Нерефлексивное слушание
- Нерефлексивное слушание
- (в диалоге) – явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно-молчаливое участие в общении, заключающееся в том, чтобы не мешать, дать полнее высказаться увлеченному или возбужденному человеку и в результате лучше его понять. При этом знаками аудитивного внимания и доброжелательной поддержки партнера, которому надо «излить душу», будут краткие поощрительные реплики слушателя {Да? И что же? Понимаю, Продолжайте, Это любопытно и т. п.), а также адекватная этому невербалика. Слушатель, однако, при этом не проникается эмоциями собеседника, а лишь полнее вникает в поступающую от него информацию.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
Смотреть что такое «Нерефлексивное слушание» в других словарях:
-
нерефлексивное слушание — (в диалоге) явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно молчаливое участие в общении,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
-
НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
-
Слушание понимающее — (в психотерапии) метод гуманистической психотерапии, имеющий целью понять клиента; традиционно используется профессиональными психотерапевтами, психологами, к рые умеют слушать и слышать именно то, что им говорят. Приемы С. п.: нерефлексивное… … Психология общения. Энциклопедический словарь
-
Слушание нерефлексивное — (лат. reflexio отражение) слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность клиенту высказаться; состоит в умении психотерапевта внимательно молчать. Это один из приемов понимающего слушания, используемый клиническим психологом в ходе… … Психология общения. Энциклопедический словарь
-
слушание Нерефлексивное — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
-
Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… … Педагогическое речеведение
-
Метод беседы — Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия
Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
нерефлексивное слушание
Евразийская мудрость от А до Я.
НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ слушание —
умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям слушающего его партнера.
Полезные сервисы
Слушать то, что говорят другие люди, можно по-разному. Одни предпочитают воспринимать информацию в форме диалога или же дискуссии. То есть активно участвуют в разговоре, периодически перебивают собеседников, дают свою оценку услышанному или же озвучивают «встречные» идеи, даже если их об этом не просят. Подобную манеру восприятия информации зачастую считают признаком отсутствия воспитания, проявлением неуважения к собеседнику и невнимательностью к теме беседы. Между тем, с точки зрения психологии, подобная манера общения свидетельствует как раз об обратном.
В психологии выделяют два типа манеры общения: восприятие активное, или же рефлексивное, и нерефлексивное слушание, то есть пассивное.
Чем активнее реагирует собеседник, тем более он заинтересован в теме разговора и исполнен эмоционального сочувствия. Иными словами, признаком участия и заинтересованности как раз является слушание рефлексивное. Нерефлексивное слушание, соответственно, говорит о нежелании человека вступать в дискуссию или о его равнодушии к тематике беседы.
Однако это весьма обобщенное представление. В некоторых жизненных ситуациях отсутствие рефлексов при общении является необходимостью, к примеру, в кабинете у психотерапевта. Врач, общаясь с пациентом, практикует именно нерефлексивное восприятие информации. Другим примером необходимости подобного вида слушания является поведение в семейном или дружеском конфликте, когда одна из сторон просто ждет, пока более темпераментный человек «выпустит пар». Существуют и специальные методики, обучающие нерефлексивному слушанию. Соответственно, этот способ восприятия информации далеко не всегда свидетельствует об отчужденности собеседника или отсутствии у него интереса к разговору.
Что же это такое? Обобщенное определение
Каждый человек, хотя бы поверхностно изучавший психологические дисциплины, обязательно сталкивался при проверочных или экзаменационных работах с таким заданием: «Укажите, в чем заключается суть нерефлексивного слушания». На первый взгляд, никаких сложностей в его исполнении возникнуть не должно. Следует попросту написать или же озвучить определение этого типа слушания.
Однако все не так просто, как кажется. Существует три отличных подробных определения данного понятия. Поэтому при просьбе «Укажите, в чем заключается суть нерефлексивного слушания» требуются пояснения или же дополнения к данной формулировке. Если их нет, то, как правило, озвучивается поверхностное, обобщенное определение данного понятия. Оно же и дает представление о сути этого вида слушания.
Нерефлексивный вид слушания – это специфическая манера восприятия информации и общения, при которой один человек говорит, а другой молчит.
Как еще трактуют это понятие?
Данный тип восприятия информации при рассмотрении его в качестве естественной для человека манеры слушания собеседника определяется как тип ведения диалога, которому, разумеется, присущи собственные характеристики.
Нерефлексивное восприятие информации в этом случае определяется как пассивно-активный тип слушания, при котором человек не рассеян, вникает в суть излагаемого, но сам молчит, хотя и проявляет признаки аудитивного внимания к собеседнику.
Иными словами, слушатель заинтересован в теме разговора и поддерживает говорящего мимикой, жестами, короткими междометиями или редкими наводящими, уточняющими вопросами. Именно такой, естественный вид нерефлексивной манеры восприятия информации лег в основу профессиональных методик слушания, используемых психотерапевтами.
Второе определение истолковывает понятие «нерефлексивное слушание» буквально. Название происходит от латинского слова reflexio, которое переводится на русский язык как «отражение». Таким образом, нерефлексивное восприятие информации — это не что иное, как слушание без вникания в смысл речи или же анализа того, что произносится собеседником. Этот тип слушания тоже задействуется в профессиональных методиках общения. Он незаменим, когда приходится выслушивать пустую, лишенную смысла болтовню.
Третье определение заключается в следующем: нерефлексивное восприятие является молчаливым слушанием излагаемой человеком информации, сопровождающимся созданием условий для того, чтобы собеседник говорил откровенно, по существу. Этот тип слушания подразумевает подбадривание говорящего, демонстрацию внимания, выражающуюся обычно в коротких репликах или междометиях, в жестикуляции и мимике. Именно таким типом нерефлексивного восприятия информации пользуются при разговорах по душам, на первых свиданиях или же при оказании дружеской поддержки.
В чем особенности этого типа восприятия?
В чем особенность нерефлексивного слушания? Казалось бы, ответ на такой вопрос лежит на поверхности, он очевиден из определения этого понятия. То есть особенностью данного способа восприятия информации является молчаливое выслушивание речи собеседника. Без сомнения, это действительно так, и молчание при разговоре является основной, показательной особенностью нерефлексивного восприятия речи другого человека.
