Приемы использования синонимов

На использовании
синонимов основаны четыре стилистических
приёма:

  1. синонимическая
    замена,

  2. контрастное
    противопоставление синонимов,

  3. нанизывание
    синонимов,

  4. мейозис.

1.
Приём
синонимической
замены

заключается в использовании ряда
синонимов при обозначении одного понятия
с целью избежать тавтологии: Как
я нашёл её случайно, так и потерял
ненароком
(В.
Саянов).

Функция замещения
сводится к
замене полного синонима равнозначным
для избежания тавтологии, однообразного
повторения одних и тех же слов.

«Многозначность (или полисемия) = это
способность слова иметь несколько
значений… Осознать несимметричный
характер соотношения знака и значений,
образующих слово, очень важно. В этом –
ключ к пониманию не только лексической
многозначности, но и развития языка в
целом. Характерной особенностью полисемии
является типичность, повторяемость,
регулярность отношений значений в
структуре многозначных слов» (Новиков,
1990)

«Весь
зал
аплодировал.
Хлопали,
подняв
руки» (А.Н.Т.);
«Я давно хотел начать
свои
записки.
Странная
причина заставляет меня взяться за
перо:
иные
пишут свои
мемуары,
потому
что в них много инте
ресного
в историческом отношении; другие, потому
что
им
еще раз хочется пережить счастливые
молодые годы»
(Гарш.).

В обоих
случаях наблюдается нейтрализация,
синонимы
становятся полностью взаимозаменимыми.

Функция
уточнения

основывается на функции замещения.
Однако в данной роли выступают не полные,
а частичные синонимы. Функция уточнения
заключается в конкретизации предметов
и явлений действительности, их свойств
и действий, называемых предыдущим
(предыдущими) синонимами. Уточняющий
синоним вместе с ним (с ними) образует
как бы цепочку, в которой первое место
обязательно занимает синоним с более
широким значением, а замыкает ее синоним
с более узким, соответствующим именно
данной ситуации значением. Например,
Он словно
потерялся
немного, словно
сробел
(Т).

Весьма образно по этому вопросу сказано
так: «Процесс семантического уточнения
изображаемого в языке, например в
литературно-художественном произведении,
напоминает создание картины в живописи,
когда художник, накладывая мазки красок
(в языке им соответствуют слова),
постепенно проясняет и уточняй изображение
в соответствии со своим творческим
замыслом, делает его выразительным,
многогранным, богатым разнообразными
ассоциациями» [Современным русский
язык / Новиков, 1999: С. 226].

Уточняться могут:

— сам предмет
повествования:

Обязанность [возместить
причиненные убытки] возлагается на
работников, разгласивших служебную или
коммерческую тайну, вопреки трудовому
договору, в
том числе контракту
(ГК РФ); Вот теперь это
не совет, и
не просьба, и
не приказ. Мольба (В.
Барковский)’,

— движения
(состояния) субъекта:

На улице под действием
светлых и нежных сумерек Володька
немного остыл. Что же, в самом деле,
получилось? Ведь он же честно не хотел
идти к другой… Он предпочитал
Ирочку. Предпочитал.
Слово-то какое! Не
просто почитал, а
предпочитал, то
есть как бы прямо молился на нее. А она
— «гуд бай»! У ее Ростика уже несколько
раз расклеивалось то,
что именуется романом, любовью, женитьбой.
Не ломалось, не
взрывалось, а
именно расклеивалось,
тихо, гладко, без
всяких катастроф (Н.
Погодин);

— признаки,
качества предмета:

— Итак, я свидетель или
обвиняемый!
Вы подозреваемый.
Только подозреваемый.
Пока что<…> Мне
«убийцы в белых халатах» вкатили чуть
ли не десятирную дозу всяческой пакости
— а я вот он. Это когда «печень по-русски»
(иначе говоря
по-нашенски,
по-зарубежному:
ливер
а ля рус) сыграла
большую роль в биографии Боярова А.Е.
(В. Барковский).

2.
Фигура
контрастного
противопоставления

синонимов называется парадиастолой.

