Последовательная связь с синонимами

  1. Учебники
  2. 6 класс
  3. Русский язык 👍
  4. Разумовская
  5. №279

ГДЗ Русский язык 6 класс Разумовская, Львова, Капинос, Львов

авторы: Разумовская, Львова, Капинос, Львов.

издательство: «Дрофа»

Раздел:

  • МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ. (на основе изученного в 5 классе)
  • §26. Средства связи предложений в тексте

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §26. Средства связи предложений в тексте. Упражнение №279

  • Предыдущее
  • Следующее

Подберите отрывок с последовательной связью, в котором средством связи является синоним. Какого стиля речи подобранный вами текст? Докажите своё мнение.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §26. Средства связи предложений в тексте. Упражнение №279

Решение

Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
− Ты чего, серый? − тихо спросил Ваня. − Ты бы поел.
К. Паустовский «Заячьи лапы»
Стиль текста − художественный.

  • Предыдущее
  • Следующее

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

ответы

ваш ответ

Можно ввести 4000 cимволов

отправить

дежурный

Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия  пользовательского соглашения

похожие темы

похожие вопросы 5

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Развитие речи
Средства связи местоимение повтор синоним. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Развитие речи Судя по начальной форме чей-то шаг, это местоимение мужского рода.

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте»

«Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте»

Форма урока: Урок-коммуникация (Урок закрепления ЗУНов)

1)закрепление умения находить «данное» и «новое» в тексте;

2)формирование умения определять способ связи во фрагментах текста;

3)профилактика вредных привычек у учащихся.

1.Оргмомент (цель: мотивация к учебным действиям)

Учитель: Ребята, я сегодня получила письмо от нашего друга Пса. Это письмо меня, честно говоря, очень встревожило. Давайте прочитаем его вместе.

Текст письма на слайдах

Дорогие ребята!

С моим другом Котом случилась страшная беда: он начал курить. Я очень переживаю за него. Так как кошачья жизнь очень коротка, то, по моим подсчетам, моему другу осталось жить года два. А я так не хочу терять друга.

Ребята, я вас очень прошу помочь мне объяснить Коту, что курение наносит организму вред. Ваш друг Пес.

Учитель: Видите, ребята, какое тревожное письмо. Как вы думаете, можно ли назвать Пса настоящим другом? (Ответ:…) Я с вами согласна. А если бы такая беда случилась с вашим другом, как бы вы отреагировали?

(Ответ:…) Поможем Псу? (Ответ: …)

2.Подготовка к применению понятия (цель: проверить степень усвоения материала)

Учитель : А поможет нам в этом и тема урока — «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте»

На этом уроке мы должны достичь следующие цели: … (учитель читает цели урока)

Прежде чем мы будем говорить о новой теме, давайте вспомним все, что мы знаем о тексте, о его строении.

Фронтальный опрос класса:

-Что называется текстом?

-Что такое тема урока? Подтема или микротема?

-Чем отличается «данная» информация от «новой»?

-Назовите основные способы связи предложений в тексте.

Ребята, я благодарю вас за ответы. Кстати, а можно ли назвать текстом письмо Пса?

Ответ: Да. Потому что он состоит из нескольких предложений, объединенных одной темой.

3.Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы, наверное, поняли, что сегодня на занятии мы будем говорить о здоровье, о том, что губит наше здоровье, и о том, что же нам делать, чтобы не возникало желания попробовать сигарету.

Здоровье … Важнее его для человека нет, наверное, ничего. Не зря говорят: «Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства. Здоровью цены нет. Здоровье не купишь.» А какие пословицы, поговорки о здоровье знаете вы? (Ответ:…)

Давайте все вместе запишем замечательное высказывание о здоровье и проанализируем его с точки зрения строения. Я приглашаю к доске … (К доске выходит учащийся и записывает текст на доске, а остальные ребята в тетради.)

Здоровье — это бесценный дар. Его преподносит человеку природа. Без него трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Потерять здоровье легко. Этот дар мы часто растрачиваем попусту, забывая, что вернуть его очень и очень трудно.

Учитель : Давайте вместе проанализируем текст.

