Коррекционное занятие синонимы

Тема: Коррекция высших психических функций. Синонимы.

Цели: Расширить знания учащихся о синонимах, об их роли в речи.

Развивать мышление на основе решения проблемных заданий.

Воспитывать наблюдательность.

Ход занятия.

  1. Организация занятия.

— рапорт дежурного.

Сядет тот, кто назовет антоним.

(Чёрный — белый, полезный — вредный, говорю – молчу, хорошо – плохо, голодный – сытый, тёмный – светлый, широкий – узкий, сыро – сухо, строить –разрушать, варёный – сырой, редко – часто, глубоко – мелко, бледный –румяный).

  1. Сообщение темы и целей занятия.

— Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха. Мы успеем сделать все задания, если вы будете внимательно слушать, смотреть, правильно отвечать на вопросы, будете думать и проявлять активность на занятии. Сегодня мы будем повторять слова. А какие, узнаете, если расшифруете слово. Прочитайте написанное через одну букву.

С А И Б Н В О Р Н Ь И Ш М

III. Основная часть.

1). Гимнастика для глаз, ушей, рук.

Чтобы хорошо работать на уроке, подготовим наших помощников.

  1. Разотрите ладонь о ладонь до ощущения приятного тепла. Кисти рук поднимите вверх ладонями друг к другу. 1-прогнуть ладонь назад, 2-сжать пальцы в кулаки, 3-выпрямить ладонь. Кисти рук поднимите вверх ладонями друг к другу. Вращайте каждым пальцем влево и вправо.
  2. Снова разотрите ладони. Согретыми ладонями разотрите ушные раковины. Указательные пальцы вставьте в ушные отверстия и повибрируйте ими, как бы освобождая их от воды. Стряхните кистями рук воображаемую воду.
  3. Сильно зажмурьте глаза, откройте. Глазами напишите своё имя.

2) Ребята, а какие слова называют синонимами? Приведите примеры. (Синонимы- это слова, обозначающие одно и то же, но по-разному и отличающиеся друг от друга оттенками значения и употреблением в речи.)

Послушайте внимательно стихотворения  и найдите синонимы.

  1. Бураны, вьюги и метели-

     Как много с ними канители,

     Как много шума, толкотни,

     Как надоели мне они!

     Так проворчал мороз угрюмый,

     И речку лёд сковал без шума,

     Деревья скрыла седина,

     И наступила тишина.

  1. Зябнет осинка,

     Дрожит на ветру.

     Стынет на солнышке,

     Мёрзнет в жару.

  1. Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

     Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

     Ведь до поздней осени он стоит зелёный.

     Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

  1. Солнце старалось пожарче гореть,

     Чтобы озябшую землю согреть.

      Солнце старалось поярче пылать,  

      Света побольше на землю послать.

— Теперь ещё раз перечислите все синонимы, которые встретились в стихотворении. Подумайте, что могут обозначать синонимы?

( предметы, признаки, действия).

Синонимы дают возможность разнообразить речь, делать язык более образным и выразительным.

3) А сейчас выполним задание «Найди друзей». К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова.

шум

Г

Р

О

Х

О

Т

Сушь

Вьюга

Грусть

Врач

Забор

Армия

Взор

4) На карточках среди букв найти слова, подобрать к ним синонимы.

5) Графический диктант.

1 клетка вниз, 1клетка влево, 1клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 4 клетки вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо.

Подберите синоним.

6) Ф/минутка.

7) – Есть в русском языке немало пословиц и поговорок, где встречаются синонимы. Сейчас вы должны прочитать пословицу, но сначала вы должны разгадать ключ этого шифра.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Л

Й

П

Е

Я

М

И

О

2

Р

У

Г

Н

А

Т

Д

1-3, 2-1, 1-7, 1-5, 2-6, 1-4, 1-1, 1-4, 1-2.

1-6, 2-4, 1-8, 2-3, 1-8,

2-5.

2-7, 2-1, 2-2, 2-3, 2-5.