В
Купеческом клубе
жрали
аршинных стерлядей на обедах. В Охотничьем
разодетые дамы
кушали
деликатесы
(В.
А. Гиляровский).

Его
отец был мелким плантатором в штате
Небраска, он знал в детстве не
нужду,
но
бедность
(Эренб.).

Город
[Копенгаген]
старинный,
но
не
старый
(газ.).

У
актеров не
руки,
а
руцы,
не пальцы, а персты,
до
такой степени движения их образно
торжественны… Они не
ходят,
а шествуют, не сидят, а восседают, не
лежат, а возлежат
(К.С.Станиславский).

«Иван
Егорович оглядел собеседника. Ирочка
говорила чистую правду: глаза у него
были непонятного цвета. Они не
смотрели,
а

высматривали. Не глаза,
а
гляделки
(Н.Погодин).
В этом отрывке оказались две пары
синонимов, очень наглядно противопоставляемых
по своей функции: не
смотрели, а высматривали,
второй
из
которых
уточняет значение первого, и не
глаза, а гляделки,
второй
из
которых
содержит экспрессивную оценку предмета,
называемого первым. Это эмоционально-оценочная
характеристика

того,
что
означает, называет стилистически
нейтральный синоним.

Во всех примерах
при противопоставлении синонимы не
взаимоисключают друг друга, а, уточняя,
дополняют и придают экспрессивную
оценку.

Контрастное
противопоставление усиливается при
использовании однокоренных синонимов,
а также синонимов, принадлежащих одному
этимологическому гнезду (напр., исконно
русского венок
и
церковнославянского венец):
И
прежний сняв
венок
— они
венец
терновый,

Увитый лаврами,
надели на него.

(М. Ю.
Лермонтов)

Фигура
контраста может быть усилена не только
использованием однокоренных синонимов,
но и отрицанием: Я
по-прежнему верю в добро, в истину; но я
не только
верю,

я
верую
теперь
(И.
С. Тургенев).

3.
Нередко
используется прием так называемого
нанизывания
синонимов

употребление цепочки близких по значению
слов.

Кричали,
что это грешно, даже подло, что старик
не в своем уме, что старика
обманули,
надули, облапошили
(Дост.).

Какая
же причина в мёртвых душах? Даже и причины
нет. Это, выходит, просто:

андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги
всмятку
!
(Н.
В. Гоголь).

Единицы
в синонимической цепочке могут
располагаться от семантически менее
интенсивной к более интенсивной. Такой
приём расположения синонимов именуется
восходящей
градацией

(лестницей): Она
сама страшно мучилась и казнилась
постоянно с детьми, с их здоровьем и
болезнями
(Л.
Толстой); Эта
некрасивая, уродливая женщина имеет
свою, в высшей степени интересную повесть
(Ч.
«Кривое зеркало»); Через
двести – триста лет жизнь на Земле будет
невообразимо прекрасной, изумительной
(Ч.
«Вишневый сад»).

Приём
расположения синонимов от более
интенсивного к менее интенсивному
называется нисходящей
градацией
:
Уезжайте
сейчас же… Заклинаю вас всем святым,
умоляю
(А.
П. Чехов).

Прием
нанизывания
синонимов

обычно применяется в целях усиления,
интенсификации признака,
действия.

4.
Мейозис

(от греч. meidsis
уменьшение)
— стилистический приём, который
заключается в замене слова синонимом,
выражающим меньшую степень интенсивности,
напр., полный
вм.
толстый.

Данная
фигура речи представляет собой, по Ю.
М. Скребнёву, средство выражения нарочито
«сдержанной оценки» (неглупый
вм.
умный),
а
при «характеристике отрицательных
свойств объекта… создаёт эвфемистический
эффект».

Средства
нарочито сдержанной оценки, рассчитанные
на эвфемистический эффект, часто
образуются с помощью префикса не-
(нетрезвый
вм.
пьяный).

