Осетинские пироги синоним

Значение словосочетания «осетинский пирог»

Значение словосочетания не найдено.

Значение слова «осетинский»

  • ОСЕТИ́НСКИЙ, —ая, —ое. Прил. к осетины, к Осетия. Осетинский язык. Осетинская литература. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ОСЕТИНСКИЙ

Значение слова «пирог»

  • ПИРО́Г, -а́, м. Печеное изделие из теста с какой-л. начинкой. Мясной пирог. Печь пироги. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПИРОГ

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вятич — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «пирог»

Синонимы к слову «пирог»

Предложения со словосочетанием «осетинский пирог»

  • Мы постараемся перенести южные традиции на северный стол и научим вас делать своими руками осетинские пироги, хачапури, шаверму.
  • Секрет осетинских пирогов в том, чтобы начинки было столько же, сколько и теста!
  • Традиционные осетинские пироги имеют разные начинки.
  • (все предложения)

Отправить комментарий

Дополнительно

Стол с осетинскими пирогами

Осети́нские пироги́ (осет. чъиритæ, хæбизджынтæ; в дигорском диалекте — къеретæ) — устоявшееся в русском языке название плоских осетинских пирогов-лепёшек. Бывают круглой (около 30-40 см в диаметре и до 2 см в толщину)[1] и треугольной формы.

История осетинских пирогов насчитывает не одно столетие, что отражено и в устном народном творчестве осетин — нартских сказаниях. Осетинская национальная кухня складывалась на протяжении веков под влиянием кочевого образа жизни предков осетин – древних скифов, сарматов, алан[2]. В частности рецепт[3] осетинских пирогов за этот огромный промежуток времени дошел до совершенства. Ранее осетинские пироги готовили исключительно из пресного (бездрожжевого) теста. Хорошо сделанными в Осетии считаются пироги с тонким слоем теста и обильной (хотя и не выпирающей наружу) начинкой. Пироги с толстым слоем теста считаются признаком неопытности хозяйки.

Виды пирогов

В зависимости от начинки осетинские пироги имеют различные названия. Большая часть названий состоит из основы и суффикса джын (в дигорском диалекте гун), который «указывает на содержание чего-либо или обладание чем-либо»[4]«В Осетии, например, „коронное“ национальное блюдо — пирог со свекольной ботвой, цахараджин (осет. цæхæраджын/дзæхæрагун). Пироги в Осетии являются культовой едой.

Основные виды пирогов[1][5]:

  • Давонджин (осет. давонджын, дабонгун) — пироги с листьями черемши и осетинским сыром
  • Кабускаджин (осет. къабускаджын, къабускагун) — пироги с измельчённой капустой и сыром
  • Картофджин (осет. картофджын, картофгун) — пирог с картофелем и сыром
  • Насджин (осет. насджын, насгун) — пироги с измельчённой тыквой
  • Уалибах, Хабизджин (осет. уалибах/уаливых, хæбизджын, æхцин, цихгун) — пирог круглой формы с осетинским сыром
  • Артадзыхон (осет. æртæдзыхон, сæфсат) — пирог треугольной формы с сыром
  • Фыдджин (осет. фыдджын, фидгун) — пирог с рубленым мясом (например говядиной)
  • Кадурджин (осет. хъæдурджын, хъæдоргун) — пирог с фасолью
  • Цахараджин (осет. цæхæраджын, дзæхæрагун) — пирог со свекольной ботвой и сыром
  • Кадындзджин (осет. хъæдындзджын, гъæдзиндзгун) — пирог с осетинским сыром и зеленым луком
  • Зокоджин (осет. къозоджын, зокъоджын, къозогун) — пирог с грибами
  • Балджин (осет. балджын, балгун) — пирог из вишни

Ритуальное значение

Три пирога символизируют Святую Троицу — Отца и Сына и Святого Духа (Фыды, Фырты æмæ Сыгъдæг Уыды). Еще в дохристианское время солнце символизировало Бога, от этого и в христианстве солнце символично ассоциируется с Христом, а пироги в свою очередь символизируют солнце, что как раз согласно этой логике и видно в трех пирогах, которые символизируют Святую Троицу- три солнца, как три ангела в «Троице» Рублева. Так как аланы были одни из первых христиан, то обряд с тремя пирогами вполне мог зародиться во времена христианизации Алании 4-14вв., когда как раз предположительно и произошло замещение имен героев Нарстских Сказаний на имена христианских святых и пророков — Уастырджи-Уацгерги (св. Георгий), Уасилла (св. Илия), Тотыр (вмч. Феодор Стратилат), Донбеттыр (апостол Пётр-рыбак). С осетинскими пирогами связан обряд три пирога (осет. æртæ чъирийы), совершаемый в большие национальные или фамильные праздники. На стол подаются три пирога, которые по одной версии символизируют трёхмерное строение мироздания — Бог (Хуыцау), Солнце (Хур), Земля (зæхх). На траурной трапезе отсутствует средний пирог, который символизирует Солнце.[6] [7]

