Лекция глагол синоним

ТЕМА:Глаголы-синонимы
(§ 32)

Цель; совершенствование
умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и
пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.

Оборудование: учебник  , карточки с
заданиями,   слайдовая презентация, тексты.

          
План урока
: 

I.Мотивация к уроку(создание 
положительного настроя  на урок)

-Ребята
, я рада вас видеть  на своем уроке .,а скаким настроением вы пришли ко мне на
урок .?

-Ребята
,улыбнитесь друг другу  , улыбнитесь мне .

II.Проверка домашнего задания

Стр   214 
упр 271

II.Постановка темы и цели урока

смеяться  —
хохотать-
заливаться-
закатываться-

-Подберите слова
с противоположным значением

Прочитайте предложения на слайде.

·        
Солнце  всходит  и …

·        
Ласточка  день  начинает, а  соловей …

·        
Любишь  брать,  люби  и …

·        
Встретил  с  радостью, а … с жалостью.

-Дополните
предложения

-Как называется
такое явление в лингвистике?

—Сформулируйте
тему урока

-Опираясь на
тему сформулируйте цели урока

— 

Первичное
закрепление по теме урока

IV.Наблюдение за использованием
в речи глаголов-синонимов.

 Творческое
задание

    Учитель:
Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз
употребляется глагол « сказала». Мы  часто употребляем в своей речи слова»
сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать к
глаголу « сказала»?

( Учащиеся подбирают синонимы:
сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,

пробормотала.)

а) 
     В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей,
заменяя глагол « сказала» другими словами
.

 
     Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать  к
сыну, который жил  далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать
вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

        —
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-

сказала первая дочь.

        —
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.

        —
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

        —
Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.

        —
Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала

пятая.

       
  — Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала
шестая.

 А седьмая ничего не
сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

1.       
Ребята, а как поступили бы
вы, если бы ваша мама вернулась домой?

Физминутка

-Продолжение
работы по теме  урока

2.2. Роль
синонимов в тексте. Упр. 277 устно.

2.3.
Употребление  глаголов в речи. Упр. 278.

V. Формирование основ культуры
речи. Сочетаемость слов.

Свободный
диктант
.


Прослушайте и озаглавьте текст. Запишите его.

Можно
сказать: «Мы построим дома, заводы, шахты, плотины,

корабли
и многое другое». Но нельзя говорить: «Мы строим озеро, пруд». Глагол «строить»
не употребляется, когда говорят о том, что существует в природе. Пруды не
строят, а создают, роют, копают, запруживают.

Также
неграмотно сказать: «Брат строил табурет». Глагол «строить» используется, когда
имеются в виду более крупные и сложные объекты, чем табурет, этажерка, гардероб.

Можно
построить дом, мост, но мебель всё-таки не строят, а делают.

VI. Подведение итогов урока и
рефлексия.

ИГРА    «Кто
быстрее»

  1 ряд:
мерзнет,…

   2 ряд
:рисует,…

   3 ряд:
бежит,…

Составьте
синквейн   cо  словом  синонимы

Пример
синквейна

 Синонимы

 
заменяют  употребляют 

богатой  
живой   красочной

Синонимы
слова близкие по значению .

 слова

   VII.Рефлексия

-Чему
учились?

-Что
узнали?

-Что
вам удалось?

VIII. Дифференцированное домашнее
задание.

 Подобрать как можно больше
синонимов к словам и записать с ними предложения:

1 вариант —идти;      2 вариант—рисовать .

ЛЕ́КЦИЯ, -и, ж. 1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также публичное чтение на какую-л. тему. Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе.

Все значения слова «лекция»

  • На некоторых лайнерах читают лекции профессора известных университетов.

  • Главное в том, что пробуждалось самостоятельное мышление у подростков, не говоря уже о юношах, притом задолго до того, как они начали слушать лекции преподавателей и профессоров.

  • У нас читал курс лекций известный розыскник, так он сказал, что сотрудники, проработавшие на этой линии, легко будут справляться с другими направлениями оперативки.

  • (все предложения)
  • институт
  • слушатель
  • студент
  • семинария
  • селекционер
  • (ещё ассоциации…)
  • целая лекция
  • лекция профессора
  • курс лекций
  • лекция закончилась
  • читать лекции
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • вводная
  • вступительная
  • пространная
  • публичная
  • нудная
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «лекция»
  • Разбор по составу слова «лекция»
  • Как правильно пишется слово «лекция»

Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.

Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные

              по смыслу глаголы.

          2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.

          3. Воспитывать любовь к родному языку.

                        Ход урока.

  1. Организационный момент.

      — Доброе утро всем утро!

1 слайд:  Здравствуй, школа!

                 Здравствуй, класс!

                 Ты опять встречаешь нас!

— Повторите эти слова.

— Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.

— Тихонько сядьте.

II. Введение в тему.

2 слайд:  

— Прочитайте слова:

                                 пробраться

                                проникнуть

                                пройти

                                строить

                                разрушать

—  Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)

— Докажите. (дети рассказывают правило + пример)

— Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

(это глаголы близкие по смыслу).

— Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).

— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)

— Совершенно верно, слова – друзья.

— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

( Это глаголы противоположные по значению)

— Как понять «противоположные»? (наоборот)

— Верно, это слова  — спорщики.

— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

3 слайд: — Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:

                «Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».

— Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).

— И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:

Учиться правильно употреблять в речи близкие и   противоположные по смыслу глаголы.

Ш. Работа в тетрадях.

4 слайд: 

— Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.

Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)

                                        ссориться – драться 

(Показываю на доске).

— Обратите на грамотное написание  части слова: ться  и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).

IV. Работа над новым материалом.

— Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).

 -Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).

— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)

— Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам

5 слайд:  «Узелки на память».

6 слайд:  — Прочитай Лена.

     — Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?

( Узелок)

— Прочитайте ещё раз и запомните.

— Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.

работать                        передвигаться                плакать

смеяться                        глядеть                        трудиться

бросить                                хохотать                        лениться

смотреть                        поднять

идти                                стоять

Проверка:

— Что такое синонимы? + пример

— А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)

 — Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.

7 слайд: Прочитай Юля, правило.

                +узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).

— Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.

— Что такое антонимы?

— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

— Немного отдохнём.

8 слайд:  Физминутка. (на болоте две лягушки».

9 слайд:   

— Предлагаю вам «Аукцион слов».

— Что такое «аукцион»?

Аукцион —  это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.

— В нашем случае, вместо товара даны глаголы:

                бранить                 ругать — хвалить

                спешить                бежать — стоять

                сооружать         строить — ломать

                заступиться      защитить — обидеть

вечереет                 темнеет — рассветает

веселиться        радоваться — огорчаться

брать               взять — отдать

 — Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.

— Подводим итоги.

 10 слайд:   -Кто больше?  (Выходят ребята, которые написали больше слов).

Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)

— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

— Молодцы.

— Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.

 —Труд молодит, а лень старит.

— Объясните орфограммы.

11 слайд:  

—  Проверьте правильное написание.

— Назовите только глаголы.

— Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).

— Докажите.

( открываю проверку)

— Что такое синонимы? + примеры

— Что такое антонимы? + примеры

— Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

— Молодцы, я рада за вас.  Значит работать вам сейчас будет легче,

 потому что:

12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.

— Как понимаете смысл пословицы?

— Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).

— Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).

— Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).

-Умнички!

Работа в группах:

 Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.

— Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.

Задание группе «Букетик».

  1. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)

сломал – (?) (сделал, наладил)

  1. Подчеркните глаголы – синонимы.

 Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

Задание группе «Узор».

— Замените синонимами глаголы:

        Солнце село —  (зашло, закатилось)

        Самолёт сел – (приземлился)

        Мальчик бежит – (несётся, мчится)

        Река бежит – (течёт, струится)

— Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?

(Точнее выражается мысль).

Задание группе «Фруктовый сад».

1.- Что это за слова? Докажите.

Построен, сооружён, воздвигнут?

— — О каких предметах можно так сказать?

  1. Как можно избежать повторения слов в предложении?

(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)

ПРОВЕРКА!

-Что вам помогло в выполнении всех  заданий?

(знание правил)

— Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.

— Для чего нам они необходимы?

— Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.

-Кому было интересно на уроке?

Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.
Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные
по смыслу глаголы.
2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Доброе утро всем утро!
1 слайд: Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
Ты опять встречаешь нас!
— Повторите эти слова.
— Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего
настроения мы и начнём наш урок.
— Тихонько сядьте.
II. Введение в тему.
2 слайд:
— Прочитайте слова:
пробраться
проникнуть
пройти
строить
разрушать
— Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)
— Докажите. (дети рассказывают правило + пример)
— Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать? (это глаголы близкие по смыслу).
— Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).
— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)
— Совершенно верно, слова – друзья.
— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?
( Это глаголы противоположные по значению)
— Как понять «противоположные»? (наоборот)
— Верно, это слова — спорщики.
— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
3 слайд: — Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:
«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».
— Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).
— И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:
Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по
смыслу глаголы.
Ш. Работа в тетрадях.
4 слайд:
— Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать второе феврвля.
Классная работа.
Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки
чистописания: (Один ребёнок читает)
ссориться – драться
(Показываю на доске).
— Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение
букв ся (нижнее соединение).
IV. Работа над новым материалом.
— Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ). -Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).
— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)
— Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам
5 слайд: «Узелки на память».
6 слайд: — Прочитай Лена.
— Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?
( Узелок)
— Прочитайте ещё раз и запомните.
— Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры
глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.
работать передвигаться плакать
смеяться глядеть трудиться
бросить хохотать лениться
смотреть поднять
идти стоять
Проверка:
— Что такое синонимы? + пример
— А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)
— Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем
смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.
7 слайд:

+узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).
— Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на
доске слова.
— Что такое антонимы?
— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
— Немного отдохнём.
8 слайд:

9 слайд:
Физминутка. (на болоте две лягушки».
Прочитай Настя, правило. — Предлагаю вам «Аукцион слов».
— Что такое «аукцион»?
— Аукцион — это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся
лицу, предложившему наивысшую цену.
— В нашем случае, вместо товара даны глаголы:
бранить ругать — хвалить
спешить бежать — стоять
сооружать строить — ломать
заступиться защитить — обидеть
вечереет темнеет — рассветает
веселиться радоваться — огорчаться
брать взять — отдать
— Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и
антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.
— Подводим итоги.
10 слайд: -Кто больше? (Выходят ребята, которые написали больше слов).
Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)
— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?
— Молодцы.
— Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.
-Труд молодит, а лень старит.
— Объясните орфограммы.
11 слайд:
— Проверьте правильное написание.
— Назовите только глаголы.
— Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).
— Докажите.
( открываю проверку) — Что такое синонимы? + примеры
— Что такое антонимы? + примеры
— Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?
— Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче,
потому что:
12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.
— Как понимаете смысл пословицы?
— Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).
— Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по
значению).
— Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).
-Умнички!
Работа в группах:
Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.
— Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи»,
т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.
Задание группе «Букетик».
1. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)
сломал – (?) (сделал, наладил)
2. Подчеркните глаголы – синонимы.
Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.
Задание группе «Узор».
— Замените синонимами глаголы:
Солнце село — (зашло, закатилось)
Самолёт сел – (приземлился)
Мальчик бежит – (несётся, мчится)
Река бежит – (течёт, струится) — Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?
(Точнее выражается мысль).
Задание группе «Фруктовый сад».
1.- Что это за слова? Докажите.
Построен, сооружён, воздвигнут?
— — О каких предметах можно так сказать?
2. Как можно избежать повторения слов в предложении?
(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые
машины.)
ПРОВЕРКА!
-Что вам помогло в выполнении всех заданий?
(знание правил)
— Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.
— Для чего нам они необходимы?
— Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы
синонимы и к ним антоним.
-Кому было интересно на уроке?

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

Говорить: синонимы глагола и примеры использования

Слова с одним и тем же или близким значением, как и слова с противоположным смыслом – неотъемлемая часть жизни всех пишущих людей, будь то студенты, редакторы или профессиональные писатели. Кроме того, часто в них нуждаются и обычные люди для более точных формулировок в беседе или письме.

Например, многих интересует распространенное слово «говорить», синонимы, значение, фразеологизмы с ним. Статья поможет подобрать максимально возможное количество вариантов и изучить иллюстрации к применению каждого.

Свойства и значения слова

Го-во-ри́ть – глагол, несовершенный вид, переходный.

Корень: -говор-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.

  1. Владеть, пользоваться языком, устной речью. Марк только на днях научился говорить, и к удивлению родителей, это был не английский язык, а русский.
  2. Произносить слова, выражать какие-то мысли, вести речь, сообщать что-то. Ничего ранее неизвестного, говорит, Вы нам не сообщили, но, тем не менее, выражаем благодарность за сам факт.
  3. Говорить, синоним и значение – свидетельствовать, передавать определенную информацию, давать представление. Молчание было как раз уместным, потому что выражение лица и напряженность мускулов говорили, что он будет стоять на своем до конца.
  4. Подсказывать (переносное). Ранее неведомое чувство говорило ей, что Артемьев лжет.
  5. Разговаривать, беседовать (разговорное). Они говорили всю ночь, словно десять лет назад, словно и не было никакого расставания.
  6. Проявляться в чьих-либо словах, поступках, действиях, сказываться (переносное). Скорее всего, в ней говорило бунтарство: пускай мне же будет хуже, но сделаю наперекор.
  7. Идет молва, ходят слухи (безличное). Обо мне много чего говорят, и скажу тебе по секрету и с гордостью: я сам автор большинства этих слухов.
  8. Обсуждать что-либо, высказывать какое-либо мнение, рассуждать о чем-то (безличное). О ней нельзя было сказать «искренняя» или «глубокая», потому что так говорят о… по сравнению с ней о заурядных людях.

