В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну.
- Описание фотографии.
- Повествование на основе жизненного опыта.
- Рассуждение по поставленному вопросу.
Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете. На подготовку к монологическому высказыванию даётся 1 минута. Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение.
Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.
Если вы выбрали описание фотографии
Используйте подсказки, которые даются к заданию. Под каждой фотографией обязательно будет написано: «Не забудьте описать…» и дан небольшой план. Он поможет вам направить ход мыслей в нужное русло.
Используйте разные части речи:
— существительные — чтобы сказать, что и кто изображён на снимке;
— глаголы — чтобы рассказать о действиях персонажа(ей);
— прилагательные — чтобы описать, какие они.
Если фотография чёрно-белая, названия прилагательных, обозначающих цвета, употребить нельзя. Однако можно использовать такие слова, как тёмный, светлый, чёрный, ясный, яркий, тусклый, пасмурный, белый, солнечный.
В описании нужно рассказать, какие качества развивает та или иная деятельность. С ходу их сложно назвать, поэтому предварительно подготовьтесь, почитайте.
Считайте предложения про себя (можно даже загибать пальцы, чтобы не сбиться). Помните, что вы должны сказать не менее 10 предложений, причём неважно, какие они по структуре, поэтому лучше составлять простые или небольшие сложные.
Как описывать фотографию?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог. Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
Синонимы для описания
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
Клише
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить (что?)…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
Примерный шаблон описания фотографии
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то
описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции
присутствующих (присутствующего) на ней.
Оценивание
За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:
1. Выполнение коммуникативной задачи. Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок.
2. Учёт речевой ситуации. 1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту.
3. Речевое оформление. Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».
Фотографии к заданию 3 из вариантов 2020-2021 года
Фотографии к заданию 3 из других вариантов, в том числе 2022 года
- На этой фотографии запечатлен кадр из школьного спектакля.
- На нём две девочки стоят на фоне замка.
- Замок по сравнению с девочками огромен.
- Его серые стены с нарисованными камнями очень высокие.
- Девочки приложили пальцы к губам, прося тишины.
- Они открывают замковые ворота.
- На девочках высокие колпаки, а значит спектакль этот про средневековье.
- Такие колпаки носили знатные горожанки, их и играют девочки.
- В театральном кружке ребята учатся быть раскованными, выражать свои эмоции.
- У школьников развивается воображение, память, дикция.
- Посещение музея — это всегда новые открытия, которые хочется запечатлеть, чтобы поделиться ими с родственниками и друзьями.
- Передо мной фотография, сделанная в картинной галерее.
- На ней изображена группа школьников с женщиной-экскурсоводом на фоне картин.
- Дети одеты в повседневную одежду.
- На стене висят портреты великих людей в красивых резных рамах.
- Обращают на себя внимание очень высокие стены картинной галереи.
- Ребята столпились вокруг экскурсовода и внимательно её слушают.
- Один школьник даже поднял руку, чтобы высказать свое мнение.
- Просмотр картин, сопровождаемый рассказами экскурсовода, позволяет прикоснуться к прекрасному и расширить кругозор.
- Глядя на фотографию, вспоминается посещение художественного музея с классом, яркие впечатления, оставшиеся после экскурсии.
- В жизни каждого человека есть радостные мгновения, которые хочется навсегда сохранить в памяти.
- Одно из них запечатлено на данной фотографии.
- Центральное место на снимке занимает девочка-первоклассница, которая возвращается из школы, весело подпрыгивая.
- На ней надета школьная форма тёмного цвета с кружевными манжетами и воротником, белоснежный фартук, гольфы и чёрные туфли.
- В правой руке школьница держит рюкзак золотистого цвета.
- Волосы девочки заплетены в косички, украшенные бантами.
- Искрящиеся счастьем глаза, улыбка, лёгкость движений – все это передаёт радость, которую испытывает первоклассница.
- Фотография сделана ранней осенью.
- Выложенная плиткой дорожка уже усыпана опавшими жёлтыми листьями.
- Но вдоль неё с обеих сторон стройными рядами стоят деревья, ещё сохранившие летний наряд.
