Синонимия или разные оттенки значений
Если антонимы – это слова, которые выражают противоположное значение, то синонимы – наоборот. Они имеют одинаковое значение и относятся к одной части речи. Вся прелесть синонимии заключается в том, что, несмотря на схожее лексическое значение синонимов, каждый из них несет свой особый, часто неповторимый, оттенок значения. Это в значительной мере разнообразит русский язык, делает его более богатым, экспрессивным и, конечно же, максимально информативным. Синонимами можно назвать слова, которые являются взаимозаменяемыми в одном контексте. Например: «Он не выполнил задание в срок» — «Он не сделал задание в срок».
Использование синонимов в русском языке позволяет избегать однообразия и монотонности. У одного слова может быть несколько различных синонимов с разными оттенками лексических значений, поэтому каждый человек получает на вооружение большой арсенал возможностей выражения одних и тех же понятий разными словами, тем не менее, схожими по смыслу. Это приводит к тому, что, избирая разные синонимы для каких-то понятий, все люди говорят по-разному, имея возможность проявить в речи всю полноту своей личности.
Также, как и антонимы, синонимы могут встречаться в разных частях речи: глагол (делать – выполнять — реализовывать), имя существительное (доброта – великодушие — милосердие), имя прилагательное (смелый – мужественный – храбрый), наречие (быстро – шустро – оперативно – живо — молниеносно).
Несмотря на то, что синонимы имеют общее лексическое значение и выражают одно и тоже понятие, они все же отличаются своей экспрессивной окрашенностью. Разные синонимы также могут быть закреплены за определенным стилем речи, что приводит к тому, что одни синонимы могут использоваться в определенных случаях чаще, чем другие. К примеру, «начитанный» в народе будет использоваться намного чаще, чем его синоним «эрудированный», а «умный» — чаще, чем «интеллектуальный».
Полные и частичные синонимы
По степени своей синонимичности синонимы могут быть полными и частичными.
Полными синонимами считаются слова с тождеством лексических значений и контекстов. Хорошими примерами полных синонимов можно назвать: «помидор» — «томат», «образец» — «пример», «дублеты» — «варианты».
Частичные же синонимы совпадают лишь в части значений и различаются своей стилистической окраской и/или сочетаемостью. Например: «мороз» — «холод», «жара» — «зной», «защита» — «броня», «дождь» — «ливень».
Функции синонимов
По выполняемым функциям синонимы можно разделить на семантические и на стилистические, а также смешанные (семантико-стилистические).
- способа действия (отключить – обесточить, погасить – задуть);
- степени проявления признака (запах – аромат, новый – современный, старый – древний).
Структура синонимов
По структуре синонимы разделяются на однокоренные и разнокоренные.
Однокоренные синонимы имеют общий корень при различных аффиксах (ругать — обругать — заругать).
Разнокоренные синонимы имеют совершенно разные корни (сильный – крепкий – солидный), (активный — предприимчивый).
Источник возникновения синонимов
По источнику возникновения синонимы могут быть:
— из исконно русских слов: выдумать – придумать
— из русских и заимствованных слов: антипатия — нелюбовь
— из полностью заимствованных слов — директор – менеджер
— из народно-поэтических, устаревших или наоборот современных слов: — лазурный — синий
— из старославянских и русских слов: — младой – молодой, старец — старик.
Современный русский язык не может существовать без такого важного стилистического приема как синонимия, который делает нашу речь значительно более многогранной и эмоционально окрашенной. При помощи синонимов мы имеем возможность передать различные оттенки одно и того же понятия.
Что такое синонимы? Определение и примеры
Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.
Узнаем, что такое синонимы в русском языке.
Понятие о синонимах
Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.
Определение
Греческим термином синонимы, что переводится как одноимённость, называются слова, которые обозначают одно и то же понятие, но различаются по написанию и звучанию, а также оттенками значения или стилистической окраской.
Дополнительный материал
А вот какое определение синонимам дает Википедия.
Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:
По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепой — незрячий).
В лексике русского языка различают виды синонимов:
- семантические
- стилистические
- абсолютные синонимы.
Семантические и стилистические синонимы
Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.
Семантический ряд
Синонимами являются слова:
Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.
Синонимами бывают слова одной части речи, например:
- высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый;
- разрушать, ломать, громить, крушить;
- печально, грустно, невесело, тоскливо, нерадостно.
В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.
Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:
Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.
Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:
- ходить, бродить, шататься, слоняться, шляться, таскаться;
- скупой, скряга, скупердяй, сквалыга, скаред, жадина;
- выговор, замечание, внушение, порицание, головомойка, нагоняй, нахлобучка, взбучка.
Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально- экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:
- испытать, подвергнуться, испить чашу до дна ( книжн.);
- попробовать, испытать на собственной шкуре (разг.);
- изжить (уст.)
Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:
- провинция (нейтр.) — глухомань (разг.);
- отец (лит.) — батюшка ( устар.);
- печальный (нейтр.) — кручинный (нар.-поэт.).
Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:
- бегемот — гиппопотам;
- потому что — так как.
Контекстуальные синонимы
Особую группу составляют контекстуальные синонимы. Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами. В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:
Значение синонимов в речи
Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.
Итак, синонимы используются в речи:
- для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);
- для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся, шмякнулся, шлепнулся);
- как средство для преодоления неоправданного повтора одного и того же слова;
- как способ связи соседних предложений в тексте.
Примеры синонимов
- Родина — Отчизна — Отечество;
- взволновать — тронуть — потрясти;
- клевета — наговор — поклеп — напраслина — навет;
- понятно — толково — вразумительно;
- знаменитый — признанный — популярный — прославленный;
- близкий — ближний — соседний — близлежащий.
Фразеологизмы-синонимы
Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.
Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».
Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:
Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:
- сидеть сложа руки — бить баклуши;
- тянуть канитель — черепашьим шагом;
- намылить шею — продрать с песочком;
- водить за нос — втирать очки;
- стреляный воробей — тертый калач;
- кожа да кости — живые мощи;
- сложить голову — сыграть в ящик;
- не размыкать уст — набрать в рот воды;
- петь одну и ту же песню — крутить шарманку;
- дать импульс — внести свежую струю.
Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.
Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»
https://www.ruspeach.com/learning/4646/
https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-sinonimyi.html
Синонимия, виды синонимов. Синонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но по значению тождественны или очень близки
Синонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но по значению тождественны или очень близки.
Бывают не только синонимические пары, но и ряды: ругать – бранить, пилить, хаять, поносить, крыть. Синонимов много в семантических сферах, которые связаны с важными для человека понятиями (например ум)
В синонимические отношения вступают, как правило, несколько слов. Они образуют синонимический ряд, где и идентифицируются относительно доминанты – определяющего слова ряда. Это слово семантически наиболее простое по семному составу, за редким исключением стилистически нейтральное, синтагматически наиболее свободное и употребительное. Доминанта в большинстве случаев приближается к выражению эквивалентного содержания, общего всем членам парадигмы. Именно на фоне доминанты синонимы воспринимаются как семантически более сложные и стилистически маркированные.
У синонимов должна быть большая общая часть – родовой компонент.
Есть небольшое количество синонимов, относящихся к разным частям речи, они обладают более существенным лексическим значением, чем грамматическим: един, только, единственный – я скажу ему одному, я скажу только ему, я скажу ему единственному. К синонимам нельзя относить существительные, образованные от глаголов (выход, выходить). Синонимичными могут быть сочетания слов и фразеологизмы (щуриться – щурить глаза, курить – отдавать дымом)
Источник статьи: http://studopedia.ru/10_232945_sinonimiya-vidi-sinonimov.html
Синонимы
В настоящее время существуют разные точки зрения на определение, виды и употребление синонимов в речи. Рассмотрим тему детально с разных сторон. Некоторые сведения будут знакомы по школьной программе, о некоторых узнаете впервые.
Что такое синонимы?
Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. Если кратко: синонимы — слова с близким значением.
Развитое умение пользоваться богатствами русского языка, в том числе синонимами, говорит о высоком профессионализме и мастерстве человека, как писателя.
Примеры синонимов
Приведём примеры синонимов к словам разных частей речи.
- Странник (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник;
- Весёлый (имя прилагательное) — радостный, праздничный, ликующий, радужный;
- Бежать (глагол) — мчаться, нестись, торопиться;
- Быстро (наречие) — шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
- Рисуя (деепричастие) — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;
- Ах (междометие) — ахти, ох, ух.
В словаре synonymonline.ru вы найдёте ещё больше примеров — воспользуйтесь формой поиска или алфавитным указателем.
Синонимические ряды
Группа слов из нескольких синонимов называется синонимическим рядом, который может состоять как из разнокоренных, так и из однокоренных слов: лицо — лик, рыбак — рыбарь, рыболов.
