ТЕМА:Глаголы-синонимы
(§ 32)
Цель; совершенствование
умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и
пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник , карточки с
заданиями, слайдовая презентация, тексты.
План урока:
I.Мотивация к уроку(создание
положительного настроя на урок)
-Ребята
, я рада вас видеть на своем уроке .,а скаким настроением вы пришли ко мне на
урок .?
-Ребята
,улыбнитесь друг другу , улыбнитесь мне .
II.Проверка домашнего задания
Стр 214
упр 271
II.Постановка темы и цели урока
смеяться —
хохотать-
заливаться-
закатываться-
-Подберите слова
с противоположным значением
—Прочитайте предложения на слайде.
·
Солнце всходит и …
·
Ласточка день начинает, а соловей …
·
Любишь брать, люби и …
·
Встретил с радостью, а … с жалостью.
-Дополните
предложения
-Как называется
такое явление в лингвистике?
—Сформулируйте
тему урока
-Опираясь на
тему сформулируйте цели урока
—
Первичное
закрепление по теме урока
IV.Наблюдение за использованием
в речи глаголов-синонимов.
Творческое
задание
Учитель:
Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз
употребляется глагол « сказала». Мы часто употребляем в своей речи слова»
сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать к
глаголу « сказала»?
( Учащиеся подбирают синонимы:
сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,
пробормотала.)
а)
В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей,
заменяя глагол « сказала» другими словами.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к
сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать
вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
—
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-
сказала первая дочь.
—
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.
—
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
—
Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.
—
Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала
пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала
шестая.
А седьмая ничего не
сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
1.
Ребята, а как поступили бы
вы, если бы ваша мама вернулась домой?
Физминутка
-Продолжение
работы по теме урока
2.2. Роль
синонимов в тексте. Упр. 277 устно.
2.3.
Употребление глаголов в речи. Упр. 278.
V. Формирование основ культуры
речи. Сочетаемость слов.
Свободный
диктант.
—
Прослушайте и озаглавьте текст. Запишите его.
Можно
сказать: «Мы построим дома, заводы, шахты, плотины,
корабли
и многое другое». Но нельзя говорить: «Мы строим озеро, пруд». Глагол «строить»
не употребляется, когда говорят о том, что существует в природе. Пруды не
строят, а создают, роют, копают, запруживают.
Также
неграмотно сказать: «Брат строил табурет». Глагол «строить» используется, когда
имеются в виду более крупные и сложные объекты, чем табурет, этажерка, гардероб.
Можно
построить дом, мост, но мебель всё-таки не строят, а делают.
VI. Подведение итогов урока и
рефлексия.
ИГРА «Кто
быстрее»
1 ряд:
мерзнет,…
2 ряд
:рисует,…
3 ряд:
бежит,…
Составьте
синквейн cо словом синонимы
Пример
синквейна
Синонимы
заменяют употребляют
богатой
живой красочной
Синонимы
слова близкие по значению .
слова
VII.Рефлексия
-Чему
учились?
-Что
узнали?
-Что
вам удалось?
VIII. Дифференцированное домашнее
задание.
Подобрать как можно больше
синонимов к словам и записать с ними предложения:
1 вариант —идти; 2 вариант—рисовать .
ЛЕ́КЦИЯ, -и, ж. 1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также публичное чтение на какую-л. тему. Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе.
Все значения слова «лекция»
-
На некоторых лайнерах читают лекции профессора известных университетов.
-
Главное в том, что пробуждалось самостоятельное мышление у подростков, не говоря уже о юношах, притом задолго до того, как они начали слушать лекции преподавателей и профессоров.
-
У нас читал курс лекций известный розыскник, так он сказал, что сотрудники, проработавшие на этой линии, легко будут справляться с другими направлениями оперативки.
- (все предложения)
- институт
- слушатель
- студент
- семинария
- селекционер
- (ещё ассоциации…)
- целая лекция
- лекция профессора
- курс лекций
- лекция закончилась
- читать лекции
- (полная таблица сочетаемости…)
- вводная
- вступительная
- пространная
- публичная
- нудная
- (ещё…)
- Склонение
существительного «лекция» - Разбор по составу слова «лекция»
- Как правильно пишется слово «лекция»
Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.
Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные
по смыслу глаголы.
2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
- Организационный момент.
— Доброе утро всем утро!
1 слайд: Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
Ты опять встречаешь нас!
— Повторите эти слова.
— Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.
— Тихонько сядьте.
II. Введение в тему.
2 слайд:
— Прочитайте слова:
пробраться
проникнуть
пройти
строить
разрушать
— Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)
— Докажите. (дети рассказывают правило + пример)
— Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?