- Снимок вызывает чувство радости и беззаботности, и навевает воспоминания о первых днях в школе: линейке, любимой учительнице, знакомстве с одноклассниками.
- Фотография — возможность запечатлеть момент жизни, вызвавший яркие эмоции.
- Перед нами один из таких снимков, сделанный в столице нашей Родины.
- В центре него находится комплекс величественных небоскрёбов.
- Одна из построек имеет необычную форму спирали.
- За высотными зданиями виднеется сооружение, похожее на башню, крыша которого увенчана звездой.
- Оно выделяется на фоне современных многоэтажек.
- На переднем плане фотографии мы видим людей, пересекающих автомобильную дорогу по пешеходному переходу.
- Юноша и девушка едут на велосипеде.
- Позади них идут подросток и женщина.
- От небоскрёбов людей отделяет огромный поток легковых автомобилей, с которым смешался общественный транспорт и двухэтажный автобус.
- Движение пешеходов, велосипедистов и машин, передающее динамику делового центра, высокие здания, широкие улицы — всё это позволяет зрителю почувствовать атмосферу современного города и насладиться его красотой.
- Приятное времяпрепровождение с друзьями, страшные истории вечером у костра — всё это знакомо каждому, кто хотя бы раз отправлялся в поход.
- Лучшие моменты весёлого приключения всегда хочется запечатлеть на фотоаппарат, чтобы сохранить надолго в памяти.
- Перед нами снимок, сделанный летом на поляне.
- На переднем плане фотографии мы видим четырёх подростков, которые собрались около костра, чтобы перекусить.
- Слева на большом бревне, обхватив ноги рукой, вполоборота сидит мальчик с тёмными волосами, в серой толстовке и джинсах.
- Его приподнятое настроение передаёт открытая улыбка.
- В руке у мальчика ветка с хлебом, которую он держит у огня.
- Рядом сидит девочка с распущенными светлыми волосами в расстёгнутой теплой кофте, свободных брюках и кроссовках.
- Рядом с девочкой, скрестив руки, скромно сидит ещё одна участница похода с короткими русыми волосами.
- На ней надета бежевая водолазка и светлые штаны с синим узором. Обращает на себя внимание её обувь — сандалии.
- Рядом с группой подростков, но на отдельном небольшом бревне расположился мальчик в полосатой футболке, брюках и кроссовках.
- Мальчик серьезен и задумчив.
- Он, как и его товарищ, жарит хлеб на костре.
- Позади ребят установлена палатка, за которой находится склон, заросший травой.
- Рассматривая снимок, погружаешься в атмосферу тёплых летних дней, проведённых с друзьями на природе, вспоминаешь запах костра и вкус печёного картофеля.
Создать монологическое высказывание по фотографии нелегко. И вот почему.
Время, выделенное на подготовку, составляет всего 1 минуту. Фотография на устном собеседовании распечатывается на листе в чёрно-белом формате, некоторые детали могут ввести в заблуждение, и ученик допустит ошибки в определении содержательной части изображения. Складывается совсем иное настроение, когда рассматриваешь вместо цветного снимка в однотонном виде искусно или неудачно сделанный фотокадр.
Кроме того, девятиклассник ошибочно полагает, что описать фотографию – это рассказать об увиденном на ней, поэтому больше 6 предложений импровизированно составить не может. Чтобы монолог получил нужный балл, необходимо произнести не менее 10 фраз, состоящих из предложений разного вида и состава.
Тематика фотографий самая разная: здесь и праздники, и развлечения, и природа, и спорт, и путешествия, и экскурсии. Чаще всего представлены снимки об увлечениях, о семье, профессиях, дружбе, отношениях с животными, о добрых поступках, патриотизме.
Описание застывшего события (а это могут быть тематические кадры), портрета человека, групп людей, животных, неодушевлённых предметов, явлений, природы, интерьера поддаётся не каждому и требует основательной подготовки. Описывать – значит передавать признаки и свойства объекта, и здесь не обойтись без прилагательных, существительных и наречий. Можно, конечно, воспользоваться вопросами-помощниками и перечислить совершаемые героями фотографии действия, запечатлённые в определённый момент времени. И тут никуда не деться без глаголов несовершенного вида, стоящих в форме прошедшего или настоящего времени.
