Оперантное Обусловливание
- Оперантное Обусловливание
- Оперантное обусловливание — форма научения — . Характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Синоним — инструментальное научение, operant conditioning.
Психологический словарь.
2000.
Смотреть что такое «Оперантное Обусловливание» в других словарях:
-
оперантное обусловливание — термин, введенный американским психологом Б. Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. условный рефлекс). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное… … Большая психологическая энциклопедия
-
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ — Вид обусловливания, при котором оперантная реакция помещается под контроль стимула. Операцией, с помощью которой происходит такое обусловливание, является предъявление подкрепления непосредственно после реакции организма. Этот операциональный… … Толковый словарь по психологии
-
Оперантное обусловливание — – стратегии научения, при которых человек или животное должны реагировать на раздражитель, чтобы получить подкрепление. Подкрепление повышает вероятность того, что данный вид поведения повторится. Оперантное обусловливание ведет свое начало от… … Словарь-справочник по социальной работе
-
Оперантное обусловливание — обозначение особого пути образования условных связей). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное сначала производит какое нибудь движение (спонтанное или инициированное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
-
Оперантное обусловливание (operant conditioning) — Термин О. о. применительно к научению используется в двух значениях. В более узком смысле с ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле… … Психологическая энциклопедия
-
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ — Теория инструментального, или О. о. связана с именами Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.). В отличие от принципа классического обусловливания (S >R), они разработали принцип О. о. (R >S), согласно которому поведение… … Психотерапевтическая энциклопедия
-
Оперантное обусловливание — (operant conditioning) процесс научения, при котором поведение, приносящее удовлетворительные последствия или вознаграждения, будет, скорее всего, повторено … Общая психология: глоссарий
-
Оперантное обусловливание — (operant conditioning). ТТип обусловливания, которое имеет место, когда организм получает подкрепление (вознаграждение или наказание) за произвольно получаемую реакцию. В этом случае происходит научение только тому, что подкрепляется … Психология развития. Словарь по книге
-
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ — Общий термин для группы эмпирических понятий особенно тех. которые означают условия, при которых происходит ассоциативное научение. Часто в этой группе выделяются два отдельных тита: классическое обусловливание (или тип S. или реактивный, или… … Толковый словарь по психологии
-
обусловливание оперантное — термин, введенный американским психологом Б. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. рефлекс условный). В отличие от классического (Павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при обусловливании… … Большая психологическая энциклопедия
Инструментальное обусловливание
процедура, в которой подкрепление реакции на стимул происходит в ходе оперирования со средой. Синоним: Оперантное обусловливание (в отличие от классического, Павловского).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
инструментальное обусловливание
Экспериментальная процедура, в ходе которой частота или вероятность реакции изменяется от одной величины перед обусловливанием до другой величины — после. При инструментальном обусловливании организм должен выполнять соответствующую реакцию, чтобы быть подкрепленным.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
Инструментальное обусловливание
научение агрессии посредством наблюдения поощрений и наказаний за акты насилия другого человека. Различают два типа научения: а) классическое (или павловское), основанное на механизме условного рефлекса между стимулом и ответной реакцию (S>R); б) оперантное, когда закрепляются поведенческие реакции, приносящие успех (R>S). При этом определённую роль в обусловливании могут играть опосредующие эмоции, ситуативный компонент и проч.
