Образовательные технологии синонимы

На букву О Со слова «образовательные»

Фраза «образовательные технологии»

Фраза состоит из двух слов и 25 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «образовательные»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Современные педагогические технологии как инструмент повышения качества начального образования. НОО (автор: Канал для педагогов. Российский учебник)47:21

Современные педагогические технологии как инструмент повышения качества начального образования. НОО

Видео Современные образовательные технологии и методики обучения - 2018 (автор: Мега Талант)10:19

Современные образовательные технологии и методики обучения — 2018

Видео Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС | Видеолекции | Инфоурок (автор: ИНФОУРОК)53:34

Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС | Видеолекции | Инфоурок

Видео Бесплатный вебинар «Современные образовательные технологии (EdTech)» (автор: Мега Талант)53:37

Бесплатный вебинар «Современные образовательные технологии (EdTech)»

Видео Современные образовательные технологии (автор: Уроки дома орг)59:49

Современные образовательные технологии

Видео Инновационные образовательные технологии (автор: pachupsi)01:28

Инновационные образовательные технологии

Синонимы к фразе «образовательные технологии»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + адаптивная физическая культура −
  • + академическая мобильность −
  • + анализ требований −
  • + деловые игры −
  • + диффузия инноваций −
  • + дополнительное профессиональное образование −
  • + зарубежный опыт −
  • + индивидуальная образовательная траектория −
  • + интеграция наук −
  • + информационные технологии −
  • + кадровый потенциал −
  • + классический университет −
  • + коммуникативная компетенция −
  • + концептуальная модель −
  • + метод проектов −
  • + методические приёмы −
  • + младшие школьники −
  • + мотивация учения −
  • + образовательная деятельность −
  • + образовательная практика −
  • + образовательная система −
  • + образовательная среда −
  • + образовательное пространство −
  • + образовательные программы −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «образовательные технологии» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

ииголонхет еыньлетавозарбо 😀

Написание фразы «образовательные технологии» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 ոբրազովատելնըե տեխնոլոգիի

в грузинской🇬🇪 ობრაზოვათელნიე თეხნოლოგიი

в латинской🇬🇧 obrazovatelnye tekhnologii

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80aabfqak9ascdv5a3kna xn--c1adkamlhb5a5a

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

j,hfpjdfntkmystnt[yjkjubb

Написание фразы «образовательные технологии» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠕⠃⠗⠁⠵⠕⠺⠁⠞⠑⠇⠾⠝⠮⠑⠀⠞⠑⠓⠝⠕⠇⠕⠛⠊⠊

Передача фразы «образовательные технологии» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

– – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – – ⋅ ⋅ – – – ⋅ – – ⋅ – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – ⋅ – ⋅ – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – – ⋅ – ⋅ ⋅ – – – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅

Произношение фразы «образовательные технологии» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «образовательные технологии» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

ghpnqgbnrcäöakcrciagägfdd

Остальные фразы со слова «образовательные»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • образовательные возможности
  • образовательные задачи
  • образовательные институты
  • образовательные комиксы
  • образовательные кредиты
  • образовательные курсы
  • образовательные организации
  • образовательные организации в россии
  • образовательные организации высшего образования
  • образовательные отношения
  • образовательные программы
  • образовательные программы дошкольного образования
  • образовательные проекты
  • образовательные результаты
  • образовательные стандарты
  • образовательные структуры
  • образовательные услуги
  • образовательные учреждения
  • образовательные цели

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@wbys 05.01.2020 14:46

Что значит фраза «образовательные технологии»? Как это понять?..

Ответить

@kogtybo 31.08.2022 11:02

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву):

интегративные качества (такие, которыми не обладает несколько взятых её элементов);

составные элементы, компоненты;

структура (связи и отношение между частями и элементами);

функциональные характеристики;

коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);

историчность, преемственность.

Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.

В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие — «технология» и новый — «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.

Академик В. П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия учителя с учеником определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько – дидактических систем):

Источник: Wipedia.org

  • Чтобы понять, насколько востребованы на сегодняшний день образовательные интернет-ресурсы, ресурсы по дистанционному обучению и образовательным технологиям, обратимся к известному каталогу ресурсов List. Ru, а именно к разделу «Образование».

  • Образовательные технологии третьего тысячелетия должны строиться с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся, учитывать стиль мышления каждого школьника.

  • Система образовательных технологий обучения одарённых детей (цели, содержание и методы) должна соответствовать природным физиологическим и психологическим, а также социальным особенностям и закономерностям развития каждого учащегося.

  • Это группы в детских садах комбинированного и компенсирующего вида, школы, службы ранней помощи, лекотеки, группы кратковременного пребывания, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители получают необходимую им раннюю помощь с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Гуманистические обновлённые ценности, органично включающиеся в современное научное знание, должны транслироваться в образовательные технологии и усваиваться студентами и молодыми исследователями в процессе обучения.

Вы здесь

Синонимы для словосочетания «образовательные технологии» не найдены.

  • Чтобы понять, насколько востребованы на сегодняшний день образовательные интернет-ресурсы, ресурсы по дистанционному обучению и образовательным технологиям, обратимся к известному каталогу ресурсов List. Ru, а именно к разделу «Образование».

  • Образовательные технологии третьего тысячелетия должны строиться с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся, учитывать стиль мышления каждого школьника.

  • Система образовательных технологий обучения одарённых детей (цели, содержание и методы) должна соответствовать природным физиологическим и психологическим, а также социальным особенностям и закономерностям развития каждого учащегося.

  • Это группы в детских садах комбинированного и компенсирующего вида, школы, службы ранней помощи, лекотеки, группы кратковременного пребывания, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители получают необходимую им раннюю помощь с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Гуманистические обновлённые ценности, органично включающиеся в современное научное знание, должны транслироваться в образовательные технологии и усваиваться студентами и молодыми исследователями в процессе обучения.

