Онлайн обучение является синонимом понятия

Почему одни курсы называют дистанционными, а другие — онлайн? В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще?

До недавнего времени существовала определенная путаница в терминологии. И для дистанционного и для онлайн-обучения нужен интернет, поэтому часто эти термины использовались как слова-синонимы. Однако с появлением полноценных учебных программ, наиболее полно использующих возможности интернета, стало необходимо различать дистанционное обучение, в результате которого обучающийся получает диплом об орбазовании, и онлайн-интернет-ресурсы, с помощью которых он повышает свои знания без каких-либо документальных подтверждений.

До сих пор многие смешивают эти термины. Поэтому старайтесь подробно разобраться, что имеется в виду. Но постепенно эти термины дифференцировались и каждому стали придавать свое значение.

Дистанционное образование

Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий.

дистанционное образование

* дистанционное образование

Во время дистанционного обучениястудент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы.

Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам.

Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы и программы повышения квалификации от престижных университетов, коммерческих и некоммерческих компаний из разных стран, находясь в любой точке планеты.

Онлайн-образование (обучение)

Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”.

Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом.

онлайн обучение может проходить как индивидуально, так и в группе.

* онлайн обучение может проходить как индивидуально, так и в группе.

Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса.

Если рассматривать формально, то онлайн-обучение является составляющей частью дистанционного, т.к. дистанционный формат предполагает доставку контента разными дистанционными каналами: телеграф))) почта, телевидение, интернет (компьютерные сети).

Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения

Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и без непосредственного контакта с преподавателями.

Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов.

В остальном эти понятия практически полностью идентичны и обладают такими преимуществами:

индивидуальный темп обучения

— изучать материалы можно по собственному графику без привязки к группе, времени и месту занятия;

доступность

— учиться можно с любого компьютера в удобное время;

персональные консультации с тьютором

— эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения;

курс в “кармане”

— можно в любой момент пересмотреть урок или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку тьютору.

Главные вопросы при выборе онлайн / дистанционного курса обучения

В этом многообразии форматов и названий очень легко потеряться, и подбор качественной программы онлайн-обучения или повышения квалификации может вызвать затруднения. Стоит задать несколько вопросов центрам обучения, прежде чем записываться на онлайн-курс или тренинг. Вот небольшой перечень таких вопросов:  

Есть ли бесплатные пробные уроки или ознакомительные фрагменты занятий курсов?

Демо-версии курсов и тренингов помогают ознакомиться с содержанием курса, уровнем подачи материала и решить, подходит ли вам не только курс, но и сам формат онлайн-обучения.

Есть ли у учебного центра аккредитация на подготовку по тем или иным программам?

Положительный ответ на этот вопрос, подкрепленный соответствующими документами, может гарантировать полноту и качество подготовки в центре обучения. Официальные аккредитации выдают национальные и международные профессиональные организации выдают только соответствующим всем требованиям провайдерам.

Какие требования программа предъявляет к учащимся?

Если в программе прописаны требования к уровню подготовки или квалификации студента — это означает, что она разработана для конкретной аудитории и ее определенного опыта, что повышает степень полезности материала.

Нужно ли будет выполнять какие-либо письменные задания?

Наличие практических заданий — неоспоримый плюс в любом онлайн-курсе. Чем больше заданий, тем выше вероятность качественного освоения новых навыков и знаний.

К кому можно обратиться в случае технических проблем (доступ к материалам, преподавателю, загрузка выполненных заданий)? Кто и как быстро их сможет решить?

В идеале, у студента должен быть свой виртуальный кабинет на портале. Там происходит все обучение, сдача заданий, общение с преподавателем и администраторами. Если такового нет, то провайдеры обучения должны указывать контактные номера, адреса почты и/или ссылки на профили в социальных сетях администраторов и кураторов для связи.

Каким образом можно связаться с преподавателем для консультации и как часто это можно делать?

Наличие и частота общения с преподавателем значительно влияет на качество обучения. Чем проще проконсультироваться с ним студенту и уточнить правильность выполнения задания или изучения темы, тем выше качество онлайн-обучения.

***

Дополнительно по теме:

  • Переход на дистанционное образование в средних общеобразовательных школах.
  • Он-лайн образование — взрывной рост популярности
  • Бесплатные или ограниченно платные ресурсы для он-лайн образования 
  • Может ли дистанционное образование заменить собой школу?