Однако данная отличительная черта не является единственной или же уникальной особенностью, присущей этому способу слушания. К примеру, при нахождении на лекции учащиеся молчат, а преподаватель говорит. На первый взгляд, налицо картина нерефлексивного восприятия информации. Но это вовсе не так, поскольку учащиеся молчат не по собственному желанию или в соответствии со своей природой и не из-за проявления осмотрительности, а потому, что таковы правила нахождения на лекции.
То есть молчаливое выслушивание говорящего само по себе не определяет нерефлексивное восприятие, не является его единственной особенностью. Это только один из отличительных признаков рассматриваемого нами способа принятия информации.
Так в чем особенность нерефлексивного слушания? В том, что этот способ восприятия речи является компонентом диалога, манерой поддерживать разговор. Эта манера может быть свойственна человеку от природы, то есть являться неотъемлемой частью его психотипа. Но она может быть и приобретена искусственно, в ходе обучения владению ею. Также нерефлексивная манера воспринимать излагаемую собеседником информацию может быть и вынужденной необходимостью.
В любом случае нерефлексивная разновидность восприятия речи другого человека является результатом добровольного выбора или же стечения обстоятельств, эмоциональных и психологических особенностей личности, но никак не следствием правил. На первый взгляд может показаться, что в данном утверждении есть противоречие. Ведь психотерапевты при приеме пациентов пользуются именно такой манерой общения. Разве в этом случае выбор нерефлексивного способа восприятия не становится результатом следования правилам? Оказывается, нет. Психотерапия допускает любую манеру ведения сеанса. Иными словами, специалист вполне может использовать и активное эффективное слушание, рефлексивное. Нерефлексивное слушание – это добровольный выбор подавляющего большинства специалистов, поскольку методики терапии, основанные на нем, наиболее эффективны, особенно при психоанализе.
Каковы правила техники такого слушания?
У каждого способа общения имеются собственные правила и технические приемы, которым можно научиться.
Техника нерефлексивного слушания подразумевает соблюдение следующих правил:
- отсутствие попыток вмешательства в речь человека;
- безоценочное принятие излагаемой собеседником информации;
- сосредоточение на том, что говорится, а не на собственном к этому отношении.
При следовании этим «трем китам» легко можно овладеть нерефлексивным способом общения.
Когда уместен данный способ слушания? Примеры жизненных ситуаций
Достаточно широко распространено мнение, что сфера использования нерефлексивного слушания — это психология, всякие специальные тренинги, а в обычной жизни данному способу восприятия информации места нет. Подобная убежденность ошибочна. Ситуаций, в которых уместен именно этот тип слушания в обычной жизни, достаточно много.
Например, если люди дружат, близко общаются и у одного из них развивается сильный стресс или же депрессия, то, как правило, этот человек испытывает нужду в слушателе, а не в советчике или критике. Иными словами, человеку хочется только пожаловаться на «злого босса», «глупую жену», рассказать о том, как у него в жизни все плохо, а не выслушивать чьи-то «ценные мысли» или «дельные советы». То есть если друг хочет излить душу, не нужно пытаться объяснять ему, как выкарабкаться из сложившейся ситуации или же проявлять сомнения в сказанном, указывать на плюсы положения говорящего. Следует попросту выслушать.
Не менее частой является ситуация, когда женщины жалуются подругам на своих мужей или детей. В данном случае желанием говорящей является само сетование, а не выслушивание оценок и мнений подруг. Более того, при подобном разговоре уместно исключительно нерефлексивное, пассивное слушание и редкие утешительные фразы, да и то, если задается какой-либо вопрос. Если, к примеру, согласиться с ругающей своих детей или же других членов семьи женщиной, то можно столкнуться с ее негодованием, обидой и попросту потерять подругу. А попытки убеждения ее в обратном и описание положительных качеств тех, кого женщина критикует, приведут к новому витку жалоб, сделав беседу практически бесконечной.
Ошибочно полагать, что профессиональная нерефлексивная манера восприятия информации – удел только психотерапевтов. Примеры нерефлексивного слушания человека при исполнении служебных обязанностей можно найти практически повсюду. Допустим, почтальон принес на дом пожилому человеку пенсию. Пока заполняются необходимые документы, пенсионер что-то рассказывает, жалуется, сообщает об экономической ситуации в стране или повествует о чем-то еще. Разумеется, почтальону совершенно безразличен этот поток сумбурной информации, но заставить старика помолчать он не в состоянии. Остается единственный выход — нерефлексивное слушание. Эффективно «работает» этот способ общения и в магазинах, барах, парикмахерских. Иными словами, пример профессионального практического применения этого варианта восприятия информации можно наблюдать везде, где имеет место вынужденное общение с людьми.
В каких обстоятельствах нужен этот способ слушания?
Суть нерефлексивного слушания заключается в отсутствии активного участия в разговоре. Соответственно, уместен этот способ общения в тех обстоятельствах, в которых рефлексивный тип слушания не требуется.
Как правило, просто выслушать другого человека требуется, если он:
- желает разъяснить свое отношение к чему-либо или обозначить политическую позицию, поведать о вероисповедании;
- стремится обсудить острые, злободневные вопросы или семейные проблемы, конфликты на работе;
- пытается пожаловаться или поделиться радостью.
Кроме этого, нерефлексивное слушание необходимо и на работе, причем вне зависимости от сферы деятельности человека. К примеру, этот тип общения – лучший, если речь идет о беседах с руководителями, начальниками. Также требуется умение слушать и при переговорах. Когда важно правильно понять цели и намерения деловых партнеров либо же предугадать методы, которыми будут пользоваться конкуренты, умение нерефлексивно воспринимать информацию очень пригодится.
Можно ли совмещать разные типы слушания?
Итак, мы уже немного разобрались, в чем состоит нерефлексивное слушание. На практике все сводится к молчаливому восприятию слов собеседника, а значит, оно вполне может стать своеобразным «вступительным этапом» для любого разговора.
