Научная позиция синоним

НАУ́ЧНЫЙ, —ая, —ое; —чен, —чна, —чно. 1. только полн. ф. Прил. к наука (в 1 знач.). Научная проблема.

Все значения слова «научный»

ПОЗИ́ЦИЯ, -и, ж. 1. Положение, расположение кого-, чего-л.

Все значения слова «позиция»

  • Дело в том, что, несмотря на широко распространённое мнение о многотысячелетней истории китайской цивилизации, изучать её и осмысливать с научных позиций начали менее двух веков назад.

  • Оценить степень достоверности освещения исторических событий, явлений, процессов, короче говоря, фактов именно с научных позиций помогает метод исторического и логического.

  • Лишь некоторые отечественные авторы рассматривали данную проблему с научных позиций.

  • (все предложения)
  • наука
  • эксперимент
  • учёный
  • терминология
  • работа
  • (ещё ассоциации…)
  • мнение
  • отстаивание
  • дебаты
  • место
  • танцы
  • (ещё ассоциации…)
  • научные исследования
  • с научной точки зрения
  • говорить научным языком
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • оборонительная позиция
  • с позиции силы
  • укрепление позиций
  • занять позицию
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «научный»
  • Разбор по составу слова «позиция»
  • Как правильно пишется слово «научный»
  • Как правильно пишется слово «позиция»

38 синонимов к слову «ПОЗИЦИЯ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — отношения — точка зрения — место — положение — мнение — отношение — взгляд — должность…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 отношения[55]10 1
2 точка зрения[12]00 0
3 место[501]00 0
4 положение[167]00 0
5 мнение[51]00 0
6 отношение[40]00 0
7 взгляд[47]00 0
8 должность[33]00 0
9 расположение[88]00 0
10 пункт[76]00 0
11 фигура[133]00 0
12 суждение[52]00 0
13 соображение[37]00 0
14 воззрение[71]00 0
15 местоположение[14]00 0
16 амплуа[29]00 0
17 угол зрения[11]00 0
18 местонахождение[11]00 0
19 поза[25]00 0
20 месторасположение[10]00 0
21 этюд[21]00 0
22 координаты[12]00 0
23 стойка[118]00 0
24 топ-позиция[1]00 0
25 пронация[1]00 0
26 табия[1]00 0
27 амбуатюр[1]00 0
28 передовая[18]00 0
29 антепозиция[1]00 0
30 позитура[5]00 0
31 постдок[2]00 0
32 поул-позиция[2]00 0
33 ретропозиция[1]00 0
34 позировка[5]00 0
35 документопозиция[1]00 0
36 нетто-позиция[1]00 0
37 флеш-позиция[1]00 0
38 торговая позиция[0]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «позиция»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «позиция», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: отношения, точка зрения, место. Всего в словаре 38 синонимов.

Слово «позиция» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «позиция» :
00

Страница обновлена: 25.04.2023

Другие слова на букву п

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «позиция» 1667. Количество букв: 7.
  • Искалась форма слова «позиция»
  • Поиск «позиция» занял 0.008 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

На букву С С буквы «с»

Фраза «с научных позиций»

Фраза состоит из трёх слов и 15 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы с буквы «с»
  • Остальные фразы из 3 слов

Видео Физика о Боге и НЛО (фильм полностью). В. Катющик. (автор: Научный трибунал. "Катющик ТВ".)54:07

Физика о Боге и НЛО (фильм полностью). В. Катющик.

Видео Кургинян: коронавирус — его цель, авторы и хозяева. 5 серия: Форт Детрик и Билл Гейтс (автор: Суть времени)35:12

Кургинян: коронавирус — его цель, авторы и хозяева. 5 серия: Форт Детрик и Билл Гейтс

Видео Убойная позиция (HD) - Вещдок - Интер (автор: Телеканал Интер (Inter TV channel))43:16

Убойная позиция (HD) — Вещдок — Интер

Видео Выигрышные и проигрышные позиции. Онлайн кружок журнала Квантик, занятие 7 (2013-2014 уч. год) (автор: Journal Kvantik)44:26

Выигрышные и проигрышные позиции. Онлайн кружок журнала Квантик, занятие 7 (2013-2014 уч. год)

Видео Таурин с позиции доказательной медицины. (автор: PIKFARMA)18:01

Таурин с позиции доказательной медицины.

Видео "Черный лебедь" с Вадимом Карасевым | Полная запись эфира 09.06.20 (автор: NEWSONE)59:10

«Черный лебедь» с Вадимом Карасевым | Полная запись эфира 09.06.20

Синонимы к фразе «с научных позиций»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + в заключение статьи −
  • + впасть в противоречие −
  • + дальнейшие рассуждения −
  • + исходить из убеждения −
  • + материалисты считают −
  • + научные взгляды −
  • + начать с определения −
  • + не видеть общей картины −
  • + не претендовать на полноту −
  • + не являться специалистом −
  • + объективная реальность −
  • + оглянуться на историю −
  • + подобная трактовка −
  • + понять общество −
  • + постановка проблемы −
  • + природа языка −
  • + противоположная позиция −
  • + реальные процессы −
  • + религиозное мировоззрение −
  • + с моей точки зрения −
  • + с научных позиций −
  • + сделать более понятным −
  • + сложиться в стране −
  • + статус писателя −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «с научных позиций» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

йицизоп хынчуан с 😀

Написание фразы «с научных позиций» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 ս նաուչնըխ պոզիցիյ

в грузинской🇬🇪 ს ნაუჩნიხ პოზიცი

в латинской🇬🇧 s nauchnykh pozitsy

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--q1a xn--80azbxlk3a xn--g1acaevf6c

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

cyfexys[gjpbwbq

Написание фразы «с научных позиций» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠎⠀⠝⠁⠥⠟⠝⠮⠓⠀⠏⠕⠵⠊⠉⠊⠯

Передача фразы «с научных позиций» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – – – ⋅ – ⋅ – ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ – – – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – –

Произношение фразы «с научных позиций» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «с научных позиций» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

eanumakijgqdsdd

Остальные фразы с буквы «с»

Какие ещё фразы начинаются с этой буквы.

