Люди с овз синонимы



русский



арабский



немецкий



английский



испанский



французский



иврит



итальянский



японский
BETA



голландский



польский



португальский



румынский



русский

Синонимы для лиц с ограниченными возможностями — русский язык

лиц с ограниченными возможностями

Существительное

  • инвалиды

  • инвалидности

  • людей-инвалидов

Примеры

Одновременно с этим на сми возложена обязанность отражать в своих материалах проблемы лиц с ограниченными возможностями.

Однако в центре для лиц с ограниченными возможностями сен-мартена феффик проводит общеобразовательные курсы, включающие папиаменту, арифметику и мотивацию.

Стандартный

Фильтрация
Стандартный
Открытый

Подсказки

Скачать наше бесплатное приложение

iOS Android

ИНВАЛИ́Д, -а, м. Человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья, болезни или старости. Инвалид войны. Инвалид труда.

Все значения слова «инвалид»

  • Перенёс три инфаркта, ослеп на один глаз, стал инвалидом 2-й группы, но не был сломлен духовно.

  • Четвёртая жизнь кончилась тем, что в 1976-м на правах инвалида войны я ушёл из института на пенсию.

  • Часть кошек выживают, потому что они падают на землю или газон, но большинство умирают от полученных травм после падения на асфальт или на козырёк подъезда либо на всю жизнь остаются инвалидами.

  • (все предложения)
  • неполноценность
  • глухонемой
  • увечье
  • льгота
  • неспособность
  • (ещё ассоциации…)
  • русский инвалид
  • инвалид войны
  • дом инвалидов
  • стать инвалидом
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • беспомощный
  • немощный
  • пожизненный
  • слепой
  • жалкий
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «инвалид»
  • Разбор по составу слова «инвалид»
  • Как правильно пишется слово «инвалид»

В данной статье я бы хотел, во-первых, освятить вопрос о том, как, на мой взгляд, наиболее корректно называть инвалидов, а во-вторых, эта статья будет выполнять роль определённого дисклеймера, потому что я имею привычку называть инвалидов инвалидами, за что периодически получаю замечания.

Для начала проясним суть проблемы. Проблема эта носит исключительно этический характер и за частую люди попадают в неловкую ситуацию боясь обидеть человека словом «инвалид», пытаясь выкручиваться и тем самым усугубляя и без того неловкое положение.

В первую очередь необходимо сказать о том, что с филологической стороны термин «инвалид» не является ругательством и не несет за собой негативной окраски. Термин «инвалид» подразумевает наличие определенных нарушений и отношение человека к определенной социальной группе.
Более того, на официальном уровне используется именно этот термин, люди имеют группы инвалидности, человек не достигший 18 лет официально именуется как «ребенок-инвалид» и даже специальные места в автобусах предназначены для пассажиров с детьми и инвалидов.

Является ли термин «инвалид» обидным?

Может показаться, что если термин «инвалид» является официальным и допустимым, то все эти разговоры о корректном наименовании и оскорблениях при помощи этого слова высосаны из пальца и не имеют под собой никаких оснований. На самом деле это не совсем так и в некоторых ситуациях слово «инвалид» действительно будет неуместным, некорректным и обидным.
Хотя здесь мне необходимо себя поправить, слово «инвалид» останется словом в любой ситуации, а вот сам факт акцентирования внимания на этом может быть некорректным, неуместным и обидным.
Принципиальной является разница в том, на каком уровне термин «инвалид» применяется к человеку — на уровне индивида или на уровне личности. Сейчас поясню более конкретно.
Когда речь идет об уровне индивида термин инвалид не является обидным, потому что на этом уровне важна исключительно принадлежность человека к социальной группе. Например, если кассир в Эрмитаже спрашивает у человека является ли он инвалидом, то его не интересует внутренний мир этого человека, не интересует насколько он интеллектуален, насколько у него тонкое чувство юмора и добродушный характер, ему абсолютно все равно какие у него хобби, образование и интересы, зачастую ему даже не интересно его имя, фамилия и дата рождения. Кассиру Эрмитажа не интересен человек на уровне личности, ему интересен человек на уровне индивида и принципиальным вопросом является относится ли этот индивид к социальной группе «инвалид» или не относится, потому что именно это повлияет на то пройдет он в музей бесплатно или не пройдет. В данной ситуации не может идти речи о дискриминации, предвзятом обращении и того подобного, имеет место вопрос наличия группы инвалидности у человека.
Другое дело, когда внимание к инвалидности человека приковано на уровне его личности. Например, отказ от контакта с кем-либо только по причине того, что он является инвалидом. Получается, что из всех составляющих личности человека на первый план выходит наличие у него инвалидности, а только потом идут его увлечения, характер и т.д. Данная ситуация действительна обидна, неуместна и некорректна, но опять таки, обидна ситуация, а не то как человек словесно формулирует ее у себя в голове: «я не хочу с ним общаться потому что он инвалид» или «я не хочу с ним общаться потому что он человек с ограниченными возможностями». Сути дела это никак не меняет.

