51–52.

(Смелый, храбрый, мужественный, отважный — это
слова, близкие по смыслу (синонимы). Они могут
заменять друг друга. Толстый — тонкий, широкий —
узкий, короткий — длинный — это слова,
противоположные по смыслу (антонимы))

(Смысловое чтение)

Идём дальше.

Работа с учебником

— Выполнение упр 78, с. 50. Выписать из каждого
предложения парами прилагательные, которые
называют противоположные признаки предметов. (Учащиеся
перевоплощаются в антонимы, надев шапочки:

Канат толстый, а бечёвка тонкая.
Зимой день короткий, а летом длинный.
Уголь чёрный, а мел белый.
Дорога широкая, а тропинка узкая.)

Взаимороверка

(Смысловое чтение поиск и выделение
необходимой информации управление поведением
партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера)

Поиграем во дворе одного из домов.

Работа в парах

Игра “Наоборот”.

— Устно составить небольшой рассказ, который
заканчивался одним из данных предложений.

(Нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания)

Слово учащихся

Вывод: антонимы обогащают, делают речь яркой.

(Умение обобщать, грамотно излагать свои мысли)

Мы зашли в гости к одному из друзей, попили чай и
стали играть: Игра “Кто кого”.

Работа с учебником, словарём

— Выполнение упр. 80, с. 52.

Составить предложения, используя подходящие по
смыслу прилагательные синонимы. Какой вариант
справиться быстрее и правильнее.

Работа в парах сверка с образцом на доске

Учащиеся перевоплощаются в синонимы, надев
шапочки.

Значение слов можно посмотреть в словаре.

(Стоит (горячая, жаркая) погода.
Песок на пляже (горячий, жаркий).
Бежит (скорая, быстрая) река.
Мчится (скорый, быстрый) поезд.)

(Нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания, саморегуляция,
смысловое чтение, умение работать со словарём)

Cлово учащихся

Вывод: чтобы правильно употребить синоним или
антоним, надо знать его значение.

(Умение обобщать, грамотно излагать свои мысли)

Устали играть дома, бежим на улицу на
физминутку.

4. Физминутка

Изобразите антонимы к моим словам: быстрый,
весёлый, молчаливый, неряшливый, здоровый,
высокий.

(Рефлексия способов и условий действия)

5. Закрепление

Давайте подойдём к доске объявлений и прочтём,
что там написано.

Работа с учебником работа в парах.

— Выполнение упр. 81 с. 53. Прочитать слова.

Выделить в них ударные и безударные гласные.

К выделенным словам подобрать антонимы (письменно):

(Учитель, дежурный, тетрадь, ученик, пенал,
ворона, корова, собака, карандаш, воробей.)

К остальным подобрать синонимы устно.

(Смысловое чтение, синтез как составление
целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
смыслообразования)

Слово учителя

Вывод: Прилагательные синонимы и антонимы
передают оттенки речи.

6. Заключение, рефлексия

Время нашего пребывания на улице Языкознание
подошло к концу. Кто же там живёт. В какие игры мы
успели поиграть?

Фронтальный опрос

— Вспомните тему нашего урока. Для чего мне
нужно использовать в речи синонимы и антонимы?

— Чему вы научились на уроке? Каковы ваши успехи?

— У кого были успешные ответы?

— Какое задание было интересным, что вызвало
затруднения?

— С каким настроением вы уйдёте с урока?

(Самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка результатов
деятельности)

7. Домашнее задание

Работа с учебником чтение беседа

— Выполнение упр.82 с. 53. Списать текст и
подчеркнуть прилагательные. С какими
существительными связаны по смыслу
прилагательные в предложениях. (Среди курчавой
травы стояла деревянная миска с мутной водой. В
неё бросали сухой хлеб для кур. Фунтик подошёл к
миске и вытащил из воды большую мокрую корку. (По
К. Паустовскому))

Придумать синонимы или антонимы к данным
прилагательным (устно).

(Смыслообразование, нравственно-этическое
оценивание, установление, причинно-следственных
связей, построение логической цепи рассуждений,
доказательство; выявление родовидовых и
ситуативно существенных признаков)

ТЕМА. «Прилагательные, противоположные по  смыслу.