Примечания

  1. 1 2 «Меню по-осетински» — osetia-online.ru (19.06.2009)
  2. «Осетинская национальная кухня» — www.assa.su
  3. «Рецепт осетинских пирогов» — www.osetinskiepirogi.ru
  4. Абаев В. И. Краткий грамматический очерк осетинского языка
  5. Осетинские заимствования в русском языке
  6. «Осетинская кухня» — povar.org.ru (18.08.2008)
  7. В.И. Абаев «Избранные труды» *Религия *Фольклор *Литература* Изд. «ИР», 1990 г. стр.123-134

Осетинские пироги — это блюдо традиционной осетинской кухни, которое состоит из тонкого слоя теста, скрученного в форме круга и начиненного различными ингредиентами. Вот несколько типичных начинок для осетинских пирогов:

  1. Говяжье филе — это одна из самых популярных начинок для осетинских пирогов. Говяжье филе нарезают на кусочки и запекают в пирогах вместе с луком и специями.
  2. Картофель — начинка из картофеля является одной из самых простых и дешевых. Картофель нарезают на кубики, заправляют маслом и специями и запекают в пирогах.
  3. Сыр — начинка из сыра может включать в себя различные сорта сыра, такие как сулугуни или фета. Сыр нарезают на кусочки и смешивают с луком и специями.
  4. Грибы — начинка из грибов может включать в себя различные сорта грибов, такие как шампиньоны или лисички. Грибы нарезают на кусочки и смешивают с луком и специями.
  5. Тыква — начинка из тыквы может быть приготовлена с добавлением меда и корицы для придания сладковатого вкуса. Тыкву нарезают на кубики и запекают в пирогах вместе с луком и специями.

Это только некоторые из возможных вариантов начинки для осетинских пирогов. Различные рецепты могут включать в себя различные комбинации ингредиентов для создания уникального вкуса и текстуры.

Названия осетинских пирогов с разными начинками

Осетинские пироги с разными начинками могут иметь различные названия, которые отражают ингредиенты, использованные в начинке. Вот некоторые из них:

  1. «Хачапури» — пирог с начинкой из сыра, лука и яйца.
  2. «Пирог с говядиной» — пирог с начинкой из говядины, лука, специй и зелени.
  3. «Пирог с картофелем» — пирог с начинкой из картофеля, лука и специй.
  4. «Пирог с грибами» — пирог с начинкой из грибов, лука, сметаны и специй.
  5. «Пирог с тыквой» — пирог с начинкой из тыквы, меда, корицы и специй.
  6. «Пирог с курицей» — пирог с начинкой из куриного филе, лука, специй и зелени.
  7. «Пирог с мясом и картофелем» — пирог с начинкой из говядины или баранины, картофеля, лука и специй.
  8. «Пирог с луком» — пирог с начинкой из лука, масла, сметаны и специй.

Названия могут варьироваться в зависимости от региона и рецепта. Однако, вне зависимости от названия, все осетинские пироги приготавливаются по традиционному рецепту с использованием тонкого слоя дрожжевого теста и начинки из мяса, овощей, специй и сыра.

Осетинские сырные пироги

Осетинские пироги с сыром, также известные как «хачапури», являются одним из самых известных и популярных блюд традиционной осетинской кухни. Пироги готовятся из тонкого слоя дрожжевого теста, который затем начиняется различными ингредиентами, включая сыр.

Вот некоторые осетинские пироги с сыром:

  1. Хачапури с сулугуни — это осетинский пирог с начинкой из сулугуни, традиционного осетинского сыра, лука и яйца. Это самый распространенный тип осетинского пирога.
  2. Хачапури по-адыгейски — это осетинский пирог с начинкой из адыгейского сыра, лука и зелени.
  3. Хачапури по-ивановски — это осетинский пирог с начинкой из тертого сыра, масла и лука.
  4. Хачапури по-мегрельски — это осетинский пирог с начинкой из мегрельского сыра, мяса и зелени.
  5. Хачапури по-султански — это осетинский пирог с начинкой из сыра, курицы, лука и специй.

Осетинские пироги с сыром могут быть подаваемы как в горячем, так и в холодном виде и могут использоваться как основное блюдо или перекус.

Как называются осетинские пироги с разными начинками

Названия осетинских пирогов довольно многогранно, все упирается в начинку пирога, например начинка с сыром, черемшой, мясом, картофелем и другими. Выбрав нужные ингредиенты, можно определить, какой осетинский пирог вы получите. Многие энтузиасты, домашние любители готовки и просто обыватели сети, задаются вопросом “как называются осетинские пироги с разными начинками”? Ответ вы найдете ниже.