Далее я бы хотел пройтись по самым популярным альтернативам слову «инвалид», с той лишь целью, что бы показать что они неидеальны и зачастую лучше не изворачиваться и говорить как есть.

Человек с ограниченными возможностями.
Первое, что напрашивается в этой формулировке — это то, что возможности ограничены у любого человека. Возможности ограничены как биологически у всего вида, так и индивидуально у каждого отдельного человека. Неумение передвигаться без инвалидной коляски и неумение развить скорость при беге в 100 км/ч являются ограничениями. Можно попробовать возразить, сказав, что у человека, который не способен передвигаться без инвалидной коляски ограничений в возможностях больше, но это не может являться достоверным фактом. Возможно, что человек, передвигающийся на инвалидной коляске обладает феноменальным слухом и возможностью перемножать в уме десятизначные числа. В таком случае мы опускаемся до соревнования в человеческой ограниченности, что является полнейшим бредом.

Человек с ограниченными возможностями здоровья.
То же самое, что и с возможностями, только на более узкую тематику. Во-первых, непонятно, что подразумевать под «Здоровьем». У человека с ДЦП может быть прекрасное самочувствие и иммунитет к большинству болезней, он может заниматься спортом и десятилетиями обходить поликлинику стороной и при этом именоваться как человек с ограниченными возможностями здоровья. В это же время человек без инвалидности может иметь ряд хронических заболеваний, простужаться каждый месяц, не вылазить из больничных и т.д. и возможности его здоровья вроде как не будут считаться ограниченными. Это нелогично и непоследовательно.

Человек с особенностями. 

Тоже не совсем корректное определение, под которое, можно подогнать каждого человека. Не стоит забывать, что каждый человек особенный. 

Более того, по моим личным ощущениям, термин человек с особенностями может восприниматься с оттенком умственной отсталости и являться обидным. В отличии от официального термина “инвалид” у “человека с особенностями” нет официального определения и трактовать этот термин можно как угодно.

Человек с особенными потребностями. 

Например я, человек с ДЦП, являющийся инвалидом, никаких особенных потребностей за собой не ощущаю. Все мои потребности, в той или иной степени, свойственны каждому человеку и спокойно умещаются например в Пирамиду потребностей Маслоу или в какую-нибудь другую пирамиду потребностей.  

Можно опять-таки привести в пример инвалида-колясочника, сказав, что у него есть потребность в дополнительном средстве передвижения, но здесь на помощь опять приходит тот факт, что абсолютно у любого человека могут быть свои особенные потребности. Например, выкуривать две пачки сигарет в день — тоже потребность, но называть человека выкуривающего две пачки сигарет ежедневно человеком с особенными потребностями никто не спешит.  

Так же немного смущает определение “особенные”. Потребность в инвалидной коляске существует у миллионов людей по всему миру, получается, что данная потребность не так уж и особенна. 

Человек с инвалидностью. 

Стоит признать, что формулировка “человек с инвалидностью” по праву считается самой мягкой и при желании можно использовать ее, но еще раз хочу обратить ваше внимание на том, что человек с инвалидностью в первую очередь является человеком.  

Подводя итог всему вышесказанному еще раз повторим, что при необходимости лучше использовать официальный термин “инвалид” или более мягкий “человек с инвалидностью”, но случаи, в которых в этом есть необходимость ни так уж часто встречаются в повседневной жизни. При формулировке “К сожалению, в наше кафе нельзя инвалидам / людям с ограниченными возможностями здоровья / людям с особенными потребностями / людям с инвалидностью” ни один термин не является корректным и допустимым, потому что это нарушение человеческих прав. То же самое касается ситуаций, когда речь идет о создании семей, заведении детей, свободе в общении и так далее. Нет корректных формулировок для того, чтобы ограничивать свободу человека. Помните, что если человек имеет какую-либо форму инвалидности, он все равно остается обычным человеком по всем другим показателям и фокусировать внимания на инвалидности, когда она не имеет отношения к делу, не стоит. 