Подборка по базе: конспект урока технологии.docx, конспект урока, разработанного с применением технологии развития, 3 вариант_Информационные технологии.docx, Проект по технологии.docx, Здоровьесберегающие технологии — неотъемлемая часть работы с дет, Методическая разработка _Неделя технологии_.docx, Информационные технологии в юридической деятельности л р.docx, Информационные технологии в профессиональной деятельности.docx, ФараджоваВР_ППОбп-1902б_Теории и технологии начального литератур, ФараджоваВР_ППОбп-1902б_Теории и технологии начального языкового


Тест №7

Отнесите перечисленные здоровьесберегающие технологии к одной из групп:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Ответ 1  
Технологии обучения здоровому образу жизни Ответ 2  
Коррекционно-развивающие технологии Ответ 3  

Вопрос 2

Ж.-Ж. Руссо считал, что чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, надо сделать его …

a. крепким и здоровым 

b. веселым и счастливым

c. образованным и воспитанным

d. гибким и сильным

Вопрос 3

Здоровьесберегающие технологии в образовании предполагают:

a. создание особых условий обучения ребенка в школе 

b. рациональную организацию учебного процесса 

c. установление соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка 

d. обеспечение необходимого, достаточного и рационально организованного двигательного режима 

e. включение в учебный план новых дисциплин

f. организацию послеобеденного сна педагогов и обучающихся

Вопрос 4

Отличительными особенностями здоровьесберегающих образовательных технологий являются:

a. отсутствие назидательности и авторитарности 

b. индивидуализация обучения 

c. мотивация на здоровый образ жизни учителя и учеников 

d. физкультминутки 

e. гигиенический контроль 

f. организационная четкость и шаблонное построение уроков

Вопрос 5

Понятие «здоровьесберегающие технологии» по отношению к понятию «здоровьесберегающие образовательные технологии» является:

a. более широким 

b. более узким

c. более конкретным

d. синонимичным

Вопрос 6

Среди принципов здоровьесбережения, выделенных Н. К. Смирновым, отсутствует принцип:

a. доступности 

b. активности

c. комплексности

d. преемственности

Вопрос 7

Федеральный государственный образовательный стандарт определил здоровье школьников в качестве:

a. результата образования 

b. условия получения образования

c. фактора нормального развития

d. предмета изучения

Тест №8

Соотнесите группы задач, которые решают игровые технологии в учебно-воспитательном процессе, с их характеристиками:

Формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности Ответ 1  
Формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок Ответ 2  
Формирование мотивации учебной деятельности Ответ 3  
Адаптация к условиям среды Ответ 4  

Вопрос 2

В работе с дошкольниками высокую эффективность показала технология развивающих игр:

a. Б.П. Никитина 

b. В.В. Кирюшина

c. А.Н. Авдеева

d. А.Н. Миронова

Вопрос 3

В структуру игры как процесса входят:

a. игровые роли 

b. игровые действия 

c. игровой сюжет 

d. преамбула

e. развязка

Вопрос 4

Какой отечественный ученый, анализируя феномен игры, пришел к выводу о том, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности?

a. Д.Б. Эльконин 

b. Л.С. Выготский

c. А.Н. Леонтьев

d. С.Л. Рубинштейн

Вопрос 5

Педагогические технологии, основанные на взаимодействии педагога и учащихся в процессе реализации определенного сюжета и предполагающие исполнение ролей:

a. игровые 

b. личностно-ориентированные

c. здоровьесберегающие

d. проблемно-проектные

Вопрос 6

По области деятельности выделяются следующие группы игр:

a. физические 

b. интеллектуальные 

c. трудовые 

d. социальные 

e. психологические 

f. творческие

Вопрос 7

Этот ученый считал, что в игре человек творит себя и мир, в котором живет, и что человеком можно стать, только играя.

a. Ф. Шиллер 

b. Г. Спенсер

c. Д. Уотсон

d. А. Бандура

Тест №8

Соотнесите группы задач, которые решают игровые технологии в учебно-воспитательном процессе, с их характеристиками:

Формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности Ответ 1  
Формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок Ответ 2  
Формирование мотивации учебной деятельности Ответ 3  
Адаптация к условиям среды Ответ 4  

Вопрос 2

В работе с дошкольниками высокую эффективность показала технология развивающих игр:

a. Б.П. Никитина 

b. В.В. Кирюшина

c. А.Н. Авдеева

d. А.Н. Миронова

Вопрос 3

В структуру игры как процесса входят:

a. игровые роли 

b. игровые действия 

c. игровой сюжет 

d. преамбула

e. развязка

Вопрос 4

Какой отечественный ученый, анализируя феномен игры, пришел к выводу о том, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности?