  • с абажуром из цветного стекла
  • с абзаца
  • с абордажной саблей в руке
  • с абрикосовой начинкой
  • с абсолютной беспристрастностью
  • с абсолютной непреложностью
  • с авантюрными наклонностями
  • с августа месяца
  • с августа по декабрь
  • с августа по ноябрь
  • с августа по октябрь
  • с августейшей супругой
  • с авиационным горючим
  • с авоськой в руках
  • с авоськой продуктов
  • с австрийским акцентом
  • с автографом писателя
  • с автографом поэта
  • с автоматическим определителем номера
  • с автоматическим оружием в руках
  • с автоматическим пистолетом в руке
  • с автоматическим подзаводом
  • с автоматической винтовкой в руках
  • с автоматической регулировкой

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 3 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а в глаз
  • а в дружбу
  • а в круге
  • а как же
  • а как иначе
  • а между тем
  • а может быть
  • а на деле
  • а не то…
  • а ну как
  • а снег идёт
  • а судьи кто?
  • а то нет?
  • а тут ещё
  • а тут еще
  • а что если
  • аберрация входного зрачка
  • аберрация оптической системы
  • абиогенное происхождение нефти
  • абонент не абонент
  • абонент телефонной сети
  • абонентское высокочастотное уплотнение
  • аборигены здешних мест
  • аборигены острова пасхи

Комментарии

@cabci 11.01.2020 17:04

Что значит фраза «с научных позиций»? Как это понять?..

Ответить

@lgoicoa 04.09.2022 12:52

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Синонимы в строку

антепозиция, аспект, взгляд, взгляда, взгляды, воззрение, воззрения, документопозиция, координат, координата, координаты, местонахождение, местоположение, месторасположение, мнение, мнения, отношение, отношений, отношения, передовая, передовое, передовой, поза, позировка, позитура, позы, положение, положением, пронация, пункт, расположение, ретропозиция, соображение, стойка, стойкая, стойкий, стойко, стойкое, стойком, стойче, суждение, суждения, сфера, точка зрения, угол зрения, укрепление, умонастроение, установка, фигур, фигура, фигуры

Синонимы таблицей

антепозиция
аспект
взгляд
взгляда
взгляды
воззрение
воззрения
документопозиция
координат
координата
координаты
местонахождение
местоположение
месторасположение
мнение
мнения
отношение
отношений
отношения
передовая
передовое
передовой
поза
позировка
позитура
позы
положение
положением
пронация
пункт
расположение
ретропозиция
соображение
стойка
стойкая
стойкий
стойко
стойкое
стойком
стойче
суждение
суждения
сфера
точка зрения
угол зрения
укрепление
умонастроение
установка
фигур
фигура
фигуры

Синонимы списком

  • антепозиция
  • аспект
  • взгляд
  • взгляда
  • взгляды
  • воззрение
  • воззрения
  • документопозиция
  • координат
  • координата
  • координаты
  • местонахождение
  • местоположение
  • месторасположение
  • мнение
  • мнения
  • отношение
  • отношений
  • отношения
  • передовая
  • передовое
  • передовой
  • поза
  • позировка
  • позитура
  • позы
  • положение
  • положением
  • пронация
  • пункт
  • расположение
  • ретропозиция
  • соображение
  • стойка
  • стойкая
  • стойкий
  • стойко
  • стойкое
  • стойком
  • стойче
  • суждение
  • суждения
  • сфера
  • точка зрения
  • угол зрения
  • укрепление
  • умонастроение
  • установка
  • фигур
  • фигура
  • фигуры
  • Синонимы в строку
  • Синонимы таблицей
  • Синонимы списком
Синоним В исходной форме Частота Морфологическая информация Взгляд
(16) — 79 856 Существительное МР, ЕД, ВН, НО Отношение
(28) — 32 081 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Положение
(80) — 31 550 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Мнение
(28) — 18 274 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Фигура
(81) фигура 17 533 Существительное ЖР, ЕД, ИМ, НО Поза
(16) поза 5 590 Существительное ЖР, ЕД, ИМ, НО Расположение
(68) — 5 119 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Стойка
(33) стойка 4 444 Существительное ЖР, ЕД, ИМ, НО Соображение
(18) — 4 412 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Координаты
(6) координата 1 753 Существительное ЖР, МН, ВН, НО Передовая
(8) — 1 710 Прилагательное ЖР, ЕД, ИМ, ОД, НО Местонахождение
(10) — 1 560 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Суждение
(31) — 1 386 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Местоположение
(12) — 591 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Воззрение
(8) — 455 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Месторасположение
(8) — 127 Существительное СР, ЕД, ВН, НО Позитура
(4) позитура 9 Существительное ЖР, ЕД, ИМ, НО Позировка
(4) позировка 1 Существительное ЖР, ЕД, ИМ, НО Антепозиция
(1) антепозиция – Существительное ЖР, ЕД, ИМ, НО Документопозиция
(1) документопозиция – Существительное ЖР, ЕД, ИМ, НО Пронация
(1) пронация – Существительное ЖР, ЕД, ИМ, НО Ретропозиция
(1) ретропозиция – Существительное ЖР, ЕД, ИМ, НО Точка зрения
(9) — – Существительное СР, МН, ВН, НО Угол зрения
(8) — – Существительное СР, МН, ВН, НО

© Jeck labs 2008–2023.

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

позиция — синонимы и близкие по смыслу слова

позиция — существительное. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: место, взгляд, положение, стать, состояние. К редко используемым словам-синонимам относятся: умонастроение, диспозиция, месторасположение, расстановка, разборка. Всего в словаре 59 синонимов:

  1. антепозиция
  2. аспект
  3. взгляд
  4. воззрение
  5. группировка
  6. диспозиция
  7. документопозиция
  8. должность
  9. констелляция
  10. конъюнктура
  11. координаты
  12. место
  13. местонахождение
  14. местоположение
  15. месторасположение
  16. мировоззрение
  17. миросозерцание
  18. мнение
  19. обстановка
  20. отношение
  1. передовая
  2. подход
  3. поза
  4. позировка
  5. позитура
  6. положение
  7. помещение
  8. понимание
  9. порядок
  10. посадка
  11. пост
  12. постановка
  13. представление
  14. пронация
  15. пункт
  16. разборка
  17. размещение
  18. расклад
  19. расположение
  20. расстановка
  1. ретропозиция
  2. связка
  3. ситуация
  4. соображение
  5. состояние
  6. способ
  7. стать
  8. стойка
  9. сторона
  10. суждение
  11. сфера
  12. торговая позиция
  13. точка
  14. точка зрения
  15. угол зрения
  16. укрепление
  17. умонастроение
  18. установка
  19. фигура

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

научные знания

Синонимы к слову научные знания

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

научные исследования и разработки (нир)

Словарь народов и культуры

Научные исследования и разработки (НИР)

(research and development, R & D), разрешение науч. проблем, связанных с созданием производственных технологий параллельно с совершенствованием существующей продукции и технологии. НИР получают как гос., так и частное финансирование и являются важным источником повышения производительности и экономического роста.