Как реагировать инвалидам когда их называют инвалидами я более подробно напишу в следующей статье. 

Надеюсь, что статья была для вас полезной и рекомендую прочитать другие статьи по ссылкам ниже, если вы еще этого не сделали. 

Как зарабатывать деньги инвалиду?

2 способа найти единомышленников и друзей по интересам

Каких детей мы называем
«ДЕТИ С ОВЗ»?

Дети с ограниченными возможностями
здоровья

Слова-синонимы «дети с
проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные
дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные
дети», «исключительные дети».

Это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети с
ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения
и воспитания.

Дети с ОВЗ
(по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова) :дети с нарушением слуха (глухие,
слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые,
слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты); дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата; дети с задержкой психического развития; дети с
нарушением поведения и общения; дети с умственной отсталостью; дети с
комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными
дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В
зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться
в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и
шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Особенности обучения детей с ОВЗ
Отклонения в развитии ребенка его выпадение из социально и культурно
обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального
и культурного опыта цель специального образования — введение в культуру
ребенка, по разным причинам выпадающего из нее нужны специальные методы, приемы
и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы
достигаются традиционными способами.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми
образовательными потребностями начать специальное обучение ребенка сразу же
после выявления первичного нарушения развития; ввести в содержание обучения
ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования
нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и
средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии),
обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализировать
обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной
среды; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы
образовательного учреждения.

 Образовательное пространство
формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях
семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к
его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного
пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как
источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает,
каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся
ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. • Целью
специального образования является введение в культуру ребенка, по разным
причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в
культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного
образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а
также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые
в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Психологические особенности детей с ОВЗ

На современном этапе развития общества обозначилась реальная
тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с
ограниченными возможностями здоровья.

Одним из
важнейших направлений государственной политики  Российской Федерации в области
образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское
законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный
закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает
гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность
реализация права на образование детей-инвалидов приобретает  в связи с
Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012
года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное
образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
вместе с обычными детьми.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.

Попытаемся
разобраться, что же это за категория детского населения:

Дети
с ограниченными возможностями
 — это дети, имеющие различные отклонения психического или
физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не
позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут
выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами»,
«дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с
трудностями в обучении», «исключительные дети».В данную группу
можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при
наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными
возможностями здоровья
 – это определенная группа детей, требующая
особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика
детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам
дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность
индивидуума.

По классификации, предложенной
В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с
нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно
отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития
(ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х
нарушений).

Существуют причины появления детей
с ограниченными возможностями здоровья

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

— пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь
матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

— натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком
быстрые роды, вмешательство медиков;

— постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся,
упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально
биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм,
спид.

Психолого-педагогическая
характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это
проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки
сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети
с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить
симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить
конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются
с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и
умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса
к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп
переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей
степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со
взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны,
способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты
языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной
истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной
расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу
психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная
сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками
учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений
(планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения
учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном
темпе).

Типичные затруднения (общие
проблемы) у детей с ОВЗ

1.      
Отсутствует
мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об
окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются
повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон
голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная
утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с
трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления
возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость,
беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Рассмотрим
некоторые психологические характеристики развития детей с
ограниченными возможностями.

Дети с нарушением слуха

Потеря слуха лишает ребенка
важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его
интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками
слуха:

Неслышащие – дети с полным отсутствием
слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.

Слабослышащие – дети с частичной слуховой
недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно
влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на
формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и
поведения неслы­шащего и слабослышащего ребенка, то они не являются
биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются
коррекции в наибольшей степени.

Важными в
процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные
ощущения.

Особенности
мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной
речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления.
При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих
учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на
формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в
использовании теоретических знаний на практике.

У ребенка с
нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи
(коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими
нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.

Дети с нарушением зрения

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от
друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения
материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения,
происхождением дефекта и личными особенностями детей.

Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны
повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность,
неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и
адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в
большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо
развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая
неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в
более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе
оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей
развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми
нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на
формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд
психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и
требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на
формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена
вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая
мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других
психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического развития проявляется в специфических особенностях мышления.
Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями,
доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления,
с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с соматическими заболеваниями

Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов,
имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от
остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие
личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации,
низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с умственной отсталостью

Среди
детей и подростков, имею­щих психическую патологию развития, наиболее многочис­ленную
группу составляют умственно отсталые дети. Боль­шинство из них — олигофрены.

Олигофрения — это форма умственного и психического
недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры
головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или
постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По
глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют
на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъДети с
умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении яв­ляются
недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

Развитие
умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных
детей. У них отмечают­ся задержки в физическом развитии, общая психологическая
инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие
артикуляционного аппарата и фонематическо­го слуха. По-иному у них складываются
соотношения в раз­витии наглядно-действенного и словесно-логического мышле­ния.
Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь
умственно отсталого ребенка не вы­полняет своей основной функции —
коммуникативной.

Дети с задержкой психического
развитии (ЗПР)

Внимание этих детей характеризуется
неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная
работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на
протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность
деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются

Установлено, что многие из детей
испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного,
слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Память детей с задержкой психического развития также отличается
качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая
потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной
деятельности.
 Отставание отмечается уже на уровне наглядных
форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.
Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения
частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к
взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с
возрастом прогрессировать.

Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему
способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более
младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут
контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них
преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на
предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность
в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается
недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у
этих детей резко снижена.

Дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие
поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период
новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также
нарушениями психоречевых функций.

Для большинства детей с ДЦП
характерна задержка психического развития по типу так называемого психического
инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой
сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших
структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой
деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при
этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме
отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети
руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не
способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с
интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент
«детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут
сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном
интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому
усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной
нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.
Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения
могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети
этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению
немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они
то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и
раздражительными. 

Особенности нарушения
познавательной деятельности при ДЦП

1.      
Неравномерный
характер нарушений отдельных психических функций.

2.      
Выраженность
астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех
психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.

3.      
Сниженный
запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается
недостаточность пространственных и временных представлений.

Дети с расстройствами раннего
детского аутизма

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под
влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в
мир фантазий и грезВ наиболее яркой форме он обнаруживается у
детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах
являются:

— полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же
недостаточная потребность в них;

— обособленность от окружающего мира;

— слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к
матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);

— дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым
раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов,
капанье воды из водопроводного крана;

— однообразное поведение со склонностью к стереотипным,
примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой,
подпрыгивание на носках и пр.);

— речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах
РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается
повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или
слоги;

— характерным для детей-аутистов является такое зрительное
поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий
взгляд» или взгляд мимо.

Сложность
и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного
методологического подхода к процессу психологической помощи.

Чрезвычайно
важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе
психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или
изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а
личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.

Общие психолого-педагогические
рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья


Принимать ребенка таким, какой он есть.

— Как
можно чаще общаться с ребенком.

— Избегать
переутомления.


Использовать упражнения на релаксацию.

— Не
сравнивать ребенка с окружающими.

— Поощрять
ребенка сразу же, не откладывая на будущее.


Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за
что.


Обращаться к ребенку по имени.

— Не
предъявлять ребенку повышенных требований.


Стараться делать замечания как можно реже.


Оставаться спокойным в любой ситуации.

http://cache.betweendigital.com/code/1x1.gif

Мы придумали рубрику «Спор», чтобы показывать разные точки зрения на один вопрос.

Ситуация

Есть мнение, что к словам необходимо относиться бережно, ведь язык определяет сознание. В частности, слово «инвалид» может оскорблять людей с инвалидностью. С другой стороны, термин прописан в справке об инвалидности и словарях русского языка, а потому кажется, что отказываться от него нет оснований. Так как всё-таки правильно?

В вопросе помогли разобраться две девушки с инвалидностью, доктор филологических наук и сотрудница общественной организации.

