Кроссворд синонимов и антонимов

По горизонтали
1. Антоним слова «злость».
4. Синоним слова «правдивость».
5. синоним слова храбрость
6. Антоним слова «щедрость».
8. Синоним слова «чело»
9. Синоним словобман».

По вертикали

2. Антоним слова «бедность».
3. Синоним слова «нищета».
5. Что помогает точно и образно выражать мысли?
7. Антоним слов «смелость, храбрость»,

2
класс   Русский язык.  

Выдели корень в словах. Найти
слово в слове. 

Ножки,  старушки,  она,  ладошки,  жила,  закладывать,  вдруг, 
столбик, плакат,   проход,   предположение,  водопровод,  говорят,  сухарь, 
подарили, букварь,   молочай,   пружина,  шиповник, потолок,   корабли,    смельчак.

Составь
предложения из слов каждой строчки. Запиши.

Подчеркни
грамматическую основу
.

1.              
морю   
летом    Коля    ездил   к    родителями    с

_________________________________________________________

2.              
все    на    
шли     вместе     пляж      утром

_________________________________________________________

3.              
плескались   
в    ребята     подолгу     тёплой      воде

_________________________________________________________

Отгадай
слова, запиши их. Раздели для переноса.

1. Игра на
льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.

2.  Дорога с
рядами деревьев по сторонам.

3.  Место, где
продают билеты.

4. Человек,
который совершает поездку на самолёте, поезде или пароходе.

5.  Дорога,
покрытая асфальтом.

http://festival.1september.ru/articles/410184/img1.gif

Подбери 
синонимы. Запиши слова. Обозначь звонкие и глухие согласные.

Молодой  ____________________

Белоснежный _________________

Немаленький, _________________

Огромный ____________________

Ожерелье  ____________________

Доктор _______________________

Вставь,
где надо мягкий знак. Подчеркни твердые ( __ ) и мягкие (=)   согласные
.

Крылеч…ко, 
Олен…ка,  барабан…щик, л…дина, звен…я,   солов…и,  п…ю, ден…ги,  Куз…ма,  зорен…ка, 
лебед…,  сливоч…ки,  окун…ки,  в…юнок.

Подбери
антонимы.
Запиши слова.  Обозначь звонкие и глухие согласные.

Говорить
_____________________

стоять
_______________________

огорчаться 
__________________

рассвело
_____________________

хвалить _____________________

взять _______________________

Раздели слова на группы. Закрась их разными карандашами.

Больной,  ружье,
 копье,  возьму,  птичьи,  письмо,  соловьи,  
деревья, ночью, мальчик,  осенью, галька,  муравьи,  счастье,
 жизнь, вьюга,   долька, пальчик

  Напиши словосочетания, изменяя
по смыслу слова.

Образец:     (Лиса) лисья нора.  

 (птица)……………………………….
перо,         (волк)…………………… следы,        (собака)……………………….
конура,         (коза)………………………….. молоко,  

 (медведь)…………………………
лапа,             (заяц)……………………………. шапка,  

Вставить пропущенные буквы,
записать проверочные слова.

Сл . вечко — ______________         сн .
говик — __________________

т . грёнок — _______________        х .
лмистый — ________________

в . зать — __________________      ц .
рковой — __________________

ч . совщик — _______________      ш .
повник — __________________

б . дняк
— _________________       в . йна — _____________________

Вставить пропущенные буквы,
записать проверочные слова.

Пру__ — ______________

Пло__ —  ______________

Сапо ___ — ___________

Ё ____ — ______________

Похо____ — ____________

 Моро__ — _____________

Лоша __ь — _____________

Поез____ — ______________

Гри ___ — ________________

 Ястре__- ________________

Анана___ — _______________

Сосе __ -_________________

Биле ___ — _______________

Горо___ — ________________

Елена
Кострюкова
,
учитель начальных классов ГОУ СОШ № 566 г. Москвы

Кроссворды по русскому языку

Русский язык – один из сложнейших
учебных предметов. Известно, что важным условием
на пути усвоения знаний является наличие
познавательного интереса к изучаемому предмету.
Поэтому учителя начальных классов стараются
включать занимательный материал в содержание
уроков.
Отгадывание кроссвордов на уроках русского
языка в начальной школе и дома с родителями
создает положительный эмоциональный настрой,
вызывает у детей познавательную активность,
развивает не только интерес к предмету, но и
внимание, мышление, память, способствует
обогащению словарного запаса и формированию
орфографической зоркости школьников.
Кроссворды составлены по темам: на определенный
вид орфограмм или с использованием лексического
значения слова (многозначные слова, синонимы,
антонимы). Прежде чем вписать слово в кроссворд,
детям необходимо не только отгадать это слово, но
и предварительно подобрать к нему проверочное,
на что указывает соответствующее задание.
Выполняя подобные задания, ученики применяют
правила проверки и правописания слов с данной
орфограммой, закрепляя уже приобретенные навыки
не обычным способом, а в процессе игры.

