Понятие гендер синоним понятия пол

Тест по обществознанию Гендер — социальный пол 11 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 4 задания.

Вариант 1

1. В ходе социологического опроса гражданам РФ был задан вопрос: «Как в семье/паре должны распределяться обязанности?». Полученные результаты (кроме варианта «Затрудняюсь ответить») представлены в таблице.

Вариант ответа Мужчина Женщина Совместно
(в % от числа опрошенных)
Занятия с детьми 3 7 88
Организация досуга 6 6 85
Покупка продуктов 7 15 76
Уход за домашним животным 10 10 69
Управление бюджетом 10 22 66
Мытье посуды 1 31 64
Оплата счетов 23 14 61
Уборка дома 1 39 60
Материальное обеспечение семьи/пары 38 2 59
Приготовление еды 2 38 58
Глажка вещей 1 42 48
Мелкий ремонт по дому 59 2 37
Стирка белья 1 59 35

Выберите верные выводы, которые можно сделать на основании данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольшее гендерное равенство наблюдается по вопросу организации досуга и занятий с детьми.
2) К женским обязанностям относят стирку белья, глажку вещей, приготовление еды, уборку дома, мытье посуды, а к мужским — мелкий ремонт по дому.
3) Каждый второй мужчина считает, что материальное обеспечение семьи целиком лежит на плечах мужа.
4) Современное общество преодолело многие гендерные стереотипы прошлого.
5) Половина респондентов считает, что семейный бюджет должен находиться в руках женщины.

2. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие «гендер» — синоним понятия «пол».
2) Гендерные стереотипы остаются неизменными в течение всей истории человечества.
3) Гендерная идентификация складывается под влиянием родителей, взрослых и сверстников, а также СМИ, кино, литературы и т. д.
4) В современном обществе гендерное распределение ролей теряет жесткую закрепленность за полом.
5) Выход за пределы гендерной роли часто приводит к гендерному конфликту.

3. Найдите в приведенном списке примеры гендерного конфликта и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Софья Ковалевская была вынуждена поехать учиться за границу, так как в России поступление женщин в высшие учебные заведения было запрещено.
2) Марине отказали в выдаче золотой медали, потому что она получила низкие баллы на ЕГЭ.
3) Кавалер Георгиевского креста Ольга Кабанова в Первую мировую войну вынуждена была скрыть свой пол и вступила в армию под именем Олег.
4) Водитель был оштрафован сотрудником ГИБДД за превышение скорости.
5) Руководительница отдела покинула свой пост по достижении пенсионного возраста.

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Понятие Определение
Гендерная … Совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его пола
Гендерная идентичность Осознание человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу

Вариант 2

1. В ходе социологического опроса гражданам РФ был задан вопрос: «Как вы считаете, равны или не равны обязанности мужчин и женщин в различных сферах жизни в современной России?». Полученные результаты представлены в таблице.

Вариант ответа У мужчин и женщин равные обязанности У мужчин обязанностей больше У женщин обязанностей больше Затрудняюсь ответить
(в % от числа опрошенных)
В защите страны от внешних угроз 19 78 1 2
В выполнении хозяйственных дел по дому 42 5 90 3
В финансовом обеспечении семьи 36 53 7 4
В воспитании детей 51 2 47 0

Выберите верные выводы, которые можно сделать на основании данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Четверть россиян считает, что финансовое обеспечение семьи должно лежать на плечах мужчин.
2) Каждый второй опрошенный утверждает, что в выполнении хозяйственных дел по дому у женщин обязанностей больше.
3) Половина участников опроса считает, что у мужчин и женщин равные обязанности в вопросе воспитания детей.
4) В современной России полностью отсутствует проблема неравенства между мужчинами и женщинами.
5) Абсолютное большинство респондентов считает, что базовой для женщины является роль матери и хозяйки, а для мужчины — роль добытчика и защитника семьи.

2. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Соотношение гендерных ролей существенно изменялось в течение истории человечества.
2) Социальное окружение оказывает нормативное давление на детей и взрослых, принуждая их соблюдать предписанные гендерные роли.
3) Освоение гендерных ролей у большинства людей заканчивается в раннем детстве.
4) Гендер — это совокупность характеристик, которые общество связывает с определенным полом.
5) В процессе эмансипации женщин практически исчезли все гендерные стереотипы прошлого.

3. Найдите в приведенном списке примеры гендерного конфликта и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Пенсионный фонд отказал вдовцу, одному воспитывающему дочь, в выплате материнского капитала, ссылаясь на то, что он как мужчина не может качественно заботиться о ребенке.
2) Мария переживает, что ответственная должность помешает ей выполнять роли жены и матери.
3) Кровная вражда Монтекки и Капулетти помешала обрести счастье Ромео и Джульетте.
4) В XIX в. в мире развернулось феминистическое движение за равные права женщин и мужчин.
5) Одноклассники объявили Михаилу бойкот из-за его отсутствия на репетиции спектакля.

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Понятие Определение
Гендерные … Распространенные в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных полов
Гендерный конфликт Столкновение интересов или целей в области восприятия гендерных ценностей, ролей и гендерных отношений

Ответы на тест по обществознанию Гендер — социальный пол 11 класс
Вариант 1
1-124
2-345
3-13
4. Роль
Вариант 2
1-23
2-124
3-124
4. Стереотипы

Пол и гендер: как не запутаться в понятиях

Форму половых органов определяет природа, а обязанности «настоящих» женщин и мужчин — общество.

Пол и гендер: как не запутаться в понятиях

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое пол

Это совокупность биологических характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Не все из них видны невооружённым глазом. Для наиболее точной идентификации лучше использовать совокупность факторов:

  • набор хромосом — XY у мужчин и XX у женщин;
  • гонады — яички у мужчин, яичники у женщин;
  • внутренние половые органы — простата и семенные пузырьки у мужчин, влагалище, матка и маточные трубы у женщин;
  • наружные половые органы — пенис и мошонка у мужчин, клитор и половые губы у женщин;
  • половые гормоны — преобладают андрогены у мужчин и эстрогены у женщин;
  • вторичные половые признаки — тип оволосения, развитие молочных желёз, распределение жировой прослойки и так далее.

Сами по себе эти признаки ещё ничего не гарантируют, так как, например, человек с женскими половыми органами может обладать мужским набором хромосом.

Биологический пол формируется в несколько этапов:

  1. В сперматозоиде, оплодотворившем яйцеклетку, оказывается или X-хромосома, или Y-хромосома. В сочетании с материнской X-хромосомой она обещает появление девочки в первом случае и мальчика во втором.
  2. У каждого зародыша имеется пара половых желёз, которые могут развиться в яички или яичники. Ранее считалось, что по умолчанию формируются женские гонады, при активном участии Y-хромосомы — мужские. Но сейчас учёные изучают особый ген DSS, который отвечает за формирование яичников, способных производить полноценные яйцеклетки. Сбой на этом этапе приводит к тому, что гонады не развиваются в соответствии с хромосомным набором.
  3. Внутриутробный гормональный фон плода определяет форму внутренних и внешних гениталий. Хрупкое равновесие здесь легко может быть нарушено, например, если беременная принимает некоторые гормональные препараты.
  4. В подростковом возрасте за дело вновь берутся гормоны, которые завершают процесс формирования биологического пола. Появляются очевидные вторичные половые признаки. Девочек ждёт менструация, мальчиков — эякуляция.

Соответственно, биологический пол определяется природой, но путь его формирования сложен и тернист. И набор признаков у человека, которого вы определяете как представителя одного пола, может соответствовать другому полу. А в случае истинного гермафродитизма у людей и вовсе формируется полный набор признаков, свойственных обоим полам.

