При помощи синонимов создается градация

При помощи синонимов создается градация (близкие по значению слова расположены в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости) в предложении…

  • Раньше я не всматривался в унылую, печальную расцветку дождевого воздуха.
  • Ваша речь должна быть краткой, сжатой, лаконичной.
  • Таким образом, мы имеем факт крепкий, твердый, неопровержимый.
  • Горькая и неприятная для всех правда заключается в следующем.

Помогли ответы? Ставь лайк 👍

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 02 Декабрь 2015 в 16:23
На вопрос ответил(а): Любимов Павел, 02 Декабрь 2015 в 16:23

Тест на 5

C 2014 года Помогаем сдавать тесты!

Входная  контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса представляет собой тест.

Данные КИМы  включают в себя 5 вариантов, кодификатор и  спецификацию. Материалы предназначены для проверки знаний за курс 10 класса.

Автор: Агеева Светлана Анатольевна

1 вариант

1. В следующем высказывании говорится о (об)__________ стиле.

Этот стиль используется для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения. Для него характерны простота, доступность изложения. Языковые средства придают речи выразительность, необычность, напряжение.

1) разговорном 2) публицистическом 3) официально-деловом 4) научном

2. Для текстов научного стиля не характерно(-а) …

1) логическая последовательность изложения; 2) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;

3) широкое использование лексики и фразеологии других стилей; 4) научная фразеология

3. Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблен без ошибок.

1) Этот писатель играл большое значение в отечественной литературе.  2) Ваше дело гроша ломаного не стоит.

3) Львиная часть работы была уже сделана. 4) Наш герой сварил эту кашу, а расхлебывать будем мы.

4. К деловым бумагам личного характера относится…

1) докладная записка 2) извещение 3) заявление 4) извинение

5. Лексическая сочетаемость не нарушена в выражении…

1) оправдать доверие 2) борьба ведется под тезисом защиты прав человека 3) улучшить уровень обслуживания 4) выполнение мечты

6. Укажите, в каком случае выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте лексическую ошибку, подобрав пароним к выделенному слову.

1)НАЛИЧНОСТЬЮ называют как наличные деньги, так и находящиеся на банковском счете.

2)У детей надо воспитывать ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, художественный вкус, который так влияет на душевное развитие личности.

3) Чуткость, ГУМАНИЗМ, искренность, правдивость – это все черты характера.

4) Она предложила мне приобрести АБОНЕМЕНТ на серию спектаклей в каком-то клубе с ужинами и танцами.

7. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот употреблен верно.

1) Открывая дверь, она скрипнула. 2) Очутившись на Красной площади, взоры невольно обращаются к Успенскому собору. 3) Принимая участие в олимпиаде, перед тобой открываются огромные возможности. 4) Сидя у окна, бабушка сматывала шерсть в клубок.

8. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягненок.

Б. Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и теплое, и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким, подвывающим голоском, овцы шарахнулись к стенке, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попало в зубы, и бросилась вон…

В. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не повалилась; на нее вдруг прямо в морду пахнуло теплым паром и запахом навоза и овечьего молока.

Г. По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.

1) АБВГ    2) ГВАБ    3) ГВБА

9. Определите стиль данного текста

1) художественный;  2) публицистический;  3) официально-деловой

10. Определите тип речи данного текста.

1) повествование; 2) описание;  3) рассуждение

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)ПЯТЕРО спортсменов; 2)САМЫЙ МОЛОДОЙ участник; 3)РАЗОЖГЕТ огонь; 4)ПОПРОБУЕМ помочь; 5)нет ПРЕТЕНЗИЙ

12. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове. Выпишите это слово.

опОшлить; заперлА; прИнятый; жАлюзи; мЕстностей

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Одним из умельцев, клавших печи по голландскому образцу, был мой дед. 2) Учения прошли согласно планам командования. 3) В балладе «Лесном царе» присутствуют черты фольклорного сюжета. 4) Все, кто не умел плавать, переправились на надувных плотах.

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пон…строили, пр…славяне, з..писать; 2) пр..грешение, пр..восходство, пр..бегнуть;

 3) под..скать, меж..гровой, без..скровой; 4) ра…кодировать, …горбиться, и…древле.

15.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) На складе им (не)додали гвоздей и шурупов. 2) (Не)мешкая ни минуты, они отправились в путь. 3) Насчет своих способностей он никогда (не)обманывался. 4) Мальчонка (не)достает до кнопки звонка.

16. На месте каких цифр в словах пишется буква Е?

Пр(1)красным вечером пр(2)лежный Витька пр(3)был в оперу на пр(4)мьеру пр(5)ключенческого спектакля, пр(6)одолев по пути пр(7)личное расстояние.

17. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: К августу кусты уже вытянулись в человеческий рост и на них появились длинные тугие бутоны.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

18. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Мы ЗА(ТО) благодарны учителям, что они многому нас научили.

  1. ЗАТО – здесь это сочинительный союз, пишется слитно
  2. ЗА ТО – здесь это предлог ЗА с местоимением ТО, поэтому пишется раздельно.
  3. ЗАТО – всегда пишется слитно.
  4. ЗА ТО – всегда пишется раздельно.

19. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Художник (1) как бы промыл землю чудотворной водой (2) и она осветилась красками такой яркости и густоты (3) что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры (4) и каждое клеверное поле – в солнечный цвет (5) воплощенный во множестве скромных цветочных венчиков.

20. Укажите соответствие между средствами выразительности и их примерами. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбца.

недвижный воздух                            1. Сравнение

стой неколебимо, как Россия             2. Метонимия

шипенье пенистых бокалов               3. Олицетворение

                                                        4. эпитет  

21. Разновидность русского языка, существующая как система местных говоров, распространенных на определенной территории – это…

1) жаргон; 2) диалект; 3) литературный язык; 4) просторечие.

22. К книжным стилям литературного русского языка не относится …

1) разговорный стиль; 2) художественный стиль; 3) публицистический стиль; 4) научный стиль

23. Найдите прилагательное, от которого нельзя образовать простую форму сравнительной степени.