Непроизносимая согласная

I. Подберите близкие по значению к
данным имена прилагательные с непроизносимой
согласной – и прочтете в столбике ключевое
слово:

1. Печальный.
2. Удачливый.
3. Огромный
4. Веселый.

5. Отважный.
6. Знаменитый.
7. Здешний.
8. Правдивый.

Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый.
3. Гигантский. 4. Радостный. 5.
Доблестный. 6. Известный. 7. Местный.
8. Честный.

Ключевое слово: синонимы.

II. Подберите слова с непроизносимой
согласной, противоположные по значению данным –
и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Будни.
2. Милосердный.
3. Отвратительный.
4. Жадный.

5. Любимый.
6. Безучастие.
7. Раздельный.
8. Погожий.

Ответы: 1. Праздники. 2.
Безжалостный. 3. Прелестный. 4.
Бескорыстный. 5. Ненавистный. 6.
Сочувствие. 7. Совместный. 8. Ненастный.

Ключевое слово: антонимы.

Проверьте непроизносимую согласную
подбором родственного слова. В каком слове
непроизносимая согласная не проверяется?

Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши

I. Если
впишете отгадки в строчки,
то прочтете ключевое слово.

1. Стоит колюка,
Одета в багрянец,
Кто подойдет,
Того кольнет.

2. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.

3. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит нам: …

4. Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.

5. Из горячего колодца
Через нос водица льется.

6. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется.

7. Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.

8. Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет –
Ярко-красный глазок глянет.

Ответы:

1. Шиповник.
2. Снежинки.
3. Жираф.
4. Часы. 5. Чайник.
6. Туча. 7. Чулок.
8. Машина.

Ключевое слово: перчатка.

II. Впишите
в строчки отгадки –
и прочтете в столбике ключевое слово,
отгадку загадки:

Словно розочки, цветы –
просто чудо красоты!
Яркие, пахучие…
Ай-ай-ай! Колючие.

1. Сами крошки,
Боятся кошки,
Под полом живут,
Туда все несут.

2. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

3. Пять мальчиков,
пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
в темные чуланчики:
Каждый мальчик –
в свой чуланчик.

4. Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки – из палки,
В руках – мочалки.

5. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.

6. Белые горошки
На зеленых ножках.

7. Под гору – коняшки,
В гору – деревяшки.

8. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.

Ответы:

1. Мыши.
2. Ежик.
3. Перчатка.
4. Чучело.
5. Свеча.
6. Ландыши.
7. Лыжи.
8. Щука.

Проверяемая безударная гласная

I. Если вы впишете все
отгадки в строчки,
то прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова –
И Федя неряху увидел
… лохматого.

1. Сердита мать,
да прикрыла деток
До красного дня
пуховым одеяльцем.

2. Одно бросил –
целую горсть взял.

3. Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока
затянуты в облака.

4. В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется.

5. Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
В сарай попала,
кур пересчитала,
И горлана-петуха
унесла она в леса.

6. Гуляет на воле,
В лесу, в чистом поле.
Крутит, воет, бурчит,
На весь мир ворчит.

7. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.

В каких словах безударная гласная в
корне
проверяется изменением формы слова,
а в каких – подбором родственного слова?
Найдите слова, в которых безударная гласная
проверяется двумя способами.

Ответы:

1. Зима.
2. Зерно.
3. Гора.
4. Река.
5. Лиса.
6. Метель.
7. Дерево.

Ключевое слово: зеркало.

II. Подберите слова с
проверяемой
безударной гласной в корне,
противоположные по смыслу данным,
и прочтете в столбике ключевое слово.

1. Говорить.
3. Длинный.
5. Ломать.
7. Забывать.

2. Горячий.
4. Кривой.
6. Терять.
8. Легкий.