Полезные сервисы

научные кадры

Синонимы к слову научные кадры

научные работники, научно-техническая интеллигенция

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: научные работники, научно-техническая интеллигенция

Полезные сервисы

научные общества

Энциклопедический словарь

Нау́чные о́бщества — добровольные объединения учёных и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникали ещё в древности, с XV-XVI вв. — как профессиональные объединения учёных (часто под названием академий), позже — более широкие по составу. В XVII в. появились специализированные научные общества (географическое, медицинское и др.). Универсальные научные общества в XVIII-XIX вв. иногда становились национальными научными центрами, например, Лондонское королевское общество. Цель научного общества — обмен информацией, издание трудов, координация исследований.

* * *

НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА — НАУ́ЧНЫЕ О́БЩЕСТВА, добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникали еще в древности, с 15-16 вв. — как профессиональные объединения ученых (часто под названием академий), позже — более широкие по составу. В 17 в. появились специализированные научные общества (географические, медицинские и др.). Университетские научные общества в 18-19 вв. иногда становились национальными научными центрами, напр. Лондонское королевское общество. Цель научных обществ — обмен информацией, издание трудов, координация исследований. Деятельность научных обществ строится на демократических началах.

Большой энциклопедический словарь

НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА — добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникали еще в древности, с 15-16 вв. — как профессиональные объединения ученых (часто под названием академий), позже — более широкие по составу. В 17 в. появились специализированные научные общества (географические, медицинские и др.). Университетские научные общества в 18-19 вв. иногда становились национальными научными центрами, напр. Лондонское королевское общество. Цель научных обществ — обмен информацией, издание трудов, координация исследований. Деятельность научных обществ строится на демократических началах.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Научные общества. Эмблема Лондонского королевского общества.

Научные общества. Эмблема Лондонского королевского общества.

НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникли в древности. В 15 — 16 вв. существовали как профессиональные объединения ученых (часто под названием академий), позже — как более широкие по составу. В 17 в. возникли специализированные научные общества (географические, медицинские и др.). Универсальные научные общества в 18 — 19 вв. становились общенациональными научными центрами (например, Лондонское королевское общество). Цель научного общества — координация исследований, обмен информацией, издание трудов.

Полезные сервисы

научные работники

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: научные кадры, научно-техническая интеллигенция

Полезные сервисы

научный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. наука I, связанный с ним

2. Свойственный науке [наука I], характерный для неё.

3. Основанный на принципах науки [наука I].

НАУ́ЧНЫЙ — прил., употр. часто

Морфология: нау́чен, нау́чна, нау́чно, нау́чны; нау́чнее; нар. нау́чно

1. Научным называют то, что имеет отношение к науке.

Научные сведения, данные. | Провести научный эксперимент. | Получить научные результаты. | Круг его научных интересов был чрезвычайно широк.

2. Общество, центр, институт и т. д., а также их работников называют научными, если они занимаются исследованиями в определённой области знаний или связаны с ними.

Научная лаборатория. | Перспективные научные работники. | Он работает в одном из научных институтов Новосибирска.

3. Подход, метод, мышление и т. д. называют научными, если они основаны на принятых среди учёных принципах.

Данный метод вполне научен. | нар.

Этот факт навряд ли можно научно доказать.

4. Научной фантастикой называют книги или фильмы о будущих событиях, о жизни на других планетах и т. д., которые основаны на предположениях учёных.

нау́чность сущ., ж.

Научность метода.

Толковый словарь Ушакова

НАУ́ЧНЫЙ, научная, научное; научен, научна, научно.

1. только полн. прил. к наука в 1 и 2 знач.; занятый разработкой вопросов какой-нибудь науки. Научный работник. Научная ассоциация. Научное образование. Научная работа. Научное учреждение.

2. Основанный на принципах науки. Научная организация труда. Научный вывод. Научная теория. Научный социализм (в противоп. утопическому).

3. Соответствующий требованиям науки, истинному понятию о науке. Эти положения (мнения, выводы) вполне научны.

Толковый словарь Ожегова

НАУ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна.

1. см. наука.

2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Вполне н. подход.

| сущ. научность, -и, жен.

Популярный словарь

Научный

-ая, -ое; -чен, -чна

1) полн. ф. Относящийся к науке, свойственный науке.

Научная тема.

Научное открытие.

Слушая разговор брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными (Л. Толстой).

2) полн. ф. Связанный с исследованием каких-л. проблем, с организацией работы в той или иной области знаний.

Научная командировка.

Научный работник.

Научный отдел.

Мировая научная общественность была потрясена его [хирурга Юдина] докладом о результатах переливания посмертной крови… (Грекова).

3) Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки.

Научная позиция.

Научный подход.

Научная теория.

Научная дискуссия.

Научное образование так необходимо для нравственного поведения, что невежество следует отнести к наиболее безнравственным явлениям (Мечников).

Родственные слова:

нау́чно, нау́чность, антинау́чный, лженау́чный, ненау́чный, псевдонау́чный, научно-популя́рный, научно-фантасти́ческий

Этимология:

см. наука

Энциклопедический словарь

НАУ́ЧНЫЙ -ая, -ое; -чен, -чна, -чно.

1. только полн. к Нау́ка (1 зн.). Н-ая проблема. Н-ое открытие. Н-ые вопросы. // Связанный с исследованием каких-л. проблем, с организацией работы в той или иной области знаний. Н-ое учреждение. Н-ые кадры. Н. работник. Н-ое общество (добровольная организация лиц, ведущих исследовательскую работу).

2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Н-ое мышление. Н-ое познание мира. Вполне н. подход. Метод вполне научен. Н-ая теория, методика. Н-ая организация труда (совершенствование организации труда на основе достижений науки и передового производственного опыта).

◊ Нау́чная фантастика. Литературный или кинематографический жанр, использующий образы, построенные на основе научных гипотез и представлений о прошлом или будущем.

Нау́чно, нареч. Н. подойти к решению проблемы. Опыты проведены вполне н. Нау́чность, -и; ж. Н. изложения. Н. подхода к проблеме.

Академический словарь

-ая, -ое; -чен, -чна, -чно.

1. только полн. ф.

прил. к наука (в 1 знач.).

Научная проблема.

