Коррекционная педагогика синонимы

Глоссарий по дисциплине «Специальная педагогика».

  1. Абилитация — комплекс реабилитационных, психолого-педагогических и лечебных мер, направленных на преодоление нарушений и социализацию развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. (Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии)
  2. Аномалия- ( от.греч. anomalia) – отклонение от нормы,от общей закономерности.

Аномалия – отклонение от структуры и/ или функции, присущей данному биологическому виду или функциональной системе, возникшее в результате нарушения развития организма.

  1. Девиация- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм. ( Громов И.А., Мацкевич И.А., Семёнов В.А. Западная социология. – СПб.: ООО «Издательство ДНк», 2003ю – с. 532.)
  2. Депривация ( психическая) – психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых у человека не имеется возможности для удовлетворения его основных психосоциальных потребностей достаточной мере и в течение длительного времени. Депривация у ребенка- особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных личностных и социальных потребностей. ( Глухов В.П.)  Депривация- психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций , которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени. ( Мардахаев)
  3. Дезадаптация – нарушение приспособления к окружающей среде. В специальной педагогике в настоящее время выделяют несколько видов дезадаптации: школьную ( неумение адаптироваться к требованиям, которые предъявляет школа), социальную 9неумение соответствовать требованиям окружения). ( Мардахаев)
  4. Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ( из лекций О.В. Кобзевой)
  5. Дефективный — имеющий физические, психические или иные недостатки, пороки. ( педагогическй словарь, интернет-ресурс)
  6. Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их развития, обучения, воспитания. Современные синонимы – специальная, коррекционная педагогика. ( Мардахаев)
  7. Дизонтогенез – нарушение нормального психического развития ( из лекций О.В. Кобзевой)
  8. Дифференциация в образовании лиц с ОВЗ — организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах спец. (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.
  9. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функция организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. ( Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. От 01.06.2017) « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации)
  10. Инклюзия в образовании лиц с ОВЗ — это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. (3)
  11.  Интеграция ( объединение), интегрированное обучение-совместное обучение нормальных и особенных учащихся в общеобразовательном пространстве ( школа, детский сад). По степени интеграции выделяют: полную, частичную, комбинированную. ( Мардахаев)  
  12. Компенсация — восстановление или восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие нарушений развития, перенесенных заболевай и травм. ( Глухов В.П)
  13. Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на улучшение состояния, преодоление имеющихся нарушений, а также на развитие интеллектуальных, физических, речевых, сенсорных возможностей личности «особенных»  детей и подростков. ( Мардахаев «Специальная педагогика»)
  14. Коррекционная (специальная) педагогика- это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.  (4)
  15. Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) – лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности. ( инетрнет-ресурс).
  16. Логопедия — (от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения. (Педагогический словарь).
  17. Недостаток развития – это физический или психологический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка. ( )
  18. Норма- оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях.

Статистическая норма- с точки зрения статистики, нормальное явление, находящееся в рамках средней величины или оговоренной меры распределения.

Функциональная и индивидуальная норма- оценивая уровень развития индивида с точки зрения индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный путь развития и любое отклонение считать отклонением  от нормы только в сопоставлении с этим путем.

Социокультурная норма — это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп.

Социально-психологическая норма – это система требований, предъявляемых обществу психическому и личностному развитию каждого из ее членов.

Идеальная норма- понимается как оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях.

  1. Олигофренопедагогика — (от греч. oligos — малый, phren — ум и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического  развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки. (Педагогический словарь)
  2. Реабилитация-в медико-педагогическом значении — возвращение больного к нормальной жизни и к труду в пределах его психофизических потребностей. ( Глухов В.П.)
  3. Сенсорный- способ чувственного познания.

Сенсорное развитие – совершенствование ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. (5)

Социализация- процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

(https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4810/%d0%a1%d0%9e%d0%a6%d0%98%d0%90%d0%9b%d0%98%d0%97%d0%90%d0%a6%d0%98%d0%af)

  1. Социум — коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической  и культурной жизни.( толковый словарь Т.Ф. Ефремовой)
  2. Специальная педагогика — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ОВЗ, нуждающегося в специализированных индивидуальных  методах воспитания и обучения. ( Глухов В.П)
  3. Сурдопедагогика — составная часть специальной педагогики; предметом сурдопедагогики является обучение и воспитание детей и подростков с нарушением слуха. (Мардахаев)
  4. Тифлопедагогика — (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. (https://studfiles.net/preview/4531741/)
  5. Толерантность — (англ., фр.- терпимость от лат. — терпение) — терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. ( Политология. Словарь)
  6. Эмпатия (от греч. «сопереживание») – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. ( Большая психологическая энциклопедия)

Коррекционная (специальная) педагогика — это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» в настоящее время используются в научном и социальном контексте как синонимы для обозначения одной области педагогики.

Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов, изучающих условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития (глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с нарушением интеллекта; эмоционального развития; функций опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития, сложной структурой нарушений).

Главной задачей интересующей нас области педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания. В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.

Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики является поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения традиционных образовательных и воспитательных задач. Вследствие этого, на каждом этапе возрастного развития возникает задача разработки «обходных путей» и специфичных средств решения традиционных образовательных и воспитательных задач.

Актуальная для всех областей педагогики проблема соотношения обучения и развития является для коррекционной (специальной) педагогики неотъемлемой и фундаментальной проблемой, но ее разрешение становится значительно более сложным, чем в любой другой области педагогики. Биологическое неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) осмысливается как первичная предпосылка нарушения его взаимодействия с окружающим миром, способного вызвать отклонения в психическом развитии, которые могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения, но обучения специально организованного и особым образом устроенного. Судьба детей зависит от того, как осмысляется и разрешается в системе специального образования проблема соотношения обучения и развития.

Становление коррекционной (специальной) педагогики происходило в рамках дефектологии — интегративной области научного знания, соединяющей клинико- физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Таким образом, генетические и исторические корни коррекционной (специальной) педагогики обусловили ее более тесную, по сравнению с другими областями общей педагогики, связь со смежными — медицинскими и психологическими – дисциплинами.

Исторически первыми возникли и начали развиваться в начале XIX века отечественная сурдопедагогика и тифлопедагогика, в последней четверти XIX века – олигофренопедагогика, и именно с этих разделов началось становление интересующей нас области педагогики.

Тесно связанные с медицинскими и психологическими дисциплинами, сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика были изначально направлены на разрешение проблем обучения и воспитания, культурного развития и преодоления его нарушений у аномального ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром, подготовки к взрослой и, насколько возможно, самостоятельной жизни. Понимая, сколь существенно расхождение линий биологического и культурного развития аномальных детей, основоположники отечественной сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики подчиняли свои научные поиски и практическую работу задаче культурного развития и преодоления его нарушений у детей посредством специального обучения и воспитания.

Закономерен предпринятый на этом этапе анализ зарубежной литературы и накопленного в странах Западной Европы практического опыта обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Характерным в это время является стремление к творческому осмыслению (но не прямому заимствованию) методологических, теоретических и методических основ оформляющихся на Западе систем воспитания и обучения аномальных детей.

Уже на исходном этапе своего развития коррекционная (специальная) педагогика направлена на целостное изучение аномального ребенка. Ей свойственно понимание детской психики как живой развивающейся системы, поэтому выявляемый у глухого, слепого, умственно отсталого ребенка уровень психического развития и характерный комплекс его нарушений не воспринимается педагогами как неизбежная данность. Свидетельством чему являются их поиски путей и методов обучения, способных привести и к преодолению (в той или иной степени) вторичных нарушений психического развития, и к продвижению ребенка в развитии в целом.

Настойчивые попытки педагогов-дефектологов преодолеть немоту глухого, нарушения пространственной ориентировки слепого, социальной компетенции умственно отсталого ребенка являются показателем их убежденности в том, что данные нарушения психического развития могут преодолеваться посредством особого обучения и воспитания. Практические достижения в преодолении последствий глухоты, слепоты, умственной отсталости, формировании тех или иных знаний и культурных навыков осмысливаются педагогами как достижение в раскрытии доли потенциальных возможностей детей, продолжающих оставаться в целом непознанными и не раскрытыми в силу несовершенства специального обучения.

Выявляемый у ребенка уровень развития и комплекс его нарушений осмысливается в проекции условий его обучения и воспитания. Поиски в области содержания специального обучения подчинены на исходном этапе задаче определения возможного и необходимого (в конкретных социо-культурных условиях жизни общества), уровня образования детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и их подготовки в специальных образовательных учреждениях к взрослой, насколько возможно самостоятельной, жизни.

Крупным достижением дореволюционного этапа стало создание в России к началу ХХ века сети специальных учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей.

На следующем этапе развития, который соотносится с временем становления и укрепления советского государства, коррекционная (специальная) педагогика расширяет сферу своих исследований и область их практического применения.

Интенсивно развивается теория и практика логопедии. Осмысливается введенное Л.С.Выготским понятие «структура нарушения» применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи. Разрабатывается и обосновывается подход к построению психолого- педагогической классификации данной категории детей, позволяющей педагогу ясно представить себе системный характер и иерархическую организацию нарушений высшей психической функции, влияние этого нарушения на общее развитие ребенка. Такого рода классификация рассматривается как необходимый логопеду инструмент для построения системной коррекции нарушенной функции в контексте общего развития ребенка. Разрабатываются подходы к системной коррекции нарушений речи, различных по своей этиологии, характеру, степени выраженности и времени возникновения.