2-4, 1-4, 2-6.

(Приятелей много, а друга нет).

Как вы понимаете эту пословицу? Найдите синонимы.

8) На листочках дан текст. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы из скобок, объясняя разницу их значений.

Ласточка … над гнездом. Над цветами … бабочки. Земля  … вокруг солнца. … шар голубой. (Вращаться, вертеться, кружиться, виться). Сестра  … своё новое платье. Пограничники  … наши границы. Сторож  … совхозное добро. Собака  … дом. (охранять, беречь, сторожить). Туристы любят … по лесам и полям. Нечего без дела … из угла в угол. (Бродить, слоняться).

9) Игра «Кто внимательный?»

Определите синонимы это или антонимы. Если антонимы, показываете красный кружок, синонимы – синий кружок.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война –мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач –доктор, радость – печаль, ураган – буря, смелая –храбрая.

IV.Обобщение.

— Что вам понравилось на занятии?

— Какие слова называются синонимами?

V. Итог занятия.

Тема: «Слова близкие по смыслу (синонимы)»

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы».

Задачи:

  • коррекционно-обучающие:  учить детей подбирать и находить слова-синонимы;  корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие и расширение  словарного запаса детей;

  • коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания, памяти, навыки и приемы самоконтроля, развитие зрительного и слухового внимания; развитие фонематических представлений, слогового анализа; развитие познавательной активности;

  • коррекционно-воспитательные: научить работать в паре/группой, воспитывать внимательное отношение к слову, положительной мотивации к занятию, умению оценивать себя и своих товарищей, формировать навыки общения и правильного поведения; воспитание любознательности; воспитание любви к родному языку; привитие эстетического восприятия красоты родной природы.

Оборудование: карточки на каждого ребенка, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Ребята, послушайте стихотворение и приготовьтесь  ответить на мои вопросы

Слова – синонимы всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас!

— Ребята, мы называем свой родной край Отечеством, Отчизной, а как еще можно назвать его? (Родина).

Обратите внимание, что все эти слова различны по звучанию, но близки по своему значению. Это слова-приятели. Или по другому их называют синонимами. И тема нашего занятия сегодня — «Синонимы».

II. Основная часть занятия.

А сейчас послушайте стихотворение И.Токмаковой “Осинки” и назовите слова-действия.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.  

                                       И. Токмакова 

(Показ картинки осины)

 — Ребята, какие слова в стихотворении близкие по значению?

Как мы называем такие?  (Синонимы).

— А кто мне объяснит смысл поговорки: «Дрожит как осиновый лист»? (боится, трясется от страха).

Смотрите, ребята, к нам в гости пришел Лесовичок  и принес с собой елочку, ведь скоро Новый год. Но елочку еще надо украсить. А для того, чтобы получить елочные украшения, нам с вами надо выполнить все задания Лесовичка. Ну что, начнем?

Но для начала повторим, какие же слова называются  синонимами? (Ответы детей).

Задание №1. Работа у доски.

А теперь, отгадайте загадки и найдите в них слова синонимы.

После урока непременно

Нужна ребятам ______________.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем _______________.

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим ___________.

Задание №2. Работа по карточкам.

У каждого на столе лежит карточка с заданиями.

     Игра «Найди пару».

    К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их линиями.

бедность

лошадь

друг

вьюга

конь

дорога

метель

нищета

тропинка

приятель

Проводится самопроверка.

Задание №3.

Игра «Подберите по три».

Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

Радость, радоваться, играть, ликовать, торжествовать.

Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.

Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.

Мыслить, дума, думать, подбирать, соображать, мысль.

Задание №3. Работа в тетради 

Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?

Лошадь, буря, труд, ураган, конь, шторм, кобыла, работа, дело.

Самостоятельная работа.

Ребята, вы устали писать и рисовать, наши пальчики должны отдохнуть. Давайте проведем физкультминутку.

Задание №5. Физкультминутка

Задание №6.

