Прием сопоставления синонимов

В речи синонимы выполняют пять основных функций.

1. Уточнение какого-либо понятия.

Пример:

«Был обычный, ничем не примечательный учебный день».
 

«Летом мы отправимся в путешествие — в настоящий морской круиз

Эта функция синонимов часто используется в словарях, например: дискуссияспор, обсуждение какого-либо вопроса.

2. Сопоставление синонимов, имеющих в одном контексте разные оттенки значений.

Пример:

«Подарок пришёлся малышке по душе: она развеселилась, даже рассмеялась».

3. Противопоставление схожих явлений.

Пример:

«Это был не сплошной ельник, а смешанный лес, где развесистые березы, рябина и черемуха мешались с елями и соснами» (Д. Мамин-Сибиряк).

«Знаешь — бывают такие дни осенью: свежо, но не холодно, тепло, а не жарко…» (По М. Горькому)

4. Замещение слова синонимом с целью избежать неоправданного повтора (тавтологии).

Пример:

«Из яств, кроме кутьи, было три-четыре блюда (между прочим, и блины), всё с кухни Амалии Ивановны» (Ф. Достоевский).

«Мужчина достал старый компас и слегка потряс его; стрелка прибора дёрнулась и замерла». 

5. Усиление — в случае, когда синонимы являются однородными членами и служат для придания тексту большей выразительности.

Пример:

«Несчастный залился слезами,
На грудь к товарищам упал,
И горько плакал и рыдал» (М. Лермонтов).

«Это была она, моя заветная, моя долгожданная Россия, которую я жаждал видеть ежесекундно» (Н. Лесков).

Ряд синонимов, расположенных по степени усиления или ослабления выражаемого признака, образует стилистическую фигуру — градацию.

Пример:

«Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!» (В. Маяковский).

служат
средством наиболее точного выражения
мысли.

Близость лексического
значения

Бываю полные,
идеографические совпадают неполностью
(умный – сообразительный), стилистические
(спать, почивать, дрыхнуть), посфере
употребления (говорить, гутарить),
однокоренные (заголовок, заглавие),
разнокоренные, по сочетаемости,
контекстуальные.

Конверсивы (дом
строят, дом строится, студент сдает
экзамен ,профессор принимает экзамен

Так
возникают ряды синонимов, позволяющих
с предельной
точностью детализировать описание
явлений действительности.

Эвфемизмы
для смягчения речи
:
поправилась-потолстела; взятка – не
взятка, а благодарность; высмокаться –
освободить нос при помощи платка.

1
функция
замещения, когда необходимо избежать
повторения слов
(Орловский
мужик живет в дрянных осиновых избенках…
Калужский оброчный мужик обитает в
просторных сосновых избах. — Т.). 2.
функцию уточнения.

позволяет более полно выразить мысль
(Он словно потерялся немного, словно
сробел. — Т.).

3.Синонимы
используются и в функции разъяснения

[Я употребляю его (слово «обыденный») в
том смысле, в котором оно значит:
обыкновенный, тривиальный, привычный.
— Т.]. При употреблении специальной
лексики, иноязычных слов, архаизмов,
которые могут быть непонятны читателю,
писатели часто поясняют их синонимами
(Началась анархия, то есть безначалие.
— С.-Щ.).

3.
противопоставления

(Он, собственно, не шел, а влачился, не
поднимая ног от земли. — Купр. Не ел, а
питался, не мысли, а думы овладевают).

4.
Прием нанизывание синонимов служит
усилению признака, действия
.
Синонимы,
выстраиваясь в ряд так, что каждый
следующий усиливает предыдущий, создают
градацию

А.П. Чехова: Эта некрасивая, уродливая
женщина имеет свою, в высшей степени
интересную повесть («Кривое зеркало»);

5. подчеркивание
различной стилистической окраски

Для усиления того
или иного слова писатель может рядом с
ним употребить и фразеологический
синоним; у А.П. Чехова: Мы либералы, —
писал он. — Смейтесь над этим термином!
Скальте зубы!

Выбор синонимов в
художественной речи зависит от
особенностей стиля писателя. Синонимия
создает широкие возможности отбора
лексических средств, но поиски точного
слова стоят автору большого труда.
Иногда нелегко определить, чем именно
различаются синонимы, какие они выражают
смысловые или эмоционально-экспрессивные
оттенки. И совсем не просто из множества
слов выбрать единственно верное,
необходимое.

Стилистические
функции антонимов

Антонимы –
противопоставление по самому важному
и существенному признаку

Бывают однокоренные
(наземный – подземный), разнокоренные,
градуальные (теплый и прохладный между
горячий и холодный), неградуальные
(женатый – холостой), векторные (напрваво
– налево)

лексическим
средством выражения

1.Антитеза
противопоставление словесных образов
пословицах: Ученье — свет, а неученье —
тьма; : Ты богат, я очень беден. Ты прозаик,
я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как
смерть, и тощ, и бледен

Антитеза бывает
простой (одночленной) — У сильного всегда
бессильный виноват (Кр

в сложную антитезу
должно быть вовлечено несколько
антонимичных пар.

По
принципу антитезы построены многие
заглавия произведений

[«Война и мир» (Л.Т.); «Дни и ночи», «Живые
и мертвые» (Сим)

2.нанизывание
антонимов

Сильную
экспрессию создает употребление одного
из членов антонимической пары с
отрицанием: Мир не постарел — помолодел:
на просторах. Не ссориться я пришел, а
мириться; Я не враг тебе, а друг . Писатели
используют этот стилистический прием
для передачи
оттенков разговорной речи

с характерной для нее эмфатической
интонацией, например у Чехова: Тащи-ка
корягу кверху, добрый человек… Как
тебя? Кверху, а не книзу!

3.
оксюморона
сочетание
противоположных по значению слов,
логически исключающих друг друга
[«Начало конца» (заголовок статьи),
«Плохой хороший человек» Крупные
мелочи», «Дорогая дешевизна», «Смотри,
ей весело грустить, такой нарядно
обнаженной (Ахм.); — Мама! Ваш сын прекрасно
болен! (Маяк.);

Оксюморон часто
встречается в названиях художественных
произведений [«Живые мощи» (Т.), в
заголовках статей («Сложная простота»,
«Громкий шопот анекдота», «Неофициальное
об официальном», «Отступление вперед»).

