Понятие самонаблюдение синоним термина

самонаблюдение

самонаблюдение
самонаблюдение

наблюдение, рефлексия, интроспекция

Словарь русских синонимов.

самонаблюдение
сущ.

, кол-во синонимов: 4

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «самонаблюдение» в других словарях:

  • самонаблюдение — самонаблюдение …   Орфографический словарь-справочник

  • самонаблюдение — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального …   Большая психологическая энциклопедия

  • САМОНАБЛЮДЕНИЕ —         наблюдение, объектом которого являются психич. состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психич. развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и… …   Философская энциклопедия

  • САМОНАБЛЮДЕНИЕ — (интроспекция) наблюдение, объект которого психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • САМОНАБЛЮДЕНИЕ — САМОНАБЛЮДЕНИЕ, самонаблюдения, ср. (книжн., псих.). Анализ собственной душевной жизни, непосредственное наблюдение состояний своего сознания, то же, что интроспекция. Методу самонаблюдения в психологии не придают теперь такого значения, как… …   Толковый словарь Ушакова

  • САМОНАБЛЮДЕНИЕ — англ. introspection; нем. Selbstbeobachtung. 1. Наблюдение, объектом к рого являются псих, состояния и действия самого наблюдающего субъекта. 2. см. ИНТРОСПЕКЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • САМОНАБЛЮДЕНИЕ — САМОНАБЛЮДЕНИЕ. Метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. С. – процесс весьма субъективный, так как не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Самонаблюдение — направленность внимания и сознания на собственный внутренний мир и свою деятельность, на их анализ, контроль, оценку. Самонаблюдение – это метод познания себя лично, метод анализа у учета личных проявлений, переживаний, мыслей, чувств, мотивов,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Самонаблюдение —         наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от… …   Большая советская энциклопедия

  • самонаблюдение — я; ср. Наблюдение над самим собой; анализ собственной духовной жизни. * * * самонаблюдение (интроспекция), наблюдение, объект которого  психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (В. Вундт, Э …   Энциклопедический словарь

САМОНАБЛЮДЕ́НИЕ, -я, ср. Наблюдение над самим собой, своими поступками, мыслями. чувствами.

Все значения слова «самонаблюдение»

  • Вот почему метод самонаблюдения может быть лишь фазой исследования, его моментом, одной из сторон.

  • Когда я призываю заниматься самонаблюдением, то зачастую встречаю сопротивление, потому что многие считают его просто другой формой самолюбования.

  • К сожалению, исследовательских экспериментальных данных по этой теме ничтожно мало, поэтому приходится оперировать общими научными соображениями, противопоставляя их заведомо ненаучным результатам самонаблюдения.

  • (все предложения)
  • метод самонаблюдения
  • на основе самонаблюдения
  • заниматься самонаблюдением
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «самонаблюдение»
  • Как правильно пишется слово «самонаблюдение»

Синонимы таблицей

интроспекция
наблюдение
рефлексия
самоанализ
эмпиризм
эмпирия

Синонимы списком

  • интроспекция
  • наблюдение
  • рефлексия
  • самоанализ
  • эмпиризм
  • эмпирия
  • Синонимы в строку
  • Синонимы таблицей
  • Синонимы списком

Синонимы слова «САМОНАБЛЮДЕНИЕ»:

ИНТРОСПЕКЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ, АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ

Смотреть что такое САМОНАБЛЮДЕНИЕ в других словарях:

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

направление внимания на собственные психические процессы, на деятельность нашего мышления, на наши чувствования и волевые импульсы. С., иначе внутренни… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

        наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического ра… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

самонаблюдение ср. Наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами и т.п.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

самонаблюдение
наблюдение, рефлексия, интроспекция
Словарь русских синонимов.
самонаблюдение
сущ., кол-во синонимов: 4
• анализ собственной душевной жизни (1)
• интроспекция (3)
• наблюдение (60)
• рефлексия (11)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ, наблюдение, объектом
к-рого являются психич. состояния и действия самого же наблюдающего субъекта.
С. складывается в ходе психич. раз… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Самонаблюдение — направление внимания на собственные психические процессы, на деятельность нашего мышления, на наши чувствования и волевые импульсы. С., иначе<i> внутренний опыт,</i> противополагается <i>внешнему</i> опыту, изучению вне нас совершающихся явлений посредством органов чувств, и является главным источником нашего познания психических процессов. См. Психология.<br><br><br>… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ
        наблюдение, объектом которого являются психич. состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе п… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

