Обогащение словарного запаса синоним

Синонимы к словосочетанию «богатый словарный запас»

Прямых синонимов не найдено.

Связанные слова и выражения

  • богатый словарный запас, запас слов, лексический запас
  • богатый словарный запас, богатый язык
  • строить предложения
  • речевой оборот
  • выражать свои мысли
  • оригинальность мышления
  • слуховая память
  • великий и могучий
  • актёрские способности
  • интеллектуальный багаж
  • вставлять в разговор
  • писательский талант
  • поразить собеседника
  • сниженная лексика
  • собственная речь
  • непечатные выражения
  • любимые словечки
  • расставлять знаки препинания
  • превосходное чувство юмора
  • молодёжный жаргон
  • поразительная интуиция
  • смысловая нагрузка
  • развитый интеллект
  • простая фраза
  • особая интонация
  • творческое воображение
  • коммуникативные навыки

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: литания — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: голодающий, богач, нахлебник, богатей, бедняк
  • Места: казна, закром, заначка, склад, кладовая
  • Предметы: продовольствие, боеприпасы, горючее, деньга, топливо
  • Действия: пропитание, сбережение, прокормление, прокорм, голодный
  • Абстрактные понятия: запас, изобилие, богатство, лексикон, бедный

Ассоциации к словосочетанию «словарный запас»

Ассоциации к слову «богатый»

Ассоциации к слову «словарный»

Ассоциации к слову «запас»

Предложения со словосочетанием «богатый словарный запас»

  • Она полагала, что обладает богатым словарным запасом, однако услышанное выражение её озадачило.
  • Четыре года, но на слух гораздо старше, очень богатый словарный запас.
  • И не её вина, что у неё не по годам богатый словарный запас.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «богатый словарный запас»

  • Едва ли где-нибудь в другом месте съедался кусок в большем поте лица, как это обещал бог первому человеку и как это происходило именно здесь, на этом каторжном труде, на котором быстро сгорает самый богатый запас рабочей силы.
  • Одним словом, Марфа Петровна возвратилась домой с богатым запасом новостей, который еще увеличился дорогой, как катившийся под гору ком снега.
  • Обнаруживала ли ими болеющая душа скорбную тайну своей болезни, что не успел образоваться и окрепнуть начинавший в нем строиться высокий внутренний человек; что, не испытанный измлада в борьбе с неудачами, не достигнул он до высокого состоянья возвышаться и крепнуть от преград и препятствий; что, растопившись, подобно разогретому металлу, богатый запас великих ощущений не принял последней закалки, и теперь, без упругости, бессильна его воля; что слишком для него рано умер необыкновенный наставник и нет теперь никого во всем свете, кто бы был в силах воздвигнуть и поднять шатаемые вечными колебаньями силы и лишенную упругости немощную волю, — кто бы крикнул живым, пробуждающим голосом, — крикнул душе пробуждающее слово: вперед! — которого жаждет повсюду, на всех ступенях стоящий, всех сословий, званий и промыслов, русский человек?
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «запас»

  • словарный запас
    золотой запас
    неприкосновенный запас
  • запасы воды
    запасы продовольствия
    запас энергии
  • пополнение запасов
    офицер запаса
    часть запасов
  • запасы иссякли
    запасы кончились
    запасы истощились
  • пополнить запасы
    иметь запас
    делать запасы
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «богатый»

  • БОГА́ТЫЙ, —ая, —ое; —га́т, -а, -о; бога́че, богате́йший. 1. Обладающий большим имуществом, большими материальными ценностями; зажиточный; противоп. бедный. Богатый колхоз. Богатая страна. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова БОГАТЫЙ

Значение слова «словарный»

  • СЛОВА́РНЫЙ, —ая, —ое. 1. Относящийся 139 к составлению и изданию словарей (в 1 знач.). Словарная работа. Словарное издательство. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СЛОВАРНЫЙ

Значение слова «запас»

  • ЗАПА́С, -а, м. 1. То, что запасено; то или иное количество чего-л. заготовленного впрок. Запас муки. Запас боеприпасов. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЗАПАС

Афоризмы русских писателей со словом «богатый»

  • Богатые люди имеют перед нами, бедняками, не только преимущества имущественные, но и хаос меньше наваливается на них.
  • Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
  • О, богатые возможности, дивные достижения таятся в слове…
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

Слова́рный запа́с, лексико́н — набор слов, которыми владеет человек.