Источник: Словарь терминов агрессии и насилия
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
1. Экспериментальная процедура, в которой подкрепление за выполнение некоторого действия предлагается только после того, как организм человека или животного выполнил соответствующее действие. 2. Вид научения, в ходе которого животное или человек для того, чтобы научиться чему-либо, должны по собственной инициативе выполнить какое-либо действие и получить за него подкрепление. При О.и. в опыте организма закрепляются и в его активности чаще всего появляются те реакции, которые получают положительное подкрепление и приводят к нужному поведенческому результату (порождают положительный, полезный для организма эффект). Нередко для обозначения данного вида обусловливания применяется также словосочетание «оперантное обусловливание». Однако в действительности между этими видами научения-инструментальным и оперантным-есть некоторые различия: О.и. является частным случаем оперантного обусловливания. См. научение оперантное, научение условнорефлекторное.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Экспериментальная процедура, в которой подкрепление возникает только после того, как субъект соответствующим образом отреагирует. Лабиринты, прямые коридоры, проблемные ящики и т.п. – все это примеры экспериментальных приборов, используемых для изучения инструментального обусловливания. На некоторые вещи, касающиеся этого термина, следует обратить внимание. (а) Название происходит от того факта, что возникновение соответствующей реакции инструментально в вызывании подкрепления. Противопоставляется классическому обусловливанию, при котором безусловный стимул появляется независимо от того, возникает ли обусловленная реакция. (б) Многие авторы предпочитают употреблять скорее термин оперангное обусловливание, чем инструментальное обусловливание. Это, однако, не просто вопрос замены одного термина другим. Понятие инструментального обусловливания традиционно охватывает ситуации дискретных попыток, в которых субъект должен был выполнять некоторое действие в структурированном окружении. Понятие опе-рантного обусловливания охватывает как «свободное» поведение, так и поведение в дискретных попытках, включая и поведение, при котором субъект реагирует некоторым изменяемым способом на среду (или «оперирует» с ней). Следовательно, инструментальное обусловливание в действительности является частным случаем оперантного обусловливания, (с) Вообще, этот термин употребляется для обозначения как имеющего место актуального научения, так и самой экспериментальной процедуры. См. обусловливание и оперантное обусловливание.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
– стратегии научения, при которых человек или животное должны реагировать на раздражитель, чтобы получить подкрепление. Подкрепление повышает вероятность того, что данный вид поведения повторится. Оперантное обусловливание ведет свое начало от закона эффекта по Торндайку (Thorndike, 1898), согласно которому поведенческие реакции, дающие удовлетворительный эффект, имеют свойство повторяться, в то время как реакции, дающие неприятный эффект, чаще угасают. Заслуга развития теорий оперантного обусловливания в XX в. принадлежит Скиннеру (В. F. Skinner, 1904-1990).
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕННОЙ →← ОПЕКА
Смотреть что такое ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ в других словарях:
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ. Теория инструментального, или О. о. связана с именами Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.). В отличие от принципа классического обусловливания (S->R), они разработали принцип О. о. (R->S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы, — влияние на его результаты.<br> Для различения стимула классического условного рефлекса и стимула инструментального условного рефлекса Скиннер предложил обозначать первый как Sd (дискриминантный стимул), а второй — Sr (pecпондентный стимул). Sd — стимул, по времени предшествующий определенной поведенческой реакции, Sr — стимул, подкрепляющий определенную поведенческую реакцию и по времени следующий за ней. Хотя в повседневной жизни эти стимулы часто совмещены в одном объекте, они могут быть разделены путем анализа с целью систематизации и определения последовательности мер воздействия на модифицируемое поведение. При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому здесь очень важен этап функционального анализа или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих пациента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы. Это делается путем прямого наблюдения за поведением человека и установления связи между частотой и интенсивностью проявляемого поведения (зависимая переменная) и имеющимися в это время объектами и событиями, происходящими в окружении (независимая переменная).<br> Оперантные методы могут быть использованы для решения ряда задач.<br> 1. Формирование нового стереотипа поведения, которого до этого не было в репертуаре поведенческих реакций человека (например, кооперативное поведение ребенка, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка и т. д.). Для решения этой задачи может быть использовано несколько стратегий выработки нового поведения.<br> Под шейпингом понимается поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было свойственно ранее индивиду. В цепи последовательных воздействий важным является первый элемент, который, хотя и отдаленно, связан с конечной целью шейпинга, однако с большой степенью вероятности направляет поведение в нужное русло. Этот первый элемент должен быть точно дифференцирован, а критерии оценки его достижения четко определены. Для облегчения проявления первого элемента желательного стереотипа должно быть выбрано условие, которое может быть достигнуто быстрее и легче всего. Для этого используется разнообразное варьирующее подкрепление, от материальных предметов до социального подкрепления (одобрение, похвала и др.). Например, при обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение его внимания к одежде.