И ещё одно важное уточнение: для повествования свойственна динамика и последовательность, развитие события, начало и конец его. Для описания характерна статика и непоследовательность.
Прежде всего нужно следовать плану данного типа речи. Напомним его:
- Общее представление об объекте.
- Детали (качества и свойства, которыми он обладает).
- Впечатление от объекта (мнение).
Также следует учитывать разновидности описания:
— для описания человека указать его характеристику (возраст, фигура, поза, одежда, характер, особенности);
— для описания состояния одного человека или группы людей изобразить эмоции (весело, радостно, грустно, одиноко, смешно, страшно, опасно), мимику, позу, прическу, одежду, обувь, место, где находятся, предметы, которые держат;
— для описания животного увидеть особенности его внешнего вида (форма, величина, цвет, порода, масть), поведения (нрава), отношение к домашнему питомцу, впечатление о диком звере;
— для описания неодушевлённого предмета дать более точные признаки (размер, объём, цвет, форма, материал);
— для описания явления природы (грозы, снегопада, радуги, дождя, облаков, изморози) раскрыть их назначение, специфические особенности, свойства, признаки, состав, воздействие;
— для описания места (окружающей среды) учесть его нахождение в пространстве, общий вид, свет, тени, время суток, время года, погоду, небо, здания, улицы, растительность, люди;
— для описания интерьера обратить внимание на вид и назначение помещения (пол, потолок, стены, окна, мебель, декор: часы, картины, вазы, зеркала, светильники).
Важное умение – рассматривание фотографии.
Во-первых, надо найти смысловой центр снимка, чтобы понять замысел фотографа, определить тему, разглядеть основные предметы и лица, понять местонахождение и положение объекта.
Во-вторых, увидеть, что делает объект и как он выглядит.
В-третьих, выяснить, где сделана фотография: в помещении, на природе, в какое время года и суток.
И последнее, что без цвета сделать невероятно трудно, – найти яркие, эффектные детали. Осталось только выразить своё отношение к изображению и эмоции (впечатление).
Есть и то, чего делать не нужно. Нельзя придумывать того, чего нет на фотографии (сочинять предысторию или финал). Не надо опираться только на 3-4 вопроса-помощника, которые есть на карточке участника собеседования. Получится именно 3-4 фразы и всё. Станете натужно составлять следующие фразы, не зная, о чём ещё сказать, пойдут паузы, будете повторяться.
Чтобы не было речи однообразной, насыщенной повторами, необходимо использовать синонимы, какие как:
фотография — снимок, фото, кадр, изображение;
вижу — смотрю, наблюдаю, замечаю;
изобразил — показал, передал, запечатлел, представил, зафиксировал;
интересная — удивительная, забавная, необычная.
Вопросы общего характера помогают составить описание:
- Что изображено на фотографии?
- Есть ли на фото человек (люди, животные) и как он выглядит?
- Что он или они делают?
- О чём он или они думают?
- Как он или они выглядят?
- Что находится на переднем плане?
- Что находится на заднем плане?
- Кто мог быть фотографом и зачем сделан снимок?
- Что больше всего привлекает в фотографии?
- Какое отношение (мысли, чувства, переживания) вызывает снимок?
Начать свой монолог лучше так: На фотографии мы видим… Передо мной фото, сделанное во время… Перед нами фотография, на которой запечатлена … Фотографии помогают на мгновение остановить время — надолго сохранить в памяти моменты, связанные с приятными событиями. Например, … Снимок сделан во время… Я думаю, что на нём изображён…
В основной части не забыть сказать об этом: В объектив фотографа попали … На переднем плане изображены… В центре изображен … Центральное место на снимке занимает… На заднем плане находится… расположены… Становится понятно, что им…
В заключительной части помогут такие фразы: Глядя на фотографию, вспоминаешь… переносишься в… Фотография вызывает восхищение… Я считаю, что… Фотограф виртуозно сумел передать атмосферу… Глядя на снимок, невольно начинаешь восхищаться тем, как… Запечатленный пейзаж вызывает чувство умиротворения… Снимок вызывает чувство радости и беззаботности… Рассматривая снимок, погружаешься в атмосферу… Я считаю, что снимок получился удачным, потому что… Мне понравилась эта фотография, потому что она передаёт…
Предлагаю вам рассмотреть следующие разноплановые фотографии и прочитать подготовленные описания к ним.