1) громоздкий; 2) хороший; 3) дорогой; 4) плохой

24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

 1) Эксперимент требовал от участников, как специальных знаний, так и постоянного внимания. 2) Я прислушивался к звучанию музыки и природы и брал подсказанное ими в основу своего творчества. 3) Рокочущий шум моторов то отдалялся, то снова приближался. 4) Посаженные выпускниками деревья: клён, акации, берёзы – быстро разрослись.

25. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Природа вечный образец искусства. 2) Москва есть столица нашей Родины. 3) Скрипнешь дверью зайцы так и запрыгают под окнами домика. 4) В траве в кустах повсюду заливались цикады.

2 вариант

1. К основным характеристикам публицистического стиля относятся…

1) социальная оценочность, массовость, демократичность, доступность; 2) понятийная точность, подчеркнутая логичность, терминологичность, отсутствие чувств и переживаний автора;

3) предельная точность, не допускающая разночтений; 4) минимум требований к форме выражения мыслей

2. В официально-деловых текстах обычно употребляются слова…

1) эскалация, форум, почин 2) амплитуда, локальный, следовать 3) климат, хроника, журнал 4) доложить, ответчик, взыскание

3. Ошибки в написании прописных букв допущены в ряду…

1) Санкт-Петербург; медаль Суворова; 2) Ингушская Республика; орден «За заслуги перед Отечеством»; 3) Чукотский автономный округ; орден Почета; 4) Республика саха (Якутия); орден мужества

4. В газетном заголовке «Играть в одни коммерческие ворота» использовано выразительное средство…

1) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма); 2) игра слов как результат нарушения орфографии;

3) окказионализмы (новые слова);  4) каламбур

5. Фразеологические обороты широко используются…

1) только в разговорном стиле 2) только в публицистическом стиле 3) только в языке художественной литературы 4) во всех стилях

6. Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании…

1) Поль и Эсланда Робсон;  2) горячий какао; 3) солнечный Туапсе; 4) супруги Райнер

7. Укажите предложение с фразеологизмом.

1) Вася начинает выходить из себя, бранится, называя игроков болванами и чугунными мозгами. 2) Гриша подозрительно косится на Васю: не подвох ли какой-нибудь, не жульничество ли? 3) Не проходит и минуты, как дети опять хохочут и мирно беседуют.

8. Значение какого слова определено неверно? Укажите номер предложения.

1) Сегодня толстый помещик тащит мужиков к земскому начальнику на потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат «ура» и пьяные кланяются ему в ноги.  (Потрава – порча скотом посевов, травы)

2) Екатерина Ивановна кончила свои длинные, утомительные экзерсисы на рояле. (Экзерсисы – упражнения)

3) Скоро показались тополи, сад, потом красные крыши амбаров; заблестела река, и открылся вид на широкий плес с мельницей и белою купальней. (Плес — широкое водное пространство на реке между островами)

4) По виду он был флегма, но в душе порядочная бестия. (Бестия – человек равнодушный, спокойный, отличающийся медлительностью)

9. Какое из выделенных слов образовано приставочным способом? Укажите номер предложения.

1) Я привез его с собой погостить у нас. 2) До двух часов ночи, когда сели обедать, все было тихо, но за обедом вдруг оказалось, что мальчиков нет дома. 3) Наступила тишина.

10. В каком предложении словарное слово пишется с гласной О? Укажите номер предложения.

1) Сказавши это, Смычков вытащил из футляра к…нтрабас.  2) На всем своем пути поставлены знаки, показывающие ф..рватер. 3) Кают-компания и каюты на «Байкале» тесны, но чисты и обставлены вполне по-европейски; есть пи..нино.

11. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) пр..зирать подлеца, непр..хотливый

2) пр..зирать бездомных животных, пр..пираться

3) пр..светлый образ, пр..верженец

4) пр..небречь советом, пр..амбула

12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

1) движ..мый ревностью, выдел..м основное

2) муч..мый сомнениями, трепещ..м от страха

3) невид..мые глазу, поищ..щенка

4) колел..мые паруса, накле..м обои

13. В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?

1) Афиши (не)расклеены, (не)изъяснимая радость

2) (не) обладающий знаниями, задача (не)решена

3) (не)во что верить, (не)зыблемый

4) (не)мог поверить, (не)куда идти

14. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (ультра)звук, (с)верх плана, (кое)кто

2) (пол)сессии, (в)общем, (на)подобие справочника

3)(пол)дня, (по)дальше, что(же)

4)(атомо)ход, что(бы) наесться, (по)проще

15. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

16. В каком ряду верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1)Руководствуясь (1) полученными от командира указаниями (2) разведчик прошел еще несколько кварталов заглядывая в каждый переулок.

2) Руководствуясь полученными от командира указаниями (1) разведчик прошел еще несколько кварталов(2) заглядывая в каждый переулок.

3) Руководствуясь (1) полученными от командира (2) указаниями (3) разведчик прошел еще несколько кварталов заглядывая в каждый переулок.

4) Руководствуясь полученными от командира указаниями разведчик прошел еще несколько кварталов (1) заглядывая в каждый переулок.

17. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда затихает дом (1) и внизу ни на чем не играют (2) я слышу (3) как сквозь вьюгу прорывается тоскливая (4) и злобная гармоника (5) и к гармонике присоединяются сердитые (6) и печальные голоса.

18. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вся катастрофа виделась ей в образе грозы (1) но (2) что молния поразит ее(3) она сначала не думала и чувствовала себя за Сашей (4) как за каменной стеной.

19. Какой прием использовал М.Ю. Лермонтов в данном отрывке из поэмы:  «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья…»?

20. Какое лексическое средство выразительности использует А.С.Грибоедов в следующем предложении: « Дома новы, а предрассудки стары»?

21. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта: экономный – экономичный Августовский или агустОвский , смелый – храбрый:

1) орфоэпическим словарем; 2) этимологическим словарем; 3) словарем паронимов; 4) словарем синонимов

22. Какой словарь содержит слова в их правильном произношении и ударении?

1) орфографический словарь; 2) орфоэпический словарь; 3) этимологический словарь; 4) толковый словарь

23. В каком предложении допущена ошибка в употреблении числительного?

1) Я прочитала свыше семи тысяч восьмисот пятидесяти книг.  2) К ста пятидесяти шести прибавить семьсот восемьдесят три. 3) Предложение принято пятистами семьюдесятью пятью голосами против пятидесяти восьми. 4) Она прочитала книгу из пятисот шестидесяти восьми страниц.

