Наречия синонимы наречия антонимы

3. Запиши наречия- синонимы и антонимы.
2. Запиши загадки в такой последовательности: 1) с наречиями места действия; 2)с наречиями времени действия; 3) с наречиями образа действия. Задай вопрос
к наречию от того слова, к которому наречие относится. Отгадай загадки.
Один признак действия можно противопоставить другому
при помощи наречий-антонимов: грустно – весело.
Днём молчит, ночью1 кричит.

Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла.

Два конца, два кольца,
То вместе, то врозь,
А гвоздь насквозь.

Подчеркни наречия-антонимы
Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий-синонимов: усердно, старательно, прилежно.

Радушно, весело,
оглушительно, грустно,
радостно, неряшливо,
печально, опрятно,
тихо, неприветливо.

4. Запиши пословицы. Вставь наречия- антонимы.
Легко сказать, да … доказать. Вперёд иди, а … не оглядывайся. Думай медленно, а работай … . Тише едешь – … будешь. Слушай больше, а говори … . Подальше положишь3
– … возьмёшь.

Составь и запиши предложение с одним из наречий.
Один признак действия можно противопоставить другому при помощи наречий-… . Один и тот же признак действия можно
назвать при помощи различных наречий-… .

·                  
Сегодня мы с вами
поищем таинственного вора.

·                  
Узнаем о
разнообразии наречий.  

·                  
И, конечно,
составим определение-памятку.

Наречие – это самостоятельная часть
речи.
Наречия
не изменяются и обычно обозначают признак действия. Наречия отвечают на вопросы
как? когда? куда? зачем?  где? – а также на другие вопросы.

По значению наречия
делятся на обстоятельственные и определительные.

Что такое обстоятельственные
наречия?
О любом деле мы можем спросить – каковы обстоятельства этого дела?
Что мы при этом имеем в виду?

Нам хочется узнать,
каким образом, когда, где, почему и с какой целью происходило
действие, о котором мы ведем речь. Поэтому обстоятельственные наречия могут
обозначать образ действия, время, место, причину или цель.

А что такое определительные
наречия
? Мы можем попросить кого угодно дать определение любому действию
или происшествию. При этом нам хочется знать качественные и количественные характеристики
действия, то есть, как именно оно происходило, в какой мере и в какой
степени
.

Поэтому
определительные наречия могут обозначать качество, а еще – меру и
степень.

Возьмем любое
действие. Например, кто-то украл сосиски. Явившаяся за сосисками семья
очень удивилась и обратилась за помощью к сыщику. Какие вопросы задаст им
сыщик?

Конечно, сначала
его заинтересует образ действия. То есть, он спросит –  как,
каким образом
были похищены сосиски?

Как? Каким
образом?

Исподтишка,
− заявил дедушка.

Вдруг,
− припомнила бабушка.

Тайком,
− предположила Маша.

Впопыхах!
– воскликнул Игорек.

Молча,
− вообразил себе вора Олег.

Показания не
сходятся, и сыщику нужно продолжать расследование. Теперь его интересует время
похищения
. Точнее – когда все произошло, с каких пор сосисок
не было видно и до каких пор потерпевшие собираются путаться в
показаниях.  Потерпевшие загалдели, и ответы посыпались самые путаные:

Когда? С
каких пор? До каких пор?

− Сосиски
исчезли сегодня!

Ночью!

− Нет, утром!

− Ну, когда-то
мы их видели!

Накануне
точно были на месте!

Что вот сделаешь с
такими показаниями?! Можно только уточнить информацию о месте преступления.
Теперь сыщика будет интересовать, где были потерпевшие, когда произошла
кража, куда мог пропасть ценный продукт и откуда, собственно,
исчезли сосиски.

Где? Куда?
Откуда?

− Мы были дома,
− сказал дедушка.

− А сосиски
лежали в холодильнике сбоку! – припомнила бабушка.

− А потом
пропали куда-то! – добавила Маша.

− Непонятно,
куда они делись оттуда, − призадумался Игорь.

А маленький Олег
сказал:

Налево!
– просто чтобы как-то ответить на вопрос куда.

Сыщик, услышав
такие показания, серьезно призадумался и решил, что свет на расследование
прольется, когда он узнает о причинах кражи. Поэтому он спросил, почему
и отчего
кто-то мог покуситься на сосиски.