Что такое гендер

Это социальное понятие, относящееся к характеристикам и поведению, которые культура приписывает полам. Самая простая иллюстрация — набор качеств, который приходит в голову при фразе «настоящий мужчина должен» или «настоящая женщина должна». Для убедительности это обычно подаётся под соусом биологической природы гендерной роли. Но исследователи это опровергают.

Процесс гендерной социализации начинается ещё до рождения.

Часто родители восторженно рассказывают о младенце, что он ещё сидеть не умеет, а тянется к машинке, потому что «настоящий мужик». Но ребёнок растёт не в социальном вакууме, и это влияет на его поведение.

Пол плода можно выяснить во время УЗИ. И уже с этого момента родители начинают формировать направленные на младенца ожидания. Покупается соответствующая одежда, игрушки. Мальчиков и девочек любого возраста поощряют по-разному: например, первым дарят спортинвентарь и машинки, вторым — мягкие игрушки и платья. Мальчиков чаще наказывают физически.

Гендерные стереотипы могут внедряться, даже если родители в целом не поддерживают их.

Формирование гендерных установок не обязательно происходит через запреты, скорее важен образ мышления. Например, поощрение «не бросай спорт, девушки тоже могут играть в баскетбол» говорит о существовании общепринятых правил, при которых это невозможно.

Исследования показывают, что в последние годы родители начали проявлять больше гибкости в вопросах гендерных стереотипов. Тем не менее стремление к равенству в одних сферах не компенсирует традиционных взглядов в других. Консерватизм чаще свойственен отцам, причём более жёсткую позицию они занимают по отношению к сыновьям.

Гендерная роль

Социальные ожидания в связи с гендерной принадлежностью человека называются гендерной ролью. Во многих культурах существуют довольно жёсткие представления о том, что позволяется делать мужчинам или женщинам, а что недопустимо. На социальную природу этих установок указывает то, что запрещённые действия возможны физически, просто порицаются обществом. Кроме этого, биологический пол не везде является решающим при определении гендерной роли.

Клятвенные девы в Албании отказывались от традиционной женской роли, носили мужскую одежду, выполняли мужские обязанности и получали право голоса в управлении общиной. У индейцев в Северной Америке и мужчины, и женщины могли сменить гендер, они назывались бердашами.

Ожидания, предъявляемые к представителям одного пола, могут различаться даже в рамках одной культуры.

Например, женщины-аристократки должны были падать в обморок от чьего-то тяжёлого взгляда, тогда как их менее знатные «коллеги» вынуждены были носить нелёгкие грузы.

Гендерная идентичность

Гендер человека чаще всего совпадает с биологическим полом. Однако гендерная идентичность — самоопределение себя мужчиной или женщиной — не даётся от рождения. Человек может чувствовать себя некомфортно в рамках присвоенного ему гендерного статуса (в том числе из-за жёстких ожиданий общества).

Число вариантов гендерной идентификации назвать сложно. Facebook* сейчас предлагает пользователям в Великобритании выбирать из 71 позиции.

Как правильно употреблять эти термины

Несмотря на очевидные различия, оба термина — пол и гендер — всё равно употребляются крайне неаккуратно, превращаясь в синонимы. Например, распространённые на Западе вечеринки, на которых будущие родители узнают пол младенца, называются gender reveal party. Хотя, конечно, речь идёт о форме половых органов, которые врач увидел на УЗИ, а вовсе не о соответствии поведения младенца социокультурным требованиям.

Важно помнить, что при разном биологическом старте мужчины и женщины в больших группах не так уж сильно отличаются с точки зрения личности, когнитивных способностей и лидерства.

А индивидуальные различия, например, между двумя мужчинами, могут быть значительно сильнее, чем между конкретными женщиной и мужчиной. Поэтому пора прекратить распределять обязанности по форме половых органов и начинать требовать от каждого по способностям.