24. Постановка двоеточия в предложении «С утра прихворнул Лукич: покалывало в поясницу, от боли глухой ноги сделались чугунными, к земле липли» объясняется тем, что …

1) вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) двоеточие ставится при обобщающем слове.

25. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые в предложении: «Благородные пропорции белого храма (1) отражающиеся больше восьми веков в водах реки (2) естественно вписываются (3) в окружающий его (4) пейзаж»?

1) 1, 3, 4 – выделяются причастные обороты;

2) 1, 4 – выделяются причастные обороты;

3) 1, 2 – выделяется причастный оборот;

4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.

3 вариант

1. Разговорную окраску имеют слова…

1) дедушка, картошка; 2) искатель, языкознание; 3) подвиг, целесообразно; 4) геройский, шататься

2. При помощи синонимов создается градация (близкие по значению слова расположены в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости) в предложении…

Горькая и неприятная для всех правда заключается в следующем. 2) Таким образом, мы имеем факт крепкий, твердый, неопровержимый. 3) Раньше я не всматривался в унылую, печальную расцветку дождевого воздуха. 4) Ваша речь должна быть краткой, сжатой, лаконичной.

3. Жанрами делового общения не являются…

1) переговоры 2) презентации 3) совещания 4) научные лекции

4. Следующее правило публичного выступления «Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!» передает смысл максимы…

1) согласия 2) скромности 3) такта 4) великодушия

5. Форма числительного дана правильно в сочетании…

1) достигать сто семьдесят тысяч 2) от девятьсот двадцати пяти 3) более восьмидесяти одного процента 4) к две тысячи пятистам девяноста пяти

6. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1) Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, Ваши пожелания будут приняты к сведению. 2) Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, сообщаем, что оборудование будет поставлено в сроки, соответствующие договору. 3) Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, сроки поставки оборудования могут быть изменены в соответствии с договором. 4) Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, договор требует уточнения сроков поставки оборудования.

7. Найдите предложение с орфографической ошибкой. Укажите номер предложения.

1) Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрож горбача.2) В одном из амбаров шумела веялка; дверь была открыта, и из нее валила пыль.3) Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала.

8. В каком выделенном слове пропущена буква Ы? Укажите номер предложения.

1) Для него были ясны только ц..ркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. 2) Стол, освещаемый висячей лампой, пестрит ц..фрами, ореховой скорлупой, бумажками и стеклышками. 3) Себя Чечевицын называл при том так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю – «бледнолиц..й  брат мой».

9. В каком из выделенных слов пишется приставка ПРЕ-? Укажите номер предложения.

1) Пр..ехал доктор и вырвал больной зуб. 2) Денис перестал мигать и, пр..подняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника. 3) Тут же заодно пр..мостился и кухаркин сын Андрей. 4) Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была пр..рвана приездом мальчиков. 5) Она пр..жалась к какому-то подъезду и стала горько плакать.

10. Какое из выделенных слов пишется с ПОЛ- через дефис? Укажите номер предложения.

1) При моем появлении вся (пол)сотня сняла шапки – такой чести до сих пор, вероятно, не удостаивался ни один литератор. 2) Летом люди, запряженные в бревно в (пол)аршина и толще, а в длину в несколько сажен, производят тяжелое впечатление; выражение их глаз страдальческое, особенно если они, как это я часто наблюдал, уроженцы Кавказа. 3) На (пол)дороге стало темнеть, и скоро нас окутала настоящая тьма. 4) Да и кто пойдет в (пол)ночь? 5) С (пол)версты он прошел полем.

11. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) дочь очень начита..а; 2) книга прочита..а; 3) экскурсио..ый автобус; 4) замороже..ые фрукты.

12. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сегодня у меня такой хороший день (1) и так радостно на душе (2) что мне хочется(3) чтоб (4) и вам было радостно.

13. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: За деревней помаленьку светлело небо и в той его части ровно мигали и гасли звезды.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

14. Как объяснить постановку тире в данном предложении: Прошла неделя, месяц – он к себе домой не возвращался.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действий, о которых говорится во второй части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  4. Между частями бессоюзного сложного предложения отношения противопоставления.

15. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака все лаяла густо и отрывисто (1) и (2) только Обломов пошевелится (3) или лошадь стукнет копытом (4) начиналось скаканье на цепи (5) и непрерывный лай.

16. Прочитайте текст, укажите предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

(1) Северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод». (2) Благодаря теплому экваториальному течению здесь просто рай для кораллов, бесчисленных видов коралловых рыб и промысла тунца. (3)……на юге, в водах, близких к Антарктике, часто можно встретить гигантские айсберги, медленно покачивающиеся в волнах течения Западных ветров.

1) В северной части Индийского океана благодаря теплому экваториальному течению живет множество кораллов и рыб, а в южной встречаются айсберги.

2) Из-за теплого экваториального течения северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод».

3) Благодаря теплому экваториальному течению в северной части Индийского океана созданы условия для жизни кораллов и рыб, а в покачиваются айсберги.

4) В южной части Индийского океана, близкой к Антарктиде, медленно покачиваются в волнах течения Западных ветров гигантские айсберги.

5) В северной части Индийского океана, которую называют «океаном прогретых вод», часто можно встретить гигантские айсберги.

17. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Лишь; разумеется; зато; вряд ли; таким образом

18. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в трктьем (3) предложении текста.

ВОДА, -ы.

  1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. Стакан воды.
  2. В некоторых сочетаниях: напиток или настой. Брусничная в. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в.
  3. Речное, морское, озерное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в.Большая в. Спустить лодку на воду.
  4. Мн.Моря, реки, озера, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории. Внутренние воды. Территориальные воды .Нейтральные воды.
  5. Мн. Потоки, струи, волны, водная масса. Весенние воды. Воды Волги.
  6. Мн. Минеральные источники, курорт с такими источниками. Лечиться на водах.

19. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

  1. Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино.
  2. Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.
  3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак – это продукция, которая содержит дефекты.
  4. Молния – ВЕКОВОЙ источник подзарядки электрического поля Земли.
  5. Пастухов был ПАМЯТЛИВ на доходчивые напевы и с первых тактов песни признал ее новой, никогда не слышанной.