Фотография 1
Опишите фотографию. Что Вы на ней видите? В какое время года сделана фотография? Какое место изображено на ней? Какое средство передвижения использует человек? Какое настроение передаёт снимок?
Перед нами снимок, сделанный осенью в парке на деревянном мостике с перилами. Отсюда хорошо наблюдать за изменившейся природой: повсюду лежат сухие жёлто-красные листья клёна. Наверное, человек отдыхает от катания на скейтборде и любуется с этой площадки открывшимся чудесным видом.
На переднем плане фотографии мы видим одно из любимых средств передвижения современных подростков на улицах города. От катания можно получить максимальное удовольствие и ощутить свободу передвижения, не зависеть от пробок и быстро добираться по места назначения. Но это не просто — встать на узкую доску с четырьмя колёсиками и поехать. Скейтборд относится к экстремальным видам спорта и больше подходит для спусков по горным дорогам. Если не рисковать и не делать трюки, то прогулка по парку получится замечательной. Отдых на природе, свежий воздух и прекрасные виды помогают человеку отвлечься от рутины привычных забот.
От этой фотографии веет спокойствием и тихой грустью. Хорошо в одиночестве понаблюдать за изменениями в природе, отложив в сторону свой любимый скейт.
Фотография 2
Опишите фотографию. Что Вы на ней видите? Какое явление природы Вы видите? Опишите общее настроение, которое передано на фотографии. Каковы ваши впечатления от снимка?
На фотографии я вижу радугу – одно из самых красивых явлений природы. Она появляется во время летнего ливня, когда идёт дождь и одновременно светит солнце. Это удивительное явление просто завораживает.
После дождя над городом по мрачному грозовому небу растянулся радужный полукруг и перекинул свой разноцветный мостик между высоким многоярусным зданием и старинной постройкой справа. Кажется, радуга украшает небо уже долгое время, так как идут прохожие и никто не останавливается, чтобы полюбоваться этим чудом природы. Красавица радуга имеет разнообразный колорит. Её длинные лучи изогнутыми дорожками красуются над городской суетой.
Приятно созерцать и наблюдать радугу на снимке. Этот пейзаж вызывает радость, чувство спокойствия и умиротворения. Так и хочется пробежаться по этому необычному мостику.
Фотография 3
Опишите фотографию. Каких животных Вы видите? Где они находятся? Опишите общее настроение, которое передано на фотографии. Каковы ваши впечатления от снимка?
Перед нами фотография, на которой запечатлены две лошади в открытом загоне, расположенном, по-видимому, рядом с пастбищем. Трудно сказать точно, какой временной промежуток запечатлён на снимке. Можно предположить, что это вечер, моросит дождик, сгущается туман. Кроме деревянных столбов справа в сумраке не видно даже конца огороженной территории.
Центральное место на снимке занимают кони: гнедой и серый в яблоках. Грациозными созданиями можно любоваться долго. От сильного ветра развеваются их густые длинные гривы. Они – живое воплощение силы, красоты, строптивости, бунта и свободолюбия. Животные подошли очень близко к проволочной сетке ограды и не боятся человека. Это место, похоже, сильно вытоптано лошадями. А вот на заднем плане находится зелёное поле. Становится понятно, что за конями пришли люди, чтобы отвести их в конюшню.
Глядя на фотографию, я вспоминаю мультфильм о ёжике, увидевшем в тумане белую лошадь. Фотографу удалось передать атмосферу ненастного туманного вечера и невероятную энергию, рвущуюся наружу с каждым взмахом гривы или наклона головы коней.