Ответы:

1. Молчать. 2. Холодный.
3. Короткий.
4. Прямой. 5. Чинить. 6.
Находить.

7. Вспоминать. 8. Тяжелый.

Проверьте безударную гласную в корне
путем подбора родственного слова.

Ключевое слово: антонимы.

III. Отгадав загадки в строчках,
вы прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:

Вырос в поле дом,
полон дом зерном,
Стены позолочены,
ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
на столбе золотом.

1. Без рук, без ног на брюхе ползет.

2. Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге,
Где сошлись пути –
Помогает улицу
Людям перейти.

3. Кто в году четыре раза
переодевается?

4. Жар-птица летает,
Золотые перья роняет.

5. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

В каких словах безударная гласная в
корне
проверяется путем изменения формы слова,
а в каких – путем подбора родственного слова?

Ответы:

1. Червяк.
2. Светофор.
3. Земля.
4. Огонь.
5. Осень.

Ключевое слово: колос.

Ь – показатель мягкости согласных

I. Впиши
отгадки.

1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

2. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили
В ушанке заячьей зимой,
А летом – с бритой головой.

3. Шел долговяз,
В сыру землю увяз.

4. В золотой клубочек
Спрятался дубочек.

5. Шуба нова,
На подоле дыра.

6. Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.

7. Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет –
Весь куст опадет.

8. Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес:
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины,
И, поднявши вихрем пыль,
Побежит…

Ответы:

1. Ель.
2. Пень.
3. Дождь.
4. Желудь.
5. Прорубь.
6. Портфель.
7. Календарь.
8. Автомобиль.

Как обозначена мягкость
согласного на конце слова?
На конце какого слова слышится
парный согласный звук?
Подберите проверочное слово.
Какой буквой обозначен парный согласный?
В каком из слов количество букв
совпадает с количеством звуков?

II. Если
вы впишете отгадки в строчки,
то прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:

Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки.

1. Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные.

2. Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.

3. Репы сестра
На язык остра.

4. За дверкой этой
лед и иней,
Здесь даже летом
холод зимний.

5. В доме есть слуга у нас,
Знает он, который час.
По утрам, когда ты сонный,
Он звонит, как заведенный.

6. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.

7. Два блестящих братца,
Точно ветер, мчатся
И всю зиму напролет
Чертят, режут звонкий лед.

8. Крыльями машет,
А улететь не может.

Ответы:

1. Пальцы.
2. Письмо.
3. Редька.
4. Холодильник.
5. Будильник.
6. Сосулька.
7. Коньки.
8. Мельница.

Ключевое слово: апельсин.

Совпадает ли количество букв
с количеством звуков в словах-отгадках?

Продолжение следует

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку «Русский Алфавит, или Азбука»

урок интеграции православия в предмет…

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе»Русский язык как знаковая система»

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину «русский язык», выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков…

Методическая разработка урока по русскому языку «КВН «Знатоки русского языка»

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла…

методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме «Слово в языке и речи. Лексическое значение слова.»

конспект урока…

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс «Русский алфавит, или азбука»

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф…

Методическая разработка. Кроссворд по русскому языку.

Кроссворд по русскому языку на тему синонимы и антонимы. Можно использовать во 2,3 и 4 классах….

Методическая разработка урока родного (русского) языка на тему «Числительные в русском языке»

Методическая разработка интегрированного урока….

1. Подберите антоним «назад».
2. Антоним к слову «щедрость».
3. Определите антоним слову «старый».
4. Выберите антоним слову «осенний».
5. Подберите антоним слову «белый».
6. Подберите антоним слову «большой».
7. Антоним к слову «злость».
8. Подберите антоним слову «летний».
9. Подберите антоним слову «будущий».
10. Подберите антоним слову «веселый».
11. Выберите антоним слову «легкий».
12. Какой антоним у предлога «над»?
13. Подберите антоним слову «горячий».
14. Подберите антоним слову «вверх».
15. Определите антоним слову «горький».
16. Выберите антоним слову «медленно».
17. Укажите антоним слову «здоровый».
18. Подберите антоним слову «бедность».
19. Подберите антоним слову «легкий».
20. Подберите антоним «налево».

  • Показать ответы на кроссворд

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кроссворд антонимы синонимы омонимы
  • Кросс функциональное взаимодействие синоним
  • Кросс продажа синоним
  • Кросс курс синоним
  • Кросс культурный синоним