Проблема изучения процессов развития и обучения детей с частичным расстройством функций слухового анализатора (слабослышащих) рассматривается в контексте культурно- исторической теории Л.С.Выготского и изначально ставится как общая для коррекционной (специальной) педагогики проблема понимания качественного своеобразия развития детей «с частичным дефектом», обуславливающего необходимость построения качественно иной системы их специального обучения и воспитания.

Было доказано, что картина развития ребенка с частичным нарушением слуха является качественно отличной от картины развития глухого ребенка. Разрабатывается психолого- педагогическая классификация детей с нарушенным слухом, определяющая необходимость дифференциации систем обучения глухих и слабослышащих детей. Выдвигается гипотеза об аналогичной сложности и качественном своеобразии картины развития слабовидящего ребенка в сравнении со слепым, и, соответственно, о необходимости качественных различий в их обучении и воспитании.

По мере накопления успешного опыта развития и обучения «аномальных» детей все более очевидной для педагогов-дефектологов становится ведущая роль специального обучения в развитии ребенка. Закрепляется традиция оценивать выявляемый у ребенка уровень развития и комплекс его нарушений в проекции условий его обучения и воспитания.

В конце 50-х – начале 60-х гг. советская система специального образования, охватывает уже не только детей с нарушенным слухом (глухих и слабослышащих), зрением (слепых и слабовидящих), умственно отсталых, детей с тяжелыми нарушениями речи, но и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

Крупным достижением советского периода стала разработка научно-методических основ дифференцированной системы специального образования аномальных детей школьного возраста. Были созданы восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата); разработаны шестнадцать типов специального обучения. Возникли специальные дошкольные учреждения, а также учебные заведения, в которых выпускники специальных школ могли получать дальнейшее общее и профессиональное образование. Для каждой категории детей, обучающихся в специальном образовательном учреждении соответствующего вида, были определены принципы, задачи, содержание обучения, формы организации учебного процесса, разработаны методы, приемы и средства педагогического воздействия.

Достижением данного периода является развитие специальной дидактики обучения «аномальных» детей, определившей необходимость: постановки коррекционных задач и разработки специфичных разделов содержания обучения, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся детей; создания «обходных путей» и применения специфичных средств обучения; индивидуализации обучения; особой организации образовательной среды; расширения образовательного пространства за пределы учебного заведения; пролонгации процесса обучения; необходимости взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и др.

В культуре специального обучения укореняется принципы вариативного инструктирования ребенка и последовательного усложнения инструкции; обеспечения речевого и наглядного уровней решения одной и то же учебной задачи с возможностью перехода от одного уровня к другому; многократной вариативности видов упражнений одного типа; принцип усложнения материала для решения учебной задачи по одному параметру; минимальный размер «шага» при переходе от одного уровня сложности к другому; построение системы учебных заданий с учетом возможности их освоения от самого низкого уровня, построения системы помощи на каждом этапе решения учебной задачи и др.

Коррекционная (специальная) педагогика накапливает опыт разработки эффективных «обходных путей» развития детей с сенсорными нарушениями. Раннее (с 2-3 лет) обучение глухих детей грамоте применяется как «обходной путь» развития их словесной речи; обучение глухого ребенка регламентировано замещать неправильно произносимые или еще не поставленные звуки позволяет «обойти» его ограниченные произносительные возможности и не сдерживать развитие устной речи. В обучении слепого ребенка письму и чтению продолжает применяться точечно-рельефный шрифт Брайля, что позволяет «обойти» ограничения в освоении чтения и письма, обусловленные глубоким нарушением зрения и др.

Поиски в области содержания специального обучения аномальных детей школьного возраста осуществлялись в условиях необходимости исполнения Закона о всеобуче, ориентации государства на цензовый характер специального образования и глубокой убежденности педагогов-дефектологов в том, что потенциальные возможности аномального ребенка в области развития познавательной деятельности и словесной речи чрезвычайно велики. Доступность общего образования для аномального ребенка, его достижения в области развития познавательной деятельности и словесной речи начинают в это время осмысливаться в качестве главной ценности специального образования.

Усилия исследователей были направлены на решение уникальной задачи, не ставившейся перед педагогикой ни в одной другой стране мира – доказать возможность получения аномальными детьми образования, сопоставимого по уровню с образованием их нормально развивающихся сверстников. Сначала эта задача решается в объеме начального, затем — неполного среднего, и, наконец, — полного среднего образования «аномальных» детей, за исключением умственно отсталых и детей со сложной структурой нарушений.