               Употребление  их в  речи»

ЦЕЛИ:                  познакомить учащихся с именами прилагательными, противоположными по смыслу;

        развивать умение распознавать в тексте слова, обозначающие признаки предметов;

         развивать связную речь уч-ся, орфографическую зоркость, формировать навык каллиграфического письма;

воспитывать у детей интерес к русскому языку, терпение, трудолюбие.

ОБОРУДОВАНИЕ: изображения животных (зебры, зайца, лисицы, вороны, медведя), растений (ясень, берёза); карточки со словами.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент

2. Чистописание

Яя (заглавная – строчная; большая –  маленькая)

— Расскажите о букве, звуках, которые она обозначает.

яркий ясный ясень

— Какие соединения с буквой я встретились?

Письмо слов.

3. Актуализация новых знаний

— Что общего у этих слов? (Начинаются на я, буква я обозначает два звука, 5 букв, 2 слога, 1-вый слог ударный).

— Теперь найдём отличия.  Какое слово можно назвать лишним? (Ясень, т.к. в нём 5 звуков, а в остальных по 6; ясень – существительное, а ясный и яркий – прилагательные).

— Дайте определение имени прилагательного. Можно пользоваться таблицей.

— Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? (Размер, цвет, качество, возраст, форму, вкус и т.д.)

— Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, помогают описать предметы более точно).

4. Формирование новых знаний.

Наблюдения над антонимами

— Составьте красивое предложение со словом «ясень».

Запишем предложение под диктовку. Какие орфограммы услышали?

Проверка.

На доске:

На опушке леса шумел листвой старый ясень.

Прочитайте второе предложение.

Рядом с ним печально опустила  веточки молодая берёзка.

— Назовите «опасные места». Спишите предложение.

— Найдите имена прилагательные. Сравните их значения (Они противоположны по смыслу).

— Кто может определить тему нашего урока? («Прилагательные, противоположные по смыслу»).

— Кто-нибудь знает, как называются такие слова? (Антонимы).

На доске табличка «АНТОНИМЫ».

— Почему карточка двух цветов?

 — Какие антонимы нам уже сегодня встречались? (На чистописании маленькая-большая, заглавная-строчная; старый-молодая).

— Чему же мы будем сегодня учиться? (Подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)

— Для чего это нужно? (Чтобы речь стала более выразительной, чтобы собеседникам было приятно с нами общаться)

— Именно поэтому антонимы часто используют в литературных произведениях.

Словарная работа

— Попробуем подобрать антонимы к прилагательным. А начнём с записи имён существительных.

— Угадайте предмет (животное) по его признакам. Описание животных я взяла из ваших загадок. Все слова словарные.

— Верная, смелая, добрая, лохматая (собака);

рыжая, хитрая, пушистая, голодная (лиса);

косой, трусливый, слабый (заяц);

бурый, сильный, большой, косолапый (медведь).

На доске:

 Собака

лиса

заяц

медведь

— Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Запишем  прилагательные. На какие вопросы они отвечают?

Собака (какая?) добрая

лиса (какая?) голодная

заяц (какой?) трусливый

медведь (какой?) сильный

— В третий столбик запишем слова, противоположные по смыслу написанным прилагательным. Как называются такие слова? (Антонимы)

Собака (какая?) добрая – злая;

лиса (какая?) голодная – сытая;

заяц (какой?) трусливый – храбрый.

— Зайцы тоже иногда бывают смелыми. Кто помнит, как называется сказка про такого зайца, и кто её автор? («Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост». Её написал Д.Н. Мамин-Сибиряк).

медведь (какой?) сильный – слабый (после спячки).

— Какие слова мы сейчас подбирали? Дайте определение антонимам. (Антонимы – это слова, противоположные по смыслу).

Самостоятельная работа (разноуровневая).

— Прочитайте пары слов на карточках. К каким словам антонимы указаны неверно? Исправьте ошибки. Сильные уч-ся придумывают свою пару антонимов.

Высокий – широкий; звонкий – глухой; грустный — печальный; большой – маленький.

— Не забывайте, что сравниваются предметы только по одному признаку.

— С помощью слов – антонимов охарактеризуйте названных ниже животных, героев сказок и басен. Подчеркните слова, противоположные по смыслу.

Муха – слон (по величине), ягнёнок – волк (по силе), ворона – лисица (по уму).  

Знакомство со словарём антонимов.

— Существуют специальные словари антонимов, где антонимы располагаются в алфавитном порядке. Я искала антоним к слову «свежий». Оказалось, что их несколько.