<br> В случае «сцепления» используется представление о поведенческом стереотипе как о цепи отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом, запускающим новый поведенческий акт. При реализации стратегии сцепления следует начинать с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к самому концу цепи, к цели. Рассмотрение сложного поведения как цепи последовательных поведенческих актов позволяет понять, какая часть цепи хорошо сформирована, а какая должна быть создана с помощью шейпинга. Тренинг должен продолжаться до того момента, пока желательное поведение всей цепи не осуществляется с помощью обычных подкрепляющих стимулов.<br> Фейдинг — это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно прочно сформированном стереотипе пациент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. Фейдинг играет важную роль при переходе от тренировок с психотерапевтом к тренировкам в повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят от других людей, замещающих психотерапевта.<br> Побуждение является вариантом вербального или невербального подкрепления, который повышает у обучающегося уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных или на нужных действиях, или на объекте действия и т. д.<br> 2. Закрепление уже имеющегося в репертуаре индивида желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи может использоваться положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, контроль стимула.<br> 3. Уменьшение или угашение нежелательного стереотипа поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения.<br> 4. Лишение всех положительных подкреплений.<br> 5. Оценка ответа.<br> См. также Бихевиоризм, Поведенческая психотерапия, Положительное и отрицательное подкрепление.<br><br><br>… смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Теория инструментального, или О. о. связана с именами Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.). В отличие от принципа классического обусловливания (S->R), они разработали принцип О. о. (R->S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы, — влияние на его результаты.
Для различения стимула классического условного рефлекса и стимула инструментального условного рефлекса Скиннер предложил обозначать первый как Sd (дискриминантный стимул), а второй — Sr (pecпондентный стимул). Sd — стимул, по времени предшествующий определенной поведенческой реакции, Sr — стимул, подкрепляющий определенную поведенческую реакцию и по времени следующий за ней. Хотя в повседневной жизни эти стимулы часто совмещены в одном объекте, они могут быть разделены путем анализа с целью систематизации и определения последовательности мер воздействия на модифицируемое поведение. При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому здесь очень важен этап функционального анализа или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих пациента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы. Это делается путем прямого наблюдения за поведением человека и установления связи между частотой и интенсивностью проявляемого поведения (зависимая переменная) и имеющимися в это время объектами и событиями, происходящими в окружении (независимая переменная).
Оперантные методы могут быть использованы для решения ряда задач.
1. Формирование нового стереотипа поведения, которого до этого не было в репертуаре поведенческих реакций человека (например, кооперативное поведение ребенка, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка и т. д.). Для решения этой задачи может быть использовано несколько стратегий выработки нового поведения.
Под шейпингом понимается поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было свойственно ранее индивиду.В цепи последовательных воздействий важным является первый элемент, который, хотя и отдаленно, связан с конечной целью шейпинга, однако с большой степенью вероятности направляет поведение в нужное русло. Этот первый элемент должен быть точно дифференцирован, а критерии оценки его достижения четко определены. Для облегчения проявления первого элемента желательного стереотипа должно быть выбрано условие, которое может быть достигнуто быстрее и легче всего. Для этого используется разнообразное варьирующее подкрепление, от материальных предметов до социального подкрепления (одобрение, похвала и др.). Например, при обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение его внимания к одежде.
В случае «сцепления» используется представление о поведенческом стереотипе как о цепи отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом, запускающим новый поведенческий акт. При реализации стратегии сцепления следует начинать с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к самому концу цепи, к цели. Рассмотрение сложного поведения как цепи последовательных поведенческих актов позволяет понять, какая часть цепи хорошо сформирована, а какая должна быть создана с помощью шейпинга. Тренинг должен продолжаться до того момента, пока желательное поведение всей цепи не осуществляется с помощью обычных подкрепляющих стимулов.
Фейдинг — это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно прочно сформированном стереотипе пациент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. Фейдинг играет важную роль при переходе от тренировок с психотерапевтом к тренировкам в повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят от других людей, замещающих психотерапевта.
Побуждение является вариантом вербального или невербального подкрепления, который повышает у обучающегося уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных или на нужных действиях, или на объекте действия и т. д.
2. Закрепление уже имеющегося в репертуаре индивида желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи может использоваться положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, контроль стимула.
3. Уменьшение или угашение нежелательного стереотипа поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения.
4. Лишение всех положительных подкреплений.
5. Оценка ответа.
