Культура это синоним цивилизации

Прочитайте утверждение, если вы с ним согласны, то поставьте «+», если не согласны поставьте «-»

1. «Культура» в переводе с латинского – возделывание. +
2. Культура — это синоним «цивилизации». —
3. Материальная культура – это достижение науки, литературы.
4. Одной из функций культуры в обществе является образовательная функция.
5. Духовная культура – это продукт производственной деятельности людей.
6. Элитарная культура ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений.
7. Субкультура представляет особую разновидностью, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.
8. Мировоззрение зависит и от их личных качеств индивида, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Ответы

Ответ:

1. «Культура» в переводе с латинского – возделывание. +

2. Культура — это синоним «цивилизации». +

3. Материальная культура – это достижение науки, литературы.  +

4. Одной из функций культуры в обществе является образовательная функция.  +

5. Духовная культура – это продукт производственной деятельности людей.  —

6. Элитарная культура ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений.  —

7. Субкультура представляет особую разновидностью, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.  +

8. Мировоззрение зависит и от их личных качеств индивида, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам. +

Объяснение:

 Надеюсь, правильно

Ответ:

1 +, 2 +, 3 +, 4 +, 5 -, 6 -, 7 +, 8 +

Интересные вопросы

Все статьи сайтаКультурология Теория культуры → Культура и цивилизация

В данной статье мы определим, каково же соотношение и взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».

Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуют­ся как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных дос­тижений общества в его историческом развитии и только материальная культура.

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости». В XIX веке под цивилизаци­ей стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества, как степень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. Наиболее развитой цивилизацией являлся тип общества, сложив­шийся к тому времени в европейских странах.

Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность матери­альных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция проти­вопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Маркузе). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержани­ем цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя мате­риальная оболочка культуры.

Однозначного определения цивилизации нет, т.к. разные ис­следователи вкладывают в этот термин разный смысл. Одни уче­ные отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи — разводят понятия культуры и цивилиза­ции.

В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом. Если цивилизацию трактуют как определенную историческую ста­дию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, ин­формационную цивилизации.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египет­ская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработа­на такими исследователями как Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. Последний разработал теорию «локальных циви­лизаций», которых насчитывается более 20. Кроме названных, это две православных цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мекси­канская, юкатанская, майя и др.

В рамках противопоставления понятий «культура» и «ци­вилизация» последняя определяется (по О.Шпенглеру) как со­вокупность технико-механических элементов, как заключи­тельный этап развития любой культуры. Для этого этапа харак­терен высокий уровень научных и технических достижений, и в то же время, упадок искусства и литературы. Так, Н.А.Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры».

Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:

• исторический процесс совершенствования жизни об­щества (Гольбах);

• образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган);

• утилитарно-техническую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель);

• завершающую фазу эволюции какого-либо типа куль­туры, смерть культуры (Шпенглер);

• любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби);

• наиболее широкую социокультурную общность, кото­рая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон).

В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.

Вывод:

Цивилизация предполагает усвоенность образов поведе­ния, ценностей, норм и т.д.

Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь, — это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев.

Различие культуры и цивилизации, несмотря на их про­тиворечия, носит не абсолютный, а относительный характер.

Читайте также:
1. Духовная культура. Мифология. Религия 
2. Духовная культура. Искусство
3. Исходное значение термина «культура» и современное содержание этого понятия
4. Происхождение культуры
5. Предмет и объект культурологии

 
 

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

 
 

 

Во все времена термины цивилизация и культура находились в тесной связи между собой. При этом феномены культуры и цивилизации достаточно активно изменяет окружающую среду, вследствие чего рассматриваются в качестве факторов творческого жизнеустроения, а также способов человеческой самореализации.

Понятие культуры

Термин культура традиционно приято относить к числу наиболее значимых и богатых по своему содержанию. Сегодня существует достаточно большое количество определений данного понятия, в зависимости от области использования. Изначально термин «культура» значил возделывание, культивирование почвы, другими словами, изменение природного объекта под непосредственным влиянием деятельности человека.

В широком смысле слова культура представляет собой все то, что был создано человеком. Помимо этого культура является своего рода оппозицией природе, в итоге этого она передается по традиции средствами языка.

Культура является предметом исследования самых различных наук, а именно культурологии, истории, философии, искусствознания, педагогики, и многих других. Зачастую под культурой понимается деятельность человека в каждом его проявлении и самовыражении. Так, культура исследуется как определенное проявление субъективной и объективной мысли человека.

В XXI веке были определены следующие значения рассматриваемого понятия:

  • конкретная стадия в становлении человека;
  • параметр определенного общества;
  • область деятельности общества, общественной группы;
  • уровень образования и воспитания человека;
  • критерий конкретной степени культуры.