Слушая разговор брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными. Л. Толстой, Анна Каренина.

||

Связанный с исследованием каких-л. проблем, с организацией работы в той или иной области знаний.

Научное открытие. Научное учреждение.

2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки.

Научное познание мира. Научное мышление. Научный коммунизм.

Впервые в истории человечества научная теория стала руководящей при построении нового государства. С. Вавилов, Тридцать лет советской науки.

Орфографический словарь

нау́чный; кратк. форма -чен, -чна

Формы слов для слова научный

нау́чный, нау́чная, нау́чное, нау́чные, нау́чного, нау́чной, нау́чных, нау́чному, нау́чным, нау́чную, нау́чною, нау́чными, нау́чном, нау́чен, нау́чна, нау́чно, нау́чны, нау́чнее, понау́чнее, нау́чней, понау́чней

Синонимы к слову научный

прил., кол-во синонимов: 9

Идиоматика

высоко научный

глубоко научный

подлинно научный

Идеография

связанный (с)

наука

научный (# подход).

ученый (# степень. # совет).

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Глагольная сочетаемость

заниматься научной работой => действие, непрямой объект

заняться научной работой => действие, непрямой объект, начало

проводится научная конференция => пассив на -ся, организация

История слов

Полезные сервисы

научный коммунизм

Синонимы к слову научный коммунизм

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

научный мунизм

Синонимы к слову научный мунизм

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

научный перевод

Переводоведческий словарь

Полезные сервисы

научный работник

Синонимы к слову научный работник

сущ., кол-во синонимов: 3

ученый, ученый муж, деятель науки

Полезные сервисы

научный сотрудник — космонавт

Орфографический словарь

нау́чный сотру́дник — космона́вт

Полезные сервисы

научный стиль

Стилистический словарь

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ — представляет науч. сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания; отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки — вскрывать закономерности), логическая доказательность и последовательность изложения (как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях). Общая цель науч. речи — сообщение нового знания о действительности и доказательство ее истинности. Н. с. в письменной форме представлен в разных жанрах науч. литературы (см.): монографиях, статьях, учебниках и т.д.

Круг указанных базовых экстралингвистических стилеобразующих факторов обусловливает конструктивный принцип Н. с., основные стилевые черты последнего и специфическую речевую системность (см.). При этом значимы и собственно коммуникативные задачи — передача адресату знаний в убедительной и доступной форме. Конструктивный принцип Н. с. (см.) — обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи, а основные стилевые черты (см.) — абстрагизация, или, иначе, отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, именной характер речи, а также некатегоричность изложения. В целом Н. с. свойствен книжный характер речи, нежелательность разговорных и эмотивных средств (но не абсолютное их отсутствие, поскольку эмотивный компонент включен в структуру науч.-познавательной деятельности и мышления). Экспрессивность, в смысле выразительности науч. речи, создается преимущественно за счет полной реализации указанных стилевых черт Н. с., в том числе непременного учета адресата. Экстралингвистические стилеобразующие факторы Н. с. определяют принципы отбора языковых средств и их организации; немаловажную роль при этом имеет частота употребления тех или иных языковых единиц.

Отвлеченно-обобщенность Н. с. создается за счет широкого использования языковых единиц абстрактного и обобщенного значения или способных передавать их в контексте науч. речи. Так, высокочастотна в науч. речи абстрактная лексика (в том числе терминологическая), слова, выражающие общие понятия — даже в тех случаях, если в общеязыковом употреблении (в других сферах общения) это конкретные слова (Химия занимается однородными телами; физические и химические свойства воды, температура кипения воды; Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях), причем обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается специальными словами: обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый, всякий и т.п. Не только существительные, но и глаголы выступают в обобщенно-отвлеченном значении, поскольку десемантизируются, придавая выражению качественный характер (О.Д. Митрофанова) и уже не обозначают конкретных действий. Это глаголы широкой семантики (существовать, иметь, обнаруживать, проявляться и т.п.). Многие глаголы в науч. речи выступают в связочной функции (быть, являться, служить, обладать, отличаться); значительная группа глаголов используется в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых основная смысловая нагрузка выражается существительными (подвергать анализу, производить перегонку, оказывать влияние). В выражении и создании стилевой черты отвлеченно-обобщенности участвует не только лексика, но и морфология, и синтаксис. Так, формы глагола используются преимущественно в значении наст. вневременно́го (выражающего качественный, признаковый оттенок значения): Хлорид медленно разлагается; Вода кипит при 100°; болонский шпат в темноте светится. Это значение захватывает также формы будущего (число попаданий будет случайной величиной — в смысле «является», т.е. синонимично наст. вневременному) и частично — прошедшего. Указанная стилевая черта проявляется и при употреблении лица глаголов и личных местоимений (Мы можем заключить; мы имеем несколько эпох — синонимичны случаям можно заключить, имеется несколько эпох, — т.е. формы глагола выступают с ослабленным, неопределенным и обобщенным значением лица). Та же стилевая черта выражается и в формах числа существительного: наиболее широко употребительная в науч. речи форма ед. числа сущ. обозначает в контексте не отдельные считаемые предметы, но служит для выражения общего понятия либо неделимой совокупности и целостности: дуб — порода теплолюбивая; ухо — анализатор звуков. В том же русле находится повышенная (по сравнению с другими функц. стилями) употребительность слов ср. рода, которому, по В.В. Виноградову, свойственно «…общее, отвлеченное значение вещной предметности» (по сравнению со значением форм муж. и жен. рода). Среди существительных ср. рода, кстати, много абстрактных слов (свойство, значение, определение, влияние, равновесие, явление и т.д.).

На синтаксическом уровне отвлеченно-обобщенность (покрывающая, по мнению Н.М. Лариохиной, стилевые черты абстрактности, безличности, объективности) выражается в исключении из структуры предложения личного субъекта действия (агенса), так как познание мира в Н. с. представляется в обобщенной форме — как процесс коллективного творчества. Этому соответствуют обобщенно-личные предложения, безличные предложения, двучленный пассивный оборот с процессуальным значением, т.е. деагентивные синтаксические структуры. «Предполагаемый агенс в них характеризуется именно обобщенностью, а не неизвестностью, неопределенностью (как в художественной и разговорной речи): В механике пользуются понятием материальной точки…» (Н.М. Лариохина). Кроме того, отвлеченно-обобщенность реализуется через широкую употребительность номинализованных структур, в частности таких, в которых семантика предиката выражена отглагольными существительными в синтаксической позиции подлежащего или дополнения, а глагол является формально-грамматическим центром предложения (В результате реакции происходит перераспределение массы). Проявлением отвлеченно-обобщенности, связанной с тенденцией к десемантизации, является вообще номинативный строй науч. речи: это проявляется, напр., в возрастании доли имен и уменьшении доли глаголов (по сравнению с другими функц. стилями). Безличные структуры достигают 60-80% от всех односоставных предложений. Так, род. пад. приименный достигает 83% против род. приглагольного (17%). Номинативность науч. речи проявляется и в преобладании имени существительного над лексемами других знаменательных частей речи (до 40%); в большой частотности именных сказуемых (30%). Отражением отвлеченно-обобщенности на синтаксическом уровне является и модально-временно́й план предложения (с вневременны́м значением глаголов-сказуемых).