См. также БИХЕВИОРИЗМ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ…. смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Вид обусловливания, при котором оперантная реакция помещается под контроль стимула. Операцией, с помощью которой происходит такое обусловливание, является предъявление подкрепления непосредственно после реакции организма. Этот «операциональный» аспект является очень важным в различении процедуры оперантного обусловливания и процедуры классического обусловливания, где «подкрепляющий стимул» появляется независимо от того, реагирует организм или нет. Возможно, самый простой способ рассмотреть оперантное обусловливание состоит в том, чтобы относиться к нему, как к набору обстоятельств, при которых новые реакции в пределах произвольного набора организма начинают усиливаться чепосредственным подкреплением. Часто понятие оперантного обусловливания используется синонимично с инструментальным обусловливанием, но между этими терминами имеются тонкие различия, которые нужно оценить. См. инструментальное обусловливание. В заключение следует отметить, что сама фраза оперантное обусловливание фактически используется как для обозначения обеих процедур описанных выше, так и для обозначения вида научения, которое происходит при таких условиях. См. Скиннеровский…. смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
— термин, введенный американским психологом Б. Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. условный рефлекс). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О.о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. Это различение Скиннер проводит безотносительно к биологическому смыслу условных рефлексов. При этом упускается из виду важнейшая роль активной ориентировочной деятельности животного, с помощью которой оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами внешней среды и собственными движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования условных рефлексов, как оперантных, так и респондентных…. смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
обозначение особого пути образования условных связей). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. Это различение Скиннер проводит безотносительно к биологическому смыслу условных рефлексов. При этом упускается из виду важнейшая роль активной ориентировочной деятельности животного, с помощью которой оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами внешней среды и собственными движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования условных рефлексов, как оперантных, так и респондентных. … смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
(operant conditioning). ТТип обусловливания, которое имеет место, когда организм получает подкрепление (вознаграждение или наказание) за произвольно получаемую реакцию. В этом случае происходит научение только тому, что подкрепляется…. смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Оперантное обусловливание — форма научения — . Характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Синоним — инструментальное научение, operant conditioning…. смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Категория. Форма научения.
Специфика. Характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.
Синоним. Инструментальное научение, operant conditioning. … смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
(operant conditioning). Вид научения, при котором поведение изменяется в зависимости от последствий — положительное последствие усиливает поведение, а отрицательное — ослабляет его. … смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
(operant conditioning) процесс научения, при котором поведение, приносящее удовлетворительные последствия или вознаграждения, будет, скорее всего, повторено…. смотреть
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ (OPERANT CONDITIONING)
Термин О. о. применительно к научению используется в двух значениях. В более узком смысле с ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле термином О. о. обозначается общий теорет. подход, к-рый использует эти процедуры и связанные с ними понятия для анализа всего спектра поведения животных и чел.Оперантные процедурыОтличительные особенности процедур О. о. можно проиллюстрировать на следующем примере. Крысу помещают в тускло освещенную небольшую клетку, находящуюся в поглощающей звуки и изолированной от внешних источников света комнате. Из одной стены этой совершенно пустой клетки выступает небольшой рычаг, и когда крыса нажимает этот рычаг, в находящуюся рядом с ним чашку падает небольшой шарик пищи. Такое устройство часто называют ящиком Скиннера по имени психолога Б. Ф. Скиннера, к-рый его впервые сконструировал.Этот пример иллюстрирует одну отличительную особенность, к-рая позволяет наиболее четко отделить оперантные процедуры от др. процедур инструментального обусловливания. Интересующее нас поведение может многократно воспроизводиться обучающимся субъектом. В отличие от процедур, связанных с дискретными попытками, таких, как научение в лабиринте, в к-ром поведение состоит из серии отдельных эпизодов, реагирование в оперантных процедурах не прерывается извне и является свободным.В связи с возможностью повторного реагирования следует отметить две вытекающие отсюда особенности процедур О. о. Во-первых, реагирование измеряется скоростью появления реакции или ее частотой. Частота реагирования рассматривается в качестве аппроксимации осн. показателя силы реакции — ее вероятности. Наклон кривой, вычерчиваемой по совокупным данным наблюдений, служит прямой мерой частоты реагирования в каждый данный момент времени. Во-вторых, предоставление возможности повторного реагирования позволяет манипулировать взаимосвязями между различными качественными характеристиками реакции (напр., количеством ее повторений или длительностью) и критическим событием, поддерживающим эту реакцию (напр., появлением пищи).