Все значения словосочетания «словарный запас»

БОГА́ТЫЙ, —ая, —ое; —га́т, -а, -о; бога́че, богате́йший. 1. Обладающий большим имуществом, большими материальными ценностями; зажиточный; противоп. бедный. Богатый колхоз. Богатая страна.

Все значения слова «богатый»

СЛОВА́РНЫЙ, —ая, —ое. 1. Относящийся 139 к составлению и изданию словарей (в 1 знач.). Словарная работа. Словарное издательство.

Все значения слова «словарный»

ЗАПА́С, -а, м. 1. То, что запасено; то или иное количество чего-л. заготовленного впрок. Запас муки. Запас боеприпасов.

Все значения слова «запас»

  • Она полагала, что обладает богатым словарным запасом, однако услышанное выражение её озадачило.

  • Четыре года, но на слух гораздо старше, очень богатый словарный запас.

  • И не её вина, что у неё не по годам богатый словарный запас.

  • (все предложения)
  • слово
  • (ещё ассоциации…)
  • деньги
  • щедрый
  • солидный
  • золото
  • человек
  • (ещё ассоциации…)
  • слова
  • слово
  • словарь
  • словесность
  • словечко
  • (ещё ассоциации…)
  • еда
  • лексикон
  • зима
  • склад
  • резервист
  • (ещё ассоциации…)
  • богатые люди
  • богатый опыт общения
  • стать богатым
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • словарный запас
  • словарный запас детей
  • расширить словарный запас
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • словарный запас
  • запасы воды
  • пополнение запасов
  • запасы иссякли
  • пополнить запасы
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «богатый»
  • Разбор по составу слова «словарный»
  • Разбор по составу слова «запас»
  • Как правильно пишется слово «богатый»
  • Как правильно пишется слово «словарный»
  • Как правильно пишется слово «запас»

Методика обогащения и активизации словарного запаса учащихся в начальной школе посредством изучения синонимов и антонимов  

Обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста синонимами способствует: избеганию в речи повторения одних и тех же слов; формированию умения употреблять заданное слово в словосочетании с другими словами; умению выбрать наиболее точное слово из синонимического ряда и наиболее точно передать свою мысль.

Употребление в речи антонимов расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение, глубже осознать многозначность слова, способствует активизации  частей речи.

           Известно, что для  учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к  хорошему, доброму, они хотят выразить то, что знают словами. Этому часто  препятствует отсутствие в речи  детей таких слов, как доброта, чуткость, отзывчивость и т.д. Усвоение слов данного направления имеет огромное  значение в воспитании правильных норм поведения, потому что словарный запас младших школьников продолжает оставаться бедным.

    Коллеги,  я хочу вас познакомить с наиболее эффективными, на мой взгляд, формами работы по обогащению и активизации словарного запаса учащихся посредством изучения синонимов и антонимов, которые использую в своей работе.

     При введении понятия «синонимы» я предлагаю следующие упражнения.

Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду.

1) Добрый, чуткий, ласковый,  враждебный.

2) Заплакать, зарыдать, расстроиться, зареветь.

3) Друг, приятель, товарищ, сосед.

4) Отзывчивый, равнодушный, душевный, сердечный.

С любым из этих слов можно предложить учащимся устно составить  предложение.

Цель  данного упражнения: формировать умение использовать синонимы для более точного выражения мыслей. 

    Большие возможности для ознакомления с синонимами имеются при работе над частями речи. Упражнения для введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны. Вот некоторое из них.

Подберите слова, близкие по значению.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Обман- ложь

Зестенчивый — робкий

Работать — трудиться

Гнев — ярость

Страшный — жуткий

Мыслить — думать

Враг — противник

Подвижный — гибкий

Грустить горевать

     Используйте данные слова при составлении предложений. Например:

Застенчивая девочка вошла в класс.

Робкий мальчик стоял у доски.

Запишем в словарик.

Застенчивый – нерешительный, боязливый.

Гнев – злость, ярость.

Здесь мы работаем над закреплением умения подбирать синонимы к данным словам, опираясь на признак принадлежности к одной части речи.