метод самопознания, при к-ром объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. С. складывается в ходе психич. развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и внесмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутр. форм психич. деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (к овладению собственным поведением, по Л. С. Выготскому).
С. субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психол. особенностями наблюдающего, в первую очередь его самооценкой. Это накладывает существ, ограничения на достоверность подобного наблюдения. С. никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе С. человек стремится не только отметить нек-рый факт, но и дать ему соответствующее объяснение. В качестве такого объяснения человек бессознательно избирает наиб. приемлемое для себя, не позволяющее поколебать сложившуюся самооценку. При этом срабатывают своеобразные механизмы психол. защиты, когда человек старается оградить себя от неприятных переживаний и склоняется к благовидному толкованию своих побуждений и поступков.
Метод, проблема, к-рую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психол. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер.
Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в эксперим. психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психол. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях. С др. стороны, С., проходящему при «наивной», обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитич. установке, позволяющей непосредственно постигать психол. реальность. При этом психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания ощущений, представлений, чувств и их атрибутов интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве. Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула».
Коренному пересмотру положения «аналитич. интроспекции» подверглись в гешталетпсихологии, согласно к-рой целое не складывается из суммы элементов. Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую» установку на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю.
В целом С. нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в требующей спец. истолкования форме.
Как средство самопознания С. оказывается весьма полезным, если приняты во внимание те неизбежные ограничения, к-рые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе С. возможны тогда, когда оно совмещается с трезвым и осознанным самоанализом. Для достижения большей объективности последнего необходимы знания о психол. закономерностях становления и функционирования личности.
С. С. Степанов…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (англ. introspection, self-observation) — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (по выражению Л. С. Выготского, к овладению собственным поведением, самоовладению). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер (см. Метод С.).<br><br>Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Кроме того, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания — ощущений, представлений, чувств и их атрибутов — интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (см. Э. Титченер).<br><br>Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после появления работ Вюрцбургской школы. Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальт-психологии, согласно которой целое не складывается из суммы «элементов». Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую установку» на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.<br><br>В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме. См. также Ретроспекция, Рефлексия.<br><br><br>… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

метод самонаблюдения) — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр. Возникает в ходе общения с другими, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования.
За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализованном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.
Самонаблюдение нужно отличать от интроспекции, хотя оно — почти буквальный перевод этого слова. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ «внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях — все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах (=&gt; метод экспериментальный).
Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто — значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания.
Самонаблюдение широко применялось в психологии эмпирической XVIII-XIX вв., затем его значение снизилось, но в последнее время снова повысилось. Такие методы, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений.
В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом.
Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет — описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих — в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете. … смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Манда Мана Ман Мало Малин Мали Маис Мадонна Мадлен Мадисон Маб Маас Люмен Людно Людин Люд Любина Любим Люба Ломание Лом Лобие Лобан Лоб Лис Лион Линон Линдон Линда Лина Лимонад Лимон Лимб Лиманда Лиман Лима Лидс Лида Лиана Лесна Лесин Леса Леонид Леон Ленсман Ленинабад Ленин Лена Лен Леди Лед Лебеда Лбина Ласина Ласа Лаос Ланина Ландо Ланда Лана Ламбад Лама Ладо Ладно Ладан Лада Лад Лаб Ислам Иса Ион Иомен Иол Иоанн Инна Индол Индан Инд Илона Иена Идол Идо Идеал Ида Ибсен Ибадан Есенин Енол Енина Ение Енамин Елена Еле Еда Дюна Дюмин Дюма Доселе Дон Домнин Домна Домина Домен Дома Дом Долм Долина Долее Доле Дол Доение Добела Доб Дно Днем Длинно Длина Дион Диола Динас Динамон Динамо Дин Дим Дилен Диен Диана Десна Денно Денис Дение Ден Демос Демон Демин Дели Деланно Делание Дебил Дебаланс Даос Данио Данило Данил Дан Дамба Даман Дама Далее Даба Бонн Бонд Бон Болюс Болид Боление Более Болдин Бола Бодание Бод Боа Блюм Блюдо Блондин Блонда Блин Блесна Бленда Бледно Бис Биос Биом Биола Био Бином Бимс Билон Билан Биеннал Бидон Биде Беседин Беседа Бес Бенин Бенди Бен Белена Бела Бедно Бедлам Беда Бдение Басон Басма Бас Банлон Баниан Бандан Банда Бананоед Банан Баман Балдин Балда Баланс Баландин Бал Баден Бадан Аслан Асидол Асебие Асболан Асан Аонида Аон Анонс Аноним Анон Анолис Анод Аноа Аннелида Анна Анис Анион Анин Аним Анид Анемон Анда Анани Амон Амнион Амин Амилен Амилан Амил Амидол Амид Амеба Амбал Аман Амад Алюминон Алма Алиса Алин Мандал Мандола Мандолина Ален Алеманн Мание Манила Манин Манна Алдан Аланин Манс Алан Аламос Аил Аида Адонис Аден Адамс Адалин Ада Мед Аба Медан Абандон Абдомен Абеид Масон Абсида Адам Аденин Масло Аденома Админ Маслина Адонилен Мао Манси… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

   — метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. С. — субъективный процесс, опосред… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

лат. introspectio – внутреннее наблюдение) – прием исследования явлений сознания, состоящий в фиксации и описании течения собств. переживаний при совершении нек-рых действий или нек-ром состоянии психики. В 19 – нач. 20 вв. С. было одним из осн. методов исследования человеч. психики (см. Психология, Интроспективная психология, Вюрцбургская школа). Как правило, в паре исследователь – испытуемый в качестве последнего выступал квалифицированный в С. человек (напр., в экспериментах вюрцбургской школы испытуемыми были О. Кюльпе, Н. Ах, А. Мессер, К. Бюлер и др.). С распространением объективных методов исследования прием С. был подвергнут критике. В наст. время С. используется как один из второстепенных приемов психологич. исследования, а его результаты служат лишь дополнением к результатам, фиксируемым при помощи объективных методов. Лит.: Кюльпе О., Совр. психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, No 16, СПБ, 1914; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, гл. 2; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960, гл. 2; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 10; Пиаже Ж., ?ресс П., Экспериментальная психология, пер. с франц., М., 1966, гл. 1–2. Н. Алексеев. Москва. … смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

1) Орфографическая запись слова: самонаблюдение2) Ударение в слове: самонаблюд`ение3) Деление слова на слоги (перенос слова): самонаблюдение4) Фонетиче… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии, данные С. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты С. могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и др. С. не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом (см. Интроспективная психология). Результатом С. является в ряде случаев самоотчет — описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают, свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете. … смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

— наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Игpaeт важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии данные С. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты С. могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и др. С. не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом (см. интроспективная психология). Результатом С. является в ряде случаев самоотчет — описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений.Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из к-рых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

наблюдение, объектом к-рого являются психич. состояния и действия самого же наб­людающего субъекта. С. складывается в ходе психич. развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогич­ный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутр. форм психич. деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собств. поведением (Л. С. Выготский). Методология, проблема, к-рая воз­никает в психологии в связи с С., состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в пра­ктике психологич. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер (см. Интроспективная психология). С. в целом нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь поставляет исследова­телю «сырой» эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда спец. истолкования…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

направленность внимания и сознания на собственный внутренний мир и свою деятельность, на их анализ, контроль, оценку. Самонаблюдение – это метод познания себя лично, метод анализа у учета личных проявлений, переживаний, мыслей, чувств, мотивов, представлений. Возникает оно в ходе общения с другими людьми, в процессе усвоения социального опыта, в том числе в обучении. Самонаблюдение нередко переходит в самоконтроль и обратно. Оно играет важную роль в формировании механизмов самосознания, саморегуляции. В самонаблюдении выделяют самоустановление факта, самоанализ его, самоэкспертизу, самооценку. Самонаблюдение есть один из естественных методов исследование в психологии и педагогике, на основе которого функционирует автобиографический метод, рефлексия и интроспекция…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