#статьи

  • 31 янв 2023

  • 0

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

О том, что учёные и методисты вкладывают в это понятие и почему ему так сложно дать точное определение.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что принято понимать под термином «педагогические технологии»;
  • по каким критериям учёные предлагают определять педагогическую технологию;
  • как педагогические технологии классифицируют по уровням применения.

Изначально педагогическими технологиями или технологиями обучения называлось, собственно, использование в обучении технических средств — проекторов, магнитофонов, телевизоров и затем компьютеров.

В конце XX века это значение расширилось и стало отражать идею управления всем образовательным процессом, позволяющего максимально эффективно достигать целей этого процесса. И вот здесь появились сложности, потому что термин «педагогическая технология» стал смешиваться с такими понятиями, как педагогическая система, методика, концепция. О том, как их разграничить и можно ли вообще это сделать, образовательному сообществу пока договориться не удалось.

Свои определения этому термину предлагали множество исследователей, среди них — Мурат Чошанов, Борис Лихачёв, Игорь Волков, Вадим Монахов, Михаил Кларин, Михаил Олешков и другие.

Если выделить из них главное, то получится, что педагогическая технология — это научно обоснованная система, которая определяет выбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Также это описание образовательного процесса, который гарантированно приведёт к достижению заданных результатов.

Проще говоря, это такой алгоритм: устанавливаем цель, а затем применяем вот такие инструменты и действуем вот так, чтобы достичь этой цели оптимальным способом.

Наряду с «педагогическими технологиями» часто встречаются понятия «технологии обучения» и «образовательные технологии». Чисто теоретически они не равнозначны (как не равнозначны сами категории «образование», «педагогика» и «обучение»), однако на практике нередко используются как синонимы. Поэтому, чтобы не усложнять, в этой статье будем придерживаться того же подхода.

Чтобы отделять педагогические технологии от смежных понятий (методик, школ, концепций и так далее), учёные предлагают использовать список критериев. Если некая педагогическая модель им соответствует, это означает, что её справедливо назвать именно технологией.

Герман Селевко в пособии «Современные образовательные технологии» составил такой перечень критериев технологичности:

  • Концептуальность — опора на определённую научную концепцию, философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование заданных образовательных целей.
  • Системность, то есть обладание ключевыми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
  • Управляемость — возможность планировать и проектировать процесс обучения, проводить диагностику и контроль на разных этапах, варьировать дидактические методы и средства, чтобы скорректировать результаты.
  • Эффективность — затраты на применение технологии оптимальны и приводят к заданным результатам, к достижению определённого стандарта обучения.
  • Воспроизводимость — возможность применять технологию в других однотипных образовательных учреждениях, разными педагогами и с разными учащимися.

Выходит, что одним из главных признаков педагогической технологии становится гарантируемый результат. Технология исключает условия вроде «Если педагог талантливый…», «Если ученики способные…». По словам Германа Селевко, результаты могут различаться в зависимости от мастерства педагога и способностей учащихся, но они всегда приближаются к среднему значению и определяются самой технологией.

Составить единый перечень педагогических технологий пока просто невозможно. Их очень много, и способы классификации зависят от того, какой критерий принимается за основу.

Один из распространённых подходов — классификация по уровню применения. Разные теоретики и практики предлагают свои варианты, во многом схожие, но различающиеся в нюансах. Вот пара примеров.

Герман Селевко рассматривает педагогические технологии на трёх уровнях:

  • Общепедагогический (или общедидактический) уровень. Технология характеризует образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении или на определённой ступени образования. Здесь педагогическая технология становится синонимом педагогической системы. Примеры: системно-деятельностный подход, который лежит в основе современных школьных ФГОС, вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори.
  • Частнометодический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология выступает как частная методика, то есть совокупность методов и средств обучения в рамках конкретной дисциплины или для определённых категорий учащихся (например, людей с нарушениями слуха).
  • Локальный (модульный) уровень. На этом уровне технология решает конкретные образовательные задачи — повторение и закрепление материала, проведение самостоятельных работ, развитие отдельных навыков и так далее. И здесь технологии, по сути, приближаются к формам и методам обучения.

Фото: MT-R / Shutterstock

Похожую систему приводит Наталья Борисова в учебно-методическом комплексе «Образовательные технологии как объект педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода». Кстати, её же при проектировании учебных курсов предлагают использовать методисты Skillbox. Здесь тоже выделяют три уровня:

  • Методологический — педагогическая теория, концепция или система, которая определяет сущность образовательного процесса и предлагает выстраивать его определённым образом. На этом уровне педагогическими технологиями можно назвать, например, проблемно-ориентированное обучение, обучение от результата, через феномены или через опыт.
  • Стратегический — здесь, по словам Борисовой, технология обучения воздействует на конкретные параметры внутри образовательного процесса. Стратегическими технологиями она называет, например, лекционные, дискуссионные и исследовательские процедуры, самообучение и практику. А в проектировании онлайн-курсов стратегическая технология определяет, каким способом достигаются образовательные цели в конкретной программе. Например, технология модульного обучения подразумевает, что учебный материал разбивается на относительно самостоятельные блоки — модули, для каждого из которых определены свои результаты, методы, средства обучения.
  • Тактический — конкретный тип образовательной деятельности. Как и в классификации Селевко, технологии на тактическом уровне — это формы и методы обучения. В качестве примеров можно назвать лекции, тренинги, анализ кейса, дискуссии — в общем, любую спроектированную активность, благодаря которой достигается образовательная цель.

Допустим, перед методистом онлайн-школы стоит задача спроектировать курс по финансовой грамотности. В этой школе принято разрабатывать курсы от результата — значит, именно эта технология станет методологической основой для новой программы. Затем методист определяет технологии обучения на стратегическом уровне — это будет модульное обучение в дистанционном формате. И наконец, уже на тактическом уровне, он выбирает формы и методы обучения для каждого модуля и отдельного занятия. И включает в свой курс, скажем, видеолекции и вебинары экспертов, промежуточные тесты и итоговую самостоятельную работу.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Вы здесь

Синонимы для словосочетания «образовательные технологии» не найдены.

  • Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям.

  • Формирование самобытности человека есть предельный результат реализации образовательной технологии.