4.
антифразисом Употребление слова в
противоположном значении
.
Антифразис часто встречается в текстах,
пронизанных авторской иронией, в Росии
две напасти: внизу власть тьмы, а наверху
– тьма власти.

5.
На антонимах строятся каламбуры
:
Где начало того конца, которым оканчивается
начало? (К.П.) Было так поздно, что стало
уже рано (Солж.).

При
столкновении антонимов речь нередко
приобретает
ироническую окраску
;
писатели-юмористы часто используют
комические
антитезы

[Самый отдаленный пункт земного шара к
чему-нибудь да близок, а самый близкий
от чего-нибудь да отдален (К.П.);

Резкий
сатирический
эффект создает антонимическая замена
одного из компонентов в устойчивых
словосочетаниях
:
«Бюро злостных услуг», «Долг платежом
черен» (заглавия фельетонов). В подобных
сочетаниях особенно обращает на себя
внимание «нелогичность» высказывания,

Антонимы
способствуют раскрытию
противоречивой сущности предметов
,
явлений [Ты и убогая, ты и обильная, ты
и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь

Противопоставление
усиливает
эмоциональность речи
.
антонимия лежит в основе многих афоризмов
[Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.);
Дома новы, но предрассудки стары (Гр.);
Мне грустно потому, что весело тебе
(Л.);

Сопоставление
антонимов может отражать
чередование действий, смену явлений
,
наблюдаемых в жизни [В 7 часов человечий
прилив, в 17 часов — отлив (Маяк.); Помиримся.
И поссоримся. И снова ты уснешь. Мы сложим
наши бессонницы в сплошную белую ночь
(Р.)], указывать
на быструю смену действий

(Вон вдали блеснула ясная зарница,
вспыхнула и погасла… — Бл.).

6.

Главные факторы,
влияющие на выбор и организацию языковых
единиц в текстах.

. Факторы,
влияющие на выбор и организацию языковых
единиц в конкретных текстах и типах
текстов (стилях)

Лотман

. Выбор и организ-я
языков. ед-ц, образующ. текст, зависят
от ряда обстоят-в, или факторов, которые
в больш. или меньш. степени влияют на
выбор автором матер. действит-ти для
раскрыт. темы, соответствующ. языков.
матер., на отнош-е автора к теме. Их
группировка затруднительна. Но все же
Горшков обозначает 4 группы факторов и
рассматрив. конкретные факторы внутри
каждой группы.

5. авторская
индивидуальность, оценочное отношение
к теме

Соседние файлы в папке Gosy (1)

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ

Синонимами называются слова близкие или тождественные по значению, по-разному называющие одно и то же понятие о предмете, явлении, действии и т.д., но отличающиеся друг от друга либо оттенками значений, либо стилистической окраской, либо одновременно обоими признаками: быстрота – стремительность, верный – неизменный – преданный, легко – несложно – просто – элементарно и т.д.

Важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли. Различные стилистические функции синонимы выполняют при открытом их использовании, т.е. при употреблении в тексте нескольких синонимов одновременно.

Синонимы могут выполнять следующие стилистические функции:

– функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль: Он словно потерялся немного, словно сробел. Один из синонимов может сопровождаться словами, подчёркивающими его значение: Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых.

– функцию разъяснения. Я употребляю его (слово «обыденный») в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный.

– функцию пояснения иноязычных или устаревших слов. Писатели часто поясняют такие слова синонимами: Началась анархия, то есть безначалие. Это был приснопамятный, т.е. незабываемый, ещё довоенный год.

– функцию пояснения терминов. Полисемия, т.е. многозначность, появляется в результате развития языка.

– функцию сопоставления. К этой функции обычно прибегают, когда необходимо обратить внимание на различие в семантике синонимичных понятий: Врача пригласить, а фельдшера позвать (Чехов).

– функцию противопоставления. Он собственно не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли (Куприн).

– функцию замещения. Очень важная стилистическая функция, используется, когда необходимо избежать повторения слов: Орловский мужик живёт в дрянных осиновых избёнках… Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах (Тургенев).

– функцию усиления признака. В эмоциональной речи, особенно в публицистическом стиле для усиления признака используется приём нанизывания синонимов: Галстян был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный… Как он любил храбрых, стойких людей (Тихонов). Преподаватели любят умных, любознательных студентов.

Синонимия предоставляет широкие возможности стилистического отбора наиболее точных, ярких, эмоционально-образных лексических средств.

Стилистическое использование антонимов.

Антонимия, отражая существенную сторону системных связей в лексике, охватывает слова, противопоставленные по значению. Таким образом, слова, противоположные по самому общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку, называются антонимами. Например, правда – ложь, добрый – злой, говорить – молчать, красивый – уродливый, хорошо – плохо и т.д.

Большинство антонимов характеризуют качества: хороший – плохой, пространственно – временные значения: близко – далеко, утро – вечер, противоположные действия: плакать – смеяться, количественные значения: много – мало и т.д. По структуре антонимы можно разделить на разнокорневые и однокорневые: горячий – холодный, приходить – уходить.

Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей её противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Контрастные слова тесно связаны между собой. Слово добрый вызывает в сознании злой. Антонимы объединены по контрасту в пары, но это не значит, что они могут объединяться только в пары. Слово может иметь не один антоним, например, конкретный, абстрактный, отвлечённый. Таким образом, антонимы могут существовать и вне «замкнутых» пар.

Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы. Например: Ученье – свет, а неученье – тьма. И ненавидим мы, и любим мы случайно.

Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений: Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и могучая, ты и бессильная,

Матушка – Русь! (Некрасов).

Противопоставление усиливает эмоциональность речи: Мне грустно потому, что весело тебе (Лермонтов). Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Есенин).

По принципу антитезы построены многие заглавия произведений: «Война и мир» (Л. Толстой), «Дни и ночи» и «Живые и мёртвые» (К. Симонов), «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский), «Толстый и тонкий» (А. Чехов) и другие.

Явление антонимии лежит в основе оксюморона: начало конца, плохой хороший человек и т.д.