2. Соедини стрелкой синонимы (проверка по цепочке).

Дорога

Холод

Метель

Печальный

Жаркий

Большой

Сказать

Блестеть

Воевать

Вьюга

Знойный

Молвить

Мороз

Бороться

Путь

Сверкать

Огромный

Грустный

3. Найди и зачеркни в каждой строчке  лишнее  слово (не близкое по значению).

Прочный, храбрый, крепкий, твердый.

Старый, дряхлый, мрачный, ветхий.

Шалун, проказник, баловник, лентяй.

Верный, вежливый, любезный, воспитанный.

Сказать, произнести, наблюдать, молвить.

4. В каждом ряду синонимов подчеркни слово, в котором признак выражен сильнее.

Праздник, торжество, триумф.

Прохладный, ледяной, холодный.

Чудовищный, ужасный, страшный.

Симпатичный, прекрасный, очаровательный.

Веселье, радость, восторг.

Задание №7.

Молодцы ребята! И теперь осталось повесить звезду на нашу елочку. А для этого мы с вами должны выполнить последнее задание.

Вспомните, как мы называем нашу Родину (Отчизна, Отечество, Родимый край). Правильно, а наша Родина – Белгородский край. 

  1. Итог занятия.  

Занятие № 6

Тема: Синонимы
и антонимы.

Цель: усвоение понятий синонимы и антонимы, научить употреблять их
в устной речи.

Задачи:

Образовательные:

1.    
Учить детей подбирать и
находить слова-синонимы.

2.    
Познакомить детей со
словами – антонимами.

3.    
Учить использовать
антонимы и синонимы в речи.

Развивающие:

1.     Развивать
умение подбирать слова-синонимы.

2.     Развивать
умение находить в тексте слова-антонимы.

3.     Развивать
умение подбирать слова-антонимы.

Воспитательные:

1.    
Воспитывать
аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование:

1.    
Постановочные
зонды для коррекции звукопроизношения;

2.    
Раздаточный
материал;

3.    
Альбом
с заданиями.

Ход   занятия:

Вводная часть. Организационный момент.

Основная часть. Артикуляционная гимнастика, работа над
звукопроизношением, р
абота
над темой занятия, д
ыхательная
гимнастика, лексико-грамматические игры и упражнения, загадки, пальчиковая
гимнастика, подбери антонимы.

Заключительная часть. Итог.

Вводная часть.

Организационный момент:

— Сегодня на занятии мы вспомним все, что знаем о синонимах
и антонимах.

Основная часть:

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения
для губ, щек и языка

Работа над звукопроизношением

Коррекция звуков проходит индивидуально, в зависимости
от нарушенного звука или группы звуков.

По показаниям с ребенком проводятся артикуляционные
упражнения, направленные на развитие правильного артикуляционного уклада.
Используются комплексы для постановки звуков. По необходимости используются
постановочные зонды.

Автоматизация в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация по показаниям.

Работа
над темой занятия

Синонимы
– это слова
с близким значением.

Синонимы используются в речи для: — более точного и верного
выражения мысли; — придания эмоциональной окраски; — избегания тавтологии
(повторений); — связи смежных предложений в тексте.

Приведём примеры синонимов к словам разных частей речи.

  • Странник
    (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник;
  • Весёлый (имя
    прилагательное) — радостный, праздничный, ликующий, радужный;
  • Бежать
    (глагол) — мчаться, нестись, торопиться;
  • Быстро
    (наречие) — шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
  • Рисуя (деепричастие) — изображая, малюя,
    вырисовывая, воображая, очерчивая;
  • Ах (междометие) — ахти, ох, ух.

Антонимы
– это слова с противоположным значением
.

Антонимы
встречаются в пределах всех частей речи, однако слова антонимической пары
должны принадлежать к одной и той же части речи.