Проблема относительно определения культуры в настоящее время является одной из наиболее не простых в гуманитарной области. Таким образом, культура представляет собой взаимодействие наиболее устойчивых форм деятельности человека, в случае отсутствия которых она не сможет существовать. Культура включает в себя конкретный перечень кодов, которые внедряют в человека определенное поведение, ценности, а также различные моральные нормы. В данном понимании культура находится во взаимодействии с социокультурным окружением, а именно с обществом. Главным источником появления культуры является именно деятельность человека, а также его творческие и созидательные компоненты.

Соотношение культуры и цивилизации

Термины культуры и цивилизации достаточно тесно связаны между собой, вследствие чего зачастую не различаются, а воспринимаются как равные. Так, все многообразие мнений относительно взаимодействия культуры и цивилизации можно свести к трем.

Согласно с первым мнением, данные понятия – синонимы, они не имеют никаких существенных отличий между собой. Наиболее значимым примером является теория известного английского историка по имени А. Тойнби. Он исследовал цивилизацию как конкретный этап культуры, делая основной акцент на ее духовной области. При этом религия ее главный компонент.

В соответствии со вторым подходом, между культурой и цивилизацией есть некие сходства, а также отличия. Данного мнения придерживался французский историк Ф. Бродель, который являлся основным представителем школы «Анналов». Он считал цивилизацию основой всей культуры. В центре его внимания стояла именно цивилизация, которую он изучал сквозь призму духовных явлений, основным среди которых была ментальность.

Третий подход делал акцент на том, что культура и цивилизация полностью противопоставляются друг другу. Примером является концепция немецкого философа О. Шпенглера, которую он изложил в своей книге под названием «Закат Европы». В соответствии с данной теорией, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация полностью следует за культурой.

Помимо этого он указывал на то, что культура – это живой и растущий организм, вследствие чего он предоставляет простор для активного становления искусства и литературы, а также для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, так как в ней преобладает техника и интеллект.

Культура и цивилизация: общее и особенное

В словах культура
и цивилизация присутствует синоним.
Слово цивилизация в 1750-60 годах было
создано в рамках просветительской
философии . Термин цивилизация в 18 в.
Означает высшую стадию в развитии
человечества. Термин цивилизация
выступал как оценочный , означающий
цель развития человечества . Слово
культура и цивилизация первоначально
имели единственное число. Когда понятия
культура и цивилизация отличались ,то
обычно под цивилизацией понималось
материальные и социально-политические
аспекты , а под культурой духовные
аспекты. Цивилизационные теории 20 го
века . Понятие цивилизация – это
определение географического и
исторического образования В немецкой
и русской философии достаточно быстро
утвердилось сначала различие этих
понятий , а потом постепенное
противопоставление.

Цивилизация – это
тип общества в его историческом развитии
и характеристика внутренней целостности
и единства всех сфер и структур
общественной жизни, с точки зрения
особенностей, традиций и преемственности
истории каждой группы наций и народов.
В отличие от формации цивилизация
характеризует коренное единство,
близость народов и наций, относящихся
к ней, подчеркивая специфические
особенности их культур. цивилизацией
называют:

Наличие и
функционирование разумной жизни с ее
технологией и культурой, что фиксирует
взаимосвязь человека и космоса, биосферы
и ноосферы;

Период жизни
общества, пришедший на смену первобытным
дикости и варварству, связанный, по
мнению Ф.Энгельса, с появлением государств,
центров производства и торговли,
классового неравенства и появлением
письменности.

Основные этапы
всемирно-исторического развития, по
которым можно определить степень
развития того иного общества:1.
доиндустриальный
(традиционный);2.индустриальный(технотронный);3.постиндустриальный
(антропогенный, информационный).Определенный
культурно-исторический тип, характеризующий
региональные особенности развития
народов.

Без собственной
уникальной культуры нет и цивилизации.
Поэтому, как отождествление понятий
“культура” и “цивилизация”, так и их
противопоставление друг другу ошибочно.
Благодаря различиям цивилизаций и
присущих им культур становится возможен
и необходим диалог культур.

Пессимистические
представления об индустриальной
цивилизации как враждебной человеку
гигантской машине изложены О. Шпенглером
в книге “Закат Европы”. Предвидя ее
бурный рост уже после первой мировой
войны, известный философ усматривал
“фаустовски” разрушительную силу
новой техники. Он выделил две особенности
в развитии этой новой цивилизации:

1.Автоматизм –
преклонение перед автоматической
техникой может привести к подчинению
всего естественного – “техника против
человека”.

2.Отчуждение научных
открытий от самой науки и полное ее
безразличие к их последствиям.

Можно выделить
три основные формы:

1. Постепенные,
сравнительно незаметные эволюционные
преобразования старого этапа, в ходе
которых осуществляется переход к новому
этапу цивилизации.

2. Более или менее
быстрые реформы или серии реформ,
утверждающих качественно новый этап
цивилизации.