Например.  Свежий огурец – солёный огурец;

                  свежий хлеб – чёрствый хлеб,

                  свежая рубашка –  грязная  рубашка.

         Лёгкий ветерок — …

         лёгкий рюкзак — …

 — Почему у одного слова несколько антонимов? (Это слово имеет несколько значений).

 Многозначные слова могут иметь несколько антонимов.

                                                     Физкультминутка

Письмо по памяти.

— Антонимы очень часто встречаются в пословицах и поговорках. Пословицы тоже есть в словаре антонимов.

Осенью дни ненастные, а весной ясные.

… друг лучше … двух.

— Запишите по памяти вторую пословицу. Подчеркните антонимы.

— А сколько загадок с антонимами можно встретить!

— Кто знает такую загадку? (Летом белый, зимой серый. (Заяц)

          Белый зайчик прыгает по чёрному полю, следы оставляет (мел, доска).

—  В сказках тоже очень часто можно встретить антонимы. (Г. Цыферов, маленькая                     сказка про зебру)

5. Домашнее задание.

Вспомнить или придумать загадку, пословицу, сказку, в которой есть антонимы.

6. Закрепление изученного материала

Распространение предложений

На доске:

Выпал снег.

Тает снег.

— О чём предложения?

— В каком предложении говорится о весеннем снеге, в каком о зимнем?

— Как догадались?

— Заметили в предложениях антонимы? (Выпал – тает.)

— Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы)

— Докажите.

— Другие части речи тоже могут иметь противоположные значения.

— Предложения красивые, выразительные? (Нет.)

— Что же нам сделать, чтобы они стали более интересными? (Добавить признаки)

— Каким может быть снег, который выпадает в начале зимы?

— А весенний снег?

Первый,

белый,

мягкий,

чистый,

пушистый,

свежий,

рыхлый,

серебристый.

Последний,

колючий,

грязный,

мокрый,

серый,

старый.

— Мы сейчас попробуем распространить предложения, чтобы они стали более выразительными, используя для этого прилагательные и другие части речи.

Индивидуальные задания.

— Найти в столбиках антонимы. … пойдёт к доске, найдёт в столбиках пары антонимов и соединит их линиями.

Игра.

— А сейчас послушайте рассказ о двух девочках, которые играли в необычную игру.

— Рая и Лена сидят после дождя под «грибком»:

— Белый,- говорит Рая.

— Чёрный, — отвечает Лена и продолжает, — Тяжелый.

— Легкий, — отвечает Рая и говорит, — Сильный.

— Слабый.

— Во что это вы играете? – спросила мама.

— В «наоборотики», — отвечают девочки. – Одна называет признак предмета, а другая – слово с противоположным значением. Если кто-то не ответит, другой – выиграл.

— Интересная игра, молодцы! – похвалила мама девочек.

— Какие слова называли девочки? А сейчас и мы с вами сыграем в такую же игру. Я называю вам признак какого-либо предмета, а вы – противоположный ему по смыслу. Начнём:

Длинный – короткий

Чистый – грязный

Грустный – весёлый

Зимний – летний

Новый – старый

Горячий – холодный

Светлый – тёмный

Здоровый – больной

Толстый – тонкий

Сытый – голодный

 Мягкий – твёрдый

— Молодцы, ребята! Проверим работу на доске.

Итог урока.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Какую задачу мы перед собой ставили? (Подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)

— Научились?

 Понравился урок?

— Какие задания запомнились?

— Кто очень старался сегодня?

— Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме?

— Кому ещё надо потренироваться?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Учитель начальных классов
 МОУ школы№8 г.о. Жуковский МО
Засыпкина Светлана В...

    1 слайд

    Учитель начальных классов
    МОУ школы№8 г.о. Жуковский МО
    Засыпкина Светлана Викторовна
    Антонимы
    и синонимы
    имен прилагательный

  • Антонимы — это слова, имеющие прямо противоположные лексические...

    2 слайд

    Антонимы — это слова, имеющие прямо противоположные лексические значения.