Закономерно, что основное внимание уделялось методам развития познавательной деятельности и словесной речи, разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность получения цензового образования, созданию педагогических технологий предупреждения и коррекции нарушений психического развития вторичной природы.

Таким образом, к концу 70-х гг. – началу 80-х гг. научные поиски и практическая работа большинства педагогов-дефектологов, работающих с детьми школьного возраста, оказываются подчиненными задаче цензового образования аномальных детей, уровень и объем которого в СССР к этому времени являлся значительно более высоким, чем в других развитых странах. В тоже время реализованное на практике стремление обеспечить учащимся специальных школ сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками уровень общеобразовательных («академических») знаний закономерно привело к оттеснению на второй план важнейших задач личностного, социально-эмоционального развития и коррекции его нарушений у детей на всех этапах школьного возраста.

В это же время дошкольная коррекционная (специальная) педагогика и сурдотифлопедагогика, не связанные цензом направляют свой научный поиск и практическую работу на разрешение задачи максимально возможного развития ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром. Именно в дошкольной специальной (коррекционной) педагогике сохраняется в полной мере исконная ценностная ориентация специального обучения и воспитания на культурное развитие ребенка, предупреждение и коррекцию вторичных нарушений, нормализацию его взаимоотношений с окружающим миром, личностное становление дошкольника. Разработка научно-методических основ систем специального обучения и воспитания детей дошкольного возраста с различными нарушениями развития строится в соответствии именно с этими ценностными ориентациями.

Результаты исследований и практические достижения дошкольной коррекционной (специальной) педагогики советского периода позволили переосмыслить понятие «своевременное» начало специального обучение и существенно изменили представления о потенциальных возможностях развития и обучения аномального ребенка. Своевременным теперь считается начало специального обучения ребенка в возрасте от двух до трех, а для умственно отсталых детей – с 4 лет. Доказано, что при условии своевременного и адекватного специального обучения дошкольника можно обеспечить амплификацию его развития, достижение более высокого уровня общего развития и коррекции нарушений вторичной природы. Дошкольная специальная педагогика доказывает необходимость контролировать продвижение ребенка по всем линиям развития в процессе его специального обучения.

Сурдотифлопедагогика внесла весомый вклад в разработку теории и практики специального обучения ребенка с выраженными нарушениями развития применительно к ранним этапам онтогенеза, что оказало позитивное влияние на развитие всей дошкольной коррекционной (специальной) педагогики.

Крупнейшим достижением современной дошкольной коррекционной (специальной) педагогики является разработка научных основ раннего (теперь уже с первых месяцев жизни) выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии, основ ранней дифференциальной диагностики и системы специального обучения, позволяющей, добиваться качественно иного уровня психического развития и коррекции его нарушений у детей на ранних этапах онтогенеза.

Исторические и генетические корни коррекционной (специальной) педагогики обусловили устойчивость традиции разработки систем специального обучения и воспитания на основе научных представлений, складывающихся благодаря интеграции данных клинико- физиологических и психолого-педагогических направлений исследований процессов развития и обучения каждой категории детей. Примером развития этой традиции является разработка подхода к раннему специальному обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом, впервые позволяющего обеспечить части детей максимально близкий к возрастной норме уровень общего развития и введение процессов развития словесной речи в нормальное русло. Разработка теоретических основ этого подхода базируется на интеграции данных о роли сенсорной депривации в психическом развитии ребенка; сензитивных периодах становления высших психических функций; ведущей роли обучения в развитии ребенка; основах специальной дидактики; представлений о разрешающих возможностях современных слуховых аппаратов и роли раннего слухопротезирования.

Результаты и перспективы данного направления исследований дошкольной коррекционной (специальной) педагогики обуславливают необходимость и дают возможность переосмысления структурно-функциональной организации всей системы специального образования на основе построения нового базиса – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушенных функций в контексте общего развития детей.

В целом, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

Приоритетными направлениями исследований являются:

  • создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и гибкой системы ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи;
  • разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования;
  • переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержание специального обучения;
  • разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования;
  • разработка концепции, определяющей роль и функции компьютерных технологий в решении центральных проблем коррекционного обучения;
  • разработка содержания и методов психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования;
  • разработка технологий взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе образования;
  • разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Перед коррекционной (специальной) педагогикой, накопившей в процессе своего исторического развития бесценный опыт разработки дифференцированных систем специального образования разных категорий детей, стоит задача его целостного системного осмысления. Одним из ключевых и играющих особую роль в укреплении целостности современной коррекционной (специальной) педагогики как области научного знания является понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями». Развитие этого понятия открывает возможность опережающего проектирования общей модели системы специального образования нового типа, на основе которой можно проектировать пути ее реализации применительно к обучению разных, ранее не охваченных системой специального образования категорий детей, а также совершенствовать ранее созданные системы.