  • Современное образование с необходимостью должно переопределить свои цели, модернизировать содержание образования и образовательные технологии.

  • Спортивные и образовательные технологии, формирующие личность спортсменов высокого класса.

  • Статья 16-я указанного закона разрешает реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, т.

Оставьте ваш комментарий

Романова Екатерина Сергеевна
ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»
кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
В статье проводится анализ научно-педагогической литературы, посвященной проблемам дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Делается вывод о том, что в педагогической науке существует несколько терминов, обозначающих одно педагогическое явление, но не являющихся синонимичными. Различия связаны с широтой понятий. Множество определений понятий объясняется уровнем применения: от общепедагогического до контактно-личностного.

Romanova Ekaterina Sergeevna
Military Training and Research Center of the Land Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation»
Candidate of Philology, Master in «Psycho-pedagogical education», lecturer of the department of humanitarian and socio-economic disciplines

Abstract
The article analyzes the scientific and pedagogical literature on the problems of the definition of the concepts «educational technology», «educational technology», «learning technology». The conclusion is that in pedagogical science, there are several terms denoting one pedagogical phenomenon, but they are not synonymous. The differences relate to the breadth of concepts. The set of definitions is due to the use of levels: from general pedagogical to contact- personal.

Библиографическая ссылка на статью:
Романова Е.С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (дата обращения: 24.02.2023).

Образование в Российской Федерации основывается на принципах гуманизма, приоритета прав и свобод личности и ее свободного развития, свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создания условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей, а также предоставления педагогическим работникам свободы в выборе форм, методов обучения и воспитания [1]. В связи с этим у образовательных организаций появляется возможность проектировать и конструировать образовательный процесс по своей модели с учетом региональных условий и специфики самой образовательной организации. Модернизация системы образования идет в направлении разработки различных вариантов научного освоения новых идей и технологий с целью реализации компетентностного подхода. В настоящее время актуальность приобрела технологизация образовательного процесса, под которой понимается его структурирование и формализация, «точное инструментальное управление» им и гарантированное достижение результата [2, с. 11]. Технологический подход в образовании особую популярность приобрел в педагогике в середине ХХ века, что было связано с научно-техническим прогрессом. Тем не менее, идеи технологизации образовательного процесса уже прослеживались начиная с XVII века в трудах чешского педагога Я.А. Коменского, основателя традиционной технологии обучения. Он призывал учить педагогов эффективно использовать педагогический инструментарий с целью получения высоких результатов. Я.А. Коменский утверждал, что «школа – мастерская, она „живая” типография, которая „печатает” людей» [3, с. 9]. Он сравнивал средства обучения и воспитания с теми, которыми пользуются типографские работники для создания книги. В дальнейшем идеи технологического подхода нашли отражение в работах И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко. Термин «технологии в образовании» еще не использовался. Впервые он упоминается в работах по педологии в 1920-е годы, но широкое распространение получает лишь в 1940 −1950-е годы в связи с активным использованием в общеобразовательной школе (в первую очередь за рубежом) различных технических средств (магнитофонов, проигрывателей, фильмопроекторов и др.).

В нашей работе проводится анализ научно-педагогической литературы, посвященной проблемам дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», обобщение педагогической практики, делается попытка разделить эти понятия, уточнить их содержание и обозначить их границы.

Собственно термин «технология» пришел в педагогику из промышленно-производственной сферы. Слово «технология» восходит к двум древнегреческим словам: techne – «искусство, мастерство, умение» и logos – «наука, учение», что позволяет трактовать технологию как науку или учение о мастерстве, искусстве практической деятельности. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова «технология» определяется как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [4]. Например, технология волокнистых веществ, технология гравировки по металлу, технология приготовления пищи.

В.С. Зайцев рассматривает эволюцию понятия «технология» в педагогической науке и выделяет четыре периода [5, с. 11]. Первый период (1940-е – сер. 1950-х гг.) был связан с применением в образовательном процессе аудиовизуальных средств. Во второй период (сер. 1950-х – 1960-е гг.) «технология образования» ассоциировалась с программированным обучением. Третий (1970-е гг.) предполагал использование термина «педагогическая технология», под которой понимался «заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей» [6, с. 11]. В СССР в начале 1970-х годов термин «педагогическая технология» встречается в работах профессора Т.А. Ильиной [7, с. 123-124]. На VIII Международной конференции по программированному обучению и педагогической технологии в Великобритании она отметила, что в отечественной педагогике все проблемы, связанные с технологизацией образования, рассматриваются в русле дидактики, поэтому термин не получил распространения. Четвертый период (с нач. 1980-х гг.) эволюции рассматриваемого понятия тесно связан с развитием информационных технологий обучения, с компьютеризацией.

В зарубежной педагогической литературе встречаются термины «technology in education», «technology of education», «educational technology». Эти термины, близкие по написанию и по значению, были переведены на русский язык и вошли в научный оборот отечественной педагогики. В настоящее время широко используется несколько терминологических сочетаний: «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Отсюда вытекают две большие проблемы:

  1. Некоторые исследователи используют эти термины как взаимозаменяющие. Вместе с тем в других источниках они обозначают разные понятия. Однако нередко авторы в контексте одной работы могут сами себе противоречить: сначала разграничивать эти понятия, указывая на их различия, затем использовать в качестве синонимов.
  2. Отсутствует единообразие в понимании сущности данного явления.

Рассмотрим соотношение понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Понятие «образовательная технология» представляется значительно шире, чем понятие «педагогическая технология». Оно связано с понятиями «образование», «образовательный процесс», сущность которых раскрыта в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Из ст. 2 нормативного правового акта следует, что «образование − единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [8]. В связи с этим образование включает, кроме педагогических, и другие смежные аспекты − социальные, психологические, социально-политические, культурологические, управленческие, медико-педагогические, экономические. Образовательные технологии призваны повышать качество и эффективность целостного образовательного процесса. Так, педагогический аспект включает в себя технологии обучения (традиционное, программированное, проблемное и т.д.), технологии воспитания и развития (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского и т.д.). К другим относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие технологии, технологии разрешения конфликтов, технологии формирования социально-коммуникативных навыков, игротерапевтические технологии и другие.