20. Укажите соответствие между средствами выразительности и их примерами. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбца.

Зеленые бороды мха липнут к одежде.                              1. Сравнение

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.                          2. Метафора

Добродушная свирепость                                                  3. Гипербола

Сгорели все мои товарищи до пепла, до золы, дотла.         4. Оксюморон

                                                                                         5. градация

21. К функционально-смысловым типам речи не относится:

1) обобщение; 2) рассуждение; 3) описание; 4) повествование

22. Высшей формой национального русского языка является:

1) просторечие; 2) жаргон и арго; 3) литературный язык; 4) диалект

23. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

1) служить, хлестать; 2) чудесить, угораздить; 3) сиживать, переубедить, 4) полоскать; рыскать.

24. Укажите предложение, в котором соблюдены лексические нормы.

1) Он умел отстаивать свою точку мнения.

2) Писатель играл большое значение в литературном процессе конца прошлого века.

3) Наташа Ростова была хорошей хозяйственницей.

4) Героем повести Куприна является поручик Ромашов.

25. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

1) Гринёв является главным героем повести «Капитанской дочки».

2) Гарибальди встал во главе людей, сражающейся за независимость Италии.

3) Всем, кто был на субботнике, объявили благодарность.

4) Учёные сравнивают и наблюдают за жизнью животных

4 вариант

1. В публицистическом стиле не употребляется выражение…

1) политический плюрализм;  2) коренные преобразования; 3) активные кислороды; 4) радикальное мнение.

2. К официально-деловому стилю относятся слова …

1) нижеподписавшийся, неисполнение, податель;

2) глупыш; дурочка, вихрастый;

3) невесомость, кислотность, изменяемость;

4) экстремисты, широковещательные, позитивные

3. К числу жанров разговорной речи НЕ относится…

1) беседа; 2) диалог; 3) письмо; 4) заявление.

4. Определению «Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков» соответствует понятие…

1) общенародный (национальный) язык; 2) литературный язык; 3) мировой язык; 4) официальный язык

5. Все слова имеют помету – (разг.) в ряду…

1) добавка, привычка, письмоводитель

2) контролёрша, жилетка, копеечный

3) привычка, задёшево, депозит

4) живётся, завзятый, дебаты

6. Буква Е пропущена во всех словах ряда…

1) истрат..шь, ходатайству..шь, обнаружива..шь

2) преобразу..шь, осво..шь, проработа..шь

3) осуществля..шь, форсиру..шь, выполня..шь

4) функциониру..шь, превосход..шь, исправляя..шь

7. Отметьте предложение, где слова выделяются или отделяются запятыми.

1) И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом

2) Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.

3) В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.

4) Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

8. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Вот этот мед, что светится сейчас на столе, можно сказать по полному праву, создан не одними пчелами, но еще и особенно усилиями людей, устроивших нашу русскую родную пчелу в Заполярье.

9.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

  1. В двадцатом веке проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания под сильным воздействием философии.
  2. Сама мама стеснялась ходить в ЖЭК местком партком и прочие организации.
  3. В сквере напротив памятника Екатерине сидели только старушки или молодые мамаши с детьми.
  4. Критики обвинили художников-академистов в подражании не только сильным но и слабым сторонам великой живописи прошлого.

10. В каком ряду верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. За столом (1) раскладывая бумажки (2) сидел (3) закутанный в толстый шерстяной шарф(4) бухгалтер.
  2. За столом (1) раскладывая бумажки (2) сидел закутанный в толстый шерстяной шарф бухгалтер.
  3. За столом раскладывая бумажки сидел (1) закутанный в толстый шерстяной шарф (2) бухгалтер.
  4. За столом (1) раскладывая бумажки (2) сидел закутанный в толстый шерстяной шарф (3) бухгалтер.

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

1. Пятьюстами рублями 2. Опытные бухгалтеры 3. Пара чулок 4. Зажгётся фонарь

12. Каким словарем Вы воспользуетесь, чтобы узнать разницу в значении слов командированный – командировочный, элитный – элитарный, бережный – бережливый?

 1) словарем синонимов; 2) словарем антонимов; 3) словарем паронимов; 4) словарем фразеологизмов.

13. В каком словаре можно узнать значение сочетания «ахиллесова пята»?

1) в орфоэпическом словаре; 2) в орфографическом словаре; 3) в толковом словаре; 4) в словаре фразеологизмов.

14. В каком ряду все формы числительного образованы правильно?

1) до ста, до семиста, к семистам; 2) к ста, в семиста, семьюстами; 3) в семистах, до семисот, в ста; 4) в семистах, до семисот, в стах

15. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Отправляя телеграмму,

1) всегда указывается обратный адрес. 2) обязательно укажите обратный адрес. 3) без обратного адреса её не примут. 4) мне не хватило денег.

16. В каком предложении НЕ пишется слитно?

1) Многие школьники понятия (не)имели о том, что звёзды, так же как и солнце и луна, передвигаются по небосводу.

2) Известно, что взрослые и дети часто (не)допонимают друг друга.

3) Если вы привыкли бросать дело, (не)доводя его до конца, преодолеть эту привычку очень трудно.

4) Основой производства на Севере было (не)пашенное земледелие, как в центральных районах России, а вольное предпринимательство.

17. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

1) Гринёв является главным героем повести «Капитанской дочки».

2) Гарибальди встал во главе людей, сражающейся за независимость Италии.

3) Всем, кто был на субботнике, объявили благодарность.

4) Учёные сравнивают и наблюдают за жизнью животных

18. Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно.

1) планёр – «безмоторный летательный аппарат»;

2) позёмка – «низовой ветер зимой, а также снег, переносимый этим ветром»;

3) просека – «небольшой лиственный лес»;

4) символ – «условный знак»

19. НН пишется на месте обоих пропусков в предложении:

1) Неожида…о в тишине послышалась соловьи…ая трель.

2) В очерче…ом радугой полукруге виднелся силуэт ветря…ой мельницы.

3) В период долгих осе…их дождей на душе всегда тревожно, неопределё…о.

4) После редакцио…ого совещания так и не было определе…о время пресс- конференции

20. В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква О?

