Прилагательные могут быть синонимами

Синонимия или разные оттенки значений

Если антонимы – это слова, которые выражают противоположное значение, то синонимы – наоборот. Они имеют одинаковое значение и относятся к одной части речи. Вся прелесть синонимии заключается в том, что, несмотря на схожее лексическое значение синонимов, каждый из них несет свой особый, часто неповторимый, оттенок значения. Это в значительной мере разнообразит русский язык, делает его более богатым, экспрессивным и, конечно же, максимально информативным. Синонимами можно назвать слова, которые являются взаимозаменяемыми в одном контексте. Например: «Он не выполнил задание в срок» — «Он не сделал задание в срок».

Использование синонимов в русском языке позволяет избегать однообразия и монотонности. У одного слова может быть несколько различных синонимов с разными оттенками лексических значений, поэтому каждый человек получает на вооружение большой арсенал возможностей выражения одних и тех же понятий разными словами, тем не менее, схожими по смыслу. Это приводит к тому, что, избирая разные синонимы для каких-то понятий, все люди говорят по-разному, имея возможность проявить в речи всю полноту своей личности.
Также, как и антонимы, синонимы могут встречаться в разных частях речи: глагол (делать – выполнять — реализовывать), имя существительное (доброта – великодушие — милосердие), имя прилагательное (смелый – мужественный – храбрый), наречие (быстро – шустро – оперативно – живо — молниеносно).
Несмотря на то, что синонимы имеют общее лексическое значение и выражают одно и тоже понятие, они все же отличаются своей экспрессивной окрашенностью. Разные синонимы также могут быть закреплены за определенным стилем речи, что приводит к тому, что одни синонимы могут использоваться в определенных случаях чаще, чем другие. К примеру, «начитанный» в народе будет использоваться намного чаще, чем его синоним «эрудированный», а «умный» — чаще, чем «интеллектуальный».

Полные и частичные синонимы

По степени своей синонимичности синонимы могут быть полными и частичными.

Полными синонимами считаются слова с тождеством лексических значений и контекстов. Хорошими примерами полных синонимов можно назвать: «помидор» — «томат», «образец» — «пример», «дублеты» — «варианты».

Частичные же синонимы совпадают лишь в части значений и различаются своей стилистической окраской и/или сочетаемостью. Например: «мороз» — «холод», «жара» — «зной», «защита» — «броня», «дождь» — «ливень».

Функции синонимов

По выполняемым функциям синонимы можно разделить на семантические и на стилистические, а также смешанные (семантико-стилистические).

  1. способа действия (отключить – обесточить, погасить – задуть);
  2. степени проявления признака (запах – аромат, новый – современный, старый – древний).

Структура синонимов
По структуре синонимы разделяются на однокоренные и разнокоренные.

Однокоренные синонимы имеют общий корень при различных аффиксах (ругать — обругать — заругать).
Разнокоренные синонимы имеют совершенно разные корни (сильный – крепкий – солидный), (активный — предприимчивый).

Источник возникновения синонимов

По источнику возникновения синонимы могут быть:
— из исконно русских слов: выдумать – придумать
— из русских и заимствованных слов: антипатия — нелюбовь
— из полностью заимствованных слов — директор – менеджер
— из народно-поэтических, устаревших или наоборот современных слов: — лазурный — синий
— из старославянских и русских слов: — младой – молодой, старец — старик.
Современный русский язык не может существовать без такого важного стилистического приема как синонимия, который делает нашу речь значительно более многогранной и эмоционально окрашенной. При помощи синонимов мы имеем возможность передать различные оттенки одно и того же понятия.

Что такое синонимы? Определение и примеры

Синонимы — это сло­ва одной части речи, раз­лич­ные по напи­са­нию и зву­ча­нию, но тож­де­ствен­ные или близ­кие по значению.

Узнаем, что такое сино­ни­мы в рус­ском языке.

Понятие о синонимах

Чтобы уметь поль­зо­вать­ся лек­си­че­ским богат­ством рус­ско­го язы­ка, хоро­шо вла­деть речью, важ­но зна­ние и пра­виль­ное упо­треб­ле­ние линг­ви­сти­че­ских средств, созда­ю­щих точ­ную и логич­ную речь. Такими лек­си­че­ски­ми сред­ства­ми язы­ка явля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы, омо­ни­мы.

Определение

Греческим тер­ми­ном сино­ни­мы, что пере­во­дит­ся как одно­имён­ность, назы­ва­ют­ся сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют одно и то же поня­тие, но раз­ли­ча­ют­ся по напи­са­нию и зву­ча­нию, а так­же оттен­ка­ми зна­че­ния или сти­ли­сти­че­ской окраской.

Что такое синонимы

Дополнительный мате­ри­ал
А вот какое опре­де­ле­ние сино­ни­мам дает Википедия.

Например, паде­ние сне­га в вет­ре­ную пого­ду мож­но обо­зна­чить словами-синонимами:

По сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му соста­ву выде­ля­ют сино­ни­мы одно­кор­не­вые (след­ствие — рас­сле­до­ва­ние) и раз­но­кор­не­вые (сле­пойнезря­чий).