Понятие «педагогическая технология» содержит технологии обучения, технологии воспитания и развития.

Г.К. Селевко выделяет четыре позиции в понимании сущности «педагогическая технология» (см. Табл. 1) [9, с. 35-37].

Таблица 1 – Основные трактовки понятия «педагогическая технология»

№п∕п

Сущность

позиции

Основная характеристика

Представители

1. Как средство. Производство и применение методического инструментария, материальных и технических средств обучения. Б.Т. Лихачев,

С.А. Смирнов,

М. Мейер и др.

2. Как способ. Выполнение учебных задач, в основе – алгоритм, программа, система взаимодействия участников образовательного процесса. В.П. Беспалько,

В.А. Сластенин,

В.М. Монахов,

Б. Скиннер,

Т. Сакамото и др.

3. Как научное направление. Обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, естественных и управленческих наук. П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев,

Р. Кауфман и др.

4. Как многомерное понятие. Многомерный процесс. В.И. Боголюбов,

М.В. Кларин,

В.В. Давыдов,

Г.К. Селевко,

П. Митчелл,

Р. Томас и др.

Разнообразие подходов к пониманию сущности понятия «педагогическая технология» объясняется уровнем ее применения. По Г.К. Селевко, существуют четыре уровня технологий в образовании. Во-первых, метатехнологии (или общепедагогический уровень) охватывают образовательный процесс в государстве, регионе, образовательной организации, реализуют социальную политику в области образования. Примером могут служить технологии развивающего обучения, технологии управления качеством образования и др. Во-вторых, макротехнологии (или частнометодический уровень) – в рамках учебной дисциплины, например, технология преподавания учебного предмета. В-третьих, мезотехнологии (или локальный уровень) – технологии осуществления отдельных частей или модулей образовательного процесса, решение частных дидактических, методических или воспитательных задач, например, технология изучения данной темы. В-четвертых, микротехнологии (или контактно-личностный уровень) включают в себя технологии решения узких задач, например, технологии коррекции отдельных качеств обучающихся [10, с. 38].

Из педагогической технологии вычленяется понятие «технология обучения», которое также не имеет однозначной трактовки. Все имеющиеся дефиниции объединяет общая цель – эффективность образовательного процесса. Наиболее оптимальным определением, раскрывающим сущность технологии обучения, является, на наш взгляд, следующее: «процесс реализации его содержания, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей» [11, с. 244].

Структура любой технологии обучения состоит из следующих элементов:

1. Концептуальная основа – опора на научную концепцию. Так, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина легла в основу программированного обучения. Идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который главным в обучении считал не учебный план, а игры и трудовую деятельность, нашли отражение в проблемно-деятельностном обучении. Зарубежная концепция единиц содержания обучения (авторы − S.N. Posilethwait, B. Goldshmid, M.L. Goldshmid и J. Russel), сущность которой заключалась в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем, стала фундаментом для модульного обучения.

2. Содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные), содержание учебного материала.

3. Процессуальная часть (этапность технологического процесса): организация (организационные приемы) образовательного процесса; методы и формы деятельности обучающихся; методы и формы деятельности преподавателя.

4. Диагностика результативности процесса обучения [12, с. 17].

В рамках понятия «технология обучения» выделяется другое, более узкое понятие − «технология профессионально ориентированного обучения». Его можно определить следующим образом: процесс реализации ФГОС и квалификационных требований, представляющий собой совокупность форм, методов, приемов, средств, гарантирующих достижение поставленных целей профессиональной подготовки будущего специалиста (выпускника).

Соотношение понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» и «технология профессионально ориентированного обучения» наглядно представлено на Рис. 1.

Рисунок 1. Соотношение понятий «образовательная технология» (ОбрТ), «педагогическая технология» (ПедТ), «технология обучения» (ТО) и «технология профессионально ориентированная технология» (ТПОО)

Таким образом, анализ подходов различных авторов к дефиниции понятий технологий в области образования, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в педагогической науке существует несколько терминов, обозначающих одно педагогическое явление, но не являющихся семантически идентичными. Различия связаны в основном с широтой понятий. Каждая технология имеет четкую структуру, охватывает тот или иной уровень. Объединяет эти понятия стремление к достижению гарантированного результата, направленность на эффективность образовательного процесса.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) / КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения: 16.05.2016).
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
  3. Педагогические технологии: учебное пособие / под общ. ред. В.С. Кукушина. Ростов-н/Д: МарТ; Феникс, 2010. 333 с. (Педагогическое образование)
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка ∕ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: проект [официальный сайт]. URL: http://www.ozhegov.org/words/35790.shtml (дата обращения: 10.05.2016).
  5. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 с.
  6. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 с.
  7. Ильина Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике // Советская педагогика. 1971. № 9. С. 123-124.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) / КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения: 16.05.2016).
  9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
  10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
  11. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2015. 640 с.
  12. Жукова Г.С. Технологии профессионально ориентированного обучения: учебное пособие / Г.С. Жукова, Н.И. Никитина, Е.В. Комарова. М.: РГСУ, 2012. 165 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Романова Екатерина Сергеевна»



О чем речь?
Современные образовательные технологии — это не только цифровизация и внедрение гаджетов, но и методы обучения, которые более полно отвечают запросам учащихся. Некоторые подходы используют наработки прошлого века, однако уже переосмысленные и дополненные.



Какие бывают?
К современным технологиям можно отнести личностно-ориентированные методы образования, некоторые авторские идеи и ряд других систем, которые появились относительно недавно. В дополнение к ним те цифровые технологии, которые непосредственно влияют на процесс обучения.