a. Д.Б. Эльконин 

b. Л.С. Выготский

c. А.Н. Леонтьев

d. С.Л. Рубинштейн

Вопрос 5

Педагогические технологии, основанные на взаимодействии педагога и учащихся в процессе реализации определенного сюжета и предполагающие исполнение ролей:

a. игровые 

b. личностно-ориентированные

c. здоровьесберегающие

d. проблемно-проектные

Вопрос 6

По области деятельности выделяются следующие группы игр:

a. физические 

b. интеллектуальные 

c. трудовые 

d. социальные 

e. психологические 

f. творческие

Вопрос 7

Этот ученый считал, что в игре человек творит себя и мир, в котором живет, и что человеком можно стать, только играя.

a. Ф. Шиллер 

b. Г. Спенсер

c. Д. Уотсон

d. А. Бандура

Тест №9

Соотнесите определения понятий онлайн-образования и их содержательные характеристики:

Технология применения игровых методик в обучении Ответ 1  
Технология использования в образовательном процессе курсов, разбитых на модули небольшого объема Ответ 2  
Применение технологий виртуальной и дополненной реальности Ответ 3  
Технология донесения информации через истории и примеры, которая позволяет делать повествование нескучным Ответ 4  

Вопрос 2

Выражение «soft skills» в буквальном переводе означает:

a. гибкие навыки 

b. синтетические навыки

c. практические навыки

d. сложные навыки

Вопрос 3

Обучение, основанное на применении технологий виртуальной и дополненной реальности, называется:

a. иммерсивным 

b. смешанным

c. асинхронным

d. цифровым

Вопрос 4

Онлайн-обучение включает в себя следующие составляющие:

a. blended learning 

b. mobile learning 

c. informal learning 

d. Coursera

e. EdX

Вопрос 5

Онлайн-обучение является синонимом понятия:

a. электронное обучение 

b. асинхронное обучение

c. смешанное обучение

d. дистанционное обучение

Вопрос 6

Продукты и сервисы, сопровождающие процесс организации онлайн-обучения, составляют его сегмент, называемый:

a. e-learning

b. edtech 

c. achievements

d. digital badges

Вопрос 7

Форма получения знаний и навыков путем использования технологий устройств, имеющих доступ к Интернету, в режиме «здесь и сейчас» – это …

a. онлайн-обучение 

b. дистанционное обучение

c. контактное обучение

d. проблемно-проектное обучение

#статьи

  • 14 сен 2022

  • 0

Разбираемся с базовым понятием, с которым есть путаница.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Анна Судейская

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Согласно стандарту РФ ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», e-learning означает электронное обучение. А что же тогда электронное обучение? Это обучение с помощью ИКТ, которые, в свою очередь, означают информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

Если простыми словами, то электронное обучение — любое, где используются интернет и цифровые технологии. Это и такое обучение, которое полностью организовано в цифровой среде, и то, которое проходит в обычной аудитории, но с использованием цифровых инструментов, будь то онлайн-платформы, сервисы, приложения.

В законе «Об образовании в РФ» тоже закреплено определение электронного обучения, но оно длинное и сложное:

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

При этом в законе упоминаются ещё и дистанционные образовательные технологии — это такие технологии, которые реализуют «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Фото: ESB Professional / Shutterstock

Получается, с точки зрения закона, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение — не одно и то же. Министерство образования и науки в 2013 году разъяснило ключевое отличие между ними так: электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников, а дистанционное обучение происходит в основном при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Выходит, например, что просмотр видеолекции в записи или автономное (без взаимодействия учащегося с педагогом) выполнение домашнего задания на специальной цифровой платформе — это электронное обучение. А онлайн-урок, который учитель ведёт, общаясь с учениками в прямом эфире, — это дистанционное обучение.

Но разве дистанционное обучение не является одновременно электронным, раз и там, и там применяются электронные технологии?

И чем тогда считать использование цифровых платформ и сервисов или, например, инструментов виртуальной реальности во время очных занятий с преподавателем непосредственно в классе? Разве это не электронное обучение тоже?

Словом, с официальной терминологией есть некоторая путаница, за что законодателей, кстати, критиковали ещё в том же 2013 году.

В академическом сообществе к единому мнению о том, что такое e-learning, тоже пока не пришли:

  • некоторые исследователи считают, что понятие электронного обучения шире понятия дистанционного обучения или онлайн-обучения и предлагают считать онлайн и дистант частью электронного обучения;
  • другие используют понятия дистанционного и электронного обучения в качестве синонимов.

Практики корпоративного обучения, например, придерживаются мнения о том, что электронное обучение не обязательно дистанционное, оно может проходить и очно в классе (это любое обучение с использованием цифровых технологий), а вот дистанционное обучение в будущем может слиться с понятием электронного — просто потому, что других форматов, кроме электронного, у дистанционного обучения не останется. Вряд ли кто-то будет учиться, как в прошлом веке, обмениваясь по обычной почте письменными учебными материалами на бумаге.