Почему?
Отчего?

Мнения разделились.

Сгоряча,
− махнул рукой дедушка.

Сослепу?
– предположила бабушка.

Шутя,
− уверена Маша.

− Со зла,
− нахмурился Игорь.

Поневоле!
– пискнул маленький Олег, уверенный, что по своей воле никто сосиски есть не
будет.

Картина показаний
явно была неполной. Надо бы выяснить не только причину, но и цель
похищения. Это значит – ответить  на вопросы, зачем, с какой целью и
для чего
кому-то красть сосиски. 

Зачем? С
какой целью? Для чего?

Просто
так
, − вздохнул дедушка.

Назло?
– покачала головой бабушка.

Затем,
− таинственно высказалась Маша.

− Он сделал
это нарочно! – задохнулся от возмущения Игорь.

− А может, и нечаянно
− неуверенно протянул маленький Олег.

Картина начала
вырисовываться, но сыщик всегда идет до конца. Теперь он хочет знать мнение
потерпевших и просит их охарактеризовать кражу, дать ей оценку. В этом
нашим свидетелям помогут определительные наречия со значением качества.
Итак, как именно действовал вор, по мнению потерпевших?

Как?

Злобно,
− заметил голодный дедушка.

Коварно,
— нахмурилась бабушка.

− Но расчетливо,
− заметила Маша.

− Он явно
сделал это умышленно! – высказался Игорь.

− Еще и быстро!
– почти с восхищением добавил маленький Олег.

Ну что ж, для
полноты картины осталось только уточнить меру и степень подлости вора, а
также негодования бедной семьи. Конечно же, здесь на помощь приходят наречия меры
и степени
.

Они помогут
ответить на такие вопросы: сколько было сосисок, насколько
огорчились жильцы по поводу пропажи, в какой мере и в какой степени
они хотят, чтобы пропажа нашлась.

Сколько?
Насколько? В какой мере? В какой степени?

− Он унес много,
− тут же сказал дедушка.

− Я дважды
падала в обморок! – простонала бабушка.

− Наверное,
вор наелся досыта, − фыркнула Маша.

− А мы очень
хотим найти пропажу! – пожаловался Игорь.

− А я совсем
не хочу, − пробормотал под нос Олег, который не любил сосиски.

Благодаря
показаниям потерпевших, наречиям и мастерству сыщика вор наконец был обнаружен.
Как вы думаете, какие наречия помогут потерпевшим ответить на вопрос, как вор
поступил? Какие наречия помогут дать оценку его действиям? Это качественные
наречия
.

Посмотрите на эти
слова. Все эти качественные наречия являются синонимами, то есть, обладают
похожим значением. Значит, среди наречий есть синонимы.

А если бы на место
происшествия явились соседи, не любящие сосиски, и оценили бы поступок вора
иначе? Например, они сказали бы, что вор поступил хорошо, мило, замечательно,
чудесно, здорово
… По сравнению с предыдущими характеристиками эти наречия
выступают как антонимы, то есть, слова с противоположным значением.

Значит, среди
наречий есть и антонимы.

Что же нам требуется
запомнить?

Бывают
наречия-синонимы: немного чуть-чуть, вместе
сообща
, по-старомупо-прежнему. А бывают
наречия-антонимы: сегоднявчера, утровечер, много
мало.

Катя давно увлекается танцами, но
выступать начала недавно.
Наречия давно и недавно отвечают на вопрос когда?
Это обстоятельственные наречия времени. Кроме того, давно и недавно
– это слова с противоположным значением, антонимы.

Художник был уверен, что рисует не
просто красиво а прекрасно, роскошно, бесподобно, божественно
. Все эти наречия называют качества,
выражают какую-то оценку. Значит, перед нами  качественные наречия. Кроме
того, у всех выделенных слов – схожее значение. Это наречия-синонимы.  

Ахметова АИДА АСЕТОВНА  Алматинская область  Каратальский район,С.бастобе  СШ .М. Горького  учитель начальных классов

Ахметова АИДА АСЕТОВНА Алматинская область Каратальский район,С.бастобе СШ .М. Горького учитель начальных классов

 Предмет: Русский язык  Раздел: Путешествие в космос Лексическая тема: Твой космический адрес Тема: Роль наречий в тексте. Наречия- синонимы и антонимы .