1) соприк..сновение, комп..нент, настор..житься; 2) р..стовщический, осн..cтить, ..реол;

3) благотв..рительный, в..кансия, разб..лтать; 4) р..вномерный, пан..рама, задр..жать

21. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Наша телега то въезжала в сугроб, то проваливалась в яму. 2) Всё: топор, ветки, стволы деревьев было покрыто тонким слоем льда.

3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. 4) Талант писателя позволяет сочетать правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий.

22. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены).

1) Снег глубок хлеб хорош. 2) Павел сказал Нам это не нужно. 3) Основная цель жизни этого человека собственное благополучие. 4) Старое сено солома почки всё порастает зелёной травой.

23. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

4) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.

24. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) зерно мел..тся, колебл..мый ветром; 2) возьмите и вынес..те вещи, рассматрива..мый;

3) кто замет..т ошибку, незамеч..нная ошибка; 4) малыш плач..т, невид..мый объект

25. Какой стилистический прием использует автор в данных предложениях: «Что такое весна? Это пробуждение природы, пробуждение жизни.».

5 вариант

1. Цель выступления на предложенную тему «Языковая личность: речевой портрет современного русского интеллигента»…

1) информационная 2) агитационная 3) побуждающая 4) развлекательная

2. Предложения «В какую бы точку земного шара мы ни устремились, читая сочинения этого писателя, мы в любом случае попадаем в одну-единственную страну – страну Паустовского. Страна Паустовского – категория не географическая, а эстетическая или, если хотите, духовная» связаны при помощи…

1) антонимов 2) лексического повтора 3) синонимов 4) союза и лексического повтора

3. Ударение падает на последний слог во всех словах ряда…

1) маркетинг, красивее, эксперт 2) уставный, средства, жалюзи 3) кухонный, валовой, агент 4) алфавит, облегчить, нефтепровод

4. Согласный перед Е произносится твердо во всех словах ряда…

1) интЕграция, акадЕмия, компьютЕр 2) индЕксация, эстЕтика, интЕрнет

3) тЕзис, прЕсс-конференция, мЕнЕджЕр 4) музЕй, эффЕкт, дЕкан

5. НЕ пишется раздельно в предложениях…

1) Не было (н..)малейшей возможности избежать аварии.   2) (Н..)подалеку от станции размещалось отделение связи.

3) Встречаться с Анатолием было (н..)для чего.       4) Ни с чем (н..)сравнимый аромат кофе «Гранд»!

6. Тире на месте пропусков ставятся в предложениях…

1) Карандаши, ручки и тетради ____ лежали на столе.

2) Долг наш ___ защищать матерей, отцов, жен, детей и Родину.

3) Ни в воде, ни на берегу, ни в беседке ___ никого не было видно и слышно.

4) «Значит, пятью пять ____ двадцать пять?» – спросил маленький сын с недоверием.

7. Грамматическая ошибка допущена в предложении…

1) Статья содержит краткий обзор о научных достижениях. 2) Везде нужны заботливые руки и наш хозяйский женский глаз. 3) На небосклоне чуть заметны были неяркие звёзды. 4) Под ногами уже шелестели жёлтые скоробившиеся листья.

8. Нет ни плеоназма, ни тавтологии в предложении…

1) Произошёл случайный инцидент на дороге.

2) Я хочу ответить на ваш вопрос коротко и лаконично.

3) Это покушение на право частной собственности.

4) Существовала опасность личной безопасности.

9. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1. Назовите пять предметов, которые вы бы взяли на (не)обитаемый остров.

2. В финале олимпийского турнира по футболу сборная Бразилии в который раз (не)дооценила соперника.

3. Лейтенант в задумчивости вышел из штаба: разведчикам поручили (не)выполнимое задание.

4. Характер закаляется в (не)прекращающейся ни на минуту борьбе.

10. Правильно выделен ударный гласный в слове:

1) клалА; 2) тУфля; 3) арахИс; 4) щАвель

11. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Допуская ошибки,

1) шанс поступить в университет очень мал. 2) вам может помочь словарь.

3) не стоит рассчитывать на высокую отметку. 4) часто не применяются правила орфографии.

12. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении «Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена».

1) 1, 2, 3, 5           2) 1, 2, 4, 5             3) 1, 3, 4           4) 2, 5

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Иногда один и тот же смысл в языке может быть передан как формой единственного так и формой множественного числа. 2) Под прикрытием берёзы или осины ель хорошо растёт. 3) Свежие и высушенные плоды инжира равно вкусны и полезны. 4) Оленин то брался за книгу то выходил на крыльцо то ложился на постель.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении «Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3) то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение (4) и поразиться этому чуду природы» должны стоять запятые?

1) 1, 3                     2) 2, 3                     3) 1, 2, 3, 4               4) 1, 4

15. В каком предложении оба слова пишутся раздельно?

1. Я не против, только штабные (ВСЁ) РАВНО узнают о ваших талантах, заберут в штаб дивизии, а то и (ПО)ВЫШЕ.

2. Мама зорко следила (ЗА)ТЕМ, чтобы сын и племянница в одно и (ТО)ЖЕ время вставали, а вечером ложились спать.

3. ВООБЩЕ(ТО) мне не хотелось, ЧТО(БЫ) мои родители каждое утро прямо у всех на глазах провожали меня в школу.

4. Предсказать, как поведет себя КАКОЙ(ЛИБО) объект в определенных условиях, проще, сели  (С)НАЧАЛА исследовать его модель.

16. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта: афера или афёра, ростовщик или раставщик, заплатить или оплатить?

1) орфографическим;  2) орфоэпическим:   3) словарем антонимов;  4) словарем паронимов

17. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) баловать  2) мастерски    3) кремень;   4) кухонный

18. Укажите ряд, в котором во всех словах ударение падает на второй слог.

1) ревень, коклюш, мытарство

2) триптих, дремота, надолго

3) форзац, фетиш, оптовый

4) заем, кедровый, облегчить

19. Лексическая сочетаемость не нарушена в предложении:

1) Днем температура воздуха прогревалась до 14 градусов.

2) Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.

3) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

4) Все остальные выразили глубокое сомнение, что он справится.

20. Во фразеологизме держать …востро (со значением «будь осторожен, гляди в оба») пропущено слово…

1) глаза   2) нос   3) волосы   4) ухо

21. В каком ряду все существительные относятся к мужскому роду?