Какие бывают названия осетинских пирогов

Название осетинского пирога с картофелем и сыром имеет широкую популярность и имеет термин “Картофджин”. Гармоничное соотношение сыра и пюре из картошки, создают этот самый Картофджин. Вот рецепт, как его приготовить:

Ингредиенты:

Для теста:

  • 500 гр. муки
  • 1 яйцо
  • 1 стакан теплой воды
  • 1/4 стакана растительного масла
  • 1/2 ч.л. соли

Для начинки:

  • 1 кг картофеля
  • 2 больших лука
  • 200 гр твердого сыра
  • 3 ст. ложки сливочного масла
  • соль и перец по вкусу

Инструкции:

    1. Для приготовления теста в большой миске смешайте муку, яйцо, теплую воду, растительное масло и соль. Тщательно замешайте тесто до получения однородной массы. Заверните тесто в пленку и поставьте на 30 минут в теплое место.
    2. Для начинки очистите картофель и нарежьте его на мелкие кубики. Лук очистите и нарежьте тонкими полукольцами. В большой сковороде разогрейте сливочное масло и обжарьте лук до мягкости. Добавьте картофель и жарьте на среднем огне, помешивая, пока картофель не станет мягким.
    3. Добавьте в сковороду тертый сыр и перемешайте, пока он не расплавится и не соединится с овощами. Оставьте начинку на огне еще на 5 минут. Добавьте соль и перец по вкусу.
    4. Разделите тесто на две части. Раскатайте каждую часть в форму круга диаметром около 30 см и толщиной 2-3 мм. Выложите начинку на половину каждого круга и аккуратно сложите другую половину теста сверху, прижав края пальцами.
    5. Разогрейте духовку до 200 градусов. Переложите пирог на противень, смазанный маслом. Сделайте несколько проколов на верхней части пирога, чтобы он не лопнул в процессе приготовления. Поставьте противень в духовку и запекайте пирог около 40-45 минут, пока он не станет золотистым и хрустящим.Когда пирог готов, достаньте его из духовки и оставьте на 10 минут, чтобы он немного остыл. Затем нарежьте пирог на порционные кусочки и подайте горячим на стол. Картофджин — отличный выбор для завтрака, обеда или ужина. Его можно подавать как основное блюдо или в качестве закуски к чаю или кофе.

Многие задают вопросы “как называется осетинский пирог с сыром” – ответ один, Уалибах. Заранее размягчив сыр (рассольный) до единой консистенции, и посолив по вкусу, вы получаете начинку для такого вида пирога. Такой сыр может быть применен к разным рецептам, сыр играет большую значимость, в пирогах Осетии.

Вот рецепт, как приготовить этот вкусный и ароматный пирог:

Ингредиенты:

Для теста:

  • 500 гр. муки
  • 1 стакан теплой воды
  • 1 яйцо
  • 50 гр. сливочного масла
  • 1 ч.л. соли
  • 1 ч.л. сахара
  • 10 гр. свежих дрожжей

Для начинки:

  • 500 гр. говядины или баранины
  • 2 больших лука
  • 50 гр. сливочного масла
  • соль и перец по вкусу

Инструкции:

  1. Для приготовления теста в большой миске смешайте муку, соль и сахар. Растворите дрожжи в теплой воде, добавьте яйцо и растопленное сливочное масло. Смешайте все ингредиенты и начните месить тесто. Постепенно добавляйте муку, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Заверните тесто в пленку и оставьте на 1 час в теплом месте.
  2. Для начинки мясо нарежьте на тонкие полоски. Лук очистите и нарежьте тонкими полукольцами. В большой сковороде разогрейте сливочное масло и обжарьте лук до мягкости. Добавьте мясо и жарьте на среднем огне, помешивая, пока мясо не станет мягким. Посолите и поперчите по вкусу.
  3. Разогрейте духовку до 200 градусов. Разделите тесто на две части. Раскатайте каждую часть в форму круга диаметром около 30 см и толщиной 2-3 мм. Выложите начинку на одну половину каждого круга, оставляя свободным край шириной примерно 2 см. Аккуратно сложите другую половину теста сверху, прижав края пальцами.
  4. Сделайте несколько проколов на верхней части пирога, чтобы он не лопнул в процессе приготовления. Поставьте пироги на противень, смазанный маслом, и отправьте в разогретую духовку. Печь пироги около 30-40 минут, пока они не станут золотистого цвета.
  5. Когда пироги готовы, достаньте их из духовки и оставьте на 10 минут, чтобы они остыли. Затем нарежьте пироги на порционные кусочки и подайте горячими на стол.

Желая получить более содержательное сытное блюдо, люди задают вопросы “как называется осетинский пирог с мясом”, используя такую начинку, мы получаем вкуснейший Фыдджин. Начинкой очень часто играют, используя не один вид мясных изделий, а целое ассорти. За основу приготовления берется тесто (пресное). Помимо всего прочего используют репчатый лук-чеснок и перец (измельченные), паприку, кинзу.