В своей работе я активно использую ведение толковых словарей учащимися, в которых дети записывают лексическое значение незнакомых слов в алфавитном порядке. Словарь используется не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения.

Слайд фото словаря

    Мы также с вами на протяжении нашей совместной работы образно заведёт толковый словарик. В него будем записывать незнакомые слова.

Подберите слова-синонимы к словам уважение и дружба.

Уважение – внимание, почтение, чуткость, понимание.

Дружба —  товарищество, дружество, братство, приятельство.

      Подобрав синонимы, ребята сами раскрывают значение слова уважение.  

    И наше первое слово уважение. Запишем его в толковый словарик.

Уважение — это хорошее отношение друг к другу, доверие, внимание и вежливость.

    Отношения между родителями и детьми – это уникальное явление социума. И нам, учителям, будет интересно узнать, какие отношения существуют между родителями и детьми. Данное задание помогает нам в этом.

Выберите из перечисленных прилагательных те, которые описывают ваши подразумеваются (детей) отношения с родителями. Как вы понимаете их значение?

Например: хорошие, доверительные, тёплые, прекрасные, понимающие, весёлые, общительные, уважительные, спокойные, всепрощающие.

Далее я предлагаю поработать с таблицей с заполненной левой и частично заполненной правой частью. Цель задания: подобрать к слову добрый синонимы, учитывая лексическое значение слова в каждом из контекстов. Причем слова, подобранные в качестве синонимов, не должны повторяться.

Предлагается

Учащиеся должны

подобрать синонимы

Наши добрые друзья

Наши прекрасные, славные, отличные, лучшие, близкие друзья

Пожелать доброго здоровья

Пожелать крепкого, хорошего, богатырского здоровья

Будьте добры, позвоните позже

Будьте так любезны, будьте любезны, не сочтите за труд, прошу вас, позвоните позже

Пожелание доброго пути

Пожелание счастливого пути, удачного пути

Добрый совет

Полезный, важный совет

Очень часто на своих уроках я использую игры. Предлагаю одну из них. «Кто больше напишет слов?»

Я называю детям слова, а они устно подбирают  к ним синонимы. Предлагаю вам попробовать.

Например:

   Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный (в значении не подведет), испытанный.

Милосердие – отзывчивость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность, доброжелательность.

  В следующем задании предлагаю распределить слова в два столбика:  в первый столбик слова, указывающие на положительные (хорошие) качества людей, а во второй отрицательные (плохие).

    Добрый, злой, лживый, справедливый, честный, прилежный,  мстительный, терпеливый, свирепый, чуткий, равнодушный, жестокий. 

Положительные (хорошие) качества человека

Отрицательные (плохие) качества человека

Добрый

злой

справедливый

лживый

честный

мстительный

прилежный

равнодушный

терпеливый

жестокий

чуткий

свирепый

Запишем в словарик.

Свирепый — слово говорит о большой жестокости, соединённой со злостью.

        При работе с антонимами также подбираю различные задания, направленные на формирование человеческих отношений. Например:

 Подберите  прилагательные, противоположные по смыслу.

Добрый человек – злой человек.

Честный поступок — лживый поступок.

Неравнодушный взгляд — безразличный взгляд.              

Сильный характер — слабый характер.

Смелый друг — трусливый друг.

Слова для справок: безразличный, трусливый, лживый, злой, слабый.

Цель: закреплять умение образовывать антонимические пары.

     Моим детям очень нравится игра  «Магнит», в которую играем не только на уроках, но и на классных часах, направленная на воспитание нравственности.

На доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей  — небо с черными тучами, та же поляна, но идет дождь.

Левая часть магнита «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением.  Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами.

Добрый – злой

Деликатный – грубый

Дружба – вражда

Жестокий – добрый, гуманный

Отзывчивый – равнодушный

Друг – враг

Война – мир

Запишем в словарик.

Гуманный – проникнутый доброй, любовью и уважением к человеку.

Для повышения познавательной активности детей, активизации синонимов и  антонимов в речи я использую в заданиях пословицы.

Прочитайте и выберите в пословицах подходящие по смыслу слова из скобок. Подчеркните слова, противоположные по смыслу. Объясните смысл пословиц.

Доброго чтут, а … (злого, недоброго, сердитого) не жалуют. Ленивый к обеду, а ….(трудолюбивый, ретивый, прилежный, старательный) к работе.