Фотография 4
Опишите фотографию. Что Вы на ней видите? В какое время года сделана фотография? Где и как перемещаются люди, опишите их транспортное средство, их одежду. Что они преодолевают? Какое настроение передаёт снимок?
Передо мной фотография, на которой запечатлён сплав нескольких человек на рафте по бурной реке. Они одеты в специальную форму, которая помогает им остаться сухими и избежать травм во время непредсказуемого движения по воде: на голове красные и синие шлемы, на теле спасательные жилеты. Это любители активного отдыха и туризма.
На переднем плане снимка бурлит прозрачная вода, пенясь от сильного течения и порогов. Люди используют вёсла, чтобы их судно не перевернулось от мощных потоков и стремительного течения реки. Лица туристов сосредоточены и суровы: нужно не отвлекаться, следить за скоростью и поворотами, чтобы не опрокинуться и не попасть в воду. Но пока одни дружно гребут, кто-то держит по центру лодки большой груз. На заднем плане видны высокие деревья, кустарники и большие валуны. Несмотря на солнечный летний день чувствуется речная прохлада, слышатся возгласы людей, шумный плеск воды.
Снимок получился удачным и атмосферным, потому что можно наблюдать не только потрясающий пейзаж, но и эмоции людей во время экстремального сплава.
фотография 5
Опишите фотографию. Что Вы видите? На что смотрит окно? Опишите время суток. Какое настроение передаёт снимок?
На фотографии, запечатлевшей высокое узкое окно, можно увидеть морской пейзаж. Спокойна гладь морского залива, медленно движутся лодки. Одни уже пристали к берегу, другие замерли, закинув сети. Нелегко определить время суток, облака розоватые, крыши домиков, теснящихся на пристани освещены вечерним неярким солнцем.
На переднем плане снимка почти не разглядеть улицу, так плотно — крыша к крыше — стоят невысокие домики. Вокруг безлюдно. А на другом берегу видны покрытые растительностью холмы без жилых построек. Большую часть окна занимает небо с безмятежно плывущими по нему облаками. Заметны следы рассеявшейся белой тучи, она движется на материк, открывая взгляду нежную лазурь небесного простора. Обращает на себя внимание и деревянная рама окна, позолоченная лучами заходящего солнца. Чистейшее стекло не искажает прелестного вида, можно даже разглядеть снаружи вверху справа муху.
Мне очень понравилась эта фотография, потому что она передаёт спокойствие гавани, несуетность рыбацкого посёлка, умиротворённость наступающего вечера.
Можно потренироваться и самостоятельно описать другие фотографии.
Фотография 1
Опишите фотографию. Какое явление изображено на фотографии? Какая атмосфера передана через фотографию? Какое место и время изображено на фотографии?
Фотография 2
Опишите фотографию. Кто изображён на фотографии? Какое событие изображено на фотографии? Какое настроение передано на фотографии? Ваши впечатления от снимка?
Фотография 3
Опишите фотографию. Какое место, где происходит событие, изображено на фотографии? Кто изображён на фотографии? Как автору фотографии удалось передать эмоционально приподнятое ощущение ожидания праздника?
Фотография 4
Опишите фотографию. Каково место действия? Какое время года на фотографии? Какие чувства вызывают у вас цветы, изображённые на фотографии? Какое настроение создаёт фотография?
Фотография 5
Опишите фотографию. Кто изображён на фотографии? Где и когда происходит действие, запечатлённое на фотографии? Что привлекает людей на развалины древнего города?
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где? и когда?)
В центре фотографии – (кто? что?). …………………………………………………….
Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу… (чего?)
Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать (понять)…(что?) Писатель В. П. Астафьев считал, что фотография – летопись нашей жизни.
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где? и когда?)
В центре фотографии – (кто? что?). …………………………………………………….
Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу… (чего?)
Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать (понять)…(что?) Писатель В. П. Астафьев считал, что фотография – летопись нашей жизни.
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где? и когда?)
В центре фотографии – (кто? что?). …………………………………………………….
Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу… (чего?)
Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать (понять)…(что?) Писатель В. П. Астафьев считал, что фотография – летопись нашей жизни.
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где? и когда?)
В центре фотографии – (кто? что?). …………………………………………………….
Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу… (чего?)
Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать (понять)…(что?) Писатель В. П. Астафьев считал, что фотография – летопись нашей жизни.
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где? и когда?)
В центре фотографии – (кто? что?). …………………………………………………….
Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу… (чего?)
Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать (понять)…(что?) Писатель В. П. Астафьев считал, что фотография – летопись нашей жизни.
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где? и когда?)
В центре фотографии – (кто? что?). …………………………………………………….
Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу… (чего?)
Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать (понять)…(что?) Писатель В. П. Астафьев считал, что фотография – летопись нашей жизни.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
ОГЭ. Устный экзамен. Описание фотографии
Национальный центр инноваций
в образовании
НЦИО
Слайд 2
Пособие предназначено
для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена
по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы
и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.
Работая с пособием, учащиеся научатся
∙ грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;
∙ выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;
∙ излагать материал на основе личного жизненного опыта;
∙ представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;
Пособие рекомендовано учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.
Слайд 3
Возьмите на заметку…
Фотография начинается с замысла, который фотограф
хочет воплотить в своем фотоснимке и донести его до
зрителя.
Фотограф находит в окружающем мире тот материал, который ляжет
в основу снимка, и решает, в какой части снимка должен оказаться главный объект изображения и где – второстепенные.
Отобрав в кадр из всего окружающего материала только те элементы, которые раскрывают смысл и содержание снимка, фотограф должен выделить эти элементы, изобразить их отчетливо, выпукло, объемно, так, чтоб смысловой центр снимка сделать зрительным центром. Делается это для того, чтобы именно сюда, к центру сюжета, привлечь внимание зрителя, так как здесь – ключ к решению темы фотографии.
Смысловой центр фотоснимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел, тема фотоснимка. Это ключ для понимания замысла фотографа зрителем.
Зрительный центр фотоснимка – это та часть фотографии, которая в первую очередь привлекает внимание зрителя. Главная задача фотографа – так построить композицию фотоснимка, чтоб смысловой и зрительный центры фотографии совпали.
Фотограф должен расчленить попадающую в плоскость кадра картину на элементы и оценить каждый составляющий элемент. Эти элементы могут
образовывать центр сюжета;
характеризовать обстановку, среду;
быть изобразительными элементами.
Слайд 4
Словарь терминов, используемых в описании фотографии
Фотография — корни
слова восходят к греческому языку: phos (photos) — «свет»
и grapho — «пишу». Буквально: «пишу светом».
1. Получение изображений предметов на
светочувствительных пластинках, плёнках.
2. Снимок, полученный таким образом.
Жанровая фотография — это остановленное мгновение жизни, какая-то сцена, история, но не постановочная, а естественная.
Замысел — задуманный план действий, деятельности, намерение; заложенный в фотографию смысл, идея.
Кадр — понятие, означающее в фотографии отдельный снимок в одной тематической серии.
Композиция фотокадра — структура, соотношение, взаимное распределение отдельных элементов фотографического изображения, обусловленные содержанием и характером произведения и во многом определяющие его восприятие.
Композиционный центр в фотографии — элемент снимка, связывающий все остальные его части в единое целое и не позволяющий этому целому развалиться на отдельные элементы; первое, что привлекает внимание зрителя.
Кульминация — момент наивысшего подъёма, напряжения в развитии чего-либо.
Облик — внешний вид, очертание, наружность.
Панорама — это снимок, сделанный с большим углом охвата, например пейзажа или большой группы людей. Панорама рассчитывается на ее восприятие целиком и последовательно фрагмент за фрагментом.
Передний план — объекты, расположенные на снимке ближе, чем главный объект съёмки.
Пейзаж — это природа как таковая и природа искусственная, сотворенная человеком: городская архитектура, сельские избы, стройки. В пейзажных снимках перед зрителем предстают леса и поля, луга и горы, моря и реки, то есть природа естественная.
План — место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.
Поза — положение, принимаемое тем, кого рисуют или фотографируют.
Смысловой центр фотографии — элемент или несколько элементов снимка, делающих последний не просто набором изображённых на нем объектов, а наполняющих его определённым смысловым содержанием, отражающим замысел автора.