Вторая
разновидность стилистической функции
синонимов — это речевая
характеристика говорящих
,
зависящая от их социальной и профессиональной
принадлежности, места проживания,
образования, культурного уровня.
Например:

1) Вот дядя Паша. Почему-то
он всегда говорит гравель,
а не гравий
(В. Белов);
2) Теперь
над гнездом вновь стояли аисты. —
Вернулись,
не утерпев, крикнул Лёнька. — Возвернулись,
родные мои, возвернулись!
проговорил дед
Зотей растроганно (М.
Бубеннов).

11

Соседние файлы в папке Лекции

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Предлагаемый материал является главой
учебного пособия для занятий по курсу
предпрофильной подготовки для 9 класса «Язык
художественного текста. Изобразительные
возможности лексики». Занятие сопровождается
электронной презентацией, которая представлена
в Приложении 1.

В языке нет двух или нескольких слов,
значащих решительно одно и то же, как две капли
воды.
Даже слова лоб и чело, глаза и очи, венец и
 корона при одинаковом значении выражают
различные оттенки.

Ф.И.Буслаев.

Вспомним!

Синонимы – слова, которые звучат и
пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или
очень близки. («Энциклопедический словарь юного
филолога»)

Задания.

  • Подберите синонимы к словам

проблема
вместе
актер
ощущение
наказание

  • В группу синонимов могут входить устойчивые
    сочетания слов: уставать – изнемогать,
    выбиваться из сил
    . Подберитеподобные синонимы
    к слову скоро.

Это интересно!

Нужны ли синонимы языку? Казалось бы, гораздо
удобнее, чтобы каждая вещь имела одно
единственное название. Откуда же и зачем
появляются синонимы? Ответ отнюдь не лежит на
поверхности.
В санскрите – литературном языке Древней Индии
– слона называют то дважды пьющим, то двузубым,
то снабженным рукой. Ясно, что каждое из этих
названий содержит особое понятие о слоне, особое
представление, хотя все обозначают один и тот же
предмет.
Таким образом, два (или более) слова, называя ту же
вещь, соотносят её с разными понятиями об этой
вещи и тем самым раскрывают разные её свойства.
Так и возникают синонимы – естественно,
стихийно. Никто их специально не придумывал.
Познавая мир, все более углубляясь в него,
человек в известных уже предметах находил
какие-то новые черты, что требовало новых слов.
Одно слово, как правило, неспособно выразить
понятие. Только совокупность синонимов более или
менее исчерпывает понятие. Вот почему синонимы
выступают в языке группами, рядами.
Синонимический ряд – это своеобразная
группа – от двух до нескольких десятков – в
которой синонимы, объединяясь общим значением,
различаются оттенками, взаимно дополняют друг
друга.

Задания.

  • Придумайте предложения с каждым словом из
    синонимического ряда. Определите, в каком стиле
    вы их употребили.

Будущий – грядущий – наступающий –
предстоящий – следующий.

Поэт – певец – стихотворец – пиит – баян –
песнопевец – бард – трубадур.

Печаль – грусть – горесть – кручина – тоска.
Писатель – сочинитель – литератор.
Вдохновлять – воодушевлять – окрылять –
воспламенять – зажигать – поднимать дух.

  • Рассмотрите схему. Расскажите о функциях
    синонимов. Приведите примеры из художественных
    текстов.

Лексические

Синтаксические

Стилистические

Выражают одно и то же понятие, но в то же
время различаются оттенками значения
Параллельные синтаксические
конструкции, имеющие разное построение, но
совпадающие по своему значению
Отличаются стилистической окраской,
сферой употребления
храбрый – смелый – мужественный –
отважный – стойкий – безбоязненный
начать работать – приступить к работе;
она плохо себя чувствует – ей нездоровится
лик – лицо – физиономия – мордашка;
много – множество – уйма
  • Распределите слова-синонимы в графы таблицы.
    Выполнив это задание, сделайте вывод.

Нейтральное

Книжное

Разговорное

     

Идти, шествовать, плестись, жадный,
завистливый, алчный, гигантский, здоровенный,
большой, дрыхнуть, ночевать, спать,
ходатайствовать, просить, клянчить, заплакать,
зарыдать, разреветься.

