Квалиа синоним

  • Такие сущности окажутся настолько далеки от сферы индивидуального человеческого мышления и сопутствующих ему квалиа, что почти все привычные вопросы, касающиеся возможностей и опасностей искусственного интеллекта, станут неактуальны.

  • Неразрывность речи и зрения осуществляется через тело (и потому внутри себя она также изменчива), – через квалиа, прежде всего через боль, – но кроме боли и через всё то, что узнаётся только в прямом переживании: «на рассвете когда решена задача / непрерывного наблюдения // иными словами в эту минуту / наши дома сквозь слёзы прозрачны / всё что мы скажем орудие видимости / тела без наркоза ложатся под запись / засыпая и просыпаясь в стеклянных стенах / всегда на виду и всегда о чём-то / недоговаривая себе».

  • Люди думают, что их квалиа верны и их свойства и что это единственно возможные квалиа, но это совершенно не так.

  • (все предложения)

Квалиа: как объяснить то, что чувствуешь

Субъективность чувственного опыта – это большая проблема в биологии и философии. Восприятие вещей и явлений – индивидуальное переживание каждого человека. Возможно ли объяснить, что такое цвет, каков на вкус шоколад, как ощущается голод, другому человеку так, чтобы он понял, что мы хотим ему донести?

Анализ информации всегда субъективен. Даже решение математических задач может быть совершено разными подходами и алгоритмами, хотя, казалось бы, математика – точная наука. То же касается остальных сфер: от компьютерных игр и художественной литературы до выполнения повседневных бытовых задач и взглядов на них.

Чтобы расширить возможности мозга для улучшения восприятия чужого опыта, научиться смотреть на вещи и явления с разных сторон, приглашаем вас на онлайн-программу «Когнитивистика». Кстати, ориентироваться в пространстве информации экологично и формировать собственную точку зрения помогает хорошо развитое критическое мышление, но ему часто мешают внешние воздействия: пропаганда, манипуляции, фальсификация фактов. И чтобы вы могли укрепить этот важный навык, приглашаем вас на программу «Критическое мышление».

А мы переходим к основной теме.

Что такое квалиа?

Феномен квалиа (мн. ч.) простыми словами – это обозначение свойств психических состояний и сознательный опыт в целом [Вестник ВГУ, 2018]. Термин ввел в 1929 году философ Кларенс Льюис. Это «сырые чувства» и сознательные ощущения, которые могут дополнять или исключать друг друга одновременно. Дискуссии о природе и реальности квалиа включают одновременно сводимость и несводимость с онтологическими основаниями различных теорий.

Чтобы предметно понять, что такое квалиа, рассмотрим их на примере изучения цвета.

Предположим, есть ученый, который изучает цвет, но от рождения он слеп. Он знает, какие рецепторы отвечают за цветовосприятие, как импульс проходит в мозг и как перерабатывается. Но, напомним, сам цвет слепой ученый не видит. Если в результате лечения он прозреет и увидит то, что изучал, собственными глазами, насколько его восприятие цветов изменится? В данном случае знание о цвете можно разделить на два событийных класса:

  1. Опыт от первого лица, тот, который проживает каждый из нас индивидуально. В данном случае это возможность видеть цвет собственными глазами – квале (ед. ч.) цвета.
  2. Опыт от третьего лица, как бы со стороны. В данном случае это исследование цвета ученым без личного его обозревания.

Выходит, квалиа – это опыт от первого лица. С другой стороны, то, что третье лицо знает от своего первого лица о цвете, звуке, тактильных ощущениях или через шрифт Брайля – тоже квалиа, но для него, а не для второго человека, который опыт первого воспримет все равно по-своему.

Квалиа, личный опыт переживания, сложно передать словами, его можно только пережить. Интересный пример: оттенки цвета. Так, многие мужчины видят, предположим красный в его оттенках, но значения им не придают. Если на полке в магазине лежат две футболки красного цвета, но не точь-в-точь одинаковых, а одна, например, ярче другой, большинству представителей сильного пола это не так важно. Другое дело – женщина в маникюрном салоне. Она может пересмотреть палитру из дести оттенков красного и не выбрать ни один, потому что того самого нет. Это касается восприятия и других цветов.

Еще один пример разности восприятий – так называемое перевернутое квале. Так, в вашем понимании красный для внутреннего взора другого человека – зеленое квале [Science Direct, 2012]. Эксперименты показали: разница между слуховым и зрительным восприятием действительно существует из-за разности анатомического строения органов чувств и их тонкой настройки.

А как объяснить голод? Для одного – это ощущение пустоты в желудке и томное потягивание, для другого – состояние через четыре часа после еды, для третьего – еще что-то. Первый не поймет третьего в разговоре о голоде, у них будут совершенно разные ассоциации, потому что личный опыт восприятия разный. Это и есть квалиа.

Как и голод, сложно объяснить другие персональные переживания:

  • вкус;
  • запах;
  • цвет;
  • весь спектр чувств (любовь, тоска, гнев и т.д.);
  • тактильные физические ощущения (боль, зуд, жар и т.д.)

Использовать «квалиа» в качестве синонима ощущений ошибочно. У квале шире спектр восприятия, в то время как ощущения ограничены набором сенсорных модальностей в конкретный момент при заданных обстоятельствах. Восприятие цвета, звука, скорости у всех разное. Причем не только у людей, но и у животных. Для летучих мышей и кошек квали скорости разное.

При некоторых болезнях мозга, когда человек не различает лица и движение, не непосредственные квалиа он не получает.

Проблема изучения квалиа

Как уже удалось выяснить, квалиа – это приватный опыт от первого лица, что вызывает проблему их изучения. В данном случае получается, что ученый – это третье лицо; соответственно, даже при установке всех коррелятов сознания он не увидит того, что испытывает участник эксперимента. Для исследователей доступна только косвенная корреляция результатов изучения по поведению испытуемого и отчетам используемого в экспериментах оборудования.

Парадокс квалиа: они вреде бы реально существуют в восприятии каждого человека, но, с другой стороны, в реальности их как будто нет, ведь то, что субъективно, в объективной реальности не существует [Вики Чтение, 2022].

Квалиа невозможно отследить с точки зрения официальной науки, поэтому некоторые люди впадают в мистику или дуализм, либо вовсе отрицают наличие индивидуального внутреннего опыта, как Дэниел Деннет [Level One, 2022]. Философ считает, что он относится к устаревшей терминологии в бинарной метафизике, а внутри нас нет никакого эфемерного «я». Деннет понимает квалиа как множественные информационные потоки, борющиеся за доступ к мозгу – который победит, тот и определит поведение человека.

Проблему квалиа сознания физическим подходом объясняет австралийский философ Дэвид Чалмерс. Он описывает сложность сознательной деятельности человека как исчерпывающую теорию психики. В нем преобладают описания нейронов, поведения, причинно-следственных связей с позиции третьего лица.