Сюжет — система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.
Фигура — изображение человека или животного.
Фон — задний план фотографии, способствующий выделению главных элементов композиции.
Форма — внешнее очертание, наружный вид предмета.
Характер — совокупность всех психических, духовных свойств человека, отражённая в деталях фотографии.
Цветовая гамма — ряд цветов, преобладающих на рассматриваемом объекте или его изображении.
Четкость — степень проработки деталей изображения на фотографии.
Экспрессия — непосредственно наблюдаемые внешние сигналы и знаки, информирующие о внутреннем состоянии запечатлённого на фотографии.
Слайд 5
Описание
Описание — функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении
целого ряда признаков явлений, предметов или событий, которые необходимо
представить себе одновременно.
Описание – это мир в статике.
Основа описания
– перечисление признаков, свойств предмета, явления.
Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Структура описания:
— общее представление о предмете;
— перечень отличительных признаков предмета;
— авторская оценка, вывод, заключение.
Функции описания — создание образных картин: обстановки, атмосферы событий.
Слайд 6
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале
– первое предложение или абзац в качестве исходного пункта.
Все остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его.
Эти предложения между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически.
Каждое предложение относительно самостоятельно.
Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени.
В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего. Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия.
Характерен синтаксический параллелизм.
Частотно употребление именных сказуемых, назывных и безличных предложений.
В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Широко используются синонимы, определения, неполные предложения.
Слайд 7
Упражнения для развития монологической речи (описание фотографии)
Внимательно прочитайте
задание и рассмотрите фотографию.
Составьте предложения на предложенную тему.
Назовите признаки
предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер).
Опишите людей, запечатлённых на
фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.
Составьте описание фотографии по опорным словам.
Слайд 8
Подготовка к монологу (описание фотографии)
Вариант 1
1. Что Вы видите
на фотографии?
2. Почему, на Ваш взгляд, фотограф запечатлел именно
эти предметы?
3. Какую, на Ваш взгляд, цель преследовал автор снимка, запечатлев
данные предметы?
Что характерно для композиции фотоснимка:
а) что изображено крупным планом в его центре?
б) что Вы видите на заднем плане снимка?
в) на каком фоне изображены предметы?
г) что особо тщательно, детально передано на снимке?
5. Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
6. Назовите признаки предметов, изображённых на фотографии (цвет, форма, размер).
7. Что больше всего привлекает в фотографии?
8. Какие мысли, чувства, переживания вызывает она?
Слайд 9
Подготовка к монологу (описание фотографии)
Вариант 2
1. Рассмотрите внимательно фотографию.
2. Какое
явление, событие изображено на снимке?
3. Почему фотограф запечатлел именно
этот момент (событие)?
4. Что (кто?) выделено на снимке особо (цветом или
композиционно)?
5. Опишите изображённое на фотографии:
главного героя(-ев);
его (их) занятие(-я);
внешний облик: лицо(-а), волосы, одежду;
позу(-ы);
жесты;
динамику движений;
взаимоотношения;
настроение.
6. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
7. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, цвет, яркие детали)?
8. Что больше всего привлекает в фотографии?
9. Какие мысли, чувства, переживания вызывает она?
Слайд 10
Синтаксические конструкции для описания фотографии
Слайд 14
Задание
Тема 1. Спортивное соревнование
1. Опишите фотографию.
Не забудьте
рассказать,
какое спортивное соревнование запечатлено фотографом;
кто принимает
участие в соревновании;
что привлекло автора фотографии в этом фрагменте
соревнований;
опишите присутствующих и их состояние.
Слайд 16
Этот спортивный
снимок передаёт динамичный момент соревнований, наполненный действием, движением, азартом
мотогонок.
Фотография интересна тем, что
на ней изображён крутой поворот, который проходит большая группа мотоциклистов. Какое разное у них состояние, как интересно рассматривать этот кадр! Лучше всего положение у мотоциклиста в правом углу: он хорошо прошел поворот, наклонил машину на вираже, не потерял скорости и стал лидером группы. О скорости движения спортсмена и сложности трассы говорит фонтан песка из-под колёс его мотоцикла. Эта фигура гонщика — самая динамичная из всех: он собран, наклонён вперёд, весь в движении. Создаётся впечатление, что спортсмен — одно целое со своим мотоциклом.