Источник статьи: http://studopedia.ru/9_200576_stilisticheskoe-ispolzovanie-sinonimov-i-antonimov.html

Стилистические функции синонимов, антонимов и омонимов

Синонимы – слова, разные по написанию, но близкие или тождественные по значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значений или стилистической окраской. Синонимы делятся на три группы:

1)семантические, которые различаются оттенками значения (красный, алый, багровый);

2)стилистические, которые различаются стилистической окраской

— различаются с точки зрения принадлежности к различным стилям (молодые – разговорный стиль, новобрачные – официально-деловой стиль);

— различаются сферой употребления, отношением к литературному языку (беседовать – литературное, гутарить – диалектное);

— разные с точки зрения отношения к активному и пассивному словарю; обычно один из синонимов устаревший (актер – лицедей, глаза – очи);

— отличаются эмоционально-экспрессивной окраской (перехитрить – нейтр., кинуть – эмоц.);

— эвфемизмы служат для обозначения тех слов, которые представляются автору нежелательными (высморкаться – очистить нос посредством платка);

3)семантико-стилистические, которые различаются и оттенками значений, и стилистической окраской (работать – литер., трудиться – книж., вкалывать – разг.).

Помимо разнокорневых существуют однокоренные (однокорневые) синонимы, отличающиеся друг от друга или стилистической окраской, или сочетаемостью ( борьба – борение, рыбак – рыбарь). Не относятся к синонимам варианты слов, отличающиеся произношением, написанием или морфологическими особенностями ( орфоэпические варианты: творог – творог; орфографические варианты: кинетические – кинесические; морфологические: рельс – рельса). Особняком стоят тождественные синонимы, одинаковые по смыслу и по стилистической окраске. Это, как правило, слова разные по происхождению, но обозначающие одно и то же понятие (лингвистика – языкознание). Существуют не только лексические синонимы, но и синтаксические (шел берегом – шел по берегу; льняное полотенце – полотенце из льна; когда она проходила по улице — проходя по улице, она…).

В речи синонимы выполняют разнообразные функции, основными из которых являются следующие:

1)функция наиболее точного выражения мысли (Сияло солнце, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река);

2)функция уточнения – в одном контексте употребляются синонимы, дополняющие друг друга (Он словно потерялся, словно сробел );

3)функция разъяснения – синонимы разъясняют слова, которые могут быть непонятны читателю: заимствования, диалектизмы, профессионализмы (Началась анархия, или беспредел );

4)функция сопоставления – синонимы указывают на различия в семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать; Начальство не опаздывает, оно задерживается);

5)функция противопоставления (Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли);

6)функция замещения – синонимы помогают избежать повторения слов (Строительство закончено, завершены и строительные работы);

7)функция усиления – нанизывание синонимов служит усилению признака, действия (То потухнет, то погаснет, то совсем не загорит). Если каждый следующий синоним усиливает предыдущий, создается градация (Сгорели в танках мои товарищи: до пепла, до золы, до тла).

8)функция средства связи предложений в тексте.

Антонимы– слова, противоположные по значению. Они бывают однокорневые (вошел – вышел) и разнокорневые (добрый – злой). Особой разновидностью антонимов является энантиосемия. Это антонимия внутри многозначного слова, когда разные значения данного слова вступают в антонимичные связи (бесценный – нет цены (очень дорогой) и ничего не стоит (дешевый)).

Функции антонимов

1)лексическое средство выражения антитезы (У сильного всегда бессильный виноват);

2)могут использоваться в предложении с отрицанием (В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок). Этот прием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие в нем ярких черт, признаков.

3)употребление одного из членов антонимической пары с отрицанием (Мир не постарел – помолодел). Подобное соединение антонимов усиливает, подчеркивает значение того антонима, который дается без отрицания.

4) на основе антонимов строятся каламбуры (Было так поздно, что стало уже рано; Молодая была немолода);

5)антонимы лежат в основе оксюморона (живой труп, горячий снег);

6) антонимы лежат в основе антифразиса. Антифразис – это употребление слова в противоположном значении, т.е. автор с целью создания комического эффекта использует один из членов антонимической пары, хотя по смыслу надо использовать другой (Тогда процесс пошел с необыкновенной быстротой, которою так славятся наши судилища).

7)помогают писателям показать полноту охвата явления (Все минуло, и счастье, и горе);

8)могут отражать чередование действий (Помиримся и поссоримся);

9)могут указывать на быструю смену действия (Вот вдали блеснула зарница, вспыхнула и погасла)

10)выступают в качестве средства связи предложений (У каждого времени своя жестокость. Доброта одна на все времена).

Омонимы – слова, которые совпадают в звучании, написании или в какой-то грамматической форме, но имеют совершенно разное значение. Выделяют лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Лексические омонимы– слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего в семантике (коса, банка). Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (луг – лук). Омографы– слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (замок – замок). Омоформы– слова, которые совпадают только в определенной грамматической форме (в банке – стеклянная банка и сберегательный банк).

Функции омонимов:

1. Употребление омонимов в одной фразе подчеркивает значение созвучных слов и тем самым придает речи экспрессию (Миру нужен мир).

2. На омонимах строятся каламбуры (Трамвай представлял собой поле брани).

Весьма существенными выразительными возможностями обладают архаизмы. Архаизмы наряду с историзмами относятся к устаревшим словам и делятся на несколько видов (см. табл.):

Вид архаизма Причина архаизации Пример
Лексический Устаревает все слово, его заменяет современный синоним Ветрило (парус), очи (глаза), выя (шея)
семантический Устаревает одно из значений слова Полк (поход), живот (жизнь), позор (зрелище)
фонетический Устаревает произношение слова Гистория (история), пиит (поэт), глад (голод)
акцентологический Устаревает ударение Музыка (музыка)
графический Устаревает написание Реторика (риторика), зерцало (зеркало)
словообразовательный Устаревает аффикс Рыбарь (рыбак), пастырь (пастух), ладья (лодка)

В тексте архаизмы выполняют следующие стилистические функции: воссоздают колорит эпохи; придают речи торжественное, возвышенное звучание; создают комический эффект; способствуют достоверности речевой характеристике персонажей.

Градация. Антитеза.

Градация — размеренная последовательность при переходе от одного к другому. Градация — (от лат. gradatio — «ступень, степень») — стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.

Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф. М. Достоевский. )

То, что называется образностью (красочность описаний, живость изображения, его наглядность) по большому счету представляет собой неотъемлемый признак любого искусства. А поскольку литература является одним из его видов, то активное применение выразительных средств проявляется в ней наиболее полно. Этой цели служит и использование различных крылатых выражений, а также целого арсенала стилистических приемов. Стилистические приемы В русском языке существует целый ряд подобных выразительных средств, помогающих автору повысить образность повествования. Прежде чем рассказать, что такое антитеза, рассмотрим самые распространенные из них. Аллегория. Этот прием позволяет с помощью иносказания раскрыть какой-то сложный образ. Наиболее часто употребляется в баснях, где благодаря ему через конкретных персонажей рисуется определенная черта характера (заяц = трусость, лиса = хитрость). Гипербола – чрезмерное преувеличение. Употребляется не только в литературной, но и очень активно в разговорной речи (сто лет тебя не видел; наготовила тонну еды). Метафора предполагает переносное значение слова на базе сходства (васильковые глаза – глаза синие, как васильки). Олицетворение – прием, при помощи которого свойства живого существа переносятся на неживые предметы (вспомним горьковское «море смеялось»). Существуют также анафора и эпифора, метонимия и синекдоха, сравнение и эпитет. Антитеза как стилистический прием. Ее определение В языке художественной литературы или ораторской речи нередко используется резкое противопоставление, построенное на контрасте. Оно используется и в отношении понятий и образов, положений и состояний, которые связаны друг с другом общим построением или внутренним смыслом. Надежда Бабкина рассказала о разрыве своих отношений Знаменитости, умершие молодыми Как стоит завтракать, чтобы сбросить вес? 13 советов Определим, что такое антитеза. Это стилистическая фигура, соединяющая контрастные понятия. Само слово восходит к греческому antithesis – противопоставление. Это понятие настолько распространено, что нередко даже не замечается. Антитезу широко используют поэты и прозаики. Множество литературных произведений содержат этот прием даже в своих названиях: «Война и мир», «Принц и нищий», «Красавица и чудовище», «Преступление и наказание». На антитезе построено много пословиц. Например, «мал золотник, да дорог». Антитеза в литературе Данный стилистический прием нередко служит для построения не только фраз, но и отдельных частей и даже целого художественного произведения – стихов или пьесы. К примеру, у Петрарки есть сонет, который представляет собой замечательный образец того, что такое антитеза, т.е. построен сугубо на этом приеме. Вот только одна строфа из этого произведения: Что произошло с Татьяной Догилевой Актер Олег Табаков вышел из комы, но потерял память? Почему бывшего солиста «Иванушек» до сих пор не похоронили? «Я зряч – без глаз, нем – вопли испускаю; И жажду гибели – спасти молю; Себе постыл – и всех других люблю; Страданьем – жив; со смехом я – рыдаю…» Очень часто этот прием применял А.С. Пушкин. Всем известная характеристика дружбы Онегина и Ленского: «волна и камень», «стихи и проза», «лед и пламень», – не что иное, как антитеза. Это в литературе один из ярких примеров рассматриваемого стилистического приема. Антитеза в СМИ Обращаясь к языку газет и журналов, нельзя не увидеть, насколько и в них популярна данная стилистическая фигура. Журналисты особенно часто применяют ее в заголовках, может быть, даже не подозревая, что такое антитеза как риторический прием. Так, например, весьма красноречиво и ярко звучат такие титулы статей: «Хвост всему голова», «Блеск и нищета нашего футбола», «Богатый дворник и нищий педагог». Что Лолита сказала о стройной фигуре Аллы Пугачевой Ради кого решила похудеть 68-летняя Ирина Муравьева? 10 лучших продуктов для долголетия В языке прессы антитеза тоже довольно часто используется не только в границах фразы, а в рамках всей смысловой части текста. Здесь она выступает как композиционный прием его построения. Антитеза – это в литературе и СМИ настолько освоенный прием, что нередко даже не вспоминается его, так сказать, ораторское происхождение. А ведь в древние времена он применялся именно для усиления выразительности речи. Заключение Благодаря своей резкости, броскости антитеза в произведениях обладает способностью создавать заметный контраст. Из-за этого к данному приему по-разному относятся разные литераторы. Одни выказывают категорически отрицательную точку зрения, другие, наоборот, нещадно его эксплуатируют. Именно из-за предельной ясности прием антитезы весьма популярен не только в художественном и художественно-публицистическом литературном стиле, но и в декларативно-политическом с агитационной тенденцией. Широко используется эта стилистическая форма в жанрах с социальным уклоном, когда надо особенно четко разграничить или сопоставить, скажем, жизнь разных слоев общества, различных классов.

Источник статьи: http://studopedia.ru/20_22275_stilisticheskie-funktsii-sinonimov-antonimov-i-omonimov.html

ПРАКТИКУМ ПО СТИЛИСТИКЕ

СИНОНИМЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Б.И.МАТВЕЕВ,
г. Москва

Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но
одинаковые или очень близкие по смыслу: надо –
нужно, автор – писатель, смелый – храбрый,
аплодировать – хлопать
и т.д. Принято обычно
различать две основные группы синонимов:
понятийные, или идеографические, связанные с
дифференциацией оттенков одного и того же
значения (враг – противник, влажный – сырой –
мокрый),
и стилистические, связанные прежде
всего с экспрессивно-оценочной характеристикой
того или иного понятия (лицо – рожа, рука –
длань – лапа)
.

Группа синонимов, состоящая из двух или более
слов, называется синонимическим рядом. Могут
быть синонимические ряды существительных (работа – труд
– дело – занятие)
; прилагательных (влажный –
мокрый – сырой)
; глаголов (бежать – спешить –
торопиться)
; наречий (тут – здесь);
фразеологизмов (переливать из пустого в
порожнее – носить воду решетом)
.

В синонимическом ряду обычно выделяется
ведущее слово (доминанта), являющееся носителем
главного значения: одежда – платье –
костюм – наряд
.

Синонимические отношения пронизывают весь
язык. Они наблюдаются между словами (везде –
повсюду)
, между словом и фразеологизмом (мчаться
– бежать сломя голову)
, между фразеологизмами (ни
то ни се – ни рыба ни мясо)
.