(это глаголы близкие по смыслу).
— Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).
— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)
— Совершенно верно, слова – друзья.
— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?
( Это глаголы противоположные по значению)
— Как понять «противоположные»? (наоборот)
— Верно, это слова — спорщики.
— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
3 слайд: — Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:
«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».
— Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).
— И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:
Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.
Ш. Работа в тетрадях.
4 слайд:
— Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.
Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)
ссориться – драться
(Показываю на доске).
— Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).
IV. Работа над новым материалом.
— Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).
-Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).
— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)
— Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам
5 слайд: «Узелки на память».
6 слайд: — Прочитай Лена.
— Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?
( Узелок)
— Прочитайте ещё раз и запомните.
— Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.
работать передвигаться плакать
смеяться глядеть трудиться
бросить хохотать лениться
смотреть поднять
идти стоять
Проверка:
— Что такое синонимы? + пример
— А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)
— Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.
7 слайд: Прочитай Юля, правило.
+узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).
— Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.
— Что такое антонимы?
— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
— Немного отдохнём.
8 слайд: Физминутка. (на болоте две лягушки».
9 слайд:
— Предлагаю вам «Аукцион слов».
— Что такое «аукцион»?
— Аукцион — это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.
— В нашем случае, вместо товара даны глаголы:
бранить ругать — хвалить
спешить бежать — стоять
сооружать строить — ломать
заступиться защитить — обидеть
вечереет темнеет — рассветает
веселиться радоваться — огорчаться
брать взять — отдать
— Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.
— Подводим итоги.
10 слайд: -Кто больше? (Выходят ребята, которые написали больше слов).
Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)
— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?
— Молодцы.
— Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.
—Труд молодит, а лень старит.
— Объясните орфограммы.
11 слайд:
— Проверьте правильное написание.
— Назовите только глаголы.
— Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).
— Докажите.
( открываю проверку)
— Что такое синонимы? + примеры
— Что такое антонимы? + примеры
— Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?
— Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче,
потому что:
12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.
— Как понимаете смысл пословицы?
— Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).
— Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).
— Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).
-Умнички!
Работа в группах:
Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.
— Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.
Задание группе «Букетик».
- Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)
сломал – (?) (сделал, наладил)
- Подчеркните глаголы – синонимы.
Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.
Задание группе «Узор».
— Замените синонимами глаголы:
Солнце село — (зашло, закатилось)
Самолёт сел – (приземлился)
Мальчик бежит – (несётся, мчится)
Река бежит – (течёт, струится)
— Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?
(Точнее выражается мысль).
Задание группе «Фруктовый сад».
1.- Что это за слова? Докажите.
Построен, сооружён, воздвигнут?
— — О каких предметах можно так сказать?
- Как можно избежать повторения слов в предложении?
(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)
ПРОВЕРКА!
-Что вам помогло в выполнении всех заданий?
(знание правил)
— Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.
— Для чего нам они необходимы?
— Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.
-Кому было интересно на уроке?
Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.
Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные
по смыслу глаголы.
2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Доброе утро всем утро!
1 слайд: Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
Ты опять встречаешь нас!
— Повторите эти слова.
— Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего
настроения мы и начнём наш урок.
— Тихонько сядьте.
II. Введение в тему.
2 слайд:
— Прочитайте слова:
пробраться
проникнуть
пройти
строить
разрушать
— Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)
— Докажите. (дети рассказывают правило + пример)
— Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать? (это глаголы близкие по смыслу).
— Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).
— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)
— Совершенно верно, слова – друзья.
— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?
( Это глаголы противоположные по значению)
— Как понять «противоположные»? (наоборот)
— Верно, это слова — спорщики.
— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
3 слайд: — Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:
«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».
— Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).
— И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:
Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по
смыслу глаголы.
Ш. Работа в тетрадях.
4 слайд:
— Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать второе феврвля.
Классная работа.
Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки
чистописания: (Один ребёнок читает)
ссориться – драться
(Показываю на доске).
— Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение
букв ся (нижнее соединение).
IV. Работа над новым материалом.
— Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ). -Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).
— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)
— Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам
5 слайд: «Узелки на память».
6 слайд: — Прочитай Лена.
— Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?
( Узелок)
— Прочитайте ещё раз и запомните.
— Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры
глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.
работать передвигаться плакать
смеяться глядеть трудиться
бросить хохотать лениться
смотреть поднять
идти стоять
Проверка:
— Что такое синонимы? + пример
— А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)
— Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем
смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.
7 слайд:
+узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).
— Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на
доске слова.
— Что такое антонимы?
— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
— Немного отдохнём.
8 слайд:
9 слайд:
Физминутка. (на болоте две лягушки».