К путанице в терминологии привело разнообразие и постепенное проникновение в российскую сферу образования англицизмов, уверена генеральный директор компании ELC, автор канала «Живое обучение» и эксперт в сфере e-learning Елена Тихомирова.

«Неразбериха связана с тем, что очень много терминов, которые обозначают фактически одно и то же, пришли из-за рубежа. А так как нет единого „мозгового центра“, министерства, которое сказало бы: „Теперь мы вот это будем называть вот так“, — сложилась такая путаница», — отмечает эксперт.

А лидер и основатель сообщества Digital Learning Павел Безяев отмечает, что дело тут не только в заимствованных понятиях. Неразбериха с терминами возникла из-за того, что все, кто занимался дистанционным, электронным или онлайн-образованием, изначально были разобщены. В каждой организации, будь то вуз или бизнес, были уверены, что именно они используют правильное название или правильный подход. И только теперь образовательному сообществу приходится договариваться о единых стандартах, терминах и правилах.

Но и это полбеды. На самом деле понятия «электронное обучение» или e-learning уже попросту устарели.

«Мне кажется, что термины „электронное обучение“, „электронный курс“, e-learning пора выводить из оборота, — считает Павел Безяев. — Когда компании или провайдеры используют их, то, с одной стороны, показывают, что они уже опытные, давно на рынке, а с другой — демонстрируют свою неактуальность, на мой взгляд. Термин, который сейчас должен звучать, — это либо „онлайн-обучение“, „онлайн-курсы“, либо „диджитал-“ или „цифровое обучение“».

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Схожей позиции придерживается и Елена Тихомирова. Она считает, что термин «электронное обучение» был актуален, когда это слово подчёркивало альтернативность традиционной форме, в которой никаких цифровых инструментов ещё не существовало. Но сейчас, когда технологии глубоко проникли и в традиционную очную форму, ситуация иная.

«Я считаю, что уже нельзя говорить о каком-то отдельном электронном обучении. Есть просто обучение, и в его рамках используют разные информационные технологии и цифровые инструменты. Уже сложно найти такую сферу, где они не применялись бы», — комментирует Елена.

А вот сохранить разграничение таких форм обучения, когда учащийся физически удалён от преподавателя или центра обучения, и когда они находятся в одном месте, стоит. Поэтому термины вроде электронного, дистанционного и онлайн-обучения стоило бы объединить в одно понятие — удалённое обучение, считает Елена.

Представим на схеме, как развивались инструменты образования и в зависимости от этого появлялись новые понятия типов обучения.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Люди неоднократно и в разные времена сталкивались с необходимостью учиться дистанционно, вне классов и аудиторий. В XIX веке эту проблему решали с помощью почты: материалы для занятий присылали ученикам, и благодаря этому они могли учиться из дома.

В первой половине XX века почту заменило радио — например, в отдалённых уголках Австралии некоторые ученики изучали школьные предметы именно так.

Постепенно популярность набирал и заочный формат обучения в вузах, когда основной процесс происходит удалённо, а на финальные лекции или экзамены нужно приехать в учебное заведение.

Распространение компьютеров в 1980-х значительно упростило задачу обучать людей без отрыва от их привычной жизни. Так, преподавателям, педагогам и тренерам стало значительно проще «упаковывать» свои знания. А появление CD-ROM привело к тому, что и делиться этими знаниями стало проще: можно создавать презентации, записывать учебные материалы и курсы на дискеты или диски. Это как раз и стало эпохой обучения с помощью компьютера и дистанционного обучения.

В 1999 году появился, наконец, сам термин e-learning или электронного обучения. Считается, что придумал его американский эксперт в сфере EdTech Эллиотт Мейси. E-learning он назвал обучение с привлечением технологий, будь то обычные программы или интернет.

В начале 2000-х появились ранние версии систем дистанционного обучения (или LMS — Learning Management System) и курсы по стандартам SCORM (Shareable Content Object Reference Model). К 2010-м огромную популярность получили МООК — то есть массовые сетевые онлайн-курсы. Так начался уже следующий этап в истории образования — онлайн-обучение (хотя использовать это понятие начали раньше — ещё в 1990-х).

С момента появления термина «электронное обучение» прошло больше 20 лет, и за это время в образовании появилось множество цифровых инструментов — онлайн-платформ, сервисов, приложений, технологий вроде VR и AR. Появился новый термин — EdTech. Он родился из сочетания двух слов — Education (образование) и Tech (технологии). Началась масштабная цифровизация образования — собственно, как и остальных сфер человеческой деятельности. Пандемия COVID-19 ускорила этот процесс.