Многозначные слова в разных своих значениях
входят в состав различных синонимических рядов.
Так, слово говорить, обозначая знание
какого-либо языка, входит в синонимический ряд говорить
– владеть
, а в значении вести беседу оно
стоит в ряду говорить – беседовать.

Синонимы близки по своему значению, но, как
правило, не тождественны. Каждое слово
синонимического ряда отличается от других слов
того же ряда каким-нибудь дополнительным
оттенком значения, который необходимо учитывать
для того, чтобы с наибольшей точностью выражать
мысли. Например, в синонимическом ряду наречий быстро
– скоро – моментально
выделяется общее
значение этих слов – характеристика действия,
протекающего с определенной степенью
интенсивности. Наречие быстро указывает на
быстроту протекания самого действия (Мой брат
быстро ходит)
; скоро – на то, что действие
осуществляется через короткое время (Подождите,
он скоро придет)
; в наречии моментально
скорость протекания действия предельно велика (Он
моментально исчез)
.

Синонимы, обозначающие признак, часто
отличаются друг от друга большей или меньшей
степенью проявления этого признака. Так, в
синонимическом ряду влажный – сырой – мокрый
прилагательные расположены в порядке
возрастания признака: сырой – сильнее
пропитанный жидкостью, чем влажный; мокрый
более обильно пропитанный жидкостью, влагой, чем
сырой.

Прилагательные большой – огромный также
различаются по степени проявления признака.
Общее значение, объединяющее эти слова, –
«имеющий размер, величину, превышающую норму».
Однако в каждом из них степень данного качества
различна: огромный больше, чем большой.

Существительные враг – противник
обозначают человека (или группу людей),
находящегося в состоянии вражды с кем-либо. В
слове враг понятие враждебности сильнее,
нежели в слове противник: в последнем
преобладает значение «тот, кто занимает
противоположную позицию». Например: Быть
беспощадным к врагу. Победить противника в
соревновании
.

Слова-синонимы могут отличаться друг от друга
широтой своего значения (автор – писатель).
Значение слова автор шире, чем писатель.
Писателями называют тех, кто пишет литературные
произведения, причем не только поэтические, а
авторами – также и создателей научных трудов,
проектов и т.д.

Различие между синонимами проявляется и в
способности к сочетанию с другими словами. Одни
из них обладают способностью вступать в
сочетание с большим, подчас неограниченным
кругом слов; другие имеют ограниченную
сочетаемость. Например, пожилой – старый.
Можно сказать старый дом, старое пальто, старая
книга
и т.д. Синоним же пожилой
употребляется только по отношению к человеку: пожилой
человек, пожилая женщина
.

Слова храбрый и смелый имеют одинаковое
значение: храбрый воин, смелый воин, храбрый
юноша, смелый юноша
и т.д. В сочетании с
существительными, называющими людей, эти
прилагательные могут взаимно заменять друг
друга, но с такими словами, как решение,
поступок, проект
и др., употребляется только
прилагательное смелый (нельзя сказать храброе
решение
или храбрый проект).

Стилистические функции синонимов
разнообразны. Общность значения синонимов
позволяет употреблять одно слово вместо другого,
что разнообразит речь, дает возможность избежать
назойливого употребления одних и тех же слов.

Функция замещения – одна из основных функций
синонимов. Писатели уделяют большое внимание
тому, чтобы избежать надоедливого повторения
слов. Вот, например, как Н.Гоголь использует
группу синонимических выражений со значением
«разговаривать, беседовать»: «Приезжий [Чичиков]
во всем как-то умел найтиться и показал в себе
опытного светского человека. О чем бы разговор ни
был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о
лошадином заводе, он говорил и о лошадином
заводе; говорили о хороших собаках, и здесь он сообщал
очень дельные замечания, трактовали ли
касательно следствия, произведенного казенною
палатою, – он показал, что ему небезызвестны и
судейские проделки; было ли рассуждение о
бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он
промаха; говорили ли о добродетели, и о
добродетели рассуждал он очень хорошо, даже
со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и
в горячем вине он знал прок; о таможенных
надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так,
как будто был чиновником и надсмотрщиком».

М.Горький осуждал переводчиков, не умеющих
пользоваться синонимами. Писатель К.Чуковский
вспоминает: «Взяв у меня чьи-то переводы
рассказов
английского писателя Джекобса, он [Горький]
тщательно выправил эти переводы и прислал мне
такую записку: «Все рассказы испещрены глаголом говорить
в настоящем времени, что дает читателю право
упрекнуть переводчика в небрежности или
безграмотности. Кроме говорить, можно
употреблять формы сказал, заметил, отозвался,
откликнулся, повторил, воскликнул, заявил,
дополнил
» (К.Чуковский. Из воспоминаний. М.:
Сов. писатель, 1959. С. 220).

Синонимы не только разнообразят речь. Они
помогают также уточнить, более четко и ярко
передать мысль. Например, в рассказе И.Тургенева
«Живые мощи» читаем: «– И не скучно, не жутко
тебе, моя бедная Лукерья? – А что делать будешь?
Лгать не хочу – сперва тошно было, а потом
привыкла, обтерпелась…». Лукерья сначала
употребляет слово привыкла, но оно не
выражает полностью ее состояния. К таким
страшным страданиям, которые она терпит,
привыкнуть нельзя – можно именно обтерпеться,
и она добавляет это выразительное народное
слово.

В той же функции уточнения выступают синонимы в
следующих предложениях: «Что же теперь делать
ему, как избавиться от этой внезапной,
неожиданной любви?» (И.Бунин); «Много раз в
жизни не оправдывались, не сбывались ее [Аксиньи]
надежды и чаяния» (М.Шолохов).

В речевой практике широкое применение находит
прием нагнетания синонимов с нарастанием
экспрессивности. Этот прием придает речи
напряженный, в известной мере патетический тон:
«Николка припал к холодному дереву кобуры,
трогал пальцами хищный маузеров нос и чуть не
заплакал от волнения. Захотелось драться сейчас
же, сию минуту, там, за Постом, на степных полях» (М.Булгаков).

Вот как с помощью синонимов передается
драматизм первых лет Великой Отечественной
войны:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

(Д.Самойлов)

Или ширь и простор Родины:

На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернела роща кедров.