Подчеркнутая логичность, тесно связанная с последовательностью изложения, его доказательностью и аргументированностью, выражается в основном на синтаксическом уровне и на уровне текста. Ее созданию и реализации способствуют многие средства. Прежде всего, это полно-оформленность высказывания — полнота грамматического оформления предикативных единиц, что выражается в преобладании союзных предложений над бессоюзными, так как союзы позволяют более четко передать смысловые и логические связи частей предложения. При общем высоком проценте сложных предложений (41-50, 3%) преобладают сложноподчиненные (62%). Простые же предложения (как и сложные) осложняются оборотами с подчинительной связью, что повышает спаянность предложения; но при этом увеличивает длину предложения (средняя длина простого предложения 20,3, а сложного — 25,4 словоупотребления). В простом и сложном предложениях широко используются вводные слова и словосочетания, подчеркивающие логику мысли и последовательность изложения (во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, с одной стороны, с другой стороны и т.п.), так называемые конструкции и обороты связи (в заключение отметим…; обратимся к примерам…; необходимо сказать, что…; перейдем к рассмотрению…; подчеркнем еще раз…; подведем итоги). По насыщенности связочными средствами науч. речь занимает первое место среди функц. стилей. В качестве связочных средств выступают не только союзы и союзные слова, но и ряд других слов в этой функции (Из табл. I видно, что… Отсюда следует, что…; …поэтому было бы логично систематизировать…) и др.

Выражению подчеркнутой логичности и последовательности изложения способствует и порядок слов науч. речи, как правило объективный, нейтральный (когда тема предшествует реме).

Естественно, что подчеркнутая логичность науч. речи ярко представлена на текстовом уровне. Сами текстовые категории связности (см.), логичности (см.), цельности (см.) призваны реализовать (и реализуют) указанную стилевую черту. Этому способствует высокая частотность случаев повторов (лексических, синонимических, местоименных) между самостоятельными предложениями (Характерной чертой этого момента является его определенность… Эта определенность дает о себе знать…).

Последовательности и связности изложения способствует и обычно строго оформленная композиция текста (деление на главы, параграфы; выделение зачинов-вступлений, концовок-заключений). Организующим началом композиции текста (см.) является категория гипотетичности, обусловленная особенностями познавательной деятельности, и этапы (фазы) продуктивной деятельности ученого, находящие выражение в науч. тексте. В чистом виде это проявляется в развертывании содержания текста от экспликации в последнем проблемной ситуации, идеи/гипотезы и затем ее анализа и доказательства, приводящих к выводам/закону. Последовательности и связности изложения способствует и широкое использование средств проспекции и ретроспекции (теперь перейдем к рассмотрению…, Далее остановимся на…, Рассмотрим экспрессивные средства…, как было отмечено выше…, возвращаясь к поставленному вопросу… и т.п.). Подобные связующие средства создают стереотипность (см.) науч. текста, наличие многих готовых формул. Кроме того, эти средства являются многофункциональными, выражая не только собственно логичность, но и другие категории. Логичность обусловлена не только спецификой мышления, но и отсутствием непосредственного контакта с адресатом, и потому науч. изложение требует повышенной точности речи (см.), ясности, аргументированности высказывания, т.е. реализации коммуникативных качеств речи, учета адресата.

Точность (а также ясность) Н. с. достигается употреблением большого числа терминов (см.), как правило, слов однозначных, строго определенных в своих значениях в пределах конкретной науки, выражающих существенные признаки называемых предметов и явлений (генератор, гипотенуза, минерал, конус, конденсатор, реактив, траектория, карбонат и т.д.); нежелательностью и даже недопустимостью их замены на синонимы и вообще ограничением синонимических замен; необходимостью давать четкие определения вновь вводимым понятиям; вообще — однозначностью, недвусмысленностью высказываний (явление многозначности слов не свойственно научной речи); использованием вводных слов, оборотов, вводных и вставных конструкций в функции уточнения; широким употреблением обособленных согласованных определений, в том числе причастных оборотов (в синтаксической функции уточнения); кроме того, — ссылок и сносок в тексте, в том числе библиографического характера с точным указанием инициалов и фамилии автора, названия его работы, года и места издания.

Точность на синтаксическом уровне как реализация подчеркнутой логичности выражается свойственными последней синтаксическими конструкциями (преобладанием союзия над бессоюзием и т.п. — см. выше).

Достижению объективности изложения помимо точности способствует характерная для науч. речи стилевая черта некатегоричности изложения, которая выражается во взвешенности оценок (соответствующем словоупотреблении) как в отношении степени изученности темы, эффективности теории и путей решения исследуемых проблем, степени завершенности («окончательности») результатов исследования, так и в отношении упоминаемых в работе и цитируемых мнений других авторов-ученых и своих личных.

Коммуникативная направленность науч. речи, необходимость учета адресата выражается в категории диалогичности (см.) Н. с. Хотя науч. текст квалифицируется как монологический, однако ему тем не менее свойственна диалогичность, т.е. выраженный языковыми и текстовыми средствами в науч. речи учет адресата (как взаимодействие двух или нескольких смысловых позиций, в том числе автора и читателя) вплоть до использования средств собственно диалога. Этому способствует адресованность, обращенность науч. текста к читателю с целью привлечения его внимания к особо значимым частям текста и — как результат — достижение адекватности понимания текста и как бы сомышления. Диалогичность науч. речи выражается в использовании вопросо-ответных комплексов, вопросительных предложений (в том числе проблемных вопросов); чужой речи в виде прямой цитации (как правило, с оценкой приводимого мнения); императивов как обращений к читателю (обратите внимание на…; теперь определим суть явления); оценочных средств языка; в широком применении так называемых конструкций связи (подчеркнем еще раз…; остановимся на этом подробнее…); вводных слов и словосочетаний и вставных конструкций с семантикой выражения авторского отношения к сообщаемому либо справочного (уточняющего) характера (к счастью, вероятно, конечно, очевидно, безусловно, как нам представляется, см. рис. 1); повторений, в том числе так называемых развернутых вариативных повторов (см.); подчеркнутого, акцентированного противительными союзами и другими средствами языка противопоставления разных точек зрения на проблему; средств категорий проспекции и ретроспекции, разного рода акцентуаторов (см.), реализующих категорию акцентности (см.).