Из всех лексических средств синонимы обладают
наибольшими стилистическими возможностями.
Выбор одного, самого подходящего, незаменимого в
данном случае слова из ряда синонимов может быть
использован автором как выразительный
художественный прием.

  • Прочитайте  приведенные художественные
    тексты, определите стилистическую роль
    использованных авторами синонимов.

1) А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг
рявкнул на весь театр человеческим голосом:

 – Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!
Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в
том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не
заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а
именно, по омерзительному выражению кота, урезал
какой-то невероятный, ни на что не похожий по
развязности своей, марш.

(М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)
2) Роясь в легком сопротивлении шёлка, он
различал цвета: красный, бледный розовый и
розовый темный; густые закипи вишневых,
оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были
оттенки всех сил и значений, различные в своем
мнимом родстве, подобно словам «очаровательно» —
«прекрасно» — «великолепно» — «совершенно»; в
складках таились намеки, недоступные языку
зрения, но истинно алый цвет долго не
представлялся глазам нашего капитана… Наконец,
один цвет привлек обезоруженное внимание
покупателя… Этот совершенно чистый, как алая
утренняя струя, полный благородного веселья и
царственности цвет являлся именно тем гордым
цветом, какой разыскивал Грей. В нем не было
смешанных оттенков огня, лепестков мрака, игры
фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни
синевы, ни тени, ничего, что вызывает сомнение. Он
рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения.

(А.Грин «Алые паруса»)

Стилистические
приемы, связанные с использованием синонимов

Градация (сочетание, нанизывание
синонимов)
Противопоставление синонимов Употребление синонимов-дублеров
Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу.

(И. Эренбург)

Он собственно не шел, а влачился, не
поднимая ног от земли.

(А.Куприн)

грусть-тоска;
путь-дорога

Задания.

  • Докажите, что в данных отрывках из
    художественных произведений использован приём
    нанизывания синонимов (градации). Выпишите эти
    синонимы и объясните смысловые различия слов
    каждой группы.

1) И жизнь казалась ему восхитительной,
чудесной и полной высокого смысла. (А.Чехов).

2) Мне иногда представлялось, что я вижу перед
собою огромного, исполинского паука, с человека
величиною. (Ф.Достоевский).

3) Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит
облегчить себе задачу: он торопится поставить
точку, закончить вещь, расписаться. (А.Озеров).

4) У нас с вами и так дуэль, непрерывный
поединок, постоянная борьба. (А.Островский).

5) О, если б этот плотный сгусток мяса
     Растаял, сгинул, изошёл росой!
     Каким докучным, тусклым и
ненужным

     Мне кажется все, что ни есть на
свете!

(Шекспир «Гамлет»)

  • Докажите, что в этих примерах использован прием
    противопоставления синонимов. Определите, чем
    отличаются слова-синонимы каждой пары.
    Попробуйте объяснить, почему они
    противопоставляются.

1) Каким молодым он был тогда! Как часто и
упоенно хохотал – именно хохотал, а не смеялся.
(О.Бергольц).

2) Я по-прежнему верю в добро, в истину: но я не
только верю – я верую теперь, да, я верую, верую.
(И.Тургенев).

3) Ахматова у себя дома, в гостях ли, в кресле, на
диване, на кровати всегда не сидела, а восседала,
прямая, гордая, величественная; она не говорила, а
роняла слова, роняла точные, весомые, именно те,
которые хотела обронить. (М.Белкина).

4) Он знал в детстве не нужду, но бедность.
(А.Куприн).

5) Я не знаю, где граница
   Между севером и югом;
   Я не знаю, где граница
  Меж товарищем и другом.

(М. Светлов).

  • Подберите примеры употребления
    синонимов-дублеров. Сделайте вывод, где
    используется такой прием.