1) шампунь, стол, бандероль

2) бюллетень, тюль, рояль

3) домишко, диван-кровать, ЦРУ

4) аэрозоль, студень, вуаль.

22. Прочитайте текст. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2)  Алмазная крошка  из-за  своей  твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

3) Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

5) Бриллианты и режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

23. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Во-первых,         2)Потому что            3)Наверное, 4) Например,           5) Однако     

24. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИСК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДИСК -а; м. [от греч. diskos — круглая пластинка].

1. Видимая форма Солнца, Луны, планет. Д. Солнца. Лунный д. Тень Земли при затмении Солнца покроет четверть его диска.

2. Предмет, имеющий вид плоского круга. Д. маятника часов. Камень в виде диска. Металлический д. // Деталь машины, какого-л. устройства в виде плоского круга. Д. пилы. Тормозные диски автомобиля. Крутить д. телефона. Д. автомата, пулемёта (магазинная коробка автомата, пулемёта).

3. Легкоатлетический снаряд для метания. Метать д.

4. Грампластинка. Купить новый д. Д. с записью инструментального ансамбля. Обменять диски.

5. Информ. Устройство, позволяющее записывать и хранить информацию в компьютере. Жёсткий д. Гибкий д.

6. Информ. Носитель данных, предназначенный для записи и воспроизведения звука и изображения; компакт-диск. Магнитный д.

7. Мед. Хрящевая прослойка, находящаяся между суставов. Повредить д. Диски стёрлись

25. Укажите соответствие между средствами выразительности и их примерами. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбца.

1. Пустых небес прозрачное стекло.                             1.олицетворение

2. Ликует буйный Рим!                                                  2. Метафора

3. Куда ты скачешь, гордый конь?                                 3.  Эпитет

4. И звезда с звездою говорит.                                     4. Метонимия

                                                                                   5. перифраза 


Кодификатор

Спецификация

Использование синонимов в речи
Богатство и выразительность

синонимов

в русском языке создает неограниченные возможности для их целенаправленного отбора и внимательного употребления в речи. Писатели, работая над языком своих произведений, придают особое значение синонимам, которые делают речь точной и яркой.

Из множества близких по значению слов автор использует то единственное, которое в данном контексте станет наиболее оправданным. Читатель часто и не догадывается, что за тем или иным словом стоял целый ряд синонимов, слов-конкурентов, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое. Такое скрытое использование синонимов отражено только в рукописных черновиках произведения. Интересны синонимические замены у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени»: «Я стоял сзади одной толстой (первоначально — пышной) дамы»; «…Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным (упрямым) характером?»; «Его [Печорина] запачканные (грязные) перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке».

Открытое использование синонимов — прием, при котором они соседствуют в тексте, выполняя различные функции. Так, синонимы могут уточнять то или иное понятие: «…Она вышла замуж за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека».

Нередко синонимы употребляются для разъяснения слов: «Я употреблю его [слово обыденный] в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный».

Автор может сопоставлять синонимы, обращая внимание на отличия в оттенках их значений: «Я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, — я верую теперь, да — верую, верую».

Возможно даже противопоставление синонимов, имеющих значительные отличия в смысловой структуре или в стилистической окраске: «Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именно хохотал, а не смеялся!».

Обращение к синонимам помогает писателям избежать повторов: «Да разве у уездного лекаря не было адского камня? Как же это, боже мой! Врач — и не имеет такой необходимой вещи!».

При этом синонимы не только разнообразят речь, но и вносят тонкие смысловые и стилистические оттенки в оформление высказывания: «Аптекарша была белокурая женщина, и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную».

Употребление синонимов в качестве однородных членов (сказуемых, определений) способствует усилению выражения действия или его признака: «Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный… Как он любил храбрых, стойких людей!».

Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает (или ослабляет) значение предыдущего: «У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение»; «У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба».

Благодаря устойчивым системным связям каждое слово, имеющее синоним, воспринимается в речи в сопоставлении с другими членами синонимического ряда. При этом экспрессивно окрашенные слова как бы «проецируются« на свои стилистически нейтральные синонимы. Поэтому особое впечатление производит на читателя использование лексики «предельного значения», например, у Ф.М. Достоевского: «В ужасе смотрел Раскольников на прыгавший в петле крюк запора»; «Вдруг в бешенстве она схватила его за волосы и потащила в комнату»; «…Плюнул и убежал в остервенении на самого себя».

Встречая в тексте слова разговорные, просторечные, диалектные и под., читатель также мысленно ставит их в синонимические ряды, сравнивая с нейтральными, общеупотребительными. Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров обращается к крестьянскому мальчику: «Если ты занеможешь и мне тебя лечить придется… (не заболеешь, а занеможешь)». В другом случае: «А я завтра к батьке уезжаю (к батьке, а не к отцу)». Такое сопоставление позволяет сделать вывод о предпочтении героем в данной ситуации народно-разговорной лексики.

Выбор синонимов писателями обусловлен и особенностями их индивидуального стиля. В связи с этим А.М. Пешковский замечал: «…оценить выбор автором того или другого синонима можно только при рассмотрении данного текста на фоне всего произведения или даже всех произведений данного автора».

Умение использовать синонимические богатства родного языка является верным признаком профессионализма, мастерства писателя.

ЗАДАНИЕ N 1 ( — выберите один вариант ответа)

В следующем высказывании говорится о (об)__________ стиле.