(А.Ахматова)

Особой экспрессивностью отличаются
стилистические синонимы: рот – уста (устар.), лицо
– рожа
(прост.), актер – лицедей (устар.), жилище
– жилье
(разг.) и т.д.
В романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
читаем:

«– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил
заказчик.
– Ну, царство небесное, – согласился Безенчук. –
Преставилась, значит, старушка… Старушки, они
всегда преставляются… Или Богу душу отдают –
это смотря какая старушка. Ваша, например,
маленькая и в теле – значит, преставилась. А,
например, которая покрупнее да похудее – та,
считается, Богу душу отдает…
– То есть как это считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например,
мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой.
Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик
сыграли
. А который человек торговый, бывшей
купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго
жить
. А если кто чином поменьше, дворник,
например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся
или ноги протянул. Но самые могучие когда
помирают, железнодорожные кондуктора или из
начальства кто, то считается, что дуба дают.
Так про них и говорят: «А наш-то, слышал, дуба дал».

Потрясенный этой странной классификацией
человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
– Ну а когда ты помрешь, как про тебя мастера
скажут? – Я – человек маленький. Скажут:
«гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут» (И.Ильф,
Е.Петров
. Двенадцать стульев. М.:
Художественная литература, 1975. С. 18).

Синонимы могут также выполнять функцию
противопоставления. Александр Блок в
объяснительной записке к постановке «Роза и
крест» писал о Гаэтане: «…не глаза, а очи, не
волосы, а кудри, не рот, а уста». То же у Куприна:
«Он, собственно, не шел, а влачился, не поднимая
ног от земли».
Начинать работу по обогащению словаря учащихся,
развитию у них навыков связной речи
целесообразно с синонимов, которые практически
не различаются по значению (везде – всюду,
довольно – достаточно, друг – товарищ, затем –
потом
и т.д.).
Учащимся предлагаются задания следующего типа:

1. Назовите синонимы к данным словам:
Близко, вдруг, всюду, здесь, между, настойчиво,
неужели, после, раньше.
Ключи: недалеко, внезапно, везде, тут, среди,
упорно, разве, потом, прежде.
Составьте словосочетания с этими синонимами.

2. Подберите синонимы к выделенным
существительным:

Роман известного автора, стремительное наступление,
большая беда, встреча друзей, жестокая битва,
смелый боец, секретная бумага, вредное влияние,
отнестись со вниманием к работе, опытный водитель,
сложный вопрос, разбить врага, прийти к выводу.
Ключи: писатель, атака, несчастье, товарищ,
бой, воин, документ, действие, интерес, шофер,
проблема, неприятель, заключение.

Упражнения с отдельными словами нужны как для
обогащения словарного запаса учащихся, так и для
усвоения ими грамматических особенностей
слов-синонимов. Выполняя упражнения с отдельными
словами, учащиеся усваивают, что синонимами
являются слова, относящиеся к одной и той же
части речи.
При работе над синонимами следует учитывать
явление полисемии. Полисемия (многозначность)
лучше всего раскрывается в работе над
словосочетаниями, так как каждому из значений
слова соответствует свой синоним.
Учащимся могут быть даны задания типа:

1. Подберите синонимы к
прилагательным-определениям в разных значениях:

а) большие дети, большой успех, большой вопрос; б)
влажный лоб, влажная земля; в) всякий раз, всякие
книги; г) крепкая рука, крепкий лед; д) легкая
задача, легкий ветер; е) молодая женщина, молодой
сад; ж) мягкий хлеб, мягкий климат.
Ключи: а) взрослый, крупный, важный; б) мокрый,
сырой; в) каждый, разный; г) сильный, прочный; д)
простой, слабый; е) юный, новый; ж) свежий,
умеренный.

Семантические оттенки синонимов не всегда
отчетливо выражены. Практика показывает, что
только специальные упражнения помогут усвоить
значения синонимов.
Понимание семантических оттенков синонимов при
введении новой лексики достигается, помимо
комментирования, специальными упражнениями:
путем расположения синонимов по степени
возрастания признака, выделения в данном
синонимическом ряду стилистически нейтральных
синонимов, слов более широкого значения, вставки
соответствующих слов в текст с пропусками и т.д.
Например:

1. К каждому из синонимических рядов добавьте
слово со значением, общим для всего ряда
.
Спешить – торопиться – лететь; находиться –
присутствовать; гасить – тушить; разговаривать
– беседовать; совершать – допускать; оканчивать
– переставать; следить – наблюдать; создавать –
устраивать; подбирать – поднимать; подходить –
подъезжать; приезжать – приходить; справляться
– спрашивать.
Ключи: бежать, быть, выключать, говорить,
делать, кончать, смотреть, организовывать,
собирать, приближаться, прибывать, узнавать.

2. К следующим словам подберите синонимы, в
которых признак выражен сильнее
.
Влажный, большой, известный, нехороший, темный,
небольшой, полный, пожилой, неинтересный.
Ключи: сырой, огромный, знаменитый, плохой,
черный, маленький, толстый, старый, скучный.

Не менее важны упражнения со словосочетаниями,
помогающими понять различия в значении
слов-синонимов. Как уже указывалось, синонимы
могут различаться своей сочетаемостью. Покажем
это с помощью специальных упражнений.

1. Согласуйте с данными существительными
прилагательное смелый. С какими из этих
существительных не сочетается прилагательное храбрый?

Боец, партизан, девочка, решение, проект, план,
предложение, поступок.
Ключи: решение, проект, план, предложение.

2. Согласуйте с данными существительными
прилагательное толстый. С какими из этих
существительных не сочетается прилагательное полный?

Мужчина, женщина, мальчик, книга, тетрадь, дерево,
бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло,
стена, ребенок, школьница.
Ключи: книга, тетрадь, дерево, бревно, доска,
палка, веревка, нитка, стекло, стена.

3. Согласуйте с данными существительными
прилагательное старый. С какими из этих
существительных не сочетается прилагательное пожилой?

Человек, собака, лошадь, дерево, дом, друг, мебель,
книга, квартира, женщина, учитель.