В качестве единственного типа слушания собеседника нерефлексивный вид общения используется редко. Как правило, это случается тогда, когда активные формы слушания неуместны. К примеру, если один из собеседников желает выговориться либо же слишком подавлен или, наоборот, возбужден, активная манера общения излишня, нужно просто выслушать. Также не следует переходить от нерефлексивной манеры восприятия информации к активной при вероятности развития конфликта, например при назревающем семейном скандале.
В остальных же случаях нерефлексивное слушание вполне может выступить в качестве прелюдии к активному участию в разговоре. Более того, сочетание рефлексивной и пассивной манер восприятия информации принято применять при ведении дискуссий, научных споров или же при обсуждении каких-либо актуальных для общающихся между собой людей вопросов.
В чем заключается техника выполнения?
Суть техники нерефлексивной манеры выслушивания собеседника заключается в умении молчать, не перебивать и не озвучивать личного отношения к произносимому.
Технику этого способа восприятия информации можно представить в виде перечня сменяющихся типов реакций:
- готовность слушать;
- сопереживание, выражаемое мимикой, позой, жестами;
- поощрение, демонстрация внимания, проявляющиеся в коротких фразах, междометиях и иных вариантах участия (к примеру, можно подлить чаю собеседнику).
Заканчивает разговор тот человек, который являлся его инициатором и активным участником.
Что понимается под техническими приемами?
Прием нерефлексивного слушания – это компонент техники данной манеры общения. К ним относят:
- мимику;
- позы тела;
- жестикуляцию;
- короткие реплики и междометия;
- действия, выражающие заинтересованность и участие;
- наводящие вопросы, заполняющие паузы и провоцирующие продолжение речи рассказчика.
Поскольку слушающий человек молчит большую часть времени разговора, собеседник ориентируется на позы его тела, взгляд, выражение лица и прочее. Поэтому крайне важно не просто научиться не перебивать рассказчика и не выносить суждений об услышанном, но и контролировать принимаемые позы, жестикуляцию и мимику.
С какими сложностями может столкнуться слушатель?
Как правило, при вопросе о сложностях, с которыми придется столкнуться тому, кто начинает овладевать искусством нерефлексивного восприятия информации, первое, что приходит на ум — это необходимость сдерживания собственной вербальной активности.
Но умение не перебивать собеседника, не вставлять в его рассказ оценочных суждений и не высказывать собственную точку зрения – далеко не самое трудное в искусстве нерефлексивного восприятия речи другого человека.
Слушающего чей-либо рассказ подстерегают следующие сложности:
- потеря концентрации, при этом смысл речи собеседника ускользает частично или полностью;
- временное «отключение» от содержания рассказа, при такой реакции часть произнесенного попросту не воспринимается;
- додумывание, своеобразная попытка «чтения мыслей».
Преодолеть каждую из данных разновидностей трудностей бывает намного сложнее, чем научиться не перебивать собеседника.
Потеря концентрации – особенное состояние, при котором человек слушает, но одновременно с этим «витает в облаках». Часто при такой реакции слушающий теряет нить рассказа, не улавливает последовательности излагаемых собеседником информационных данных. Как правило, подобная реакция характерна для разговоров на мало интересные слушателю темы. Но потерять внимание к содержанию речи рассказчика слушатель может и рефлекторно. К примеру, если собеседник много раз повторяет одно и то же. Так происходит и в случае монотонности речи, невыразительности рассказа, отсутствии в ней эмоциональной окраски.
Временное «отключение» внимания подразумевает под собой полное «выпадение» слушателя из реальности. То есть человек не просто пропускает мимо ушей какие-либо детали рассказа, он в принципе не слышит речь собеседника.
Додумывание нередко становится прямым следствием «отключения» от идущего разговора. После того как разум слушателя «включается», человек осознает, что упустил большую часть рассказа и, соответственно, пытается ее представить. А этот процесс неминуемо ведет к тому, что слушатель начинает додумывать за рассказчика и последующие речевые эпизоды. Иными словами, начинает заниматься «чтением мыслей» говорящего, вместо того, чтобы просто слушать его.
Из всех трудностей, подстерегающих того, кто овладевает искусством нерефлексивного слушания, додумывание наиболее опасно. Наличие этой реакции не позволяет правильно понять собеседника. Иными словами, слушатель приходит к каким-либо конкретным выводам, основываясь не на словах рассказчика, а на собственном представлении о содержании его речи.
Техники нерефлексивного слушания
Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Подчас нерефлексивное слушание — наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечаниями.
Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания.
Николай Николаевич Bacильeв, доцент кафедры практической психологии Вологодского государственного педагогического университета, руководитель Центра гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», тренер, практикующий психолог-консультант.
Метод нерефлексивного слушания — простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения.
Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в
умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания.
В зависимости от ситуации, в процессе нерефлексивного слушания могут быть выражены
понимание,
одобрение и
поддержка.
Подчас нерефлексивное слушание — наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечаниями.
Слушателю во время разговора необходимо решать три основные задачи:
- понимать сообщение;
- побуждать продолжение разговора;
- запоминать сказанное.
1. Понимание текста
Слушание — активный процесс, оно предполагает желание услышать, внимание к собеседнику. Часто ли мы действительно слушаем, когда речь собеседника нам неинтересна или когда мы чувствуем себя усталыми? Конечно нет. Чаще всего мы почти ничего не слышим из того, что нам говорилось, поскольку на самом деле мы
не слушали, и в основном потому, что не хотели.
Мадэлин Беркли-Ален в своей работе «Забытое искусство слушать» предложила разделить процесс «слушания» на три уровня, которые влияют на эффективность восприятия услышанного.
Между этими уровнями нет четких границ — они представляют собой усредненные типы поведения людей и могут сменять друг друга в зависимости от ситуации.
По мере перехода с третьего уровня на первый возрастает наш потенциал понимания и увеличивается эффективность общения.
Уровень 1. Слушание-сопереживание. На этом уровне слушающий воздерживается от суждений по поводу говорящего, стремясь максимально и без искажений понять его. Этот уровень характеризуется следующими признаками:
- ощущение присутствия в данном месте и в данное время;
- уважение к говорящему и ощущение контакта с ним;
- сосредоточенность; концентрация на манере общения говорящего, включая язык тела;
- сопереживание чувствам и мыслям говорящего;
- игнорирование своих собственных мыслей и чувств — внимание направлено исключительно на процесс «слушания».