Вот рецепт, как приготовить этот вкусный и ароматный пирог:

Ингредиенты:

Для теста:

  • 500 гр. муки
  • 1 стакан теплой воды
  • 1 яйцо
  • 50 гр. сливочного масла
  • 1 ч.л. соли
  • 1 ч.л. сахара
  • 10 гр. свежих дрожжей

Для начинки:

  • 500 гр. картофеля
  • 300 гр. сыра (можно использовать сулугуни или моцареллу)
  • 1 большой лук
  • 1 пучок зелени (укроп, петрушка, базилик)
  • 50 гр. сливочного масла
  • соль и перец по вкусу

Инструкции:

  1. Для приготовления теста в большой миске смешайте муку, соль и сахар. Растворите дрожжи в теплой воде, добавьте яйцо и растопленное сливочное масло. Смешайте все ингредиенты и начните месить тесто. Постепенно добавляйте муку, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Заверните тесто в пленку и оставьте на 1 час в теплом месте.
  2. Для начинки картофель очистите и нарежьте на тонкие кольца. Лук и зелень мелко нарежьте. Сыр натрите на крупной терке.
  3. Разогрейте духовку до 200 градусов. Разделите тесто на две части. Раскатайте каждую часть в форму круга диаметром около 30 см и толщиной 2-3 мм. Выложите начинку на одну половину каждого круга, оставляя свободным край шириной примерно 2 см. Аккуратно сложите другую половину теста сверху, прижав края пальцами.
  4. Сделайте несколько проколов на верхней части пирога, чтобы он не лопнул в процессе приготовления. Поставьте пироги на противень, смазанный маслом и отправьте их в разогретую духовку. Печь пироги около 30-40 минут, пока они не станут золотистого цвета.
    1. Когда пироги готовы, достаньте их из духовки и оставьте на 10 минут, чтобы они остыли. Затем нарежьте пироги на порционные кусочки и подайте горячими на стол.

Блюдо с черемшой именуют “Давонджын”. Заранее черемшу промывают и перебирают, а также высушивают. В отдельные добавки входят: свежий укроп, сыр, репчатый лук. Само блюдо по готовности обмазывают растопленным маслом.

Блюдо Осетии с использованием капусты, кличут “Кабускаджин”. Кроме основной начинки, задействуют также прожаренный лук, красныйчерный перец (измельченный). Ароматное блюдо подают на стол, сразу после приготовления.

Кадурджин – блюдо с фасолью. Превосходная начинка из тушеного лука, орехов и различных специй, позволяет этому постному пирогу быть очень ароматным и незабываемым. Подобная рецептура приходится по вкусу многим вегетарианцам.

Насджин – блюдо использующее тыкву как основное наполнение. Ранее упомянутый фасолевый пирог, полностью идентичен с тыквенным вариантом, своими дополнительными добавками.

осетинские пироги с разными начинками

Какие ещё бывают виды изделий?

Кроме упомянутых выше блюд, есть ещё и другие варианты пирогов: “Балджин” – с вишневым наполнителем, “Артадзыхон” – треугольный пирог с сырным добавлением, “Кадурджин” – пирог с сыром и свекольной ботвой, “Кадындзджин” – пирог с зеленым луком и сыром Осетии”.

Почему так названия блюд так малоизвестны?

Даже самые “заядлые” домохозяйки и опытные повара, знают далеко не все названия осетинских пирогов, в виду старейшей истории возникновения изделия, которое насчитывает три столетия, а то и более. Нартские сказания описывают в устном народном творчестве историю возникновения этого достойного блюда. Во время выпечки соблюдается особая тонкость теста и равные пропорции содержимого начинки. Традиционная подача на стол в Осетии осуществляется, строго соблюдая исторические предписания.

Итог

Традиционная кухня Осетии предлагает широкую вариативность блюд. Кулинары всего мира используют данные рецепты, а также помнят о том, что символизируют данные блюда. Соблюдая критерий приготовления “правильного” осетинского пирога, выбрав подходящую начинку, вы определенно получите ароматный и изысканный результат. Названия осетинских пирогов не только позволяют вам узнать “больше” о блюде, но и выбрать желаемое под свои вкусы и предпочтения.

Что такое традиционные осетинские пироги. История происхождения. Названия, начинки, секреты приготовления. Польза, вред и каллорийность пирогов. Как кушать и резать осетинские пироги.

Пироги у осетин являются таким же национальным блюдом, как, к примеру, борщ и вареники у украинцев, плов у узбеков, бешбармак у казахов и т.д. Т.е. вкусные осетинские пироги – это не просто блюдо, а часть культуры и традиций. Правильные осетинские пироги готовят как на праздники, так и на поминки. Настоящие пироги бывают с разными начинками, но почти всегда с добавлением сыра.