 Этот стиль используется для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения. Для него характерны простота, доступность изложения. Языковые средства придают речи выразительность, необычность, напряжение. 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) разговорном 2) публицистическом
3) официально-деловом 4) научном

ЗАДАНИЕ N 2 ( — выберите один вариант ответа)

Для текстов научного стиля не характерно(-а) … 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) логическая последовательность изложения 2) преимущественное употребление существительных вместо глаголов
3) широкое использование лексики и фразеологии других стилей 4) научная фразеология

ЗАДАНИЕ N 3 ( — выберите один вариант ответа)

К основным характеристикам публицистического стиля относятся… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) социальная оценочность, массовость, демократичность, доступность 2) понятийная точность, подчеркнутая логичность, терминологичность, отсутствие чувств и переживаний автора
3) предельная точность, не допускающая разночтений 4) минимум требований к форме выражения мыслей

ЗАДАНИЕ N 4 ( — выберите один вариант ответа)

В официально-деловых текстах обычно употребляются слова… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) эскалация, форум, почин 2) амплитуда, локальный, следовать
3) климат, хроника, журнал 4) доложить, ответчик, взыскание

ЗАДАНИЕ N 5 ( — выберите несколько вариантов ответа)

Разговорную окраску имеют слова… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) дедушка, картошка 2) искатель, языкознание
3) подвиг, целесообразно 4) геройский, шататься

ЗАДАНИЕ N 6 ( — выберите один вариант ответа)

При помощи синонимов создается градация (близкие по значению слова расположены в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости) в предложении… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Горькая и неприятная для всех правда заключается в следующем. 2) Таким образом, мы имеем факт крепкий, твердый, неопровержимый.
3) Раньше я не всматривался в унылую, печальную расцветку дождевого воздуха. 4) Ваша речь должна быть краткой, сжатой, лаконичной.

ЗАДАНИЕ N 7 ( — выберите один вариант ответа)

Застольная речь относится к _______ красноречию. 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) духовному 2) судебному
3) социально-бытовому 4) академическому

ЗАДАНИЕ N 8 ( — выберите один вариант ответа)

Если в вашем рассуждении всякое понятие или суждение остается тождественным самому себе, это означает, что вы мыслите в соответствии с… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) законом противоречия 2) законом тождества
3) законом достаточного основания 4) законом исключенного третьего

ЗАДАНИЕ N 9 ( — выберите один вариант ответа)

Цель выступления на предложенную тему
«Языковая личность: речевой портрет современного русского интеллигента»… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) информационная 2) агитационная
3) побуждающая 4) развлекательная

ЗАДАНИЕ N 10 ( — выберите один вариант ответа)

Предложения «В какую бы точку земного шара мы ни устремились, читая сочинения этого писателя, мы в любом случае попадаем в одну-единственную страну – страну Паустовского. Страна Паустовского –категория не географическая, а эстетическая или, если хотите, духовная» связаны при помощи… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) антонимов 2) лексического повтора
3) синонимов 4) союза и лексического повтора

ЗАДАНИЕ N 11 ( — выберите один вариант ответа)

Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.).

Газеты для… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Олега Гуряк (Гуряк) 2) Натальи Кибкало (Кибкало)
3) Алексея Зин (Зин) 4) Евгении Чумилович (Чумилович)

ЗАДАНИЕ N 12 ( — выберите один вариант ответа)

К деловым бумагам личного характера относится… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) докладная записка 2) извещение
3) заявление 4) извинение

ЗАДАНИЕ N 13 ( — выберите один вариант ответа)

Ошибки в написании прописных букв допущены в ряду… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Санкт-Петербург; медаль Суворова 2) Ингушская Республика; орден «За заслуги перед Отечеством»
3) Чукотский автономный округ; орден Почета 4) Республика саха (Якутия); орден мужества

ЗАДАНИЕ N 14 ( — выберите один вариант ответа)

В газетном заголовке «Играть в одни коммерческие ворота» использовано выразительное средство… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма) 2) игра слов как результат нарушения орфографии
3) окказионализмы (новые слова) 4) каламбур

ЗАДАНИЕ N 15 ( — выберите один вариант ответа)

Жанрами делового общения не являются… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) переговоры 2) презентации
3) совещания 4) научные лекции

ЗАДАНИЕ N 16 ( — выберите один вариант ответа)

Следующее правило публичного выступления «Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!» передает смысл максимы… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) согласия 2) скромности
3) такта 4) великодушия

ЗАДАНИЕ N 17 ( — выберите один вариант ответа)

Определению «Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков» соответствует понятие… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) общенародный (национальный) язык 2) литературный язык
3) мировой язык 4) официальный язык

ЗАДАНИЕ N 18 ( — выберите один вариант ответа)

Все слова имеют помету – (разг.) в ряду… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) добавка, привычка, письмоводитель 2) контролёрша, жилетка, копеечный
3) привычка, задёшево, депозит 4) живётся, завзятый, дебаты

ЗАДАНИЕ N 19 ( — выберите один вариант ответа)

Ударение падает на последний слог во всех словах ряда… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) маркетинг, красивее, эксперт 2) уставный, средства, жалюзи
3) кухонный, валовой, агент 4) алфавит, облегчить, нефтепровод

ЗАДАНИЕ N 20 ( — выберите один вариант ответа)

Согласный перед Е произносится твердо во всех словах ряда… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) интЕграция, акадЕмия, компьютЕр 2) индЕксация, эстЕтика, интЕрнет
3) тЕзис, прЕсс-конференция, мЕнЕджЕр 4) музЕй, эффЕкт, дЕкан

ЗАДАНИЕ N 21 ( — выберите один вариант ответа)

Лексическая сочетаемость не нарушена в выражении… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) оправдать доверие 2) борьба ведется под тезисом защиты прав человека
3) улучшить уровень обслуживания 4) выполнение мечты

ЗАДАНИЕ N 22 ( — выберите несколько вариантов ответа)

Укажите, в каких случаях паронимы дружеский – дружественный употреблены правильно. 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Чувствуя большое, дружественное внимание зала, он стал говорить медленнее, речь его звучала увереннее. 2) Несколько раз он пытался взять дружеский тон, но Осип был сух, почти неприветлив.
3) Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружественном разговоре. 4) Дед Шукарь почёл себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружественной фамильярностью.

ЗАДАНИЕ N 23 ( — выберите один вариант ответа)

Фразеологические обороты широко используются… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) только в разговорном стиле 2) только в публицистическом стиле
3) только в языке художественной литературы 4) во всех стилях

ЗАДАНИЕ N 24 ( — выберите один вариант ответа)

Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Поль и Эсланда Робсон 2) горячий какао
3) солнечный Туапсе 4) супруги Райнер

ЗАДАНИЕ N 25 ( — выберите один вариант ответа)

Форма числительного дана правильно в сочетании… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) достигать сто семьдесят тысяч 2) от девятьсот двадцати пяти
3) более восьмидесяти одного процента 4) к две тысячи пятистам девяноста пяти

ЗАДАНИЕ N 26 ( — выберите один вариант ответа)

Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота. 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, Ваши пожелания будут приняты к сведению. 2) Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, сообщаем, что оборудование будет поставлено в сроки, соответствующие договору.
3) Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, сроки поставки оборудования могут быть изменены в соответствии с договором. 4) Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, договор требует уточнения сроков поставки оборудования.