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют виды синонимов:

  • семан­ти­че­ские
  • сти­ли­сти­че­ские
  • абсо­лют­ные синонимы.

Семантические и стилистические синонимы

Семантические сино­ни­мы раз­ли­ча­ют­ся толь­ко оттен­ка­ми зна­че­ния и обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд.

Семантический ряд

Синонимами явля­ют­ся слова:

Они обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд, в кото­ром сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ное и наи­бо­лее общее по смыс­лу сло­во «бой» высту­па­ет в каче­стве глав­но­го. Существительные «бит­ва» и «сра­же­ние» при­над­ле­жат книж­но­му сти­лю. Слово «сеча» носит арха­ич­ный оттенок.

Синонимами быва­ют сло­ва одной части речи, напри­мер:

  • высо­ко­мер­ный, гор­дый, над­мен­ный, важ­ный, спе­си­вый;
  • раз­ру­шать, ломать, гро­мить, крушить;
  • печаль­но, груст­но, неве­се­ло, тоск­ли­во, нерадостно.

В сино­ни­мич­ном ряду «ломать», «раз­ру­шать», «гро­мить», «кру­шить» отме­ча­ет­ся нарас­та­ние дей­ствия по его интен­сив­но­сти (ломать — кру­шить). Эти сло­ва, отли­ча­ю­щи­е­ся оттен­ка­ми зна­че­ния, назы­ва­ют­ся семан­ти­че­ски­ми сино­ни­ма­ми.

Слова, состав­ля­ю­щие семан­ти­че­ский ряд, могут иметь тон­чай­шие оттен­ки в зна­че­ни­ях, кото­рые без кон­тек­ста, как пра­ви­ло, не раз­ли­ча­ют­ся. Вот, напри­мер, как Д. Фонвизин объ­яс­ня­ет сло­ва «вет­хий», «древ­ний», «ста­рин­ный», «ста­рый»:

Старо то, что дав­но было ново, ста­рин­ным назы­ва­ет­ся то, что ведет­ся издав­на. Давно то, чему мно­го вре­ме­ни про­шло. В насто­я­щем упо­треб­ле­нии вет­хим назы­ва­ет­ся то, что от ста­ро­сти истле­ло или обва­ли­лось. Древне то, что про­ис­хо­ди­ло в отда­лен­ных веках… Старый чело­век обык­но­вен­но любит вспо­ми­нать дав­ние про­ис­ше­ствия и рас­ска­зы­вать о ста­рин­ных обы­ча­ях; а если скуп, то в сун­ду­ках его най­дёшь мно­го ветхого.

Стилистические сино­ни­мы при­над­ле­жат раз­ным сти­лям речи, начи­ная со сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го и закан­чи­вая про­сто­реч­ны­ми сло­ва­ми, например:

  • ходить, бро­дить, шатать­ся, сло­нять­ся, шлять­ся, таскаться;
  • ску­пой, скря­га, ску­пер­дяй, сква­лы­га, ска­ред, жадина;
  • выго­вор, заме­ча­ние, вну­ше­ние, пори­ца­ние, голо­во­мой­ка, наго­няй, нахло­буч­ка, взбучка.

Очень важ­но чув­ство­вать тон­чай­шие смыс­ло­вые и эмоционально- экс­прес­сив­ные оттен­ки сино­ни­мов, что­бы наи­бо­лее точ­но выбрать сло­во и тем самым достичь точ­но­сти выра­же­ния. Например, гла­гол «узнать» име­ет боль­шое коли­че­ство сти­ли­сти­че­ских вариантов:

  • испы­тать, под­верг­нуть­ся, испить чашу до дна ( книжн.);
  • попро­бо­вать, испы­тать на соб­ствен­ной шку­ре (разг.);
  • изжить (уст.)

Стилистические сино­ни­мы, обо­зна­чая одно и то же явле­ние дей­стви­тель­но­сти, име­ют раз­ную сфе­ру употребления:

  • про­вин­ция (нейтр.) — глу­хо­мань (разг.);
  • отец (лит.) — батюш­ка ( устар.);
  • печаль­ный (нейтр.) — кру­чин­ный (нар.-поэт.).

Синонимы назы­ва­ют­ся абсо­лют­ны­ми, если раз­ные сло­ва обо­зна­ча­ют одно и то же и не име­ют ни семан­ти­че­ских, ни сти­ли­сти­че­ских различий:

  • беге­мот — гиппопотам;
  • пото­му что — так как.

Контекстуальные синонимы

Особую груп­пу состав­ля­ют кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы. Контекстуальные сино­ни­мы — это сло­ва, сбли­же­ние кото­рых по зна­че­нию про­ис­хо­дит толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Вне это­го кон­тек­ста они не явля­ют­ся сино­ни­ма­ми. В боль­шин­стве слу­ча­ев кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы име­ют экс­прес­сив­ную окрас­ку. Их зада­чей явля­ет­ся не назвать явле­ние, при­знак или про­цесс, а оха­рак­те­ри­зо­вать его. Например, в опре­де­лен­ных кон­текстах гла­гол «гово­рить» (ска­зать) име­ет синонимы:

Значение синонимов в речи

Синонимы при­зва­ны раз­но­об­ра­зить нашу речь. Чтобы не повто­рять­ся, мы исполь­зу­ем сло­во с тем же зна­че­ни­ем, но зву­ча­щее по-другому, то есть сино­ним. Иногда сино­ним нужен, что­бы под­черк­нуть тон­кое раз­ли­чие оттен­ка смыс­ла, для более точ­но­го назва­ния близ­ких, но все же раз­ли­ча­ю­щих­ся пред­ме­тов, их свойств или действий.