Большие осетинские пироги можно приобрести на сайте http://tsar-pir.ru/bolshie-osetinskie-pirogi.

История происхождения

Осетинские пироги, история происхождения которых насчитывает более 3 тысяч лет, покрыта легендами. Согласно легендам, широкое распространение они получили во времена монголо-татарского нашествия. Аланы — коренное население территории современной Осетии, в то время были вынуждены уйти в горы. Земли не были богатыми.

Северная Осетия горы

Населению приходилось искать способы готовить пищу из недорогих ингредиентов, чтобы при этом она получалась вкусной и сытной. Тогда они и распространились. В то время для их приготовления использовались:

  • овощи;
  • овес;
  • зерновые культуры.

На Северном Кавказе фрукты растут хуже, чем в Южной части. Поэтому фруктовая начинка в то время не использовалась. Зато появился пирог с сыром и свекольной ботвой. К его достоинствам относили не только вкус, калорийность, но и способность долго не портиться. Их можно было брать в дорогу, они стали традиционным элементом провианта воинов, охотников и других людей, надолго уезжавших из дома.

При приготовлении теста для осетинских пирогов изначально не использовалось дрожжевое тесто. Современные кулинары обильно добавляют дрожжи, яйца, кефир.

Пироги готовились в очень тонком виде. Поскольку семьи у осетин очень большие, то их выпекали много, и использовались для этого печи с высокой температурой. Выпекались они быстро, и их сразу обильно смазывали маслом.

Осетинский пирог с мясом

Сегодня, они не просто пища, а философия. Каждое изделие что-то символизирует. Все интересные факты, копившиеся столетиями, так или иначе нашли свое отражение в рецептах и правилах употребления пирогов в пищу.

Традиционные осетинские пироги

Сегодня оригинальные осетинские пироги кулинары готовят для встречи гостей, к праздникам, на траур. Как они выглядят? Чаще всего имеет круглую форму. Это имеет свой определенный смысл: круг символизирует бесконечность, олицетворяет Землю как планету. Для религиозных праздников готовят треугольные — символы плодородия, олицетворяющие землю как кормилицу.

Согласно национальным осетинским традициям и старинным рецептам, на любом празднике должно быть не менее трех вариантов пирогов. Их может быть и больше, но общее количество должно быть нечетным – 5, 7 и т.д. Их нужно складывать друг на друга с небольшим смещением в сторону, чтобы сверху было видно, что их именно три. Такой вариант символизирует триединство солнца, земли и воды.

На поминках на главный стол подается 2 изделия. Смысл в этом такой, что солнце ушедшему в мир иной человеку уже не нужно.

Отличие от обычного

У русских пироги тоже считаются традиционным блюдом. Мука всегда была в достатке. Мясо в России принято экономить. Поэтому русские пироги нередко делаются пышными, в которых теста намного больше начинки. В России пироги считаются праздничным блюдом. Слово «пироги», по одной из версий, происходит от слова «пир». У осетин лепешки с начинкой являются частью обычного повседневного рациона. Чем отличается осетинский пирог от обычного?

Основные отличия:

  • идеально ровная круглая форма;
  • треугольные выпекаются намного реже;
  • толщина – в пределах 2-3 см, что ничтожно мало по сравнению с русскими пирогами;
  • пресное тесто, которое раскатывается тонкими частями;
  • очень много начинки, которая хорошо пропитывает тесто;
  • специальный состав специй, которые хорошо подчеркивают вкус продуктов;
  • отсутствие толстых краев, которые у русских пирогов принято называть «защипнутыми» — тут секрет в приготовлении, тесто раскатывается до тонкого состояния, в середину кладется начинка, края аккуратно притягиваются к центру изделия.

Лепешка выравнивается вручную или при помощи скалки. При выпечке используется минимум масла.

Названия и начинки

Осетинские пироги имеют разные названия. Какие они бывают, как называется тот или иной — зависит от начинки. Большинство названий состоит из основы, к которой добавлен суффикс «джын». Суффикс этот в осетинском языке обозначает содержание чего-либо или владение чем-либо. В частности, один «главных» национальных пирогов со свекольной ботвой называется «Цахараджин».

Даводжин

Самые распространенные и популярные разновидности:

  • «Даводжин» — с листьями черемши и национальным сыром;
  • «Кабускаджин» — с перетертыми листьями капусты и сыром;
  • «Картофджин» — с сыром и картошкой;
  • «Насджин» — с тыквой;
  • «Уалибах» и «Хабизджин» — круглый вариант с сыром;
  • «Артадзыхон» — треугольный вариант с сыром;
  • «Фыдджин» — с измельченным мясом;
  • «Кадурджин» — с фасолью;
  • «Кадындзджин» — с сыром и зеленым луком;
  • «Зокоджин» — с грибами.