См. подробнее ст. Дефектология.

НАРУШЕНИЯ
РАЗВИТИЯ, ИХ ВИДЫ,

ПРИЧИНЫ.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ АНОМАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ

    1. Педагогическая
      типология аномального

развития.
Закономерности психического развития

аномальных
детей

Коррекционная
педагогика

является составной частью педагогики
и изучает психологофизиологические
особенности развития аномальных
детей, закономерности их воспитания
и обучения
.
Термин коррекционная педагогика пришел
на смену ранее применявшегося термина
– дефектология. Синонимом термина
коррекционная педагогика является
термин «специальная педагогика».

Первоначальное
название дисциплины «дефектология»
произошло от слова дефект, так как дети,
которых изучает данная наука, поначалу
назывались дефективными. Позже появилось
понятие «аномальные
дети».

Аномальным
считается
тот ребенок, у которого в связи с имеющимся
физическим или (и) интеллектуальным
дефектом
нарушен
ход нормального

психического
развития
.
Дефект, возникающий у ребенка под тем
или иным болезнетворным влиянием, может
привести к целому ряду отклонений в
развитии. Наличие дефекта без нарушения
развития не является основанием для
причисления ребенка к детям с отклонениями
в развитии. Например, потеря слуха на
одно ухо, потеря зрения на один глаз,
позднее анализаторное нарушение.

Педагогическая
классификация
детей по основным типам аномалий:

  • Дети
    с нарушениями зрения:

  • а)
    слепые,

  • б)
    слабовидящие.

  • Дети
    с нарушениями слуха:

  • а)
    глухие,

  • б)
    слабослышащие.

  • Дети
    с нарушением интеллекта.

    (Умственная
    отсталость разной степени выраженности).

  • Дети
    с задержкой психического развития.

  • Дети
    с аномалиями речевого развития.

  • Дети
    с нарушениями функций опорно-двигательного
    аппарата.

    (Дети с
    детскими церебральными параличами или
    другими врожденными или приобретенными
    деформациями опорно-двигательного
    аппарата).

  • Дети
    со сложными дефектами:

  • а)
    слепоглухота,

  • б)
    сенсорные нарушения, осложненные
    умственной отсталостью или нарушениями
    двигательной сферы.

  • Дети
    с искаженным психическим развитием.

    (Ранний детский аутизм).

  • Дети
    с дисгармоническим складом личности.

    (Психопатии и акцентуации характера).

Таким образом, мы
видим, что аномальные дети – это сложная,
разнохарактерная группа детей, в
значительной степени отличающихся друг
от друга. Поэтому специальная педагогика
подразделяется, в свою очередь, на ряд
частных дисциплин. Так, изучением
особенностей развития и разработкой
методов обучения и воспитания детей с
нарушением зрения
занимается тифлопедагогика,
разработкой методов обучения детей с
нарушениями
слуха

сурдопедагогика,
умственно
отсталых – олигофренопедагогика,
слепоглухих – тифлосурдопедагогика
,
а речевые
расстройства
изучает логопедия.
Имеются
также отрасли специальной педагогики
применительно к лицам с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и задержкой
психического развития.

Вместе с тем
существует нечто, объединяющее всех
этих детей в одну категорию. Это наличие
некоторых общих
закономерностей аномального

развития.
Впервые эти закономерности были выявлены
в 30-е годы выдающимся психологом ХХ
столетия – Л.С.
Выготским.
Он установил, что:

  • Сложность
    структуры аномального развития
    заключается в наличии первичного
    дефекта
    ,
    вызванного биологическими факторами
    и вторичных
    нарушений
    ,
    возникающих под влиянием первичного
    дефекта в ходе последующего аномального
    развития. (Так при первичном
    нарушении слуха, вторично
    страдает речь; при первичном
    нарушении зрения вторично
    страдает пространственная ориентировка,
    предметные представления, появляются
    некоторые характерологические
    особенности;
    при первичном
    органическом поражении головного
    мозга
    вторично
    страдают произвольное восприятие,
    словесно-логическое мышление, речь,
    произвольная память и т.д.). Таким
    образом, в любой момент развития
    аномальный ребенок находится под
    влиянием двух
    одновременно действующих факторов:

    первичного нарушения и вторичных
    отклонений

    в развитии. При этом необходимо знать,
    что если первичные
    отклонения могут в некоторых случаях
    быть устранены за счет лечебных
    мероприятий, то вторичные
    отклонения в развитии могут быть
    сглажены только за счет коррекционных
    мероприятий.