  • Сумка         тяжелая     -      легкая

    3 слайд

    Сумка
    тяжелая — легкая

  • Чай       холодный   -     горячий

    4 слайд

    Чай
    холодный — горячий

  • Мячик      большой     -    маленький

    5 слайд

    Мячик
    большой — маленький

  • Машиначистая      -       грязная

    6 слайд

    Машина
    чистая — грязная

  • Стакан         пустой     -      полный

    7 слайд

    Стакан
    пустой — полный

  • Мальчиквесёлый     -    грустный

    8 слайд

    Мальчик
    весёлый — грустный

  • Синонимы — слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них...

    9 слайд

    Синонимы — слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение.

  • грустный,    печальный   котёнок

    10 слайд

    грустный,
    печальный
    котёнок

  • холодный, морозный, зимнийвечер

    11 слайд

    холодный,
    морозный, зимний
    вечер

  • старый, ветхийчемодан

    12 слайд

    старый,
    ветхий
    чемодан

  • смышленый, умныйученик

    13 слайд

    смышленый,
    умный
    ученик

  • кривая, извилистаядорожка

    14 слайд

    кривая,
    извилистая
    дорожка

  • красивая, прекраснаяроза

    15 слайд

    красивая,
    прекрасная
    роза

  • жаркий,летний, знойныйдень

    16 слайд

    жаркий,
    летний, знойный
    день

  • https://www.liveinternet.ru/users/irisha___irishka/post249353093/

https://ww...

    18 слайд

    https://www.liveinternet.ru/users/irisha___irishka/post249353093/

    https://www.detiam.com/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B/

    https://klike.net/875-kartinka-spasibo-za-urok-dlya-prezentacii-25-foto.html

      Имена прилагательные близкие и противоположные по значению .  Учитель: Трошина Ирина Николаевна МБОУ Останкинская СШ Городской округ город Бор Нижегородская область

Имена прилагательные близкие и противоположные по значению .

Учитель: Трошина Ирина Николаевна

МБОУ Останкинская СШ

Городской округ город Бор

Нижегородская область

Словарная работа .  Отгадайте загадку и напишите отгадку.   Остро носик ты заточишь. Нарисуешь всё, что хочешь.  Будет солнце, море, пляж.  Что же это?..

Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Остро носик ты заточишь.

Нарисуешь всё, что хочешь. Будет солнце, море, пляж. Что же это?..

Словарная работа .  Отгадайте загадку и напишите отгадку Мы порядок соблюдаем,  Нарушителей ругаем.  Нынче класс у нас нешумный,  Потому что класс...

Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку

Мы порядок соблюдаем, Нарушителей ругаем. Нынче класс у нас нешумный, Потому что класс…

Словарная работа .  Отгадайте загадку и напишите отгадку Листы у неё белые-белые,  Они не падают с веток.  На них я ошибки делаю  Среди полосок и клеток.

Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку

Листы у неё белые-белые, Они не падают с веток. На них я ошибки делаю Среди полосок и клеток.

Словарная работа .  Отгадайте загадку и напишите отгадку Я уроки посещаю И всегда веду дневник Сам себя я называю Школьник или…

Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку

Я уроки посещаю

И всегда веду дневник

Сам себя я называю

Школьник или…

Словарная работа .  Отгадайте загадку и напишите отгадку На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь. Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я …

Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я …

Словарная работа .  Отгадайте загадку и напишите отгадку Громко прозвенел звонок, В классе начался урок. Знает школьник и родитель- Проведёт урок… А если учитель женщина, то как по-другому назвать?

Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель-

Проведёт урок…

А если учитель женщина, то как по-другому назвать?

Словарная работа .  Отгадайте загадку и напишите отгадку На урок она пришла Учиться, не лениться. На все вопросы отвечать Будет …

Словарная работа . Отгадайте загадку и напишите отгадку

На урок она пришла

Учиться, не лениться.

На все вопросы отвечать

Будет …

Проверка  Карандаш, дежурный, тетрадь, ученик, пенал, учитель, учительница, ученица. -К какой теме относятся записанные слова? - Какой частью речи они являются? -Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к каждому имени существительному.

Проверка

  • Карандаш, дежурный, тетрадь, ученик, пенал, учитель, учительница, ученица.

-К какой теме относятся записанные слова?

— Какой частью речи они являются?

-Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к каждому имени существительному.

Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный. -Какой признак они могут обозначать?

Прочитайте слова. Какой частью речи они являются?

Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.

-Какой признак они могут обозначать?

Распределим слова в 2 столбика. В один столбик слова, обозначающие хорошие качества человека, а в другой – плохие. Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.