Согласно взглядам Чалмерса, все сущее является физическим или производным от него, квалиа – не исключение. Сознание не автономно, а тождественно мозгу и является следствием его функционирования. Этого же мнения придерживался упомянутый ранее Дэниел Деннет, но в отличие от него Чалмерс само понятие не отрицает, только объясняет его иначе [Д. Чалмерс, 2013]. По его теории, квалиа – фундаментальный элемент вселенной, поэтому теорию сознания он предлагает рассматривать с упором на физические свойства организма, а не биологические. При этом философ понимает, что квалиа невозможно пощупать или увидеть, это энергетическая форма жизни, поэтому Чалмерс называет ее «натуралистический дуализм» [Level One, 2022].

Эксперимент Мэри

В литературе по философии квалиа приводится множество мысленных экспериментов разного рода. Один из самых известных – случай Мэри, философского мысленного эксперимента Фрэнка Джэксона [Стэнфордская энциклопедия философии, 1997].

Девушку заключили в черно-белую комнату, которую она никогда не покидала. Соответственно других цветов, кроме черного и белого, она не видела, всю информацию получала из черно-белого телевизора, книг, мониторов. Кожу и волосы ее покрывали краской, чтобы никакие оттенки не появлялись на глазах. Со временем Мэри узнает об аспектах цветов и цветного зрения, знает все физические факты в этой области, становится мировым авторитетом по цветам и их восприятию. Но о том, как эти самые цвета воспринимаются собственными глаза, она не знает.

Однажды Мэри освобождается из комнаты и попадает в реальный цветной мир. Она выходит в сад, полный растений, видит красную розу и восклицает: «Значит, вот каково это — ощущать красный цвет… И это, – добавляет она, глядя на траву, – каково это – ощущать зелень».

В момент, когда Мэри оказывается в цветном мире, она делает важное открытие: собственными глазами видит то, о чем знала лишь в теории – обладала физической информацией, знала о цвете все, но впервые получила собственный опыт переживания того, о чем только в теории знала.

Одно из объяснений этого явления заключается в том, что существует сфера субъективных качеств, относящихся к категории феноменальных. Их природу внутри себя открывает Мэри после освобождения, и подвергается новым для себя цветовым переживаниям, ведь знания о цвете были объективными, а не субъективными.

Данный эксперимент нельзя объяснить физикалисту. Так, для критика ощущение цвета станет физическим качеством, но Мэри знала о нем, находясь в черно-белой комнате. Налицо противоречие. Однако несогласные с явлением квалиа могут объяснить подобное знание цвета ноу-хау. Мэри, после получения субъективного ощущения красного, зеленого и других цветов, ничего нового о них не узнала, только обрела способность распознавать глазами цветные вещи и представлять себе цветное пространство [Стэнфордская энциклопедия философии, 1997].

Философский зомби

Ранее упомянутый философ Дэвид Чалмерс, отвергающий теорию внутреннего «я», предложил концепт абстрактного человека – «философского зомби», противоположный опыту Мэри.

Итак, человек не способен переживать квалиа – он лишен внутренней сознательной жизни, но успешно имитирует поведение обычного человека. «Зомби» действует в «ментальной темноте»: не понимает суть вещей и явлений, с которыми имеет дело, но придерживается прописанного для него распорядка и правил. Существу разрешены героические поступки, но только в имитации их моральности, потому что чувственный опыт ему недоступен [David J. Chalmers, 1996].

Понятие «философский зомби» стало аргументом в спорах о проблемах сознания. Оно объясняет, что его феноменальные и субъективные аспекты не всегда сводятся к функциональным фактам. По сути, «философский зомби» – это наш двойник, который полностью повторяет нас, у него есть наши психические особенности, он таким же образом перерабатывает информацию, говорит, но наших феноменальных свойств и квалиа – способности испытывать чувственный опыт. Он не видит мир субъективно и по-своему качественно, т.е. красная роза для него – это объективно красная роза, без каких-либо собственных переживаний по ее поводу:

Результаты опыта не столь однозначны: выводы эксперимента могут быть признаны верными только в том случае, когда экспериментатор владеет тотальными знаниями об исследуемом человеке, а это невозможно, поскольку исследователь руководствуется отчасти собственными соображениями по поводу интерпретации результатов.

В философии невозможность оперировать смыслами не всегда зависит от внутреннего восприятия человека. Он может превратиться в «зомби» под действием внешних факторов, в частности социума, если не имеет собственных осознаний, взглядов, мнения и понимания происходящего.

Китайская комната и нейросети

Еще один мысленный эксперимент американского философа Джона Серля «Китайская комната» показывает, что создание сильного искусственного интеллекта, подобного человеческому мозгу, невозможно. В нем описан человек, который не знает китайского, но помещен в комнату с кубиками, на которых изображены китайские иероглифы.

Испытуемому дали инструкцию с описанием иероглифов и руководство по их выбору для ответа на поступающие извне вопросы. Через какое-то время человек овладевает искусством выбора кубиков до такой степени, что китайцы, которые задавали ему вопросы, думают, что общаются с носителем языка. Но человек, используя иероглифы, их по-прежнему не понимает, а владеет лишь алгоритмом синтаксиса без осознания смысла ответов.

Выходит, если искусственный интеллект будет развит до самосознания в нашем понимании, мы не сможем проверить, действительно ли он переживает квалиа или только имитирует их.

Философ Джон Серль в своем труде «Сознание, мозг и программы», в котором описан опыт с китайской комнатой, много внимания уделяет биологическому аспекту человека и утверждает, что машины не обладают способностями к аналитическим и лингвистическим философским традициям, их «сознание» лишено субъективной компоненты квале. Выходит, компьютеры не способны к проявлению чувств, которые формируют человеческое сознание.

Рамки мышления и речь

Непередаваемые субъективные ощущения, коими считаются квалиа, вызывают проблему связи языка и мышления. Так, с помощью речи мы выражаем собственные мысли и ощущения, но в этих же рамках и понимаем других; иными словами, наше мышление ограничено собственным восприятием происходящего и сути вещей [Frontiersin, 2021].

Австрийско-британский философ Людвиг Витгенштей утверждал, что границы языка, на котором мы думаем, определяют рамки воспринимаемого нами мира [Koç University, 2020]. В случае, если какая-то концепция в языке отсутствует, понимать ее становится затруднительно. Отсюда проблемы понимания между разными группами языков, например, восточных и европейских стран. Такая точка зрения стала гипотезой лингвистического детерминизма.

Подобное мнение в конце 19 века высказал антрополог Франц Боас. Он предположил, что люди воспринимают мир в рамках своих культур.

Гипотеза лингвистического детерминизма в настоящее время является спорной. Исследования подтверждают: язык влияет на мышление созданием семантических структур, основанных на чувственном опыте. Иными словами, расширить горизонт понимания и восприятия можно, для этого необходимо развивать когнитивные способности мозга [Cambridge Core, 2018]. Это делает описание квалиа еще более сложным.

Искусство с точки зрения квалиа

Парадокс квалиа, который касается личного опыта каждого человека и живого существа, служит основой для захватывающих литературных сюжетов в жанре фантастики, художественных холстов.