Предмет: Русский язык

  • Раздел: Путешествие в космос
  • Лексическая тема: Твой космический адрес
  • Тема: Роль наречий в тексте. Наречия- синонимы и антонимы .

 Цель урока :  Ты узнаешь о наречиях близких и противоположных по значению.

Цель урока : Ты узнаешь о наречиях близких и противоположных по значению.

 Задание 1.  Прочитай текст .  Представь своё место жительства во Вселенной.  Составь свой космический адрес .  Земля - одно из многих миллионов космических тел в огромной Вселенной. Здесь находится твой дом. Он лишь небольшая часть твоего города или села в республике Казахстан. А наша страна только частица суши планеты Земля .Земля - одна из восьми планет , которые вместе с Солнцем образуют Солнечную систему.  Солнечная система входит в число звездных скоплений под названием Млечный путь . Это наша Галактика. В ясную ночь её можно разглядеть высоко в небе в виде нечёткого светящегося пятна . Во Вселенной миллионы  галактик.

Задание 1. Прочитай текст . Представь своё место жительства во Вселенной. Составь свой космический адрес . Земля — одно из многих миллионов космических тел в огромной Вселенной. Здесь находится твой дом. Он лишь небольшая часть твоего города или села в республике Казахстан. А наша страна только частица суши планеты Земля .Земля — одна из восьми планет , которые вместе с Солнцем образуют Солнечную систему. Солнечная система входит в число звездных скоплений под названием Млечный путь . Это наша Галактика. В ясную ночь её можно разглядеть высоко в небе в виде нечёткого светящегося пятна . Во Вселенной миллионы галактик.

Прочитай наречия. Выбери из них антонимы к выделенным в тексте наречиям.  Здесь  Налево , сегодня, справа , низко , завтра , направо, сверху, там, вниз снизу ,слева , отдельно  Вместе Налево , сегодня, справа , низко , завтра , направо, сверху, там, вниз снизу ,слева , отдельно  Высоко Налево , сегодня, справа , низко , завтра , направо, сверху, там, вниз снизу ,слева , отдельно

Прочитай наречия.

Выбери из них антонимы к выделенным в тексте наречиям.

Здесь

Налево , сегодня, справа , низко , завтра , направо, сверху, там, вниз снизу ,слева , отдельно

Вместе

Налево , сегодня, справа , низко , завтра , направо, сверху, там, вниз снизу ,слева , отдельно

Высоко

Налево , сегодня, справа , низко , завтра , направо, сверху, там, вниз снизу ,слева , отдельно

 Секреты учённого Ата Один признак действия можно противопоставить другому при помощи наречий- антонимов: Грустно-весело. Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий- синонимов : Усердно , старательно, прилежно

Секреты учённого Ата

Один признак действия можно противопоставить другому при помощи наречий- антонимов:

Грустно-весело.

Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий- синонимов :

Усердно , старательно, прилежно

 Задание 2 Подбери к наречиям синонимы , антонимы Громко - … , …. весело - … , …. аккуратно- … , …. правдиво - … , ….

Задание 2

Подбери к наречиям синонимы , антонимы

Громко — … , ….

весело — … , ….

аккуратно- … , ….

правдиво — … , ….

Задание 3 . Самостоятельно Вставь наречия-антонимы  Думай медленно , а работай _________. Слушай больше , а говори _________. Мягко стелет, да __________ спать. Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся. Легко сказать , да ________ доказать.

Задание 3 . Самостоятельно

Вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.
  • Слушай больше , а говори _________.
  • Мягко стелет, да __________ спать.
  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.
  • Легко сказать , да ________ доказать.

 Знаю, умею  Закончи высказывания.  Один признак действия можно противопоставить другому при помощи наречий- … .  Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий- … .

Знаю, умею

Закончи высказывания.

Один признак действия можно противопоставить другому при помощи наречий- … .

Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий- … .

План-конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: «Роль наречия в тексте. Наречия антонимы, синонимы.»

Цель: обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии, обобщить представления о значении наречий, способствовать формированию орфографической зоркости, развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к родному языку.

Задачи:

  • Отработать навык выделения в тексте наречий;

  • Научиться определять значение наречий;

  • Выделять наречия как член предложения.

  • Находить наречия антонимы, синонимы.

Тип урока: закрепления знаний и способов деятельности.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями по группам, листы самооценки, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока.