Многообразие точек
зрения в понимании соотношения цивилизации
и культуры, сложившихся в истории
культурологической мысли, можно свести
к четырём позициям:

1. Цивилизация есть
синоним культуры.

2. Универсальная
стадия общественного и культурного
развития человечества, следующая за
дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.
Энгельс и др.).

3. Финальный и
высший этап развития локальной культуры,
её расцвет. (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби).

4. Заключительный
этап развития локальной культуры,
представляющий собой увядание ее
духовных и творческих сил. Цивилизация
как противоположность культуре (О.
Шпенглер).

В настоящее время
в гуманитарных науках сложилось два
преобладающих понимания цивилизации.
Историческая наука определяет цивилизацию
как крупную культурную общность,
объединяющую несколько близких народов
и стоящую на высоком уровне общественного
развития. Данное определение продолжает
традицию эволюционного подхода (Л.
Морган) или теорию локальных цивилизаций
в русле идей Н.Я. Данилевского и А. Тойнби.
Вторая интерпретация цивилизации
сложилась в современной культурологии
под преобладающим влиянием философских
идей О. Шпенглера, на основе их критического
переосмысления. Она представляет собой
пятую и самую современную интерпретацию
феномена цивилизации.

5. Культура и
цивилизация – две универсальные и
неразрывные стороны жизнедеятельности
общества. Культурологическое понимание
цивилизации не только отрицает тождество
культуры и цивилизации, но также отвергает
и их резкое противопоставление друг
другу. Современные учёные отмечают, что
между культурой и цивилизацией нет
непримиримого противоречия, как считал
в своё время О. Шпенглер. Культура и
цивилизация, несмотря на все различия,
органично связаны друг с другом. Более
того, цивилизация генетически происходит
из культуры, представляя собой отчуждённую
от самой себя культуру, воплощённую во
внешних, материально-технических и
социальных формах. Цивилизация есть
совокупность условий, избавляющая людей
от затрат невосполнимого времени на
заурядное природное выживание. Цивилизация
– средство подчинения сил природы
человеку и «защитный пояс» от её
разрушительных воздействий.

Если социальные
отношения (политические, экономические,
правовые и т.д.) составляют «тело»
человеческого общества, то культура
представляет собой его «душу». Цивилизацию
же можно определить как внешние «одежды»
общества, в которые оно облекается в
ходе своего исторического развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.

Для начала истории человечества был характерен материально-духовный синкретизм, выражавшийся в нерасчлененности деятельности на «бездуховную» практику физического труда и отвлеченные от нее явления духовной жизни. Действия и предметы, материальные по своей сути, одухотворялись людьми, которые еще не знали принципиальных различий между видами деятельности.

С развитием понятийной, абстрактно-логической, а не конкретно-образной формы отражения и осмысления мира, началось отделение религии, науки, искусства. Появляется новый исторический вид культуры, который впоследствии был назван цивилизацией. Таким образом, с началом развития ремесла как профессиональной деятельности с массовым производством вещей и торговлей, с образованием городов мы связываем начало двупланового взаимоотношения цивилизации и культуры: с одной стороны, цивилизация является высшим уровнем развития культуры, а с другой – цивилизация является тем слоем культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, а внутри ее, представляя собой систему обслуживающих культуру механизмов.

Многозначность понятия «цивилизация»

Различение понятий культуры и цивилизации раньше всего началось в Германии. Уже И. Кант под цивилизацией понимал внешнюю сторону жизни личности и общества, а под культурой — их духовную суть, духовный потенциал. Немецкие философы и далее всегда строго придерживалась этого различения, что нельзя сказать о мыслителях других страна. Во Франции в XVIII в. чаще употреблялось слово цивилизация, в то же время в Англии оба термина были равноправны. И в дальнейшем — в XIX и XX вв. — в англоязычных работах культура и цивилизация зачастую употребляются как синонимы.

Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе», и «civilis», характеризующего «гражданина» как «городского жителя». Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии. Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757 г.). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Этим словом все увереннее пользуются П.-А. Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном, идеализованном смысле.

Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко-теоретическое обоснование. В XVIII-XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость-варварство – цивилизация».
Самое важное состоит в том, что слово «цивилизация» появилось на свет в свой срок – в то время, когда завершился великий подвиг деятелей французского Просвещения – издание «Энциклопедии». Во французском языке слово «цивилизация» на протяжении десятилетий не имело множественного числа. Явление мыслилось как универсальное, как всечеловеческая цель. Собственно термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Однако именно в это время единство жизни как универсальная идея опровергается в естественных науках.

Слово «цивилизация» заслоняло идеей исторической общности различие индивидуальных путей. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством универсализма.

Постепенно формируется представление о культуре как духовном подражании цивилизации, как духе цивилизации. Несовпадение культуры и цивилизации представил в своей концепции О. Шпенглер («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа, его разложение.