В 2021 году в России Посольством республики Польша был проведен конкурс на тему «Мир в 2121 году», посвященный 100-летию фантаста Станислава Лема. Одним из его финалистов стал начинающий автор Никита Тропинин с рассказом «Квалиа», написанном в «лемовской» философии [Мир Фантастики, 2021]. В рассказе идет речь об изобретении метода искусственного наведения чувственных ощущений, в то числе оргазма.

О квалиа в произведениях искусства рассказывает Михайлов Игорь Феликсович – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН [Философия науки и техники, 2018]. Интересный пример – знаменитая картина Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо».

Представьте, что вам удалось попасть в Лувр, пробраться сквозь толпу зрителей и увидеть знаменитый холст с женщиной с томной улыбкой и темно-русыми волосами в складчатом платье, сидящей на фоне зеленовато-голубовато-розоватого пейзажа. Вы запечатлели в памяти ее образ в разной степени детальности. Но вот вы ушли из Лувра. Где теперь картина? В музее или в вашей (и не только) памяти или еще где-то?

Позитивно мыслящий человек, полагающийся на здравый смысл, утвердительно ответит, что полотно в музее, и посмеется над философами, потому что в миру картины остаются на своих местах, пока их не отправят на другую выставку, на реставрацию или украдут. А химик или физик задумаются, ведь, глядя на Мону Лизу, по большому счету, мы видим форму органических молекул холста и краски. Возможно, после реставрации от оригинального полотна уже мало что осталось? Однако воспринимаем мы, глядя на картины, субъективный образ изображения, который и остается в нашей памяти.

В случае с картиной Леонардо да Винчи создал физико-химическую матрицу, которая при контакте с нашим когнитивным аппаратом создала зрительную иллюзию, которую философы и назвали квалиа.

Великое произведение искусства – это объективная матрица или субъективная иллюзия? В данном случае картина имеет сложную онтологическую структуру как когнитивно-социальный комплекс.

Квалиа в играх

Тема сложности восприятия зрительных и слуховых образов обыгрывается не только в фантастических фильмах, книгах и картинах. Компьютерные игры последних версий изобилуют качественной графикой, многие из них потрясают воображения и позволяют получить новый интересный опыт передвижения, цвета, пространства и т.д.

Популярная игра action-adventure с открытым миром и элементами выживания No Man’s Sky погружает игрока в мир космических и фантастических ощущений. В ней, кстати, используются квалиа разных персонажей, из них даже можно создавать внутренние объекты для игры.

Как создать живой корабль в No Man’s Sky из разрозненных квалиа, читайте в подробной инструкции опытного игрока.

Чувственный мир квалиа: манга

Тема квалиа широко используется в восточной культуре. Так, в Японии создан цикл комиксов манга, которые, судя по отзывам и рецензиям, очень приближены к реальной жизни, причем, по мнению не только японцев, но и русских читателей.

Манга о квалиа описывает жизнь людей в разрезе их ощущений – необычная глубина для подобного драматического жанра. Самые известные и успешные из них:

  1. Квалиа снега (Yuki No Shita No Qualia). Это манга о гомофобе и женоненавистнике Акио и его кохай-гее Оохаши Юми. Между ними завязывается дружба, Акио предстоит понять – так ли плохи геи, возможно, к ним нужно изменить отношение?
  2. Пурпурная квалиа (Murasakiiro no Qualia). Юкари Марий – девушка с глазами пурпурного цвета, она видит все живые существа как механизмы. Эта способность мешает жить Юкари, но отключить такое видение девушка не может. И все же героиня уверена, что такое зрение помогает разглядеть таланты в людях. Подруга Манабу вскоре увидит невероятные способности Юкари.

Большей популярностью пользуется манга «Квалиа снега», также известная как «Квалиа под снегом». Несколько глав комикса читаются на одном дыхании и востребованы, судя по всему, откровенностью и реалистичностью сюжета. Для знакомства с жанром рекомендуем начать с манга «Пурпурная квалиа», который тоже состоит из нескольких глав.

Предупреждаем: даже если вы не фанат комиксов, эти истории затянут вас в чтение!

Актуальность изучения квалиа

Ставшие предметом вечных споров квалиа для врачей, биологов, философов – не просто интерес. Вероятно, знание и понимание этого явления помогут в решении насущных задач, таких как лечение дальтонизма, ахроматопсии, улучшение коммуникаций в разных сферах жизни.

Несмотря на опровержение возможности создания полноценного искусственного интеллекта, исследователи не опускают руки и ищут способы изучить этот феномен, чтобы сделать нейросети умнее и функциональнее, даже, возможно, человечнее.

Для людей, не относящихся к ученому сообществу, понимание квалиа и умение с ними обращаться – это способ расширить когнитивные способности для более осознанной, интересной жизни в гармонии с собой и окружающими.

На нашей программе «Когнитивистика» вы сделаете первые шаги к расширению способностей мозга мыслить, понимать окружающих и происходящие события, уметь решать бытовые и сложные задачи. А научиться ориентироваться в потоках информации, улавливать нужную и анализировать ее в океане манипуляций, пропаганды и попыток повлиять на мнение и восприятие обывателей поможет программа «Критическое мышление».

Ждем вас на наших программах и желаем удачи, и напоследок просим принять участие в небольшом опросе:

«Квалиа» — от лат. qualia (мн. ч.) — свойства, качества, quale (ед. ч.) — какого сорта или какого рода.

Термин, используемый в философии, преимущественно в англоязычной аналитической философии сознания, для обозначения сенсорных, чувствительных явлений любого рода. Введен американским философом К. И. Льюисом (англ.)русск. в 1929 г.

Квалиа — это «необычный термин для обозначения самой обычной из возможных для нас вещи: того, как вещи выглядят для нас»[1]. Они могут быть определены как качества или ощущения, вроде, например, красноты или боли, и рассматриваются отдельно от их влияния на поведение, а также от любых физических условий, которые могли их вызвать. В более точных философских терминах, квалиа — это свойства чувственного опыта.

«Красность» является классическим примером квалиа.

Содержание

  • 1 История и распространённость термина
  • 2 Определение квалиа
    • 2.1 Общее определение
    • 2.2 Более узкие определения
  • 3 Аргументы в пользу существования квалиа
    • 3.1 Довод о летучей мыши
    • 3.2 Довод об инвертированном спектре
    • 3.3 Довод, называемый «Философский зомби»
    • 3.4 Довод об объяснительном разрыве
    • 3.5 Довод о знании
  • 4 Критики квалиа
    • 4.1 Дэниел Деннет
    • 4.2 Пол Чёрчленд
    • 4.3 Дэвид Льюис
    • 4.4 Марвин Мински
  • 5 Перспективы научного исследования
  • 6 Другие проблемы
    • 6.1 Недетерминированность
    • 6.2 Квалиа и причинность
    • 6.3 Фальсифицируемость
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки

История и распространённость термина

Слово приобретает современное значение в начале XX века в работах К. И. Льюиса, который рассмотрел его отдельно от свойств объекта. Важность квалиа в философии сознания связана в первую очередь с тем, что они часто представляются в качестве фундаментальной проблемы для физикализма. Наибольшие споры об их существовании вращаются, однако, вокруг проблемы точного определения термина, поскольку разные философы доказывают или отрицают наличие тех или иных свойств у квалиа. Распространение определения дальше неопределённой фразы «сенсорные, чувствительные явления» одновременно выводит на спорную территорию.