Вопросы и задания для самостоятельной
работы

  • Что такое синонимы? Как они появляются в языке.
  • Каковы функции синонимов в речи? Какие
    выразительные приемы основаны на использовании
    синонимов?
  • Сопоставьте два перевода одного и того же
    отрывка из произведения К.Причард «Золотые
    мили»: Сравните синонимические выражения в
    параллельных текстах, сделайте выводы об их
    сравнительных достоинствах и недостатках.
Золото не давалось Моррису в руки, он
считал себя неудачником, хотя еще и возился с
акциями. Салли не сердилась, если он иной раз
впадал в азарт. Но в остальном он чувствовал себя
удовлетворенным. Жизнь научила его тому, к чему
многие только стремились, но никогда не
достигали, — здравому смыслу, не позволявшему
желать больше того, что могла дать проза
будничного существования. И все же это
существование не было таким уж будничным: с ним
была Салли и мальчики; они создавали ощущение
семейного очага.
Но Моррису не везло, и он решил, что,
значит, не судьба. Впрочем, он и сейчас еще
изредка поигрывал на бирже, и Салли мирилась с
этим, понимая, что ему необходима время от
времени встряска. Моррис в сущности был доволен
своим существованием; он достиг того, что не
доступно большинству, ни к чему больше не
стремился, довольствовался тем немногим, что у
него было. В конце концов, благодаря Салли и
сыновьям, жизнь его была не так уж однообразна и
уныла. Знать, что у тебя дружная семья, — уже
счастье.
  • Составьте задание к данным примерам.
    Установите, где задание оказалось интересным и
    неожиданным.

1) Знать, высоте покой несносен:
Уже который день подряд

Зеленые верхушки сосен
Трепещут,  мечутся, дрожат.

(В.Савельев)

2) Комната была ярко освещена. Горели все
лампы. На рояле пылали, дымя, восковые свечи.
(К.Паустовский)

Выбору синонима, нужного и уместного для
каждого конкретного случая, поможет работа со
словарями:

1. Словарь синонимов русского языка:
практический справочник: ок. 11000 синоним. рядов / З.Е.
Александрова
. – 15-е изд., стереотип. – М.:
Рус.яз. – Медиа, 2007. – 564, [12] с.

УПОТРЕБЛЕНИЕ СИНОНИМОВ

Введение

. Синонимы и их типы

. Употребление синонимов в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Синонимы являются основой такой стилистической фигуры речи, как градация — расположение слов по степени усиления или ослабления их смыслового или эмоционального значения.

Цель написания  — рассмотрение правил употребления синонимов и привести примеры из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

В рамках поставленной цели выявлены следующие задачи:

изучить правила употребления синонимов;

привести примеры употребления синонимов из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

Объект исследования синонимы в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

. Синонимы и их типы

Синонимы (от греч. Synonimos — одноименность) — слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу тождественны или очень близки, например:

Миг — момент (существительные);

Бранить — ругать (глаголы);

Огромный — громадный (прилагательные);

Напрасно — зря (наречия); Возле — около (предлоги).

В современном русском языке различаются следующие группы синонимов:

) Семантические (идеографические) синонимы, которые различаются оттенком значения:

Молодость — юность (юность — первый этап молодости);

Красный — алый — пунцовый (общий смысл этих слов одинаков, но красный — это цвет крови, алый — более светлый, пунцовый — более темный).

) Стилистические синонимы, которые имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску, но обозначают одно и то же явление действительности:

Лоб (нейтральное) — чело (возвышенно-поэтическое);

Отрывок (нейтральное) — фрагмент (книжное);

Отрезать (нейтральное) — отхватить, оттяпать (просторечие).

) Семантико-стилистические синонимы различаются лексическими значениями и стилистической окраской:

сердиться (нейтральное)

злиться (разговорное, то есть сердиться в значительной степени)

беситься (разговорное, сердиться в очень сильной степени)

серчать (просторечие, сердиться незначительно).