Запиши в словарик.

Ретивый – усердный, старательный, прилежный. Работать ретиво (бойко, живо).

Цель:  закреплять умения подбирать нужные синонимы и  находить антонимы в предложениях, умение толковать смысл пословиц; учить выяснять выразительную ценность противопоставленных слов.

Это синонимы или антонимы? Запишите нужное слово.

1.Смелый, мужественный; смышленый, смекалистый.

Это…

2.Правда – ложь; труд – лень.

Это…

3.Робкий, боязливый; отважный, мужественный.

Это…

4.Трус – смельчак; друг – враг.

Это…

Данное задание направлено на умение отличать синонимы от антонимов.

Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует  словарь младших школьников.

Если постоянно использовать такие специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.

Работа с синонимами как средство обогащения словарного запаса младших школьников

Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся, а также в развитии устной и письменной речи. Поэтому встает вопрос о том, какие нужно выбирать упражнения и задания по лексической синонимии для обогащения словарного запаса учащихся.

Синонимы – это слова различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: Родина – отечество, отчизна; храбрый – смелый.

Дети в основном выполняют практическую работу, такую как:

1) Найти в текстах синонимы, определить их смысл, какие у них различия, особенности;

2) Подобрать синоним к данному слову;

3) Исправить речевые ошибки (при неудачном употребление слова);

4) Заменить в тексте синоним словом, более подходящим и д.р.

Синонимы дают возможность подобрать самое точное слово для высказывания мысли и передать его отличительный оттенок смысла. Синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд). В частности все слова группы принадлежат к одной части речи. В каждом ряду выделяется главное слово (доминанта) – это некое основное, опорное слово, которое в смысловом значении наиболее вместительное и с точки зрения стилистики – нейтральное. Следующие слова ряда раскрывают и уточняют смысловую структуру доминанты.

Например:

  1. имена прилагательные — грустный – печальный, невеселый, унылый, горестный;
  2. имена существительныебеда – несчастье, бедствие, горе, катастрофа;
  3. глаголы – бежать – мчаться, нестись, лететь.

В работе по пополнению словарного запаса можно использовать лексико-семантические упражнения, направленные на выяснение семантики лексических единиц в тексте, на раскрытие их сущности и отличительных признаков. Но перед тем как проводить их с детьми необходима предварительная работа с текстами произведений (чтение, пересказ прочитанного и т.п.).

При работе с синонимами необходимо регулярно проводить закрепление и повторение материала. С учащимися можно проводить следующего вида лексико-семантические упражнения:

1. Подбери из группы синонимов наиболее точный по смыслу признак к каждому предмету:

Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный;

Клюв у журавля – длинный, удлиненный, продолговатый, вытянутый.

2. Замените словосочетания одним словом: возвратиться домой – (вернуться) …

3. Кто больше назовет синонимов к словам радость, печаль …

4. Замените предложение другим, похожим по смыслу: Сегодня солнечный день — стоит ясный день.

5. Замените в стихотворении выделенные слова синонимами: Матросская шапка, веревка в руке, тяну я кораблик по быстрой реке – Матросская шапка, веревка в руке, тащу я кораблик по стремительной реке.

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса, включая  в себя следующие этапы:

1. Подбор близких по смыслу слов;

2. Выделение в тексте синонимов;

3. Выяснение оттенков и значений этих слов;

4. Введение слова в другой контекст – составление предложений;

5. Использование в связной речи слов – синонимов.

На начальном этапе работы с синонимами (1 класс), детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, а разумнее заменять на слова – братья или слова – друзья. А вот с понятием синонимы и синонимический ряд целесообразней знакомить детей во втором классе.

Можно проводить с детьми игру «Раскрой цветок». На лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на обратной стороне – второго столбика. Ученик должен угадать слово – синоним, записанное на обратной стороне, перевернуть листок и прочитать слово.

Школьник                      ученик

Спешить                      торопиться

Изба                              дом

Дождь                          ливень

Храбрый                       смелый

Особое место следует отводить синонимам – прилагательным, т. к. по своим выразительным качествам они не могут сравниться ни с одной частью речи. Проводя работу над отрывком из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», предлагает ученикам следующие задания:

— Найти в данном отрывке имена прилагательные:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

— Пользуясь словарем, подобрать к именам прилагательным слова – синонимы, объяснить их значения. Подумать, почему автор использовал именно эти прилагательные.