Ответ: Я считаю, что это текст, так как все предложения объединены общей темой — темой здоровья. Во втором предложении данным будет ЕГО, так как здесь подразумевается здоровье. Вся остальная информация будет новой. В третьем предложении данным будет БЕЗ НЕГО. В четвертом — ЗДОРОВЬЕ. В пятом — ЭТОТ ДАР. Способ связи предложений в этом тексте — параллельный, так как во всех предложениях данной информацией будет ЗДОРОВЬЕ. Автор использует такие средства связи, как местоимение, синоним и повтор слова.

Учитель: Вы согласны с таким ответом?

Учитель: Я тоже.

Учитель : Ребята, мы записали замечательное высказывание о здоровье, но не все придерживаются мнения, что здоровье надо беречь. Страшным злом для здоровья является курение. От курения страдает весь организм человека,, но больший вред оно наносит легким. Сейчас мы проведем с вами небольшой опыт. (Учитель проводит опыт) Вот так страдают и легкие курильщика.

Физкультминутка

Вы стоите на площадке,

Руки вверх, подняли выше,

Опустили — четко дышим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяем все опять.

Руки вверх, ноги врозь,

Так давно уж повелось.

Три наклона сделай вниз,

На четыре — поднимись.

Гибкость всем нужна на свете,

Будем наклоняться, дети!

Все мы делаем умело.

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

Раз, два, три, четыре —

Будешь самым сильным в мире.

В заключенье, в добрый час,

Пошагаем мы сейчас.

Раз, два, три, четыре,

Будем в дружбе жить и в мире.

Учитель : (Работа в группах) У вас на столах лежат листочки с текстами. Это не просто тексты. Это — предупреждение от неверного шага. Давайте прочитаем их и проанализируем.

«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Мы встретили множество почти голых людей, очень стройных и сильных. Они шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой пили. Люди несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигалиее. Затем они делали из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри.» (Х.Колумб)

Ответ: Все предложения объединены общей темой — здесь рассказывается о туземцах. Данное во втором предложении МЫ, вся остальная информация — «новая». В третьем предложении данная информация — ОНИ, вся остальная — «новая». В четвертом предложении «данная» — ЛЮДИ, «новая» — ИЗ НЕЕ. Способ связи — последовательный. Средства связи — местоимение, повтор слова.

Как табак попал в Европу

Туземцы угощали путешественников табаком. Сначала курили они сами, потом передавали трубку гостям. Испанцы не хотели портить отношения с туземцами и поэтому не могли отказаться от «трубки мира». Вероятно, так человек выпускает изо рта, значит, спутался с нечистой силой.

Ответ: Это текст, така как все предложения связаны одной темой. Способ связи — последовательный. Средства связи: местоимение, синонимы, местоимение.

Влияние никотина на организм человека

Когда человек вдыхает дым, никотин попадает в кровь и с током крови поступает в мозг. Никотин действует на все органы и переводит их в возбужденное, взбудораженное состояние. Каждый орган в теле человека лишь до тех пор находится в здоровом состоянии, пока он хорошо снабжен нервами. На концах нервов выделяются особые вещества, необходимые для нормального строения и функции органов.

Ответ: Это текст, так все предложения объединены общей темой. Способ связи — последовательный. Средства связи: повтор слова, местоимение.

Курение и растущий организм

Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков — в половине пачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух- трех сигарет. Из-за резкого отравления никотином жизненно важных центров наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.

Ответ: Это текст, так как все предложения связаны общей темой. Способ связи — последовательный. Средства связи: повторение слов.

Табак — это яд

Злой, черной, чертовой травой, исчадием ада называют табак. В нем обнаружено до шести тысяч самых различных компонентов, тридцать из которых относятся к разряду натуральных ядов. Самыми страшными из них считаются канцерогены, то есть вызывающие рак. Более килограмма этих веществ накапливается в легких у много и долго курящих.

Ответ: Это текст, так как все предложения объединены одной темой. Способ связи — последовательный. Средства связи: местоимение, синоним.