Итак, сино­ни­мы исполь­зу­ют­ся в речи:

  1. для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли (влаж­ный и мок­рый);
  2. для выра­же­ния эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки (упал и бряк­нул­ся, шмяк­нул­ся, шлеп­нул­ся);
  3. как сред­ство для пре­одо­ле­ния неоправ­дан­но­го повто­ра одно­го и того же слова;
  4. как спо­соб свя­зи сосед­них пред­ло­же­ний в тексте.

Примеры синонимов

  • Родина — Отчизна — Отечество;
  • взвол­но­вать — тро­нуть — потрясти;
  • кле­ве­та — наго­вор — поклеп — напрас­ли­на — навет;
  • понят­но — тол­ко­во — вразумительно;
  • зна­ме­ни­тый — при­знан­ный — попу­ляр­ный — прославленный;
  • близ­кий — ближ­ний — сосед­ний — близлежащий.

Фразеологизмы-синонимы

Синонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, но и сло­во­со­че­та­ния и устой­чи­вые обо­ро­ты речи — фра­зео­ло­гиз­мы.

Сочетания «хоть пруд пру­ди», «тьма-тьмущая», «куры не клю­ют», «полон рот», «хоть отбав­ляй», «девать неку­да» сино­ни­мич­ны наре­чию «мно­го».

Слову «быст­ро» экви­ва­лент­но зна­че­ние сино­ни­мич­ных устой­чи­вых словосочетаний:

Укажем при­ме­ры сино­ни­мич­ных пар фразеологизмов:

  • сидеть сло­жа руки — бить баклуши;
  • тянуть кани­тель — чере­па­шьим шагом;
  • намы­лить шею — про­драть с песочком;
  • водить за нос — вти­рать очки;
  • стре­ля­ный воро­бей — тер­тый калач;
  • кожа да кости — живые мощи;
  • сло­жить голо­ву — сыг­рать в ящик;
  • не раз­мы­кать уст — набрать в рот воды;
  • петь одну и ту же пес­ню — кру­тить шарманку;
  • дать импульс — вне­сти све­жую струю.

Благодаря сино­ни­мам, наша речь ста­но­вит­ся образ­ной, выра­зи­тель­ной и яркой.

Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»

источники:

https://www.ruspeach.com/learning/4646/

https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-sinonimyi.html

Синонимия, виды синонимов. Синонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но по значению тождественны или очень близки

Синонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но по значению тождественны или очень близки.

Бывают не только синонимические пары, но и ряды: ругать – бранить, пилить, хаять, поносить, крыть. Синонимов много в семантических сферах, которые связаны с важными для человека понятиями (например ум)

В синонимические отношения вступают, как правило, несколько слов. Они образуют синонимический ряд, где и идентифицируются относительно доминанты – определяющего слова ряда. Это слово семантически наиболее простое по семному составу, за редким исключением стилистически нейтральное, синтагматически наиболее свободное и употребительное. Доминанта в большинстве случаев приближается к выражению эквивалентного содержания, общего всем членам парадигмы. Именно на фоне доминанты синонимы воспринимаются как семантически более сложные и стилистически маркированные.

У синонимов должна быть большая общая часть – родовой компонент.

Есть небольшое количество синонимов, относящихся к разным частям речи, они обладают более существенным лексическим значением, чем грамматическим: един, только, единственный – я скажу ему одному, я скажу только ему, я скажу ему единственному. К синонимам нельзя относить существительные, образованные от глаголов (выход, выходить). Синонимичными могут быть сочетания слов и фразеологизмы (щуриться – щурить глаза, курить – отдавать дымом)

Источник статьи: http://studopedia.ru/10_232945_sinonimiya-vidi-sinonimov.html

Синонимы

В настоящее время существуют разные точки зрения на определение, виды и употребление синонимов в речи. Рассмотрим тему детально с разных сторон. Некоторые сведения будут знакомы по школьной программе, о некоторых узнаете впервые.

Что такое синонимы?

Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. Если кратко: синонимы — слова с близким значением.

Развитое умение пользоваться богатствами русского языка, в том числе синонимами, говорит о высоком профессионализме и мастерстве человека, как писателя.

Примеры синонимов

Приведём примеры синонимов к словам разных частей речи.

  • Странник (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник;
  • Весёлый (имя прилагательное) — радостный, праздничный, ликующий, радужный;
  • Бежать (глагол) — мчаться, нестись, торопиться;
  • Быстро (наречие) — шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
  • Рисуя (деепричастие) — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;
  • Ах (междометие) — ахти, ох, ух.

В словаре synonymonline.ru вы найдёте ещё больше примеров — воспользуйтесь формой поиска или алфавитным указателем.