В синонимическом ряду первым ставится слово — доминанта. Оно является основным и стилистически нейтральным. Другие слова могут быть разных экспрессивно-стилистических оттенков: храбрый (нейтральное) — удалой (народнопоэтическое), неустрашимый (книжное), лихой (разговорное). В синонимичном ряде могут присутствовать фразеологизмы: Много — через край, тьма тьмущая, куры не клюют.
Виды синонимов
Рассмотрим точки зрения известных лингвистов на тему деления синонимов на виды.
Деление Розенталя Д.Э.
Так как полностью тождественных слов в русском языке мало, поэтому говорят, что синонимия может проявляться в большей или меньшей степени. Различают несколько видов синонимов:
- Абсолютные или полные;
- Семантические;
- Стилевые или экспрессивно-стилистические;
- Семантико-стилистические.
Абсолютными или полными синонимами обычно называют слова, которые можно полноправно взаимозаменить, их значения полностью совпадают: битва — сражение, бросать — кидать, громадный — огромный. Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед.
Семантические синонимы еще называют понятийные, идеографические. Это слова, отличающиеся оттенками в значениях. Семантические синонимы способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь богаче, глубже, точнее, позволяют детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, сырой (обозначает степень пропитанности влагой).
Стилевые или экспрессивно-стилистические — синонимы, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.), родители (общеупотр.) — родаки (жарг.).
Синонимы с экспрессивно-эмоциональной окраской помогают употреблять в речи именно те слова, которые уместны в данной речевой ситуации. Это создает прекрасные возможности для творчества, что очень ценят художники слова.
Семантико-стилистические — синонимы, которые отличаются оттенками в значении и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление; блудить (простореч.) — идти в поисках верного пути.
Контекстуальные синонимы
Слова, не состоящие в одном синонимичном ряду, в контексте могут выступать как синонимы. Их можно назвать контекстуальными (ситуативными, окказиональными (случайными), авторскими).
Девочка весело пела и плясала. Красотка и кокетка была любимицей папы и мамы. Слова «девочка», «красотка», «кокетка», «любимица» относятся к контекстуальным синонимам.
Мы в деревню привезли Жучку. Наша лайка стала помощницей деду на охоте. Собака показала себя с лучшей стороны. Слова «Жучка», «лайка» и «собака» являются контекстуальными синонимами.
Такой вид синонимии ограничен только рамками контекста, носит индивидуальный характер и не рассматривается в словарях синонимов. Разграничение в русском языке должно быть строгим, а не примерным. Это и ставит под сомнение правомерность выделения этих слов в разряд контекстуальных синонимов.
Деление Леканта П.А.
Лекант П.А. выделяет абсолютные, стилистические синонимы и рассматривает их примерно так же, как описано выше. А вот семантические синонимы полноправно называет квазисинонимами (от лат. «quasi» «почти, приблизительно», греч. «synonymos» «одноименный») или мнимыми/частичными синонимами. У квазисинонимов лексические значения совпадают, но не полностью. Они, в отличие от абсолютных синонимов, не во всех контекстах взаимозаменяемы.
Лекант П.А. делит квазисинонимы на 2 вида.
- Слова, частично совпадающие лексическим значением: дорога — тропинка, нести — тащить, день — сутки. Они состоят в видо-видовых отношениях. Каждый синоним отличается своей особенностью в лексическом значении. Два слова «жадный» и «скупой» в одном контексте могут заменять друг друга как полноценные синонимы, а в другом нет.
Свои деньги он раздал бедным, его считают не жадным (то есть «не скупым»).
Для сравнения другой контекст.
Он жадный: так и хочет захватить побольше. (Здесь нельзя заменить на «скупой»).
Или еще: в синонимах «бежать» и «нестись» первое слово имеет значение шире, а второе подчеркивает особенность. - Слова-синонимы, взаимозаменяемые только в рамках контекста, состоят в родо-видовых отношениях, то есть обозначают видовые и родовые понятия: собака — овчарка — Дружок, полезные ископаемые — металл — железо.
Фразеологические синонимы
Все лингвисты рассматривают фразеологические синонимы, как отдельный вид в рамках большой темы о фразеологии. Фразеологизмы также образуют синонимические ряды и обладают теми же свойствами, какие имеют обычные синонимы.
Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской.