Читайте также 🧐

  • «Сама и без трусов»: каким видят идеальный секс реальные мужчины и женщины
  • Почему мужчины переносят простуду тяжелее, чем женщины
  • Как наука объясняет гомосексуальность

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

В современном языке между терминами «пол человека» и «гендер» есть существенная разница.

Пол человека — это совокупность биологических, психофизиологических, психических, социокультурных признаков, определяющих человека как мужчину или как женщину. Обычно понятие «пол» разделяют на биологический (мужчина и женщина) и социальный, социально-психологический пол (мужественность и женственность).

Гендер — это новое в русском (и не только) языке понятие, определяющее, по мнению сторонников гендерных теорий, психические, культурные и социальные особенности людей, относящие их к мужскому, женскому или иному (!) полу, независимо от их биологических признаков. Существовавшее ранее в отечественной психологии определение гендера как социальной роли утратило свою актуальность. В настоящее время понятие «гендер» предполагает, что биологический пол не является обязательным условием самоопределения человека как носителя того или иного пола и даже допускает множество полов или отсутствие пола у человека. Таким образом, понятие «гендер» является частью убеждений, противоречащих православному учению.

Очевидно, что термин «гендер» не является и, по сути, никогда и не был синонимом слову «пол». Использование их в качестве синонимов является проявлением социально-психологической неграмотности.

Более того, неверное использование слова «гендер» для замены слова «пол» может стать фактором заражения греховными заблуждениями. Человек живет не в вакууме, и постепенно наше сознание насыщается не только новыми словами, но и сопутствующей этим словам информацией. Употребление слова «гендер», как и любого другого термина, разумно лишь с пониманием и учетом его реального современного значения. Как сказано в одной хорошей сказке: «Никогда не произноси слова только за то, что они красивые и длинные. Говори только о том, что понимаешь!» Например, о гендерах уместно говорить в контексте деструктивных социально-психологических и политических процессов.

Внедрение термина «гендер» в сознание общества как деструктивный процесс

При описании образа жизни современного человека в столь же современном русском языке появились новые слова, заимствованные в английском языке. Нередко этот «новояз» является маркером социальных и политических процессов, привнесенных в наше общество западной культурой: в русском языке нет собственных слов для обозначения феноменов человеческой жизни, появившихся у нас совсем недавно и зачастую чуждых нашей культуре.

Одним из таких слов является слово «гендер». Столетиями это слово даже в самом английском языке использовалось в лингвистике и обозначало грамматическую категорию (как мужской или женский род в русском языке). И лишь во второй половине двадцатого века, с расцветом феминистических теорий, в западной культуре о «гендере» заговорили сначала в рамках социальной обусловленности различий между мужчинами и женщинами (с лозунгом: «Мужчинами и женщинами не рождаются, а становятся»), а затем — продвигая проблему гендерной идентичности (якобы мужчиной или женщиной человек может определять себя, независимо от биологического пола).

Некоторые отечественные психологи подхватили термин «гендер» в качестве иностранного синонима слову «пол», или чаще — «социальный пол», и до сих пор эти слова как равные используют многие люди. Однако это неверный поверхностный подход.

Уже во второй половине XX века в отечественной психологической науке, параллельно западной психологии, выделилось направление «гендерная психология», изучающее влияние воспитания и прочих социокультурных факторов на формирование половых различий, половой идентификации, полового поведения. Но вопреки зарубежным коллегам, наши гендерные психологи изначально рассматривали гендер как социальный пол и исследовали сочетание биологического и социального пола (норму и патологию): наличие мужского и женского полов, определяемых совокупностью биологических и социальных факторов, российскими психологами не ставилось под сомнение. Наша гендерная психология описывала биологические и психологические качества феминности (женственности) и маскулинности (мужественности); рассматривала причины нормального и патологического формирования мужских и женских черт личности и особенностей поведения; сопоставляла половые особенности и социальные роли; изучала факторы, искажающие естественную (соответствующую биологическому полу) гендерную идентификацию и т. д. Несоответствие половой самоидентификации реальному полу и неспособность принять свою или чью-то еще половую принадлежность рассматривались как расстройство. Например, исследовалось влияние материнского стиля воспитания на полоролевую, или «гендерную», идентичность ребенка, и, если мать одевала достаточно взрослого мальчика в женское платье, это однозначно трактовалось как болезненное у матери и вредоносное для ребенка отклонение.

Однако постепенно в наше общество всё активнее внедрялись (и этот процесс продолжается полным ходом) идеи отрицания двойственности (бинарности) полов. В связи с этим стало неизбежным использование термина «гендер» в том же смысле, в каком его употребляют в западном обществе — не просто для отличия биологического пола от социального, но для их противопоставления, для отрицания биологической предопределённости в отношении половой идентификации.

Пропаганда понятия «гендер» изначально была частью борьбы феминистов за равенство в правах мужчин и женщин, против власти мужчин над женщинами, против притеснения женщин. При этом феминизм постепенно приобретал фанатичные и даже совершенно извращенные формы. Изначально желая защитить женщин от властного произвола мужчин и отстоять права женщин на активную социальную жизнь и проч., феминистки стали агрессивно воспринимать даже тех женщин, которые не поддерживали их идеи. В последние же десятилетия феминизм стал частью движения за так называемую «толерантность».

Борцы за «толерантность» заявляют, что их цель — справедливое отношение к якобы или на самом деле угнетенным группам людей (женщинам, неграм, больным, «сексуальным меньшинствам» и т. п.) и наделение их равными с прочими правами. Они говорят, что стремятся защищать угнетенных. И вроде бы эти идеи звучат неплохо, если бы не одно «но»: на практике «угнетенные» далеко не всегда на самом деле угнетаются, а защитники требуют для «угнетенных», по сути, не равных прав, а привилегий.

Относительно гендера это выражается в том, что люди, не желающие признавать связь биологического пола с социальным и подчиняться устоявшимся в обществе представлениям о мужчинах и женщинах (их пока, Слава Богу, реально меньшинство), не просто отстаивают свое право считаться нормальными. Они утверждают, что именно их взгляды на половую идентификацию верны, и требуют пересмотреть существующие представления о наличии мужского и женского полов, а также признать за людьми право самому себе выбирать пол, и не только из этих двух, или не выбирать себе пол вообще, а также менять биологический пол по собственному желанию, даже у детей. Тех же, кто отстаивает традиционные взгляды и настаивает на сохранении существующего уклада вещей, они клеймят как угнетателей и т. п. Само представление о существовании двух полов – мужского и женского – представляется ими как основа гендерного угнетения. Невольно вспоминается анекдот о том, что скоро умным людям запретят думать, чтобы не оскорблять чувства глупых.

Сторонники различных гендерных теорий новейшего времени категорически против уравнивания терминов «пол» и «гендер»:

«Понятие „гендер” является не только аналитическим, но и политическим: оно включает в себя критику существующих гендерных отношений неравенства <речь идет о традиционных представлениях о существовании мужчин и женщин — Н.Я.> и предназначено для изменения социального порядка и построения нового социального порядка, основанного на гендерном равенстве» (Lorber, Judith. The Social construction of gender. — Sage, 1990).

«Использование термина „гендер” как синонима слова „пол” лишает понятие „гендер” его критического политического содержания и тем самым способствует оправданию гендерного неравенства» (Гапова Е. Итоги съезда: еще раз о классовом проекте постсоветского феминизма, 2009).

В различных феминистических и прочих теориях (постфеминизме, гендерной психологии, гендерной социологии, «лесбийской философии» и др.) термин «гендер» трактуют по-разному, однако неоспоримо, что «гендер» — это термин борцов за изменение мироустройства в сторону хаоса и греховного общества.