В статье рассказывается:

  1. Понятие образовательной технологии
  2. Характеристики и виды образовательных технологий
  3. Тренды образовательных технологий
  4. Современные личностно-ориентированные образовательные технологии
  5. Инновационные образовательные технологии
  6. Современные авторские образовательные технологии
  7. Современные цифровые технологии в образовании
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Понятие образовательной технологии

Термин «технология» имеет греческое происхождение. Здесь соединены два слова techne (искусство, наука) и logos (понятие, учение). Если заглянуть в словарь слов, имеющих иностранное происхождение, то можно встретить трактовку этого термина как общности знаний в отношении средств и способов организации процессов на производстве.

Понятие образовательной технологии

Понятие образовательной технологии

Современные технологии позволяют получать практические решения на основании интеллектуальных сведений. Технологии включают способы осуществления деятельности и особенности участия в ней человека. Каждый вид деятельности является или технологией, или искусством.

При этом если технологии базируются на научных достижениях, то основой искусства выступает интуиция. Началом всего является искусство, а завершением – технология, но на этом процесс не останавливается, а повторяется снова и снова.

Современные образовательные технологии выступают инструментом для реализации новых теорий в сфере обучения. Направленность их развития имеет тесную связь с идеями гуманизации, обеспечивающими условия для личностной самореализации. Следует отметить, что понятие «образовательные технологии» выглядит гораздо обширнее в сравнении с термином «технологии обучения», так как включает и фактор воспитания, которое направлено на развитие качеств личности учащихся.

В соответствии с документами организации UNESCO образовательные технологии рассматриваются в качестве методов формирования, внедрения и определения совокупного обучающего процесса и получения новых знаний, базирующихся на взаимодействии технических ресурсов и человеческих возможностей.

Такое определения рассматриваемого понятия, как и ряд других, нельзя назвать максимально полным и точным с учетом того, что происходит постоянный процесс появления новых технологий (в сфере экологии, космоса, информационных систем и т.д.).

Обобщенно технологию можно представить в виде точной системы, обеспечивающей пути воплощения поставленных целей в определенные продукты или их элементы.

Характеристики и виды образовательных технологий

К наиболее важным свойствам современных образовательных технологий относят:

  • концептуальность: основой для разработки выступает определенная научная идея;
  • целостность: все элементы, обеспечивающие качество образовательной технологии, связаны между собой;
  • управляемость: существуют возможности для исследования, анализа и совершенствования учебно-воспитательного процесса;
  • воспроизводимость: современные образовательные технологии могут быть воспроизведены большим количеством преподавателей;
  • эффективность: обеспечивается решение задач согласно стандартам образования при снижении финансовых, материальных и временных затрат.

Скачать файл

Рассмотрим классификацию современных образовательных технологий с учетом их целей, содержания, методик и средств.

  • В зависимости от того, на каком уровне происходит их использование, образовательные технологии могут быть: общепедагогическими, предметными (частно-методическими) и локальными (модульными).
  • По базовой концепции: теоцентрические, натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические и т.д.
  • В зависимости от основного метода и используемых средств: репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, а также программного, проблемного, коммуникативного и удаленного обучения.
  • По формам организации: лекции с практическими занятиями, персональные, групповые, дифференцированные.
  • В зависимости от модели взаимодействия педагога: авторитарные, ориентированные на личность ученика, личностно-деятельностные, направленные на сотрудничество.

Тренды образовательных технологий

Lifelong Learning – непрерывный процесс обучения

Тренд Lifelong Learning неслучайно находится на верхней позиции рейтинга тенденций современных образовательных технологий. В нынешних условиях это уже стало необходимостью. Мы живем во время стремительных изменений. Меняются технологии, роботизация внедряется во многие сферы человеческой деятельности, постоянно появляется новая информация, растет спрос на необычные специальности. Чтобы обеспечить необходимый уровень компетенций, современный человек должен постоянно учиться.

Тренды образовательных технологий

Тренды образовательных технологий

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК)

Этот тренд неразрывно связан с предыдущим. Массовые открытые интернет-курсы успешно решают две задачи:

  • Обеспечивают доступ к актуальным знаниям для широкого круга людей.
  • Создают условия для открытого и интерактивного образования.

Обучающие площадки, которые обеспечивают доступ к курсам наиболее известных мировых университетов, представлены не только за рубежом, но и в РФ.

Адаптивное образование

Сегодня это направление развития образовательных технологий набирает популярность во всех странах мира. Еще в древности учителя говорили о том, что процесс обучения должен подстраиваться под ученика. Эффективная реализация этой идеи стала возможной с развитием технологий искусственного интеллекта.

Используя адаптивные системы, можно создавать персональные обучающие программы, учитывая когнитивные возможности учащегося, его особенности восприятия и имеющийся уровень подготовки. Современные адаптивные образовательные технологии пока еще имеют некоторые ограничения. К примеру, они не работают в сфере гуманитарных знаний и в тех областях науки, где происходят регулярные изменения.

Но есть высокая вероятность, что такие ограничения будут сняты уже в ближайшее время в результате дальнейшего развития образовательных технологий.

Интегральный подход

Интегральный подход в образовательном процессе связан с обучением на стыке различных дисциплин. Для наглядности рассмотрим пример с классической медициной, которая рассматривает заболевание как физические отклонения, для лечения которых используют лекарственные методики и оперативное вмешательство.

При интегральном подходе болезни рассматривают не только в контексте физических недугов, но и с позиции психологического состояния больного, взаимоотношений в семье и обществе, а также альтернативных методик лечения. Чтобы в процессе обучения формировался востребованный специалист, необходимо развивать у учеников междисциплинарные знания, позволяющие изучать объекты со всех сторон.

Интегральный подход

Интегральный подход

Коррекция роли учителя и чат-боты

Это очень важная тенденция применения современных образовательных технологий. Уже в ближайшее время роль преподавателя может сильно измениться. Учитель из единственного источника знаний будет превращаться в куратора образовательного процесса и режиссера, который его создает. Круг задач преподавателя будет расширен за счет следующих направлений:

  • Вовлечение учащихся в обучающий процесс.
  • Поддержка мотивации учеников.
  • Создание интерактивных образовательных проектов.
  • Формирование умения мыслить и критического восприятия информации.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20643 pdf иконка

Может возникнуть вопрос, кто же в современных условиях будет проверять знания учеников? На данный момент это еще осуществляет учитель. Тем не менее, уже есть примеры сервисов, разрабатывающих чат-боты, направленные на автоматизацию этого процесса, чтобы упростить работу преподавателя.