1. Организационный

— Здравствуйте, ребята!

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

— Давайте поиграем в игру «Доскажи пару». Ваша задача продолжить предложение, подобрав по смыслу противоположное слово.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – «низко».

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «медленно», а ты ответишь – «быстро».

Скажу я слово «громко», а ты ответишь – «тихо».

(слова записываются на доске)

— Какой частью речи являются слова, которые вы назвали? (наречие)

— Верно, ребята. А что вы уже знаете о наречии? (это неизменяемая часть речи, которая обычно поясняет глагол или прилагательное и имеет различное значение: образа, места, времени действия и степень качества)

Корзина идей . Все что мы знаем будеv складывать в нашу корзинку.

1. Часть речи …наречие

2. Отвечает на ? как? Когда? Где? Куда? В какой степени?

3. Роль .. поясняет глаголы и прилагательные

4. Обозначает … место, время, образ действия и степень качества

5. часть речи изменяемая или неизменяемая …

6. В предложении является чаще .. обстоятельством, реже определением

Сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о наречии.

Тема нашего урока: «Роль наречия в тексте. Наречия антонимы, синонимы.»

— Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (наречие)

— Что наиболее трудное? (определять значение наречий)

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня мы посвятим наш урок

  • закреплению знаний о наречии как части речи,

  • научиться определять, что обозначают наречия

  • находить наречия антонимы, cинонимы.

3. Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запишите пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше»

Как вы её понимаете?

4. Работа по учебнику.

Выполним упр.1 стр. 8

Запишите свой космический адрес имя фамилию, домашний адрес, город, село.

— За каждое задание вы будете получать баллы, которые фиксируются в листе самооценки. В итоге баллы приравниваются к оценке.

Вспомните , что такое антонимы?

Запишите слова наречия подобрав антонимы. Здесь- там. Вместе- отдельно, высоко-низко.

Продолжите составлять и записывать пары наречия –антонимов.

Налево-… направо, сегодня …-завтра…, справа …- слева, вверх- вниз, сверху-снизу

Взаимопроверка. Выставите баллы в свой лист.

5. Знакомство с правилом. Стр. 9

6. Работа по вариантам.

Выполним задания пр. 2

1 вариант выпишет наречия места действия, 2 вариант наречия времени действия, 3 вариант – образа действия.

7. Работа с одарёнными. Карточка №1 ( Лиана, Лера, Кристина, Влад, Дамир, Милана)

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель – далеко

Рукой подать – близко

Навострить уши – внимательно

Как курица лапой – неразборчиво

Засучив рукава – старательно

Зарубить на носу – крепко

Работа со слабоуспевающими Карточка №2 ( Денис, Дима, Костя, Катя, Алишер)

Задание. Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Запомните , ребята! Наречия в предложении являются обстоятельством и подчеркиваются так: _._._.

Физминутка

(выполняются действия по тексту)

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись – вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

— Ребята, слова какой части речи вы услышали в этом стихотворении? (наречие)

— А теперь встаньте еще раз и отыщите эти наречия в кабинете только глазами. Сколько их? (7)

8. Работа в парах

Предлагаю вам выполнить упр.3 Нужно к наречию подобрать слово синоним и антоним.

Вспомним что такое синонимы?

— Проверим, что у вас получилось. Сравните свои наречия с данными (на экране). Если все наречия совпадают поставьте себе 10 баллов в первом задании.

— Чем объяснить написание слов? (это наречия, неизменяемая часть речи, пишутся слитно, оканчиваются на -о)

— Одинаковое ли у них значение? А вопросы? (Нет, значения и вопросы разные)

9. Задание «Четвертое — лишнее»

На экране вы видите два столбика глаголы и наречия. Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.

РАБОТАТЬ – быстро, издалека, плохо, много

ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко, разборчиво

ИГРАТЬ – весело, пешком, долго, дружно

Взаимопроверка! Контроль на слайде.

10. Подведение итогов учебного занятия

О какой части речи мы говорили на уроке?

Какую роль выполняют наречия в тексте?

Какое значение имеют?

Каким членом предложения выражены?

Как пишутся наречия?

— Заполните листы самоанализа, ответьте на вопросы письменно.

Подсчитайте количество баллов по заданиям. Переведите баллы в оценку.