  • Не
    только
    первичный дефект вызывает вторичные
    отклонения в развитии, но существует
    и обратное влияние, т.е. чем
    лучше развита зависящая

    от
    данного дефекта функция, тем выше
    уровень использования

    нарушенного
    анализатора
    .
    (При систематической и правильно
    поставленной работе над речью у
    слабослышащего ребенка развивается
    речевой слух). При хорошо поставленной
    работе по преодолению вторичных
    отклонений сглаживаются дефекты
    развития ребенка, а иногда и первичный
    дефект.

  • Чем
    дальше отстоит дефект от первопричины,
    тем больше он поддается

    коррекции.
    (У глухих — трудно поддается коррекции
    произносительная сторона речи, легче
    формируется словарный запас, грамматический
    строй речи; у слепых – трудно сформировать
    наглядные представления, легче поддаются
    коррекции особенности личности и
    характера).

  • В
    процессе аномального развития проявляются
    не только негативные
    стороны, но
    и положительные
    возможности ребенка (у глухих появляется
    собственная система общения; у слепых
    – чувство расстояния, развивается
    слуховая память, осязание).

  • Источником
    приспособления аномальных детей к
    среде являются сохранные
    функции

    глухого – двигательный и зрительный
    анализаторы; у слепого – слуховой
    анализатор, осязание, обоняние; у
    умственно отсталых – зрение, слух).

  • На
    развитие аномального ребенка существенное
    влияние оказывает:

  1. Степень
    и качество

    первичного дефекта. В зависимости от
    этого вторичные отклонения в развитии
    будут более или менее выражены.

  2. Время
    возникновения
    первичного нарушения. Чем раньше
    нарушается функция, тем значительнее
    меняется ход развития ребенка.

  3. Наличие
    раннего педагогического воздействия
    .
    Чем раньше начинает работать с ребенком
    коррекционный педагог, тем больших
    успехов в его развитии можно достигнуть.

  4. Возможность
    опоры на сохранную часть

    нарушенного анализатора.

В последнее время
общие
закономерности о
тклоняющегося
развития согласно формулировке
В.И.Лубовского определяются как:

  • нарушение
    приема, переработки, сохранения и
    использования информации;

  • нарушение
    речевого опосредования;

  • более
    длительные сроки формирования
    представлений и понятий об окружающей
    действительности;

  • риск
    возникновения состояний
    социально-психологической дезадаптации.

Тезаурус
дефектологии формировался постепенно,
по мере становления науки и включает в
себя как общепедагогические, так и
медицинские понятия. В последнее время
идет активная смена терминов, обозначающих
то или иное понятие. Связано это со
смягчением отношения общества к данной
категории детей и признанием неэтичности
по отношению к родителям употребления
медицинской терминологии. Так,
употреблявшийся и употребляемый в
научной литературе термин
аномальные
дети
,
в общедоступной литературе постепенно
вытесняется терминами дети с проблемами
в развитии, дети со специфическими
потребностями, дети с особыми
образовательными потребностями, дети
с ограниченными

возможностями,
дети с ограниченными образовательными
возможностями.

На наш взгляд наиболее приемлемым и
научно обоснованным является определение
данной категории как детей с отклонениями
в развитии

или детей
с дизонтогениями.

В
тесной связи с названной категорией
детей часто употребляется термин
реабилитация (восстановление пригодности).
Реабилитация

это применение целого комплекса мер
медицинского, социального, образовательного
и профессионального характера с целью
подготовки или переподготовки индивидуума
до наивысшего уровня его функциональных
способностей. Также по отношению к таким
детям с недавних пор начали употреблять
термин абилитация
(быть способным к чему-либо), так как в
отношении раннего возраста речь, как
правило, идет не о возвращении способности
к чему-либо, утраченной в результате
травмы, болезни и пр. (реабилитации), а
о первоначальном ее формировании, т.е.
об абилитации.

Коррекция
(исправление) – система педагогических
мер, направленная на устранение
недостатков развития. Осуществляется
особым построением учебного процесса
в специальной школе. В том случае, если
ребенок посещает общеобразовательную
школу, необходимо специально
организовывать
коррекционные мероприятия. Коррекция
может быть направлена как в целом на
весь процесс развития ребенка, так и на
отдельные функции, например, коррекция
зрения, коррекция произношения.

Компенсация
(возмещение) – или преимущественное
развитие сохранных функций взамен
утраченных, или перестройка всей
познавательной деятельности ребенка
под влиянием того или иного дефекта.
Основными каналами познания у слепых
становится слух и осязание; у глухих –
зрение, двигательное чувство, за счет
которых формируется способность к
чтению с губ, считыванию дактиля, жестовая
речь.