Сладкие и сдобные осетинские пироги

Осетинские пироги бывают со сладкой начинкой. Они готовятся для девушек и женщин, обычно для массовых мероприятий, например – на свадьбу. Название тоже зависит от начинки:

  • «Балджин» — пирог с начинкой из свежей или замороженной вишни;
  • «Фэдкуджын» — сдобный пирог с яблоками и корицей.

Яблочный вариант давно считается идеальным сочетанием вкусов в выпечных изделиях. Такая начинка хорошо подчеркивает нежность изделия, выполняя роль блюда для легкого перекуса в течение дня.

Калорийность

Популярный «Насджин» делается с тыквой. Тыква – продукт красоты. Она способствует замедлению процессов старения в организме, омолаживает кожу, укрепляет ногти и волосы. При этом тыква считается диетическим продуктом. Калорийность пирога с тыквой – около 172 килокалорий. В нем содержатся витамины В1, В2, С, Е, РР. Диетологи советуют употреблять тыкву в «разгрузочные» дни. В тыкве содержится много клетчатки, пирог с тыквой относится к категории постных. Его рекомендуют употреблять людям, страдающим ожирением, заболеваниями сердца и желудочно-кишечного тракта.

Насджин с тыквой

Тыква бывает разных сортов, поэтому вкус пирога может быть:

  • сладковато-насыщенным;
  • кисловатым;
  • медово-сладким.

Такими же диетическим являются пироги с капустой или фасолью. Их калорийность – около 172 и 165 Ккал соответственно.

Пирог с картошкой достаточно питательный – 296 Ккал, его употребляют с бульонами и аджикой.

Пирог с картошкой и сыром

Традиционным для осетинского национального стола считается пирог с ботвой свеклы. Он может быть с сыром или без него. На каждые 100 г. такого пирога приходится 214 Ккал.

Пирог с мясом содержит около 223 Ккал. Классический пирог с сыром – 225 Ккал на 100 г.

Польза и вред

Осетинские пироги – это вкусное и полезное блюдо без пищевых добавок. Считается, что 1 кг. такого продукта может утолить голод трем взрослым мужчинам. Тесто пирогов легко усваивается желудком и пищеводом, и никакой тяжести после еды не возникает. Польза для организма очевидна.

Большинство изделий включают в себя начинку из овощей и (или) фруктов. Жиры и другие вредные компоненты практически отсутствуют. Желудочно-кишечный тракт любого человека переваривает такую пищу очень легко, не вызывая никакого дискомфорта.

Существует мнение, что сытные калорийные блюда, тем более мучные, вредны для фигуры. Многие осетинские пироги являются достаточно калорийными. Но диетологи говорят, что вред фигуре зависит от рецепта приготовления. В частности, более вредными, за счет высокой калорийности, считаются пироги, в которых много теста.

А главное отличие осетинских пирогов от европейских аналогов как раз в том, что тесто в них очень тонкое, составляет максимум 30% от изделия.

Как правильно резать и кушать

Пироги у осетин – это не просто пища, а национальная культура. Поэтому и рецепты их приготовления, и правила разрезания и употребления в пищу имеют свой особый смысл.

Форма может иметь только 2 варианта – круглый и треугольный. Круг символизирует Землю, треугольник – плодородие, силу и стабильность.

На праздничный стол выкладывают 3 пирога, положенных друг на друга стопочкой.

Осетинский праздничный стол

Как резать осетинские пироги – это очень важно. Разрезание является не просто техническим действием разделения блюда на несколько частей, а ритуалом со своим смыслом. Режутся сразу три изделия. Разрезы делаются в виде креста, 2 раза. Т.е. каждое изделие разрезается на 8 трехгранных частей. Разрез в виде креста – это 4 исходящих из центра «луча», которые символизируют 4 направления развития Вселенной. При разрезании нельзя пироги двигать и поворачивать, нельзя совершать никаких других лишних движений. Почему нельзя крутить, когда режешь? Считается, что этим можно нарушить гармонию природы.

После разрезания старший за столом раздает каждому по куску. Осетины едят свое национальное блюдо руками, обмакивая каждый кусок в топленое масло.

Сегодня осетинские пироги получили широкое распространение у других народов и во многих государствах. Полезные сытные изделия пользуются популярностью. Их готовят дома самостоятельно и заказывают в готовом виде.

Приятного аппетита!

 Название осетинских пирогов может быть разным, в зависимости от вида начинки:

Уалибах, ч(ъ)ири, хабизджын – пироги с сыром

Картофджын – пироги с картошкой и сыром

Цахараджын – пироги с измельченными листьями свеклы и сыром.

Кабускаджын – пироги с измельченной капустой и сыром.

Фыдджын – пироги с мясным (чаще говяжьим) фаршем

Давонджын – пироги с измельченными листьями черемши и сыром.

Нашджын – пироги с измельченной тыквой и сыром (бывает и без).

Х(ъ)адурджын – пироги с фасолью.