Шпенглер предрекал естественный закат культуры. Подобно тому, как смерть является неотъемлемым итогом жизни, выражением строгой и необходимой органической последовательности, в чередовании культурных эпох итогом является их свертывание в цивилизацию. Цивилизация, по Шпенглеру, это крайне искусственное состояние, завершение и исход культур, ее рок. Цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление, вытеснение одухотворенности прозаическими материально-техническими интересами.

Но отношения культуры и цивилизации более сложны, чем простые оппозиции “духовного” и “материального”. Сравним их наиболее общие характеристики:

Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.

Но цивилизация не является абсолютным благом. Современное состояние соотношения культуры и цивилизации характеризуется изменением социально детерминированного раздвоения культуры (элитарная и народная культуры) на элитарную и массовую под воздействием научно-технического прогресса. Увеличение доли массовой культуры приводит к положению, когда впервые в истории цивилизация раскрывает силы, губительные для культуры и самого существования человека, вытесняя интеллект из культуры и активизируя унаследованные от предков физиологические реакции.

Типологизация цивилизаций

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

Цивилизации различаются:

  • по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные;
  • по принципу естественно-географической среды: открытые, закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии);
  • по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э. Тоффлера: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному (культуры религиозные и светские) принципам.

Специфика культурного развития остается за пределами такой типологизации. Все культурное многообразие загоняется на жесткие ступени поступательного развития человечества, а некоторые культуры оцениваются как примитивные и малоценные и насильственно вовлекаются в цивилизационные процессы.

Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них
универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.

В основу этой типологизации положены четыре основных критерия:

  1. общие фундаментальные черты духовной жизни;
  2. общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
  3. взаимопереплетение культур;
  4. наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

  1. природные сообщества (непрогрессивные формы существования);
  2. восточный тип цивилизации;
  3. западный тип цивилизации;
  4. современный (техногенный) тип цивилизации.

Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в единстве и гармонии с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к третьему тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.

Характерными чертами восточной цивилизации являются:

  • традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур;
  • представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.;
  • нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;
  • неразвитость личностного начала; общественная жизнь построена на принципах коллективизма;
  • политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом;
  • экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации – характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

  • динамизм, ориентация на новизну;
  • утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
  • индивидуализм, установка на автономию личности;
  • рациональность;
  • идеалы свободы, равенства, терпимости;
  • уважение к частной собственности;
  • предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до XXI столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества – индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация цивилизация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить; элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новое качество; в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер.

Специфика и основные черты техногенной цивилизации. Основные черты культурных универсалий, составляющие основу западноевропейской культуры:

  • представление о природе как поле приложения сил человека (сравнить с ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу);
  • абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной – к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);
  • деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования);
  • технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения;
  • быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.

Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт. По мере глобализации стилей жизни все более заметны признаки противоположной тенденции – борьбы за сохранение уникальности национальных культур.

Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.

В истории существовал ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Месопотамии, Древней Индии и др.

Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Традиционная культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основными занятиями являются сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность.

Основные черты культурных универсалий, составляющие основу традиционных культур:

  • ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
  • приверженность существующим образцам поведения;
  • господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании;
  • медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности

Начиная с Э. Роттердамского (1469-1536) и Ф. Бэкона (1561-1626) в европейской науке прогресс общества было принято ассоциировать с развитием материального производства, с усовершенствованием орудий труда, техники, технологии и соответствующих производственных и экономических отношений. Л.Г. Морган (1818-1881) предложил идею исторического процесса по схеме дикость – варварство – цивилизация. Исследования И. Гердера (1744-1803), чикагской школы социологии, К. Мангейма (1893-1947), Р. Арона (1905-1983), помогли преодолеть оценочные и этнографические рамки традиции. «Традиция» перестала отождествляться с варварством, первобытным укладом и встала в один ряд с понятиями «цивилизация», «культура».

А. Тоффлер (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации. «Аграрная волна» охватывала все страны наиболее длительный период. Для нее характерны: зависимость от природы (сезонные ритмы, погодные условия, почва); медленный темп развития науки и техники; локальность культурных контактов; элитарность образования; межпоколенная трансляция ценностей; устойчивость родственных связей.

«Индустриальная волна» начинается с промышленной революции в XVII в. и продолжается до сих пор, втягивая на свою орбиту все большее количество стран. Ей свойственны: быстрое развитие науки и технологии; создание массовых производственных технологий; централизация управления; стандартизация потребностей человека; урбанизация. Грядущая «третья волна» должна принести, по мнению Тоффлера, возрастание роли человека, тенденцию к самоограничению, развития индивидуальности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Культура человека синонимы
  • Культура синоним на английском
  • Культовая личность синоним
  • Культовая вещь синоним
  • Культмассовый сектор синонимы