Сторонники существования квалиа известны под именем квалиафилов, скептики — как квалиафобы [2].

Определение квалиа

Общее определение

Существует много определений квалиа, и они менялись со временем. Простейшим, наиболее широким определением является следующее: «каково оно» свойство ментальных состояний. То, как оно чувствуется, когда испытываешь такие ментальные состояния, как боль, видение красного цвета, запах розы и т. д. [1].

Льюис в своей книге «Сознание и порядок мира» (1929) был первым, кто использовал термин «квалиа» в его общепринятом современном смысле.

Фрэнк Джексон (1982) позднее определил квалиа как «определённые качества в первую очередь телесных ощущений, но так же и определённых актов восприятия, в которые не входит никакое количество физической информации» (с. 273).

При таких широких определениях, как приведённые выше, нет никаких сомнений, что квалиа существуют [2]. Однако такие широкие определения делают трудным обсуждение точной природы квалиа, и их взаимодействия с сознанием и внешним миром. Некоторые философы предприняли попытки дать более точное и, возможно, узкое определение квалиа, описывая вещи, существование которых является более спорным.

Более узкие определения

Дэнниел Деннет идентифицирует четыре свойства, которые обычно приписываются квалиа. Согласно им, квалиа являются:

  1. невыразимыми: это значит, что они не могут быть переданы в сообщении и не могут быть постигнуты каким-либо другим образом, кроме прямого переживания;
  2. присущими: это значит, что они являются свойствами, не связанными с отношениями, и они не изменяются в зависимости от взаимосвязи переживания с другими объектами;
  3. частными: это значит, что любые межперсональные сравнения квалиа теоретически невозможны;
  4. прямо и непосредственно воспринимаемыми сознанием: это означает, что переживать квалиа автоматически означает знание о том, что ты переживаешь квалиа, а знать квалиа значит переживать его.

Если квалиа такого рода существуют, тогда человек с нормальным зрением, который видит красный, не сможет описать переживание этого восприятия таким образом, чтобы слушающий, который никогда не видел этого цвета, смог бы узнать всё, что можно знать об этом переживании. Хотя можно привести аналогию, например: «красное выглядит как горячее», или предоставить описание условий, при которых это переживание происходит, вроде: «это цвет, который вы видите, когда свет длинной волны 700 нм направлен на вас», сторонники этого определения квалиа утверждают, что такое описание неспособно передать полное описание переживания.

Другой способ определения квалиа — это «сырые ощущения». Сырое ощущение — это восприятие в себе и само по себе, рассматриваемое полностью изолировано от любого эффекта, которое оно может оказывать на поведение и на поведенческие установки. Наоборот, «приготовленные ощущения» — это те восприятия, которые проявляют своё существования в зависимости от своих эффектов.

Согласно тезису, выдвинутому Солом Крипке в книге «Равенство и необходимость» (1971), одним важным следствием из заявления, что такая вещь, как сырые ощущения, может быть предметом осмысленного обсуждения — то есть что квалиа существуют — является то, что это ведёт к логической возможности существования двух существ, ведущих себя одинаковым образом во всех отношениях, несмотря на то, что одно из них абсолютно не имеет квалиа. Хотя очень немногие утверждают, что такое существо, называемое философским зомби, действительно существует, сама такая возможность заявляется достаточной, чтобы отвергнуть физикализм. Те, кто подвергают сомнению существование квалиа, неизбежно должны подвергать сомнению и существование философских зомби.

Древняя суфийская метафора о кофе хорошо выражает эту концепцию: «Тот, кто чувствует вкус, знает; кто не чувствует — не знает».

Джон Серль отверг представление о том, что проблема квалиа отличается от проблемы самого сознания, утверждая, что сознание и квалиа — это один и тот же феномен.

Аргументы в пользу существования квалиа

Поскольку по определению трудно или невозможно передать квалиа вербально, трудно продемонстрировать их непосредственно в рассуждении, требуется более тонкий подход. Аргументы в пользу квалиа обычно имеют форму мысленных экспериментов, направленных на то, чтобы привести к выводу, что квалиа существуют.

Довод о летучей мыши

Хотя в ней не упоминается слово квалиа, статья Томаса Нагеля «Каково быть летучей мышью?» (What is it Like to Be a bat) часто цитируется в дискуссиях вокруг квалиа. Нагель утверждает, что сознание имеет сущностно субъективный характер, а именно аспект «каково это». Он утверждает, что «любой организм имеет сознательные ментальные состояния, если и только если есть нечто, что является бытием этого организма — нечто подобное „для“ этого организма». Нагель также предполагает, что субъективный аспект сознания никогда не сможет быть эффективным образом принят в расчёт объективными методами редукционалистской науки. Он заявляет, что «если мы признаем, что физическая теория сознания должна объяснять субъективный характер восприятия, мы должны признать, что ни одна из существующих в настоящий момент концепций не даёт нам ни намёка о том, как это может быть сделано». Более того, он утверждает, что «кажется маловероятным, что какая-либо физическая теория сознания может рассматриваться до того, как появятся новые идеи об основной проблеме объективного и субъективного».

Довод об инвертированном спектре

Основная статья: Инвертированный спектр

Инвертированные квалиа

Мысленный эксперимент с инвертированным спектром, впервые предложенный Джоном Локком[3], предлагает нам представить, что мы однажды утром проснулись и обнаружили, что по некой неизвестной причине все цвета в мире инвертировались. Более того, мы обнаружили, что никаких физических изменений в нашем мозгу или в теле, которые могли бы объяснить этот феномен, не произошло. Сторонники существования квалиа утверждают, что, поскольку мы можем представить эту ситуацию без противоречий, из этого следует, что мы представляем себе изменение в качестве, которое определяет то, как вещи выглядят для нас, но которое не имеет физического основания. Более детально:

  1. Метафизическая идентичность опирается на необходимость.
  2. Если некое утверждение, возможно, ложно, то, следовательно, оно не необходимо.
  3. Вполне можно представить, что квалиа могут иметь различные отношения к физическим состояниям мозга.
  4. И раз это можно представить, то это возможно.
  5. Поскольку квалиа могут иметь различные отношение к физическим состояниям мозга, они не могут быть идентичны физическим состояниям мозга (исходя из пункта 1).
  6. Следовательно, квалиа не являются физическими.

Это доказательство таким образом утверждает, что если мы признаем возможность инвертированного спектра, мы должны признать, что квалиа существуют (и не являются физическими). Некоторые философы находят абсурдным то, что диванные рассуждения могут доказать существование чего-либо, и детальное доказательство включает в себя множество предположений об умопостижимости и возможности, которые открыты для критики. Например, быть может, невозможно для любого данного состояния мозга создавать что-либо иное, чем данную квалиа в нашей вселенной, и в этом всё дело.