Такое слушание требует демонстрации слушателем вербального и невербального подтверждения того, что он действительно слушает.
Главное внимание уделяется при этом искренности данного процесса, «слушанию сердцем», которое «открывает двери» пониманию, выражению заботы и сочувствия.
Уровень 2. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем. На этом уровне слушатель «скользит по поверхности» общения, не понимая всей глубины сказанного. Он формально пытается понять содержание того, что говорит собеседник, но не предпринимает попыток понять его намерения и мотивы.
На этом уровне слушатель воспринимает сообщение, опираясь только на логику, но игнорирует чувства, оставаясь, таким образом, эмоционально отчужденным от акта общения.
Такое «слушание» может привести к опасному недопониманию, поскольку слушатель недостаточно сконцентрирован на том, что говорится.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Четыре столпа прочных взаимоотношений (с упражнениями)
Уровень 3. Слушание с временным отключением. Слушающий при этом и слушает, и не слушает, он отдает себе некоторый отчет в происходящем, но в основном сосредоточен на себе. Иногда при этом он следит за темой обсуждения краем уха, ловя лишь момент, чтобы вступить в нее самому.
Слушание на этом уровне — пассивный процесс без реакции на высказанное. Часто слушающий человек теряет нить, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения или советы, а также придумывая, что сказать самому.
Такой слушатель отличается «пустым» взглядом и более заинтересован в процессе говорения, чем слушания.
При том, что большинство из нас зависимости от обстоятельств в разное время в течение дня слушают на различных уровнях, М. Беркли-Ален считает, что задачей человека, стремящегося быть эффективным коммуникатором, должна стать
выработка в себе умения слушать на уровне 1 в любых ситуациях.
Однако слушать эффективно оказывается совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Слушание становится возможным вследствие
различия между скоростью устной речи и скоростью умственной деятельности слушающего.
Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимую со скоростью в три-четыре раза выше обычной, то есть до 400 слов в минуту. Если речь говорящего достаточно медленная, у нас остается время на ее декодирование и понимание.
Однако разница между скоростью речи и умственной деятельности может стать причиной невнимания, особенно в случаях, когда говорят медленно или неинтересно.
Если человек говорит слишком медленно (100-200 слов в минуту), нам свойственно отвлекаться, поскольку
внимание подвержено естественным ритмам колебания концентрации.
В результате мы начинаем
додумывать смысл еще не произнесенных фраз, обгоняя речь говорящего — «читаем мысли», приписывая ему то, о чем он не говорил. Естественно, это приводит к искажению понимания. Ослабление концентрации внимания часто приводит к тому, что слушатель непроизвольно начинает думать на посторонние темы, вызванные ассоциациями с рассказом говорящего.
Важнейшая задача, без решения которой невозможно понимание принимаемого сообщения, — это
управление вниманием. Устойчивое внимание при общении помогает устранить все, что может отвлекать от процесса слушания. Необходимость быть внимательным настолько очевидна, что призыв быть внимательным может вызвать удивление.
Однако именно это — самое трудное в процессе слушания, именно поэтому так много людей слушают плохо. Необходимость внимания к устному сообщению особенно возрастает в случаях, когда визуальный контакт затруднен или отсутствует, как, например, при телефонном разговоре.
Направленное внимание повышает нашу способность воспринимать речь уже тем, что вызывает в мозгу «волны ожидания», которые стимулируют готовность услышать, что скажет собеседник.
Другая важная техника нерефлексивного слушания состоит в том, чтобы
выдерживать паузу после реплик собеседника.
Одна из наиболее часто встречающихся ошибок слушателя состоит в том, что он,
испытывая неловкость во время возникающих пауз, пытается их заполнить, задавая вопросы. Отвечая на эти вопросы, рассказчик уходит от основной темы своего рассказа и говорит не о том, о чем ему важно было рассказать, а о том, о чем спросил слушатель.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Алгоритм проектирования организационной структуры
Практика показывает, что если мы не перебиваем рассказ человека, стремясь заполнить тяготящие нас паузы своими репликами и комментариями, то он, желая быть правильно понятым, будет развивать тему своего рассказа, дополняя его подробностями.
2. Поощрение рассказчика
Вторая задача, решаемая слушателем, это
поощрение рассказчика продолжить разговор. Если говорящий понимает, что партнер его внимательно слушает, интересуется его рассказом, он, как правило, укрепляется в своем желании рассказывать и делает это более охотно.
Если человек получает вознаграждение, которое для него привлекательно, то у него проявляется тенденция повторять то поведение, которое предшествовало стимулу.
Если человек достигает того, к чему он стремился, появляется тенденция и впредь использовать метод, который привел его к успеху. В свою очередь, об успехе в решении коммуникационной задачи он судит
по реакции партнера в общении.
Следовательно, выступая в качестве собеседника, мы своими реакциями можем поощрять или не поощрять нашего партнера к какому-либо поведению.
Например, наш собеседник желает нас разозлить. Если мы демонстрируем ему, что утрачиваем душевное равновесие, то это будет поощрять его к продолжению избранной линии поведения. Если же собеседник желает быть услышанным, то поощрять его рассказ будет заинтересованное выслушивание.
О степени заинтересованности слушателя мы судим по его поведению: слушающий человек выглядит иначе, чем неслушающий. Для простоты можно выделить следующие элементы поведения, по которым рассказчик делает вывод о степени внимательности слушателя:
- взгляд;
- мимика;
- поза, телодвижения и жестикуляция;
- расстояние между собеседниками и его изменение.
Взгляд. Область лица, расположенная рядом с нашими глазами, направление взгляда и движения глаз передают собеседнику огромное количество информации о нашем состоянии. Взгляд может быть добрым, злым, недоверчивым, открытым, веселым, грустным и т. д.
Для того чтобы укрепить нашего партнера в желании говорить, мы можем поощрять его взглядом. Очень важным знаком, свидетельствующим о нашей готовности вести разговор, является контакт глаз с глазами собеседника.
Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет собеседника продолжать речь, что, в свою очередь, помогает слушать его еще внимательнее.
Конечно, здесь нельзя переусердствовать: постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.