При этом единообразного понимания термина EdTech в образовательном сообществе тоже нет. Кто-то подразумевает под ним только сами цифровые технологии, предназначенные для образования, и рынок их разработчиков, кто-то — образование, которое осуществляется с помощью цифровых технологий, и, соответственно, весь рынок онлайн-образования, но чаще всего им обозначают и то, и другое. Фактически термин стал очень широким и охватывает всё, что связано с электронным обучением.

Научитесь: Онлайн-репетитор
Узнать больше

терминология и суть дистанционного обучения

Разбираемся, какие бывают термины и определения дистанционного обучения, что в точности они обозначают. Какое обучение можно пройти удаленно, какими способами. 

Основные термины дистанционного обучения

Разные термины дистанционного, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем образование в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях.

Онлайн (интернет, электронное, e-learning) обучение – получение знаний и навыков и взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Подход можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.

e-learning

При онлайн обучении интернет-технологии могут использоваться в аудитории как обучающая методика

Дистанционное (удаленное) обучение – это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.

Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.

Для дистанта можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн-обучение, которое является основным способом и источником организации процесса. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.

Но само по себе дистанционное может быть и без онлайна, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.

Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанта:

  1. Расположение
    С e-learning группа может работать в одном помещении. А дистанционное предполагает, что студенты и преподаватель могут быть на разных концах земли.
  2. Диапазон
    Онлайн – это метод, а удаленное – форма. Онлайн может быть частью дистанционного, но так же органично может существовать, например, в аудитории.
  3. Взаимодействие
    В e-learning как одной из методик не исключено личное общение с преподавателем и другими студентами, можно делать совместный проект на онлайн-платформе прямо в классе. В дистанционном за пять лет учебы в вузе студент может ни разу не встретиться с теми, кто его учит.

Выходит, понятия два, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.

Термины и определения дистанционного обучения

Асинхронное обучение
Организация учебного процесса без взаимодействия преподавателя и учащегося в режиме реального времени. Так построена большая часть учебного процесса ДО: студент изучает материалы, выполняет задания, проходит тесты, преподаватель время от времени координирует контролирует процесс.
Виртуальная аудитория
Организованное виртуальное пространство для группы учащихся и преподавателя, которые находятся на расстоянии, но объединенное телекоммуникационными и сетевыми технологиями для взаимодействия в режиме реального времени.
Виртуальная лаборатория, тренажер, симулятор
Программное обеспечение, которое позволяет моделировать ситуации, проверять оборудование или сооружения, проводить опыты или отрабатывать навыки без контакта с реальными объектами.
Геймификация
Применение игровых методов, механизмов и технологий в образовательных целях, чаще в электронных курсах.
Дистанционное образование
Образование или организация учебного процесса (обычно СПО, высшее или послевузовское), полученное средствами технологий дистанционного обучения через электронную платформу, заменяющую функции и компоненты физического учебного заведения.
Интерактивные технологии
Информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют учащемуся в активном режиме получать разный ответ в зависимости от предпринятых действий.
Интернет-технологии
Информационные, телекоммуникационные, программные и другие технологии и сервисы для обучения, доступные через интернет.
Информационно-образовательные ресурсы
Комплекс информационных, программных, технических, телекоммуникационных, психолого-педагогических, методических средств и инструментов, которые позволяют более эффективно организовывать учебный процесс.
Кейс-технология
Интерактивная технология обучения, побуждающая пользоваться имеющимися знаниями, умениями, собственным видением, чтобы решить смоделированную или реально существовавшую профессиональную проблему/ задачу.
Корреспондентское обучение
Разновидность ДО с коммуникацией между учащимся и учебным заведением через почтовую связь. Этот способ почти полностью вытеснили интернет-технологии.
Мультимедиа
Информация, которая отображается одновременно в нескольких формах: текстовой, графической, видео, анимационной, аудио. Иногда аппаратными и программными средствами создается возможность интерактивного взаимодействия с ней.
Образовательный контент
Учебное содержимое СДО, структурированное в электронные курсы, дополнительные и вспомогательные материалы, которые используются в учебном процессе.
Педагогические технологии ДО
Методологическая и методическая система взаимодействия учителей и преподавателей с учениками и студентами на расстоянии, позволяющая осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках выбранной концепции обучения.
Сетевое обучение
Обучение, организованное средствами телекоммуникационной сети.
Синхронное обучение
Организация учебного процесса в реальном времени, когда педагог и учащиеся одновременно находятся в одном онлайн-пространстве с двухсторонней связью. Так проходят онлайн-лекции, вебинары, проекты, коллоквиумы, опросы, конференции.
Система дистанционного обучения СДО/ Система управления обучением
Российский аналог англоязычного термина Learning Management System, LMS, который переводится как «система управления обучением». Информационная система обеспечения организации, управления и технической поддержки процессов ДО. Строится на основании многокомпонентного веб-приложения, которое обеспечивает функционирование электронного учебного заведения. Включает: администрацию учебного заведения, технический и преподавательский персонал, учебные материалы и продукты, средства доставки и контроля знаний – это все объединяет организационная, методическая, техническая политика учебного заведения, что гарантирует полноценный учебный процесс и усвоение учащимися учебных программ в 100% объеме. Примеры: Moodle, Росдистант, InStudy, MegaCampus.
Смешанное обучение Blended Learning
Термин, обозначающий модель обучения, при которой учащийся самостоятельно на онлайн-платформе изучает теорию, а практическому применению знаний учится с преподавателем.
Технологии дистанционного обучения
Комплекс программного, информационного обеспечения и технических средств, обеспечивающих доступ к основному объему учебного материала и инструментам: взаимодействия учащихся, преподавателей, администрации, отработки навыков на академических заданиях (лабораторные, практикумы, задачи, контрольные, эссе), внутреннего и итогового контроля.
Тьютор
Преподаватель, который помогает освоиться с удаленным университетом, разобраться с функционалом и материалами, направляет по учебе.
Цифровое образование
Образование, получаемое или полученное средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Цифровая образовательная среда
Термин используется как название образовательного проекта в рамках госпрограммы «Образование», до 2024 года. Предусматривает развитие дистанционного образования, его конкурентоспособности, качества и доступности.
Электронная библиотека
Упорядоченное собрание учебных электронных материалов с навигацией и поиском.
Электронный или онлайн-курс
Образовательный ресурс по определенной дисциплине, соответствующий рабочей программе, размещенный в СДО. Включает теорию, отработку практики, контроль.
Электронный образовательный ресурс
Термин, объединяющий разные виды средств обучения, созданных и работающих с помощью компьютерных технологий.
CDIO Conceive, Design, Implement, Operate
«Придумать идею, спроектировать, применить на практике, оперировать» – это международная концепция по подготовке инженеров; ее используют в том числе, чтобы учить проектировщиков дистанционно, своего рода «знак качества» инженерного образования.