Распределим слова в 2 столбика. В один столбик слова, обозначающие хорошие качества человека, а в другой – плохие.

Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.

Проверка: храбрый трусливый мужественный робкий смелый застенчивый отважный нерешительный Что мы можем сказать о каждой группе? Как они называются?

Проверка:

храбрый трусливый

мужественный робкий

смелый застенчивый

отважный нерешительный

  • Что мы можем сказать о каждой группе?
  • Как они называются?

Синонимы это слова одной части речи , различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.

Синонимы

это слова одной части речи , различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.

Проверка: храбрый трусливый мужественный робкий смелый застенчивый отважный нерешительный А если сравним хорошие и плохие качества человека, какими они будут друг другу? Как они называются?

Проверка:

храбрый трусливый

мужественный робкий

смелый застенчивый

отважный нерешительный

  • А если сравним хорошие и плохие качества человека, какими они будут друг другу?
  • Как они называются?

Антонимы это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.

Антонимы

  • это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.

Постановка цели и задач на уроке. О чём мы будем сегодня говорить на уроке? Чему будем учиться?

Постановка цели и задач на уроке.

  • О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
  • Чему будем учиться?

Упражнения: р.т. с. 44 упр. 94, упр. 95 Выпишите из словаря с.140 синонимы к словам: Голубой-…, грустный-…, жаркий-…, красный - …, чуткий - …, правильный- …, смешной - ….

Упражнения:

  • р.т. с. 44 упр. 94, упр. 95
  • Выпишите из словаря с.140 синонимы к словам:

Голубой-…, грустный-…, жаркий-…, красный — …, чуткий — …, правильный- …, смешной — ….

 «Подбери нужные имена прилагательные» Прочитайте, вставь нужные имена прилагательные.  Слова для справок:  длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные, маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого . 1. ________сторона – мать, а _________________ - мачеха.  2. Веревка хороша ______________, а речь - _______________.  3. _____________дело лучше ______________безделья.  4. Платье хорошо _______________, а друг ______________. 5. ________________ слово лечит, а ______________ - калечит.  6. Осенью дни ______________, а весной __________________.

«Подбери нужные имена прилагательные»

Прочитайте, вставь нужные имена прилагательные. Слова для справок:  длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные, маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого .

1. ________сторона – мать, а _________________ — мачеха. 2. Веревка хороша ______________, а речь — _______________. 3. _____________дело лучше ______________безделья. 4. Платье хорошо _______________, а друг ______________.

5. ________________ слово лечит, а ______________ — калечит. 6. Осенью дни ______________, а весной __________________.

Итоги урока: Чему учились? Что было непонятным?

Итоги урока:

  • Чему учились?
  • Что было непонятным?

Домашнее задание: с.91 упр.157

Домашнее задание:

с.91 упр.157

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Буква Л Рамка Здания-карандаши, книги Учебник и буквы Фон На момент создания шаблона все ссылки являются активными Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области Сайт http://minus-plus-mus.ucoz.ru/  © Полшкова В.В., 2019

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  • Буква Л
  • Рамка
  • Здания-карандаши, книги
  • Учебник и буквы
  • Фон

На момент создания шаблона все ссылки являются активными

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона

Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области

Сайт http://minus-plus-mus.ucoz.ru/

© Полшкова В.В., 2019

Словарь «Синонимы»
учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс) на тему

Материал включает наиболее распространенные синонимы.

Скачать:

Вложение Размер
sinonimy.doc 107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синонимы — это слова, близкие по значению.

Распутица , бездорожье, беспутица

Дорога , путь, линия, колея

Простор , ширь, даль, приволье, раздолье

Прохлада , свежесть, холодок

Половодье , разлив, паводок, полая вода

Темнота , мрак, мгла, потемки

Перерыв , пауза, остановка, передышка

Палка , булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень, хлыст

Парк , сад, роща, сквер

Тропинка , тропка, тропа, дорожка, стёжка

Птичка , птаха, пичужка, пичуга

Метель , вьюга, буран, пурга, ураган, шторм

Родина , отечество, отчизна

Источник , ключ, родник

Происхождение , начало, возникновение, источник, корень

Пространство , расстояние, дистанция, период, промежуток времени

Пустяк , пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Путаница , неразбериха, сумятица, сумбур, хаос, ералаш, каша