Можно использовать такие задания:

— Выбрать из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы:

За (плохим, худым, недобрым, нехорошим) пойдешь, (плохое, отвратительное, худое, скверное, дурное) найдешь.

На уроках использует игры – соревнования. Например: « Кто больше?»

Каждому ряду дается задание:

— подобрать как можно больше синонимов к словам:

Идет, смешной, метель

Выигрывает тот, кто подберет больше синонимов.

Большую долю в проводимых занятиях занимают задания, направленные на лексическую сочетаемость прилагательного с существительным. Такие упражнения полезны для поиска слов с наиболее подходящим значением, что впоследствии позволяет учащимся без особых затруднений подбирать синонимы при изложении.

Изучение глагола также значительно продвигает речевое развитие учащихся. Понятие о глаголах-синонимах закрепляется системой упражнений, основной принцип которых заключается в расширении пассивного словарного запаса детей за счёт новых слов.

После проведённых упражнений проводится практическая работа по использованию синонимов в речи. Особенно важна работа по предупреждению ошибок использования несочетаемых слов. Этому способствуют задания, показывающие лексическую сочетаемость в словосочетаниях и предложениях слов-синонимов с тем или иным словом.

Хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и выстраиванию связных высказываний становятся упражнения, в ходе которых ученики редактируют предложения, заменяя повторяющиеся слова. На данных занятиях рассматривается ещё одно применение синонимов — исключение повторений одного и того же слова в предложении и тексте.

На следующем этапе рассматривается синонимия многозначных слов. Данная тема позволяет узнать, что разные значения одного слова имеют свой ряд синонимов. Это особенно важно для понимания того, что синонимы также необходимы для более точного выражения мысли.

В четвертом классе внимание акцентируется на использовании детьми синонимов в собственной речи, а также проводится работа по исправлению ошибок.

Изучение синонимов, наблюдение над их использованием в речи, чрезвычайно важно для понимания богатых возможностей современного языка, для развития языкового чутья, речевых способностей каждого, кто хочет овладеть тайнами родного языка, кто испытывает особый интерес к нему.

Список использованной литературы:

1. Богаевская Т.А. Работа с синонимами на уроках русского языка как средство развития устной и письменной речи младших школьников. – 2014. // URL:

2. Дудникова Н.В. Обобщение опыта по теме «Обогащение словарного запаса младших школьников как средство формирования речевой компетентности». – 2017. // URL:

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Обогащение словарного запаса младших школьников синонимами

В соответствии с требованиями образовательного стандарта в числе предметных результатов, которых должны достигнуть ученики начальной школы, изучая русский язык, присутствуют знания в области лексикологии.

Определение 1

Лексикология – это отрасль лингвистических знаний, предметом которой является слово и словарный состав языка.

Знакомясь с лексическими понятиями, ученики углубляют свои знания о слове, его значении, сочетаемости, функциональном употреблении, а также пополняют собственный словарный запас.

Одним из понятий лексикологии является понятием синонимии как особых системных отношений в лексике, базирующих на асимметричной природе языкового знака. Суть этой асимметрии выражается в несовпадении формальной и содержательной сторон языкового знака. Так, одному плану содержания (означаемому) могут соответствовать разные означающие: означаемому «предмет небольших размеров» соответствуют следующие означающие – «маленький», «крошечный», «миниатюрный» «небольшой».

Описанное явление называется синонимией, то есть совпадением означаемых у ряда означающих.

Определение 2

Слова, которые находятся в отношениях синонимии, являются синонимами: чёрствый – грубый, жёсткий; актуальный – злободневный, востребованный, современный.

Следует отметить, что не всегда синонимы идентичны по значению: иногда они отличаются стилистически (хотеть – желать – алкать) или экспрессивной окраской (ходить – шляться).

Синонимы выступают как средство расширения словарного запаса учеников начальной школы. Актуальным вопрос об использовании синонимов как средства речевого развития младших школьников делает тот факт, что в методике начального обучения языку данная тема монографически не представлена.

Дети знакомятся со словами, совпадающими по значению, но различными в плане выражения, однако это знакомство носит практический характер и ограничивается обучением наблюдать за такими словами в устной речи или в тексте.

