Предлоги синонимы предлоги антонимы

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ И ОЛИМПИАДЕ  ПО РУССКОМУ  ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С ГРАММАТИКОЙ  КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. МОРФОЛОГИЯ.ПРЕДЛОГ.

1.Служебные части речи (?ызметтес с?з таптары):

 Предлог, союз, частица.

2.Предлог-это служебная часть речи, выражает зависимость имени существительного, имени прилагательного, имени числительного и местоимения от других слов в словосочетании и в предложении.

3.Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.

4.Предлоги выражают:

пространство (место-мекен -жай): работает на заводе,

 пришел из школы, играет на стадионе, живет в городе;

-время (уа?ыт, мезгіл): работает с утра, занятия по утрам, читает до вечера;

-причину (себеп):ошибка по невнимательности,

 побледнел от страха;

5.Предлоги могут употребляться с несколькими падежами.

6.Предлоги бывают предлоги-синонимы (близкое значение):

 в-на, из-с (со); предлоги-антонимы (противоположное значение): в-из, на-с (со);

7.Предлоги бывают:

-непроизводные (первообразные ):без, о (об, обо), для, по, под (подо), над (надо),у, за, через, от, до, из и др.;

-производные (другие части речи): напротив, впереди, около, возле, внутри, в продолжение, в течение, благодаря, вокруг, вдоль, кругом и др.;

Предлоги различаются по структуре (??рылым):

простые (жай)-состоят из одного слова: в,над,перед,у и др.;

сложные (к?рделі)-состоят из двух частей: из-под, из-за, по-над;

составные (??рамдас)-состоят из двух и более слов: вдоль по, по случаю,в течение;

8.Различие производных предлогов от самостоятельных                

                        частей речи

Производные предлоги

Самостоятельные части речи

Напротив дома, впереди колонны, возле речки, кругом сада, внутри палатки, вдоль дороги,

 вблизи берега, согласно указанию;

Наречие:

Живу напротив,идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль,

 не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь ввиду;

Вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение

ночи;

Имена существительные:

на    счет банка,

 в следствии по делу,

в заключении книги,

в продолжении романа, верить в силу;

Благодаря дождю, несмотря на болезнь;

Деепричастие:

не смотря по сторонам,

благодаря хозяйку;

Рабочая тетрадь учеников по разделу

 «Морфология. Предлог»

Морфология. Предлог.

Задание№1

Составить словосочетания с предлогами.

Предлоги с временным (уа?ыт,мезгіл)значением

Предлоги с пространственным

(мекен-жай, орын) значением

Предлоги с причинным

(себеп) значением

По, в,на,перед (пред),после,с (со),до……………………

1.Работать по утрам.

На,в (во), с (со),из,до,у,

 около, над,под, за,в течение, возле, впереди, из-за……………

…………..

1.Сидеть в классе.

По,от,из-за………………

1.Отсутствовать по болезни.

Задание№2

Дополнить ряды  производных и непроизводных предлогов.

Производные предлоги

Непроизводные предлоги

Напротив, благодаря,ввиду,……………………..

    ……………… ……………………….

О,от,за,в,  на перед,…………………………………

………………………………………………..

Задание№3

Дополнить ряды предлогов.

Простые предлоги

Составные предлоги

На,к,до,из,после,вопреки,…………………….

    ……………… ……………………….

Вдоль по,несмотря на,

начиная с,……………….

…………………

………………………………………………..

Задание№4

Запомни: различие предлогов от самостоятельных частей речи.

Предлоги

Самостоятельные части речи

1.Напротив дома;

2.Возле реки;

3.Внутри палатки;

4.Кругом сада;

5.Вблизи берега;

6.Согласно указанию;

7.Насчет работы;

8.Благодаря дождю;

9.Несмотря на болезнь;

10.В течение суток;

1.Живу напротив;

2.Стоять возле;

3.Вымыть внутри;

4.Осмотрел кругом;

5.Не было вблизи;

6.Жить согласно;

7.Положить на счет в банке;

8.Благодаря хозяйку;

9.Не смотря по сторонам;

10.В течении воды;

Задание№5

Запомни: предлоги-синонимы и предлоги-антонимы.