В антонимические
отношения не вступают:

– существительные
с конкретным значением (дом, книга, школа), имена собственные;

– числительные,
большинство местоимений;

– слова,
обозначающие половой признак (мужчина и женщина, сын и дочь);

– слова с разной
стилистической окраской;

– слова с
увеличительным или уменьшительным акцентами  (рука – ручища, дом – домик).

По своей структуре
антонимы не однородны. Среди них встречаются:

– однокорневые
антонимы: счастье – несчастье, открыть – закрыть;

– разнокорневые
антонимы: чёрный – белый, хороший – плохой.

Обратим
внимание на самые распространенные примеры антонимов: добро – зло; хорошо –
плохо; друг – враг; день – ночь; жара – холод; мир – война, ссора;
правда – ложь; успех – неудача; польза – вред; богатый – бедный; трудный –
легкий; щедрый – скупой; толстый – тонкий; жесткий – мягкий; храбрый –
трусливый;  белый – черный; быстрый – медленный; высокий – низкий; горький –
сладкий; горячий – холодный; мокрый – сухой; сытый –
голодный; новый –
старый; большой – маленький; смеяться – плакать; говорить – молчать; любить –
ненавидеть.

Дыхательная
гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только
выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию.

Проводится гимнастика в спокойном состоянии.

Игра «Найди пару».

    К словам из первого столбика подбери синонимы из
второго столбика и соедините их линиями.

путь

страх

родник

лошадь

работа

дело

тропинка

несчастье

метель

дорога

друг

противник

грусть

вьюга

враг

приятель

тревога

нищета

горе

дорожка

бедность

тоска

конь

ключ

Загадки и отгадки

— Сейчас я загадаю загадки, а вы их отгадаете. Найдите
в загадках слова – антонимы. Скажите, что эти слова обозначают.

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям друг. ( Дятел)

— Найдите здесь противоположные слова. (Враг –
друг).

— Что они обозначают?  — Предметы.

Поле белое, овцы чёрные. (Буквы и бумага)

-Что обозначают слова – антонимы?

— Признаки предметов.

Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (
Дверь)

( Встречает – провожает)

— Что обозначают эти слова?

— Действия.

Накормишь – живёт,

Напоишь – умрёт.  (Огонь)

-Что обозначают эти антонимы?

— Действия.

Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал. ( Снег)

( Лежал – бежал).

— Что обозначают эти слова?

 — Действия.

Игра «Подберите по три».

Выберите из ряда слов по три слова-синонима и
подчеркните их.

Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.

Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.

Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

Радость, радоваться, радостный, ликовать,
торжествовать, ликование.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики

Подбери антонимы

— Как-то заспорили животные о том, какая бывает зима.
Послушайте их спор и дополните по смыслу предложения вот этими животными:

— Зима бывает голодная,- сказал………. (волк)

— Уж очень зима длинная, — мурлыкнул ………..(кот)

— Зима холодная и морозная,- заявила…………..(лиса)

А…………(медведь) подумал и сказал: « Да что вы?  Зима
тёплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь! «

— Как вы думаете, почему каждый из животных так
воспринимает зиму?

 — Назовите противоположные признаки зимы. (Длинная –
короткая, холодная – тёплая).

Распределите данные слова на три группы. В каждой
группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на
группы?

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье,
работа, дело.

­­­­­­____________       _____________      
_______________

____________       _____________       _______________

____________       _____________       _______________

Заключительная часть.

Итог: — Что нового мы
узнали сегодня? Вспомни, как называются противоположные по смыслу слова? А как
называются близкие по значению?

Для чего они нужны? С каким настроением ты уходишь с
занятия?

Тема: Синонимы и антонимы.

Цель: обогащение, уточнение и активизация
словарного запаса учащихся путем использования
синонимов и антонимов в собственной речи.

Задачи урока:

коррекционно-образовательные:

расширение у учащихся понятия синоним и
синонимичный ряд, формирование у учащихся умения
по преобразованию текста путем замены синонимов
из синонимичного ряда;

коррекционно-развивающие:

обогащение и активизация словарного запаса
путем использования синонимов и антонимов в
собственной речи, в работе с текстом;

коррекционно-воспитательные:

воспитание у учащихся потребности в
использовании синонимов в собственной речи.