Синонимические ряды

Группа слов из нескольких синонимов называется синонимическим рядом, который может состоять как из разнокоренных, так и из однокоренных слов: лицо — лик, рыбак — рыбарь, рыболов.

В синонимическом ряду первым ставится слово — доминанта. Оно является основным и стилистически нейтральным. Другие слова могут быть разных экспрессивно-стилистических оттенков: храбрый (нейтральное) — удалой (народнопоэтическое), неустрашимый (книжное), лихой (разговорное). В синонимичном ряде могут присутствовать фразеологизмы: Много — через край, тьма тьмущая, куры не клюют.

Виды синонимов

Рассмотрим точки зрения известных лингвистов на тему деления синонимов на виды.

Деление Розенталя Д.Э.

Так как полностью тождественных слов в русском языке мало, поэтому говорят, что синонимия может проявляться в большей или меньшей степени. Различают несколько видов синонимов:

  1. Абсолютные или полные;
  2. Семантические;
  3. Стилевые или экспрессивно-стилистические;
  4. Семантико-стилистические.

Абсолютными или полными синонимами обычно называют слова, которые можно полноправно взаимозаменить, их значения полностью совпадают: битва — сражение, бросать — кидать, громадный — огромный. Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед.

Семантические синонимы еще называют понятийные, идеографические. Это слова, отличающиеся оттенками в значениях. Семантические синонимы способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь богаче, глубже, точнее, позволяют детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, сырой (обозначает степень пропитанности влагой).

Стилевые или экспрессивно-стилистические — синонимы, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.), родители (общеупотр.) — родаки (жарг.).

Синонимы с экспрессивно-эмоциональной окраской помогают употреблять в речи именно те слова, которые уместны в данной речевой ситуации. Это создает прекрасные возможности для творчества, что очень ценят художники слова.

Семантико-стилистические — синонимы, которые отличаются оттенками в значении и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление; блудить (простореч.) — идти в поисках верного пути.

Контекстуальные синонимы

Слова, не состоящие в одном синонимичном ряду, в контексте могут выступать как синонимы. Их можно назвать контекстуальными (ситуативными, окказиональными (случайными), авторскими).

Девочка весело пела и плясала. Красотка и кокетка была любимицей папы и мамы. Слова «девочка», «красотка», «кокетка», «любимица» относятся к контекстуальным синонимам.

Мы в деревню привезли Жучку. Наша лайка стала помощницей деду на охоте. Собака показала себя с лучшей стороны. Слова «Жучка», «лайка» и «собака» являются контекстуальными синонимами.

Такой вид синонимии ограничен только рамками контекста, носит индивидуальный характер и не рассматривается в словарях синонимов. Разграничение в русском языке должно быть строгим, а не примерным. Это и ставит под сомнение правомерность выделения этих слов в разряд контекстуальных синонимов.

Деление Леканта П.А.

Лекант П.А. выделяет абсолютные, стилистические синонимы и рассматривает их примерно так же, как описано выше. А вот семантические синонимы полноправно называет квазисинонимами (от лат. «quasi» «почти, приблизительно», греч. «synonymos» «одноименный») или мнимыми/частичными синонимами. У квазисинонимов лексические значения совпадают, но не полностью. Они, в отличие от абсолютных синонимов, не во всех контекстах взаимозаменяемы.

Лекант П.А. делит квазисинонимы на 2 вида.

  • Слова, частично совпадающие лексическим значением: дорога — тропинка, нести — тащить, день — сутки. Они состоят в видо-видовых отношениях. Каждый синоним отличается своей особенностью в лексическом значении. Два слова «жадный» и «скупой» в одном контексте могут заменять друг друга как полноценные синонимы, а в другом нет.
    Свои деньги он раздал бедным, его считают не жадным (то есть «не скупым»).
    Для сравнения другой контекст.
    Он жадный: так и хочет захватить побольше. (Здесь нельзя заменить на «скупой»).
    Или еще: в синонимах «бежать» и «нестись» первое слово имеет значение шире, а второе подчеркивает особенность.
  • Слова-синонимы, взаимозаменяемые только в рамках контекста, состоят в родо-видовых отношениях, то есть обозначают видовые и родовые понятия: собака — овчарка — Дружок, полезные ископаемые — металл — железо.

Фразеологические синонимы

Все лингвисты рассматривают фразеологические синонимы, как отдельный вид в рамках большой темы о фразеологии. Фразеологизмы также образуют синонимические ряды и обладают теми же свойствами, какие имеют обычные синонимы.

Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской.
Камня на камне не оставить (книжн.) — учинить расправу (общеупотр.) — разделать под орех (разг.) — задать перцу (разг.).

Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности. Каждый следующий фразеологизм называет более интенсивное действие по сравнению с предыдущим.
Лить слезы — обливаться слезами — утопать в слезах — выплакать все слезы.

У некоторых фразеологических синонимов могут повторяться компоненты.
Игра не стоит свеч — овчинка выделки не стоит; задать баню — задать перцу; повесить голову — повесить нос; гонять собак — гонять лодыря.

Богатство фразеологических синонимов, как и лексических, создают огромные выразительные возможности языка.