Мимика. Мы можем передавать партнеру позитивное отношение с помощью выражения лица и, прежде всего, с помощью улыбки. Улыбаясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен. Однако, улыбаясь, необходимо помнить о следующем.
Во-первых, улыбка улыбке рознь. Бывают улыбки добродушные, скромные, благожелательные, но бывают и ехидные, иронические, отталкивающие собеседника.
Во-вторых, улыбка может быть абсолютно неуместной, если собеседник рассказывает о событиях, которые его огорчили: он может решить, что нас веселит его горе.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Важнейшие элементы риторического образования
Позы и жесты. Важную роль в установлении контакта играет язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться.
Когда мы немного наклонились вперед к собеседнику и одобрительно смотрим на него, мы тем самым передаем ему: «Я весь — внимание». Если же мы небрежно разваливаемся в кресле, то показываем, что не заинтересованы в общении.
Позы могут говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора.
Не следует думать, что задача построения психологического контакта автоматически решится, если выработать у себя привычку сидеть в стандартно-открытой позе.
Говорящему скорее будет понятен и близок тот собеседник, который адекватно реагирует с помощью поз и жестов на его рассказ и текущее состояние.
Стандартная поза в глазах рассказчика далеко не всегда будет выглядеть адекватной, поскольку он может рассчитывать на понимание и соответствующую ему эмоциональную реакцию со стороны слушателя, а получает в ответ лишь нейтрально-доброжелательное отношение.
Расстояние и положение относительно друг друга. Дистанция, на которой происходит коммуникация, может облегчать или затруднять общение. Очевидно, что, если расстояние до говорящего слишком велико, нам может быть плохо его слышно.
Однако есть и другие причины уделять внимание расстоянию до партнера во время разговора. Многочисленные психологические исследования коммуникаций показали, что расстояние между партнерами само по себе является невербальным коммуникационным средством.
В психологическом пространстве человека можно выделить четыре зоны: интимную, личную, социальную и публичную.
Минимальные поощряющие реплики.
Следующий прием поощрения рассказчика в процессе нерефлексивного слушания состоит в том, что слушающий время от времени реагирует на рассказ партнера междометиями или нейтральными, по существу малозначащими фразами: «Да!», «Это как так?», «Ну и ну!», «Понимаю вас…», «Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю…».
Эти реплики представляют собой простейшие словесные реакции, которые позволяют содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются приглашением высказываться свободно и непринужденно. Они помогают выразить одобрение, интерес и понимание.
Это не просто реплики, которые делаются тогда, когда нечего сказать, это знаки, говорящие о том, что мы внимательно слушаем и приглашаем партнера продолжать разговор. Поскольку нашему партнеру легче рассказывать о себе заинтересованному собеседнику, то, демонстрируя свое внимание с помощью реплик, мы способствуем увеличению его желания и готовности говорить.
Источник: http://www.elitarium.ru/tekhniki_nerefleksivnogo_slushanija/
Open Library — открытая библиотека учебной информации
Нерефлексивное слушание
Стили слушания
Нерефлексивное слушание
Позитивная оценочная обратная связь
сообщения, выполняющие функцию поддержки «Я-концепции» партнера и сложившихся с ним межличностных отношений.
умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями; полезно в тех случаях, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет глубокие чувства (к примеру, гнев или горе) или просто говорит о том, что требует минимального ответа.
Безоценочная обратная связь – вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Мы используем ее, когда хотим больше узнать о чувствах человека или помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в действия собеседника.
Эти цели достигаются посредством таких приемов, как уточнение, перефразирование, прояснение, отражение чувств (или эмпатия).
Данные процедуры легли в основу выделœения стилей слушания, описанию которых будет посвящен следующий параграф.
В завершение разговора о видах обратной связи познакомимся с некоторыми результатами научных исследований в области изучения обратной связи в межличностном общении.
Исходным для анализа стилей слушания является утверждение, что умение слышать — ϶ᴛᴏ активный процесс, требующий определœенных навыков. Важнейшие из них – приемы нерефлексивного, рефлексивного (активного) и эмпатического слушания.
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Пассивное внешне поведение в действительности требует большого напряжения, физического и психологического внимания.
Как правило, нерефлексивное слушание полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит о том, что требует минимального ответа.
По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, продолжайте. », «Понимаю», «Приятно это слышать», «Можно ли поподробнее?» и т. п., или невербальных жестов поддержки (к примеру, утвердительный наклон головы).
Рефлексивное (или активное) слушание– это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. В отличие от нерефлексивного слушания здесь слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения.
Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование и резюмирование.
Выяснение – это безоценочная техника, при использовании которой мы просим людей о дополнительной информации, руководствуясь либо деловыми интересами, либо целью «разговорить» человека или продемонстрировать готовность и желание выслушать его.
Инструментами выяснения являются вопросы типа «Не повторите ли еще раз», «Уточните, что вы имеете в виду», «Вы что-то еще хотели сказать?» и т. п.
К примеру, приятель обращается к вам с репликой: «Настроение – хуже некуда. В нашей группе всœе сдали математику лучше, чем я». В случае если вы хотите использовать технику выяснения, то можно сказать: «Почему это так тебя расстроило?» или «Как ты думаешь, чем это вызвано?».
Отвечая на вопрос, поставленный таким образом, собеседник может подумать над тем, что случилось, и, как следствие, ослабить эмоциональное переживание.
Ваша реакция типа «Ну и что, нашел из-за чего переживать» или «Этого и следовало ожидать», скорее всœего, вызовет у него чувство, что вы его не понимаете, и спровоцирует чувство защиты.
Перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Его целью является проверка точности услышанного.
Перефразирование может начинаться словами: «Как я понял вас…», «По вашему мнению…», «Другими словами, вы считаете…» При этом важно выбирать только существенные, главные моменты сообщения, смысл и идеи, а не чувства собеседника.
Примеры:
1) – Боюсь, меня не возьмут на соревнования в этом году.
– Думаешь, ты недостаточно подготовлен ?
2) – Я им ужасно завидую.
– Ревнуешь их к ребятам из той группы?
Перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то внести соответствующие коррективы в сообщение.