Учитель : Ребята, сколько мы узнали о вреде курения. Я думаю, теперь никто из вас даже мысленно не возьмет в руки сигарету. Да и Кот тоже никогда больше не будет курить. (Ответ)

Но мы должны предложить ему что-то взамен. Иначе он опять закурит. Что можно ему посоветовать?

Ответы: Заняться спортом, искусством…

Учитель: Правильно. Я предлагаю написать мини-сочинение, в котором вы расскажете о своем увлечении. Обязательно используйте при построении текста один из способов связи предложений в тексте. (Выборочное чтение текстов)

4. Итог урока.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Пора подвести итог. Давайте вспомним, чем мы занималичсь на уроке.

Ответ: Анализировали отрывки текстов, писали мини-сочинения. Но самое главное, наверное, заключается в том, что мы доказали: курить — здоровью вредить.

Учитель: Интересно, а какая реакция у Кота? Подождите, поступило какое-то сообщение. (Читаем письмо от Кота) Вот видите, оказывается наш труд не напрасен. Я благодарна всем, кто работал на уроке.

Задание на дом .

Напишите о своих впечатлениях от урока. Не забывайте строить текст по тем правилам, о которых мы сегодня говорили.

Мне еще раз хочется вам напомнить, то «курить — здоровью вредить». И сколько бы вам ни было лет (13-30-60), сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы.

Кто курит табак — тот сам себе враг.

Табак уму не товарищ.

Курильщик — сам себе могильщик.

Спорт — это здоровье.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Психологи
  • Логопеды
  • Репетиторы

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Урок посвящен профилактике вредных привычек у учащихся. Тема урока: «Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте» ( По учебнику М.М.Разумовской) Цели урока: Образовательная: закрепление умения находить «данное» и «новое» в тексте; Развивающая: формирование умения определять способ связи во фрагментах текста; Воспитательная: профилактика вредных привычек у учащихся. Оборудование: проектор, экран, учебник по русскому языку под ред М.М.Разумовской. Урок апробирован в 6 классе средней общеобразовательной школы: дети с удовольствием работают, выполняют задания быстро, охотно, к концу урока безошибочно определяют способы и средства связи предложений в тексте. ВЫДЕРЖКА ИЗ ТЕКСТА «Учитель: Ребята, сколько мы узнали о вреде курения. Я думаю, теперь никто из вас даже мысленно не возьмет в руки сигарету. Да и Кот тоже никогда больше не будет курить. (Ответ) Но мы должны предложить ему что-то взамен. Иначе он опять закурит. Что можно ему посоветовать? Ответы: Заняться спортом, искусством… Учитель: Правильно. Я предлагаю написать мини-сочинение, в котором вы расскажете о своем увлечении. Обязательно используйте при построении текста один из способов связи предложений в тексте. (Выборочное чтение текстов)»

Основные способы и средства связи между предложениями в тексте (с примерами)

Сегодня я хочу вернуться к теме связи предложений в единый текст. Мы уже не раз говорили о том, что такое ТЕКСТ и в чем отличие его от простого набора предложений (загляните на эту страничку и на эту). Так вот, чтобы текст приобрел смысловую законченность, нужно правильно расположить предложения в тексте, связав их между собой.

Расположить предложения в тексте можно двумя способами: параллельно или последовательно (подробнее о способах связи предложений читайте в предыдущей статье).

Основные способы и средства связи между предложениями в тексте (с примерами)

Но что же позволяет разграничить между собой данные СПОСОБЫ СВЯЗИ предложений?

Ответ: языковые средства, с помощью которых и связываются предложения. Поэтому сегодня наша статья

о СРЕДСТВАХ связи предложений в тексте

Именно средства связи предложений в тексте разграничивают способы связи предложений. Другими словами, используя те или иные средства языка, вы свяжете предложения в единый текст параллельной или последовательной связью.

Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:

Основные способы и средства связи между предложениями в тексте (с примерами)

Лексические средства связи:

  1. Слова на одну тему в каждом предложении.
  2. Однокоренные слова.
  3. Повторяющиеся слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
  4. Антонимы.
  5. Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.