Использование синонимов в речи

В общих чертах синонимы используются в речи для:

  1. Более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный);
  2. Придания эмоциональной окраски (более точное и яркое выражение мысли);
  3. Избегания тавтологии (повторений);
  4. Связи смежных предложений в тексте.

Очень подробно эту тему описывает Розенталь Д.Э.

Синонимы в русском языке выполняют важную функцию выразительности речи. Они создают неограниченные возможности более точного их употребления. Работая над текстом, мы особое внимание уделяем подбору синонимов во избежание тавтологии. Употребляем то единственное слово, которое наиболее подходит. При этом выбор точного слова обусловлен особенностями индивидуального стиля.

Синонимы в тексте могут выполнять разные функции:

  1. Функция уточнения;
  2. Функция сопоставления;
  3. Функция противопоставления;
  4. Функция замещения;
  5. Функция усиления.

Функция уточнения используется для уточнения одного понятия.
Передо мной был простой человек, обычный и ничем не примечательный.

Функция сопоставления предполагает, что синонимы в одном контексте могут иметь разные оттенки значений.
Я верю в добро, нет, скорее даже верую в него.

Функция противопоставления
Она не говорила, а шептала, чтобы ее никто не слышал.
Он не смеялся, а громко хохотал.

Функция замещения используется во избежание тавтологии.
Мама подарила дочери шкатулку небесного цвета. Удивительно, но этот ларчик очень подходил к глазам маленькой девочки.

Функция усиления предполагает, что синонимы могут употребляться в качестве однородных членов предложения и способствовать усилению выражения.
Солдаты в бою были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.
Нанизывание синонимов часто порождает градацию.
Наша река была большая, даже огромная.

Синонимы и ассоциации

Не путайте синонимы с ассоциациями, которые иногда имеют близкое лексическое значение. Например, для слова лето ассоциациями могут выступать «каникулы» и «Египет», которые не являются синонимами (не везде и не у всех лето — это каникулы или Египет).

Источник статьи: http://synonymonline.ru/synonyms.html

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 53. Имена прилагательные – синонимы и антонимы

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке

Вы исследуете:

  • имена прилагательные – синонимы и антонимы.

Вы научитесь:

  • подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Тезаурус

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Русский язык 37. Антонимы и синонимы — Шишкина школа

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Среди имён прилагательных немало синонимичных и антонимичных пар.

Например: высокий – низкий, стройный – полный, хороший – плохой. Это пары антонимов.

А вот, например, ряд синонимов к слову высокий – важный, великорослый, возвышенный, высоковольтный, горний, гулливеровский, длинный, долговязый, здоровенный, рослый.

При подборе синонимов иногда надо учитывать и имя существительное, к которому оно относится. Например, мягкий хлеб – свежий хлеб, мягкий человек – деликатный человек. Обратите внимание, нельзя про хлеб сказать деликатный, но про человека иногда говорят свежий человек, когда, например, человек приходит на новое место работы.

Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарями, они так и называются – «Словарь синонимов русского языка» или «Словарь антонимов русского языка». Вам может помочь и «Толковый словарь».

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Подберите синонимы.

Здоровый парень – __________________.

Здоровые глазищи – __________________.

Слова для справок: большой, сильный, огромный, крепкий, гигантский, громадный, крупный.

Проверьте себя по эталону:

Здоровый парень – сильный, крепкий парень,

Здоровые глазищи – большие, огромные, гигантские, громадные, крупные глазищи.

  1. Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Напишите.

Здоровый человек – __________________

Проверьте себя по эталону:

Здоровый человек – больной, болезненный, хилый человек.

  1. Прилагательное опасный образовано от слова «пастѝ» при помощи приставки о-, опасный, значит «требующий осторожности». Распределите слова в два столбика: синонимы к слову опасный, антонимы к слову опасный.

синонимы к слову опасный

антонимы к слову опасный

Ненадёжный, простой, рискованный, безопасный, вредоносный, неопасный, коварный, лёгкий

Проверьте себя по эталону:

синонимы к слову опасный

антонимы к слову опасный

ненадёжный

рискованный

вредоносный

коварный

простой

безопасный

неопасный

лёгкий

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Тест.

1. В какой строке написаны пары антонимов?

А) прекрасный – замечательный, приветливый – вежливый;

Б) прекрасный – скверный, успешный – неудачный;

В) тревожный – спокойный, фиолетовый – тёмно-лиловый;

2. Какой антоним подходит к словосочетанию свежий хлеб?

А) мягкий хлеб;

Б) чёрствый хлеб;

В) белый хлеб.

3. Отметьте синонимы к слову хороший.

А) прекрасный, достойный, славный;

Б) хорош, хороша, хорошо, хороши;

В) плохой, ужасный, худой;

Проверьте себя по эталону:

1 Б

2 Б

3 А

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Подберите по 2 синонима к словам аккуратный, активный.

Аккуратный – __________________.

Активный – ____________________.

Слова для справок: деятельный, опрятный, чистоплотный, энергичный.

Проверьте себя по эталону:

Аккуратный – опрятный, чистоплотный.

Активный – деятельный, энергичный.