Прочитай Настя, правило. — Предлагаю вам «Аукцион слов».
— Что такое «аукцион»?
— Аукцион — это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся
лицу, предложившему наивысшую цену.
— В нашем случае, вместо товара даны глаголы:
бранить ругать — хвалить
спешить бежать — стоять
сооружать строить — ломать
заступиться защитить — обидеть
вечереет темнеет — рассветает
веселиться радоваться — огорчаться
брать взять — отдать
— Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и
антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.
— Подводим итоги.
10 слайд: -Кто больше? (Выходят ребята, которые написали больше слов).
Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)
— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?
— Молодцы.
— Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.
-Труд молодит, а лень старит.
— Объясните орфограммы.
11 слайд:
— Проверьте правильное написание.
— Назовите только глаголы.
— Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).
— Докажите.
( открываю проверку) — Что такое синонимы? + примеры
— Что такое антонимы? + примеры
— Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?
— Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче,
потому что:
12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.
— Как понимаете смысл пословицы?
— Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).
— Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по
значению).
— Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).
-Умнички!
Работа в группах:
Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.
— Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи»,
т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.
Задание группе «Букетик».
1. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)
сломал – (?) (сделал, наладил)
2. Подчеркните глаголы – синонимы.
Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.
Задание группе «Узор».
— Замените синонимами глаголы:
Солнце село — (зашло, закатилось)
Самолёт сел – (приземлился)
Мальчик бежит – (несётся, мчится)
Река бежит – (течёт, струится) — Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?
(Точнее выражается мысль).
Задание группе «Фруктовый сад».
1.- Что это за слова? Докажите.
Построен, сооружён, воздвигнут?
— — О каких предметах можно так сказать?
2. Как можно избежать повторения слов в предложении?
(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые
машины.)
ПРОВЕРКА!
-Что вам помогло в выполнении всех заданий?
(знание правил)
— Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.
— Для чего нам они необходимы?
— Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы
синонимы и к ним антоним.
-Кому было интересно на уроке?
Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки
Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.
Глаголы обозначают действия в широком смысле.
- Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
- Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
- Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.
Постоянные морфологические признаки глаголов
Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.
А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.
Как быстро запомнить
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.
Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:
- Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
- Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
- Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
- Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
- Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).
К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:
- Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
- Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
- Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.
Про падежи
Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.
Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.
Непостоянные признаки
Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.
Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.
Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.
Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.
Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.
Про синтаксическое и морфологическое время
В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.
Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.
Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.
Лицо. Лиц три:
- Первое – Я, Мы.
- Второе – Ты, Вы.
- Третье – Он, Она, Оно, Они.
Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.
Про безличные глаголы
Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.
Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.
Чем глагол является в предложении
Может быть очень разными членами предложения:
-
: Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.
Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.
Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.
Говорить: синонимы глагола и примеры использования
Слова с одним и тем же или близким значением, как и слова с противоположным смыслом – неотъемлемая часть жизни всех пишущих людей, будь то студенты, редакторы или профессиональные писатели. Кроме того, часто в них нуждаются и обычные люди для более точных формулировок в беседе или письме.
Например, многих интересует распространенное слово «говорить», синонимы, значение, фразеологизмы с ним. Статья поможет подобрать максимально возможное количество вариантов и изучить иллюстрации к применению каждого.
Свойства и значения слова
Го-во-ри́ть – глагол, несовершенный вид, переходный.
Корень: -говор-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
- Владеть, пользоваться языком, устной речью. Марк только на днях научился говорить, и к удивлению родителей, это был не английский язык, а русский.
- Произносить слова, выражать какие-то мысли, вести речь, сообщать что-то. Ничего ранее неизвестного, говорит, Вы нам не сообщили, но, тем не менее, выражаем благодарность за сам факт.
- Говорить, синоним и значение – свидетельствовать, передавать определенную информацию, давать представление. Молчание было как раз уместным, потому что выражение лица и напряженность мускулов говорили, что он будет стоять на своем до конца.
- Подсказывать (переносное). Ранее неведомое чувство говорило ей, что Артемьев лжет.
- Разговаривать, беседовать (разговорное). Они говорили всю ночь, словно десять лет назад, словно и не было никакого расставания.
- Проявляться в чьих-либо словах, поступках, действиях, сказываться (переносное). Скорее всего, в ней говорило бунтарство: пускай мне же будет хуже, но сделаю наперекор.
- Идет молва, ходят слухи (безличное). Обо мне много чего говорят, и скажу тебе по секрету и с гордостью: я сам автор большинства этих слухов.
- Обсуждать что-либо, высказывать какое-либо мнение, рассуждать о чем-то (безличное). О ней нельзя было сказать «искренняя» или «глубокая», потому что так говорят о… по сравнению с ней о заурядных людях.