ЗАНЯТИЕ №1.

Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к
занятию.

Повторение.

На уроках русского языка вы знакомились со
словами одной и той же части речи, обозначающие
одно и тоже, но отличающиеся друг от друга
оттенками лексического значения и употреблением
в речи.

Вопрос: Вспомните, пожалуйста, как называются
эти слова?

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Актуализация внимания.

Игра «Подбери синоним».

Слова:

Имя существительное — ребенок, пища, друг,
сражение.

Имя прилагательное — смелый, старый, мокрый.

Глагол — говорить, бежать, думать.

Сообщение нового материала.

Мы уже выяснили, что синонимы различаются
употреблением в речи и оттенками значения.

Например, слова дорога и тропинка
имеют значение узкой полосы земли, устроенной
или протоптанной для ходьбы. Но в предложении для
уточнения значения они используются в
зависимости от смысла предложения.

Составьте предложения со словами дорога и
тропинка.

Например:

Дорога привела нас в поле.

На лесной тропинке мы встретили белку.

Закрепление.

Определите, сколько значений имеет слово завести
в словосочетаниях.

(Учащиеся с помощью учителя определяют
значение слова).

Из данных справа слов подобрать синоним к
глаголу ЗАВЕСТИ, который дается в
словосочетаниях:

Завести собаку. приобрести
Завести песню. затеять
Завести игру. привести в движение
Завести порядок. начать
Завести часы. установить

То же задание к прилагательному КРЕПКИЙ.

Крепкий мороз. прочный
Крепкий лед. сильный
Крепкий удар. здоровый
Крепкая веревка здоровый
Крепкий организм. сильный
Крепкий сон. Здоровый

Итог занятия.

  • Что нового вы узнали сегодня на занятии?
  • Чему научились во время занятия?

ЗАНЯТИЕ №2.

Организационный момент.

Приветствие детей. Разминка:

  • Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых
    состоит из четырех букв.
  • Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых
    начинается на букву «И».
  • Сядьте, пожалуйста, те, которые считают, что
    сегодня среда.
  • Сядьте, пожалуйста, те, кто считает, что после
    осени наступит зима.

Повторение.

На предыдущих занятиях мы говорили с вами о
синонимах.

Вопрос: Какие слова называются синонимами?

Синонимы — это слова одной и той же части речи,
которые имеют одинаковое значение, но отличаются
оттенками значения и употреблением в речи.

Вопрос: Для чего служат синонимы?

Синонимы служат для того, чтобы мы точно и
образно могли выражать свои мысли.

Актуализация внимания.

Слова груда, ворох, кипа имеют одинаковое
значение — горка чего-либо, сваленного в кучу. Но
в предложении эти слова могут использоваться
только со словами, походящими по смыслу.

Задание: Подберите к словам из правого столбика
слова из левого столбика, подходящие по смыслу.

Например:

Груда (чего?) солома
Ворох (чего?) журналы
Кипа (чего?) песок

Закрепление.

Вставьте в словосочетание одно из слов,
подходящих по смыслу:

Дружный — дружеский

:. коллектив

:. работа

:. беседа

:. совет

Дождевой — дождливый

: плащ

: погода

: вода

: день

: туча

Приготовить — сделать

: зарядку

: прическу

: обед

Итог занятия.

Сегодня мы с вами учились правильно
употреблять синонимы в речи, подбирать к ним
слова, подходящие по смыслу. Эта работа поможет
вам при написании сочинений, изложений, где нужно
правильно и точно выражать свои мысли.

ЗАНЯТИЕ №3.

Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к
занятию.

Актуализация внимания.

Сегодня на занятии мы с вами будем работать с
текстом. Вы будете учиться находить в тексте
синонимы, заменять в тексте слова синонимами.

Подберите, пожалуйста, синонимы к следующим
словам:

Друг — товарищ, приятель.