  1. Даны синонимы: дорогой, ценный, роскошный и антонимы: недорогой дешёвый, скромный. К какому прилагательному они относятся?

Напиши: _______________________________________________________

Составьте с этим словом словосочетания в женском, мужском и среднем роде.

Проверьте себя по эталону:

Богатый купец, богатая вышивка, богатое человечество.

Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами

Задачи:

  1. закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;
  2. обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
  3. расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
  4. развивать память;
  5. воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

II.Чистописание.

 С Т / / с т

Ст Тс

Старый друг лучше новых двух.

— Слова какой части речи употребляются здесь дважды?

— Что вы знаете об имени прилагательном?

III. Словарная работа.

— Запишем слова под диктовку.

Апте’ка, ноя’брь,тетра’дь, огуре’ц, наро’д, и’ней, мали’на.

[С комментированием] (слайд 3)

IV. Сообщение темы урока.

— Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)

— Найдите антонимы в пословице(старый-новый)

— А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)

а

е

г

м

с

т

р

в

ё

й

с

ц

ю

ж

э

ч

ш

и

щ

у

э

ф

ц

и

й

ж

я

т

ы

ъ

н

т

щ

ф

ч

ш

у

ж

ц

ъ

ы

э

я

н

й

я

ф

ы

о

ъ

у

щ

о

э

ч

ш

ц

т

ю

ь

ч

н

т

ъ

э

ж

н

ф

ы

ш

я

щ

у

ц

ю

й

ф

у

и

ч

т

ы

и

ц

ш

э

ж

щ

я

ь

щ

м

я

ж

э

ф

т

ы

ъ

у

ч

ш

ц

й

м

-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)

V. Работа по теме урока. Антонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.

А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.

Трусливый, дорогой, здоровый,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)

Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)

ТИГР

 КОТЁНОК

-По размеру :

 большой

 маленький

-По силе:

 сильный

 слабый

-По характеру:

 злой

добрый

-В зависимости от того, где живёт:

 дикий

 домашний

— Что мы можем сказать об антонимах?

2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)

Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

— Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.

Грач чёрный, а снег белый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

— По какому признаку противопоставлены слова?

3. Самостоятельная работа.

— Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Длительный

 тёмный

храбрый

 скупой

искусственный

медлительный

светлый

иностранный

расторопный

трусливый

отечественный

 натуральный

ошибочный

 кратковременный

щедрый

 правильный

(проверка по слайду)(слайд 10)

4. Работа в парах.

— Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка. (слайд 11)

5. Подбор антонимов к многозначным словам.

— Ребята, что такое многозначные слова?

— Подберите антонимы к многозначным словам (устно):

Полный мужчина

ǁ пустой

Полный стакан

ǁ худой

Мягкий хлеб

ǁ тяжёлый

Мягкий шаг

 ǁ чёрствый

Тонкий лёд

 ǁ грубый

Тонкая работа

 ǁтолстый

Мелкий дождь

 ǁ глубокий

Мелкий ручей

 ǁ частый

— Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:

Открытое окно —

Открытый человек —

Открытая вражда —

Мягкий свет —

Мягкий воск —

Мягкая зима —

Резкий звук —

Резкое слово —

Острая пила —

Острое зрение —

VI. Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)

1. Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем!

2. Игра в мяч.

-Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.

VII. Работа по теме урока. Синонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)

— Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

  1. Большой, огромный, громадный, гигантский.
  2. Маленький, малюсенький, крошечный.
  3. Крутой, обрывистый, отвесный.

— Как называются слова в каждой группе? (синонимы)

2. Работа над правилом — стр.52 (слайд 14)

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.

3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)

Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)

Злой, сердитый, коварный…(волк)

Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)

— Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.

Звери живут в густом непроходимом лесу.

— Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.

Живут (где?) в лесу.

В лесу (каком?) густом непроходимом.

4. Работа по таблице. (слайд 16)

— Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:

  1. Смелый, храбрый, мужественный.
  2. Глупый, неумный, недалёкий.
  3. Добрый, жадный, щедрый.
  4. Вечный, бессмертный, временный.
  5. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

1

2

3

4

5

5. Работа в парах.

— Составьте из слов синонимические ряды:

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

[На слайде «собираются» цветы]

— Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (слайд 17)

VIII. Работа со словарём. (слайд 18)

— Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.

[Учитель демонстрирует словарь]

— Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )

— В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.

Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.

— Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]

— Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]

IX. Закрепление.

1. Выполнение теста.

— Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» — под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)

  1. Синонимы — это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
  2. Синонимы — это слова с противоположным значением.
  3. Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
  4. К слову можно подобрать только один синоним.
  5. Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
  6. Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
  7. Синоним можно подобрать к любому слову.

1

2

3

4

5

6

7

2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)

Слово

Синоним

Антоним

знойный

быстрый

скрытный

древний

тяжёлый

пустой

X. Итог урока.

— Что такое синонимы и антонимы?

— Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

Оценивание.

— Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)

Домашнее задание:

  1. Упр. 483
  2. Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.

Литература

  1. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль: Академия развития.2001.
  2. Словарь синонимов и антонимов для школьников/сост. О.А.Михайлова.-Екатеринбург: У-Фактория.2007.