Камня на камне не оставить (книжн.) — учинить расправу (общеупотр.) — разделать под орех (разг.) — задать перцу (разг.).
Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности. Каждый следующий фразеологизм называет более интенсивное действие по сравнению с предыдущим.
Лить слезы — обливаться слезами — утопать в слезах — выплакать все слезы.
У некоторых фразеологических синонимов могут повторяться компоненты.
Игра не стоит свеч — овчинка выделки не стоит; задать баню — задать перцу; повесить голову — повесить нос; гонять собак — гонять лодыря.
Богатство фразеологических синонимов, как и лексических, создают огромные выразительные возможности языка.
Использование синонимов в речи
В общих чертах синонимы используются в речи для:
- Более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный);
- Придания эмоциональной окраски (более точное и яркое выражение мысли);
- Избегания тавтологии (повторений);
- Связи смежных предложений в тексте.
Очень подробно эту тему описывает Розенталь Д.Э.
Синонимы в русском языке выполняют важную функцию выразительности речи. Они создают неограниченные возможности более точного их употребления. Работая над текстом, мы особое внимание уделяем подбору синонимов во избежание тавтологии. Употребляем то единственное слово, которое наиболее подходит. При этом выбор точного слова обусловлен особенностями индивидуального стиля.
Синонимы в тексте могут выполнять разные функции:
- Функция уточнения;
- Функция сопоставления;
- Функция противопоставления;
- Функция замещения;
- Функция усиления.
Функция уточнения используется для уточнения одного понятия.
Передо мной был простой человек, обычный и ничем не примечательный.
Функция сопоставления предполагает, что синонимы в одном контексте могут иметь разные оттенки значений.
Я верю в добро, нет, скорее даже верую в него.
Функция противопоставления
Она не говорила, а шептала, чтобы ее никто не слышал.
Он не смеялся, а громко хохотал.
Функция замещения используется во избежание тавтологии.
Мама подарила дочери шкатулку небесного цвета. Удивительно, но этот ларчик очень подходил к глазам маленькой девочки.
Функция усиления предполагает, что синонимы могут употребляться в качестве однородных членов предложения и способствовать усилению выражения.
Солдаты в бою были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.
Нанизывание синонимов часто порождает градацию.
Наша река была большая, даже огромная.
Синонимы и ассоциации
Не путайте синонимы с ассоциациями, которые иногда имеют близкое лексическое значение. Например, для слова лето ассоциациями могут выступать «каникулы» и «Египет», которые не являются синонимами (не везде и не у всех лето — это каникулы или Египет).
Источник статьи: http://synonymonline.ru/synonyms.html
КОНСПЕКТ УРОКА
Русский язык, 4 класс
Урок № 53. Имена прилагательные – синонимы и антонимы
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке
Вы исследуете:
- имена прилагательные – синонимы и антонимы.
Вы научитесь:
- подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным;
- оценивать результаты своей деятельности.
Тезаурус
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Литература
Основная:
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная:
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Русский язык 37. Антонимы и синонимы — Шишкина школа
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Среди имён прилагательных немало синонимичных и антонимичных пар.
Например: высокий – низкий, стройный – полный, хороший – плохой. Это пары антонимов.
А вот, например, ряд синонимов к слову высокий – важный, великорослый, возвышенный, высоковольтный, горний, гулливеровский, длинный, долговязый, здоровенный, рослый.
При подборе синонимов иногда надо учитывать и имя существительное, к которому оно относится. Например, мягкий хлеб – свежий хлеб, мягкий человек – деликатный человек. Обратите внимание, нельзя про хлеб сказать деликатный, но про человека иногда говорят свежий человек, когда, например, человек приходит на новое место работы.
Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарями, они так и называются – «Словарь синонимов русского языка» или «Словарь антонимов русского языка». Вам может помочь и «Толковый словарь».
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Подберите синонимы.
Здоровый парень – __________________.
Здоровые глазищи – __________________.
Слова для справок: большой, сильный, огромный, крепкий, гигантский, громадный, крупный.
Проверьте себя по эталону:
Здоровый парень – сильный, крепкий парень,
Здоровые глазищи – большие, огромные, гигантские, громадные, крупные глазищи.
- Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Напишите.
Здоровый человек – __________________
Проверьте себя по эталону:
Здоровый человек – больной, болезненный, хилый человек.