«Обогащение словарного запаса младших школьников синонимами» 👇

Например, задания учебника ориентируют учеников на поиск слов, близких по значению, в тексте, подбор синонимов к заданному слову, установлению различий между функционально-стилистическими синонимами, а также исправление речевых недочётов, связанных с неуместным использованием синонимов.

Методика работы с синонимами

Ценность синонима при обогащении лексикона учеников, а также в работе по развитию речи заключается в том, что умелое владение данным лексическим средством позволяют сделать речь более точной и выразительной. Ведь синонимы позволяют выбирать наиболее подходящее по смыслу и уместное в данном контексте слово из ряда, близких ему по значению. При этом ученики усваивают, что в синонимическом ряду всегда есть главенствующее слово (обычно оно нейтрально по стилю и экспрессии), а есть и крайние звенья синонимической цепи, отличающиеся смысловыми, функциональными и эмоциональными оттенками.

Например: спать (нейтральное) – почивать (книжное) – дрыхнуть (разговорно-просторечное, сниженное).

Учителю важно донести до учеников представление о богатстве синонимических возможностей и их использовании в речи. Для этого применяется система лексико-семантических заданий, целью которых является выявление значения слов, а также их функционально-стилевых признаков:

  1. Найди среди ряда слов одно, которое лучше всего характеризует предмет (явление): волна / замысел / человек – гигантский, высокий, исполинский, большой, грандиозный.
  2. Замена сочетаний слов одним словом, близким по значению: медленно идти – плестись; сильно торопиться – спешить; торжественно идти – шествовать.
  3. Игра «Кто больше?», суть которой заключается в подборе максимально возможного числа синонимов к слову.
  4. Замена указанных слов в тексте: «КАБЫ я была царица», — говорит одна девица / Если бы, если.
  5. Составление словосочетаний с синонимичными словами «чёрствый – грубый» для выяснения их лексической сочетаемости или оттенков значений: чёрствый хлеб, чёрствая ладонь, чёрствый человек – грубая ткань, грубое поведение, грубый голос.

В начальной школе теоретическое понятие «синонимы» не используются, обычно учитель применяет описательный оборот «слова, близкие по значению» или «слова-друзья». В работе над синонимами применяются и игровые формы, особенно интересные для учеников начальной школы:

  1. Приём «Волшебная ромашка». Суть его заключается в том, что на «лепестках» ромашки на лицевой стороне пишутся слова, а на их обратной стороне – синонимы, которые ученик отгадывает либо записывает сам. Например, отвага – смелость; храбрость; трусость – робость; разум – рассудок; красота – очарование, прелесть и др.
  2. Приём «Восстановление деформированного текста». Учитель сипользует четверостишие, содержащее выразительные эпитеты – имена прилагательные или же глаголы – олицетворения, которые из текста убираются или заменяются нейтральной лексикой. Задача учеников – подбором синонимов восстановить пропущенные слова. Например: «И стоит берёза. / В …….. тишине, / И горят снежинки / В……… огне» (тишина – сонная, огонь – золотой).
  3. Обратный приём – подбор синонимов к выделенным в поэтическом тексте словам и рассуждение о том, почему автор использует именно это слово из всего синонимического ряда.
  4. Богатый материал для наблюдения над синонимами предоставляют пословицы и поговорки, в которых синонимы нередко способствуют более точной передаче смысла: Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься (кривда – неправда, ложь; слово «кривда» ассоциируется с прилагательным «кривой», «идти кривдой» – идти по кривой дорожке, то есть лгать, обманывать).

Работая над синонимами, необходимо соблюдать последовательность их освоения:

  • В первом классе накапливается эмпирический материал, необходимый для формирования синонимических рядов.
  • Во втором-третьем классах можно приступать к лексико-семантическим упражнениям, учить детей употреблять синонимы в речи, чтобы избегать нежелательного повтора, делать речь более выразительной.
  • В конце обучения в начальной школе надо помочь детям научиться употреблять известные им синонимы в речи, устных и письменных высказываниях.

Таким образом, работа над синонимами в начальной школе помогает обогащать словарный запас детей, а также развивает их представления о системных связях в лексике.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обогащение русского языка синонимами
  • Обогащение кругозора синоним
  • Обогащение знаний синоним к слову
  • Обогащение английского языка синонимами
  • Обогащаться знаниями синоним