Современные личностно-ориентированные образовательные технологии

Уже из самого названия становится понятно, что в центре личностно-ориентированных образовательных технологий стоит человек. Их цель состоит не в формировании изначально заложенных познавательных способностей ученика, а в их наибольшем развитии на базе имеющегося у ребенка жизненного опыта. Уже доказана высокая эффективность современных образовательных технологий такого типа. Подтверждением этому является их широкое применение.

Различают несколько методик современных образовательных технологий.

  • Проблемное обучение, при котором подача учителем нового материала осуществляется не в полном, подготовленном формате, а лишь его наиболее существенной части. Для дальнейшего изучения педагог дает задачи научно-исследовательского учебного характера, позволяющие ученикам самостоятельно усвоить необходимый объем знаний. Таким образом, учащиеся получают еще и практический опыт решения задач. У учеников в процессе получения знаний и навыков формируется еще и творческое мышление.
  • Разноуровневое обучение предполагает такой вариант организации процесса учебы, чтобы педагог, уделяя больше внимания «слабым» ученикам, не тормозил движение вперед более сильных учащихся. В итоге, те, кому знания даются непросто, получают необходимую поддержку педагога, а успешные ученики утверждаются в своих силах.
  • Проектные методы дают возможность ученикам осознанно подходить к выбору будущей специальности, развивают их творческие способности и удовлетворяют потребность в получении новых знаний.
  • Исследовательские методы ориентированы на создание условий, при которых ученики могут самостоятельно увеличивать объем своих знаний, находить познавательную информацию в удобном для себя формате и искать возможности решения творческих заданий. Другими словами, исследовательские методы современных образовательных технологий расширяют кругозор учеников и позволяют им самостоятельно выбирать скорость и направленность своего развития.
  • Технология обучения в сотрудничестве предполагает образовательный процесс, в котором совместно принимают участие дети и люди старшего возраста. Данная методика основана на том, что учитель подходит к обучению по схеме «от учащегося к предмету», а не наоборот. Таким образом, процесс преподавания выстраивается исходя их возможностей ребенка и его потребностей.
  • Информационно-коммуникационные методики отличаются объемным содержанием образования, которое обеспечивается за счет применения интегрированных программ и доступа к сети интернет.
  • Методики сбережения здоровья предполагают равномерное распределение нагрузки на учеников. Здесь применяется разумное чередование заданий, умственная активность сочетается с минутками физкультуры. Учитель определяет оптимальное время для освоения сложного материала, самостоятельной работы учеников, а также применяет технические средства, повышающие результативность обучения.

Современные личностно-ориентированные образовательные технологии

Современные личностно-ориентированные образовательные технологии

Чтобы повысить эффективность учебных занятий в современных условиях, необходимо переосмыслить позицию учителя, изменить его подход не только к необходимости внедрения новых технологий, но и к повышению личной квалификации.

Инновационные образовательные технологии

STEAM

Название этой технологии является аббревиатурой от «science, technology, engineering, art, mathematics». Ее методологической основой выступают знания в научной, технической, инженерной, творческой и математической сферах. Основной ее особенностью является то, что учащиеся набираются знаний по всем указанным дисциплинам, выполняя практикумы и проектные работы по робототехнике, программированию, конструированию, дизайну и так далее. Возникает вопрос, почему выбраны именно эти предметы?

Всемирно известная компания LEGO решила реализовать проект под названием LEGO education. Его основной задумкой является то, что детям предлагают не только собирать конструкторы, но и создавать целые полноценные проектные работы, именуемые SPIKE Prime (компактный робот).

Цифровизация образования: задачи, инструменты, сложности

Читайте также

В ходе такой деятельности они получают практические навыки в области конструирования и программирования. Компания «Лего» проводила ряд исследований, которые показали, что более 65 % современных учащихся предпочитают работать в таких сферах, в связи с чем в современных образовательных технологиях активно применяются методики STEAM.

В чем преимущество STEAM? В этой технологии упор сделан на практические занятия, что дает ученикам понимание о том, что их навыки могут и должны применяться в профессиональной деятельности. Дети, обучаясь по такой методике, имеют возможность раскрывать себя как личность, высказывать свои идеи, работать в группе для создания новых креативных продуктов.

Фишбоун

Fishbone можно перевести, как «кости, или скелет, рыбы». Таким образом схема технологии представлена в виде рыбы с головой из хвостом, между которыми расположен позвонок с отходящими от него ребрами.

Интересно, что данная методика была придумана в Японии, где все очень любят рыбу. Со временем технология стала популярной во всем мире. Она была разработана еще в 1952 известным японским теоретиком в области управления Каору Исикава, который работал в компании Toyota. Технология создавалась для схематизации процедур выявления причинно-следственных связей и быстрого оценивания событий, которые с ними связаны.

Инновационные образовательные технологии

Инновационные образовательные технологии

Голова рыбы олицетворяет собой основную проблему или объект, которые подлежат исследованию. Затем от позвонка вверх отходят причины, обусловленные факторами, которые расположены в нижних ребрах скелета. Это дает понять, что определенные выявленные факторы вызвали реакцию объекта, в результате чего и сформировались причины. Таким образом, общность факторов и причин способствует формированию полученного результата.

Очевидно, что при таком конкретном анализе и изучении всех деталей по отдельности ученики более отчетливо будут видеть и понимать, как работают причинно-следственные связи. Учащиеся будут их анализировать и подробно рассматривать изучаемый вопрос. Это и делает данную технологию уникальной.

Сингапурская методика

Образовательный процесс включает определенные структуры, формирующие данную методику. Сингапурская образовательная технология строится на принципах коммуникативности, построения команды, партнерских взаимоотношений и изменения ролей (в том числе и учителя, который превращается в модератора обучающего процесса и проводника, обеспечивающего реализацию алгоритма).