Буря — ураган, метель.

Красный — алый, пурпурный.

Открыть — отворить

Крепкий — прочный.

Упражнение (на карточках).

Прочитайте текст. Замените выделенное в тексте
слово синонимами. Прочитайте полученный текст.

Был холодный зимний день. Дул холодный
ветер. Пошел снег. Он падал на холодную землю.
Озеро еще не замерзло, хотя вода в нем была холодной.

Какое слово выделено?

Слова для справок: прохладный, студеный,
ледяной, морозный.

Упражнение (на карточках).

Вставьте пропущенные однокоренные синонимы.

1. В лесу стояли : (высотные — высокие)
столетние сосны. В нашем городе много : (высоких
— высотных) зданий.

2. К нам подошел : (соседний — соседский)
мальчик. Мой друг живет в : (соседском —
соседнем) доме.

3. Мальчик потерял на прогулке свою : (единую —
единственную) пару перчаток. На стройке работал
: (единственный — единый) дружный коллектив.

4. Работа в тетради

Задание (можно выполнять как группой, так и
индивидуально): составьте и запишите в тетрадь
предложения с синонимами:

Длинный — долгий

Подняться — встать

Малыши — ребята

Тайный — секретный

Свежий — чистый

Итог занятия.

Чему научились вы сегодня на занятии?

Сегодня мы с вами работали с текстом. Вы учились
находить в тексте синонимы, заменять их
синонимами, подходящими по смыслу. Эта работа
поможет вам правильно и точно выражать свои
мысли при общении, при написании сочинений и
изложений.

ЗАНЯТИЕ №4.

Организационный момент.

Приветствие детей, разминка:

Игра «Наоборот» (можно использовать мяч).

А нам с тобой пришел черед
Играть в игру «Наоборот».

  • Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: (низко),
  • Скажу я слово «далеко», а ты ответишь :(близко),
  • Скажу я слово «потолок», а ты ответишь : (пол),
  • Скажу я слово «потерял» и скажешь ты : (нашел).
  • Скажу тебе я слово «сытый», ответишь ты :
    (голодный),
  • Скажу «горячий» я тебе, ответишь ты :
    (холодный).
  • Скажу тебе я слово «лечь», ты мне ответишь :
    (встать).
  • Скажу потом тебе «отец», ты мне ответишь
    :(мать).
  • Скажу тебе я слово «грязный», ты мне ответишь
    (чистый),
  • Скажу я «медленный» тебе, ты мне ответишь
    :(быстрый).
  • Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты
    :(храбрец).
  • Теперь «начало» я скажу, ты отвечай :(конец).

Сообщение нового материала.

На предыдущих занятиях мы с вами работали с
синонимами. Мы учились подбирать синонимы к
словам, правильно употреблять их в речи,
составлять с ними предложения.

Сегодня мы с вами поработаем со словами,
которые относятся к одной и той же части речи, но
имеют противоположное значение.

Вспомните, пожалуйста, как называются эти
слова?

Антонимы — это слова одной и той же части
речи с противоположным лексическим значением.

Чтобы подобрать антоним к слову, обозначающему
предмет, нужно этот предмет сравнить с другим
предметом и выбрать признак, по которому эти
предметы будут различаться.

Вопрос: По каким признакам мы можем различать
предметы?

  • по времени: ранний — поздний, тогда — теперь,
    утро — ночь.
  • по цвету: белый — черный, яркий — тусклый,
    бледный — румяный.
  • по размеру: широкий — узкий, короткий — длинный,
    высокий — низкий.
  • по месту: близко — далеко, подземный —
    надземный, вверх — вниз.
  • по температуре: жара — холод, горячий —
    холодный, нагреть — остудить.

Закрепление.