11. Рефлексии

Используя 3-4 наречия, продолжите фразу:

На уроке мне было…

13. Домашнее задание

Упр. 4 стр. 9

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

АНТОНИМЫ; это; (100 примеров слов)
Наречие синоним антоним слова близко. АНТОНИМЫ; это; (100 примеров слов) Конечные буквы наречий о , а , е , и , у это не окончания, а словообразовательные суффиксы.

АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- при­став­ка со зна­че­ни­ем про­ти­во­по­лож­но­сти + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию и напи­са­нию, име­ю­щие пря­мо про­ти­во­по­лож­ные лек­си­че­ские зна­че­ния, напри­мер: «прав­да» — «ложь», «доб­рый» — «злой», «гово­рить» — «мол­чать».

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

  • умный — глу­пый;
  • день — ночь;
  • радуш­но — непри­яз­нен­но.

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

  • конец — нача­ло;
  • днем — ночью;
  • ран­ний — позд­ний;

2. про­стран­ствен­ные

  • дале­ко — близ­ко;
  • нале­во — напра­во;
  • внут­ри — сна­ру­жи;

3. каче­ствен­ные

  • любовь — нена­висть;
  • злость — доб­ро­та;
  • весе­лый — груст­ный;
  • моло­дой — ста­рый;

4. коли­че­ствен­ные

  • мно­го — мало;
  • избы­ток — недо­ста­ток;
  • доро­го — деше­во.

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

  • от нести — при нести;
  • в ста­вить — вы ста­вить;
  • у бегать — при бегать;
  • раз девать­ся — о девать­ся;
  • за крыть — от крыть;
  • за гадать — от гадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — не весе­лый вид;
  • близ­кий — не близ­кий путь;
  • гром­кий — не гром­кий шепот;
  • про­стая — не про­стая зада­ча;
  • мало — не мало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро , нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Не было бы сча­стья , да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом , а теле­гу зимой .

Не зна­ешь, где най­дешь , а где поте­ря­ешь .

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют , по уму про­во­жа­ют .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо , а под конец пусто .

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся , а пустой к небу тянет­ся .

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.

  • Например: Ребенок проснулся и заплакал. – Малыш пробудился и зарыдал. Или: Путешественники организовали отдых. – Странники устроили привал.

Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.

Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».

Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.

Все синонимы по значению можно разделить на группы.

Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.

Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.

Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.

Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.

Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.

Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.

Примеры синонимов

  • Абсолютный — совершенный;
  • бизнес — дело;
  • вариант — разновидность;
  • габариты — размеры;
  • диалог — беседа;
  • егоза – непоседа;
  • ёжик – бобрик;
  • жадина – скряга;
  • злой – сердитый;
  • имидж — образ;
  • комфорт — удобство;
  • ликвидация — уничтожение;
  • модель — образец;
  • натуральный — естественный;
  • оригинал — подлинник;
  • прогноз — предсказание;
  • реформа — преобразование;
  • секретный — тайный;
  • томаты — помидоры;
  • успех – удача;
  • форум — собрание;
  • хобби — увлечение;
  • чудесный – волшебный;
  • шоу – увлечение;
  • щедрый – изобильный;
  • эксклюзивный — исключительный;
  • юриспруденция — правоведение;
  • ябеда — доносчик.

Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.

Антонимы

Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.

Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.

Различают антонимы языковые и речевые.

  • К языковым (узуальным) антонимам относят те слова, которые противоположны по лексическому значению, заложенному в самом слове, в его признаке: белый – черный, большой – маленький; твердость – мягкость, свет – тьма.
  • К речевым (контекстуальным) антонимам относят слова, которые противоположны по значению только в контексте словосочетания или предложения (в речи). Пример: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» А. Пушкин.

Антонимы бывают:

  1. Однокоренные. Однокоренные, как правило, образуются при помощи приставок противоположных значений – «не-», «а-», «вы-», «у-»: хороший – нехороший, моральный – аморальный, пришел – ушел.
  2. Разнокоренные. Различие разнокоренных содержится в лексическом значении: белый – черный, красивый – безобразный, добряк – тиран, прибежать – умчаться.

Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.

Примеры антонимов

  • свет – тьма;
  • добро – зло;
  • жара – холод;
  • трусость – смелость;
  • радость – печаль;
  • родина – чужбина.
  • яркий – тусклый;
  • бледный – румяный;
  • худой – толстый;
  • глубокий – мелкий;
  • короткий – длинный.
  • плакать – смеяться;
  • здороваться – прощаться;
  • любить – ненавидеть;
  • забирать – отдавать;
  • молчать – кричать.