Морфологические средства связи:

  1. Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
  2. Личные, указательные и другие местоимения.
  3. Наречия времени и места
  4. Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
  5. Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.

Синтаксические средства связи:

  1. Синтаксический параллелизм.
  2. Неполные предложения.
  3. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
  4. Прямой и обратный порядок слов.

Как уже говорилось выше, средства связи предложений разграничивают способы связи.

Для последовательной (цепной) связи предложений, где каждое последующее предложение должно «цепляться» за слова предыдущего предложения, средствами связи являются: повторяющиеся слова, однокоренные и слова-синонимы, антонимы, местоимения, союзы и союзные слова, глаголы-сказуемые в одинаковой временной форме. Прямой или обратный порядок слов.

Для параллельной связи предложений, где предложения сопоставляются или противопоставляются между собой, основными средствами связи являются: слова одной смысловой группы, употребление глаголов одного вида и одинаковых по времени, наречий места и времени. Синтаксический параллелизм. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.

  • Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.
  • Лексические средства связи
  • При цепной, или последовательной, связи предложений используйте

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся

  • контекстуальные синонимы:

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Недруг поддакивает. Друг спорит.

При параллельной связи используйте

  • слова одной тематической группы:

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. (Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.)

Морфологические средства связи

При цепной, или последовательной, связи используются

Очень хотелось спать. Но надо было работать.

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.

  • Степени сравнения прилагательных и наречий:

Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.

  • Единство временных форм глаголов-сказуемых:

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

При параллельной связи используются

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Синтаксические средства связи

При цепной, или последовательной, связи предложений используйте

  • прямой или обратный порядок слов:

Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

При параллельной связи предложений используйте

  • Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

  • вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец):

Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.

На сегодня всё. Желаю вам создавать хорошие, стройные тексты!

Подписаться на Русское слово

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 25. Средства связи предложений

Основные способы и средства связи между предложениями в тексте (с примерами)

Предложения в тексте связаны между собой средствами связи. Рассмотрим их.

Лексические средства

Средства связи Примеры
Лексический повтор слов Осень — удивительное время года, когда листья вдруг приобретают самые различные оттенки цветов. Цвета эти поражают своей красотой.
Однокоренные слова, то есть слова одной или разных частей речи, имеющие общий корень. Зимний день короток. Не случайно зимой так ждут солнечной погоды, чтобы хоть на какое-то время порадоваться яркому свету.
Синонимы, то есть слова, пишущиеся по-разному, но имеющие сходное значение. Во время болезни не обойтись без градусника. Ведь именно термометр поможет понять, насколько высока температура больного.
Антонимы — слова, имеющие противоположное значение. Человек должен ценить друзей. Иначе может сложиться ситуация, при которой в окружении останутся одни недруги.
Описательные обороты, которые заменяют слово в предыдущем предложении. Недалеко построили шоссе. Эта стремительная река жизни прочно связала населённые пункты друг с другом.

Морфологические средства

Средства связи Примеры
Личные местоимения 3-го лица (это местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ в разных падежах). Эти местоимения во втором предложении употребляются вместо какого-то слова в первом.Помните, что предложения с местоимениями 1 и 2 лица- не будут ответами, только 3 -го лица! Я пригласила свою подругу в театр. Она не видела новой постановки.
Указательные местоимения (ТАКОЙ,ТОТ,ЭТОТ и другие в различных родах и падежах) Мне очень нравятся красивые леса в этих местах. Кажется, что таких лесов нет нигде.
Местоименные наречия (ТАМ, ТУТ, ТАК, ТОГДА и др.) Нужно было делать вид, что он занят работой. Так он и делал.
Союзы (чаще всего сочинительные) Все были рады празднику. Но только Сергей сидел, пригорюнившись.
Частицы. Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.
Единство видовременных форм глаголов. Все решили праздники провести вместе. Сообща составляли программу, продумывали номера, подбирали музыку (все глаголы стоят в прошедшем времени).
Степени сравнения прилагательных и наречий. Билеты на самолёт купили сразу. Лучше и не придумаешь.
Наречия Вдруг загремел гром. Потом сверкнула молния. Затем полил такой ливень, что улицы города вмиг опустели.