«Осетия будет в шоке…у МагасДедякова произойдет когнитивный диссонанс!» (с) Солнцеликий sunja_edu

С этими словами Беков перепостил заметку Зейнап Дзараховой в газете «Ингушетия». Заметка почему-то называется «Ингушские пироги «кхотор»», хотя из статьи вытекает, что пироги-таки бацбийские. Заметка произвел локальный эффект разоравшейся бомбы. Например, перепост на сайте «Бакдар», на момент написания данной статьи, собрал 2016 (!) просмотров. Самое интересное, что в самой заметке осетины даже не упоминаются, но «знает кошка, чьё мясо съела». Сразу пошли многозначительные комментарии:

два

А с чего вдруг Беков «врубил заднюю», спросит пытливый читатель? Дело в том, что между поспешным «Осетия будет в шоке» и примирительным «возможно и у нас, и у них были такие лепешки» осетин alangsm показал ингушам как в реальности выглядит их «древнее блюдо».

аа

Тут до пациентов, наконец, дошло, что древнеингушский «кхотор» был проиллюстрирован фотографией все тех же осетинских пирогов. Это недвусмысленно показывает о степени знакомства ингушей со своим блюдом.

мммм

Хотя нет, все об этом просто кричит, неслучайно последний комментатор прямо говорит, что у него в семье пироги называют осетинским названием. В отличие от них, семья уважаемой Дали Таргимхоевой теперь будет знать чем заменить длинное «пирог с сыром и картошкой». Хоть коленвалом готовы пироги назовать, лишь бы не «осетинскими». Комплексы, комплексы)

один

Хотя иногда правда-таки проскальзывает: «Не знаю, но не помню чтобы наши старики что либо говорили о таком. Обычно такие вещи сохраняются, про про пироги не помню» (с) malsagoff.

Итак, блюдо у бацбийцев «кхоч1ор», что значит «три слоя». Ингуши в этом факте видят какое-то заимствование, но из заметки не понятно КТО заимствовал (хотя комментаторам все уже ясно).Выяснять происхождение рецептуры – вещь неблагодарная. Блюда легко меняют рецептуру, при сохранении названия, достаточно вспомнить изначальный рецепт салата «Оливье» (известный в Осетии как «Московский»). Имеет смысл выяснять происхождение названия или, как в нашем случае, происхождение обряда. Первая, самая простая и очевидная –

совпадение

. Вторая – заимствование осетинами у ингушей. В эту версию верят наши пациенты, и именно эта версия мне представляется самой маловероятной. Не понятно, почему название этого блюда сохранилось именно у бацбийцев, самого ассимилированного народа среди вайнахов. Вообще, это уже и не вайнахи давно, это грузины-тушинцы. Кстати, интересный очерк об огрузинившихся ингушах написал огрузинившийся осетин А. Хаханов. Ингуши просто не помнят ничего связанного с мотивом «трех пирогов». У осетин «три пирога» это не просто число этих самых пирогов, это обряд, с пирогами обращаются к Богу. Сохранился подобный ритуальный комплекс у бацбийцев? Я о таком не слышал, но допускаю. У тех же сванов был аналогичный обряд*:

f--bcWIbNo0

Но, допсутим, он был, но просто подзабылся. В рассматриваемой газетной заметке читаем: «На стол ингуши подавали непременно «кхотор», т.е. три пирога. Число «3» у ингушей имеет определённую сакральность». И это всё докозательство. Честно говоря, легче найти народ для которого число «три» НЕ является сакральным, достаточно вспомнить «трех богатырей», «трех сыновей», «тридесятое царство» и т.д.** Однако если для ингушей число пирогов – это какая-то абстрактная «опреденная сакральность» (из заметки не понятно какая), то для осетин оно имеет вполне конкретное ритуальное наполнение. Предоставим слово специалисту в этой теме В. Уарзиати: «Каждой возрастной группе за столом подают комплект из трех пирогов, положенных один на другой. Обращает внимание, что названные факты находятся в прямой связи с магией чисел, а именно: число три, которое в свою очередь троекратно повторяется. Представляется, что в традиционном обществе три вертикально расположенных пирога, включенные в ритуальный контекст, организовывали мифологическое пространство. По сведениям информаторов, число три связано с тремя важнейшими категориями жизни: «хуыцау» (бог), «хур» (солнце) и «зæхх» (земля). После того, как все необходимые элементы ритуального застолья приготовлены и разложены на столе перед старшим, он чуть раздвигает верхний и средний пироги и с посвятительной речью обращается к небесным патронам»***. Что касается числа «три» у осетин, то только добавлю, что свою знаменитую «трехфункциональную теорию» Ж. Дюмезиль формулировал во многом на осетинском материале.