Острог , темница, тюрьма

Обрыв , круча, крутизна

Беспогодица , мокропогодица, непогода, безвременье, ненастье

Граница , рубеж, черта, линия, предел

Овраг , буерак, балка

Вершина , верх, верхушка, гребень (горы, волны), конек (крыши)

Песнь , песня, гимн, псалом, ода, романс, кантата, серенада, ария, опера,

Остановка , задержка, заминка, застой, затишье, пауза, перерыв, антракт, запятая, точка

Холод , мороз, стужа

Дети , детвора, ребята

Забава , развлечение, потеха

Свобода , независимость, воля

Восторг , восхищение, ликование, веселье, радость, умиление

Друг , приятель, товарищ

Враг , противник, неприятель, недруг

Задира , забияка, драчун

Праздник , торжество, триумф

Разведчик , агент, шпион, лазутчик, резидент

Предлог , причина, повод, основание, оправдание, отговорка

Комната , светлица, светелка, горница, каморка

Мир , вселенная, космос

Предсказатель , пророк, предвестник, вещий, провидец

Ровесник , сверстник, одногодок, однолеток

Страх , боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Плит , жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Зачинщик (Первый, главный) , запевала, застрельщик, затейник, инициатор, пионер

Дармоед , тунеядец, прихлебатель, трутень

Лентяй, лодырь, ленивец

Раскаяние , сожаление, угрызение

Расставание , разлука, прощание

Походка (усталая, летящая, журавлиная), поступь (важная, горделивая), шаг(бодрый, тихий, черепаший)

Покровитель , защитник, заступник, опекун

Пища , кушанье, снедь, еда, яства

Произведение , творение, создание, работа, дело, изделие, поделка

Путник , странник, пилигрим

Удача , счастье, везение, фортуна

Ханжа , лицемер, фарисей

Шалун , проказник, баловник, озорник, сорванец, постреленок, бедокур

Эгоист , себялюб, самолюбец

Равнодушие , безразличие, безучастие

Событие , случай, происшествие, приключение, эпизод

Волшебник , колдун, кудесник, маг , чародей

Поэт , стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит

Февраль , снежень, лютый

Март , зимобор, березень

Апрель , снегогон, цветень

Май , травник, травень

Июнь , хлеборост, червец

Июль , липец, страдник, сенозарник

Август , жнивень, серпень

Октябрь , грязник, листопад

Декабрь , студень, стужайло, студенец

Родной , отчий, отеческий

Страшный , ужасный, жуткий, чудовищный, зверский, дьявольский

Сильный , мощный, могучий

Быстрый , проворный, прыткий,

Дремучий , глухой, густой

Печальный , безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый Белый , белоснежный, молочный, снежный, лилейный, кипенный

Чёрный, вороной (конь), смоляной (волос), агатовый (глаз)

Красный , румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Лиловый , фиолетовый, сиреневый

Зеленый , изумрудный, малахитовый

Желтый , золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, соломенный

Синий , кубовый, васильковый , индиговый, сапфировый, ультрамариновый

Голубой , лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Серый , стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, дикий (устар.)

Прежний , былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Небывалый , невиданный, неслыханный, невероятный, необыкновенный

Душистый , ароматный, пахучий

Блестящий , яркий, светлый, лучистый, лучезарный

Близкий , ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегающий, соседний

Мокрый , сырой, влажный, волглый

Угрюмый , мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Старый, ветхий, дряхлый(о вещах)

Безграничный , бесконечный, безмерный, необъятный, необозримый, неизмеримый, безбрежный

Красивый , прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, восхитительный, пленительный, живописный

Вкусный , аппетитный, лакомый

Безобразный , некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприглядный, нескладный

Жаркий , знойный, жгучий, горячий, палящий

Бесподобный , неподражаемый, несравненный, идеальный, образцовый

Холодный , морозный, ледяной

(Погода) ненастная , пасмурная

Вольный , беспрепятственный, независимый, самостоятельный

Дивный , чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, обворожительный, очаровательный, чарующий, непонятный, редкий (см. красивый )

Развесистый , разлапистый, раскидистый

Грустный , печальный, скучный, невеселый

Большой , гигантский, громадный, огромный, исполинский

Аккуратный , опрятный, чистый

Старательный , прилежный, усердный, ретивый

Чувствительный , чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, тонкий, щепетильный