Почему «инвалид» — нормальный термин

Главред рекламного отдела Pikabu.ru. Передвигается на инвалидной коляске из-за врождённой хрупкости костей

  • Избегая понятия «инвалид», мы ещё больше стигматизируем его. К сожалению, для многих в России это определение ассоциируется с некой ущербностью и считается оскорбительным. Термину пытаются придумать более этичный синоним вроде «человек (лицо) с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с особенностями / особыми потребностями» (а в аэропортах нас называют «маломобильными»). Во-первых, это формулировки-мутанты, которые невозможно нормально использовать. Во-вторых, я 24/7 передвигаюсь на инвалидном кресле-коляске (такое вот у него официальное название на русском). В-третьих, тем самым лицам с ОВЗ или родителям таких детей потом пишут в справках «ребёнок-инвалид» — и это их шокирует. Кажется, что это клеймо на всю жизнь.  Я сама долго терялась, как мне себя определять, чтобы никого не шокировать и против себя не идти. Сейчас чаще просто говорю «я на инвалидной коляске». 

  • «Инвалид» и «инвалидность» — это просто термины. В моей справке об инвалидности написано, что она выдаётся инвалиду, а я — инвалид с детства со сроком «бессрочно». Пожизненный инвалид! От того, что у человека написано в документах, ничего не меняется. Тут ещё вопрос принятия себя. Наверное, для людей с приобретённой инвалидностью это сложнее, чем для тех, кто живёт с этим с рождения. Когда мне навсегда дали первую группу (мне было 20 лет) — меня это тоже потрясло. Но на деле это значит, что мне больше не нужно раз в два года проходить отвратительную медико-социальную комиссию, которая оценивает состояние здоровья и решает, продлевать инвалидность или нет. Больше ничего.

  • Часто люди на колясках сами себя называют «инвалидами» или «колясочниками». По крайней мере для моих друзей и приятелей — это норма.  Даже одна знакомая мама ребёнка с аутизмом спокойно говорит, что он аутист. Проблемы со словом «инвалид» чаще возникают у людей без инвалидности. Потому что общество до сих пор не знает, как себя правильно вести и никого не обидеть. Возникает неловкость, собеседники пытаются подобрать слова и вспомнить, что там велит people-first language (мировой стандарт, по которому сначала нужно называть человека и только потом его болезнь или особенность). Для меня инвалидность — близко к форме социального неравенства. Как, допустим, этническое, гендерное или сексуальное. Опять же, именно в России я больше «инвалид» и «меньшинство» с негативным оттенком, чем, допустим, в Европе. Там неравенства и чувства, что ты какой-то другой и чем-то ограничен, практически не ощущается.

Максим Кронгауз

Доктор филологических наук, профессор Высшей школы экономики

  • Сам по себе термин «инвалид» не бранный. В словарях нет пометок, которые указывают на какой-либо негативный оттенок значения. С такой точки зрения слово вполне можно употреблять. Но поскольку жизнь людей с инвалидностью в России и мире всегда была достаточно тяжёлой, а отношение к ним не самым хорошим, вокруг термина, обозначающего дискриминируемое меньшинство, сформировалась негативная аура. Насколько она сильна, нужно обсуждать, и прежде всего в инвалидном сообществе.

  • В языке нет общепринятой адекватной замены. У инвалидного сообщества нет единого взгляда на проблему. Существуют разные аналоги, но ни один из них не идеален: тот же «человек с ограниченными возможностями» вызывает бурную дискуссию. Кто-то предлагает сохранить нынешний термин «инвалид». Кто-то — использовать более политкорректные выражения, самое простое и приемлемое из которых «человек с инвалидностью». Мне как лингвисту кажется, что дискуссия ещё не закончена.

  • Можно менять не термины, а отношение общества к проблеме. Некоторые ментальные диагнозы прочно закрепились в языке как бранные, например «дебил», и в этом случае, безусловно, нужно менять слово, чтобы избавиться от негативного оттенка значения. Но в случае «инвалида» всё не так однозначно. И тут в принципе есть две стратегии: менять слово на более сложную описательную конструкцию или сохранить термин, но попытаться изменить отношение общества к людям с инвалидностью. Обе этих стратегии возможны и равноправны — но финальное решение должно остаться за людьми, тесно связанными с проблемой.

  • Просто взять и исключить слово из речи невозможно. Язык принадлежит всем, а не отдельным людям. Никакой даже самый авторитетный лингвист не может просто взять и запретить слово. Но мы должны обсуждать, что и как говорим. И если однажды общество придёт к согласию и примет решение избегать слова «инвалид», то к этому решению нужно будет отнестись с уважением.

