Ф. И. _____________________________
1. Найди в сказочном диалоге кота и пса слова-синонимы. Выпиши их парами.
-Какой же ты толковый пёс!
-Нет, я не толковый, а умный!
-Как ты пёс, любезно разговариваешь!
-Я разговариваю не любезно, а вежливо!
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2.Найди слова-синонимы, соедини стрелочками:
лес стужа
мороз беда
жара бор
горе холод
3. Подбери синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.
тихая музыка _____________________
тихий ребёнок ______________________
тихий ход _______________________
Слова для справок: негромкий, спокойный, медленный.
Ф. И. _____________________________
1. Найди в сказочном диалоге кота и пса слова-синонимы. Выпиши их парами.
-Какой же ты толковый пёс!
-Нет, я не толковый, а умный!
-Как ты пёс, любезно разговариваешь!
-Я разговариваю не любезно, а вежливо!
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2.Найди слова-синонимы, соедини стрелочками:
лес стужа
мороз беда
жара бор
горе холод
3. Подбери синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.
тихая музыка _____________________
тихий ребёнок ______________________
тихий ход _______________________
Слова для справок: негромкий, спокойный, медленный.
Ф. И. _____________________________ 2 вариант
1. Подбери синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.
плотный туман _____________________
плотная бумага ______________________
плотный обед _______________________
Слова для справок: прочный, густой, сытный.
2. Найди в сказочном диалоге кота и пса слова-синонимы. Выпиши их парами.
-Какой же ты толковый пёс!
-Нет, я не толковый, а умный!
-Как ты пёс, любезно разговариваешь!
-Я разговариваю не любезно, а вежливо!
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3.Найди слова-синонимы, соедини стрелочками:
стужа лес
беда мороз
бор жара
холод горе
Ф. И. _____________________________ 2 вариант
1. Подбери синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.
плотный туман _____________________
плотная бумага ______________________
плотный обед _______________________
Слова для справок: прочный, густой, сытный.
2. Найди в сказочном диалоге кота и пса слова-синонимы. Выпиши их парами.
-Какой же ты толковый пёс!
-Нет, я не толковый, а умный!
-Как ты пёс, любезно разговариваешь!
-Я разговариваю не любезно, а вежливо!
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3.Найди слова-синонимы, соедини стрелочками:
стужа лес
беда мороз
бор жара
холод горе
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. |
Задание. |
Задание. |
Задание. |
Задание. |
Тест УМК «Школа России», Канакина В.П. Горецкий В.Г., 2 класс
Тема: «Слова синонимы».
Цель: закрепить знания о словах синонимах; прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка; развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения); обогащение словарного запаса; развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; осознать, что синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные: освоение умения находить синонимы ;
Коммуникативные: принимать на себя ответственность за результат своих действий;
Тест
I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения:
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
__________________________________________________________________
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
VII. Найдите синонимы в пословицах
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее .
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(____________)
Родник — И… (_____________)
Холод — М… (_____________)
Деятельный — А… (______________)
Критерии
№ |
Баллы |
|
I |
6 |
за каждый правильный ответ 1 балл |
II |
4 |
|
Ш |
5 |
|
IV |
2 |
|
V |
3 |
|
VI |
4 |
|
VII |
2 |
|
VIII |
2 |
|
Всего |
28 |
Отметки:
«5» — 23- 28 баллов
«4» — 17- 22 баллов
«3» — 11- 16 баллов
Источник:
1.В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс Москва «Просвещение» 2012г.
2.А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку» Москва
«Аст – Пресс» 1998г
3. Словарь «Синонимов» Александрова 3.Е. серия: Библиотека словарей русского языка, 2001г.
Ключ
I.Выберете близкие по смыслу слова
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
( жара, зной, жарища, пекло)
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный
(Микроскопический, крохотный, большой, огромный, гигантский)
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово:
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
(малыш, дитя, крошка, деточка, малютка, детёныш)
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
( врач, пурга, крыша)
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
VII. Найдите синонимы в пословицах.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(занятие)
Родник — И… (источник)
Холод — М… (мороз)
Деятельный — А… (активный)
Цель: знакомство со
словами-синонимами.