Читайте также
Нерефлексивное слушание Стили слушания Нерефлексивное слушание Позитивная оценочная обратная связь сообщения, выполняющие функцию поддержки «Я-концепции» партнера и сложившихся с ним межличностных отношений.умение внимательно молчать, не… [читать подробенее]
Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/853332_refleksivnoe_slushanie
Рефлексивное и нерефлексивное слушание
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.
Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!).
Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:
— если собеседник хочет высказать свою точку зрения;
— если собеседник говорит о своих проблемах;
— в напряженных ситуациях;
— при разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).
Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации.
Рефлексивное слушание — вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.
Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника:
— выяснение, уточнение:
«я не понял»,
«повторите еще раз…»,
«что вы имеете в виду?»,
«не могли бы Вы объяснить?»
— парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли:
«вы считаете, что …»,
«другими словами …»;
— отражение чувств:
«Мне кажется, Вы чувствуете…»,
«Понимаю, Вы сейчас разгневаны…»;
— побуждение:
«ну и ….»,
«что дальше …»;
— продолжение, то есть вклинивание во фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;
— оценки: «ваше предложение заманчиво», «мне не нравится»;
— резюмирование:
«Итак, Вы считаете…»,
«Ваши слова означают…»,
«Другими словами…».
Приёмы повышения эффективности делового общения
Что препятствует эффективному деловому общению?
1.Недостаточное внимание и понимание важности общения;
2.Неправильные психологические установки отдельных работников:
— стереотип мышления;
— предвзятое мнение;
— неправильное отношение к чему-либо;
— отсутствие внимания и потеря интереса;
— неполнота фактического материала;
3.Плохая структура сообщений:
— ошибки в организации сообщения;
— неправильная оценка способностей получателя понять
сообщение;
— недостаточная достоверность;
4. Слабая память;
5.Отсутствие обратной связи.
Повышение эффективности делового общения:
· прием “нейтральная фраза” – в начале выступления произносится фраза, просто не связанная с основной темой, но имеющая значение, смысл, ценность для всех участников общения и этим фокусирует их внимание.
· прием “завлечения” – говорящий вначале произносит нечто трудновоспринимаемым образом (тихо, непонятно, неразборчиво, монотонно и т. п.), тем самым, провоцируя слушающего самому применять способы концентрации внимания.
· прием “установление зрительного контакта”:
— обвести аудиторию взглядом;
— пристально посмотреть на кого-нибудь;
— фиксация взглядом нескольких человек в аудитории
· прием “навязывания ритма” – постоянное изменение характеристик голоса и речи:
— громче;
— тише;
— быстрее;
— медленнее;
— скороговоркой;
— нейтрально и т. д.
Меняющийся ритм разговора не дает возможности слушателю расслабляться на монотонности и что-то пропустить.
· прием ориентировки – обращение особого внимания партнера на определенные, важные моменты в сообщении.
Ведение партнёрской беседы
Партнёрская беседа — это устный контакт между партнерами, связанными отношениями дела (рис. 24).
Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу – необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни; это показатель общей культуры.
Прежде чем вступить в беседу, нужно продемонстрировать вашу готовность к общению улыбкой, повернутым к партнеру головой и телом, несколько наклоненным вперед туловищем.
Обязательно внимательно оглядеть собеседника (его лицо, руки, движения).
Задайте себе вопросы:
· Что он из себя представляет?
· В каком состояние находиться?
· Что в нем преобладает рациональное или эмоциональное?
· Каков его жизненный опыт? Его духовные ценности?
· Каким образом пришел к той позиции которую излагает?
Источник: https://studlib.info/psikhologiya/734438-refleksivnoe-i-nerefleksivnoe-slushanie/
rumagic.com
Латинское слово «reflexus» означает «отраженный».
Различают слушание рефлексивное и нерефлексивное.
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Нерефлексивное слушание полезно в ситуациях, когда собеседник:
горит желанием высказаться;
хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит;
испытывает трудности в выражении своих мыслей и проблем;
является человеком, занимающим более высокое положение.
Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. Оно позволяет более точно понять собеседника. Трудности, стоящие на пути понимания, проистекают из следующих причин:
предубеждения (часто мы слышим то, что хотели бы услышать, а иное воспринимаем с трудом);
многозначность большинства слов (их можно понять по-разному, в зависимости от предварительного ожидания или установки);
неумение точно сформулировать мысль;
«закодированное^» значения некоторых сообщений: мы тщательно выбираем слова, чтобы кого-то не обидеть или чтобы они были понятны только тому, кому они адресованы; в результате и адресат не понимает истинного смысла сообщения;
говорящий далеко не всегда начинает с главного, «ходит вокруг да около»; когда же приходит к главному — слушатель уже потерял интерес к сообщению.
Виды рефлексивного слушания:
-» выяснение («Что Вы имеете в виду?», «Уточните, пожалуйста» и т.д.);
перефразирование («Другими словами…», «По Вашему мнению», «Как я понимаю, Вы говорите о …» и т.д.);
_» отражение чувств («Вероятно, Вы чувствуете…», «Вижу, что Вы этим очень расстроены» и т.п.);
-> резюмирование («Если подытожить все сказанное, то …»).
С Роль записей
Во время деловой беседы принято делать записи. Это не только привязывает к процессу слушания, но и является необходимым элементом деловой культуры. В менеджменте [см., например, 2, с. 170-172] есть соответствующие афоризмы на этот счет:
-> Блокнот для делового человека, это все равно, что сеть для рыбака».
-» «Не записанное на бумаге — это пустые мечтания».
И это не случайно:
-> мы забываем 90 % того, что слышим, 50% того, что видим, и только 10 % того, что делаем. Записывая, мы и видим и делаем, то есть лучше запоминаем.
Но даже и это не страхует от забывчивости: сколько раз, читая свои старые записи, мы воспринимаем их содержание как абсолютно незнакомое.
Поэтому в управленческой культуре стало аксиомой делать записи во время деловой беседы. А отклонение от этого правила воспринимается уже как неуважение к собеседнику: значит, в его словах нет ничего ценного.
л в редные привычки
Кроме объективных, указанных выше, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание. Расслабленная поза, сидение откинувшись на спинку стула, мягкое сиденье.