Идея о том, что инвертированный спектр не будет заметен на практике, также открыта критике с научных позиций.

Разумеется, возможно, но не доказуемо, что ситуация на самом деле такова, как предлагает эксперимент с инвертированным спектром. Если то, что один человек видит как красный цвет, другой видит как то, что первый видит зелёным, но при этом второй человек называет это красным, никто не заметит этой разницы, за исключением случая, если один из них получит доступ к сознанию другого, что, разумеется, невозможно.

Довод, называемый «Философский зомби»

Есть ещё одно доказательство такого же рода, которое утверждает, что можно представить, что возможны физические дубликаты людей, называемые «зомби», без каких-либо квалиа вообще. Эта идея также может быть подвергнута критике на тему смешения представимости и возможности [4][5].

Довод об объяснительном разрыве

Статья Джозефа Левина «Представимость, идентичность и объяснительный разрыв» начинается именно там, где останавливается критика аргументов, связанных с представимостью, таких как аргумент об инвертированном спектре и аргумент о философском зомби. Левин соглашается с тем, что представимость — шаткая основа для средства установления метафизической реальности, но указывает на то, что, даже если мы придём к выводу, что квалиа являются не-физическими, они всё равно представляют «объяснительную» проблему.

Однако, такая эпистемологическая или объяснительная проблема может указывать на лежащую в основе метафизическую проблему: не-физичность квалиа, хотя и не доказана с помощью рассуждений о представимости, всё же и далеко не исключена.

Довод о знании

Френк Джексон в статье «Эпифеноменальные квалиа» (1982) предлагает то, что сам называет «доводом о знании» для квалиа. Один из примеров звучит следующим образом:

« Мэри — учёный, изучающий цвета, и знает все физические факты о цвете, включая все физические факты о переживании цвета другими людьми, начиная с поведения, который конкретный цвет может вызвать, и вплоть до конкретных последовательностей нейрологических реакций, которые регистрируются при восприятии цвета. Однако она с рождения была заключена в комнате, раскрашенной только в чёрно-белые цвета, и могла наблюдать внешний мир только через чёрно-белый монитор. Когда ей позволят покинуть комнату, следует признать, что она узнает что-то новое о красном цвете в первый раз, когда увидит его, — в первую очередь, то, каково это видеть цвет. »

Этот мысленный эксперимент имеет две цели. Во-первых, он призван показать, что квалиа существуют. Если мы согласны с этим мысленным экспериментом, мы должны признать, что Мэри приобретает нечто, покидая комнату, — что она приобретает знание об определённой вещи, которой она не обладала ранее. Это знание, утверждает Джексон, есть знание той квалиа, которая соответствует переживанию красного цвета, и следовательно, отсюда можно заключить, что квалиа — это реальные качества, поскольку есть разница между человеком, который имеет доступ к определённым квалиа, и который не имеет.

Вторая цель этого рассуждения — отвергнуть физикалистское представление об уме. А именно, довод о знании является атакой на физикалисткое заявление о полноте физической истины.

Вызов, который бросает довод о знании физикализму, состоит в следующем:

  1. До своего освобождения, Мэри обладала всей физической информацией о переживании цвета людьми.
  2. После своего освобождения Мэри узнала нечто о цветовых переживаниях других людей.
    Следовательно,
  3. До своего освобождения Мэри не обладала всей информацией о цветовых переживаниях людей, хотя она и обладала всей физической информацией
    Следовательно,
  4. Есть истины о цветовых переживаниях других людей, которые не являются физическими.
    Следовательно,
  5. Физикализм ложен.

В конечном счёте Джексон утверждает, что квалиа являются эпифеноменами, не обладающими причинным действием на физический мир. Джексон не даёт позитивных доказательств этого утверждения, скорее, он утверждает его, потому что оно защищает квалиа от классической проблемы дуализма. Нашим естественным предположением является то, что квалиа должны обладать причинным действием на физический мир, но тогда мы можем задаться вопросом, как мы можем вообще знать об их существовании, если они не воздействуют на наш мозг. Если квалиа обладают нефизическими свойствами (что должно быть в соответствии с аргументом против физикализма), то тогда непонятно, как они могут оказывать какое-либо влияние на физический мир. Называя квалиа эпифеноменами, Джексон стремится защитить их от требования играть причинную роль.

Критики квалиа

Дэниел Деннет

В своих работах «Объяснение сознания» (1991) и «Неявно рекурсивное определение квалиа» (1988) Дэниел Деннет предлагает довод против квалиа с целью показать, что приведённое выше определение не выдерживает критики, если попытаться применить его на практике. В серии мысленных экспериментов, которые он назвал «интуитивным насосом», он рассматривает квалиа в области нейрохирургии, клинической психологии и психологического эксперимента. Его доказательство стремится продемонстрировать, что если концепция квалиа помещается в такие рамки, то она оказывается бесполезна в ситуации, когда надо ответить на конкретный вопрос, или что вопросы, созданные введением понятия квалиа, не имеют ответов именно по причине специфических качеств, присущих квалиа по определению.

В усовершенствованной Деннетом версии мысленного эксперимента с инвертированным спектром, названным «альтернативная нейрохирургия», вы опять просыпаетесь, и оказывается, что ваши квалиа инвертированы — трава стала красной, небо — оранжевым. Исходя из описания оригинального эксперимента, вы немедленно должны обнаружить, что произошло нечто неправильное. Деннет утверждает, однако, что невозможно знать, действительно ли дьявольские нейрохирурги инвертировали ваши квалиа (путём переключения вашего оптического нерва) или они просто инвертировали соединение с вашими воспоминаниями о прошлых квалиа. Поскольку обе операции дадут один и тот же результат, у вас не будет никакой возможности определить своими силами, какая из операций действительно была произведена, и в силу этого вы окажетесь в странной позиции незнания того, действительно ли была произведена смена «мгновенно воспринимаемых» квалиа.

Доказательство Деннета основывается на следующем центральном возражении. Для того, чтобы квалиа были всерьёз приняты как компонент опыта — чтобы они имели смысл как отдельная концепция — должно быть возможным показать, что:

a) есть возможность знать, что перемена произошла именно в квалиа, а не в чём-либо другом;

или что

b) между состоянием с изменёнными квалиа и состоянием с неизменёнными квалиа существует разница.

Деннет стремится показать, что мы не можем выполнить требование (а) ни путём интроспекции, ни путём мысленных экспериментов, и что само определение понятия «квалиа» подрывает возможность удовлетворения требования (b).