Предложение – основная коммуникативная
единица языка. Поэтому усилия преподавателя
должны быть направлены на развитие у учащихся
умения составлять стилистически правильные
предложения, для чего могут быть рекомендованы
следующие задания.

1. Спишите предложения. Вместо точек вставьте
стоящие в скобках слова в нужном падеже
.
1) Звание … обязывает ко многому. Для написания
учебника был создан коллектив … (автор,
писатель). 2) Партизаны отразили все … противника.
Вся природа ждала … весны (атака, наступление). 3)
Учитель регулярно проводил … с родителями. Он
оплатил на почте … по телефону (беседа, разговор).
4) Как пахарь, … отдыхает. Кой-где гарцуют казаки.
Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На
трубный звук, на голос … дружины конные славян
помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва,
бой). 5) Из окна открывался красивый … на море. … в
романах Тургенева играет важную роль (вид,
пейзаж).

2. Расскажите о вашем любимом писателе,
используя данные синонимы
.
Крупный – большой; замечательный – известный;
изображать – показывать – описывать –
воспроизводить – передавать – рисовать; автор –
художник слова – писатель; жизнь –
действительность; разный – различный; герой
–персонаж – образ – тип – характер; правдиво –
реалистически; сюжет – фабула; значение – роль.

3. Вставьте вместо точек наречие быстро
или скоро.

Помните, что наречие быстро указывает на
быстроту протекания действия, а скоро – на
то, что действие осуществляется, завершается
через короткое время, в ближайшем будущем.
1) Слух о самозванце … распространялся (А.Пушкин).
2) Пятнадцать лет мне … минет (А.Пушкин). 3) Но …
день за днем умчался (А.Пушкин). 4) Акулина
выучилась азбуке удивительно … (А.Пушкин). 5)
Не … ели предки наши, не … двигались кругом
ковши, серебряные чаши с кипящим пивом и вином (А.Пушкин).
Составьте предложения со словосочетаниями: быстро
идти, скоро вернуться, скоро окончить, быстро
лететь, скоро наступать.

4. Вместо точек вставьте существительное долг
или обязанность
.
Слово долг (только ед. ч.) обозначает то же, что
и обязанность. Кроме того, оно имеет значение:
то, что взяли взаймы. Но лишь слово долг
употребляется в выражениях: по долгу чего-либо,
человек долга, долг службы, присяги, чести, в
долгу перед кем, чем-либо, у кого-либо.
Обязанность
же обозначает то, что входит в круг
обязательных действий, поступков кого-либо
согласно закону или общественным требованиям, а
также внутреннего побуждения.
1. По … гостеприимства он не мог допустить Дарью
Александровну нанимать из его дома лошадей (Л.Толстой).
2) Очень благодарен вам и в … не останусь,
особенно у Маши: шелковых платьев накуплю ей, как
куколку одену (И.Гончаров). 3. Я болен и …
старшего офицера выполнять не могу (К.Станюкович).

4. В … студента входит посещение всех лекций и
практических занятий.
Составьте предложения со словосочетаниями: человек
долга, по долгу службы, права и обязанности
граждан, прямая обязанность, вменить в
обязанность
(обязать делать что-то).

5. Вместо точек вставьте существительные дорога
или путь
.
1. «В продолжение этого времени он имел
удовольствие испытать приятные минуты,
известные всякому путешественнику, когда в
чемодане все уложено и в комнате валяются только
веревочки, бумажки да разный сор, когда человек
не принадлежит ни к …, ни к сидению на месте» (Н.Гоголь).
2. «С … бы следовало поесть чего-нибудь, да пора-то
ночная, приготовить нельзя» (Н.Гоголь).
3. В книге рассказывалось о первопроходцах,
которые прокладывали новые … через пустыни,
горы, океаны. 4. «Какие искривленные, глухие,
узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону
… избирало человечество, стремясь достигнуть
вечной истины» (Н.Гоголь). 5. «В … героев
снаряжал, наводил о прошлом справки и поручиком в
отставке сам себя воображал» (Б.Окуджава).
Для справок. Существительное дорога
имеет значение «полоса земли, служащая для езды и
ходьбы». Слово путь, также обозначая полосу
земли, предназначенную для передвижения,
указывает на линию движения в пространстве,
обозначает маршрут, направление развития
чего-либо, чьей-либо деятельности. Кроме того,
слова путь и дорога могут обозначать
процесс езды, передвижения (т.е. поездку,
путешествие), а также время поездки, путешествия.
Существительное путь может обозначать
способ, средство достижения чего-либо, образ
действия, а существительное дорога такого
значения не имеет.

6. Объясните значение глаголов достигать –
достигнуть
(достичь) – добиваться –
добиться
.
1. Достиг я высшей власти: шестой уж год я царствую
спокойно (А.Пушкин). 2. Молва о вашей
подвижнической жизни достигла уже и до столиц (А.Островский).
3. Мороз здесь [в Якутске] достигал, говорят, до 48
градусов (И.Гончаров). 4. Она во что бы то ни
стало хотела быть разведчицей и день за днем
настойчиво добивалась своего (А.Барто). 5. Так
вот вы и добиваетесь, чтобы его арестовали? (М.Булгаков).
Составьте предложения со словосочетаниями: добиться
своего
(настоять на своем), не добиться
ничего, достичь леса, достичь человеческого
роста.

7. Вместо точек вставьте слова нельзя,
невозможно
. В каком предложении можно
употребить оба слова?

1. – Котам …! Брысь! Слезай, а то милицию позову! (М.Булгаков)
2. С раннего детства овладела Надей привычка
нянчиться с Нюрой, учить ее, что надо делать, что
(С.Сергеев-Ценский). 3. … ли для прогулок
подальше выбрать закоулок? (А.Грибоедов) 4.
Лошадь его славилась в целой Кабарде, – точно,
лучше этой лошади ничего выдумать … (М.Лермонтов).
5. Муромский принял своих соседей как … ласковее (А.Пушкин).
Для справок. Слова нельзя и невозможно
являются синонимами в значении «неосуществимо».
(Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто
тебя боится. – Цицерон). Эти слова
синонимичны и в значении «неприятно,
невыносимо». В комнате холодно и сыро, в ней
нельзя
(невозможно) жить. Кроме того, слово нельзя
имеет значение «не разрешается, не
рекомендуется». В этом значении оно не является
синонимом слова невозможно и употребляется в
сочетании с инфинитивом глагола несовершенного
вида.