Категории диалогичности и акцентности науч. речи, реализуя коммуникативную связь автора с адресатом, выступают в то же время средствами экспрессивности (а подчас и эмоциональности) речи. Хотя эмотивность не является специфической чертой Н. с. (некоторыми она отрицается как стилевая черта науч. речи — А.Н. Васильева, О.А. Крылова), однако она ей свойственна (Н.Я. Милованова, Н.М. Разинкина), отражая наличие чувственного компонента и немалую роль его в процессе получения нового знания, а также задачи коммуникации — стремление к выразительности речи как более убедительной.

Н. с. выступает прежде всего в письменной форме, но реализуется также и в устном общении (дискуссии по научным проблемам). Правда, статус устной науч. речи до конца не определен. Одни (и достаточно убедительно на анализе материала) доказывают наличие лингвостилевого единства письменной и устной форм речи науч. функц. стиля (саратовская школа под руководством О.Б. Сиротининой), другие объединяют устную научную речь с устной публичной речью (см.) вообще — (О.А. Лаптева).

До 60-70 гг. XX в. науч. стиль не подвергался специальному исследованию и монографическому описанию. Изучалась лишь науч. терминология (Д.С. Лотте, А.А. Реформатский, В.В. Веселитский и др.), либо назывались лишь самые общие черты науч. речи (обычно в противопоставлении к художественной) — (В.Г. Белинский, Г.В. Степанов, Р.А. Будагов). Л.Л. Кутиной изучена терминология и история формирования языка науки в России XVIII в.. С 60-70 гг. вместе с развитием функц. стилистики начинается специальное интенсивное исследование Н. с. русского и европейских языков, в том числе стилостатистическими методами, и к настоящему времени он уже достаточно изучен (см. труды А.Н. Васильевой, О.Д. Митрофановой, М.Н. Кожиной М.П. Котюровой, Н.М. Лариохиной, Н.М. Разинкиной, Е.С. Троянской, О.А. Лаптевой, Г.А. Лесскиса, А.С. Герда, Р.А. Будагова, Г.Н. Акимовой; С.Г. Ильенко и др.).

Лит. Лесскис Г.А. О размерах предложения в русской научной и художественной прозе 60-х гг. XIX в. — ВЯ. — 1962. — №2; Кутина Л.Л. Формирование языка русской науки. — М.; Л., 1964; Ильенко С.Г. Сложноподчиненные предложения в различных сферах языкового употребления // Вопросы синтаксиса и лексики рус. языка. — Л., 1965; Разинкина Н.М. О преломлении эмоциональных явлений в стиле научной прозы // Особенности языка науч. литературы. — М., 1965; Ее же: Развитие языка английской научной литературы. — М., 1978; Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. — Пермь, 1966; Ее же: О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. — Пермь, 1972; Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. — М., 1967; Лаптева О.А. Внутристилевая эволюция современной русской научной прозы // Развитие функциональных стилей совр. рус. языка. — М., 1968; Современные проблемы терминологии в науке и технике. — М., 1969; Проблемы языка науки и техники. Логические, лингвистические и историко-научные проблемы терминологии. — М., 1970; Веселитский В.В. Отвлеченная лексика в русском литературном языке XVIII — начала XIX в. — М., 1972; Акимова Г.Н. Очерки по синтаксису языка М.В. Ломоносова, дис. … докт. филол. наук. — Л., 1973; Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. — М., 1974; Ее же: Научный стиль речи: проблемы обучения. — М., 1976; Функциональный стиль общенаучного языка и методы его исследования. — М., 1974; Васильева А.Н. Курс лекций по стилистке русского языка. Научный стиль. — М., 1976; Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научной литературы. — М., 1976; Даниленко В.П. Русская терминология: опыт лингвистического описания. — М., 1977; Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. — М., 1979; Герд А.С. Формирование терминологической структуры русского биологического текста. — Л., 1981; Милованова Н.Я. Экспрессивность в стиле научной прозы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Баку, 1982; Троянская Е.С. Лингвостилистическое исследование немецкой научной литературы. — М., 1982; Котюрова М.П. Эволюция выражения связности речи в научном стиле XVIII-XX вв. — Пермь, 1983; Ее же: Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста (функционально-стилистический аспект). — Красноярск, 1988; Разговорная речь в системе стилей современного русского литературного языка / Под редакцией О.Б. Сиротининой, Лексика. — Саратов, 1983; Грамматика, 1992; Гречко Н.К. Синтаксис немецкой научной речи. — Л., 1985; Современная русская устная научная речь / Под редакцией О.А. Лаптевой. — Т. 1. — Красноярск, 1985. — Т. 2. — 1994. — Т. 3. — М., 1995; Гвишиани Н.Б. Язык научного общения (вопросы методологии). — М., 1986; Славгородская Л.В. Научный диалог. — Л., 1986; Иванова Т.Б. Функциональная семантико-стилистическая категория акцентности в русских научных текстах: Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Харьков, 1988; Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. — Свердловск, 1990; Салимовский В.А. Семантический аспект употребления слова в функц. стилях речи. — Иркутск, 1991; Его же: Жанры речи в функц.-стилистическом освещении (научный академический текст). — Пермь, 2002; Данилевская Н.В. Вариативные повторы как средство развертывания научного текста. — Пермь, 1992; Рябцева Н.К. Мысль как действие, или Риторика рассуждения // Логический анализ. Модели действия. — М., 1992; Лапп Л.М. Интерпретация научного текста в аспекте фактора «субъект речи». — Иркутск, 1993; Очерки истории науч. стиля рус. лит. языка XVIII-XX вв. / Под ред М.Н. Кожиной. Т. I. Ч. 1-2. — Пермь, 1994. Т. II. Ч. 1, 1996 (см. ст. Баженовой Е.А. о композиции научного текста). Т. II, Ч. 2. — Пермь, 1998; Чернявская В.Е. Интертекстуальность как текстообразующая категория вторичного текста в научной коммуникации. — Ульяновск, 1996; Ее же: Интертекстуальное взаимодействие как основа научной коммуникации. — Л., 1999; Кожина М.Н., Котюрова М.П. Изучение научного функционального стиля во второй половине XX в., «Stylistyka-VI». — Opole, 1997; Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVIII-XX вв. (сопоставительно с другими функц.и разновидностями). — Пермь, 1999; Баженова Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. — Пермь, 2001; Кожина М.Н., Чиговская Я.А. Стилистико-текстовый статус и взаимодействие категорий ретроспекции и проспекции в научной речи // Стереотипность и творчество в тексте. — Пермь, 2001; Mistrík J. Štylistika slovenskeho jazyka. — Bratislawa, 1985; Gajda St. Współczesna polszczyzna naukowa. Język czy zargon? — Opole, 1990; его же: Podstawy bodań stylistycznych nad językiem naukowym. — Warszawa; Wroclaw. 1982.