Благородный , аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Трудный , сложный, непростой, мудреный, хитрый

Бдительный , бодрый, зоркий, чуткий, неусыпный, наблюдательный, недремлющий, заметливый, внимательный

Неспособный , неумелый, бездарный

Безжалостный , бессердечный, бездушный, бесчеловечный, бесчувственный, беспощадный, кровожадный, свирепый, жестокий, немилосердный, черствый, холодный, зверский, лютый, варварский

Беззаботный , беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безнравственный , распущенный, дурной, непристойный, неприличный

Беспокойный , неугомонный, баловливый, суетливый, непоседливый, подвижный, шустрый, юркий, шаловливый, егозливый

Миловидный , пригожий, осанистый, видный

Болтливый , говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый.

Вежливый , внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный , надежный, преданный

Старый , пожилой, престарелый

Грустный , печальный, скучный, невеселый

Веселый , радостный, ликующий, жизнерадостный

Гостеприимный , радушный, хлебосольный

Враждебный , злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Вспыльчивый , гневливый, запальчивый, раздражительный, неуравновешенный

Робкий , несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Дерзкий , резкий, грубый, вызывающий

Добродушный , благодушный, беззлобный, доброжелательный, душевный, сердечный

Податливый , покладистый, гибкий, сговорчивый, уступчивый

Подлый , бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Легкомысленный , ветреный, неосмотрительный, неосторожный

Осторожный , благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный , открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолинейный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Лицемерный , двуличный, двуязычный, криводушный, лукавый, притворный, фальшивый

Льстивый , вкрадчивый, угодливый, елейный

Подр обный, обстоятельный, обширный, полный, доскональный, основательный, исчерпывающий

Несчастный , несчастливый, бедный, злополучный, горемычный, многострадальный, обездоленный

Порядочный , добропорядочный, благородный, достойный, нравственный, честный, благопристойный

Догадливый , дальновидный, прозорливый, проницательный, сметливый, смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый, изобретательный, смекалистый

Глупый, неразумный, несмышленый

Сварливый , вздорный, бранчливый

Разборчивый , требовательный, прихотливый, капризный, привередливый

(Друг) задушевный , закадычный, близкий, искренний, неизменный

Бессовестный , непозволительный, неблаговидный, темный, грешный

Сильный , мощный, могучий

Т рудолюбивый , работящий, радивый

Умный , неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозговитый, головастый

Слабохарактерный , бесхарактерный, безвольный, слабодушный

Хладнокровный , выдержанный, сдержанный, невозмутимый, спокойный, уравновешенный

Честный , беспорочный, непорочный

Чуткий , отзывчивый, участливый, внимательный, душевный, сердечный

Обыкновенный, обычный, заурядный

Иностранный, заграничный т зарубежный

Смелый , храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, предприимчивый, решительный, не робкого десятка

Угрюмый , мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Печальный , безотрадный, безрассветный, горестный, горький, грустный, жалобный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Искренний , бесхитростный, откровенный

Вялый , безжизненный, апатичный, неповоротливый, медлительный, нерасторопный

Ласковый , любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходительный

Смешной , забавный, комичный, потешный, уморительный, остроумный

Светать , рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть

Светить , сиять, сверкать

Блестеть , сиять, сверкать, искриться, светиться

Дрожать , трястись, трепетать

Подниматься , всходить, восходить, взбираться, взгромождаться, вскарабкиваться, вскакивать, всплывать, вздыматься, взвиваться, взлетать

Моросит (дождь ) , накрапывает, идет, льет, припусти л

Приближаться , подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Притворяться , прикидываться, притаиться, лукавить, хитрить, показывать вид, надевать личину, играть роль

Продолжаться , длиться, тянуться, простираться

Гореть , пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

Греметь , грохотать, громыхать, рокотать

Проникать , входить, вкрадываться, вламываться, влезать, врываться, вторгаться, проходить, пробираться, просачиваться, продираться, протискиваться, забираться, залезать.