Третья версия происхождения мотив «трех пирогов» — заимстование ингушами у осетин. В пользу этой версии говорит, то, что, по одной из версий, бацбийцы являются выходцами из Джейрахского ущелье, являющееся территорией осетино-ингушского синтеза с последующей ассимиляцией тамошних осетин ингушами. Однако вопрос происхождения бацбийцев остается открытым. Косвенно о происхождении «трех пирогов» можно получить представление из того факта, что отголосок данного ритуала сохранился на территории бывшего расселения осетин, в современном Карачае. Речь об обряде «ючкъалач» (букв. перевод «три пирога»). Из «Толкового словаря карачаево-балкарского языка»:

калач

Сомнительно, чтобы карачаевцы заимствовали обряд у бацбийцев или даже ингушей, т.к. они в истории никогда не граничили. Только осетины, у которых это абсолютно живой обычай, могут быть народом-источником.

А теперь поговорим немного собственно о названиях с помощью «Этимологического словаря» В. Абаева. Осетины называют свои пироги как чисто своими названими, так и грузинскими. Например, слово «чъири»/«къере» (пирог приготовленный для ритуальных целей) имеет грузинское происхождение, и означает «лепешка». Пироги с сыром имеют наибольшее количество названий: «хæбизджын», «уæлибæх»/«уæливых», «цихтгун», «æхцин». Как мне представляется, «хæбизджын» наиболее древнее название данного блюда, и именно оно вошло в грузинский язык в форме «хабизгини» (синоним «хачапури»).

Хабизгин

А вот слово «æхцин» наоборот вошло из грузинского в осетинский. Из-за созвучия, в Осетии распространено мнение, что балкарское и карачаевское название пирогов «хычин»  происходит от осетинского «фыдджын» (произносится как «фыччын»), однако это не так. Вот карачаевское объяснение происхождения из обсуждения статьи «Хычин» в Википедии: «название хычин, связано с очень древней легендой об Ёрюзмеке, после его победы был нарисован крест(это было во времена христианства-алан), и в честь этого были приготовлены кушанья «хыч, хач»-крест, и тюрк. суффикс «ын», чуть со временем видоизменился». Именно вариации этой версии мне рассказывали самому во время поездок в Карачай. Безусловно, христианизация алан к карачаевцам не имеет практически никакого отношения, а имя «Ёрюзмек»  представляет собой тюркизированную форму чисто осетинского имени Урузмаг. Представляется, что имя это вошло в карачаевский язык вместе с Нартиадой.

Подробнее остановимся на этимологии «хычин» от «къач» («крест»). Действительно, это слов есть в многих тюркских языка (азербайджанский, крымско-татарский, турецкий и т.д.), в том числе есть это слово и в карачаевском. Считается, что это заимствование в тюркские из армянского. Почему так, а не наоборот см. у Р. Ачаряна.

Ачарян

Довольно интересно, что в отличие от карачаевцев, балкарцы называют крест чаще, как и их соседи-осетины, «джор» (осет. «дзуар»), что в свою очередь восходит к грузинскому «джвари», с тем же значением. Однако «хычин» к слову «хач» не имеет никакого отношения. Слово «хычин» происходит от осетинского «æхцин», корень которого, в свою очередь, восходит к грузинскому «хачъо» (творог). Слово «хачъо» довольно интересное, от него происходят и грузинское «хачапури», и осетинское «æхцин», и карчаевское «хычин». Представляется, что «хычин» в карачаевском, это не позднейшее заимствование, а аланское наследие. Об этом говорит то, что слово сохранено в архаичной чокающей форме и без метатезы****.

Теперь перейдем к ингушскому пирогу «чапильг». Конечно, было бы странным ожидать, что это слово имеет исконное ингушское происхождение, как и большинство тюркизмов в данном регионе, это слово заимствованно из кумыкского языка.

чапелек2

Тут, вероятно, произошла метатеза, т.к. очевидно, что «чапелек» — форма тюркского «чалпак» (туркм. çelpek; каз. шелпек; кирг. май токоч, челпек; узб. chalpak/чалпак; уйг. chalpyaq/чалпак).

В отличие от осетин, кумыков и грузин, каких-то своих оригинальных названий для пирогов у карачаевцев и ингушей я не нашел. Возможно, плохо искал. Безусловно, это мало о чем говорит, но на многое намекает.

Что касается классификации осетинских пирогов, то отсылаю к своей статье «Страсти по валибаху», она значительно дополняет данный пост.

======
Из быта и нравов жителей Вольной Сванетии». Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Том 22, 1897 г.

**Если кому интересна эта тема, отсылаю к классическим работам Владимира Проппа.

***«О столике «фынг» и ритуальной пище осетин».

****Изначальная форма слова «æхцин» звучала как «хæцин». Метатеза (перестановка) является частым явлением в осетинском языке. См. «къозо-зокъо», «сыгъзæрин-сызгъæрин».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Осетин синонимы
  • Осерчал синоним стилистически нейтральный
  • Осереднячивание деревни синоним
  • Осердившись синоним
  • Осенью синоним