Учитель читает детям отрывок из поэмы «Руслан
и Людмила», делая логические ударения на словах
— антонимах. Далее идет совместное объяснение и
уточнение значения слов. И днем и ночью, то
есть на протяжении суток (имеет временное
значение), можно было бы сказать так: все время
ходит кот ученый, но в таком случае трудно
представить ученого кота в светлое время дня и
темной ночью. Направо и налево
(пространственное значение) — кот совершает
движение по кругу сначала в одну сторону, а затем
в другую. Антонимы использованы для
выразительности.

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.


Работа в тетради.

Задание. Вставьте в предложениях пропущенные
антонимы.

1. Осенью ночи длинные, а дни _______________.

2. Шкаф выше тумбочки, а тумбочка _________ шкафа.

3. Я пришел в школу раньше Насти, а Настя пришла
___________ меня.

4. Сегодня на улице теплее, чем вчера. Вчера было
________________, чем сегодня.

За маленьким погнался, а ________________ потерял.

Итог занятия.

Сегодня вы научились подбирать антонимы к
словам, находить антонимы в тексте и составлять
предложения, используя антонимы.

Список литературы.

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку
    в специальной (коррекционной) школе /
    А.К.Аксенова. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  2. Воронкова, В.В. Русский язык: учебник для 5 класса
    специальных (коррекционных) образовательных
    учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. — М.:
    Просвещение, 2004. — 270 с.
  3. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во
    вспомогательной школе / М.Ф.Гнездилов. М.:
    Просвещение, 1965. — 270 с.
  4. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных
    (коррекционных) образовательных учреждений:
    учеб. пособие. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
  5. Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках
    русского языка: учеб-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС,
    2003. — 160 с.
  6. Зикеев, А.Г. Специальная педагогика: Развитие
    речи учащихся: учеб. пособие / А.Г.Зикеев. — 2-е
    изд., испр. — М.: Издательский цент «Академия»,
    2005. — 200 с.
  7. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся
    вспомогательной школы / В.Г.Петрова. — М. :
    Педагогика, 1977. — 200 с.
  8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых
    школьников / В.Г. Петрова, И.В.Белякова. — 2-е изд. —
    М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 160 с.
  9. Свириденков, В.П. Сборник упражнений по русскому
    языку для старших классов вспомогательной школы
    / В.П. Свириденков. М. : Просвещение, 1969. — 222 с.

Коррекционное занятие
по развитию речи на тему: «Синонимы».
Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса учащихся путем использования синонимов в собственной речи.

Задачи урока:
коррекционно-образовательные:
— расширение у учащихся понятия синоним и синонимичный ряд, формирование у учащихся умения по преобразованию текста путем замены синонимов из синонимичного ряда;
коррекционно-развивающие:
— обогащение и активизация словарного запаса путем использования синонимов в собственной речи, в работе с текстом;
коррекционно-воспитательные:
— воспитание у учащихся потребности в использовании синонимов в собственной речи.
Оборудование: ИКТ, карточки, толковый словарь и словарь синонимов, цветные карандаши, мяч.

  Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс авторской куклы «КУКОЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ»


Конкурсы

81 работа

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества, посвященный Дню Победы «САЛЮТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»


Конкурсы

468 работ

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества, посвященный Дню Победы «САЛЮТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
»

15 Марта – 20 Мая

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «ВЕСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП»


Конкурсы

23 работы


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по русскому языку для 1 класса «По теме: « Заглавные буквы Щ, Ш, Ц, И»»
    Русский язык


  • Конспект занятия по русскому языку для 4 класса «Урок русского языка в 4 классе «Правописание приставок и предлогов»»
    Русский язык


  • Оценка знаний по русскому языку для 1 класса «Промежуточная аттестация по русскому языку в 1 классе»
    Русский язык


  • Конспект занятия по русскому языку для 3 класса «однокоренные слова»
    Русский язык


  • Планирование по русскому языку для 1 класса «Рабочая программа по русскому языку для 1 класса»
    Русский язык

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Корректор синонимы замазка
  • Корректор синоним канцелярия
  • Корректор редактор синоним
  • Корректор осанки синоним
  • Корректный человек синоним