Только до 8.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

В этой методике представлено примерно 250 структур. Приведем наиболее известные из них:

  • Teambuilding.
  • Rally Robin.
  • Round Robin.
  • Clock Buddies.
  • Hi-Five.
  • Mix Pair Share.
  • Corners и др.

Стоит подчеркнуть, что все названия структурных элементов приведены с использованием английского языка. Эту особенность легко объяснить тем, что именно на нем обучаются дети в Сингапуре. Эксперты в области образования и разработчики данной технологии отмечали, что в своих работах нередко опирались на методики советской школы, прошедшие испытания в Америке.

Затем они были адаптированы под азиатский формат. Собственно, так и появилась эта образовательная технология, к разработке которой причастны педагоги и ученые советского времени, включая Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова.

AGILE

Появилась эта методика еще в пятидесятых годах прошлого столетия. Ее популярность во многом обусловлена работами американского программиста и военного летчика Джеффа Сазерленда, который стал одним из разработчиков методологии Scrum и Agile-манифеста. Вначале технология получила широкое распространение в IT-компаниях, но со временем Сазерденд адаптировал ее для других сфер, включая и образование. Рассмотрим основные принципы современной образовательной технологии Agile:

  • Взаимная активность людей

В данном контексте взаимодействие людей противопоставлено процессам и методикам, которым чаще всего уделяется максимальное внимание в образовательном процессе. К примеру, нередко школьным и университетским преподавателям более важно своевременно заполнить журналы, написать учебный план, обеспечить дисциплину, но при этом уделяется минимальное внимание конкретному ученику.

На практике же успех обучающего процесса обеспечивается не за счет отладки материальных и формальных процедур, а благодаря продуктивному сотрудничеству учителя и учащегося.

  • Реальный продукт

В образовательном процессе нередко основной упор делается на тестирование, а показателем эффективности выступают хорошие оценки. Подобный формально ориентированный подход к обучению не приемлем в случае применения технологии Agile. К примеру, вместо тестов здесь практикуется проведение бесед в различных формах. Такой вид контроля знаний предоставляет преподавателю больше важной информации о знаниях учеников, что влияет на продуктивность выстраивания самого процесса обучения.

  • Командная работа

Школьные учителя крайне редко разрабатывают для учащихся совместные проекты. Да и сами преподавателя не общаются между собой в контексте обсуждения образовательных программ, а такое взаимодействие позволило бы улучшить существующие процессы за счет их опыта и ресурсов. К примеру, можно провести объединенный урок по алгебре и географии.

Ученикам на таком занятии можно предложить рассчитать расстояние между различными странами, составить геометрическую карту или функцию удаленности столицы РФ от других городов. Именно на пересечении различных областей знаний могут формироваться увлекательные идеи. Чтобы развивать такой подход, нужно придумать более современные площадки для взаимодействия и общения учителей в сравнении с традиционными педсоветами.

  • Готовность к приятию изменений

Одним из основных принципов современной образовательной технологии Agile является готовность к быстрым реакциям на различные изменения. Никто не оспаривает важность стратегических целей, но и продуманные отклонения при краткосрочном планировании также являются нормой. При строгом следовании учебному плану происходит игнорирование реальных потребностей учащихся.

Готовность к приятию изменений

Готовность к приятию изменений

К примеру, если ученикам необходимо дополнительное занятие, чтобы лучше усвоить Present Perfect, преподаватель вправе отойти от запланированных уроков, чтобы лучше разобрать сложную тему. Это даст больше пользы ученикам, чем жесткое выполнение образовательного плана.

Современные авторские образовательные технологии

Рассматривая использование современных образовательных технологий, следует отдельно поговорить об авторских методиках, которые разработаны некоторыми практикующими педагогами.

  • Методика витагенного обучения А.С. Белкина

Витагенное обучение строится на актуализации жизненного опыта участников образовательного процесса, их психологических и интеллектуальных возможностях. Концепция этой методики базируется на создании условий для сотрудничества педагога и ученика.

Витагенное образование задействует ресурсы, которые скрыты в подсознании ученика: фантазии, творческие способности, интуиции и другие аспекты, которые определяют восприятие мира и обеспечивают возможности для неосознанного принятия решений на уровне сиюминутного постижения реальности.

  • Методика знаково-контекстного образования А.А. Вербицкого

В этой методологии, так же как и в традиционных технологиях обучения, учебный материал формируется в контекстном виде знаковых систем. Именно это обусловило название методики: знаково-контекстное обучение. Здесь тоже присутствует информация, которую должен изучить учащийся. Но особенность технологии заключается в том, что сведения, представленные в основном в форме задач и проблемных условий, подбираются с учетом будущей профессиональной сферы ученика.

  • Вальдорфская педагогика

Методика, разработанная Р. Штайнером, представляет собой один из вариантов реализации концепции свободного воспитания или гуманистической педагогики. Современные образовательные технологии в школе, по мнению автора, выступают в качестве систем самопознания и развития личности в сотрудничестве с преподавателем. Здесь наблюдается объединение чувственного и сверхчувственного опыта духа, соединение духовного и телесного.

В Вальдорфской педагогике отсутствуют традиционные роли директора школы, завуча и другие привычные атрибуты. Управляет всеми процессами избираемая коллегия, включающая учеников, их родителей и педагогов. Здесь нет разделения на классную и внеклассную деятельность. Эти формы тесно переплетаются между собой. Вслед за основным уроком проводятся занятия по музыке, рукоделию, изучению двух иностранных языков (начиная с первого класса).

Кроме того, валфдофская методика имеет свои уникальные дисциплины: эвритмия и прорисовка форм, создание сложных узоров, графика, аграрный цикл, сооружение большой модели домика из дерева.

Современные авторские образовательные технологии

Современные авторские образовательные технологии
  • Методика опережающего изучения предметов с применением опорных схем С.Н. Лысенковой

Чтобы упростить для учеников усвоение отдельных элементов учебной программы, необходимо обеспечить их опережающее внедрение в процесс изучения. Сложные темы по этой методике вводят не в установленные программой часы, а значительно раньше. Таким образом, происходит «перспективная подготовка» к тяжелому материалу. При этом сложная тема должна быть приближенной к тому материалу, который изучается в этот момент.