) Особую группу составляют так называемые абсолютные синонимы (дублеты). Это слова, не имеющие ни семантических, ни стилистических различий:

В течение = в продолжение (предлоги);

Лингвистика = языкознание = языковедение (существительные)

Слов-дублетов в русском языке немного. Как правило, в процессе исторического развития подобные слова или начинают различаться по смыслу, то есть становятся семантическими синонимами, или изменяется их стилистическая окраска и сфера употребления. Например:

Азбука = алфавит; Забастовка = стачка; Самолет = аэроплан,

От общеязыковых синонимов необходимо отличать контекстуальные синонимы (иногда их называют индивидуально-авторскими).

Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит лишь в условиях определенного контекста, причем за пределами этого контекста они не являются синонимами. Контекстуальные синонимы, как правило, экспрессивно окрашены, так как основная их задача — не называние явления, а его характеристика. Например, очень богат контекстуальными синонимами глагол говорить (сказать): Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал (Шитик.) Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.)

Синонимичные слова могут образовывать синонимический ряд, то есть объединение близких по значению слов, при этом в синонимическом ряду всегда есть главное, стержневое слово, которое обладает общим значением, нейтрально по стилистической окраске и входит в общеупотребительный пласт лексики. Стержневое слово всегда стоит в начале синонимического ряда и называется доминантой (от лат. Domi-nans — господствующий). Таков, например, глагол упасть среди синонимичных ему слов:

Упасть, свалиться, бухнуться, шлепнуться, брякнуться, грохнуться, хлопнуться, полететь, ухнуться, загреметь и др.

Также как и омонимы, синонимы связаны с явлением многозначности следующим образом: многозначное слово может входить в разные синонимические ряды. Синонимы помогают показать разницу в оттенках значения многозначного слова:

СВЕЖИЙ- > свежая рыба (неиспорченная)-> свежий хлеб (мягкий)- > свежая газета (сегодняшняя)- > свежее белье (чистое)-> свежий ветер (прохладный)- > свежий человек (новый)

Синонимы возникают в результате различных процессов, протекающих в языке. Главными из них являются:

) «Расщепление» одного лексического значения слова на два и более, то есть превращение однозначного слова в новое, многозначное слово. При этом развившиеся новые значения могут синонимизироваться со значениями других слов, существующих в данном языке. Так, в послереволюционное время у слова прослойка помимо прямого значения «тонкий слой, полоска между слоями чего-нибудь» (прослойка крема в торте), развилось переносное значение — «общественная группа, часть общества, организации». В этом новом значении слово прослойка вступило в синонимические отношения со словами группа, слой.

) Расхождение разных значений одного и того же слова, приводящее к потере семантической связи между ними. В результате у каждого из возникающих таким путем омонимов появляются свои собственные синонимические ряды. Так, прилагательное лихой, уже в древнерусском языке имевшее несколько значений, постепенно стало обозначать два совершенно различных качества:

а) «плохой, трудный, опасный» (лихая година);

б) «смелый, самоотверженный» (лихой кавалерист).

Возникшие таким образом омонимы лихой (1) и лихой (2) входят в разные синонимические ряды:

Лихой (1) — злой, тяжкий;

Лихой (2) — смелый,удалой, молодецкий.

) Заимствование иноязычных слов, близких по смыслу к исконным словам русского языка, в результате чего могут возникать синонимические ряды и пары слов:

Область — сфера;

Всеобщий — глобальный;

Предварительный — превентивный;

Преобладать — превалировать.

) Появление синонимических пар в результате словообразовательных процессов, постоянно протекающих в языке:

Копание — копка;

Пилотирование — пилотаж;

Хронометрирование — хронометраж;

Гранение — огранка;

Оснащение — оснастка.

Синонимы — это богатство языка. Синонимы употребляются в языке со следующими целями:

) Для уточнения мысли;

) Для выделения наиболее важных смысловых оттенков;

) Для повышения образности и художественной изобразительности речи;

) Для избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок.

Сравните, например, синонимы бой и битва в приведенном отрывке:

Софья рассказывала о всемирном бое народа за право на жизнь, о давних битвах крестьян Германии (М.Г.)