Предлоги-синонимы

Предлоги-антонимы

                  Поехать на Урал.

Поехать в Сибирь.

                     Приехать с Урала.

    Приехать из Сибири.

    Вывод:на—-в (синонимы)

                из—-с (синонимы)

Поехать на Урал.-

Приехать с Урала.

Поехать в Сибирь.-

Приехать из Сибири.

Вывод: на—с (со) (антонимы)

               в—из (антонимы)

Просмотр содержимого документа

«Предлог »

triolana

triolana

+10

Решено

9 лет назад

Русский язык

5 — 9 классы

Бывают ли предлоги-синонимы,предлоги-антонимы? Свойственна ли предлогам многозначность,как и самостоятельным лексемам? Приведите такие примеры.

Смотреть ответ

1

Ответ

3
(11 оценок)

22

Lexan4ik111

Lexan4ik111
9 лет назад

Светило науки — 6 ответов — 0 раз оказано помощи

если два разных предлога имеют одинаковое значение, их называют предлогами-синонимами. 
Если у двух предлогов значения противоположны, то это предлоги-антонимы

(11 оценок)

https://vashotvet.com/task/4289207

Урок 57

Тема: УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ РЕЧИ (§ 55, с. 236)

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с правилами употребления предлогов в речи; научить правильно употреблять предлоги-синонимы и предлоги-ан­тонимы;

  2. формировать навык правильного употребления предлогов в речи, предупреждать грамматические ошибки при употреблении предлогов; закрепить навык правописания производных предлогов;

  3. воспитывать культуру речи; содействовать воспитанию чувства вза­имопомощи, коллективизма во время работы на уроке.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Этап актуализации изученного материала

III. Изучение новой темы

1. Наблюдение над языковым материалом

— Выразительно прочитайте фрагменты стихотворений. С какой целью авторы многократно повторяют один и тот же предлог? Какие еще средства выразительности используют поэты?

1. О русской природе, о милой природе

С зарей в материнских глазах,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблоке в ранних садах,

О шумной пшенице,

О вольных просторах,

О солнце сквозистых берез,

О ласковых реках, о девичьих взорах,

О песнях, щемящих до слез. (Р. Рождественский)

  1. На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной –

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа,

Из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда, —

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б — вода. (А. Твардовский)

2. Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте текст. Как вы думаете, уместно ли в нем использованы предлоги? Для какого стиля речи характер­ны употребленные в этом письме предлоги? Предложите свой вари­ант написания письма родителям.

Уважаемый папа! Благодаря тебе я попал в очень хороший ла­герь отдыха. Вопреки моим предчувствиям мне здесь все нравится. Мы живем согласно расписанию и в течение дня многое успеваем. По завершении всего запланированного у нас есть час свободно­го времени, который я посвящаю чтению книг. Наперекор твоему желанию я сплю мало, так как очень хочется посетить все окрест­ности. Я выражаю тебе большую благодарность за то, что ты предо­ставил мне путевку.

До скорой встречи по завершении моего отдыха. Твой сын Петя.

3. Работа над морфологической, синтаксической нормой (стр.239 — 241)

— Использование предлогов в речи привычно настолько, что часто мы не задумываемся, правильно ли говорим, правильно ли строим предложения с предлогами.

IV. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упр. 428,429,430,432,436,438 (по 3-4 примера)

2. Игра «Эстафета» (по рядам)

Каждый ряд получает карточку с выражениями, содержащими ошибки в употреблении предлогов в речи, исправляет их, записывая правильный вариант на доске (по очереди) тетради.

Карточка № 1

Ответы

1. Рассказал недочёты.