- Прилагательное опасный образовано от слова «пастѝ» при помощи приставки о-, опасный, значит «требующий осторожности». Распределите слова в два столбика: синонимы к слову опасный, антонимы к слову опасный.
синонимы к слову опасный |
антонимы к слову опасный |
Ненадёжный, простой, рискованный, безопасный, вредоносный, неопасный, коварный, лёгкий
Проверьте себя по эталону:
синонимы к слову опасный |
антонимы к слову опасный |
ненадёжный рискованный вредоносный коварный |
простой безопасный неопасный лёгкий |
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1. Тест.
1. В какой строке написаны пары антонимов?
А) прекрасный – замечательный, приветливый – вежливый;
Б) прекрасный – скверный, успешный – неудачный;
В) тревожный – спокойный, фиолетовый – тёмно-лиловый;
2. Какой антоним подходит к словосочетанию свежий хлеб?
А) мягкий хлеб;
Б) чёрствый хлеб;
В) белый хлеб.
3. Отметьте синонимы к слову хороший.
А) прекрасный, достойный, славный;
Б) хорош, хороша, хорошо, хороши;
В) плохой, ужасный, худой;
Проверьте себя по эталону:
1 Б
2 Б
3 А
Три правильных ответа – «Отличный результат!»
Два правильных ответа – «Хороший результат!»
Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»
- Подберите по 2 синонима к словам аккуратный, активный.
Аккуратный – __________________.
Активный – ____________________.
Слова для справок: деятельный, опрятный, чистоплотный, энергичный.
Проверьте себя по эталону:
Аккуратный – опрятный, чистоплотный.
Активный – деятельный, энергичный.
- Даны синонимы: дорогой, ценный, роскошный и антонимы: недорогой дешёвый, скромный. К какому прилагательному они относятся?
Напиши: _______________________________________________________
Составьте с этим словом словосочетания в женском, мужском и среднем роде.
Проверьте себя по эталону:
Богатый купец, богатая вышивка, богатое человечество.
Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами
Задачи:
- закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;
- обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
- расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
- развивать память;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Ребята, я очень рада видеть вас.
Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!
II.Чистописание.
С Т / / с т
Ст Тс
Старый друг лучше новых двух.
— Слова какой части речи употребляются здесь дважды?
— Что вы знаете об имени прилагательном?
III. Словарная работа.
— Запишем слова под диктовку.
Апте’ка, ноя’брь,тетра’дь, огуре’ц, наро’д, и’ней, мали’на.
[С комментированием] (слайд 3)
IV. Сообщение темы урока.
— Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)
— Найдите антонимы в пословице(старый-новый)
— А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
а |
е |
г |
м |
с |
т |
р |
в |
ё |
й |
с |
ц |
ю |
ж |
э |
ч |
ш |
и |
щ |
у |
э |
ф |
ц |
и |
й |
ж |
я |
т |
ы |
ъ |
н |
т |
щ |
ф |
ч |
ш |
у |
ж |
ц |
ъ |
ы |
э |
я |
н |
й |
я |
ф |
ы |
о |
ъ |
у |
щ |
о |
э |
ч |
ш |
ц |
т |
ю |
ь |
ч |
н |
т |
ъ |
э |
ж |
н |
ф |
ы |
ш |
я |
щ |
у |
ц |
ю |
й |
ф |
у |
и |
ч |
т |
ы |
и |
ц |
ш |
э |
ж |
щ |
я |
ь |
щ |
м |
я |
ж |
э |
ф |
т |
ы |
ъ |
у |
ч |
ш |
ц |
й |
м |
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
V. Работа по теме урока. Антонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.
А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.
Трусливый, дорогой, здоровый,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)
Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)
|
|
|
-По размеру : |
|
|
-По силе: |
|
|
-По характеру: |
|
|
-В зависимости от того, где живёт: |
|
|
— Что мы можем сказать об антонимах?
2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)
Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.
Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.
— Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)
Дерево высокое, а куст низкий.
Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.
Грач чёрный, а снег белый.
Чай горячий, а мороженое холодное.
— По какому признаку противопоставлены слова?
3. Самостоятельная работа.
— Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
Длительный |
|
храбрый |
|
искусственный |
|
светлый |
|
расторопный |
|
отечественный |
|
ошибочный |
|
щедрый |
|
(проверка по слайду)(слайд 10)
4. Работа в парах.
— Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше …безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,
Проверка. (слайд 11)
5. Подбор антонимов к многозначным словам.