Правило, к-рое описывает характеристики реакции, необходимые для возникновения критического события, называется режимом подкрепления. Различные режимы подкрепления вызывают различные паттерны реагирования. Высокая частота реагирования и сложность мн. режимов подкрепления при проведении экспериментов по О. о. требуют обычно использования автоматического оборудования, включая компьютеры.Оперантная теорияВ более широком значении О. о. является одним из подразделов биологии, занимающимся идентификацией средовых детерминант поведения при помощи методов эксперим. анализа. Предполагается, что поведение животных и чел. имеет свои первопричины в окружающей среде. Родовая среда обитания индивида (особи) воздействует на его (ее) поведение через посредство генетических механизмов, действие к-рых суммируется принципом естественного отбора. Этими предшествующими формами поведения занимается эволюционная биология. Прошлое и настоящее окружения индивида (особи) воздействуют на его (ее) поведение через посредство нейрохимических механизмов (до сих пор практически неизученных), действие к-рых суммируется принципом подкрепления. Анализом этих воздействий индивидуальной среды на поведение как раз и занимается О. о.И принцип естественного отбора, и принцип подкрепления предполагают, что будущее поведение м. б. понято путем изучения последствий прошлого поведения. В случае естественного отбора отбираются те формы поведения (и структуры), к-рые повышают репродуктивную способность. В случае подкрепления усиливаются те формы поведения, за к-рыми наступают критические события и для к-рых был изобретен специальный термин — подкрепления.Когда средовые детерминанты идентифицированы и описаны их функциональные связи с поведением, в окружение могут вводиться изменения, к-рые могут влиять на направление изменений текущего поведения, подобно тому как генная инженерия может влиять на ход эволюции.Из базового допущения о том, что поведение всех организмов, включая людей, в конечном счете формируется средой, вытекает ряд методологических следствий. Во-первых, так как люди и животные на протяжении своей эволюции сталкивались с родовой (видовой) средой обитания, к-рая «отбирала» их за способность к модификации поведения в пределах отпущенного им жизненного цикла (т. е. за способность к научению), общая функциональная формулировка принципа подкрепления, по-видимому, выводится из изучения любого широко представленного биолог. вида.Во-вторых, поскольку изменение в поведении возникает в рез-те контакта организма со своей средой и поскольку родовая (видовая) и индивидуальная среды могут варьировать от одного организма к др. даже при максимально контролируемых условиях, процесс изменения должен изучаться на одном организме. Выводы, осн. на усредненных групп. рез-тах, могут заслонять и искажать поведенческие процессы, протекающие у отдельного индивида (особи).В-третьих, с учетом того, что рано или поздно будет получено нейрохимическое описание механизмов, лежащих в основе изменений поведения, и в надежде на свою способность воспользоваться этим знанием, О. о. стремится к анализу поведения как продукта одних только предшествующих воздействий среды, без обращения к постулированным на основе логического вывода процессам или структурам. Считается, что теорет. конструкты этого типа отвлекают от задачи эксперим. анализа и квалифицируются как объяснения по форме, но не по существу, поскольку они часто приводят к ошибкам гипостазирования (приписывания отвлеченным сущностям самостоятельного существования) и логической замкнутости.О. о. пытается разложить взаимодействие между организмом и его средой на последовательность или ситуацию из трех элементов. Рез-том успешного эксперим. анализа является идентификация, с одной стороны, средовых событий (сигнальных, или различительных стимулов), обусловливающих возникновение данного поведения (операнта), и, с др. стороны, средовых событий (подкрепляющих стимулов, или подкреплений), необходимых для приобретения и сохранения этого поведения. Поведение, к-рое требуется для появления подкрепления, называют оперантом, подчеркивая то обстоятельство, что оно действует на складывающуюся в дальнейшем среду, чтобы вызвать определенные последствия.Наконец, изменения в средовом контроле поведения, возникающие в рез-те О. о., не обязательно ограничиваются характеристиками конкретного стимула и реакции, выявленными в ходе первоначального эксперим. анализа. Как рез-тат О. о., эти изменения чаще всего затрагивают класс стимулов, к-рые контролируют класс реакций.См. также Модификация поведения, Оперантное поведение, Режимы подкрепленияДж. У. Донахью… смотреть
Схемы |
Реактивное |
Оперантное |
Синонимы |
Павловское, |
Скиннеровское, |
Способ |
Путем |
Путем |
Соответствующие |
Рефлекторные |
Произвольное |
Степень |
Связь |
Для |
Временные |
Индифферентный |
Реакция |
Временные |
Физиологическая |
Связь |
Типы |
Никакой |
Никакой |
Угасание |
В |
В |
Генерализация |
УР |
Реакция |
Дифференцировка |
УР |
Остаются |
Научение путем рассуждений
Рассуждение
-это мыслительный процесс, к которому
мы будем возвращаться в последующих
главах. Рассуждение используют в тех
случаях, когда какая-либо задача не
может быть решена привычным способом
или для нее нет приемлемого типового
решения, которое можно применить «с
ходу».
