1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моряки знали цену мужеству».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного
опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных… (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады…
(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
(По Л. Овчинниковой)*
* Л. Овчинникова – современная российская писательница.
Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев.
Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь — спроси у киномеханика.
Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
Замените разговорное слово «шлёпнется» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(30)Дина подняла руки с растопыренными пальцами и стала ждать, когда мяч шлёпнется о них.
Замените разговорное слово «нынче» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(14)У монастырей, – продолжал Корин, – как раз нынче стоят лагерем знакомые археологи.
Замените разговорное слово «влепить» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
Замените разговорное слово «орёт» в предложении 42 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова.
Замените разговорное слово «раз» в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(32)Раз Мечта у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти.
Замените разговорное слово «нынче» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные».
Замените разговорное слово «украдкой» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(8)Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу.
Замените разговорное слово «промямлил» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:
Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.
Замените устаревшее слово «утлый» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой.
Замените разговорное слово «таскал» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним.
Замените просторечное слово «ляпнуть» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
Замените разговорное слово «зашушукались» из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
Замените разговорное слово «чудились» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие.
Замените разговорное слово «незатейливую» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(5)Это был светлячок — маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь.
Замените разговорное слово «угомонилась» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.
(38)Спустив пары, немка угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор…
Замените разговорное слово «продул» в предложении 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
(23)Лишь раз в жизни играл я в расшибалку, быстро продул семь копеек наличными и ещё рубль в долг.
Замените разговорное слово «осерчал» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(14)Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.
Замените книжное слово «рвался» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(28)Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
Замените разговорное слово «злющих» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка.
Замените книжное слово «ликует» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.
Замените разговорное слово «ору» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(25)Тут я выскакиваю и ору:
– (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!
Замените просторечное слово «здорово» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
Замените просторечное выражение «без натуги» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
Замените разговорное слово «загвоздка» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один.
Замените разговорное слово «страшно» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки.
Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(39)Неужто и прежде годы были такие длинные?..
Замените разговорное слово «захохотал» в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал.
Замените разговорное слово «пощупала» в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(32)И уже сквозь сон он слышал, как мать встала, прикрыла окно, почему-то пощупала его лоб.
Замените разговорное слово «неспроста» в предложении 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
Замените просторечное слово «огрел» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(26)Оля ещё и развернуть своё угощениене успела, как почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь здоров.
Замените разговорное слово «подевались» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(17)Куда подевались хлебные карточки?
Замените книжное выражение «напрягал память» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(16)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!
Замените разговорное слово «остыл» в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.
Замените разговорное слово «угомонились» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(20)Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.
Замените разговорное слово «почище» в предложении 49 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек).
Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас.
Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
Замените разговорное слово «дуться» из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Небось видели?
Замените книжное слово «непреходящего» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения.
Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, — земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
Замените разговорное слово «окоченев» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки.
Замените книжное слово «слагал» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
(4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов.
Замените разговорное слово «ладится» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(4)Они настоящие друзья, и всё у них ладится.
Замените разговорное слово «саданул» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(14)Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы.
Замените разговорное слово «засыпать» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
Замените разговорное слово «страшно» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Страшно злобный пёс.
Замените разговорное слово «врёте» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом.
– (24)Врёте, не дойдёте! – казалось, зловеще шипели они.
Замените разговорное слово «поколотили» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября — несильно и назидательно — на большой перемене.
Замените разговорное слово «чудно» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (7)Спасибо, родимый, — сказала Поликарповна, — только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки.
Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
Замените просторечное слово «стырил» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (22)Кнабель, это ты стырил книгу?
Замените разговорное слово «облезла» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(22)Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля.
Замените разговорное слово «классная» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(26)Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете.
Замените разговорное слово «нынешним» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких не знали.
Замените просторечное слово «урвать» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще.
Замените книжное слово «благоговейно» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(22)Собака благоговейно смотрела на неё.
Замените разговорное слово «пробурчал» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:
– Никого я не жду.
Замените разговорное слово «промямлил» в предложении 44 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (44)Я ещё буду ходить, – промямлил он.
Замените разговорное слово «стремглав» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(34)Здесь можно бегать стремглав, резвиться, гоняться за бабочками, барахтаться в траве – всё было позволительно.
Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– (10)Жучка, Жучка!
(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.
– (12)Я сейчас тебя вызволю, — кричит он, точно собака понимает его.
Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
Замените разговорное слово «украдкой» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и… простит тебя.
Замените разговорное слово «неказистый» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(7)На Катю был наклеен ценник с весьма скромной суммой — под стать её неказистому внешнему виду, за Софью и Леночку просили куда больше.
Замените разговорное слово «парень» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка.
Замените разговорное слово «страшно» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(3)Но эта проблема решалась пунктуальным посещением школьного хора, где я пел еле слышно, а за это моё усердие ставили твёрдую четвёрку, и я был этим страшно доволен.
Замените разговорное слово «расшибся» в предложении 48 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Замените разговорное слово «боязно» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!
Замените разговорное слово «шугануть» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
(22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её…
Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель — и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши.
Замените книжное устаревшее слово «благодеяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости.
Замените книжное слово «воспарить» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова — воспарит и умчится, как птица.
Замените разговорное слово «швырнул» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(12)Швырнул портфель.
Замените разговорное слово «тащились» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(2)Бычки и телята, да и мы тоже, тащились медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.
Замените устаревшее слово «коли» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (11)Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слёзы выговорила Любочка.
Замените просторечное слово «сподручнее» в предложении 42 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (42)С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
Замените разговорное слово «дубасить» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием.
Замените книжное слово «поведать» из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
Замените разговорное слово «штуками» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо.
Замените просторечное слово «обалденный» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.
Замените разговорное слово «твердил» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»
Замените разговорное слово «разом» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.
Замените разговорное слово «шарахнул» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню.
Замените разговорное слово «страшно» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(20)Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.
Замените разговорное слово «дурацкие» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(30)Кому нужны эти дурацкие тайны? — фыркнула Лисапета.
Замените разговорное слово «смахивал» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.
Замените разговорное слово «ненормальные» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(7)Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!
Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(18)А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке:
Замените устаревшее слово «отведай» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (9)Отведай, внучок, моего коржа.
Замените разговорное слово «ковыляет» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня.
Замените просторечное слово «заплутается» в предложении 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.
Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
Замените разговорное слово «раз» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
Замените разговорное слово «ввязываться» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью.
Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.
Замените просторечное слово «кабы» в предложении 64 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(64)Кабы я про эту встречу знал раньше…
Замените разговорное слово «грохнулся» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом.
Замените разговорное слово «затеяли» в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(32)Давайте! — затеяли возню игрушки.
Замените книжное слово «отречься» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся.
Замените разговорное слово «экий» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (5)Экий ты, оказывается, ещё дурачок!.. (6)Иди вон на огороде славу зарабатывай…
Замените книжное слово «отныне» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите это синонимичное словосочетание.
(11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич.
Замените разговорное слово «пронюхал» (предложение 17) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.
Замените разговорное слово «смежив» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос.
Замените книжное выражение «во всеуслышание» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!
Замените разговорное слово «примостясь» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе.
Замените разговорное слово «болтали» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
Замените разговорное слово «живо» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(17)Переобувайся да живо за стол, — сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.
Замените разговорное слово «(на) потеху» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки.
Замените разговорное слово «ступай» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.
По материалам ФИПИ
Теория ОГЭ. Задание 6
Войти
Регистрация
Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от den4ik12307
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
maksimova0558p8ishyпитомцы — ученики, воспитанники
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать?
Задай вопрос
Все науки
Математика
Литература
Алгебра
Русский яз.
Геометрия
Английский яз.
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский яз.
Немецкий яз.
МХК
ОБЖ
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
- Сайт
- Главная страница
- Задать свой вопрос
- Кабинет
- Вход в личный кабинет
- Регистрация на сайте
Войти
У меня нет аккаунта на сайте, я хочу
зарегистрироваться
Регистрация
Никнейм
Пароль
Лексический анализ замените книжное слово питомцы из предложения
Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки — бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час. », и по улицам осаждённого города двигались дети — так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных. (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады.
(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
* Л. Овчинникова — современная российская писательница.
Практика Задания из Открытого банка ОГЭ (стр. 5 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Замените разговорное слово «брякнулся» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (2)Мчавшаяся между партами Лисапета Вторая задела портфель – он, перевернувшись, брякнулся об пол.
Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев.
Замените разговорное слово «угомонились» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (20)Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять
Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные.
Замените книжное слово «отречься» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся.
Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 18)А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке
Замените разговорное слово «загвоздка» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один
Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
Замените книжное слово «послание» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него?
В предложениях 15–17 найдите фразеологизм со значением «от одного к другому». Выпишите этот фразеологизм. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.
В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
(22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг.
В предложениях 4–10 найдите антоним к слову «тяжело». Выпишите этот антоним.
(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.
(7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей.
(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье..
Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (9)Небось, видели?
Замените книжное слово «отныне» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимичным словом или словосочетанием. Напишите это синонимичное словосочетание. (11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели волшебные странные речи, понятные только нам, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич.
Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (33)Что ты голосишь?
В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?
– (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.
– (26)Я слышал твой голос. (27)Я услышал твой голос, – сказал я.
– (28)Ты узнал меня по голосу?
– (29)Нет, другое. (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.
– (31)Тебе понравился мой голос?
(32)Понравился! (33)Это было не то слово.
Замените книжное выражение «во всеуслышание» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
Замените просторечное выражение «без натуги» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги
В предложениях 27–33 найдите слово с лексическим значением «изысканный, изящный». Выпишите это слово.
27)Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета в чёрную крапинку. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак! (30) Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто! (32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса.
Замените разговорное слово «смахивал» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним (или синонимическое выражение). (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня.
В предложениях 1–7 найдите слово с лексическим значением «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения». Выпишите это слово. 1)Жил в городе Верном художник Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».
Лексический анализ замените книжное слово питомцы из предложения
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)На маленькой пристани уже набился народ.
– (2)Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.
– (7)Матвей Капитоныч, здравствуй!
– (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.
– (11)Эй! – покрикивал он. – (12)Садись с левого борта. (13) А ты, с котелком, – туда… (14)Тихо… (15)Без паники.
(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19) И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20) В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке.
– (21)Мотенька, что это?
– (22)Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – (23)Ничего особенного. (24)Зенитки.
(25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу – было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? – подумал я. – (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку. (33) А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – (34)Не понимает, что такое смерть».
(35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36) В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный Демонстрационный вариант ОГЭ 2021 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 7 / 22 © 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.
– (38)Да, да… – сказал он, вытирая платком лицо. – (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило.
– (43)Как перевозчика? – сказал я. – (44)Где? (45)Какого?
– (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе.
– (49)А сейчас там какой-то мальчик, – сказал я.
– (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб.
(52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? – подумал я. – (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».
(По Л. Пантелееву*)
* Леонид Пантелеев (1908–1987) – русский советский писатель, журналист
Лексический анализ.
Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.
источники:
http://pandia.ru/text/86/003/72607-5.php
http://test.tutoronline.ru/russkij-yazyk/oge/theme/leksika-sinonimy-i-frazeologiya