Говорить, что значит

Синонимы к слову говорить

Среди самых распространенных следующие варианты:

  • Апострофировать, базарить, балакать, беседовать.
  • Бормотать (про себя), бросать, бредить, болтать.
  • Быть в ударе, вдаваться в (рассуждения, подробности), вещать, вести (речь, разговор, беседу).
  • Владеть языком, вставлять, выговаривать, выдавать.
  • Выражать(ся), высказывать(ся), гласить, говорить ерунду.
  • Городить, гундеть, доказывать, держать/вести (слово, речь).
  • Заикаться (о чем-то), заявлять, замечать, заговаривать (с кем, зубы).
  • Изрекать, излагать, лепетать, изъясняться.
  • Лялякать, молвить, мямлить, намекать.
  • Нести (чушь), обмениваться словами, объясняться, обмолвиться.
  • Отзываться, ораторствовать, переговариваться, перекидываться словами.
  • Говорить, синонимы: петь, повторять, подтверждать, поговаривать
  • Приговаривать, проповедовать, произносить, проговаривать.
  • Развивать мысль, разглагольствовать, разинуть рот, разговаривать.
  • Распинаться, рассказывать, распространяться, рассуждать.
  • Рассусоливать, растягивать (слова), резонировать, рубить.
  • Сказать/сказывать, сообщать, собеседовать, свидетельствовать.
  • Срываться с (языка), сюсюкать, тараторить, твердить.
  • Текстовать, точить лясы, толковать, трактовать.
  • Трепаться, трепать языком, тявкать, указывать.
  • Удостоверять, утверждать, фонтанировать, упоминать.
  • Чесать (языком), шепелявить, щебетать, шептать.

Синонимы к слову говорить

Иллюстрации употребления популярных синонимов

Нередко людей интересует, как синонимы к глаголу «говорить» можно применять на практике. Несколько примеров:

  1. Андрей Викторович и Сергей беседовали до утра и, судя по всему, остались очень довольны бессонной ночью.
  2. Болтала бы с тобой всю жизнь!
  3. Вести беседу – это такое же искусство как литература или живопись.
  4. И все-таки случайно она выдала, что втайне ездила к нему в Севастополь.
  5. Хватит говорить ерунду!
  6. Будущие журналисты учились вести речь у известного профессионала.
  7. Ты мне зубы не заговаривай!
  8. Она много писала и это помогло ей научиться виртуозно изъясняться.
  9. Сколько можно об этом намекать?
  10. Но он все равно обмолвился, что не рад этой встрече.
  11. Весь урок они перекидывались словами, несмотря на замечания химика.
  12. Поговаривают, что у них был головокружительный, но короткий роман.
  13. Мне стало намного легче, когда мы с ней проговорили эту ситуацию.
  14. Больше чем разговаривать с умными, думающими людьми я люблю только молчать с ними же.
  15. Я всегда любила слушать, как рассуждает мой дядя.
  16. Ее ненавидели за красоту и страсть вечно рубить правду-матку.
  17. Оба свидетельствовали о невиновности Вячеслава.
  18. Он всегда твердил, что в жизни нет ничего важнее любви и смерти, разве что железная дорога и вода.
  19. Игорь вопреки изобилию информации трактовал сон о сыне по-своему.
  20. Тебе не помешало бы научиться указывать ему на его неправоту.
  21. Точно, Борис что-то упоминал об этом.
  22. Анна умела шептать то, что ты больше всего жаждал услышать; не иначе как волшебница.

Синонимы к слову говорить

«Говорящий»: синонимы

Синонимы слова «говорящий»:

  • Плетущий, просвещающий, вещающий, тараторящий.
  • Болтающий, мычащий, переговаривающийся, проговаривающий.
  • Высказывающийся, крякающий, изрекающий, городящий.
  • Ораторствующий, собеседующий, тянущий, выговаривающий.
  • Рассусоливающий, треплющийся, режущий, гласящий.
  • Выдающий, замечающий, толкущий, подтверждающий.
  • Доказывающий, бросающий, рассуждающий, сообщающий и так далее.

Синоним слова говорящий

Антонимы и фразеологизмы

Антонимами слова «говорить» являются «немотствовать» и «молчать». Среди распространенных фразеологизмов и устойчивых выражений:

  • Вообще говоря / говорить загадками / говорит, как пишет / говорить начистоту.
  • Говорить на разных языках / говорить правду / говорить под руку / говорят тебе.
  • Как говорят / иначе говоря / мягко говоря / кто бы говорил.
  • Не говоря уже / нечего говорить / свободно говорить / что ни говори.

Часто употребляемое слово «говорить»: синонимы, значение, фразеологизмы больше не будут пугать пишущих и изъясняющихся людей. Давайте говорить правильно!

источники:

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

https://www.syl.ru/article/451475/govorit-sinonimyi-glagola-i-primeryi-ispolzovaniya

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лексикон это синоним
  • Лексикон синоним русского происхождения
  • Лексикология синонимы это
  • Лексикология синонимы антонимы омонимы
  • Лексикографические источники синоним