7 пар прилагательных синонимов надо.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
7 пар прилагательных синонимов надо?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской
области

«Черепановский
педагогический колледж»

Дата:
15.03.2022

Школа:
МАОУ
«СОШ №3»

Класс:
3
«Б»

Учитель:
Ткаченко
Ольга Васильевна

Методист: Горобец
Тамара Геннадьевна

Студент: Крылова
Анастасия Андреевна

Тема: Прилагательные
– синонимы.

Тип
занятия:

открытие новых знаний

Цель: формирование
представления о прилагательных –синонимаз

Задачи урока:

Дидактические: развивать орфографическую
зоркость.

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь, внимательное
отношение к слову, его использованию в устной и письменной речи.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность и интерес к учебному предмету
«Русский язык».

Планируемые результаты

Личностные:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к
изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие
доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, обучающимися.

Предметные:

умение
употреблять имена прилагательные в речи

Метапредметные:

Коммуникативные
УУД:

признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий

Регулятивные УУД:

умение планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей, поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение
контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД:

структурирование знаний, осознанное построение
речевого высказывания в устной форме;

построение логической цепи рассуждений;

Ученик
научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Ученик
получит возможность научиться
: при
работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Основные
понятия:
имя прилагательное

Межпредметные
связи:
окружающий мир

Ресурсы: учебник «Русский
язык», ИКТ, карточки для работы в паре

Технологическая
карта учебного занятия

№п/п

Этап

Образовательная
задача этапа занятия

Методы,
приемы и формы организации учебной деятельности

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Дидактические
средства

Планируемые
результаты

1

Организационный
момент

Мотивация
к действиям на уроке

Словесный.

Фронтальная.

1.Организация
класса

-Сделайте
глубокий вдох, выход. Ещё раз вдох – выдох. Улыбнитесь друг другу. А теперь
проверьте свою готовность к занятию: на столе должно лежать учебник по русскому
языку, тетрадь, дневник, пенал, тетрадь для чистописания

2.Пальчиковая гимнастика


Давайте подготовим руки к работе:

1.Сжимание
– разжимание пальцев рук

2. Вращение
кистевым суставом

3. Замок

3. Оформление тетради

-Открываем рабочие тетради, записываем
число.

 марта, Классная работа

Приветствуют
учителя. Проверяют готовность к учебному занятию.

стихотворение

Л.

2

Каллиграфическая
минутка

Отработать
каллиграфический почерк

Словесный,
наглядный, фронтальный


Сейчас мы проведём каллиграфическую минутку.


вас в тетрадях записаны буквосочетания, давайте их прочитаем.

1.
Письмо обучающихся

-Из
каких элементов состоит буквосочетания? Какое соединение у этого
буквосочетания?


Запишите правильно эти буквосочетания на одинаковом расстоянии друг от друга,
правильно соединяя в них буквы.

2.
Самоанализ, самооценка.


А теперь оцените свое письмо.  Возьмите простой карандаш и линейку.
Подчеркните карандашом самое лучшее буквосочетание, которое у вас получилось.

Каллиграфическое
письмо

Л., К., Р.

Орфографическая
минутка

Отработать
орфографические знания детей

Словесный
наглядныйфронтальный

Запишите
слова в столбики соответствующие схемам.

Прогулка,
билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягода.

Презентация

л

3

Актуализация
знаний

Создать
мотив к учебному исследованию;

Словесный,
наглядный, практический, групповой, фронтальный, практический

— Сравни между собой слова в каждой
группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

Большой, огромный, громадный,
гигантский.

Маленький, малюсенький, крошечный.

Крутой, обрывистый, отвесный.

-К  какой части речи они относятся?

— Как называются слова в каждой
группе? (синонимы)

-Ребята, вы уже догадались какая тема
у нашего занятия?

-А какая цель у нашего занятия?

-Какие задачи мы можем поставить?

 Тема: Прилагательные
– синонимы

Тип
занятия:

открытие новых знаний

Цель: формирование
представления о прилагательных – синонимах

презентация

Л., К., Р., Познавательные

4

Открытие
новых знаний

Изучение
нового материала

Словесный,

наглядный,

практический

 —На
странице 52 откройте номер 482.Прочитайте задание

-Что
мы сейчас делали?

-Что
мы можем сказать о синонимах?

-прочитайте
правило под зеленой чертой.

-правильный
ли мы сделали вывод? Совпал ли он с новым правилом?

Л., К., Р., Познавательные., Предметные

Физкультминутка

5

Закрепление
знаний

Закрепление
ранее изученного материала при решении типовых заданий

Словесный,
наглядный, практический, фронтальный

-Найдите упражнение 483.Прочитайте условие. Что мы должны
сделать?

1. Антонимы – это слова:
а) Употребляются только жителями той или иной местности.
б) Близкие по лексическому значению.
в) Имеющие противоположные значения.+
г) Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому звучанию.

2. Синонимы – это слова:
а) Употребляются только жителями той или иной местности.
б) Близкие по лексическому значению.+
в) Имеющие противоположные значения.
г) Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому звучанию.

3. Определите ряд антонимов.
а) Любить, ненавидеть.+
б) Верность, преданность.
в) Мёрзнуть, дрожать.
г) Смотреть, глядеть..