М.Н. Кожина

Лингвистические термины

Один из функциональных стилей, связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью, нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки — вскрывать закономерности). Ему свойственна логическая доказательность и последовательность изложения как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях. Основная цель научного текста — сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Н.с. в письменной форме представлен следующими жанрами: монографиями, статьями, учебниками, справочниками и т.п.

Указанные выше базовые экстралингвистические стилеобразующие факторы обуславливают:

1) конструктивный принцип Н.с. (обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи;

2) основные стилевые черты: абстрагизация, т.е. отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, именной характер речи, некатегоричность изложения;

3) речевая системность.

Экстралингвистические стилеобразующие факторы Н.с. определяют принципы отбора языковых средств и их организацию, важную роль при этом выполняет частотность употребления тех или иных языковых средств. Отвлеченно-обобщенность создается за счет широкого использования языковых единиц абстрактного и обобщенного значения.

Это следующие средства:

1) абстрактная лексика (в том числе терминологическая), выражающая общие понятия;

2) конкретные слова, обозначающие в научном стиле общие понятия;

3) слова, усиливающие обобщенно-отвлеченный характер научного стиля: обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый, всякий;

4) глаголы в обобщенно-отвлеченном значении, поскольку они десемантизируются, придавая выражению качественный характер (глаголы широкой семантики: существовать, иметь, обнаруживать, проявляться);

5) использование в связочной функции глаголов: быть, являться, служить, обладать, отличаться;

6) использование глаголов в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых смысловая нагрузка выражена существительными: подвергать анализу, производить анализ, оказывать влияние;

7) использование глаголов в значении настоящего вневременного;

8) формы глагола выступают с ослабленным, обобщенным значением лица;

9) форма ед.ч. сущ., служащая для выражения общего понятия, а также неделимой совокупности и целостности;

10) повышенная употребительность сущ. ср.р. (свойство, значение, равновесие, явление и т.п.);

11) на синтаксическом уровне: обобщенно-личные предложения; безличные предложения; двучленный пассивный оборот с процессуальным значением (т.е. деагентивные структуры);

12) номинализованные структуры (номинативный характер Н.с.).

Подчеркнутая логичность тесно связана с последовательностью изложения, его доказательностью, аргументированностью, выражается в основном на синтаксическом уровне и уровне текста.

Ее реализации способствуют следующие средства:

1) полнота грамматического оформления предикативных единиц;

2) преобладание союзных предложений над бессоюзными;

3) преобладание сложноподчиненных предложений;

4) осложнение простых предложений оборотами с подчинительной связью, что повышает спаянность предложения;

5) широкое использование вводных слов и словосочетаний;

6) конструкции и обороты связи;

7) объективный, нейтральный порядок слов;

8) средства подчеркнутой логичности на текстовом уровне: действие категорий связности, логичности, цельности;

9) использование повторов: лексических, синонимических, местоименных;

10) строго оформленная композиция текста: деление на главы, параграфы; выделение зачинов-вступлений, концовок-заключений;

11) категория гипотетичности как организующее начало композиции текста;

12) использование средств проспекции и ретроспекции (перейдем к рассмотрению…; как было отмечено выше…);

13) стереотипность связующих средств, наличие готовых формул. Точность, ясность

Н.с. достигается:

1) употреблением большого числа терминов;

2) четкими определениями вновь вводимых понятий;

3) однозначностью, недвусмысленностью высказываний;

4) использованием вводных слов, оборотов, вводных и вставных конструкций в функции уточнения;

5) употреблением обособленных согласованных определений;

6) употребление причастных оборотов в синтаксической функции уточнения;

7) ссылок и сносок в тексте;

8) преобладанием союзия над бессоюзием.

Некатегоричность изложения выражается:

1) во взвешенности оценок;

2) эффективности теории и путей ее решения;

3) степени завершенности результатов исследования;

4) в цитировании мнений других авторов.

Коммуникативная направленность речи выражается в категории диалогичности.

В связи с этим наблюдаются:

1) обращенность к читателю;

2) взаимодействие двух или нескольких смысловых позиций;

3) собственный диалог;

4) вопросно-ответные комплексы;

5) вопросительные предложения, в частности, проблемные вопросы;

6) цитация чужой речи с оценкой приводимого мнения;

7) императив как обращение к читателю (обратите внимание и т.п.);

8) оценочные средства языка;

9) конструкции связи (подчеркнем еще раз и др.);

10) вводные слова, словосочетания, вставные конструкции с семантикой выражения авторского отношения к сообщаемому либо справочного характера;

11) развернутые вариативные повторы;

12) противопоставление разных точек зрения на проблему;

13) средства категории проспекции и ретроспекции;

14) разного рода акцентуаторы, связанные с категорией акцентности;

15) категория диалогичности выступает как средство экспрессивности, эмоциональности. Н.с. реализуется в письменной и устной форме (доклад, дискуссия и т.п.).

Понятия лингвистики

Один из функциональных стилей, связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью, нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки — вскрывать закономерности). Ему свойственна логическая доказательность и последовательность изложения как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях. Основная цель научного текста — сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Н.с. в письменной форме представлен следующими жанрами: монографиями, статьями, учебниками, справочниками и т.п. Указанные выше базовые экстралингвистические стилеобразующие факторы обуславливают:

1) конструктивный принцип Н.с. (обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи;

2) основные стилевые черты: абстрагизация, т.е. отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, именной характер речи, некатегоричность изложения;

3) речевая системность.