Перспективный материал, который в определенный момент станет основным, подается в течение нескольких уроков небольшими порциями: от 5 до 7 минут. В его обсуждение на начальной стадии вовлекаются сильные ученики, затем средние и т.д. Затем проводится обобщение по такому материалу на базе полученных знаний.

Следующая особенность методики С.Н. Лысенковой состоит в комментируемом управлении в форме ответов с места на вопрос: что делает ученик. Этот прием позволяет обеспечивать активное участие в работе всего класса и постоянно поддерживать связь со всеми учащимися.

Автор методики постаралась объединить комментирование трех видов активности: думаю, говорю, записываю. Когда ученики вслух говорят о том, что они делают в данное время, происходит параллельное решение задачи по управлению коллективом учащихся.

Еще один уникальный момент методики С.Н. Лысенковой заключается в наличии «опорных схем» (выводы, формирующиеся в присутствии учеников в ходе объяснения материала). Для оформления таких схем используются таблицы, карточки, картинки и т.д.

При использовании опорных схем важно, чтобы они подключались в ходе работы на уроке, а не постоянно висели в виде плакатов. Только при таком условии они будут способствовать лучшему усвоению материала.

Современные цифровые технологии в образовании

Цифровизация

Школьная инфраструктура постоянно находится в процессе обновления. Сегодня активно внедряются современные цифровые образовательные технологии. Еще не так давно обычная доска, предназначенная для написания мелом, была обязательным атрибутом каждого класса. Сегодня в школах все чаще появляются интерактивные доски. Учитель может вывести на монитор любые картинки, видеоматериалы или слайды для презентации.

Существуют и такие модели досок, на которых можно сделать запись, нажимая пальцем (теперь никто не будут пачкаться мелом, а для учеников младших классов это еще и выглядит очень увлекательно).

В контексте применения новых технологий многие школы внедрили системы электронных пропусков, благодаря которым родители могут удаленно получать информацию, когда ребенок пришел на занятия и во сколько ушел домой. Пока еще ученики прикладывают к турникету свою карточку, но еще через какое-то время будут использоваться биометрические технологии (пропуск, к примеру, будет работать по отпечатку пальцев, аналогично с Touch ID на гаджетах).

Практически везде вместо обычных бумажных дневников используются электронные. В перспективе, традиционные принтеры будут заменены устройствами 3D-печати, с помощью которых учащиеся будут распечатывать объемные модели для различных задач.

Цифровизация

Цифровизация

Обучение онлайн как современная образовательная технология

Не так давно у молодых людей из регионов была обязательная цель уехать на учебу в большие города. Уже сейчас хорошее образование все меньше привязывается к определенному месту. Появляются возможности для получения знаний у любых педагогов, независимо от того, в какой стране они проживают и на каком языке преподают.

Развитие современных образовательных технологий идет высочайшими темпами. В ближайшее время дистанционное обучение будет проводить наряду с живыми людьми и искусственный интеллект. К примеру, разработчики Microsoft уже представили программу для изучения китайского языка.

Этот приложение построено в форме чата, где учащийся должен давать ответы на коротенькие аудиосообщения и напечатанные вопросы учителя-бота в чате. Искусственный интеллект на основании анализа ответов увеличивает сложность заданий и меняет нагрузку на ученика.

Геймификация

Важно подстраивать современные образовательные технологии под новые поколения. Необходимо создавать методики обучения с учетом особенностей и увлечений детей.

Геймификация обеспечивает интерактивность образовательного процесса и делает его более интересным. Эта технология предполагает внедрение игр (включая компьютерные и видеоигры) в обучающие программы.

Геймификация позволяет изменить отношение детей к своим ошибкам. Они не будут бояться условно «плохой» оценки, так как обучение строится по примеру игр, принцип которых строится на задаче перехода на новый уровень. Дети могут заниматься поиском решений и новых вариантов.

Виртуальная и дополненная реальность

В современных образовательных технологиях все активнее применяют визуальные средства. Это в полной мере соответствует особенностям детей нашего времени.

Дистанционное обучение онлайн: виды, формы, разбор ошибок

Читайте также

Следуя рекомендациям обучающих роликов на платформе YouTube, школьники учатся делать все самостоятельно: мастерить, делать стрижки, распаковывать посылки и осваивать иностранные языки. Статистические данные показывают, что сейчас этим сервисом пользуются почти 85 % детей школьного возраста.

При этом 80 % из них говорят, с помощью видеороликов могут больше узнавать о своих увлечениях. Именно поэтому многие учителя уже практикуют внедрение в процесс обучения просмотр видеоматериалов, включая записи лекций.

Внедрение современных образовательных технологий позволит школьникам осваивать учебные дисциплины с помощью устройств виртуальной или дополненной реальности. К примеру, в VR-шлеме дети могут не только наблюдать за историческими событиями, но и принимать в них виртуальное участие. Такой метод получил название «иммерсивное обучение». Поскольку он обеспечивает «эффект присутствия», ученики могут получать опыт, который не доступен в реальном мире.

Современные образовательные технологии очень быстро развиваются, поэтому процесс обучения детей будущих поколений будет кардинально отличаться от тех методик, по которым учились их родители. Прежде всего, следует ожидать максимальной цифровизации, геймификации, применения искусственного интеллекта, использования OLED-дисплеев и внедрения иммерсивного обучения.

Скучное сидение за школьной партой, зубрежка и учеба безо всякого интереса остаются в прошлом. Ситуацию кардинально изменят инновационные технологии. Выстраиваемые на их базе методики обучении преодолеют стены школ и университетов, а, значит, образование будет более доступным для всех людей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Образовательные мероприятия синоним
  • Образовательное учреждение синоним
  • Образовательное пространство синоним
  • Образовательная траектория синоним
  • Образовательная сфера синоним