ЗАДАНИЕ N 27 ( — выберите один вариант ответа)

Буква Е пропущена во всех словах ряда… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) истрат..шь, ходатайству..шь, обнаружива..шь 2) преобразу..шь, осво..шь, проработа..шь
3) осуществля..шь, форсиру..шь, выполня..шь 4) функциониру..шь, превосход..шь, исправляя..шь

ЗАДАНИЕ N 28 ( — выберите один вариант ответа)

Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми. 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом. 2) Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.
3) В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной. 4) Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

ЗАДАНИЕ N 29 ( — выберите несколько вариантов ответа)

НЕ пишется раздельно в предложениях… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Не было (н..)малейшей возможности избежать аварии. 2) (Н..)подалеку от станции размещалось отделение связи.
3) Встречаться с Анатолием было (н..)для чего. 4) Ни с чем (н..)сравнимый аромат кофе «Гранд»!

ЗАДАНИЕ N 30 ( — выберите несколько вариантов ответа)

Тире на месте пропусков ставятся в предложениях… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Карандаши, ручки и тетради ____ лежали на столе. 2) Долг наш ___ защищать матерей, отцов, жен, детей и Родину.
3) Ни в воде, ни на берегу, ни в беседке ___ никого не было видно и слышно. 4) «Значит, пятью пять ____ двадцать пять?» – спросил маленький сын с недоверием.

ЗАДАНИЕ N 31 ( — выберите один вариант ответа)

Грамматическая ошибка допущена в предложении… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Статья содержит краткий обзор о научных достижениях. 2) Везде нужны заботливые руки и наш хозяйский женский глаз.
3) На небосклоне чуть заметны были неяркие звёзды. 4) Под ногами уже шелестели жёлтые скоробившиеся листья.

ЗАДАНИЕ N 32 ( — выберите один вариант ответа)

Нет ни плеоназма, ни тавтологии в предложении… 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Произошёл случайный инцидент на дороге. 2) Я хочу ответить на ваш вопрос коротко и лаконично.
3) Это покушение на право частной собственности. 4) Существовала опасность личной безопасности избирателей.

Градация в литературе используется для усиления образности речи. Этот стилистический приём акцентирует внимание читателя на тех моментах, которые важны для создания общей картины, в построении сюжетной линии. 

Стилистическая фигура строится на особом расположении слов в предложении.

Что такое градация

Заимствованное слово «градация» в переводе с латинского языка обозначает «нарастание». В русском языке употребляются однокоренные слова «градус», «градусник». Это прибор, на котором имеется шкала для измерения температуры. Ртутная линейка по шкале может увеличиваться и уменьшаться.

Если изложить кратко, градация в музыке указывает на нарастание темпа или убывание, в живописи — постепенный переход оттенков цвета в сторону насыщенности или блеклости.

Градация в литературе

В русском языке термин «градация» означает упорядочение слов в одном ряду с усилением или уменьшением лексической значимости. Перечисление предметов, действий, качеств или других свойств определённого объекта нагнетается в сторону повышения или понижения эмоциональной, а может, смысловой нагрузки.

Например:

«Купец захихикал, засмеялся, загоготал так, что кошка прыгнула в открытое окно».

«…захихикал, засмеялся, загоготал…» — синонимический ряд указывает на нарастание действий.

Отмечаются различные стилистические функции:

  • выделительно-логическая;

  • характерологическая;

  • эмоционально-усилительная;

  • оценочная;

  • изобразительная;

  • ритмообразующая.

Эта стилистическая фигура используется в различных стилях речи.

Взаимосвязь градации и синонимов

Синонимы нанизываются в один ряд в порядке усиления значимости и образуют стилистическую фигуру — градацию. Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения.

Синонимы в градации

Необычное расположение синонимов в предложении придаст особую окраску всему содержанию.

Например:

«Лень, хандра, болезнь? Что это? Почему нет желания подняться с постели?».

Градация – «лень, хандра, болезнь…». Синонимический ряд усиливает значение причины бездействия автора.

Контекстные антонимы иногда используются в градации:

«Для вас – века, для нас – единый час» (А.Блок).

Связь между синонимами, антонимами и градацией очень тесная.

Примеры градации в художественной литературе

Мастера слова в произведениях используют градацию для придания колоритности, эмоционального воздействия, для создания образной речи. Определение градации в тексте поможет представление лестницы, по которой можно подниматься или опускаться.

1221

Стилистическая фигура часто применялась Владимиром Маяковским в творчестве:

1. «Не думай бежать!


Это я вызвал.


Найду.


Загоню.


Доконаю.


Замучу!».

«Найду. Загоню. Докопаю. Замучу!» — градация в значении усиления угрозы;

2. «Рассчитай, обдумай, нацелься —


И иди хоть по мелочам».

Градация: «рассчитай, обдумай, нацелься» — в значении усиления призыва к совершению действий;

3. «И сегодня рифма поэта —


Ласка,


И лозунг,


И штык,


И кнут».

Строки из творчества Марины Цветаевой:

1. «Настанет день — печальный, говорят!


Отцарствуют, отплачут, отгорят…».

Здесь наблюдается градация по убывающему значению;

2. «Я бежала, летела, стремилась к вам».

Градация выражает усиление действий;

3. «Без Бога, без хлеба, без крова, —


Со страстью! со звоном! со славой!


Ведет арестант чернобровый


В Сибирь — молодую жену».

Два синонимических ряда проявляются в градации: «Без Бога, без хлеба, без крова» (убывание), «Со страстью! со звоном! со славой!» (усиление).

Градация – это своеобразное перечисление, где слова выстроены в особом расположении в зависимости от лексического значения. Такой художественный приём позволяет авторам создать ассоциацию ритма движения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • При полном параде синоним
  • При покупке синоним
  • При покидании синоним
  • При поддержки синоним
  • При поддержке синоним