Правообразование
- Правообразование
-
ПРАВООБРАЗОВАНИЕ — социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера. Это «процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве «нормальных» и «правильных» (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т.п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, образцов и стандартов этой «нормальности» и «правильности» и в конечном счете их кристаллизация в соответствующие нормы поведения, действия и взаимоотношения людей. Правообразование с указанной точки зрения «есть процесс становления права как формы» (В. С. Нерсесянц). Это объективная сторона правообразования. Правообразование, можно сказать, в этом смысле есть создание правовых норм помимо участия законодателя; это стихийная деятельность социального субъекта, в процессе которой формирующийся правообразующий интерес находит выражение в фактических правовых нормах (т.е. нормах, которые по своим объективным характеристикам уже приобрели правовую окраску, нормативность, но еще не получили государственно-правового признания и в силу этого не обладают свойством формально-юридической определенности).
Однако правообразование в действительности не означает, что право формируется «самопроизвольно», без участия социального субъекта. И в том случае, когда речь идет об объективном правообразования, и в случае, когда право есть следствие («продукт») специализированной деятельностью государства, право создается людьми, совокупным субъектом — индивидами, общностями людей, обществом в целом. В правообразовании поэтому следует выделять две стадии: 1) стадия объективного правотворчества, в которой главным действующим лицом является совокупный общественный субъект (социальная группа, общность людей, общество в целом). На этой стадии формируется и получает фактическое (не юридическое) выражение в соответствующей форме правообразующий интерес; 2) стадия правообразования с участием специализированных правотворческих органов. На этой стадии правообразующий интерес должен быть обнаружен и «объявлен» всеобщим интересом, т.е. выражен официально в правотворческом акте. Можно сказать, что правообразование есть процесс формирования, обнаружения и юридического закрепления правообразующего интереса.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС.
.
2003.
Правотворчество
– деятельность компетентных государственных
органов, направленная на создание/отмену
правовых норм, путем принятия
соответствующего НПА.
Правообразование
– процесс, идущий от возникновения
потребности в правовом регулировании
к зарождению норм права в недрах
общественных отношений до их закрепления
в законе.
Правообразование
носит объективный характер, т.е.
обусловлено закономерностями общественного
развития.
Правотворчество
— понятие более узкое, чем Правообразование,
оно — часть правообразования, его
самостоятельная и решающая стадия
(высший уровень).
Признаки правотворчества:
-
осуществляется
государством непосредственно либо с
его предварительного разрешения, а
также гражданским обществом (народом)
и его субъектами; -
состоит
в создании новых норм права либо в
изменении или отмене действующих норм; -
получает
завершение в письменном акте-документе,
который называется нормативно-правовым
актом; -
происходит
в соответствии с правовым регламентом,
т.е. с процедурой, которая устанавливается
правовыми нормами; -
имеет
конкретно-целевую и Организационную
направленность.
Стадии
правотворчества:
-
Подготовка
проекта НПА -
Принятие
НПА -
Введение
в действие НПА
В
зависимости от различных оснований
правотворчество делится на виды:
1)
В зависимости от субъектов:
а)
непосредственное правотворчество
народа в процессе проведения референдума
(всенародного голосования по наиболее
важным вопросам государственной и
общественной жизни);
б)
правотворчество государственных органов
– самое распространенное (например,
Государственной Думы, Правительства
РФ);
в)
правотворчество отдельных должностных
лиц (например, Президента, министра);
2)
В зависимости
от уровня:
а)
законотворчество (правотворчество
высших представительных органов —
парламентов, в процессе которого издаются
законы)
б)
подзаконное правотворчество гос.органов.
В качестве особого вида выделяют
конституционное нормотворчесво, судебное
нормотворчество
в)
подзаконное правотворчество
негосударственных органов:
-
правотворчество
органов местного самоуправления -
локальное
правотворчество -
нормотворчество
народов (появление обычаев)
Принципы
правотворчества:
— Научность (опора
на научные достижения)
— Профессионализм (Правотворчество
– деятельность лиц, обладающих специальной
компетенцией). Например, хотя проект в
законодательный орган может направить
абсолютно любое лицо, тем не менее
обязанность по принятию решения в
отношении данного проекта возникает у
законодательного органа лишь в том
случае, если лицо, внесшее проект,
обладает правом законодательной
инициативы.
— Законность (Предполагает
строгое исполнение гос.органами
законодательных норм)
— Демократизм (Характеризует
необходимую степень участия граждан в
правотворчестве).
— Гласность (Означает
открытость, прозрачность правотворчества
для широкой общественности.)
— Оперативность (Предполагает
своевременность обновления нормативной
базы, своевременность издания нормативных
актов).
Правообразование —
это весь процесс формирования права,
который в своем развитии проходит 3
этапа:
1
этап –
это возникновение общественных отношений
нуждающихся в правовом регулировании.
На этом этапе нет правотворчества, но
правообразование уже началось.
2
этап –
связан с осознанием необходимости
правового регулирования данных
общественных отношений. На этом этапе
также правотворчества еще нет, но
формируется уже правосознание.
3
этап
правообразовнаия связан с правотворчеством.
На этом этапе устанавливаются необходимые
нормы права. Правотворчество заключительный
этап правообразования.
Можно
выделить следующие уровни
правообразования:
1)
гносеологический — отражает процесс
возникновения и развития права в форме
правосознания;
2)
материальный — выражает формирование
права в виде конкретных правоотношений,
правомерного поведения;
3)
институциональный — отражает существование
права как системы правовых норм.
Соседние файлы в папке Проблемы ТГП
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Как соотносятся между собой понятия государства и государственной власти?
Как соотносятся между собой понятия государства и государственной власти?
Как соотносятся между собой понятия «акты применения права» и «нормативно-правовые акты»?
Как соотносятся между собой частное и публичное право?
Как соотносятся между собой разновидности правового нигилизма?
Как соотносятся между собой регулятивная и охранительная функции права?
Как, по мнению большинства ученых, соотносятся понятия политической и государственной власти?
Как, по мнению большинства ученых, соотносятся понятия политической и государственной власти?
Как соотносятся между собой термины «толкование права» и «толкование норм права» с позиции авторов учебника?
Как соотносятся между собой понятие «социальная ответственность» и понятие «юридическая ответственность»?