Культуросообразный синоним

        учет условий, в к-рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко оценивая роль просвещения народа, Дистервег к числу задач школьного образования относил воспитание гуманных и сознат. граждан, а не “истинных пруссаков”. Принципами воспитания он считал природосообразность (учет индивидуальных физич. и психич. особенностей), самодеятельность (направленность на развитие творч. активности) и культуросообразность.

        Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из к-рого, по мнению Дистервега, развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на к-рой находится об-во, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставления естеств. и гражд. состояния человека, Дистервег не исключал возможности противоречия между принципами природосообразности и культуросообразности. Он полагал, что в случае конфликта не следует поступать наперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования, ложной культуры.

        В 20 в. произошел отрыв понятия культуры как целого от тех понятий, к-рые издавна совпадали с определением культурности, понимались почти как синонимы. Появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения, цивилизации и образования. Совр. образование — продукт эпохи Просвещения, и оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции. Однако наука к к. 20 в. сделала резкий скачок и радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись от универсальных притязаний. Наука ныне обратилась к нравств. исканиям, а система школьных дисциплин еще с трудом выбирается из шор картины мира 19 в. Образование перестает пониматься как “культивирование”, т.е. “делание” личности в условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как “накачка информацией”. В основе образоват. системы в нашей стране был заложен принцип политехнизации образования, суть к-рого заключается в подготовке кадров для производства. Упор делался на подготовку специалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второй план. Понятие “человек образованный” осознавалось как “человек информированный”, а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более — к порождению культурных новаций.

        В наст. время в нашей стране осуществляется становление культурологии как учебной дисциплины, предметом к-рой является не просто изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, а анализ взаимодействия,взаимопроникновения культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры. Такое понимание предметной области культурологич. учебных дисциплин обусловлено целью и осн. задачами образования, среди к-рых на первое место выдвигается необходимость инкулыпурации (приобщения к культуре) человека. Став носителем культурно-истор. ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий. Т.о., в центре культуры находится человек и сама культура является его творением.

        Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в пед. деятельности — эти процессы требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологич. подготовки студентов. Анализ особенности реализации К.п. на совр. этапе будет способствовать процессу качественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России.

Лит.: Дистервег Ф.А.В. Руководство для нем. учителей. М., 1913; Он же. Избр. пед. соч. М., 1956; Лотман Ю.М. Проблема “обучения культуре” как ее типологическая характеристика // Уч.зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 284. Тарту, 1971; Университетское образование: Приглашение к размышлению. М., 1995.

Л.П. Воронцова

Культурология. XX век. Энциклопедия.
1998.

Культурология. Словарь-справочник

Культуросообразности принцип

учет условий, в к-рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко оценивая роль просвещения народа, Дистервег к числу задач школьного образования относил воспитание гуманных и сознат. граждан, а не «истинных пруссаков». Принципами воспитания он считал природосообразность (учет индивидуальных физич. и психич. особенностей), самодеятельность (направленность на развитие творч. активности) и культуросообразность.

Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из к-рого, по мнению Дистервега, развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на к-рой находится об-во, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставления естеств. и гражд. состояния человека, Дистервег не исключал возможности противоречия между принципами природосообразности и культуросообразности. Он полагал, что в случае конфликта не следует поступать наперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования, ложной культуры.

В 20 в. произошел отрыв понятия культуры как целого от тех понятий, к-рые издавна совпадали с определением культурности, понимались почти как синонимы. Появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения, цивилизации и образования. Совр. образование — продукт эпохи Просвещения, и оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции. Однако наука к к. 20 в. сделала резкий скачок и радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись от универсальных притязаний. Наука ныне обратилась к нравств. исканиям, а система школьных дисциплин еще с трудом выбирается из шор картины мира 19 в. Образование перестает пониматься как «культивирование», т.е. «делание» личности в условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как «накачка информацией». В основе образоват. системы в нашей стране был заложен принцип политехнизации образования, суть к-рого заключается в подготовке кадров для производства. Упор делался на подготовку специалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второй план. Понятие «человек образованный» осознавалось как «человек информированный», а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более — к порождению культурных новаций.

В наст. время в нашей стране осуществляется становление культурологии как учебной дисциплины, предметом к-рой является не просто изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, а анализ взаимодействия, взаимопроникновения культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры. Такое понимание предметной области культурологич. учебных дисциплин обусловлено целью и осн. задачами образования, среди к-рых на первое место выдвигается необходимость инкультурации (приобщения к культуре) человека (см. Инкультурация). Став носителем культурно-истор. ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий. Т.о., в центре культуры находится человек и сама культура является его творением.

Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в пед. деятельности — эти процессы требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологич. подготовки студентов. Анализ особенности реализации К.п. на совр. этапе будет способствовать процессу качественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России.

Лит.: Дистервег Ф.А.В. Руководство для нем. учителей. М., 1913; Он же. Избр. пед. соч. М., 1956; Лотман Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика // Уч.зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 284. Тарту, 1971; Университетское образование: Приглашение к размышлению. М., 1995.

Л.П. Воронцова.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов?
    Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.

    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.

  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

1. Ударение на другую букву. 2. Ассонансы. 3. Неточные рифмы «культуросообразный». 4. Ассоциации, предложения на sinonim.org. 5. Рифмы столбиками. 6. Сортировать по алфавиту.

7. Указать:

8. Рифмы помечаются кликом, двойной клик откроет значение и синонимы.

Наиболее точные рифмы для «культуросообра́зный»

  • твердофазный
  • нецелесообразный
  • алмазный
  • многообразный
  • безобразный
  • однообразный
  • буржуазный
  • целесообразный
  • своеобразный
  • благообразный
  • заразный
  • несуразный
  • разнообразный
  • безотказный
  • разный
  • посообразней
  • ежечасней
  • самовластней
  • отвязный
  • конусообразней
  • наукообразней
  • фугасней
  • несвязней
  • скачкообразней
  • каркасней
  • всевластней
  • куртуазней
  • пожароопасный
  • несообразней
  • водолазней
  • внеклассней
  • человекообразней
  • мелкобуржуазней
  • шарообразней
  • кроваво-красный
  • зигзагообразней
  • безгласней
  • волнообразней
  • распрекрасней
  • неотвязней
  • крестообразней
  • подобострастный
  • полновластный
  • великовозрастней
  • посладострастней
  • газообразней
  • непролазней
  • приказней
  • связней
  • приязней
  • неопасней
  • громогласней
  • тёмно-красный
  • несогласней
  • взрывоопасней
  • неподвластней
  • пристрастней
  • атласней
  • высококлассный
  • бессвязней
  • гласный
  • поразвязней
  • инфракрасный
  • беспристрастней
  • https://rifme.net/
  • безучастней
  • колбасней
  • всечасней
  • потрясный
  • ненастней
  • матрасней
  • единогласней
  • контрастней
  • басней
  • небезопасней
  • бесстрастней
  • злосчастней
  • подвластней
  • ярко-красный
  • первоклассней
  • негласней
  • праздней
  • боязней
  • причастней
  • напрасней
  • неприязней
  • казней
  • классней
  • пострастней
  • неясный
  • властный
  • безопасней
  • поужасней
  • грязный
  • несчастный
  • согласней
  • ясный
  • опасней
  • попрекрасней
  • почастней
  • красный
  • пастообразней
  • заимообразней
  • ананасней
  • зверообразней
  • лучеобразней
  • яйцеобразней
  • сладкогласней
  • проясней
  • пилообразней
  • невластней
  • светло-красный
  • китообразней
  • деепричастней
  • безвластней
  • ракообразней
  • незаразней
  • желеобразней
  • кашеобразней
  • надглазней
  • кругообразней
  • запасней
  • огнеопасней
  • огненно-красный
  • двухфазней
  • сопричастней

Менее строгие рифмы к слову культуросообразный

  • четвероклассниц
  • безбоязнен
  • подрясник
  • девятиклассник
  • сообразна
  • прихвастнут
  • третьеклассник
  • заказник
  • подразним
  • отказник
  • Ассонансы
  • богобоязнен
  • десятиклассник
  • раздразним
  • сладострастна
  • проказник
  • второклассник
  • завязнем
  • вязнем
  • увязнем
  • понапрасну
  • развязна
  • госбезопасность
  • погрязнем
  • https://rifme.net/
  • шестиклассник
  • пятиклассник
  • дразнишь
  • восьмиклассниц
  • передразнен
  • старшеклассник
  • соучастник
  • отпразднуй
  • угаснем
  • одноклассник
  • гаснем
  • разъяснит
  • погаснем
  • соблазна
  • страстна
  • ужасна
  • ясно
  • прекрасна
  • частность
  • участник

Как вам рифмы на этой странице? 👍 0   👎 0

Неточные рифмы «культуросообразный»

Введите слово в поле ввода, затем нажмите «Найти рифмы». Если в слове есть буква ё, то не заменяйте её буквой е.

Предложить свои рифмы

Помогло? Сохраните и поделитесь ссылкой на сайт

Вы можете добавить сайт в закладки, чтобы пользоваться им при написании стихов в будущем (нажмите Ctrl+D). Или поделиться им в социальных сетях. Также советуем добавить в закладки быструю и упрощённую страницу поиска: помощник поэта.

Популярные слова

  • стихи
  • жизнь
  • сердце
  • душа
  • мир
  • человек
  • хорошо
  • найду
  • небо
  • любимый
  • бывший
  • суть
  • глаза
  • лето
  • люблю
  • друзья
  • ночь
  • солнце
  • звезда
  • любовь
  • просто
  • счастье
  • свет
  • день
  • рифмоплёт
  • я
  • время
  • мечты
  • путь
  • один

Что искали другие

  • путь
  • других
  • сон
  • ближе
  • дела
  • всегда
  • вместе
  • улыбка
  • люблю
  • родной
  • утро
  • бардовский
  • домострой
  • европу
  • отточенность
  • морочит
  • биполярность
  • вымолвив
  • заверив
  • олегу
  • ольга
  • мавродий
  • бытия
  • груш
  • любопытно
  • погоды
  • сено
  • синее
  • соседству
  • справлюсь

7 синонимов к слову «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — культурный — социокультурный — дансологический — культурология — культуроведческий — общекультурологический — культурфилософский…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 культурный[21]00 0
2 социокультурный[5]00 0
3 дансологический[1]00 0
4 культурология[8]00 0
5 культуроведческий[3]00 0
6 общекультурологический[1]00 0
7 культурфилософский[3]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «культурологический»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «культурологический», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: культурный, социокультурный, дансологический. Всего в словаре 7 синонимов.

Слово «культурологический» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «культурологический» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву к

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «культурологический» 72. Количество букв: 18.
  • Искалась форма слова «культурологический»
  • Поиск «культурологический» занял 0.009 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

Автор статьи

Марина Сергеевна Баева

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Принцип культуросообразности – это идея о максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в рамках которой осуществляется развитие личности человека.

Под культурной средой понимается регион, народ, нация, общество, страна и т.д.

История формирования и выделения принципа

Принцип культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Его выделению в самостоятельный принцип послужила сама человеческая природа. Человек рождается не личностью, а всего лишь существом биологическим. Личностью он становится в результате целенаправленного воспитания и обучения, усвоения социального опыта поведения, поступательного развития.

Впервые принцип культуросообразности был затронут античными педагогами и философами, которые рассматривали взаимосвязь между формированием личности и культуры. В процессе данного рассмотрения обозначены два важнейших тезиса:

«Формирование личности осуществляется через приобщение человека к культуре, а основным богатством любой культуры является человек».

Античные философы и педагоги, обращаясь в своих произведениях к проблеме приобщения подрастающего поколения к культуре, указывали, что она является одним из важнейших факторов формирования высоконравственной личности.

Впервые как самостоятельный принцип педагогики, принцип культуросообразности, был выдвинут А. Дистервегом, который считал, что при воспитании ребенка необходимо учитывать всю совокупность окружающих факторов: место и время существования, окружающее общество, современную культуру и т.д. При этом культура понималась в широком смысле, так как каждый народ, в своем историческом времени имеет определенную ступень развития культуры.

Определение 2

Культура – это достояние и наследие, которое было оставлено современникам их предками как определенный результат истории.

«Принцип культуросообразности в педагогике» 👇

Исходя из этого понимания культуры, А. Дистерверг, указывал на то, что каждый человек – это продукт культуры своего времени, несмотря на то, что ход его развития во многом зависит от природных задатков.

В отечественной педагогике принцип культуросообразности был рассмотрен и описан в трудах К.Д. Ушинского.

По мнению К.Д. Ушинского, если стоит задача воспитать и развить образованную личность, то начинать процесс необходимо с формирования представлений о родной культуре, истории страны и народа, традиций, окружающей природы родного края, знаний о религии и т.п. Данная идея легла не только в основу принципа культуросообразности, но и в основу идей народности.

Определение 3

Народность (по К.Д. Ушинскому) – это своеобразие и индивидуальность каждого народа, которая обусловлена его историческим развитием, географической точкой проживания и имеющимися природными условиями.

Таким образом, К.Д. Ушинским был описан принцип культуросообраности, который подразумевал, что именно культурой создается тот идеал человека, к которому необходимо стремиться в процессе формирования и воспитания личности.

Характеристика принципа

Принцип культуросообразности предусматривает верховенство общечеловеческих ценностей культуры, обязательный учет и присутствие в воспитании и развитии ребенка ценностей и норм национальной и человеческой культура.

Общечеловеческая культура — это признание человека как главной ценности общества, семьи как естественной среды его проживания, труда как основы жизнедеятельности и культуры как исторического социального опыта.

Замечание 1

Таким образом, общечеловеческая культура является комплексным и многогранным явлением, которое включает в себя все элементы жизнедеятельности человека, имеющие исторические особенности и проявления.

Национальная культура включает в себя традиции народа, его исторический опыт, особенности воспитания и обучения детей в соответствии с культурным наследием каждого народа.

В настоящее время принцип культуросообразности является актуальным, в нашем многонациональном государстве. В национальных регионах, наряду с культурой русского народа, детей с самого раннего детства знакомят с традициями и обычаями коренного народа, его историей и культурой. Например, в республике Хакасия детей знакомят не только с традициями и историей русского народа, но и с культурой хакасского народа. Дети наравне с историей России изучают историю Хакасии, обычаи хакасов, их праздники, традиционные блюда, одежду и т.д. Тем самым детей воспитывают одновременно на двух культурах, что способствует формированию толерантной личности, уважающей культуру не только своего народа, но и других национальностей.

Процесс приобщения детей к различным культурам современного общества (физической, сексуальной, политической, бытовой, духовной и т.д.), является очень сложной задачей, решение которой достигается посредством объединения усилий семьи, общества и образовательных учреждений (школа, институт, детский сад и т.д.).

Усвоение ребенком культуры общества во многом зависит от уровня его развития. В том случае, если ребенок развивается нормально, то усвоение культуры общества осуществляется естественным путем через интеграцию в общество. Если же у ребенка имеются отклонения в психическом, социальном или физическом развитии, то процесс усвоения культуры и приобщение к культурным ценностям значительно осложнен. Например, если у ребенка проблемы со слухом или зрением, то соответственно возникают проблемы с формированием культурного опыта, так как имеются ограничения в усвоении информации. В этом случае необходимо специально организованный воспитательно-образовательный процесс, с учетом отклонений в развитии.

Принцип культуросообразности в педагогике реализуется через организацию детских ансамблей, художественных студий, разнообразных кружков и секций, которые знакомят детей с культурой и позволяют приобщаться к ней.

Реализация принципа культуросообразности в педагогике требует соблюдения и выполнения следующих правил:

  1. Учет уровня развития и возраста ребенка.
  2. Учет имеющихся отклонений.
  3. Развитие у детей творческих способностей, через различные виды деятельности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Культуросообразность синоним к слову
  • Культурология синоним
  • Культурологический синоним к слову
  • Культуроведческий синоним
  • Культурный язык синоним