Очень мешает попытка делать несколько дел сразу. В частности, у некоторых есть привычка машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания. Это вредная привычка, ибо отвлекает от процесса слушания: человек быстро устает, теряет нить рассуждения и начинает думать о чем-то другом.
4.3. СКРЫТЫЕ КОМПЛИМЕНТЫ
Всякое проявление интереса к собеседнику
является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен. Важно, однако, чтобы интерес этот был искренним. Притворный интерес легко разоблачается и последствия этого — самые неприятные.
Чтобы интерес был действительно искренним, найдите в человеке то, что Вам на самом деле по- человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был. И тогда Ваш интерес будет неподдельным.
Всякое проявление интереса к собеседнику
является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен. Важно, однако, чтобы интерес этот был искренним. Притворный интерес легко разоблачается и последствия этого — самые неприятные.
Чтобы интерес был действительно искренним, найдите в человеке то, что Вам на самом деле по- человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был. И тогда Ваш интерес будет неподдельным.
Начинайте с того, что интересует
собеседника
Каждый из нас с удовольствием говорит о себе, о своих делах. Используйте это, заведите разговор о том, что интересно собеседнику, о нем, о его проблемах.
Посмотрите на интересующий Вас вопрос глазами собеседника и подайте вопрос так, чтобы он отвечал каким-то его интересам.
Многие выдающиеся люди (Ф.Рузвельт, например), чтобы поддержать разговор с собеседником по интересующему того вопросу специально готовились: наводили справки о его интересах и увлечениях, читали соответствующую литературу.
Улыбнитесь человеку
Улыбнитесь не просто сами по себе, а именно человеку, собеседнику. Хорошая улыбка творит чудеса. Все мы слышали про улыбки ценою в миллион долларов и про людей, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке.
Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно действиям. Улыбка — это действие, означающее «Я к Вам хорошо отношусь, Вы мне нравитесь, мне хорошо с Вами, я рад(а) Вам». Все это очень приятно сознавать и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное такое же расположение.
Врачи знают о так называемом «лейкоцитозе улыбки»: когда человек улыбается, состав его крови улучшается. Улыбка — это синоним хорошего настроения. Люди тянутся к тем, у кого хорошее настроение, ибо подсознательно надеются, что и на них сойдет благодать.
Во многих странах служащие обязаны улыбнуться посетителю; тот, кто с этим встречался, подтвердит, что это очень облегчает решение вопросов. Нередко в офисах висят таблички, обращенные и к клиентам: «Улыбайтесь!»
Людей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических деятелей, дипломатов. Теперь этому учатся и деловые люди. Оказавшись, например, в США,
Вы будете приятно поражены тем, что, разговаривая с Вами, партнеры обязательно Вам улыбаются, причем улыбкой щирокой, дружелюбной, вызывающей расположение.
Как «сделать» хорошую улыбку
Не всякому нравится его собственная улыбка. Не вс^м Господь дал улыбку в миллион долларов. Как правило, ничего не приходит само по себе, за все надо платить. Не зря же говорится: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Нам приходится многому учиться, почему бы не поучиться хорошей улыбке?
Находясь перед зеркалом, заставьте себя засмеяться. Не очень получилось? Тогда покажите себе язык. Засмеялись? А теперь «запомните» мышцами лица это состояние и постарайтесь его повторить.
Выдающийся педагог А.С.Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал у себя около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях. «Его пример другим
наука!» Этой наукой всерьез занимаются в школах бизнеса. Созданы, в частности, специальные зеркальные карточки с изображением улыбки, которую обучающиеся, глядя в свое отражение, пытаются воспроизвести.
Одна из женских проблем
Уделим внимание прекрасному полу. Дело в том, что многие женщины стараются не улыбаться, так как, по их мнению, улыбчивость приводит к появлению морщин. Это заблуждение было опровергнуто недавними исследованиями, раскрывшими механизм образования морщин. Оказалось, что при улыбке тренируются как раз те группы мышц, которые препятствуют образованию морщин.
Наблюдением установлено, что хмурые лица старятся быстрее. У хмурых людей и настроение хмурое, что старит само по себе, да и расположения со стороны окружающих меньше.
Чаще произносите имя
Известно, что человеку приятно слышать свое имя, отчество. Когда мы хотим убедить кого-то, мы непроизвольно и довольно часто произносим его имя.
Произносить имя следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор.
Произносить имя — означает проявить уважение к человеку. Многие преуспевающие люди помнят огромное количество имен, ибо то, что запомнил имя (особенно после давнишнего и непродолжительного разговора), — это своеобразный комплимент.
Чтобы помнить большое количество имен, деловые люди выработали надежное средство: они регулярно просматривают записи с именами тех, с кем недавно познакомились. Если нет времени сделать это днем, приходится делать вечером, лучше всего незадолго до сна. Приятней, конечно, почитать на ночь что-нибудь более увлекательное, но искусство (в том числе и общения) требует жертв.
Четыре приема запомнить имя Очень часто мы мгновенно забываем только что услышанное при знакомстве имя (отчество). Чтобы этого не произошло, рекомендуется:
О сразу же, как услышали, повторить его вслух, например: «Очень приятно, Иван Васильевич»;
© ассоциировать с именами-отчествами известных Вам людей или исторических личностей. Такая визуальная ассоциация помогает даже тогда, когда Вам приходится взять имя одного персонажа, а отчество — другого;
© проговорить имя-отчество несколько раз про себя, если вслух не удается сказать;
О сделать себе установку на запоминание име- ни-отчества.
4.4. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Невербальные средства уже рассматривались нами. Это нерефлексивное слушание и все, что связано с умением слушать, а также улыбка. Они являются основными, но не исчерпывающими в перечне средств, помогающих расположить к себе собеседника, в чем нетрудно убедиться из дальнейшего.
Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/sheynov/3/j39.html
Что тебе дается проще: говорить или слушать? Если думаешь, что искусство говорить дается не каждому, но каждый умеет слушать, то заблуждаешься. В прошлом веке люди предполагали, что все рождаются на этот свет с врожденным умением слушать. Раз слышишь, значит слушаешь.