— Ребята, что такое многозначные слова?
— Подберите антонимы к многозначным словам (устно):
Полный мужчина |
ǁ пустой |
Полный стакан |
ǁ худой |
Мягкий хлеб |
ǁ тяжёлый |
Мягкий шаг |
ǁ чёрствый |
Тонкий лёд |
ǁ грубый |
Тонкая работа |
ǁтолстый |
Мелкий дождь |
ǁ глубокий |
Мелкий ручей |
ǁ частый |
— Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:
Открытое окно —
Открытый человек —
Открытая вражда —
Мягкий свет —
Мягкий воск —
Мягкая зима —
Резкий звук —
Резкое слово —
Острая пила —
Острое зрение —
VI. Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)
1. Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем!
2. Игра в мяч.
-Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.
VII. Работа по теме урока. Синонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)
— Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
- Большой, огромный, громадный, гигантский.
- Маленький, малюсенький, крошечный.
- Крутой, обрывистый, отвесный.
— Как называются слова в каждой группе? (синонимы)
2. Работа над правилом — стр.52 (слайд 14)
Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.
3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)
Злой, сердитый, коварный…(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
— Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.
Звери живут в густом непроходимом лесу.
— Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.
Живут (где?) в лесу.
В лесу (каком?) густом непроходимом.
4. Работа по таблице. (слайд 16)
— Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
- Смелый, храбрый, мужественный.
- Глупый, неумный, недалёкий.
- Добрый, жадный, щедрый.
- Вечный, бессмертный, временный.
- Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Работа в парах.
— Составьте из слов синонимические ряды:
Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.
[На слайде «собираются» цветы]
— Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (слайд 17)
VIII. Работа со словарём. (слайд 18)
— Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.
[Учитель демонстрирует словарь]
— Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )
— В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.
Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.
— Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]
— Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]
IX. Закрепление.
1. Выполнение теста.
— Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» — под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)
- Синонимы — это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
- Синонимы — это слова с противоположным значением.
- Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
- К слову можно подобрать только один синоним.
- Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
- Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
- Синоним можно подобрать к любому слову.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)
Слово |
Синоним |
Антоним |
знойный |
||
быстрый |
||
скрытный |
||
древний |
||
тяжёлый |
||
пустой |
X. Итог урока.
— Что такое синонимы и антонимы?
— Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Оценивание.
— Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)
Домашнее задание:
- Упр. 483
- Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.
Литература
- Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль: Академия развития.2001.
- Словарь синонимов и антонимов для школьников/сост. О.А.Михайлова.-Екатеринбург: У-Фактория.2007.
7 пар прилагательных синонимов надо.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
7 пар прилагательных синонимов надо?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской
области
«Черепановский
педагогический колледж»
Дата:
15.03.2022
Школа:
МАОУ
«СОШ №3»
Класс:
3
«Б»
Учитель:
Ткаченко
Ольга Васильевна
Методист: Горобец
Тамара Геннадьевна
Студент: Крылова
Анастасия Андреевна
Тема: Прилагательные
– синонимы.
Тип
занятия:
открытие новых знаний
Цель: формирование
представления о прилагательных –синонимаз
Задачи урока:
Дидактические: развивать орфографическую
зоркость.
Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь, внимательное
отношение к слову, его использованию в устной и письменной речи.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и интерес к учебному предмету
«Русский язык».
Планируемые результаты
Личностные:
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к
изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие
доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, обучающимися.