наблюдение за собой, интроспекция.
«Старушонка, вздор! – думал он горячо и порывисто, – старуха, пожалуй что, и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь… Я переступить поскорее хотел… Я не человека убил, я принцип убил! Да, я действительно вошь… И уже по тому одному, что, во-первых, теперь рассуждаю про то, что я вошь; потому, во-вторых, что целый месяц всеблагое Провидение беспокоил, призывая в свидетели, что не для своей, дескать, плоти и похоти предпринимаю, а имею в виду великолепную и приятную цель… Потому, потому я окончательно вошь, – что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью» (Ф. Достоевский, Преступление и наказание)…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

-я, ср.
Наблюдение над самим собой, своими поступками, мыслями. чувствами.[Молодые люди 40-х годов] все были заражены страстью самонаблюдения. Герцен,… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

корень — САМ; соединительная гласная — О; корень — НАБЛЮД; суффикс — ЕНИ; окончание — Е; Основа слова: САМОНАБЛЮДЕНИВычисленный способ образования слов… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

▲ наблюдение
↑ свой, я
самонаблюдение. самоанализ. интроспекция.ловить [поймать] себя на чем-л. (иногда ловлю себя на мысли).прислушаться к себе.рефл… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

непосредственный подход к (собственному) сознанию, вообще к психическому; при этом также непосредственный источник для всякой психологии (см. также Вчувствование). Трудность самонаблюдения заключается в том, что тот, кто наблюдает самого себя, является одновременно субъектом и объектом наблюдения, следовательно, лишь при постоянном осциллировании между этими двумя состояниями могут быть достигнуты результаты (которые поэтому всегда являются неточными)…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Ударение в слове: самонаблюд`ениеУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: самонаблюд`ение

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

непосредственное изучение собственного сознания, психических проявлений. Трудность самонаблюдения заключается в том, что тот, кто наблюдает самого себя, является одновременно субъектом и объектом наблюдения, следовательно, лишь при постоянном осциллировании (колебании) между этими двумя состояниями могут быть достигнуты результаты (которые поэтому всегда являются неточными)…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

– 1. в более общем значении – наблюдение за своим поведением, констатация собственных действий. По данным экспериментов социальных психологов, самонаблюдению отводится, в среднем, 8% времени бодрствующего состояния в репрезентативной выборе участников эксперимента; 2. специальное значение – мотивированное самоизучение, то есть интроспекция…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

самонаблюде́ние,
самонаблюде́ния,
самонаблюде́ния,
самонаблюде́ний,
самонаблюде́нию,
самонаблюде́ниям,
самонаблюде́ние,
самонаблюде́ния,
самонаблюде́нием,
самонаблюде́ниями,
самонаблюде́нии,
самонаблюде́ниях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

ср.self-observation, introspectionзаниматься самонаблюдением — introspect- критичное самонаблюдение- некритичное самонаблюдение

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

самонаблюде/ние, -я
Синонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

— англ. introspection; нем. Selbstbeobachtung. 1. Наблюдение, объектом к-рого являются псих, состояния и действия самого наблюдающего субъекта. 2. см. ИНТРОСПЕКЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ.
Antinazi.Энциклопедия социологии,2009
Синонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ самонаблюдения, ср. (книжн., псих.). Анализ собственной душевной жизни, непосредственное наблюдение состояний своего сознания, то же, что интроспекция. Методу самонаблюдения в психологии не придают теперь такого значения, как прежде.<br><br><br>… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение за собой. Квалифицируется Фрейдом как функция СУПЕР-ЭГО на том основании, что оно возникает путем ИНТРОЕКЦИИ опыта пребывания в качестве объекта наблюдения и что прежде всего оно моралистично. См. ИНТРОСПЕКЦИЯ. … смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

(2 с), Пр. о самонаблюде/нииСинонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

самонаблюде’ние, самонаблюде’ния, самонаблюде’ния, самонаблюде’ний, самонаблюде’нию, самонаблюде’ниям, самонаблюде’ние, самонаблюде’ния, самонаблюде’нием, самонаблюде’ниями, самонаблюде’нии, самонаблюде’ниях… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (интроспекция), наблюдение, объект которого — психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.).<br><br><br>… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