Одним из наиболее распространенных приемов использования синонимов является так называемое нанизывание синонимов. Этот прием используется при максимальной детализации в процессе описания явления, а нередко и для создания градации:

Какое же оно (море) серое? Оно лазурное, бирюзовое, изумрудное, голубое, васильковое.. Оно — синее-пресинее… Самое синее на свете. (Б. Заходер) стилистический семантический контекстуальный синоним

Синонимы являются основой для создания антитезы — стилистического приема контраста, противопоставления. Вот как, например, синонимические цепочки грядущее — будущее, грядущий — завтрашний; жалок — ничтожен использованы в следующих отрывках.

Современный русский язык. Лексика — Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010

Лексика и фразеология
Лексическая синонимия
Использование синонимов в речи

Богатство и выразительность синонимов в русском языке создает неограниченные возможности для их целенаправленного отбора и внимательного употребления в речи. Писатели, работая над языком своих произведений, придают особое значение синонимам, которые делают речь точной и яркой.

Из множества близких по значению слов автор использует то единственное, которое в данном контексте станет наиболее оправданным. Читатель часто и не догадывается, что за тем или иным словом стоял целый ряд синонимов, слов-конкурентов, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое. Такое скрытое использование синонимов отражено только в рукописных черновиках произведения. Интересны синонимические замены у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени»: Я стоял сзади одной толстой (первоначально — пышной) дамы; …Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным (упрямым) характером?; Его [Печорина] запачканные (грязные) перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке.

Открытое использование синонимов — прием, при котором они соседствуют в тексте, выполняя различные функции. Так, синонимы могут уточнять то или иное понятие: …Она вышла замуж за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека (Ч.). Нередко синонимы употребляются для разъяснения слов: Я употреблю его [слово обыденный] в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный (Т.).

Автор может сопоставлять синонимы, обращая внимание на отличия в оттенках их значений: Я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, — я верую теперь, да — верую, верую (Т.). Возможно даже противопоставление синонимов, имеющих значительные отличия в смысловой структуре или в стилистической окраске: Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именно хохотал, а не смеялся! (О Б.).

Обращение к синонимам помогает писателям избежать повторов: Да разве у уездного лекаря не было адского камня?.. Как же это, боже мой! Врач — и не имеет такой необходимой вещи! (Т.). При этом синонимы не только разнообразят речь, но и вносят тонкие смысловые и стилистические оттенки в оформление высказывания: Аптекарша была белокурая женщина, и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную (Герц.).

Употребление синонимов в качестве однородных членов (сказуемых, определений) способствует усилению выражения действия или его признака: Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный… Как он любил храбрых, стойких людей! (Тих.).

Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает (или ослабляет) значение предыдущего: У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение (Ч.); У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба (Остр.).

Благодаря устойчивым системным связям каждое слово, имеющее синоним, воспринимается в речи в сопоставлении с другими членами синонимического ряда. При этом экспрессивно окрашенные слова как бы «проецируются» на свои стилистически нейтральные синонимы. Поэтому особое впечатление производит на читателя использование лексики «предельного значения»; ср. у Ф.М. Достоевского: В ужасе смотрел Раскольников на прыгавший в петле крюк запора; Вдруг в бешенстве она схватила его за волосы и потащила в комнату; …Плюнул и убежал в остервенении на самого себя.

Встречая в тексте слова разговорные, просторечные, диалектные и под., мы также мысленно ставим их в синонимические ряды, сравнивая с нейтральными, общеупотребительными. Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров обращается к крестьянскому мальчику: Если ты занеможешь и мне тебя лечить придется… (не заболеешь, а занеможешь). В другом случае: А я завтра к батьке уезжаю батьке, а не к отцу). Такое сопоставление позволяет сделать вывод о предпочтении героем в данной ситуации народно-разговорной лексики.

Выбор синонимов писателями обусловлен и особенностями их индивидуального стиля. В связи с этим А.М. Пешковский замечал: «…оценить выбор автором того или другого синонима можно только при рассмотрении данного текста на фоне всего произведения или даже всех произведений данного автора»[12].