Социальная
адаптация
(приспособление) – приведение
индивидуального и группового поведения
в соответствие с системой общественных
норм и ценностей. Является задачей
специальных образовательных учреждений.
Игнорирование или недооценка может
приводить к дезадаптации.

Специальное
(коррекционное) образовательное
учреждение – образовательное учреждение
,
созданное для лиц с ограниченными
образовательными возможностями.

Недостаток
физический
или психический
недостаток,
подтвержденный психолого-медико-педагогической
комиссией в отношении ребенка и
медико-социальной экспертной комиссией
в отношении взрослого.

Специальное
образование

– дошкольное, общее и профессиональное
образование, для получения которого
лицам с ограниченными образовательными
возможностями создаются специальные
условия.

Специальная
педагогика

синоним термина коррекционная педагогика,
т.е. теория и практика специального
образования лиц с отклонениями в
физическом и психическом развитии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана отдельная педагогическая область — специальная педагогика.

Рассказываем, что это такое, для чего нужна и какие задачи решает.

Определение

Для каких детей предназначена

Где и кто использует специальную педагогику

Цели и задачи

Определение

“ В словарях указано, что специальная педагогика — это наука, которая изучает сущность управления процессом развития детей с ОВЗ. В работе с такими учениками необходимо использовать особые воспитательные и образовательные методики. 

Синоним термина — коррекционная педагогика.

Для каких детей предназначена

Специальная педагогика предназначена для детей с ОВЗ.

Это не обязательно инвалиды, но дети с временными или постоянными нарушениями в психическом и физическом здоровье.

ФГОС выделяет такие категории детей с ОВЗ:

  • с нарушениями слуха,
  • зрения,
  • или опорно-двигательного аппарата;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Дети с ОВЗ имеют уникальные образовательные потребности.

Направления специальной педагогики:

  • Сурдопедагогика — обучение и воспитание плохо слышащих и глухих детей.
  • Тифлопедагогика — образовательная и воспитательная работа со слабовидящими и слепыми учениками.
  • Тифлосурдопедагогика — работа со слепоглухими детьми.
  • Логопедия — обучение детей с дефектами речи.
  • Олигофренопедагогика — работа с детьми, имеющими расстройства интеллекта и сложности в освоении программы.

Где и кто использует специальную педагогику

Специальную педагогику используют в общеобразовательных и специальных школах, реабилитационных, социальных и медицинских центрах, детских садах и развивающих центрах. Специалисты в этой сфере могут заниматься частной практикой: проводят индивидуальные и групповые занятия с учениками, имеющими особые образовательные потребности.

Образование в области коррекционной педагогики можно получить в вузе по специальности «Специальное (дефектологическое) образование». Оно дает право работать дефектологом, логопедом, сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом.

Можно получить среднее профессиональное образование в колледже по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно позволяет работать учителем начальных классов с детьми с обычным развитием и с ОВЗ.

Цели и задачи

Цели специальной педагогики:

  • компенсация и устранение патологий в развитии лиц с ОВЗ при помощи специальных педагогических технологий и приемов;
  • личностная и социальная реабилитация детей с особенностями развития.

Для достижения этих целей специалисты в области специальной педагогики решают следующие задачи:

  • изучают основные потребности и специфику развития лиц с ОВЗ;
  • определяют коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека, исходя из тяжести его физического или психического нарушения;
  • анализируют педагогические системы, программы и приемы, которые можно использовать в работе с учениками с ОВЗ;
  • разрабатывают новые реабилитационные, коррекционные и компенсационные программы для учащихся с патологиями развития;
  • разрабатывают программы, нацеленные на социальную и трудовую адаптацию лиц с ОВЗ, помогают им в профессиональной подготовке;
  • консультируют родителей учеников с особенностями развития.

Использование методик специальной педагогики помогает лицам с ОВЗ адаптироваться в социуме и реализовать себя как личность.

Вы нашли ответ?

Нам очень жаль.
Информации недостаточно? Предлагаем ознакомиться
с другими статьями на данную тему:

Еще больше информации мы направляем нашим подписчикам! Присоединяйтесь и вы:

Спасибо за вашу оценку!
Все об обучении в колледже вы можете узнать у специалиста приемной комиссии:

Вам может быть интересно

Акции

Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!

Ответьте всего на 4 вопроса

Задать вопрос

Подать заявку

Логопед работает не только с детьми.
На прием к такому специалисту приходят телеведущие, звезды шоу-бизнеса, политики. Известный исторический факт: британский король Георг VI, последний британский император Индии, чтобы побороть заикание, долгое время наблюдался у логопедов и занимался дыхательной гимнастикой.

Подробнее об этой профессии и других специальностях направления «Специальная педагогика» в нашей статье. 