Менее динамичны фигуры двух крайних левых мотоциклистов, потерявших на повороте скорость и не сумевших пройти его с ходу. Один из них даже помогает машине развернуться, опустив ногу на землю. Мотогонщику нужно спешить, потому что соперник в красном уже обходит его, стремится вырваться вперёд.
У номера сорок три (в центре кадра) заглох мотор. Еще секунда — и его обойдёт большая группа мотоциклистов, а ведь этот гонщик, судя по положению на снимке, был одним из лидеров соревнования. Действительно, напряжённый момент борьбы на дистанции передан очень выразительно, и фонтаны песка — важный компонент изображения, помогающий почувствовать жаркую обстановку борьбы на трассе.
Хотелось бы сразу заметить, что фотографом найдена удачная точка, обеспечившая многоплановость этого изображения: на переднем плане – группа спортсменов, стремящихся к победе, дальше образуется отчётливый второй план с отставшими гонщиками, еще правее – наблюдатель с флагом, жёлтый цвет которого, насколько я знаю, показывает, что в зоне действия поста есть какая –то помеха, опасность и необходимо снизить скорость. В самом деле, впереди, как мы видим, крутой поворот и заглохший мотоцикл одного из участников.
В глубине кадра – одинокий болельщик и, наконец, фон – яркий зелёный луг и роща. Эта многоплановость помогает фотографу передать глубину пространства, размах происходящего.
Можно смело утверждать: мало кого гонки оставляют равнодушным. И фотографу на данном снимке удалось запечатлеть захватывающее мгновение этих соревнований.
Слайд 17
Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
Благодарю за внимание!
Слайд 18
Литература
ФИПИ Образцы
контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой
аттестации по русскому языку. М., 2017
Нечаева
О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. — Улан-Удэ, 1974.
http://licey.net
Слайд 1Итоговое собеседование
Задание 2.
Описание фотографии
Слайд 3Карточка участника
Тема 1. Семейный отдых
Опишите фотографию. Не забудьте рассказать:
Где и когда
отдыхает семья;
Какие формы отдыха предпочитает;
Что можно рассказать о каждом члене семьи;
Опишите изображённых на снимке, их эмоции.
Слайд 4Алгоритм описания фотографии
Слайд 5Структура текста
Вступление
Основная часть
Заключение
Слайд 6Клише к вступлению
Передо мной находится фотография, на которой изображено (-ы)…….
Я держу
в руках снимок, где изображена…
Я рассматриваю фотографию, которая изображает……
Мне дано задание описать фотографию. На данном снимке я вижу……
Слайд 7Клише к основной части
Фотограф запечатлел интересный момент действительности: ………….
Фотография полна (чего?)…
Самым
ярким элементом (героем, видом), на мой взгляд, является….
Картина, запечатлённая на фотографии, несёт в себе …..настроение.
Цвет передает атмосферу снимка:…
Слайд 8Клише к заключению
Завершая описание, хочется отметить….
Таким образом, жизненный эпизод, изображённый на
фотографии, демонстрирует нам (что?)……
В конце хочется сказать, что фоторгафия несёт в себе…..
Как бы мне хотелось (или не хотелось) побывать вместе с героями данной фотографии (где?) или: провести вместе с ними…..
Слайд 10Карточка участника
Тема 1. Библиотека
Опишите фотографию. Не забудьте рассказать:
Где происходит действие;
В каком
порядке и с какой целью могут быть расположены книги;
Какова роль библиотекаря;
Опишите присутствующих.
Слайд 11Карточка участника
Тема 1. Семейные реликвии
Опишите фотографию. Не забудьте рассказать:
Что такое семейные
реликвии и чем они могут быть представлены;
Как появляются семейные реликвии и почему бережно хранятся веками;
Каково значение семейных реликвий;
Опишите изображённое на фотографии