Синтаксические средства

Средства связи. Примеры.
Вводные слова и конструкции. Во-первых, необходимо выучить теорию. Во-вторых, срочно выполнять тестовые задания. Только тогда можно успешно подготовиться в ЕГЭ.
Неполные предложения . Сегодня был сложный день, потому что писали контрольную. По математике.
Синтаксический параллелизм, одинаковое построение двух предложений, расположенных рядом. Молодым — везде у нас дорога. Старикам – везде у нас почёт.
Парцелляция, то есть дробление предложения на отдельные части. Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер.
Порядок слов (прямой — обратный). Чтобы доказать свою правоту, я вернусь. Вернусь я, объясню, и ты поймёшь, что я был прав.

Таковы основные средства связи предложений в тексте. Однако надо помнить, что часто в задании отмечено, что во втором предложении — сразу два средства для связи, например, личное местоимение и лексический повтор . Поэтому будьте внимательны, выполняя задание № 23, в выбранном предложении должны быть обязательно оба средства связи, если они указаны в задании.

Существует несколько типов связи предложений друг с другом в тексте. В зависимости от того, какой тип связи, используются те или иные средства, о которых говорилось выше. Рассмотрим данные типы.

Типы связи предложений в тексте

  • Цепная (последовательная) связь. При такой связи каждое последующее предложение тесно связано с предыдущим, продолжает его мысль.

Вот мы и увидели море. Нам оно показалось спокойным. Однако это спокойствие было очень обманчивым.

Наиболее распространённые средства цепной связи: лексический повтор, союзы, местоимения, синонимы , антонимы и многие другие.

  • Параллельная связь. При данном типе связи предложения не связываются между собой, а противопоставляются, сопоставляются. Каждое новое предложение имеет самостоятельную мысль, хотя в единстве все предложения составляют один текст. Среди средств здесь часто используются синтаксические средства, например, синтаксический параллелизм, а также единство видовременных форм глаголов, вводные слова, наречия места и времени. При данном типе связи главная информация содержится в первом предложении, а все остальные — поясняют, конкретизируют её.

Леса оздоровляют землю. Они очищают её от загрязнения. Их не случайно называют лёгкими планеты.

  • Таковы основные теоретические сведения, которые необходимы для выполнения задания № 25.
  • Удачи вам!
  • Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Powered by Warp Theme Framework

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи. Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

К лексическим средствам связи относятся:

1 Слова одной тематической группы Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
2 Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
3 Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родовидовые обозначения) Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
4 Антонимы (в том числе контекстуальные) Недруг поддакивает. Друг спорит.
5 Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

К морфологическим средствам связи относятся:

1 Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
2 Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
3 Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
4 Единство временных форм глаголов-сказуемых Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
5 Использование степеней сравнения прилагательных и наречий Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

1 Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений Юность — время надежд. Зрелость — пора свершений.
2 Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
3 Использование неполных предложений — Знаете, о чем мы спорили?— О литературе, музыке, живописи.
4 Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?
5 Использование прямого и обратного порядка слов Я приду вечером. Приду я, чтобы, наконец, увидеть тебя.

Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)

1. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п.

2. Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения).

3. Не следует путать связь между отдельными предложениями в тексте со связью между частями сложного предложения.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

Наконец мы увидели мореН. ОноД было огромным и очень спокойнымН. Но это спокойствиеД было обманчивым.

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).

Леса оздоровляют землю. ОниД не только исполинские лаборатории, дающие кислород. ОниД поглощают пыль и ядовитые газы. ИхД справедливо называют «легкими земли».

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.).

Упр. 1. Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?

Я живу в маленьком доме на дюнах.

Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.

Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)

Упр. 2. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки.

4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная.

7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

Упр. 3. Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.

В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (…) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (…) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (…) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

Упр. 4. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику.

Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя.

Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками.

Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами.

При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.

Упр. 5. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства.

1) Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет.

Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий.

Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.

2) Дачу мы снимали у города, много лет подряд. Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень.

Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу.

Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка. (А. И. Цветаева)

Текст. Развитие речи — Материалы для подготовки к вступительным экзаменам в СГГА

В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой.

Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее.

Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста.

Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность.

К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации.

Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

  • В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений:
  • а) цепная;
  • б) параллельная.
  • Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.
  • Средствами цепной связи могут быть следующие:
  • а) лексический повтор;
  • б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;
  • в) слова-«заместители»:
  • указательные, личные и притяжательные местоимения;
  • местоименные наречия;
  • союзные слова;
  • словесный пропуск и некоторые другие.

Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.

Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)

Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются либо противопоставляются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:

  • одинаковом порядке следования слов;
  • единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Например: Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом.

Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте.

В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.

), лексико-семантическая (употребление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонационная и логическая.

Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

  1. Можно выделить следующие виды связности:
  2. 1)локальная (выявляемой, например, в пределах абзаца);
  3. 2) глобальная (определяемой в рамках целого текста);
  4. 3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);
  5. 4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение.

В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков.

Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений.

В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

Например: День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.

Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого.

В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

Например: В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята.

Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.

Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

Повествовательный тип противопоставлен описательному. Основное различие представлено в антонимичности их главных характеристик: динамика (в первом случае) – статика (во втором). Оба эти типа характеризуются, как правило, присущими каждому из них цепочками видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т. д.).

Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то.

В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

Например: Наше отечество, наша родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина.

Перечисленные выше три типа речи (текста) различаются между собой интонацией, характерной для каждого из них. Наиболее выраженной является интонация перечисления в описании.

Но следует обратить внимание на тот факт, что в чистом виде описание, повествование и рассуждение встречаются не всегда. Очень распространенными являются тексты, в которых наблюдается комбинация названных типов.

Например, в художественной прозе часто встречаются тексты, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так и элементы повествования.

Это придает тексту выразительность.

  • С некоторой долей условности можно ориентироваться на следующие схемы текстов названных типов:
  • Схема текста-повествования
  1. Начало события.
  2. Его развитие.
  3. Конец события.

Примечание. В художественных текстах присутствует еще и кульминация, предшествующая концу события.

  1. Общее впечатление о предмете (явлении).
  2. Признаки предмета (явления).
  3. Отношение к предмету (явлению).
  1. Схема текста-рассуждения
  1. Вступление.
  2. Тезис.
  3. Доказательства (объяснения).
  4. Вывод.

Примечание. В тексте-рассуждении иногда вступление и тезис могут совпадать. Кроме того, в тексте этого типа вывод в некоторых случаях может отсутствовать.

Самый простой способ определения типа текста (применяемый уже в начальной школе) – это использование вопроса и приема «фотографирования»:

Средства связи предложений в тексте

Рубрика: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • В7.
  • Средства связи в тексте
  • Средства связи предложений в тексте рассматриваются на нескольких уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом. В этой главе будут рассмотрены только те, которые наиболее часто встречаются в заданиях ЕГЭ:
  • Лексические средства:
Лексические повторы- повторы одного и того же слова или однокоренного слова. Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали.
Синонимы Бунин в своем рассказе «Легкое дыхание» выразил тревожную мысль о судьбе человека. Сюжет новеллы представляет собой напряженное развитие двух мотивов: смерти и жизни.
Антонимы Недруг поддакивает. Друг спорит.
Описательный оборот — Вы меня удивляете, господа, – промолвила Одинцова, – но мы еще с вами потолкуем.
За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.

Морфологические средства:

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся слабее.
Использование личных (он, она, они), указательных (этот, тот, эта, та, эти, те) и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений. Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря.
Наречия Вдруг… Сначала… Потом…
Внизу… Справа… Рядом

Разбор задания.

Среди предложений 25-34 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

Задание включает в себя два условия: во-первых, предложение должно начинаться с противительного союза, а во-вторых, оно должно содержать личное местоимение. Начнем с первого условия. Из списка предложений только одно начинается с союза – предложение №31. В нем же есть и личное местоимение он.

Таким образом, правильный ответ – предложение №31.

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека? (5) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (6) А может, неистребимая потребность познания? (7) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность пить, есть, спать… (8) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

(2) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.