Но как выяснили ученые это — не одно и то же. И проблемы в межличностных отношениях, спорные конфликты, как между близкими людьми, так и сослуживцами на работе, возникают из-за неумения слушать.
Основная причина неэффективного общения
Фото автора Timur Weber: Pexels
Согласно заявлению Мадэлин Беркли-Ален, доктора философии, 45% своего времени человек проводит в состоянии «слушания».
Несмотря на такое количество времени, многие из нас используют его неэффективно, отвлекаются, когда скучно или когда рассеяны.
Как сказал в своей книге «Я вас слушаю» Иствуд Атватер, профессор психологии в муниципальном колледже округа Монтгомери: «Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам».
Виды слушания
Психологи квалифицировали слушание на следующие виды:
- критическое;
- рефлексивное;
- нерефлексивное;
- эмпатическое.
Критическое слушание используется для подробного анализа информации, когда требуется принять быстрое решение, высказать свое представление о проблеме и отбросить несущественные детали, например, при обсуждении проектов на производстве.
Рефлексивное слушание считается наиболее перспективным при установке межличностных отношений, формирующим взаимопонимание при общении. Суть рефлексивного слушания — в установлении обратной связи говорящего с собеседником. Слушатель реагирует на сказанное, задает уточняющие вопросы, давая понять говорящему, удалось ли осмыслить содержание сообщения.
Нерефлексивное слушание — это прием сохранения заинтересованности и внимания, без вмешательства в речь собеседника. Понимание и одобрение выражаются взглядом и позой слушателя.
Эмпатическое слушание основано на способности сочувствовать, сопереживать собеседнику. Слушатель отождествляет себя с говорящим, переживает те же эмоциональные состояния.
Техника активного слушания
Нерефлексивное слушание и его приемы
Суть нерефлексивного слушания состоит в следующем:
- эффективное восприятие информации без выражения своих эмоций;
- установление визуального контакта для проявления поощрительного отношения, способствующего продолжению общения;
- отсутствие непосредственного вмешательства в речь говорящего.
С точки зрения Мадэлин Беркли-Ален процесс слушания, описанный в книге: «Забытое искусство слушать», состоит из трех уровней, характеризующихся определенными моделями поведения слушателей.
На первом уровне слушатель предельно внимателен к собеседнику, сосредоточен, концентрирован, внимает каждому слову, игнорируя свои собственные мысли и чувства. Происходит «слушание — сопереживание».
Для второго уровня эмоциональной составляющей не существует, слушатель пытается вникнуть в суть речи логически, не понимая глубины сказанного. Слышит говорящего, но не слушает.
На третьем уровне слушатель сосредоточен на себе, на своих мыслях. Слушает, но не вникает, часто теряет нить повествования, в дальнейшем его додумывает.
Основная задача при нерефлексивном слушании заключается в сосредоточении, как в средстве восприятия речи собеседника. Требуется умение выдерживать паузы оратора, не перебивая его и давая возможность продолжить развитие его рассказа.
Нерефлексивное слушание осуществляется с помощью следующих приемов:
- Взгляда и мимики.
Заинтересованный, открытый взгляд вдохновляет собеседника, возникает визуальный контакт между говорящим и слушателем, вдохновляя первого — продолжать речь, а второго — внимательно слушать. С помощью мимики можно передать собеседнику, что нам приятно его присутствие.
- Позы и жестов.
Излишне расслабленная поза, скрещенные на груди руки могут говорить о пренебрежении к говорящему. Открытая поза, прямая, ненапряженная спина, руки, свободно лежащие на коленях, сигнализируют собеседнику, что он может рассчитывать на понимание.
Когда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного
Самый распространенный вид нерефлексивного слушания происходит у работников сферы услуг. Ты неоднократно могла наблюдать, как внимают своим клиентам парикмахеры, маникюрши и косметологи. Они четко выполняют свою работу, но при этом очень внимательны к рассказам своих посетителей, поддерживают беседу с ними кивком головы, улыбкой, внимательным взглядом.
Если ты являешься работодателем, то при собеседовании с соискателем, по отношению к его интервью ты применяешь нерефлексивное слушание. Поощряя собеседника к рассказу о себе, узнаешь много необходимой информации о работнике.
Если ты участвуешь в коммерческих переговорах своей компании, нерефлексивное слушание помогает правильно понять цели и намерения партнеров по бизнесу.
Если ты религиозна и присутствуешь на проповеди в церкви, проявление нерефлексивного слушания будет самым уместным.
Когда твоему собеседнику необходимо высказать свою точку зрения, при этом он испытывает отрицательные эмоции и ему «надо выпустить пар», твое нерефлексивное слушание поможет ему самовыразиться, а тебе — понять суть происходящего.
Если ты — студентка, то сталкиваешься с нерефлексивным слушанием — на лекциях, которые читает преподаватель. Ты, наверное, не раз замечала, что чем сосредоточеннее ты внимаешь педагогу, тем проще тебе готовиться к зачету или экзамену. Когда «отсиживаешь» пару, то потом долго приходится разбираться по учебникам.
Когда же у тебя практика по предмету, то вступает в силу рефлексивное слушание, ты задаешь вопросы по рассматриваемой теме, уточняешь детали заданий. За счет рефлексивного слушания ты лучше вникаешь в предмет.
Основное отличие рефлексивного слушания от нерефлексивного состоит в том, что:
- В первом случае создается активная обратная связь говорящего со слушателем, собеседники проверяют и уточняют свое понимание беседы, сообщение корректируется. Рефлексивное слушание помогает добиться большей точности восприятия информации.
- Во втором случае показать свою включенность в разговор возможно лишь кивком или взглядом. Требуется максимально сосредоточиться на получении информации при минимальном вмешательстве.
Поскольку нерефлексивное слушание в какой то мере является способом поддержки и поощрения говорящего собеседника, то, некоторые разговорчивые люди могут злоупотреблять твоим вниманием.
В нашем бурно развивающемся мире объем информации, необходимой для изучения, постоянно растет. Различные приемы слушания помогают развить сосредоточенность и продуктивно запоминать изложенный материал. Эффективное слушание не только содействует обмену информации, но служит основой для полноценного общения, способствует улучшению межличностных взаимоотношений.