Деннет также возражает в ответ на мысленный эксперимент «Комната Марии». Он утверждает, что Мэри не узнает ничего нового, если она выйдет из своей чёрно-белой комнаты, чтобы увидеть красный цвет. Деннет утверждает, что если Мэри действительно знает абсолютно всё о цвете, это знание будет включать глубокое понимание того, как и почему человеческая неврология вызывает у нас квалию цвета. Мэри, таким образом, будет уже знать, чего ожидать от видения цвета до того, как она покинет комнату. Деннет утверждает, что неясный момент в этом эксперименте состоит в том, что считается, что Мэри не просто знает о цвете, но, вообще говоря, является знающей все физические факты о нём. А это будет настолько обширным знанием, что оно превысит всё, что мы можем себе представить, и изменит наше интуитивное восприятие.

Если Мэри действительно знает всё о физике переживания цвета, что можно знать, это означает её фактическое всеведение. Поэтому она будет способна вычислить свою собственную реакцию и установить, каково на самом деле видение цвета.

Деннет считает, что многим людям будет трудно это понять, поэтому он приводит пример с РобоМэри, чтобы лучше проиллюстрировать, каково будет для Мэри обладать столь огромным знанием физики работы мозга и цветного зрения. РобоМэри — это интеллектуальный робот, на камеры-глаза которого наложено программное ограничение, позволяющее ей воспринимать только чёрный и белый цвета и тени между ними.

РобоМэри может исследовать компьютерные мозги подобных себе роботов, не имеющих ограничений на цветовое зрение, когда они смотрят на красный помидор. Она видит, как именно они реагируют, и какие именно импульсы возникают. РобоМэри может также сконструировать модель своего собственного мозга, отключить в этой модели ограничения на цветное зрение и, используя знания о других роботах, исследовать, как именно эта модель её самой реагирует на восприятие красного помидора. РобоМэри по своей природе властна над всеми своими внутренними состояниями, за исключением ограничения на восприятие цвета. Таким образом, никогда не видев красного помидора через свои камеры, она будет точно знать, каково это: видеть красный помидор.

Деннет использует этот пример, чтобы показать нам, что всезнание физики делает внутренние состояния Мэри столь же ясными, как у робота или компьютера, и она может непосредственно выяснить, каким будет для неё это ощущение: видеть красный цвет.

Возможно, что неспособность Мэри узнать, что такое восприятие красного цвета, является просто проблемой языка или проблемой нашей неспособности описывать переживания. Раса инопланетян с другим методом коммуникации или описания вполне может быть способна обучить свою версию Мэри тому, что такое ощущение красного цвета. Возможно, причиной тому есть исключительно человеческая неспособность описывать переживания от первого лица с позиции третьего лица. Деннет предполагает, что такое описание может быть возможным даже на английском языке. Он предлагает более простую версию мысленного эксперимента с Мэри, чтобы показать, как это может быть сделано. Что, если бы Мэри была бы в комнате без треугольников, и всё так организовано, что она никогда не делала и не видела треугольников? Описания всего из нескольких слов на английском языке может быть достаточно, чтобы она могла бы представить себе треугольник: она смогла бы без проблем непосредственно визуализировать треугольник в своей голове. Подобным образом, предполагает Деннет, абстрактно логически возможно, что квалиа того, каково видеть красный цвет, может быть в конечном счёте описана на английском языке с помощью миллионов или миллиардов слов.

Пол Чёрчленд

Мэри можно рассматривать как одичавшего ребёнка. Одичавшие дети страдают от исключительной изоляции в детстве. Технически говоря, когда Мэри покинет комнату, у неё не будет способности видеть или знать, что такое цвет. Мозг должен учиться и развить способность видеть цвет. Определённые паттерны должны возникнуть в области V4 зрительном отделе коры головного мозга. Эти патерны формируются под воздействием восприятия разных длин волн света. Это обучение должно произойти на ранних стадиях развития мозга. В случае Мэри идентификация и категоризация цвета будет происходить только в формах чёрного и белого.

Дэвид Льюис

Дэвид Льюис приводит аргумент, который вводит новую гипотезу о типах знания и способах его передачи в случае квалиа. Льюис соглашается с тем, что Мэри не может узнать, каков красный цвет, посредством своих монохроматических физикалистких исследований. Но он предполагает, что это не имеет значения. Обучение передаёт информацию, но переживание квалиа не передаёт информацию; вместо этого оно передаёт способности. Когда Мэри видит красный цвет, она не получает никакой новой информации. Она получает новые способности — она теперь может помнить, каков красный цвет, представлять себе другие красные вещи и распознавать другие примеры красного цвета. Льюис утверждает что мысленный эксперимент Джексона использует «гипотезу о феноменологической информации». Льюис предлагает другую «гипотезу о способностях», которая разделяет два типа знаний: знания, которые являются информацией (что-знание, know-that), и знания, которые являются способностями (как-знание, know-how). Обычно оба типа связаны: обычное обучение также является опытом для соответствующего субъекта, и люди одновременно получают информацию (например, о том, что Фрейд был психологом) и способность (способность распознавать изображения Фрейда). Однако в случае данного мысленного эксперимента Мэри во время обычного обучения может получить только знания в виде информации. Она не может использовать опыт, чтобы приобрести знания-способности, которые позволили бы ей помнить, представлять и распознавать красный цвет.

Мы исходим из предположения, что Мэри была лишена некоторых критически важных данных, необходимых для переживания красного цвета. Также непротиворечивым кажется то, что некоторые вещи не могут быть выучены внутри комнаты. Например, мы не ожидаем от Мэри, что она научится кататься на лыжах внутри комнаты. Льюис подчёркивает, что информация и способности — это принципиально разные вещи. В этом случае физикализм оказывается снова в согласии с тем утверждением, что Мэри получает новые знания. Эта идея также полезна при рассмотрении других примеров с квалиа, «быть летучей мышью» — это способность, так что это как-знание.

Марвин Мински

Ветеран исследований искусственного интеллекта Марвин Мински полагает, что проблема квалиа является по существу проблемой сложности, или точнее путаницы сложности и простоты.

« А теперь философ-дуалист может пожаловаться: „Вы описали, как ранение воздействует на ваш ум, но вы всё ещё не можете описать, как ранение чувствуется“. Это, как я утверждаю, большая ошибка, которая состоит в попытке определить „ощущение“ как независимый объект, сущность которого неописуема. Мне видится, что чувства — это не какие-то непонятные отдельные явления. Это и есть именно те познавательные изменения, которые определяют что такое „ранение“. И они включают в себя и все эти неуклюжие попытки выразить и соединить эти изменения. Эта большая ошибка происходит от поиска простой, единой „сути“ ранения, вместо осознания того, что под этим словом мы называем сложное перераспределение наших ресурсов[7]. »

Перспективы научного исследования

Вилейанур Рамачандран и Уильям Хирштейн предложили 3 закона квалиа (позже добавив к ним четвёртый), или «функциональных критерия, которые должны выполняться, чтобы определённые нервные явления были ассоциированы с квалиа» философами сознания:

«
  1. Квалиа неизменны и несомненны. Вы не можете сказать: «Может быть, это красное, но я могу визуализировать это как зелёное, если я захочу». Явным образом выраженное нервное представление красного цвета создаётся и неизменным автоматическим образом сообщается высшим нервным центрам.
  2. Когда такое представление создано, с ним можно делать что угодно. У вас огромный выбор, например, если у вас есть восприятие яблока, вы можете использовать его для того, чтобы соблазнить Адама, чтобы сохранить здоровье, приготовить пирог или просто съесть. Несмотря на то, что представления формируются по входящим данным однозначно и автоматически, на выходе результаты могут быть совершенно произвольными. Это, однако, неверно для спинномозгового условного рефлекса, где результаты на выходе точно также однозначны и автоматичны. В действительности у паралитика с разрывом спинного мозга могут быть эрекция и эякуляция без переживания оргазма.
  3. Краткосрочная память. Входящие данные неизменным образом создают представление, которое пребывает в краткосрочной памяти — достаточно долго, чтобы хватило времени выбрать ответное поведение. Без этого компонента вы получаете только рефлекторную дугу.
  4. Внимание. Квалиа и внимание близко связаны. Необходимо внимание, чтобы удовлетворить критерию номер два: чтобы выбирать. Исследование нервных связей, вовлечённых в формирование внимания, таким образом, прольёт свет на природу квалиа[8].
»

Другие проблемы

Недетерминированность

Можно применить критику, подобную критике Кантовской «вещи в себе» со стороны Ницше, к проблеме квалиа: квалиа ненаблюдаемы в других и имеют неколичественную природу внутри нас. Мы не можем быть даже уверены, обсуждая некие конкретные квалиа, что мы обсуждаем одни и те же феномены. Таким образом, ценность любого обсуждения квалиа не ясна, поскольку точность описаний квалиа совершенно невозможно определить. Квалиа могут быть сопоставлены с «вещами в себе» в том смысле, что они не имеют свойств, которые могут быть продемонстрированы обществу; это, помимо невозможности быть уверенным, что мы говорим об одних и тех же квалиа, не позволяет определить ценность квалиа в любой философии, которая полагается на доказательство посредством строгих определений. С другой стороны, квалиа могут рассматриваться как кантовские феномены, поскольку они полагаются кажимостями явлений.

Квалиа и причинность

Точка зрения, известная как эпифеноменализм и утверждающая, что сознание лежит за пределами физического мира, и не имеет над ним никакой причинной силы,  часто считается маловероятной [9] или полностью невероятной [10], только потому что наше собственное сознание выглядит причинно активным. Для того, чтобы избежать эпифеноменализма, тот, кто считает квалиа нефизическими, должен принимать нечто вроде дуализма с взаимодействиями или, возможно, эмерджизма — то есть утверждения о том, что существуют пока ещё неизвестные способы взаимодействия между физическим и психическим. Это, в свою очередь означает, что квалиа могут быть обнаружены внешним наблюдателем по их причинно-следственным воздействиям.

Фальсифицируемость

Научная критика идеи квалиа может указать на то, что утверждение о существовании квалиа не может быть доказано или опровергнуто посредством экспериментальных свидетельств, а следовательно, утверждение об их существовании не явлется «научной» гипотезой, поскольку, согласно философии науки Карла Поппера, гипотеза или теория должна быть фальсифицируема. Более того, как показывает рассуждение о философском зомби, квалиа не могут считаться описуемыми в эмпирическом терминах, а наука стремится исключительно к описанию объектов и событий, которые эмпирически описуемы, или которые демонстрируемым образом связаны с эмпирически описуемыми вещами.

Однако, это делает квалиа только научно недопустимыми; это не делает их философски недопустимыми или просто несуществующими. Сторонник существования квалиа может просто возразить, что неспособность науки описать квалиа вполне ожидаема, поскольку квалиа нефизичны.

Примечания

  1. Dennet, D. Quining Qualia
  2. Joseph Levine. «Consciousness Located: You’ll Wonder Where the Yellow Went». Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. book review of Valerie Gray Hardcastle’s Locating Consciousness
  3. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении.(Философское наследие. Т.93).-М.: Мысль, 1985.- 621с.-С.78-582. с примечаниями.
  4. Stanford Encyclopedia of Philosophy on Zombies
  5. Entertaining overview of zombies by David Chalmers
  6. Levine, J. Conceivability, Identity, and the Explanatory Gap
  7. Edge interview with Marvin Minsky
  8. Ramachandran V. S. and Hubbard E. M. (2001). «Synaesthesia — a window into perception, thought and language». Journal of Consciousness Studies, 8, 3-34.
  9. ‘Epiphenomenalism has had few friends. It has been deemed «thoughtless and incoherent» (Taylor 1927, 198), «unintelligible» (Benecke 1901, 26), «quite impossible to believe» (Taylor 1963, 28)
  10. (McLaughlin 1994, 284).’ Internet#H5 Encyclopedia of Philosophy

Литература

  • Чалмерс, Дэвид (ed.). (2002) Philosophy of Mind: Classical and Contemporary Readings, Oxford University Press.
  • Churchland, Paul. (1992) «Knowing Qualia: A Reply to Jackson», Chapter 4 in A Neurocomputational Perspective, MIT Press, pp. 67–76. Reprinted in The Nature of Consciousness, 1997, edited by Ned Block, Owen Flanagan, and Guven Guzeldere.
  • Dennett, D. C. (1988) «Quining qualia», in Consciousness in Contemporary Science, edited by A. Marcel & E. Bisiach, Oxford University Press. Online text
  • Dennett, D. C. (1991) Consciousness Explained. Little, Brown, and Company.
  • Dennett, D. C. (1996) «Facing Backwards on the Problem of Consciousness», Journal of Consciousness Studies, vol. 3, no. 1, pp. 4–6. Online text
  • Dennett, D. C. (1998) «The Unimagined Preposterousness of Zombies», in Brainchildren: Essays on Designing Minds, MIT Press and Penguin. Online abstract
  • Edelman, G. (1990) The Remembered Present: A Biological Theory of Consciousness, Basic Books.
  • Harman, Gilbert. (1990) «The Intrinsic Quality of Experience», Philosophical Perspectives, 4, Action Theory and Philosophy of Mind, pp. 31–52.
  • Harnad, Stevan. (2000) Correlation vs. Causality: How/Why the Mind/Body Problem Is Hard, Journal of Consciousness Studies, vol. 7, no. 4, pp. 54–61. Online text
  • Horgan, T. (1987) «Supervenient Qualia», Philosophical Review, vol. 96, pp. 491–520.
  • Jackson, Frank. (1982) «Epiphenomenal Qualia», Philosophical Quarterly, vol. 32, pp. 127–36. Online text
  • Kitcher, P. S. (1979) «Phenomenal Qualities», American Philosophical Quarterly, vol. 16, pp. 123–9.
  • Крипке, Сол. (1971) «Identity and Necessity», in Identity and Individuation, edited by M. K. Munitz, New York: New York University Press.
  • Lewis, C. I. (1929) Mind and the World Order, New York: C. Scribner’s Sons.
  • Lewis, David. (1995) Should a Materialist Believe in Qualia? Australasian Journal of Philosophy, vol. 73, pp. 140–44.
  • Pharoah, M. C. (online). Looking to systems theory for a reductive explanation of phenomenal experience and evolutionary foundations for higher order thought Retrieved Dec.14 2007.
  • Rodolfo Llinas (2001) «I of ther Vortex» MIT Press.
  • Нагель, Томас. (1979) «What is it Like to be a Bat?» Mortal Questions, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 165–180.
  • Сёрль, Джон. (1997) The Mystery of Consciousness, New York: New York Review Books.