Мы в Vuz24 работаем с вузами и колледжами. Но дистанционно можно проходить и дополнительное обучение на уровнях курсов, интенсивов, обучающих конференцияй, тренингов, мастер-классов.

По процессу: формы, методы, средства

Основные определения:

Форма обучения – механизм, способ организации учебного процесса. Дистанционная форма обучения может быть способом организации учебного процесса в очном, заочном или очно-заочном обучении в колледже или вузе.

Методы дистанционного обучения – способ организации взаимодействия преподавателя и студента. Например, консультация, семинар, видео лекция.

Средства дистанционного обучения – технологии и инструменты, которые используются для организации учебного процесса.

Именно технологии делают удаленное обучение сильным и конкурентным очному. А сама учеба строится на той же последовательности, что очная: теория, практика, контроль. Для каждой стадии есть свои инструменты организации обучения.

Доставка теории

На удаленном обучении теорию можно изучать с любого устройства, выбирать удобный формат, чередовать, совмещать. Через личный кабинет студент, курсант, учащийся получает доступ к программе с дисциплинами на семестр, каждая дисциплина содержит электронный курс и все материалы, которые к нему относятся. Дополнительную литературу можно скачать из библиотеки.

Электронный курс – это учебный комплекс, который содержит скелет академической информации по дисциплине в разных формах. Это и учебник, и методичка, и наглядное пособие. Все, что нужно сделать – открыть тему и следовать инструкциям.

В идеале над курсом работает команда из преподавателя, методиста, контент-менеджеров, дикторов, монтажеров, операторов. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать от простого к сложному, порциями.

В еще большем идеале, над курсом дополнительно работают программисты и дизайнеры, чтобы добавить геймофицированных элементов, сделать красивую картинку. Этим можно решить проблемы с мотивацией и вовлеченностью.

геймифицированный учебный контент

Правильно организованные электронные курсы дают больше разнообразного контента, чем аудиторная практика, вовлекают и погружают глубже

Электронный курс сопровождается такими материалами, как:

Видеолекции – это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки.

Онлайн-лекции (телеприсутствие) – студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию. Это может быть присутствие на очной паре.

Автовебинары – запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время.

Скринкасты – записанные действия с экрана компьютера с комментариями. Очень удобно для инструкций работы в программах, наглядного решения задач или уравнений.

Мультимедийные презентации – конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными.

Электронные учебники – учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах.