[Коррекционный (специальный) педагог – педагог, который обучает и воспитывает детей и взрослых, имеющих различные психофизические нарушения.]

Почему с каждым годом требуется всё больше и больше специалистов по коррекционной педагогике?

Согласно статистике, в мире непрерывно растёт число детей с отклонениями в развитии и расстройствами аутистического спектра. По данным Всемирной организации здравоохранения, если в 2013 г. на 160 здоровых детей рождался один «особенный» ребёнок, то в 2016 г. показатели ещё тревожнее – 1 к 68.
Сталкиваясь со спецификой воспитания и развития особенного ребёнка, родители остро нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Только он может помочь ребёнку, несмотря на недуг, достичь максимально возможного уровня личностного развития и получить образование.

Перечень специальностей по направлению «Спецпедагогика»

Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» принято считать синонимами для обозначения одной области педагогики.

Специальная (коррекционная) педагогика включает в себя следующие разделы:

  • Логопедия
    Логопеды оказывают коррекционную помощь детям и взрослым с нарушениями речи. Этот специалист исправляет дикцию, устраняет другие недостатки речи с помощью специального комплекса упражнений и массажа.
  • Дефектология
    Дефектологи занимаются обучением и воспитанием лиц с ограниченными возможностями здоровья и оказывают им необходимую коррекционную помощь. В дефектологии узкая специализация условна, поскольку, как правило, этот специалист имеет дело с сочетанием различных дефектов ( ДЦП, задержка психоречевого развития и т.д.). Поэтому он должен владеть базовыми знаниями в смежных областях (психология, логопедия и т.д.) и тесно взаимодействовать с врачами (психолог, невролог, нейропсихолог и т.д.). 
  • Сурдопедагогика
    Сурдопедагог оказывает коррекционную помощь людям с отсутствием слуха или слабослышащим. Этот специалист учит детей и взрослых произносить слова, читать по губам, помогает освоить язык жестов и дактильную азбуку (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах). Благодаря работе сурдопедагога, люди с проблемами слуха могут вступать в коммуникацию с окружающим миром и жить полноценной жизнью.
  • Тифлопедагогика
    Тифлопедагог занимается коррекционно-педагогической работой со слабовидящими детьми и теми, кто лишен зрения с рождения. Он учит детей читать по книгам со шрифтам Брайля, с помощью различным практик самостоятельно ориентироваться в пространстве и бытовому самообслуживанию. 
  • Олигофренопедагогика
    Олигофренопедагог оказывает коррекционную помощь детям и взрослым с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости. Причин, из-за которых может быть нарушен интеллект у человека, множество: генетические заболевания, травмы, тяжёлые инфекции. Конечно, исправить эти патологии олигофренопедагог не в силах, но он может дать возможность таким особенным людям приобщиться к окружающему миру и по возможности получить образование на основе специальных методик. 

Особенности работы коррекционного педагога

Обучение детей с нарушениями в развитии требует комплексного подхода от педагога. Он должен не только уметь передавать знания, но и создавать психолого-педагогические условия, в которых ученикам будет комфортно развиваться. В этом случае важнее всего – уметь наладить контакт, чтобы ученик мог довериться, знать и использовать как терапевтические, так и развивающие технологии.

Трудовые обязанности коррекционного педагога

Коррекционные педагоги не только проводят занятия с детьми и их родителями, но и занимаются научной работой, учатся, посещают конференции и семинары, получают консультации в области педагогики и медицины.

Основные обязанности:

— беседа с подопечным с целью выявления нарушений и оценки уровня развития;

— подборка методических материалов и разработка индивидуальной коррекционной программы;

— проведение занятий согласно индивидуальной коррекционной программе;

— проведение регулярных обследований на предмет эффективности программы;

— консультирование педагогов и родителей;

— изучение особенностей и склонностей воспитанников;

— помощь в выборе профессии, социальной адаптации;

— ведение документации.

 Где можно пройти обучение на спецпедагога?

Как правило, на базе школы обучиться на коррекционного педагога можно в педагогическом вузе, на факультете коррекционной педагогики. Или на основе имеющегося высшего образования – пройти обучение в учреждении дополнительного профессионального образования.

В АБиУС действует перечень программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальной педагогике. Все программы подготовлены с учётом требований ФГОС высшего образования по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (утв. Приказом Минобрнауки России от 18.10.2013 № 544н»).

Программы обучения для коррекционных педагогов содержат только профильные дисциплины и позволяют за небольшой срок освоить новую профессию в удобной дистанционной форме – из любого города РФ, в удобное для вас время.

Программы обучения по специальной педагогике в АБиУС

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Корректор синонимы замазка
  • Корректор синоним канцелярия
  • Корректор редактор синоним
  • Корректор осанки синоним
  • Корректный человек синоним