1. Рассказал о недочётах.

2. Доехать на границу

2. Доехать до границы.

3. Находиться за двумя часами лёту.

3. Находиться в двух часах лёту.

4. Говорить к нему.

4. Говорить ему.

5. Оплатить за проезд.

5. Оплатить проезд.

6. Уверенность за реванш.

6. Уверенность в реванше.

7. Вспоминать об полёте.

7. Вспоминать о полёте.

8. Смотрим за иллюминатор.

8. Смотрим в иллюминатор.

Карточка № 2

Ответы

1. Оплатить за билет.

1. Оплатить билет.

2. Указать о недостатках.

2. Указать на недостатки.

3. Разъяснять о правилах поведения в театре.

3. Разъяснить правила поведения в театре.

4. Вышли с вагона.

4. Вышли из вагона.

5. Средство для моли.

5. Средство от моли.

6. Тик – ткань для матраца.

6. Тик – ткань для матраца.

7. Таблетка для болезни живота.

7. Таблетки от болезни живота.

8. Согласно договора.

8. Согласно договору.

Карточка № 3

Ответы

1. Выбросили с окошка.

1. Выбросили из окошка.

2. Вышел до приятеля.

2. Вышел к приятелю.

3. Брызги из моря.

3. Брызги с моря.

4. Описать о погоде.

4. Описать погоду.

5. Соскучиться по вам.

5. Соскучиться по вас.

6. Газировка с автомата.

6. Газировка из автомата.

7. Уверенность в победу.

7. Уверенность в победе.

8. Усвоить о правописании.

8. Усвоить правописание.

3. Выполнение упражнения

Переведите с белорусского языка на русский.

Узяць за прыклад, звярнуцца да настаўніка, смяяцца з яго, клапаціцца пра маці, ажаніцца з ею, падобны на брата, гаварыць пра жыцце, прыняць пад увагу, забыць пра ix.

Ключ

Поставить в пример, обратиться к учителю, смеяться над ним, заботиться о матери, жениться на ней, похож на брата, говорить о жизни, принять во внимание, забыть о них.

4. Выполнение морфологического разбора предлогов

Учащиеся знакомятся с порядком морфологического раз­бора предлога (стр. 242), выполняют разбор 2-3 предлогов из упр. 444.

V. Контрольно-оценочный этап

Выполнение контрольного упражнения

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недо­стающие знаки препинания. Замените конструкции, взятые в скобки, синонимичными — с производными предлогами (для справок).

Эйфелева башня

открытию) Всемирной парижской выставки инж__нер Алек­сандр Гюстав Эйфель пр__думал башню (в)виде грандиозной (о,а)журной конструкц__и. (Хотя некоторые деятели культуры возму­щались), он стремился продемонстрировать достижения современ­ной науки и техники и достойно представить свою страну. Извест­ный писатель Мопассан выеме__вал Эйфелеву башню заявляя, что она выглядит (как) «длиннющая и худющая пирамида».

Следует иметь (в)виду, что Эйфелева башня из эксп__ната Все­мирной выставки очень быстро пр__вратилась в ун__кальный научный центр (в)виду того, что на ее вершине — более 320 метров — были уста­новлены многочисленные и(с,сс)ледовательские пр__боры и устройства. (Из-за своей необычности) башня стала одним из самых посещае­мых мест, а тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты (в)виде маленьких сув__ниров.

Слова для справок: (на)подобие, (в)связи с, (не)взирая на, (не) смотря на, благодаря, (в)следстви__, (в)силу, вопреки.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Прием «Эйфелева башня»

Сегодня вы еще раз убедились, что предлог — это интересная часть речи, не очень легко научиться правильно писать предлоги, употреблять их в речи. Отметьте, насколько близко вы подобрались к вершине башни знаний о предлоге (условное изображение башни на доске), размещая стикер на соответствующей высоте: старался, но не все получилось; работал активно, но иногда возникали затруд­нения; работал на уроке блестяще, достиг высот знаний.

VII. Домашнее задание

§55, вопросы на 246, упр. 435, выполнить морфологический разбор 2 предлогов.

– Ой, ребята, вы не представляете, что сейчас происходит в городе
частей речи. Там настоящий переполох. Все части речи столпились возле дома с
надписью «предлоги» и кричат.

Особенно волнуются имена существительные. А дело в том, что как не
стараются слова, но они никак не могут составить предложения. Вот, например,
недавно одна бабочка заказала словам составить маршрут её путешествия. Вот
запись её полёта.

Бабочка летит над кустом. Вот она долетает до дерева. Затем
бабочка облетает вокруг дерева, влетает в дупло, вылетает из него. А теперь
бабочка подлетает к цветку, садится на него, и снова отлетает от цветка.

И вот что у слов получилось:

Бабочка летит кустом. Вот она долетает дерева. Затем бабочка
облетает дерева, влетает дупло, вылетает него. А теперь бабочка подлетает
цветку, садится него, и снова отлетает цветка…

Конечно, ничего не понятно. Слова в предложениях не связаны друг с
другом, и в результате получается полная бессмыслица. А всё потому, что имена
существительные, имена прилагательные и глаголы в последнее время о-очень
загордились. «Мы очень важные части речи, каждому из нас посвящено много уроков
в русском языке». 

– «Я – просто необходимая часть речи», – говорит имя
существительное
. «Я называю предметы, я могу отвечать на самые
разнообразные вопросы – кто? что?, кого? чего?, кому? чему?, кем? чем?, о
ком? о чём?
И в предложении я могу быть главным членом – подлежащим.
А ещё я могу изменить своё окончание, в зависимости от того, в каком
предложении я стою».

– «Я тоже важнейшая часть речи», – говорит глагол.
Без меня ничего на свете не происходит, потому что я обозначаю действия всех
предметов. В предложении я тоже главный член – сказуемое. А вопросов, на
которые я могу отвечать так много, что можно долго их перечислять – что
делать? что сделать?, что делает? что сделает?
…Ой, их очень много. И,
конечно, я тоже могу изменяться.

Имя прилагательное тоже
хвастается:

– «Я описываю предметы. Без меня никто не смог бы представить
себе, как они выглядят. И была бы настоящая путаница. Никто не смог бы понять,
какой именно предмет необходим – ни его цвет, ни размер, ни вкус не мог бы
описать. И вопросов, на которые я отвечаю, тоже много – какой? какая? какое?
какие?
и множество других вопросов.

И так они долго хвастались. А все остальные слова обиделись.
Особенно расстроились маленькие слова-предлоги. Они заперлись в своём домике и
не выходят. И вот теперь хвастунишки не знают, что им делать. Без этих маленьких
словечек очень трудно составлять предложения.

А знаете, почему предлоги так расстроились? Потому
что они хоть и являются словами, и даже отдельной частью речи, но
самостоятельными их назвать нельзя. Они не обозначают ни предметы, и действия,
ни признаки. А ещё к предлогам нельзя поставить вопрос. Поэтому
говорят, что предлоги не самостоятельная, а служебная часть речи.
Вот поэтому остальные части речи и стали перед ними хвастаться. Особенно
обижали их глаголы. Но теперь все поняли, что без предлогов им никак не
обойтись. Вот и стоят возле дома предлогов, прощения просят.

Ну что же. Простили их предлоги. Вышли из своего
домика и встали в текст. И вот теперь мы можем записать маршрут, по которому
летела бабочка.

Бабочка летит над кустом. Вот она долетает до
дерева. Затем бабочка облетает вокруг дерева, влетает в дупло,
вылетает из него. А теперь бабочка подлетает к цветку, садится на
него, и снова отлетает от цветка…

Вот теперь всё стало понятно. В этом маршруте появились предлоги
над, до, вокруг, в, из, к на, от
.