Отработка навыков

Следующий после теории этап – закрепить теоретические навыки и научиться или научить их использовать в деле. Это делается с помощью академических заданий. Для замещения лабораторных, семинарских, практических занятий, ДО использует технологии:

Вебинары – самое популярное решение для синхронного обучения на расстоянии. Занятие проходит в вебинарной комнате, где преподаватель ведет занятие, но вся группа включена в процесс: выполняет задания, отвечает на вопросы, дискутирует. Формат хорошо работает для семинаров, практических, тренингов, опросов, бесед.

вебинар

Вебинары заменяют аудиторное взаимодействие

Симуляторы, тренажеры, виртуальные лабораторные, кабинеты виртуальной реальности – интерактивные программные средства, которые позволяют проводить испытания, опыты, эксперименты, отрабатывать навыки удаленно и без физического сложного оборудования. Конечно, операцию на сердце таким способом не сделаешь, но построить и испытать мост или просчитать риски можно, и очень эффективно.

Телеконференции – занятия по многоканальной связи, проводятся для творческих проектов, решения кейсов, бизнес-игр.

Аудиоконференции – занятие-обсуждение, консультация или семинар. Во время коронавируса так проходит большинство университетских занятий: сначала преподаватель проверяет присутствие по видео, приветствует группу, затем отключает видео, занятие продолжается по голосовой связи.

Чат-занятия – практические, которые проводят через текстовый канал общения. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.

Занятия в форуме – как чаты, но не ограничены по времени и с большими возможностями: можно прикреплять любые файлы, создавать отдельные потоки для соревновательных заданий или разных проектных групп.

Консультации – групповые собрания по Скайпу, ФэйсТайм, Дуо, Зуму по расписанию или договоренности: перед сессиями, плановые при разработке научно-исследовательских проектов.

Контроль

Проводится для закрепления знаний и навыков или для проверки знаний. В ДО, особенно вузовском, есть три формы:

  • периодический контроль знаний по темам
  • сессионный после каждого семестра
  • научно-исследовательские работы

Внутренний контроль усвоения материала по темам – домашние задания, контрольные, самостоятельные, эссе, рефераты, задачи, которые сдают или в виде письменных заданий, или в виде тестов.

Итоговый – сессии: экзамены и зачеты. Чтобы получить допуск, нужно доказать свою успеваемость в семестре. Для этого в некоторых платформах есть индикатор активности, который позволяет преподавателю видеть, что студент смотрел, учил, сколько времени на это потратил. Тесты проходят по расписанию, ограничены по времени и имеют ограниченное количество попыток на прохождение.

Курсовые и диплом. Это даже на очном самостоятельный вид работы. На удаленном здесь ничего не меняется – пишут под руководством научного руководителя, оформляются. Курсовые просто отправляют на проверку. Дипломы защищают по веб-конференции или очно.

Онлайн-консультация

При работе над исследовательским проектом студент связывается с научным руководителем через веб-консультации

Основная и чаще всего используемая форма контроля в удаленном обучении – тесты. Чтобы таким способом проверять знания глубоко и точно, для тестов разрабатывается разветвленное «умное» обеспечение, которое не обмануть и не «заболтать». Шире используются обычные формы тестов: открытые, закрытые, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.

Типы и разновидности дистанционного обучения

Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.

Дистанционно можно получить:

  • среднее образование — школа;
  • среднее профессиональное образование — колледж;
  • высшее:
    • первое (бакалавриат);
    • второе (бакалавриат);
    • вторая ступень высшего (магистратура);
  • послевузовское: аспирантура;
  • BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
  • MBA – мастер делового администрирования.

  • дополнительное образование:
  • переподготовка на уровне СПО и ВО;
  • повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • изучение иностранных языков;
  • участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.

дипломы онлайн вузов

Выпускники удаленного обучения вузов РФ получают такой же диплом, как очники

Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.

Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:

По стоимости

Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.

Так, ДО можно разделить на:

  • бесплатное,
  • платное,
  • «freemium» (бесплатное обучение, платная аттестация).

По времени

  • Фиксированное время «fixed time» – программа доступна ограниченное количество времени, день, месяц, год и имеет четкое расписание прохождения.
  • Свободный доступ «open schedule» – программа доступна в любое время и проходить ее можно в свободном режиме, так долго, как нужно.

По авторству

  • Авторский (пользовательский) курс – создается преподавателем или просто физическим лицом и выкладывается на ресурс с платным или бесплатным доступом.
  • Профессиональный – создается организацией, например вузом, с участием нескольких специалистов. Обычно для внутреннего использования.

По количеству участников

  • Без ограничения
  • С ограниченным количеством слушателей

По процессу

  • Без сопровождения – курс скачивается, как книга, учащийся разбирается с материалами и осваивает самостоятельно.
  • С сопровождением – открытое взаимодействие, функциональная и техническая поддержка.

Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.

Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.

Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03

Вопросы и ответы

Электронное, e-learning, интернет-обучение – подход к обучению с использованием онлайновых средств и технологий, может быть частью любой формы обучения: очной, заочной, дистанционной.

Дистанционное обучение – форма, то есть более широкое понятие, которое ориентировано на расстояние.

СПО, высшее на уровнях бакалавриата и магистратуры, послевузовское, дополнительное: переподготовка, повышение квалификации, получение навыка.

Некоторые курсы Coursera дают дипломы магистров, но только через университет, когда выкладываются вузовские курсы. Дистанционное высшее образование получают в вузах по дистанционным программам обучения, в России этот форма называется «заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий», так как официально зафиксированного дистанционного формата нет.

Одним из условий использования в вузах дистанционных технологий является обеспечение таких условий, при которых студент получит весь объем материала учебной программы и усвоит знания на достаточном квалификационном уровне. Удаленная учеба в вузах состоит из тех же компонентов и соответствует тем же требованиям, что и очная, и заочная. Выпускники получают те же дипломы государственного образца.

  • поступление круглый год из дома
  • нет привязки ко времени, графику и месту
  • неограниченный выбор университетов и курсов
  • стоимость в 1,5-2 раза ниже очного
  • нет зависимости от внешних обстоятельств
  • нет ограничений по к количеству мест, возрасту, статусу
  • тренировка самоорганизации, самодисциплины
  • подготовка к удаленной работе
  • емкие курсы без воды
  • сложно найти качественную программу обучения
  • нет живого эмоционального общения
  • привязка к интернету, иногда к технологиям
  • больше половины, по статистике, быстро бросают
  • платно

Обратный звонок

Хотите получить образование дистанционно?

Оставьте заявку, и консультант приемной комиссии свяжется с вами!

Обратный звонок

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Многие родители думают, что подсчет скорости чтения — такая блажь учителей, и что таким образом они лишь вгоняют бедных первоклашек в ненужный стресс. На самом деле скорость чтения — важный показатель, который четко демонстрирует, насколько быстро ребенок способен осваивать новую информацию. Очевидно, что малыш, который читает медленно, будет отставать от своих более «скоростных» одноклассников. При этом важна не только скорость как таковая, но и осмысленность чтения. Просто пробегать глазами строчки, проговаривая их при этом, мало — важно еще усваивать информацию, понимать смысл прочитанного текста.

Читать запись

Подготовка к школе по математике: зачем, когда и как заниматься с ребенком

Подготовка к школе по математике: зачем, когда и как заниматься с ребенком

Математика — один из самых сложных и одновременно важнейших школьных предметов. Хорошие знания по математике облегчают освоение многих других предметов: от физики до основ программирования. Фактически математика является фундаментом, на котором строится успех в обучении — не только школьном, но и профессиональном. Поэтому так важно начать заниматься этим предметом еще до школы.

Читать запись

Что такое счеты абакус и для чего они

Что такое счеты абакус и для чего они

Уже в древности людям требовалось постоянно проводить несложные расчёты — в быту, торговле, во время строительства. Для того, чтобы облегчить такую задачу и было создано простейшее счётное приспособление — абакус, или абак.

Читать запись

Как научить ребенка читать  — методы и упражнения

Как научить ребенка читать — методы и упражнения

Раньше дети в основном учились читать в школе — заучивали по букварю буквы, складывали их в слоги. Сейчас большинство школ требует от будущих первоклассников уметь читать. И это неудивительно: дети сталкиваются с большим объемом информации уже в первые недели учебы, и, не умея читать, могут отстать в освоении этой информации. Поэтому многие родители задумываются об обучении чтению ребенка, когда он еще в раннем возрасте.

Когда пора начинать учиться читать? Как научить ребенка читать с нуля? Как правильно научить ребенка читать по слогам? Есть ли специальные методики для обучения чтению? Обо всем этом расскажем в статье.

Читать запись

Как научить ребёнка писать без ошибок — методы и упражнения

Как научить ребёнка писать без ошибок — методы и упражнения

Письмо от руки — это уникальный инструмент, который помогает развивать мозг. Особенно важно такое развитие в детском возрасте, когда формируется большинство нейронных связей, и ребенок подсознательно осваивает огромное количество навыков и умений.

Именно поэтому, а вовсе не потому, что учителя хотят замучить бедных детей прописями и правилами, письмо было и остается одним из важнейших предметов начальной школы. Но что делать, если ребенок пишет с ошибками? Почему эти ошибки появляются и как научить ребенка грамотности? Давайте разберемся!

Читать запись

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оно того стоит синоним
  • Онлайн магазин синоним
  • Онлайн курс синоним
  • Онлайн кинотеатр синоним
  • Онлайн занятия синонимы