8. Объясните значение слов весь и целый.
В каком предложении они являются синонимами?

1. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой (А.Пушкин).
2. Конь, весь в пыли, почуя волю, дико мчался (А.Пушкин).
3. Я прочел всего Пушкина (Ф.Достоевский). 4.
Пустяков увидел на его груди орден. И то был не
Станислав, а целая Анна (А.Чехов). 5. Вот
парадный подъезд. По торжественным дням,
одержимый холопским недугом, целый город с
каким-то испугом подъезжает к заветным дверям (Н.Некрасов).
Составьте предложения со словосочетаниями: во
все времена, на все руки
(мастер), целый и
невредимый, в общем и целом
(вообще, без
подробностей).
Для справок. Местоимение весь указывает
на полный охват однородных предметов.
Прилагательное целый, выступая в роли
местоимения, обозначает до краев наполненный,
такой, от которого ничего не убавлено, не начатый,
нетронутый. Со словами весь и целый
сочетаются: а) существительные, обозначающие
меру (пачка, коробка, мешок, стакан, тарелка);
б) существительные, обозначающие отрезки времени
(день, сутки, ночь, неделя, месяц, год).
Со словами весь сочетаются: а)
существительные, имеющие собирательное значение
и обозначающие твердые или жидкие вещества (весь
сахар, все молоко, весь уголь, вся вода
и т.д.); б)
существительные, обозначающие части тела (весь
нос, вся грудь, все лицо
и т.д.); в)
существительные, обозначающие какую-либо
поверхность (весь потолок, вся крыша, вся дорога
и т.д.); г) абстрактные существительные (вся
власть, весь ум, вся энергия
и т.д.).
Со словом целый сочетаются существительные,
обозначающие единицы измерения длины, объема,
веса (целый килограмм, целый литр, целый метр).
Со стилистической функцией синонимов знакомить
учащихся целесообразно только на продвинутом
этапе обучения. Они должны усвоить, что синонимы
употребляются для разнообразия речи и как
средство уточнения высказанных мыслей. Точность
в выражениях мысли достигается путем
сопоставления или противопоставления синонимов.
В первом случае каждый из синонимов вносит нечто
новое в высказываемое положение: Это уж, друг
мой, глумление, издевательство (А.Чехов)
, во
втором – точность мысли достигается в
результате отрицания одного положения другим
(Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно
думы… (А.Чехов).
Вниманию учащихся предлагаются упражнения
главным образом аналитического характера.

1. Выпишите синонимы и определите их
стилистическую функцию
.
1) И оттого музыка так страшно, так ужасно
действует (Л.Толстой). 2) Но вместо твердой
цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский).
3) Хорь был человек положительный,
практический, административная голова,
рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к
числу идеалистов, романтиков, людей восторженных
и мечтательных. Толкуя с Хорем, я в первый раз
услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев).
4) Было трудно понять: почему литераторы
изображают интеллигентов бесхарактерными,
безвольными, в то время как сотни интеллигентов
пошли «в народ» и многие попали уже в тюрьму, в
ссылку (М.Горький). 5) У парадной двери стоит
швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в
изъеденную молью ливрею (А.Чехов).
Ключи:
1, 2. Усиливают экспрессивность
высказывания. 3, 4, 5. Функция уточнения.

2. Определите функции синонимов.
1. Лузгин! … по-прежнему ли одолевает тебя твоя
молодость, которую тщетно усиливался ты
растратить и вкривь и вкось: до того обильна, до
того неистощима была животворная струя ее (М.Салтыков-Щедрин).
2. Стало быть, того поспрошаю, у другого наведаюсь
– ну и дойду как-нибудь до настоящего (М.Салтыков-Щедрин).
3. Наш полк побывал всюду и везде ремонтировался
хорошенькими женщинами (М.Салтыков-Щедрин). 4.
Конечно, я был бы не прав, если б утверждал, что в
моих глазах происходило прямое воровство, или
кража, или грабеж (М.Салтыков-Щедрин). 5. А
жилец прямо горой за Лешку. Он, говорит, не дурак,
Лешка-то. Он, говорит, форменный идиот (Тэффи).
Ключи:
1. Усиливает экспрессивность
высказывания. 2 и 3. Функция уточнения. 4. Градация
с целью повышения экспрессии. 5.
Противопоставление.

3. Как с помощью синонимов достигаются
экспрессивность выражения мысли и ее точность?

1) Старику захотелось важных, серьезных мыслей,
хотелось ему не просто думать, а размышлять (А.Чехов).
2) Мне хочется не есть в человеческом смысле
желания пищи, а жрать, как голодному волку (Л.Леонов).
3) Я стал не большим, а огромным (Я.Смеляков). 4)
Через двести–триста лет жизнь на земле будет
невообразимо прекрасной, изумительной (А.Чехов).

4. Выпишите из данных предложений синонимы и
объясните их стилистические функции.

1) Им она не прекословит,

Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.

(А.Пушкин)

2) Он отправился в буфет покупать себе билет. А
потом помчался в кассу покупать бутылку квасу.
Побежал он на перрон, влез в отцепленный вагон (С.Маршак).

3) Князь печально отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает».

(А.Пушкин)

4) Да, скучно. Мямлишь, канитель разводишь,
слюнями давишься (М.Салтыков-Щедрин).

5) За двугривенный человек рисковал, что его в
бараний рог согнут, и в табак сотрут, и туда
зашвырнут, куда ворон костей не заносил (М.Салтыков-Щедрин).

Ключи. В предложениях № 1, 2 синонимы
разнообразят речь, позволяют избежать
повторения одних и тех же глаголов. В предложении
№ 3 усиливают экспрессивность высказывания, как
и в предложениях № 4, 5, где использован прием
нагромождения синонимических выражений.

Литература

1. 4000 наиболее употребительных слов русского
языка / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов
русского языка. М., 1988.
3. Словарь синонимов. Справочное пособие. Л., 1975.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прием сигнала синоним
  • Прием препарата синоним
  • Прием посетителей синоним
  • Прием платежей синоним
  • Прием пациентов синоним