И теперь в предложениях с помощью предлогов слова связаны друг с
другом по смыслу. Значит, предлоги служат для связи слов в предложении.

Вот ведь как бывает. Маленькие, на первый взгляд и не столь уж
важные предлоги. А без них речь становится бессвязной.

Предлогов в русском языке несколько десятков. Говорят даже, что их
около двухсот. Некоторые из них состоят всего из одной буквы, как, например, предлоги
к, в, с, о, у
. Есть предлоги, состоящие из двух букв – на, от,
до, из
.

И трёх букв – без, для, над, под. А есть предлоги,
состоящие из пяти, шести и даже более букв.

А вы знаете, что у многих предлогов есть двойники – приставки.
Вы спросите, почему двойники? А потому, что, например, есть предлог на, и есть
приставка на. Есть предлоги ОТ, ДО, ИЗ, С, О. Но есть и точно такие же
приставки. Так перечислять двойников можно довольно долго.

Вот посмотрите на это предложение:

Машенька сбежала с крыльца, побежала по дорожке, забежала за
ограду, добежала до леса.

В слове сбежала приставка с-, а перед словом крыльца предлог
с.

Побежала – приставка по-, по дорожке – предлог по.

Забежала – приставка за-, за ограду – предлог за.

Добежала – приставка до-, до леса – предлог до.

Вы обратили внимание, что приставки пишутся слитно со
словами, а вот предлоги – раздельно
. Это потому, что приставки
– это часть слова. Они пишутся со словами слитно.

А предлоги – это часть речи, т.е. самостоятельные
слова. Они пишутся со следующими за ними словами раздельно.

Конечно, возникает вопрос, а как же отличить приставку от
предлога, если они бывают так похожи?

Не переживайте. Есть несколько несложных приёмов.

Вы уже убедились, что если в предложении мы уберём предлоги,
теряется всякий смысл предложения
. А вот приставку в слове можно
отбросить или заменить на другую. Вот возьмём наше предложение про Машеньку.
Уберём в словах приставки.

Машенька бежала с крыльца, бежала по дорожке, бежала за ограду,
бежала до леса.

Конечно, предложение получилось не очень красивое, скучное и
однообразное. Но понять, о чём идёт речь все-таки можно. А теперь попробуем
убрать предлоги.

Машенька сбежала крыльца, побежала дорожке, забежала ограду,
добежала леса.

Хм… Ну, вы что-нибудь поняли?

Ещё есть одна подсказочка. Между предлогом и следующим за
ним словом можно вставить вопрос или ещё одно слово
.

Машенька сбежала с (чего?) крыльца, или сбежала с
высокого крыльца

побежала по (чему?) дорожке, побежала по
узенькой дорожке

забежала за (что?)ограду, забежала за
деревянную ограду

добежала до (чего?) леса, добежала до
дремучего леса

Ну, и ещё один секрет: Предлоги никогда не дружат с
глаголами
. Видимо, не простили им обиду. Поэтому предлоги никогда не
стоят перед глаголами
. С ними дружат только приставки. А предлоги всегда
связаны с именами существительными. И, хотя, между предлогом и существительным
часто встают имена прилагательные, предлоги всё равно незримой нитью связаны
только с именами существительными.

Ну и, конечно, надо знать одно свойство предлогов. Хоть все
предлоги и живут одной семьёй, но среди них есть предлоги-синонимы и предлоги-антонимы.

Предлоги-синонимы могут
заменять друг друга в речи. Например, можно сказать «стоял у дерева», а можно
«стоял около дерева» или «стоял возле дерева».