(интроспекция), наблюдение, объект к-рого — психич. состояния и действия наблюдающего субъекта. Синонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (интроспекция) — наблюдение, объект которого — психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.).<br>… смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

— -англ. introspection; нем. Selbstbeobachtung. 1. Наблюдение , объектом к-рого являются псих, состояния и действия самого наблюдающего субъекта . 2. См. ИНТРОСПЕКЦИЯ , НАБЛЮДЕНИЕ…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

— (интроспекция) — наблюдение, объект которого — психическиесостояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективнойпсихологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.)…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

selvbetrakting, selvbetraktning, selviakttakelseСинонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, психики; непосредственное познание сознанием самого себя…. смотреть

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

сintrospecção fСинонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

самонаблюд’ение, -яСинонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

с.introspection fСинонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

наблюдение человека за собой, за своими психологическими процессами, чувствами, мыслями, образами, состоянием, а также за своим поведением.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

наблюдение человека за собой, за своими психологическими процессами, чувствами, мыслями, образами, состоянием, а также за своим поведением.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

самонаблюдениеСинонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

önmegfigyelésСинонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

1. Просто — наблюдение за собственным поведением, наблюдение за собой. 2. Более специальное значение — синоним интроспекции.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Начальная форма — Самонаблюдение, винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

с.
introspezione f
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
интроспекция, наблюдение, рефлексия

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдателя.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ ср. Наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами и т.п.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления.

Тест по психодиагностике, 70 вопросов с ответами1. При проведении исследований часто встаёт вопрос о том, насколько характерный материал вы используете. Как называется мера соответствия по некоей характеристике испытуемого той популяции, к которой он принадлежит:
а) валидность;
б) вариабельность;
в) репрезентативность;
г) надёжность.

2. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений:
а) стадия наблюдения;
б) корреляционная стадия;
в) контрольная стадия;
г) стадия формирования гипотезы.

3. Какое из утверждений описывает понятие валидности:
а) способность теста определять меру дефекта;
б) характеристика единства способов использования теста;
в) показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен;
г) мера вероятности получения ошибочных результатов.

4. Репрезентативность теста указывает на:
а) возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте;
б) степень однородности диагностируемой выборки;
в) насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого.

5. Какое утверждение определяет понятие стандартизации тестов:
а) приведение теста в соответствие со стандартами;
б) использование единообразных процедур проведения и обсчета результатов;
в) согласование популяционных нормативов с культурными и социальными стандартами.

6. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта:
а) характеристика имеющихся познавательных способностей;
б) характеристика врожденных способностей;
в) мера приобретенных интеллектуальных навыков;
г) характеристика зоны ближайшего развития.

7. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется:
а) психодиагностика;
б) диагноз;
в) измерение;
г) психологический эксперимент.

8. Работы, каких двух исследователей стояли у истоков метода тестирования:
а) Э. Крепелина и А. Бине;
б) П. Жане и Ф. Гальтона;
в) Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла;
г) Ф. Гальтона и А. Бине.
9. Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Р. Лурия;
в) Т. Рибо;
г) В.Б. Зейгарник.

10. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение:
а) интеллектуального уровня;
б) зоны ближайшего развития;
в) мотивации учебной деятельности;
г) эмоциональных блоков интеллектуальной работы.

11. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как:
а) предпосылки интеллекта — интеллект;
б) интеллект — мышление;
в) ригидность — гибкость.

12. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А.Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторного:
а) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;
б) эксперимент проводится без использования технических средств;
в) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым;
г) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании;
д) применяется специальная аппаратура и четко спланированные задания.

13. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп:
а) личностные опросники;
б) тесты достижений;
в) психометрические тесты;
г) проективные методы;
д) свободное интервью.

14. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:
а) паспортного возраста и уровня образования;
б) умственного и эмоционального возраста;
в) интеллектуального и паспортного возраста;
г) максимальных и минимальных показателей;
д) уровень актуального развития и потенциальных возможностей.

15. Включенное наблюдение – это:
а) наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов;
б) длительное наблюдение;
в) наблюдение в условиях лаборатории;
г) наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий;
д) наблюдение включает в себя несколько этапов.

16. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется:
а) формирующим экспериментом;
б) наблюдением;
в) констатирующим экспериментом;
г) квазиэкспериментом;
д) моделированием.

17. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:
а) включенное наблюдение;
б) пилотажный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) формирующий эксперимент;
д) констатирующий эксперимент.

18. Синонимом формирующего эксперимента является:
а) квазиэксперимент;
б) проективный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) генетико-моделирующий;
д) лабораторный эксперимент.

19. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего поведения, называются:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.

20. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.

21. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.

22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.

23. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.

24. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.

25. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

26 Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

27. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
а) контекст-анализом;
б) анализом продуктов деятельности;
в) беседой;
г) экспериментом.

28. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения межличностного выбора называется:
а) контент-анализом;
б) методом сравнения;
в) методом социальных единиц;
г) социометрией.

29. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
а) наблюдения;
б) эксперимента;
в) контент-анализа;
г) анализа продуктов деятельности.

30. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
а) валидности;
б) достоверности;
в) надёжности.

31. Первые интеллектуальные тесты для детей были разработаны:
а) Бине-Симоном;
б) И.П. Павловым;
в) Эббингаузом.

32. К формализованным методикам относятся:
а) тесты;
б) опросники;
в) проективные методики;
г) психофизиологические методики;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.

33. К малоформализованным методикам НЕ относят:
а) наблюдение;
б) беседу;
в) анализ продуктов деятельности;
г) опросники;
д) тесты.

34.Стандартизация — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

35.Надежность- это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

36.Валидность — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

37. Прием, используемый для повторного обследования испытуемых с помощью одной и той же методики для проверки стабильности диагностируемого признака, называется:
а) константностью;
б) контент-анализ;
в) тест-ретест.

38. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:
а) устойчивости внимания;
б) концентрации внимания;
в) переключаемости внимания;
г) динамической асимметрии внимания.

39. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления:
а) классификация и сложение фигур;
б) сложение фигур и исключение предметов;
в) пиктограмма и сложение фигур;
г) классификация и исключение предметов;
д) пиктограмма и классификация.

40. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой:
а) тест уровня самооценки;
б) экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке;
в) экспериментально-психологическую методику изучения самооценки.

41. Какое из приведенных утверждений НЕ отражает основных правил оценки профиля MMPI:
а) профиль должен оцениваться как единое целое;
б) при оценке профиля наиболее существенно значение Т-нормы по каждой шкале, сравнение с которой отражает степень выраженности психопатологии;
в) профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние;
г) при оценке профиля наиболее существенно отношение уровня каждой шкалы к среднему уровню профиля в целом и, особенно, по отношению к соседним шкалам.

42. Тест «чернильных пятен» создан Г. Роршахом:
а) в 1912 г.;
б) в 1921 г.;
в) в 1935 г.;
г) в 1951 г.

43. Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться цветовой тест отношений А.М. Эткинда:
а) 3-4 года;
б) 5-6 лет;
в) 7-8 лет;
г) 9-10 лет.

44. «Кубики Кооса», «куб Линка» являются методиками для исследования:
а) процесса решения конструктивных задач;
б) абстрактно-логического мышления;
в) дискурсивного мышления;
г) оперативной памяти.

45. Во взрослом и детском вариантах теста Векслера наиболее культурально-зависимы результаты по тесту:
а) недостающие детали;
б) арифметика;
в) лабиринт;
г) осведомленность.

46. Какой из перечисленных факторов может приводить к снижению показателей по вербальному тесту Векслера:
а) высокий уровень тревоги;
б) высокая потребность в самореализации;
в) высокий уровень внимания;
г) высокая самооценка.

47. Какой из перечисленных тестов НЕ является проективным:
а) ТАТ;
б) тест Роршаха;
в) тест тревожности Спилберга-Ханина;
г) тест незаконченных фраз.

48. Какой из перечисленных тестов НЕ предназначен для оценки интеллектуальных способностей:
а) ТАТ;
б) тест Векслера;
в) тест общих способностей;
г) тест Стенфорд-Бине.

49. Опросник Спилберга-Ханина позволяет:
а) оценить уровень депрессии;
б) выявить склонность к полярным колебаниям аффекта;
в) сопоставить истинную и ситуационную самооценку;
г) сопоставить ситуационную и конституциональную тревожность.