В этом контексте существует множество различных идей, порой выворачивающих сознание наизнанку. Например, это призыв Энн Фаусто-Стерлинг, американской феминистки, сексолога, профессора биологии и гендерных исследований в Брауновском университете, признать наличие у людей не двух, мужского и женского, а пяти полов — добавить категории гермов, названных в честь «настоящих» гермафродитов, мермов, названных в честь мужского псевдогермафродитизма, и фермов, названных в честь женского псевдогермафродитизма. Или же движение небинарных гендеров, или гендерквиров (упрощенно, «ненормальных гендеров»), которые могут воспринимать и преподносить себя как имеющих сразу два или более гендера (бигендерных, тригендерных); не имеющих гендера (агендерных, свободных от гендера и др.); иметь изменяющуюся гендерную идентичность (гендерфлюиды); принадлежащих к третьему или иному гендеру. Или же трансгуманистический постгендеризм, выступающий за полное устранение гендера у человечества.

Современное понятие «гендер» является частью индуцируемых обществу социальных идей, в частности идеологии сексуальной революции, несовместимой с Православием.

  • Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность. В некоторых случаях понятие «гендер» используется как синоним понятия «пол», хотя изначально термин «гендер» был введён как дополняющий понятие «пол» и противопоставленный ему.

    Понятие гендер остается в поле философии, поскольку на данный момент только в рамках психологии может использоваться как научный термин применимо к особенностям личности по шкале оценок признаков маскулинность/феминность. Использование в социально-гуманитарных науках гендера как термина- затруднено, поскольку оно является понятием не обладающим четкими признаками социальных процессов и явлений. Эта особенность способствует тому, что в социально-гуманитарных научных теориях понятие гендер можно использовать только как описательный признак, но любой анализ социальных отношений, попытки создать классификации на основе нечетких признаков понятия, обязательно будут нести в себе существенную часть субъективных оценок автора исследований. На данный момент понятие гендер является главным и основным в конструкциях феминистической идеологии.

    Понятие «гендер» получило распространение благодаря развитию феминистской теории и гендерных исследований. Оно оказалось присоединенным к теории социального конструктивизма, которая ставит под сомнение природное происхождение различий между людьми и объясняет их социальными процессами. Тем самым понятие «гендер» предназначено для критики обыденных представлений о «биологии как судьбе» и отсылает к идеологии гендерного равенства.

    Хотя многие источники определяют гендер как «социальный пол», в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание считается устаревшим. Критикуя понимание гендера как производной биологического пола, современные исследования рассматривают обе эти категории как социальные конструкты, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом.

  • Гендерная психология — совсем новое научное направление в рамках социально-гуманитарных наук, которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания. Появляющиеся в отечественной психологии работы, посвященные различным гендерным проблемам, свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к данному разделу психологической науки. Но, к сожалению, в отечественной (как белорусской, так и российской) науке получил «распространение псевдогендерный подход, в котором «гендер» используется как синоним слова «пол», а первый термин представлен просто как «более современное понятие в науке».

    Основные различия понятия «пол» и «гендер»

    Современная психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender). Хотя вплоть до 60 –70-х гг. ХХ века наука не имела понятия «гендер». Социальные различия между полами не являлись предметом научного анализа. Появление данного термина и исследований о мужских и женских ролях свидетельствуют о возникших противоречиях между традиционными представлениями и новыми реалиями.

    Традиционно понятие «пол» использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами. Мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре. Юморист Дейв Барри говорил, что женщины хотят, чтобы их любили, слушали, желали, уважали, нуждались в них и верили им, а мужчинам нужен только билет на чемпионат мира по футболу.

    Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия.

    В своем знаменитом обзоре «Психология половых различий», который был опубликован в 1974 г. в США, Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства, и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны.

    По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии.

    Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

    Таким образом, когда говорят о биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то используют термины «пол», «половой диморфизм», в англоязычной литературе — » sex», когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Понятие выступающее синонимом морали
  • Понянчиться синоним
  • Поняла осознала синоним
  • Понял тебя синоним
  • Понял синонимы на английском