Экстралингвистические стилеобразующие факторы Н.с. определяют принципы отбора языковых средств и их организацию, важную роль при этом выполняет частотность употребления тех или иных языковых средств. Отвлеченно-обобщенность создается за счет широкого использования языковых единиц абстрактного и обобщенного значения.

Это следующие средства:

1) абстрактная лексика (в том числе терминологическая), выражающая общие понятия;

2) конкретные слова, обозначающие в научном стиле общие понятия;

3) слова, усиливающие обобщенно-отвлеченный характер научного стиля: обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый, всякий;

4) глаголы в обобщенно-отвлеченном значении, поскольку они десемантизируются, придавая выражению качественный характер (глаголы широкой семантики: существовать, иметь, обнаруживать, проявляться);

5) использование в связочной функции глаголов: быть, являться, служить, обладать, отличаться;

6) использование глаголов в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых смысловая нагрузка выражена существительными: подвергать анализу, производить анализ, оказывать влияние;

7) использование глаголов в значении настоящего вневременного;

8) формы глагола выступают с ослабленным, обобщенным значением лица;

9) форма ед.ч. сущ., служащая для выражения общего понятия, а также неделимой совокупности и целостности; 10) повышенная употребительность сущ. ср.р. (свойство, значение, равновесие, явление и т.п.); 11) на синтаксическом уровне: обобщенно-личные предложения; безличные предложения; двучленный пассивный оборот с процессуальным значением (т.е. деагентивные структуры); 12) номинализованные структуры (номинативный характер Н.с.). Подчеркнутая логичность тесно связана с последовательностью изложения, его доказательностью, аргументированностью, выражается в основном на синтаксическом уровне и уровне текста.

Ее реализации способствуют следующие средства:

1) полнота грамматического оформления предикативных единиц;

2) преобладание союзных предложений над бессоюзными;

3) преобладание сложноподчиненных предложений;

4) осложнение простых предложений оборотами с подчинительной связью, что повышает спаянность предложения;

5) широкое использование вводных слов и словосочетаний;

6) конструкции и обороты связи;

7) объективный, нейтральный порядок слов;

8) средства подчеркнутой логичности на текстовом уровне: действие категорий связности, логичности, цельности;

9) использование повторов: лексических, синонимических, местоименных; 10) строго оформленная композиция текста: деление на главы, параграфы; выделение зачинов-вступлений, концовок-заключений; 11) категория гипотетичности как организующее начало композиции текста; 12) использование средств проспекции и ретроспекции (перейдем к рассмотрению…; как было отмечено выше…); 13) стереотипность связующих средств, наличие готовых формул.

Точность, ясность Н.с. достигается:

1) употреблением большого числа терминов;

2) четкими определениями вновь вводимых понятий;

3) однозначностью, недвусмысленностью высказываний;

4) использованием вводных слов, оборотов, вводных и вставных конструкций в функции уточнения;

5) употреблением обособленных согласованных определений;

6) употребление причастных оборотов в синтаксической функции уточнения;

7) ссылок и сносок в тексте;

8) преобладанием союзия над бессоюзием.

Некатегоричность изложения выражается:

1) во взвешенности оценок;

2) эффективности теории и путей ее решения;

3) степени завершенности результатов исследования;

4) в цитировании мнений других авторов.

Коммуникативная направленность речи выражается в категории диалогичности. В связи с этим наблюдаются:

1) обращенность к читателю;

2) взаимодействие двух или нескольких смысловых позиций;

3) собственный диалог;

4) вопросно-ответные комплексы;

5) вопросительные предложения, в частности, проблемные вопросы;

6) цитация чужой речи с оценкой приводимого мнения;

7) императив как обращение к читателю (обратите внимание и т.п.);

8) оценочные средства языка;

9) конструкции связи (подчеркнем еще раз и др.);

10) вводные слова, словосочетания, вставные конструкции с семантикой выражения авторского отношения к сообщаемому либо справочного характера;

11) развернутые вариативные повторы;

12) противопоставление разных точек зрения на проблему;

13) средства категории проспекции и ретроспекции;

14) разного рода акцентуаторы, связанные с категорией акцентности;

15) категория диалогичности выступает как средство экспрессивности, эмоциональности.

Н.с. реализуется в письменной и устной форме (доклад, дискуссия и т.п.).

Методические термины

Полезные сервисы

научный фрик

Синонимы к слову научный фрик

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

научный центр

Энциклопедический словарь

Нау́чный центр (НЦ), форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и других коллективов. Обычно создаются на базе крупных НИИ, конструкторских, проектных организаций, вузов. По целям работы различаются комплексные (главным образом по фундаментальным исследованиям), специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные НЦ.

* * *

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР — НАУ́ЧНЫЙ ЦЕНТР (НЦ), форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и других коллективов. Обычно создаются на базе крупных НИИ, конструкторских, проектных организаций, вузов. По целям работы различаются комплексные (главным образом по фундаментальным исследованиям), специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные научные центры.

Большой энциклопедический словарь

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР (НЦ) — форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и других коллективов. Обычно создаются на базе крупных НИИ, конструкторских, проектных организаций, вузов. По целям работы различаются комплексные (главным образом по фундаментальным исследованиям), специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные научные центры.

Полезные сервисы

Политические, экономические, социокультурные; с позиции государства и общества, националистов и либералов.

На рассмотрении этого дела я был представителем Госдумы, и позиция нижней палаты, которую я заявлял, а мы обсуждали её и в комитете, следующая: заявление башкир и татар не следует удовлетворять.

А такая позиция, по ее мнению, не противоречит курсу администрации США в целом.

Вот почему чрезвычайно наивной выглядит позиция тех, кто видит выход из обозначившегося политического тупика в юридических границах действующей Конституции.

К сожалению, позиция России в этой ситуации выглядит не совсем продуманной.

Однако некоторые наши ученые и хозяйственники упорно не хотят рассматривать технику с позиции экономики.

Оссори, также называемое OSRAIGE, было старым королевством Ирландии, занимавшим до XI века полунезависимую позицию в рамках королевства Лейнстер.

Несмотря на то, что бюджет упал почти в 20 раз, мы и сегодня занимаем лидирующие позиции в ряде современных направлений науки и технологии.

Чаще всего персоналистскую политическую традицию объясняют с позиций цивилизационных доктрин инерцией сознания.

Мы выступали и выступаем за аренду земли и пытались убедить в нашей позиции Государственную думу и Правительство России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Научная отрасль синоним
  • Научные авторы синоним
  • Научная общественность синоним
  • Научность синоним
  • Научное сотрудничество синоним