Умение использовать синонимические богатства родного языка является верным признаком профессионализма, мастерства писателя.

Вопросы для самопроверки.

1. Какое языковое явление называется синонимией?

2. Что такое синонимический ряд?

3. Как вы понимаете термин «доминанта» (стержневое слово)?

4. Какие синонимы называются полными (абсолютными)?

5. Какие типы синонимов вы знаете?

6. Как проявляются системные связи языка при объединении слов в синонимические ряды?

7. Какие слова называют контекстуальными синонимами?

Упражнения.

13. Приведите возможно большее количество синонимов к данным словам. Укажите при этом разные типы синонимов (полные, семантические, стилевые, семантико-стилистические). Составьте предложения (словосочетания) с приведенными синонимами.

Говорить — смеяться — …, радоваться — …, грустить — …, жить — …, умереть — …, лицо — …, глаза — …, голова — …, приятель — …, возлюбленная — …, муж — …, ловкий — …, умный — …. глупый — …, понятный — …, далекий — …, дикий — …, красивый — …, быстро — …, медленно — …, хорошо — …, плохо — …, аккуратно — …, серьезно — …

14. Выдели те синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.

1. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (Герц.). 2. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом (Т.). 3. — Душевно рад, — начал он… — Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович… — Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петрович… — Сейчас, сейчас, — подхватил отец (Т.). 4. Через двести — триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (Ч.). 5. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.

15. Запишите синонимические ряды, доминантами которых являются: 1) глаголы, передающие движение ветра, воды; 2) прилагательные, определяющие осенний день без солнца, доброго человека, красивые глаза, некрасивое лицо. (За справками обращайтесь к словарям синонимов.)

16. К выделенным словам подберите синонимы. Объясните выбор писателем выделенных слов, учитывая при этом их лексическую сочетаемость.

Началось с газет… Было решено, что ежедневно после обеда они будут друг другу читать вслух. Заметив, что в некоторых газетах попадается шахматный отдел, она сперва подумала, не вырезать ли эти места, но побоялась этим обидеть Лужина. Раза два, как пример интересной игры, мелькнули старые лужинские партии. Это было неприятно и опасно. Прятать номера с шахматным отделом не удавалось, так как Лужин копил газеты, желая впоследствии их переплести в виде больших книг… И она не знала, с каким грешным нетерпением он ожидал тех четвергов или понедельников, когда бывал шахматный отдел, и не знала, с каким любопытством он просматривал в ее отсутствие напечатанные партии. Задачи же он запоминал сразу, искоса взглянув на рисунок и схватив этим взглядом распределение фигур, и потом решал про себя, пока жена вслух читала ему передовую… Дело в том, что чем внимательнее она читала газеты, тем ей становилось скучнее, и туманом слов и метафор, предположений и выводов заслонялась ясная истина, которую она всегда чувствовала и никогда не могла выразить.… Они ей напоминали образ маленького чиновника с мертвым лицом в одном учреждении, куда пришлось зайти в те дни, когда ее и Лужина гнали из канцелярии в канцелярию ради какой-то бумажки…Бумажке, которой у них не было и которую следовало достать, он придавал значение космическое, весь мир держался на этой бумажке и безнадежно рассыпался в прах, если человек был ее лишен. Мало того: оказывалось, что Лужины получить ее не могли, прежде чем не истекут чудовищные сроки, тысячелетия отчаяния и пустоты, и одним только писанием прошений было позволено облегчить себе эту мировую скорбь. Чиновник огрызнулся на бедного Лужина за курение в присутственном месте, и Лужин, вздрогнув, сунул окурок в карман… Бумажку они получили в другом учреждении мгновенно. Лужина потом с ужасом думала, что маленький чиновник, уславший их, представляет себе, вероятно, как они безутешными призраками бродят в безвоздушных пространствах, и, быть может, все ждет их покорного рыдающего возвращения.

В. Набоков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приемчик синоним
  • Приемный сын синоним
  • Приемный пункт синоним
  • Приемный отец синоним
  • Приемные родители синоним