Предметные:
умение
употреблять имена прилагательные в речи
Метапредметные:
Коммуникативные
УУД:
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий
Регулятивные УУД:
умение планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей, поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение
контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД:
структурирование знаний, осознанное построение
речевого высказывания в устной форме;
построение логической цепи рассуждений;
Ученик
научится: применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Ученик
получит возможность научиться: при
работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Основные
понятия: имя прилагательное
Межпредметные
связи: окружающий мир
Ресурсы: учебник «Русский
язык», ИКТ, карточки для работы в паре
Технологическая
карта учебного занятия
№п/п |
Этап |
Образовательная |
Методы, |
Деятельность |
Деятельность |
Дидактические |
Планируемые |
|
1 |
Организационный |
Мотивация |
Словесный. Фронтальная. |
1.Организация -Сделайте 2.Пальчиковая гимнастика — 1.Сжимание 2. Вращение 3. Замок 3. Оформление тетради -Открываем рабочие тетради, записываем марта, Классная работа |
Приветствуют |
стихотворение |
Л. |
|
2 |
Каллиграфическая |
Отработать |
Словесный, |
— -У 1. -Из — 2. — |
Каллиграфическое |
Л., К., Р. |
||
Орфографическая |
Отработать |
Словесный |
Запишите Прогулка,
|
Презентация |
л |
|||
3 |
Актуализация |
Создать |
Словесный, |
— Сравни между собой слова в каждой Большой, огромный, громадный, Маленький, малюсенький, крошечный. Крутой, обрывистый, отвесный. -К какой части речи они относятся? — Как называются слова в каждой -Ребята, вы уже догадались какая тема -А какая цель у нашего занятия? -Какие задачи мы можем поставить? Тема: Прилагательные Тип Цель: формирование |
презентация |
Л., К., Р., Познавательные |
||
4 |
Открытие |
Изучение |
Словесный, наглядный, практический |
—На
-Что -Что -прочитайте
-правильный |
Л., К., Р., Познавательные., Предметные |
|||
Физкультминутка |
||||||||
5 |
Закрепление |
Закрепление |
Словесный, |
-Найдите упражнение 483.Прочитайте условие. Что мы должны
1. Антонимы – это слова: 2. Синонимы – это слова: 3. Определите ряд антонимов. 4. Определите ряд антонимов. 5. Выберите строчку синонимов. 6. Выберите строчку синонимов. 7. Выберите строчку антонимов: 8. Определите, какое лексическое значение имеют синонимы? 9. Определите, какое лексическое значение имеют антонимы? 10. Выберите один из основных признаков антонимов: 11. Выберите один из основных признаков антонимов: г) Пишутся одинаково |
Доска, Учебник |
|||
Л., |
||||||||
7. |
Итог |
Проверка |
Словесный Фронтальный |
— — — — -Оцените |
-Отвечают |
карточки |
Л., К. |
|
8. |
Рефлексия |
Формировать |
Словесный, Фронтальный. |
-Ребята, — |
— |
К. |
||
8. |
Домашнее |
Словесный, |
—
|
Записывают |
дневник |
|||
Полная и краткая формы имён прилагательных в роли синонимов
Полная и краткая формы прилагательных могут выступать в роли синонимов в именной части составного именного сказуемого. В этом случае полные и краткие прилагательные различаются семантически, грамматически и стилистически.
Семантическое (смысловое) различие выражается в следующем.
1. Полная форма обозначает постоянный признак, а краткая — временный признак: девочка больная — девочка больна; характер у него спокойный — лицо его спокойно.
2. Полная форма обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткая — относительный признак, проявляющийся в определённой ситуации. Ср.: чемодан тяжёлый (независимо от того, кто его будет нести) — ноша тяжела (для ребёнка), сапоги велики, куртка мала.
3. Некоторые краткие формы имён прилагательных резко расходятся по значению с полными. Ср.: ребёнок весьма живой -старик ещё жив; она хорошая — она хороша собой.
Грамматическое (синтаксическое) различие между рассматриваемыми формами заключается в том, что при краткой форме могут быть управляемые слова, а полная, употреблённая в именительном падеже, не обладает способностью синтаксического управления. Например, мальчик способен к музыке, сестра больна гриппом. Но нельзя в этих предложениях краткую форму прилагательного заменить полной.
Стилистическое различие выражается в том, что краткая форма воспринимается как книжная, а полная — как разговорная или нейтральная. Например: Аргументы и выводы автора этого исследования ясны и точны — ответы ученика ясные и точные; слова умны — девочка очень умная. Кроме того, краткой форме присущ оттенок категоричности, а полная звучит более мягко.
Следует иметь в виду, что однородными членами могут быть или только полные, или только краткие формы прилагательных: Был я молодым, горячим, искренним, неглупым… (А. Чехов). Открытая шея тонка и нежна (А. Толстой).
Ключевые слова: Прилагательное, Слово
Источник: Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008
Материалы по теме |
---|
Слово, предмет, понятие Норман Б.Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004 |
Процессы словообразования Норман Б.Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004 |
Отбор слов в риторике Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,… |
Многозначность слова (полисемия) Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008… |
Логосическая теория происхождения мира и слова-языка Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Аннушкин. — 2-е изд.,… |
Омонимы Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008… |
Язык — речь — слово в фольклоре Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Аннушкин. — 2-е изд.,… |
Паронимы Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008… |