А предлоги-антонимы помогают показать
противоположные действия. Вот, например, предлоги на – с, в – из, под – над, и
другие. И вот при употреблении таких предлогов надо быть очень внимательным.
Несмотря на противоположное значение, они очень дружат друг с другом и не
допускают перехода из одной пары в другую. Возьмём пару предлогов-антонимов
в-из. Если мы идём в школу, то уходим мы только из школы.
Положили в шкаф, достали из шкафа. Неправильно говорить уходим со
школы, достали со шкафа.

А уж если мы положили что-то на шкаф, то, конечно, достанем
со шкафа. Или, идём на прогулку, возвращаемся с прогулки.
Запомнили, ребята, эти пары? В – ИЗ, НА – С (или СО).

А ещё необходимо помнить, что предлоги всегда пишутся
одинаково
, как бы мы их не произносили. Например, мы говорим из леса
и слышим [из], но если мы скажем из куста, то услышим, что предлог
звучит так – [ис]. Но писать его всё равно необходимо с буквой З.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти предлоги. Они очень часто
встречаются в нашей речи. Запомните, так они пишутся всегда, как бы не звучали.

у к с о в

по до от на за

об под над из без

около через

Ну вот, теперь все узнали о предлогах так много интересного и
поняли, что предлоги – необходимая часть речи. И, я думаю, больше
никто не будет обижать предлоги. Осталось только ещё раз повторить всё то, о
чем мы сегодня говорили.

* Предлог
служебная часть речи.

* Предлоги служат для
связи слов в предложении.

* Предлоги не изменяются,
к ним нельзя поставить вопрос.

* Предлоги употребляются
в речи вместе с именами существительными.

* Перед глаголами
предлоги не употребляются.

* Предлоги с другими
частями речи пишутся раздельно.

* Между предлогом и
следующим за ним словом можно вставить другое слово или вопрос.

И, конечно, не забудьте о
правильном написании предлогов

у к с о в

по до от на за

об под над из без

около через

А ещё помните о неразлучных парах предлогов-антонимов
В – ИЗ, НА – С (или СО).

Вот как много интересного можно рассказать о маленькой скромной
служебной части речи – о предлоге. И как всё-таки хорошо, что
части речи помирились. Ну а нам пора прощаться. До свидания, ребята!

союзы и предлогиПродолжим разбор основных правил русского языка и в этой статье мы поговорим о таких частях речи, как предлоги и союзы.

Предлоги и союзы – это служебные части речи, которые связывают слова в предложении.

Союзы, в свою очередь, могут связывать и предложения. Все предлоги и союзы пишутся со словами раздельно.

Пример: По озеру плыла лодка. Слова плыла (где?) по озеру связаны с помощью предлога по.

Союзы: а, но, да, или, что, как, чтобы

Пример: Иван да Марья; добрый и отзывчивый.

Предлоги: с, к, на, от, над, по, у, о, под, из, без, для, до, в, около, об, за

Пример: машина подъехала к дому; пошли на прогулку в лес.

Написание предлогов не зависит от их произношения. Предлоги всегда пишутся одинаково.

Значение слова предлог – стоящий перед словом. Предлоги, чаще всего связывают глаголы с именами существительными, или их заместителями: от него, к нему, с ним. Иногда между предлогом и существительным вставляется прилагательное. Иногда предложение может начинаться с предлога.

Итак, как можно установить связь слов в предложении:

Возьмем предложение: Маленький котенок тихо подкрался к норке

котенок (что сделал?) подкрался

котенок (какой?) маленький

подкрался (кто?) котенок

подкрался (как?) тихо

подкрался (куда?) к норке

Показать связь слов можно с помощью схемы:

Среди предлогов и союзов есть свои «синонимы» и «антонимы»:

Предлоги – «синонимы»: около, везде, у.

Предлоги – «антонимы»: надпод, виз, нас.

Союзы – «синонимы»: а, но, да (но).

Союзы – «антонимы»: иа (но).

Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “Новости сайта“.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предлог с целью синоним
  • Предлог против синоним
  • Предлог при синоним
  • Предлог по причине синоним
  • Предлог кругом синоним