Почему «инвалид» — не нормальный термин

Галина Урманчеева

PR-директор отдела развития Санкт-Петербургской Ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ)

  • Слово «инвалид» может обижать. Это резкая, чиновничья, бюрократическая формулировка, которая ассоциируется с множеством сложностей и переживаний. Если кто-то болезненно относится к своему состоянию здоровья, термин может задеть его ещё сильнее, напомнить о чём-то тяжёлом.

  • Формулировка «инвалид» используется всё реже. За 20 лет, что я работаю в общественной организации, я увидела разные трансформации термина, обозначающего человека с инвалидностью. В начале двухтысячных в Петербурге была программа «Дети-инвалиды», и её название никого не смущало. Но с развитием общественной повестки активисты и благотворители поняли, что называть человека инвалидом в публичном поле оскорбительно. Так появилась замена «человек с ограниченными возможностями», и нам показалась, что эта формулировка куда мягче. Затем мы стали говорить «человек с ограниченными возможностями здоровья», ведь ограничены только эти возможности, а не вообще всё. Потом появилась мысль, что возможности здоровья так или иначе ограничены у всех: кто-то медленно бегает, кто-то невысоко прыгает, но акцент на это мы делаем только у конкретной группы людей. Поэтому сейчас часто встречается термин «человек с особыми потребностями», который обращает внимание не на ограничения, а на необходимость комфортных условий жизни для людей с разными особенностями здоровья. И «человек с инвалидностью», конечно, — это максимально нейтрально.

  • «Инвалид» может накладывать клеймо. Я знаю, что люди могут жить по-разному вне зависимости от физического состояния и наличия розовой справки. Мы много взаимодействуем с родителями детей с инвалидностью и видим, что те семьи, которые меньше думают об ограничениях, выпавших на их долю, живут более активной и полноценной жизнью, чем те, кто замыкаются на проблемах. Детям первых легче принять свои особенности. Они живут обычной жизнью: ходят в музеи и турпоходы, наслаждаются каждым моментом. От того, как мы будем говорить о проблеме, зависит, какое общественное мнение о ней сформируется. И зависит, будет ли конкретная семья жить счастливее или относиться к ситуации, в которой она оказалась, как к неразрешимой.

Алёна Лёвина

Художница, активистка, соосновательница движения «Женщины. Инвалидность. Феминизм»

  • Слово «инвалид» часто используется как оскорбление. Я нередко слышу, что инвалидами называют тех, кто не имеет инвалидности. Например, когда человек сделал работу плохо: «ну ты совсем инвалид!». Или когда кто-то устал, его сравнивают с инвалидом, хотя уже завтра этот человек будет бодрым и его состояние выправится. Чтобы избежать негативных оттенков значения, лучше использовать термин «человек с инвалидностью». Да, это длинно. Но ведь в обществе привыкли говорить, скажем, «человек в очках», а не «очкарик», можно приспособиться и здесь.

  • Значение слова не соответствует действительности. В словаре Ушакова инвалидом называют человека, утратившего трудоспособность. Но я полагаю, это не словарь 2021 года. Язык — пластичная структура, которая постоянно меняется. Сегодня мы не используем массу слов, которые говорили раньше, потому что каких-то вещей просто нет. Давно, например, вы слышали «пейджер»? Определение инвалида как человека, потерявшего трудоспособность, тоже устарело. Современные технологии помогают работать людям с самыми разными особенностями и ограничениями.

  • Даже если внутри сообщества человек может называть себя инвалидом, это не норма для людей извне. В определённом настроении я могу сказать про себя «инвалидка». Внутри компании активисток мы для краткости употребляем формулировку «человек с инвой». Но все случаи индивидуальны, и прежде чем обратиться к человеку, стоит спросить, как ему комфортнее. Когда неноситель опыта решает за того, кто столкнулся с инвалидностью, как его называть, выстраивается иерархия. У людей, которые имеют меньше привилегий, должно быть право идентифицировать себя так, как хочется. И те, у кого привилегий больше, должны принимать это. Только так возможно равенство.

А как вы относитесь к слову «инвалид»? Считаете его корректным или нет? Пишите в комментариях.

Обложка: Аника Турчан

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Люди с инвалидностью синоним
  • Люди разных стран синоним
  • Люди разных поколений синоним
  • Люди разных возрастов синоним
  • Люди профессионалы синоним