Антонимы-наречия:

  • справа – слева;
  • быстро – медленно;
  • близко – далеко;
  • низко – высоко;
  • низко – высоко;
  • утром – вечером.

Омонимы

Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.

Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.

Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –

  1. полные омонимы. Полные относятся к одной части речи, совпадают по звучанию и написанию: гранатовые сок – гранатовый браслет; гибкий лук – горький лук; крепкий брак – брак в работе.
  2. неполные омонимы. Неполные – это
    • омографы,
    • омофоны,
    • омоформы.

Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.

Примеры омонимов

  • песчаная коса – девичья коса;
  • зеленый лук – охотничий лук;
  • птичья клетка – нервная клетка;
  • яркий свет – выход в свет;
  • студеный ключ – железный ключ.
  • ели кашу – зеленые ели;
  • стеклянная банка – остановиться около банка;
  • утолить жажду – жажду увидеть тебя;
  • печь пироги – горячая печь.
  • высокий балл – выпускной бал;
  • обет молчания – вкусный обед;
  • лесной гриб – заразный грипп.
  • мало счастья – платье мало;
  • жаркое утро – вкусное жаркое;
  • кончик уха – уха из окуня;
  • постели на диване – лежать в постели.

Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.

Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го термина.

Определение

антонимы это, что такое антонимы

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское значение:

  • умный — глупый;
  • день — ночь;
  • радуш­но — неприязненно.

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

антонимы примеры

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — война;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — бездельник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — молчун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трусливый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тонкий;
  • длин­ный — короткий;
  • силь­ный — слабый;
  • высо­кий — низкий;
  • жен­ствен­ный — мужественный;
  • свет­лый — темный;
  • дале­кий — близкий.

примеры антонимов

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — говорить;
  • бежать — стоять;
  • радо­вать­ся — огорчаться;
  • стем­не­ло — рассвело;
  • ругать — хвалить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поломать;
  • защи­тить — обидеть;
  • вымок­нуть — высохнуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вечером;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скучно;
  • рано — поздно;
  • впе­ре­ди — позади;
  • все­гда — никогда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мелко.

антонимы в стихах

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отношения:

1. вре­мен­ные

  • конец — начало;
  • днем — ночью;
  • ран­ний — поздний;

2. про­стран­ствен­ные

  • дале­ко — близко;
  • нале­во — направо;
  • внут­ри — снаружи;

3. каче­ствен­ные

  • любовь — ненависть;
  • злость — доброта;
  • весе­лый — грустный;
  • моло­дой — старый;

4. коли­че­ствен­ные

  • мно­го — мало;
  • избы­ток — недостаток;
  • доро­го — дешево.

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию приставками:

  • от нести — при нести;
  • в ста­вить — вы ста­вить;
  • у бегать — при бегать;
  • раз девать­ся — о девать­ся;
  • за крыть — от крыть;
  • за гадать — от гадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — не весе­лый вид;
  • близ­кий — не близ­кий путь;
  • гром­кий — не гром­кий шепот;
  • про­стая — не про­стая задача;
  • мало — не мало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писателей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро , нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

антонимы в пословицах

Не было бы сча­стья , да несча­стье помогло.

Готовь сани летом , а теле­гу зимой .

Не зна­ешь, где най­дешь , а где поте­ря­ешь .

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют , по уму про­во­жа­ют .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо , а под конец пусто .

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу видно.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родится.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся , а пустой к небу тянет­ся .

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изображаемого.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

антонимы загадки

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся антонимами.

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рукава;
  • куры не клю­ют — кот наплакал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писано;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на куличках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голове;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон считать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на десятое.

Видеоурок

источники:

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/leksika/43977-antonimy-jeto-100-primerov-slov.html

https://bingoschool.ru/manual/sinonimyi-antonimyi-omonimyi-leksicheskie-sredstva-vyirazitelnosti/

https://russkiiyazyk.ru/leksika/antonimy-primery-slov.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наречия прекрасно синонимы
  • Наречия образованные соединением синонимов
  • Наречия легко синонимы
  • Наречие ясно синонимы
  • Наречие уже синоним