Задачи:
- создать условия для наблюдения за сходством и
различием слов-синонимов; - учить детей распознавать синонимы;
- развивать речь детей, память, познавательную
активность, воспитывать культуру речи; - способствовать развитию аналитического
мышления, умения сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы; - воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу во время выполнения заданий в парах,
группах, умение уважительно относиться к позиции
другого человека, справедливо оценивать работу
другого, объяснять своё несогласие; - формировать основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
а ш м г и
– Разделите все буквы на группы.
Возможные варианты:
и а ш
м гбуквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш и м
а гиспользование элементов
написания букв,
а и м г
шбуквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.
Запись: Шш Шш
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Самооценка работы.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов).
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Тексты для 1 группы:
- Строители возвели новый дом. Красивое здание
расположено на центральной улице города. Это
жилище предназначено для рабочих крупного
завода. Людям очень нравится новая постройка. - Строители возвели новый дом. Красивый дом
расположен на центральной улице города. Этот дом
предназначен для рабочих крупного завода. Людям
очень нравится новый дом.
Тексты для 2 группы:
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики
малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет детворе кататься с горки. - С самого утра во дворе слышны весёлые крики
ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Тексты для 3 группы:
- В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши. - В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
превратил кролика в собаку. Потом волшебник
заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
понравилось выступление волшебника. Они громко
хлопали в ладоши.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:
Скорый –
быстрый
Притворный –
лживый
Прекрасный –
чудесный
Огромный –
большой
Мощный –
сильный
Занимательный – интересный
Отважный –
смелый
Сообразительный – умный
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
- Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
- Маленькая, огромная, крошечная,
малюсенькая, небольшая. - Охранять, караулить, сторожить,
лаять, стеречь. - Отдых, труд, дело, работа.
- Победить, одолеть, драка, разгромить,
разбить. - Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
- Жаркий, горячий, целый, жгучий,
знойный.
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.
Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )
11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа.
(Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
2. Синонимы близки …
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
15. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом.
– Спасибо!
Список литературы:
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам,
авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
Вентана-Граф,2011. - Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
Тест УМК «Школа России», Канакина В.П. Горецкий В.Г., 2 класс
Тема: «Слова синонимы».
Цель: закрепить знания о словах синонимах; прививать интерес к изучению
русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка;
развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения);
обогащение словарного запаса; развитие самоконтроля, самооценки,
взаимоконтроля.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; осознать, что
синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать
её однообразия.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и
оценивать свои действия.
Познавательные: освоение умения находить синонимы ;
Коммуникативные: принимать на себя ответственность за результат своих
действий;
Тест
I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения:
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький,
крохотный.
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
__________________________________________________________________
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он
пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка
выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком—нибудь
укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и
голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
VII. Найдите синонимы в пословицах
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее .
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово
так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(____________)
Родник — И… (_____________)
Холод — М… (_____________)
Деятельный — А… (______________)
Критерии
за каждый правильный
ответ 1 балл
Отметки:
«5» — 23— 28 баллов
«4» — 17— 22 баллов
«3» — 11— 16 баллов
Источник:
1.В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс Москва
«Просвещение» 2012г.
2.А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку» Москва
«Аст – Пресс» 1998г
3. Словарь «Синонимов» Александрова 3.Е. серия: Библиотека словарей
русского языка, 2001г.
Ключ
I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
(зной, жара, жарища, пекло)
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький,
крохотный
(Микроскопический, крохотный, большой, огромный, гигантский)
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово:
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
(малыш, дитя, крошка, деточка, малютка, детёныш)
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
( врач, пурга, крыша)
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он
пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка
выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком—нибудь
укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и
голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
VII. Найдите синонимы в пословицах.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово
так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(занятие)
Родник — И… (источник)
Холод — М... (мороз)
Деятельный — А… (активный)