50. Какой из тестов позволяет сопоставить вербальные и невербальные способности:
а) тест Роршаха;
б) тест Векслера;
в) тест Бендер;
г) тест Кеттелла.

51. 16-факторный личностный опросник разработал …..
а) Кеттел
б) Рорших
в) Векслер
г) Бендер

52. Какой из тестов содержит 3 шкалы валидности и 10 клинических шкал:
а) тест Векслера для взрослых;
б) тест Айзенка;
в) MMPI;
г) Тест Кеттелла.

53. Тесты способностей показывают:
а) уровень предшествующей подготовки;
б) степень вклада наследственности в способности;
в) возможности успеха в той или иной области;
г) общий уровень умственных способностей.

54. Какой из цветов в тесте Люшера НЕ относится к основным:
а) синий;
б) желтый;
в) фиолетовый;
г) сине-зеленый.

55. Надежность теста показывает:
а) какую стабильность результатов измерения обеспечивает сам тест;
б) насколько стабильны те свойства и качества, которые измеряются с помощью теста;
в) насколько стабильна процедура подсчета суммарного балла по тесту.

56. Каково исходное назначение опросника Т. Лири:
а) изучение групповой динамики;
б) изучение взаимоотношений в семье;
в) изучение ролевых идентификаций личности;
г) изучение социальной конфликтности.

57. Какое из утверждений верно описывает назначение теста Розенцвейга:
а) выявление агрессивных реакций на стресс;
б) определение уровня стрессоустойчивости;
в) определение типов реагирования на фрустрацию;
г) диагностика клинических типов агрессивности.

58. Методологической основой психодиагностики является:
а) хорошо разработанная психологическая теория;
б) психометрика;
в) практическая область применения психодиагностических методов.

59. Фактор социальной желательности оказывает наибольшее влияние в:
а) ситуации клиента;
б) ситуации экспертизы;
в) патопсихологической диагностики.

60. Содержательная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена;
в) показатель внутренней однородности (согласованности) теста.

61. Если выборка репрезентативна срезу популяции, то:
а) результаты выборочного распределения можно описать распределением близким к нормальному;
б) результаты выборочного распределения можно описать любым математическим распределением;
в) по результатам выборочного распределения вообще нельзя судить о репрезентативности выборки.

62. Нелинейное преобразование стандартных показателей необходимо для того, чтобы:
а) удобства интерпретации полученных результатов;
б) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям полученным по различным тестам;
в) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям различной формы.

63. Социально-психологический норматив – это:
а) статистическая норма, эмпирически полученная на какой-либо выборке;
б) система требований общества к индивиду;
в) индивидуальная норма, рассчитанная для данного конкретного индивида.

64. Идея стандартизации методик и тестов принадлежит:
а) Дж. Кеттелу;
б) В.Вундту;
в) А. Бине.

65. Проективные тесты и методики отличаются от объективных тестов и стандартизированных самоотчетов тем, что:
а) не могут давать объективных и надежных результатов;
б) результаты по тесту не поддаются никакой формализации;
в) интерпретация результатов по тесту зависит от компетентности и уровня квалификации психодиагноста.

66. Экспертная эмпирическая валидизация относится к:
а) теоретическому типу валидизации;
б) практическому типу валидизации;
в) теоретическому и практическому типам валидизации.

67. Конструктная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) показатель внутренней однородности (согласованности) теста;
в) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психического свойства.

68. Между валидностью и надежностью существует следующее соотношение:
а) валидность ≤ надежность;
б) валидность ≥ надежность;
в) валидность = надежность;

69. Достоверность теста – это:
а) его защищенность от фальсификации результатов психодиагностом;
б) его защищенность от влияния на результаты различных внешних воздействий;
в) его защищенность от фальсификации результатов испытуемым;

70. Валидность теста доказывает:
а) независимость результатов теста от мнения психодиагноста;
б) можно ли применять данный тест на практике;
в) измеряет ли тест тот психический феномен, для измерения которого он предназначен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Понятие прекрасного синоним
  • Понятие лексических синонимов
  • Понятие корруптер является синонимом
  • Понятный язык синоним
  • Понятный для всех синоним