Синонимы к слову говорить
Среди самых распространенных следующие варианты:
- Апострофировать, базарить, балакать, беседовать.
- Бормотать (про себя), бросать, бредить, болтать.
- Быть в ударе, вдаваться в (рассуждения, подробности), вещать, вести (речь, разговор, беседу).
- Владеть языком, вставлять, выговаривать, выдавать.
- Выражать(ся), высказывать(ся), гласить, говорить ерунду.
- Городить, гундеть, доказывать, держать/вести (слово, речь).
- Заикаться (о чем-то), заявлять, замечать, заговаривать (с кем, зубы).
- Изрекать, излагать, лепетать, изъясняться.
- Лялякать, молвить, мямлить, намекать.
- Нести (чушь), обмениваться словами, объясняться, обмолвиться.
- Отзываться, ораторствовать, переговариваться, перекидываться словами.
- Говорить, синонимы: петь, повторять, подтверждать, поговаривать
- Приговаривать, проповедовать, произносить, проговаривать.
- Развивать мысль, разглагольствовать, разинуть рот, разговаривать.
- Распинаться, рассказывать, распространяться, рассуждать.
- Рассусоливать, растягивать (слова), резонировать, рубить.
- Сказать/сказывать, сообщать, собеседовать, свидетельствовать.
- Срываться с (языка), сюсюкать, тараторить, твердить.
- Текстовать, точить лясы, толковать, трактовать.
- Трепаться, трепать языком, тявкать, указывать.
- Удостоверять, утверждать, фонтанировать, упоминать.
- Чесать (языком), шепелявить, щебетать, шептать.
Иллюстрации употребления популярных синонимов
Нередко людей интересует, как синонимы к глаголу «говорить» можно применять на практике. Несколько примеров:
- Андрей Викторович и Сергей беседовали до утра и, судя по всему, остались очень довольны бессонной ночью.
- Болтала бы с тобой всю жизнь!
- Вести беседу – это такое же искусство как литература или живопись.
- И все-таки случайно она выдала, что втайне ездила к нему в Севастополь.
- Хватит говорить ерунду!
- Будущие журналисты учились вести речь у известного профессионала.
- Ты мне зубы не заговаривай!
- Она много писала и это помогло ей научиться виртуозно изъясняться.
- Сколько можно об этом намекать?
- Но он все равно обмолвился, что не рад этой встрече.
- Весь урок они перекидывались словами, несмотря на замечания химика.
- Поговаривают, что у них был головокружительный, но короткий роман.
- Мне стало намного легче, когда мы с ней проговорили эту ситуацию.
- Больше чем разговаривать с умными, думающими людьми я люблю только молчать с ними же.
- Я всегда любила слушать, как рассуждает мой дядя.
- Ее ненавидели за красоту и страсть вечно рубить правду-матку.
- Оба свидетельствовали о невиновности Вячеслава.
- Он всегда твердил, что в жизни нет ничего важнее любви и смерти, разве что железная дорога и вода.
- Игорь вопреки изобилию информации трактовал сон о сыне по-своему.
- Тебе не помешало бы научиться указывать ему на его неправоту.
- Точно, Борис что-то упоминал об этом.
- Анна умела шептать то, что ты больше всего жаждал услышать; не иначе как волшебница.
«Говорящий»: синонимы
Синонимы слова «говорящий»:
- Плетущий, просвещающий, вещающий, тараторящий.
- Болтающий, мычащий, переговаривающийся, проговаривающий.
- Высказывающийся, крякающий, изрекающий, городящий.
- Ораторствующий, собеседующий, тянущий, выговаривающий.
- Рассусоливающий, треплющийся, режущий, гласящий.
- Выдающий, замечающий, толкущий, подтверждающий.
- Доказывающий, бросающий, рассуждающий, сообщающий и так далее.
Антонимы и фразеологизмы
Антонимами слова «говорить» являются «немотствовать» и «молчать». Среди распространенных фразеологизмов и устойчивых выражений:
- Вообще говоря / говорить загадками / говорит, как пишет / говорить начистоту.
- Говорить на разных языках / говорить правду / говорить под руку / говорят тебе.
- Как говорят / иначе говоря / мягко говоря / кто бы говорил.
- Не говоря уже / нечего говорить / свободно говорить / что ни говори.
Часто употребляемое слово «говорить»: синонимы, значение, фразеологизмы больше не будут пугать пишущих и изъясняющихся людей. Давайте говорить правильно!
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol
https://www.syl.ru/article/451475/govorit-sinonimyi-glagola-i-primeryi-ispolzovaniya