Пропадать , потеряться, затеряться, исчезать, испаряться, улетучиваться

Простираться , раскидываться, расстилаться, разметаться, стлаться, стелиться

Прыгать , скакать, сигать

Разбушеваться , разыграться, расходиться

Развевать , колыхать, полоскать, трепать

Смеркаться , темнеть, вечереть

Беспокоиться , тревожиться, волноваться

Бояться , пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Заглядеться , засмотреться, залюбоваться

Сказать , молвить, проговорить, произнести, болтать, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать

Видеть , наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкушать , есть, отведывать, пробовать

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Воровать * красть, похищать, прикарманивать, присваивать, таскать

Врать , лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Выучить , затвердить, усвоить, вызубрить

Горевать , скорбить, сокрушаться, убиваться, тужить

Грустить , печалиться, унывать, кручиниться

Делать , мастерить, сооружать, творить, создавать

Осмеливаться , дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Отчаиваться , унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять , беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать(песню), подтягивать голосом, вторить

Писать , записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Побеждать , одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подозревать , заподозрить, сомневаться, усомниться

Подчиняться , сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться

Поймать , изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, подцепить, разыскать, напасть на след

Почитать, чтить, уважать, ценить, боготворить, дорожить, оказывать почтение (уважение, внимание)

Приближаться , подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Просить , упрашивать, молить, умолять, заклинать

Радовать , веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Развлекать , забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Важничать , кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Растеряться , оторопеть, опешить

Рисоваться , красоваться, позировать

Сердиться , дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до белого каления, рвать и метать

Скитаться , кочевать, мыкаться (по свету)

Упрямиться , упорствовать, упираться, артачиться

Ск рывать , таить, прятать

П равить , управлять, руководить, командовать, распоряжаться, верховодить

2. Синонимы и антонимы

Привет!
Помнишь, как в парке аттракционов поссорились второклассники Женя и Алиса? Хорошо, что в этом парке гулял учёный-лингвист Аристарх Семёнович. Он и объяснил Алисе, что такое переносное значение слова. Учёный и Алиса отправились искать Женю. Мальчик стоял перед аттракционом «Синонимы и антонимы», но не решался туда войти.

— Женя! Извини меня, пожалуйста, за мои колючие слова, я ранила тебя ими в самое сердце! Больше не буду, — обещала Алиса.
— «Ранила колючими словами в сердце» — это ты сказала в переносном смысле, — удивился Женя. — Я тебя прощаю. А кто это рядом с тобой?
— Познакомься. Это учёный-лингвист на пенсии, Аристарх Семёнович. Он знает всё про слова, — сказала Алиса.
— Я могу помочь вам сыграть в аттракцион «Синонимы и антонимы», — пообещал учёный.

Синонимы — это разные слова, но они близки по значению.
Например, «бежать» — «мчаться». Это синонимы.

Значения слов-синонимов различаются оттенками.
Прочитай предложение, сравни синонимы «бежать» и «мчаться».

Женя не просто бежал, он мчался быстрее ветра.

Антонимы — это слова абсолютно разные, противоположные по значению.
Например, «бежать» и «стоять» — антонимы.

Синонимы или антонимы можно подобрать не к каждому слову.
Нельзя подобрать синонимы или антонимы к названиям некоторых предметов (ведро, ложка), именам или фамилиям (Аня, Витя, Пушкин), географическим названиям (Москва, Волга).

Слова «синоним» и «антоним» происходят из греческого языка. Слово «синоним» можно перевести как «одноимённый», а слово «антоним» — «противоположный по имени».

Аристарх Семёнович и ребята стали играть. На табло высвечивалось слово, и надо было подобрать синонимы или антонимы. Учёный-лингвист быстро это делал и набрал много очков. А у ребят совсем не получалось подбирать слова.
— Ну вот, мы проиграли, — расстроилась Алиса.
— Вам легко, Аристарх Семёнович, вы все синонимы и антонимы наизусть знаете! А как быть нам? — спросил Женя.
— Я вам сейчас помогу. — Учёный достал свой смартфон и стал в нём что-то искать. — Ах, вот они! Словари! Словарь синонимов и словарь антонимов.

источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/10/31/slovar-sinonimy

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/2-klass/slovo-18878/priamoe-i-perenosnoe-znachenie-slov-sinonimy-i-antonimy-5981735/re-7d7c6711-02c1-445e-b669-3390c1043384

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прилагательные синоним умный
  • Прилагательные серьезный синонимы
  • Прилагательные новый синонимы
  • Прилагательные могут быть синонимами
  • Прилагательные красота синонимы