4. Определите ряд антонимов.
а) Вражда, ненависть.
б) Добро, сочувствие.
в) Соединение, разъединение.+
г) Горячий, тёплый.

5. Выберите строчку синонимов.
а) Жара, холод.
б) День, ночь.
в) Пурга, буран.+
г) Рассвет, полночь.

6. Выберите строчку синонимов.
а) Причина, следствие.
б) Издание, поручение.
в) Изречение, афоризм.+
г) Открытие, известность.

7. Выберите строчку антонимов:
а) Легко, трудно.+
б) Опыт, открытие.
в) Вывод, результат.
г) Доклад, сообщение.

8. Определите, какое лексическое значение имеют синонимы?
а) Близкое+
б) Различное
в) Противоположное

9. Определите, какое лексическое значение имеют антонимы?
а) Близкое
б) Различное
в) Противоположное+

10. Выберите один из основных признаков антонимов:
а) Относятся к одной и той же части речи+
б) Имеют одинаковое количество слогов
в) Должны начинаться с одной и той же буквы
г) Пишутся одинаково

11. Выберите один из основных признаков антонимов:
а) Относятся к одной и той же части речи
б) Близкие по смыслу+
в) Близкие по написанию, разные по смыслу.

г) Пишутся одинаково

Доска,

Учебник
русского языка, карточки

 Л.,
К., Р., Познавательные, Предметные

7.

Итог
учебного занятия

Проверка
знаний, приобретённых навыков и самопроверка

Словесный

Фронтальный


Вспомним, как звучала тема урока?


Что вы сегодня узнали об имени прилагательном?


Какую цель мы поставили?


Мы её достигли?

-Оцените
свою работу на уроке

-Отвечают
на вопросы учителя, могут ориентироваться на сигнальную карточку.

карточки

Л., К.

8.

Рефлексия

Формировать
у учеников способности к рефлексии , научить детей находить причину своих
затруднений

Словесный,

Фронтальный.

-Ребята,
давайте, вспомним наше занятие с самого начала. Вспомним всё то, что у нас
сегодня получилось, что мы узнали, чего добились и оценим самих себя.


Поднимите руку те, кто понял тему урока, у вас получилось выполнить все
задания. Поднимите руки те, у кого были трудности в выполнении заданий или
что-то было непонятно. А теперь поднимите руку те, кто ничего не запомнил и
не смог выполнить задания.


Вспоминают учебное занятие, выполняют самооценку.

К.

8.

Домашнее
задание

Словесный,
фронтальный


Откройте дневник и запишите домашнее задание.

Записывают
задание, слушают инструктаж по выполнению.

дневник

Полная и краткая формы имён прилагательных в роли синонимов

Полная и краткая формы прилагательных могут выступать в роли синонимов в именной части составного именного сказуемого. В этом случае полные и краткие прилагательные различаются семантически, грамматически и стилистически.

Семантическое (смысловое) различие выражается в следующем.
1. Полная форма обозначает постоянный признак, а краткая — временный признак: девочка больная — девочка больна; характер у него спокойный — лицо его спокойно.

2. Полная форма обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткая — относительный признак, проявляющийся в определённой ситуации. Ср.: чемодан тяжёлый (независимо от того, кто его будет нести) — ноша тяжела (для ребёнка), сапоги велики, куртка мала.

3. Некоторые краткие формы имён прилагательных резко расходятся по значению с полными. Ср.: ребёнок весьма живой -старик ещё жив; она хорошая — она хороша собой.

Грамматическое (синтаксическое) различие между рассматриваемыми формами заключается в том, что при краткой форме могут быть управляемые слова, а полная, употреблённая в именительном падеже, не обладает способностью синтаксического управления. Например, мальчик способен к музыке, сестра больна гриппом. Но нельзя в этих предложениях краткую форму прилагательного заменить полной.

Стилистическое различие выражается в том, что краткая форма воспринимается как книжная, а полная — как разговорная или нейтральная. Например: Аргументы и выводы автора этого исследования ясны и точны — ответы ученика ясные и точные; слова умны — девочка очень умная. Кроме того, краткой форме присущ оттенок категоричности, а полная звучит более мягко.

Следует иметь в виду, что однородными членами могут быть или только полные, или только краткие формы прилагательных: Был я молодым, горячим, искренним, неглупым… (А. Чехов). Открытая шея тонка и нежна (А. Толстой).

Ключевые слова: Прилагательное, Слово

Источник: Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008

Материалы по теме

Слово, предмет, понятие

Норман Б.Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004

Процессы словообразования

Норман Б.Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004

Отбор слов в риторике

Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,…

Многозначность слова (полисемия)

Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008…

Логосическая теория происхождения мира и слова-языка

Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Аннушкин. — 2-е изд.,…

Омонимы

Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008…

Язык — речь — слово в фольклоре

Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Аннушкин. — 2-е изд.,…

Паронимы

Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прилагательные красота синонимы
  • Прилагательные которые можно заменить синонимом
  • Прилагательные и синонимы к ним
  • Прилагательные восхищение синонимы
  • Прилагательные восхитительный синонимы