К
рассуждению мы прибегаем в большинстве
наших жизненных ситуаций. Оно необходимо,
когда мы решаем, например, будем ли мы
обедать дома или в столовой в зависимости
от имеющихся денег и времени; стоит ли
нам занимать крупную сумму денег; что
делать, если в три часа утра в ненаселенной
местности у нас сломалась машина; как
лучше ставить опыты в научной лаборатории
(см. гл. 3); или, наконец, как найти решение
задачи по математике, на которую учитель
дал всего полчаса.
Когда
использовать примитивный метод проб и
ошибок рискованно или же он не дал
желаемых результатов, а искра инсайта
никак не вспыхивает, приходится решать
задачу путем рассуждения. Как правило,
такое решение осуществляется в два
этапа:
1)
сначала рассматриваются имеющиеся
данные и между ними устанавливаются
связи;
2)
затем строятся гипотезы: «Что если я
сделаю то-то?» или «Я мог бы начать с
этого, а затем…». Эти гипотезы более
или менее систематично проверяются «в
уме». В следующей главе мы рассмотрим
различные способы такого рода перебора
вариантов. Гипотезы, которые строит
индивидуум, чаще всего бывают связаны
с его уже имеющимся опытом. Чем этот
опыт богаче, тем разнообразнее гипотезы
и тем больше шансов найти среди них
верную.
Как
и при любых других формах научения,
результаты, полученные путем рассуждения,
как правило, используются в дальнейшем
во всех сходных жизненных ситуациях.
Однако они могут пригодиться и в тех
случаях, если ситуация или составные
элементы проблемы несколько видоизменились.
Кроме того, результаты рассуждений
могут также послужить основой для
построения новых гипотез.
Из
всех форм научения путем рассуждений
мы выделим, две, служащие фундаментом
для мышления: перцептивное научение и
концептуальное научение.
Перцептивное научение
В
главе 5 подробно говорилось о том, как
и с помощью каких механизмов мы
воспринимаем окружающий мир. При этом
восприятие (перцепция) рассматривалось
главным образом как средство для
осознания реальности и особенно как
фактор, способствующий активации
организма.
Тем
не менее совершенно ясно, что становление
восприятия -это не что иное, как самое
настоящее научение. Хебб (Hebb,
1974) определил перцептивное научение
как «долговременное изменение восприятия
какого-либо объекта или события в
результате предшествующих восприятии
этого же объекта или связанных с ним
вещей». Восприятие у новорожденного
ребенка или детеныша определяется
такими примитивными формами научения,
как сенсибилизация или классическое
обусловливание; по-видимому, именно так
грудной ребенок научается узнавать
лицо матери. Однако по мере накопления
опыта и новой информации ребенок, по
мнению Грегори (см. гл. 5), постепенно
начинает выдвигать гипотезы
на основании того, что он уже знает; при
этом он пытается определить, какая из
этих гипотез позволяет с наибольшей
достоверностью отнести воспринимаемое
к той или иной категории. В этом смысле
любая форма восприятия предполагает
какого-то рода рассуждение, и поэтому
мы можем рассматривать перцептивное
научение как когнитивное.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #