Культуросообразность синоним к слову

Культурология. Словарь-справочник

Культуросообразности принцип

учет условий, в к-рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко оценивая роль просвещения народа, Дистервег к числу задач школьного образования относил воспитание гуманных и сознат. граждан, а не «истинных пруссаков». Принципами воспитания он считал природосообразность (учет индивидуальных физич. и психич. особенностей), самодеятельность (направленность на развитие творч. активности) и культуросообразность.

Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из к-рого, по мнению Дистервега, развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на к-рой находится об-во, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставления естеств. и гражд. состояния человека, Дистервег не исключал возможности противоречия между принципами природосообразности и культуросообразности. Он полагал, что в случае конфликта не следует поступать наперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования, ложной культуры.

В 20 в. произошел отрыв понятия культуры как целого от тех понятий, к-рые издавна совпадали с определением культурности, понимались почти как синонимы. Появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения, цивилизации и образования. Совр. образование — продукт эпохи Просвещения, и оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции. Однако наука к к. 20 в. сделала резкий скачок и радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись от универсальных притязаний. Наука ныне обратилась к нравств. исканиям, а система школьных дисциплин еще с трудом выбирается из шор картины мира 19 в. Образование перестает пониматься как «культивирование», т.е. «делание» личности в условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как «накачка информацией». В основе образоват. системы в нашей стране был заложен принцип политехнизации образования, суть к-рого заключается в подготовке кадров для производства. Упор делался на подготовку специалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второй план. Понятие «человек образованный» осознавалось как «человек информированный», а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более — к порождению культурных новаций.

В наст. время в нашей стране осуществляется становление культурологии как учебной дисциплины, предметом к-рой является не просто изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, а анализ взаимодействия, взаимопроникновения культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры. Такое понимание предметной области культурологич. учебных дисциплин обусловлено целью и осн. задачами образования, среди к-рых на первое место выдвигается необходимость инкультурации (приобщения к культуре) человека (см. Инкультурация). Став носителем культурно-истор. ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий. Т.о., в центре культуры находится человек и сама культура является его творением.

Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в пед. деятельности — эти процессы требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологич. подготовки студентов. Анализ особенности реализации К.п. на совр. этапе будет способствовать процессу качественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России.

Лит.: Дистервег Ф.А.В. Руководство для нем. учителей. М., 1913; Он же. Избр. пед. соч. М., 1956; Лотман Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика // Уч.зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 284. Тарту, 1971; Университетское образование: Приглашение к размышлению. М., 1995.

Л.П. Воронцова.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов?
    Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.

    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.

  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

культуроведение

Орфографический словарь

Полезные сервисы

культуроведческий

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Полезные сервисы

культурогенез

Орфографический словарь

Полезные сервисы

культуролог

Толковый словарь Ожегова

КУЛЬТУРО́ЛОГ, -а, муж. Специалист по культурологии.

Словарь существительных

КУЛЬТУРО́ЛОГ, -а, м

Специалист по культурологии.

Русский культуролог, живущий в Германии, считает Россию подсознанием Запада (Вик. Ерофеев).

Энциклопедический словарь

КУЛЬТУРО́ЛОГ -а; м. Специалист по культурологии.

Орфографический словарь

Словарь ударений

Синонимы к слову культуролог

сущ., кол-во синонимов: 4

Грамматический словарь

Полезные сервисы

культурологическая доминанта

Переводоведческий словарь

культурологическая доминанта

1. Совокупность смыслов, имеющих национальную специфику и связанных между собой интегра-тивным признаком.

2. Система культурологических концептов (смыслов), отражающих специфику определенного компонента культуры, объединенных интегральным концептуальным признаком и представленных в тексте художественного произведения.

Полезные сервисы

культурологический

Толковый словарь Ожегова

КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ, -и, ж. Наука о духовной культуре народа.

Энциклопедический словарь

КУЛЬТУРОЛОГИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Культуро́лог и Культуроло́гия. К. журнал. К-ая лекция. К-ие изыскания.

Культурологи́чески, нареч. Объяснить какое-л. событие к.

Орфографический словарь

Синонимы к слову культурологический

прил., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

культурологи́ческий п 3a✕~

Полезные сервисы

культурология

Толковый словарь

ж.

Научная дисциплина, изучающая духовную культуру народа, нации и общие закономерности развития культуры [культура I].

Толковый словарь Ожегова

КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ, -и, жен. Наука о духовной культуре народа.

| прил. культурологический, -ая, -ое.

Словарь существительных

КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ, -и, ж

Наука, изучающая внутренние закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия культуры и общества, материальные и духовные ценности, достижения того или иного народа, а также всего человечества.

Говорят, что в культурологии столько теорий, сколько крупных культурологов. Например, есть семиотические версии культуры (Ю. Лотман), литературоведческие (М. Бахтин, С. Аверинцев), диалогические (В. Библер) и т.д. (Журн.).

Переводоведческий словарь

культурология — наука, изучающая особенности жизни, мировоззрение, обычаи и традиции, картину мира, национальные реалии того или иного народа, той или иной человеческой общности.

Энциклопедический словарь

КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ -и; ж. Научная дисциплина, изучающая внутренние закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия культуры и общества.

* * *

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ, гуманитарное исследование явлений и законов культуры. (см. КУЛЬТУРА) От культурологии следует отличать философию культуры, требующую выявления сверхопытных начал культуры (однако, четкого размежевания культурологии и философии культуры пока не произошло).

Как самостоятельная дисциплина, культурология формируется лишь в 20 веке (в России — с нач. 90-х гг.). В устоявшейся на Западе системе наук у культурологии нет ни определенного места, ни общепризнанного статуса. Ее функции обычно делят между собой этнография, этнология, культурная антропология, социология, семиотика и философия культуры. Остаются нерешенными проблемы ее размежевания с другими гуманитарными и социальными науками.

Предыстория

Несмотря на относительную молодость этой науки, можно говорить о ее достаточно содержательной предыстории. В мышлении древних цивилизаций культура не становится предметом исследования хотя бы потому, что в своих «высоких» версиях она была полностью включена в религиозный культ, в «низких» же, фольклорных версиях она существовала как данность в традиции. Первым отчетливо выраженым актом рефлексии о культуре были учения ранних греческих софистов (см. СОФИСТЫ), которые противопоставили мир человеческих творений и отношений — миру природы. Этим не только была намечена будущая граница гуманитарного и естественнонаучного знания, но и указана специфика культуры как особого типа реальности. В целом, однако, культурология не нашла почвы в античности из-за фундаментальной установки на толкование природы как единственной и всеохватывающей реальности. В этом случае субъективный аспект культурного творчества рассматривался как то, что надо изживать в пользу объективно верного «подражания» (мимесиса) природным образцам (как бы при этом ни понималась природа). Правда, античность знала понятия, близкие к нашей «культуре»: таковы греческая «пайдейа» и римская «гуманитас», общий смысл которых — воспитание и образование, делающее из природного человека достойного гражданина. Было и понятие «мусейа», которое обозначало область духовных достижений образованного человека. Но все эти понятия по сути дела обозначали совокупность общезначимых ценностей. Достаточно было общего учения о природе и бытии, чтобы понять их смысл. К тому же древние не видели здесь специфического предмета науки: «мусическое» отличает свободного и образованного грека от варвара, но само оно не наука, и в нем нет особых законов его собственного бытия.

Средние века не меняют эту установку. Дело в том, что система средневекового образования в целом была заимствована из античности. Духовный аспект культуры был почти без остатка инкорпорирован религиозным культом. Религиозное же отношение средневековых теистических конфессий к культуре было парадоксальным соединением утилитарного приятия и субстанциального размежевания. Культура была «внешним», соблазн и опасность которого никогда не забывались.

Как ни странно, культурология не возникла и в эпоху гуманизма (см. ГУМАНИЗМ). Казалось бы, в это время культура выделилась из культа и достигла высокой степени автономии. Возродился античный антропоцентризм. Практически утвердило себя представление о культурном плюрализме. Тем не менее, по-прежнему наука о культуре остается невозможной и неуместной. Может быть это связано с тем, что появился такой самодостаточный предмет для размышлений, как «природа»: в однородном измерении природы можно было разместить весь универсум явлений так же, как размещался он греками в измерении «разума». Культура и в этом случае лишь имитирует природу, и значит — изучать надо не копию, а оригинал. К концу 15 в. очевидно некоторое разочарование в идеале природы. Появляется маньеризм (см. МАНЬЕРИЗМ), деформирующий естественные пропорции в пользу субъективности духовного взора. Появляется ощущение неполноцености природы и незаменимости человека. Но этот процесс резко затормозился коллизиями Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ), которая в некотором смысле была «антикультурной» силой, противопоставившей видимость (а значит — профанность) образа невидимому знаку. Протестантизм утвердил в правах неслиянность воли и веры с природой, но вторая компонента культуры — выразимость воли в символе — была блокирована строгой цензурой борцов с «идолами». Так же мало склонен к пониманию специфики культуры и 17 в. с его парадигмой универсального Разума, по отношению к которому мир культурных реалий был лишь случайным разнообразием, легко редуцируемым к первичным рациональным (собственно, математическим и естественнонаучным) моделям.

Первые опыты

Ситуация радикально меняется в 18 в. Рождение принципа историзма, интуиции культурного релятивизма и плюрализма, интерес к индивидуальности и ее творчеству, к эстетическому, к бессознательному, внимание к экономическому и социальному субстрату истории, успехи таких наук как археология, востоковедение, сравнительная лингвистика, антропология, педагогика, — все это создает предпосылки для рождения (внутри Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и рядом с ним) нового видения связи человека и природы. От Вико (см. ВИКО Джамбаттиста) до Канта (см. КАНТ Иммануил) длится период эмансипации культурологии от традиционных методов философии и истории. Вико создает «Новую науку», — первую культурологию — изображающую «идеальную историю» как смену культурных циклов, в ходе которой осуществляется самопознание и самосоздание человечества. Руссо (см. РУССО Жан Жак) отбрасывает представления о вечной природе человека, вводит измерение историчности и толкует культуру как свободное (и потому этически двусмысленное) творение человеком своей сущности. Гердер (см. ГЕРДЕР Иоганн Готфрид) понимает природный универсум как прогресс совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и — в будущем — к сверхчувственной «мировой душе», считая при этом основной сплачивающей силой общества культуру, внутренней сущностью которой является язык. В кантовской «Критике способности суждения» обосновывается наличие особой реальности, отличной от мира природы и мира моральной свободы, — реальности «целесообразности», которую можно феноменально обнаружить в системе живых организмов и в искусстве, в принципе не обнаруживая при этом саму цель, с которой сообразуется данный объект.

Поворот, осуществленный в европейском мышлении Кантом, позволил сделать предметом интерпретации, теоретического исследования и системных построений именно эту третью реальность, не сводимую к «природе» и «свободе» и по существу открывающую измерение «культуры». Принцип историзма, соединенный с открытием Канта, позволил в нач. 19 века представителям классической немецкой философии — Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и Гегелю (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) — построить развернутые модели поступательной эволюции универсума как творческого развития духа. Описанные при этом диалектические механизмы предметной объективации духа и его возвращения к своей субъективности через самоинтерпретацию позволяют считать эти модели развернутыми концепциями культурологии (см. особенно «Феноменологию Духа» Гегеля.) В это же время подспудное становление культурологии происходит в других течениях европейской интеллектуальной жизни: в историософии позднего немецкого Просвещения (Гаман (см. ГАМАН Иоганн Георг), Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих)), в панэстетизме немецкого романтизма (Новалис (см. НОВАЛИС), Ф. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих), А. Мюллер — автор термина «культурфилософия»), во французской политической мысли, обе ветви которой — консервативная и революционная — оперировали культурологическими мифологемами. (Показателен также в этом отношении российский спор славянофилов (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) и западников (см. ЗАПАДНИКИ), в ходе которого начинает осознаваться необходимость перехода от историософских схем к конкретному анализу явлений культуры.)

Становление культурологии

Следующий шаг делает гуманитарная мысль второй половины 19 в.: два ее доминирующих направления — каждое по-своему — создавали предпосылки новой культурологии. Позитивизм вырабатывал установку на отказ от метафизики в пользу эмпирического исследования конкретных феноменов и их каузальных связей. Философия жизни ориентировала на понимающее вживание в неповторимые единичные явления. Оба направления тяготели к упрощающему редуктивизму, но все же их усилиями «культура» была осмыслена как возможный предмет теоретического исследования. Появление в 1918 году «Заката Европы» Шпенглера (см. ШПЕНГЛЕР Освальд) с его «морфологией» уникальных культур-организмов можно рассматривать как завершение этого процесса и окончательное рождение культурологии как самостоятельной дисциплины.

20 в. дает большой спектр вариантов культурологии, которую не всегда можно корректно отделить от культурфилософских, этнологических и антропологических концепций и подходов. В значительной мере тон культурологии нашего века задают концепции Дильтея (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), повлиявшего на герменевтику и экзистенциализм, Бергсона (см. БЕРГСОН Анри) (философия жизни, социология культуры), Зиммеля (см. ЗИММЕЛЬ Георг) (философия жизни) и баденского неокантианства (Виндельбанд (см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм), Риккерт (см. РИККЕРТ Генрих)). Начиная с середины 1920-х гг. оформляются основные современные версии культурологии. На основе синтеза неокантианских методологий Кассирер (см. КАССИРЕР Эрнст) создает «философию символических форм», а Ортега-и-Гасет (см. ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе) — «рациовитализм». Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) и Ясперс (см. ЯСПЕРС Карл) строят экзистенциальную культурологию. Из исторических исследований вырастают теории Тойнби (см. ТОЙНБИ Арнолд Джозеф) и Хейзинги (см. ХЕЙЗИНГА Йохан). Из философской антропологии — концепции Шелера (см. ШЕЛЕР Макс) и Ротхакера. Социология культуры становится почвой для культурологических построений Дюркгейма (см. ДЮРКГЕЙМ Эмиль), М. Вебера (см. ВЕБЕР Макс), А. Вебера (см. ВЕБЕР Альфред), Манхейма (см. МАНХЕЙМ Карл), Парето (см. ПАРЕТО Вильфредо). Религиозную культурологию создают Гвардини (см. ГВАРДИНИ Романо), Тейяр де Шарден (см. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер), Тиллих (см. ТИЛЛИХ Пауль). Этнология создает ряд основополагающих для культурологии концепций (Боас (см. БОАС Франц), Уайт, Стюард, Леви-Строс (см. ЛЕВИ-СТРОС Клод)). Свою версию культурологии имеют такие авторитетные направления мысли как феноменология, психоанализ, герменевтика, структурализм и др.

Острая заинтересованность проблемами культурологии характерна для русской философии 19-20 вв. Самостоятельные учения в сфере культурологии создают уже Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич), Данилевский (см. ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич) и Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич). В 20 в. выделяются своими концепциями Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), Андрей Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), Вяч. Вс. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович), Сорокин (см. СОРОКИН Питирим Александрович), Спекторский (см. СПЕКТОРСКИЙ Евгений Васильевич), Шпет (см. ШПЕТ Густав Густавович). В настоящий момент в России происходит активная кристаллизация этой новой науки, появляются научные и учебные центры, издаются многочисленные исследования и учебные пособия.

Орфографический словарь

Словарь ударений

Синонимы к слову культурология

сущ., кол-во синонимов: 4

Грамматический словарь

Методические термины

КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ (культура + …логия).

Научная и учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность сведений о культуре изучаемого языка, необходимых для общения на этом языке, включаемая в учебный процесс для решения образовательных и воспитательных задач. К. сформировалась на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучает культуру как целостное явление и специфическую функцию человеческого бытия. В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, рассматривающих определенные сферы человеческой деятельности (например, педагогики, психологии), К. относится к наукам, исследующим все виды и формы человеческой практики (Воробьев, 1997; Мамонтов, 1994; Прохоров, 1995; Харченкова, 1994).

Большой словарь иностранных слов

культурология

— культурологии, ж. Область знания, наука, теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру.

Полезные сервисы

культурооборот

Энциклопедический словарь

Культурооборо́т — чередование овощных, декоративных и других культур в теплицах, парниках (называют также рамооборот), оранжереях, утеплённом грунте в течение года.

* * *

КУЛЬТУРООБОРОТ — КУЛЬТУРООБОРО́Т, чередование овощных, декоративных и других культур в теплицах, парниках (называется также рамооборот), оранжереях, утепленном грунте в течение года.

Большой энциклопедический словарь

КУЛЬТУРООБОРОТ — чередование овощных, декоративных и других культур в теплицах, парниках (называется также рамооборот), оранжереях, утепленном грунте в течение года.

Орфографический словарь

Синонимы к слову культурооборот

сущ., кол-во синонимов: 3

Сканворды для слова культурооборот

— Чередование возделываемых культур.

Полезные сервисы

культуросообразность

Слитно. Раздельно. Через дефис

культуросообра/зность, -и

Полезные сервисы

        учет условий, в к-рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко оценивая роль просвещения народа, Дистервег к числу задач школьного образования относил воспитание гуманных и сознат. граждан, а не “истинных пруссаков”. Принципами воспитания он считал природосообразность (учет индивидуальных физич. и психич. особенностей), самодеятельность (направленность на развитие творч. активности) и культуросообразность.

        Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из к-рого, по мнению Дистервега, развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на к-рой находится об-во, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставления естеств. и гражд. состояния человека, Дистервег не исключал возможности противоречия между принципами природосообразности и культуросообразности. Он полагал, что в случае конфликта не следует поступать наперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования, ложной культуры.

        В 20 в. произошел отрыв понятия культуры как целого от тех понятий, к-рые издавна совпадали с определением культурности, понимались почти как синонимы. Появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения, цивилизации и образования. Совр. образование — продукт эпохи Просвещения, и оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции. Однако наука к к. 20 в. сделала резкий скачок и радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись от универсальных притязаний. Наука ныне обратилась к нравств. исканиям, а система школьных дисциплин еще с трудом выбирается из шор картины мира 19 в. Образование перестает пониматься как “культивирование”, т.е. “делание” личности в условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как “накачка информацией”. В основе образоват. системы в нашей стране был заложен принцип политехнизации образования, суть к-рого заключается в подготовке кадров для производства. Упор делался на подготовку специалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второй план. Понятие “человек образованный” осознавалось как “человек информированный”, а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более — к порождению культурных новаций.

        В наст. время в нашей стране осуществляется становление культурологии как учебной дисциплины, предметом к-рой является не просто изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, а анализ взаимодействия,взаимопроникновения культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры. Такое понимание предметной области культурологич. учебных дисциплин обусловлено целью и осн. задачами образования, среди к-рых на первое место выдвигается необходимость инкулыпурации (приобщения к культуре) человека. Став носителем культурно-истор. ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий. Т.о., в центре культуры находится человек и сама культура является его творением.

        Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в пед. деятельности — эти процессы требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологич. подготовки студентов. Анализ особенности реализации К.п. на совр. этапе будет способствовать процессу качественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России.

Лит.: Дистервег Ф.А.В. Руководство для нем. учителей. М., 1913; Он же. Избр. пед. соч. М., 1956; Лотман Ю.М. Проблема “обучения культуре” как ее типологическая характеристика // Уч.зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 284. Тарту, 1971; Университетское образование: Приглашение к размышлению. М., 1995.

Л.П. Воронцова

Культурология. XX век. Энциклопедия.
1998.

Вся культура народа отображена не только в картинах, песнях, быте людей, но и ценностных ориентирах. Те ценности, на которых основана духовная жизнь народа, каждый социум старается привить будущим поколениям.

Что такое принципы педагогики?

Принципы воспитания — это основа работы преподавателей. Это те правила, на которых люди выстраивают доверие детей к себе и процессу обучения. Слово «принцип» (principium от латинского) означает начало или основу.

принцип культуросообразности

Еще в XIX веке стали известны главные первоосновы педагогики — это природосообразность, то есть соответствие уровня знаний способностям ребенка, и культуросообразность — особенности социального времени и места, воздействующие на формирование психики ребенка. Рассмотрим, когда зародились и как развивались эти идеи.

Культура и воспитание личности

Воспитание призвано сформировать разностороннюю и социально успешную личность из полностью биологического существа, которым рождается человек. И культура, которая окружает растущего ребенка, особенности этноса, религиозные взгляды и историческое богатство — все эти факторы влияют на воспитанников школ.

адольф дистервег

Культура народа в буквальном смысле выстраивает личность. А личность потом, окончательно сформировавшись, создает новую просвещенность. Проблема в том, что культура очень изменчива.

Поэтому каждое поколение чем-то отличается от своих предшественников в плане научных взглядов, норм поведения, видения права, гуманизма, истины и тому подобного. И обучение не может идти вразрез с внутренними установками личности. Преподавание должно учитывать все культурологические общечеловеческие достижения предыдущих поколений, и, конечно, познавательные интересы нынешнего поколения.

А. Дистервег. Наследие

Адольф Дистервег определил основную теорию воспитания. В его понимании внутренний потенциал должен развиваться в процессе воспитания благодаря постановке целей, во-первых, и во-вторых — самостоятельности.

внешняя культура

Дистервег был либеральным политиком, активным членом немецкого общества и великим гуманистом своего времени. Он стремился дать основы образования всем классам общества: вне зависимости от социального и финансового положения семьи, ребенок имел право на достойное просвещение.

Он ставил целью воспитать не только образованных, но и гуманных людей, которые уважают не только свой народ, но и другие. Этот немецкий педагог впервые выступил против того, чтобы школы Германии были подчинены церкви. Он не хотел, чтобы школьников с малых лет приучали относиться с пренебрежением к чужим религиям и национальностям. Он учил видеть светлые стороны в каждом этносе.

Дистервег создал несколько школ в своей стране и в каждой из них детей обучали в первую очередь гуманизму, как высшей моральной ценности всех народов.

Основополагающие принципы

Такая дисциплина, как культурология, в сегодняшних педагогических университетах имеет целью довести до сознания студента важность окружающей ребенка общественной морали, выраженной в ежедневном общении членов общества. Будущий учитель должен понимать важность взаимопроникновения культуры и личности. Ведь на самом деле культура речи полностью отображает внутренний мир человека.

Впервые принцип культуросообразности ввел немецкий педагог-просветитель А. Ф. Дистервег. Он также считал необходимым усилить самостоятельную работу учеников, и считал, что все образование должно выстраиваться на 3 основополагающих принципах:

внутренняя культура

  • Природосообразности — педагогика должна выстраивать личность в соответствии со внутренней природой. То есть развивать те задатки, которые уже имеются в человеке.
  • Культуросообразности — все нормы общества и культурные достижения должны быть учтены в планировании обучающих программ. Социальный опыт и сложившаяся в результате многовекового развития культура — политическая, нравственная, семейная — все эти нормы кристаллизуются в сознании ребенка и составляют базис воспитания.
  • Самостоятельности в приобретении знаний. Этот принцип означает, что только проявив инициативу, ребенок по-настоящему узнает предмет.

Задачей педагога Адольф Дистервег считал активизировать внутренние познавательные интересы учеников. Окружающая среда, по его мнению, является производной по отношению к природе человека, его потребностям и особенностям характера. И если среда не соответствует ожиданиям ребенка, взрослея, он противопоставляет себя социуму, поскольку не может естественно самореализоваться в этой культуре.

Значение принципа культуросообразности

«Учитель учителей» (Дистервег) находил, что состояние культуры — это такое же значимое явление, как и ландшафт или исторические достояния. Так как каждый народ находится на определенной ступени эволюционного развития, индивид, который будет частью этой нации, должен впитать в себя культурные особенности и стать полноценным гражданином этого общества.

Гуманистические ценности внутри индивида должны быть правильно «взращены». Необходимо, чтобы они служили ему компасом для самостоятельного выбора дальнейшей судьбы.

культуросообразность воспитания

Без соблюдения принципа культуросообразности при воспитании педагог не сможет дать ученикам ничего более, чем основы его предмета. Повзрослевшие дети будут испытывать трудности при интеграции в общество. Найти свою «ячейку» в социальном море для подростка жизненно важно. Ребенок в 14–16 лет очень зависим от мнения сверстников, родители уже не так важны в это время, как друзья и общение с единомышленниками.

Реализация на практике

Но на практике воплотить этот принцип очень тяжело. Обособленных культурных групп в наше время множество, и нормы социума постоянно претерпевают изменения. Молодежные субкультуры слишком разнообразны и многие из них нуждаются в контроле со стороны взрослых.

Однако если у воспитанника есть явные таланты в литературе, например, или в музыке, задача педагога поддерживать его интересы именно в этом русле, и не стыдить за непонимание других составных частей культуры.

природосообразность и культуросообразность

Культура городского населения и сельского значительно между собой разнится. В городе же с развитием интернет-зависимости и недостатком родительского внимания школьники часто не поддаются влиянию учителей. Поэтому даже если педагог и хочет помочь развить задатки в ребенке, «достучаться» до гуманной и творческой стороны его индивидуальности не всегда возможно.

Современные взгляды на принципы воспитания

Однако внешняя культура социума (массмедиа, старшие друзья) все равно будет воздействовать на ребенка, причем не всегда положительно. Поэтому такой педагог, как А. В. Мадрид, считает, в современном обществе принцип культуросообразности заключается в том, чтобы помочь ребенку ориентироваться в тех быстрых изменениях, которые происходят и внутри индивида с возрастом, и в обществе в целом.

Современное общество слишком противоречиво. Но при воспитании нужно учитывать множество факторов: взаимосвязь возрастных особенностей ребенка с его типом личности, ноосферу, стремительное развитие социальных процессов. Таково видение принципов природосообразности и культуросообразности многими современными педагогами. Подросток должен ощущать, что он — активный творец ноосферы, и чувствовать при этом ответственность перед социумом и природой.

принцип культуросообразности в педагогике

Современная педагогика направляет сознание детей и на понимание того, что личность является не только гражданином Земли, но и гражданином Вселенной, так как космические открытия сильно изменили культуру за последние сто лет.

Понятия внешней и внутренней культуры

Общечеловеческая культура разнообразна. И Дистервег условно разделил ее на 2 части: внешнюю и внутреннюю. Что такое внешняя культура? Это быт, где растет малыш с первых лет жизни, язык, отношение к природе, общественная мораль его народа, другие факторы. Ко внутренней же культуре относятся личные духовные представления ребенка.

Этот педагог не был убежден, как англичанин Оуэн, в том, что человек не в силах сам воспитать в себе характер. Напротив, А. Ф. Дистервег настаивал на том, чтобы внутренняя культура человека признавалась педагогами. Еще есть понятие общественной культуры. К таковой относится массовая культура всего социума. Все, что ребенок впитывает (все модели поведения и общения в обществе), становится частью его личной культуры.

В. Сухомлинский и К. Ушинский о вопросах культуры в педагогике

В советские времена вопросы образования и воспитания детей в гуманном духе также были актуальны. Украинский педагог В. Сухомлинский выступал за всестороннее развитие ребенка. Как и Ф. Достоевский, Сухомлинский видел человека, его чувства и мысли как высшую ценность. В своей педагогической деятельности он использовал опыт и Песталоцци, и Дистервега, и Льва Толстого. И так же как они использовал для воспитания принцип природосообразности и культуросообразности.

Василий Сухомлинский основной задачей педагога считал открытие перед каждым учеником той сферы, где он может достичь лучших результатов, то есть помощь в нахождении своей природы и осуществлении первых шагов в выборе профессии.

Константин Ушинский считал, что принцип культуросообразности в педагогике заключается в том, чтобы воспитать детей и подростков в соответствии с тем идеалом личности, который в будущем понадобится обществу.

Cловосочетание КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП означает:

— учет условий, в к-рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко оценивая роль просвещения народа, Дистервег к числу задач школьного образования относил воспитание гуманных и сознат. граждан, а не «истинных пруссаков». Принципами воспитания он считал природосообразность (учет индивидуальных физич. и психич. особенностей), самодеятельность (направленность на развитие творч. активности) и культуросообразность. Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из к-рого, по мнению Дистервега, развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на к-рой находится об-во, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставления естеств. и гражд. состояния человека, Дистервег не исключал возможности противоречия между принципами природосообразности и культуросообразности. Он полагал, что в случае конфликта не следует поступать наперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования, ложной культуры. В 20 в. произошел отрыв понятия культуры как целого от тех понятий, к-рые издавна совпадали с определением культурности, понимались почти как синонимы. Появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения, цивилизации и образования. Совр. образование — продукт эпохи Просвещения, и оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции. Однако наука к к. 20 в. сделала резкий скачок и радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись от универсальных притязаний. Наука ныне обратилась к нравств. исканиям, а система школьных дисциплин еще с трудом выбирается из шор картины мира 19 в. Образование перестает пониматься как «культивирование», т.е. «делание» личности в условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как «накачка информацией». В основе образоват. системы в нашей стране был заложен принцип политехнизации образования, суть к-рого заключается в подготовке кадров для производства. Упор делался на подготовку специалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второй план. Понятие «человек образованный» осознавалось как «человек информированный», а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более — к порождению культурных новаций. В наст. время в нашей стране осуществляется становление культурологии как учебной дисциплины, предметом к-рой является не просто изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, а анализ взаимодействия,взаимопроникновения культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры. Такое понимание предметной области культурологич. учебных дисциплин обусловлено целью и осн. задачами образования, среди к-рых на первое место выдвигается необходимость инкулыпурации (приобщения к культуре) человека. Став носителем культурно-истор. ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий. Т.о., в центре культуры находится человек и сама культура является его творением. Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в пед. деятельности — эти процессы требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологич. подготовки студентов. Анализ особенности реализации К.п. на совр. этапе будет способствовать процессу качественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России. Лит.: Дистервег Ф.А.В. Руководство для нем. учителей. М., 1913; Он же. Избр. пед. соч. М., 1956; Лотман Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика // Уч.зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 284. Тарту, 1971; Университетское образование: Приглашение к размышлению. М., 1995. Л.П. Воронцова

Источник: Философский словарь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Культурный шок синоним
  • Культурный фон синоним
  • Культурный феномен синоним
  • Культурный слой синоним
  • Культурный синоним тупой