См. также

  • Дэвид Чалмерс
  • Сознание
  • Василий Кандинский
  • Синестезия (coupling of two senses)
  • Интенциональность

Ссылки

  • И.Зайцев. Квалиа и парадигма функционализма.
  • А. В. Турчин, «Квалиа — атомы опыта.»
  • Online papers on qualia, by various authors, compiled by David Chalmers
  • Absent Qualia, Dancing Qualia, Fading Qualia — by David Chalmers
  • «Field Guide to the Philosophy of Mind»
    • The Knowledge Argument — by Torin Alter
    • Qualia Realism. — by William Robinson.
  • Qualia! (Now Showing at a Theatre Near You) — By Eric Lormand. A response to Dennett.
  • Quining Qualia — by Daniel Dennett
  • The Stanford Encyclopedia of Philosophy:
    • Inverted Qualia — by Alex Byrne.
    • Qualia — by Michael Tye.
    • Qualia: The Knowledge Argument — by Martine Nida-Rümelin.
  • Three Laws of Qualia — by Ramachandran and Hirstein (biological perspective).

Проблемы с содержанием статьи

Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка.

Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне.

 Просмотр этого шаблона Философия сознания
Философы Витгенштейн  • Декарт  • Деннет  • Дэвидсон  • Минский  • Нагель  • Остин  • Райл  • Рорти  • Сёрль  • Спиноза  • Тьюринг  • Чалмерс
Теории Бихевиоризм  • Биологический натурализм  • Дуализм  • Интеракционизм  • Материализм  • Монизм  • Наивный реализм  • Нейтральный монизм  • Солипсизм  • Феноменализм  • Функционализм  • Физикализм  • Элиминативный материализм  • Эпифеноменализм
Концепции Интенциональность  • Искусственный интеллект  • Квалиа  • Китайская комната  • Сознание  • Tabula rasa  • Абстрактный объект
Другое Философия искусственного интеллекта
Категория:Философия сознания

Слово «квалиа»

Слово состоит из 6 букв, начинается на согласную, заканчивается на гласную, первая буква — «к», вторая буква — «в», третья буква — «а», четвёртая буква — «л», пятая буква — «и», последняя буква — «а».

  • Синонимы к слову
  • Написание слова наоборот
  • Написание слова в транслите
  • Написание слова шрифтом Брайля
  • Передача слова на азбуке Морзе
  • Произношение слова на дактильной азбуке
  • Остальные слова из 6 букв

Видео Ломаем мозг: Немного прикладной философии. Понятие "квалиа" от упоротых зоологов (автор: Yoll)59:15

Ломаем мозг: Немного прикладной философии. Понятие «квалиа» от упоротых зоологов

Видео Квалиа. Загадка феноменального сознания. А.Беседин (автор: Moscow Center for Consciousness Studies)15:12

Квалиа. Загадка феноменального сознания. А.Беседин

Видео Убермаргинал ломает мозг. Прикладная философия и понятие "квалиа" (автор: uebermarginal)20:22

Убермаргинал ломает мозг. Прикладная философия и понятие «квалиа»

Видео Qualia - Everything is Going To Be Fine (Full Album) (автор: 9eCn3)26:01

Qualia — Everything is Going To Be Fine (Full Album)

Синонимы к слову «квалиа»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + абстрактные объекты −
  • + акт познания −
  • + аналитические суждения −
  • + буддийская психология −
  • + воспринимать органами чувств −
  • + индуктивное умозаключение −
  • + категориальная ошибка −
  • + конкретные вещи −
  • + научный реализм −
  • + область определения −
  • + онтологический статус −
  • + принцип достаточного основания −
  • + проводить различие −
  • + простое представление −
  • + психический феномен −
  • + психофизический параллелизм −
  • + рассудочные понятия −
  • + реальность консенсуса −
  • + содержание сознания −
  • + способ восприятия −
  • + трансцендентальная эстетика −
  • + феноменологическая редукция −
  • + формальные науки −
  • + чувственные образы −

Ваш синоним добавлен!

Написание слова «квалиа» наоборот

Как это слово пишется в обратной последовательности.

аилавк 😀

Написание слова «квалиа» в транслите

Как это слово пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 կվալիա

в греческой🇬🇷 κυαλεια

в грузинской🇬🇪 კვალია

в еврейской🇮🇱 כבאליא

в латинской🇬🇧 kvalia

Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80aaezhi

Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

rdfkbf

Написание слова «квалиа» шрифтом Брайля

Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠅⠺⠁⠇⠊⠁

Передача слова «квалиа» на азбуке Морзе

Как это слово передаётся на морзянке.

– ⋅ – ⋅ – – ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ –

Произношение слова «квалиа» на дактильной азбуке

Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача слова «квалиа» семафорной азбукой

Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.

xbnädn

Остальные слова из 6 букв

Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.

  • а-а-а!
  • аангич
  • абагар
  • абажур
  • абазин
  • абазия
  • абакум
  • абалон
  • абанец
  • абасон
  • абатец
  • абатур
  • абашец
  • абашка
  • аббаси
  • абгаль
  • абгора
  • абджад
  • абелев
  • абелит
  • абзацы
  • абзимы
  • абигор
  • абинец

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Ква́лиа (от лат. qualia (мн. ч.) — свойства, качества, quale (ед. ч.) — какого сорта или какого рода) — термин, используемый в философии, преимущественно в англоязычной аналитической философии сознания, для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода. Введен американским философом К. И. Льюисом в 1929 году.
Квалиа — это «необычный термин для обозначения самой обычной из возможных для нас вещи: того, как вещи выглядят для нас».
Они могут быть определены как качества или ощущения, вроде, например, красноты или боли, и рассматриваются отдельно от их влияния на поведение, а также от любых физических условий, которые могли их вызвать. В более точных философских терминах, квалиа — это свойства чувственного опыта.
Один из создателей квантовой механики Эрвин Шрёдингер высказал своё суждение на этот счёт:
Ощущение цвета нельзя свести к объективной картине световых волн, имеющейся у физика. Мог бы физиолог объяснить его, если бы он имел более полные знания, чем у него есть сейчас, о процессах в сетчатке, нервных процессах, запускаемых ими в пучках оптических нервов в мозге? Я так не думаю.
Статус квалиа является одной из самых острых и широко обсуждаемых проблем в современной философии, поскольку он служит ключом к пониманию природы сознания. Квалиа занимают центральное место в решении психофизиологической проблемы.

Источник: Wikipedia.org

Оставьте ваш комментарий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кваканье синоним
  • Квакает синоним
  • Квазисудебные синоним
  • Квазирелигиозный синоним
  • Квазиреальность синоним