(3) И беспокойнее. (4) Но их совесть чиста. (5) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6) Их, как правило, уважают окружающие.

3. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

(1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода.

(4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать.

(5) Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.

Рекомендуем:

  • Деепричастный оборот, примеры предложений
  • Средства связи предложений в тексте. Последовательность, целостность
  • Двусоставные и односоставные предложения
  • Простое осложненное предложение
  • Сложные предложения с примерами

8.2 Средства связи предложений в тексте

Видеоурок: ЕГЭ по русскому языку. Средства связи предложений в тексте

Лекция: Средства связи предложений в тексте

Из предыдущего урока вы узнали, что текст состоит из связанных по смыслу предложений. Они имеют общую тему и основную мысль. На данном уроке рассмотрим способы развития основной мысли и развёртывания текста.

Это цепной (последовательный) и параллельный способы. Зачастую в тексте встречаются связи, сочетающие оба способа. Каждый из названых способов включает в себя ряд инструментов, которые мы сейчас рассмотрим.

Цепная (последовательная) связь

Цепная связь наблюдается тогда, когда предложения связаны друг с другом последовательно, то есть первое со вторым, второе с третьим и так далее. Данный вид связи характеризуется употреблением в речи:

  • Местоимений: Ученики проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить влияние объема воды на скорость растворения вещества в ней.
  • Лексических повторов: Социологи провели среди школьников опрос. Этот опрос был направлен на выявление причин зависимости подростков от компьютерных игр.
  • Синонимов: Лесник повёл ребят в лес убирать хворост. Егерь заметил расставленные в разных частях леса капканы.
  • Антонимов: Мир художественной литературы держится на творчестве писателей и поэтов. Писатель – это автор прозаических произведений, таких как рассказ, повесть или роман. А поэт – это автор стихотворных произведений.
  • Вводных конструкций: На небе надвигались тёмные тучи. Скорее всего, к вечеру пойдёт дождь.
  • Сочинительных союзов в начале предложения: Потапу сложно давалась математика. Зато он был лучшим бегуном в классе.
  • Частицы: Не будьте чрезмерно эмоциональны! Ведь, если освободить проблему от эмоций, останется просто ситуация.
  • Наречия: Мы с мамой купили продукты. Потом мы приехали домой и начали готовить ужин.

Параллельная связь

Если предложения не сцепляются, а сопоставляются, то между ними параллельная связь. В этом случае, второе, третье и последующие предложения поясняют и конкретизируют первое.

Все они однотипны по цели высказывания, эмоциональной окраске, порядку слов. В них используются глаголы совершенного или несовершенного вида.

Данный вид связи обеспечивается за счет использования в речи перечисления, сопоставления и противопоставления.

Пример: Послышался первый крик петуха. Посветлело небо на востоке. На небе осталась только одна звезда. Наступило утро нового дня.

Предыдущий урок Следующий урок

Лексические и грамматические средства связи предложений в тексте

Размещено 21.11.16 в рубрике 11 класс, 9 класс

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.
Лексические средства связи:
1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости. (В.Белов)

3) Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

4) Антонимы У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

5) Описательные обороты
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:
1) личные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)
1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели.

Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4)союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.

Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

источники:

https://infourok.ru/material.html?mid=2303

https://rozli.ru/kultura/osnovnye-sposoby-i-sredstva-svyazi-mezhdu-predlozheniyami-v-tekste-s-primerami.html

«Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку, вернее же в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли. Еще сын охотника заткнул за пояс топор, сумку с компасом повесил на правое плечо, двуствольную «Тулку» — на левое и так сделался ужасно страшным для всех птиц и зверей». (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)

Стиль речи — художественный. Автор использует средства выразительности: тропы (сравнение, эпитеты, перифраз) и художественные приемы: ирония, повтор). Лексика богата, присутствуют многие части речи.

Подберите отрывок с последовательной связью в которой средством связи является синоним.

Вопрос Подберите отрывок с последовательной связью в которой средством связи является синоним?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Последователи приверженцы синонимы
  • Последователен синоним
  • Последование синоним
  • Последняя черта синоним
  • Последняя часть синоним