Конвергентное мышление синоним

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей
и
примеров
предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных,
спряжению
глаголов, а также
морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с
поддержкой русской морфологии.

Разбор слова
по составу ОНЛАЙН

Подобрать синонимы
ОНЛАЙН

Найти предложения со словом
или
выражением ОНЛАЙН

Поиск по произведениям русской классики
ОНЛАЙН

Словарь афоризмов русских писателей

Конвергентное Мышление

Конвергентное Мышление
Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere — сходиться) — форма мышления — . Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Психологический словарь.
2000.

Смотреть что такое «Конвергентное Мышление» в других словарях:

  • конвергентное мышление — Этимология. Происходит от лат. cоnvergere сходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по… …   Большая психологическая энциклопедия

  • конвергентное мышление — konvergentinis mąstymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Vienkryptis mąstymo būdas, padedantis rasti teisingus problemos sprendimus, gauti teisingas išvadas. kilmė lot. convergens (kilm. convergentis) – susieinantis, suartėjantis… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Конвергентное мышление — мышление, ориентирующееся и опирающееся на известное или подходящее решение проблемы …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Конвергентное мышление — вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях данное понятие используется как синоним «консервативного» или «ригидного» мышления …   Психология человека: словарь терминов

  • Мышление дивергентное — (лат. divergere отклоняться, расходиться) характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках её решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МЫШЛЕНИЕ, КОНВЕРГЕНТНОЕ — Мышление, которое характеризуется сведением вместе или синтезом информации и знаний, сосредоточением на решении проблемы. Такое мышление часто связано с решением задач, особенно с проблемами, которые имеют только одно правильное решение. Ср. с… …   Толковый словарь по психологии

  • Мышление конвергентное — (лат. convergere приближаться, сходиться) характеризуется сведением вместе всех сведений относительно имеющейся задаче, то есть синтезом информации о проблеме в поисках её решения. Такое мышление часто связано с решением задач, имеющим только… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • дивергентное мышление — Этимология. Происходит от лат. divergere расходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дивергентное мышление — (от лат. divergere – расходиться) метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд …   Википедия

  • Нововведение (инновация) — в социально психологическом ракурсе рассмотрения это целенаправленное внедрение качественных изменений в большей или меньшей, но все же значительно сущностно заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействия и …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Обновлено: 25 февраля 2022

Привет, дорогие друзья! С вами Людмила. Как много в нашей жизни зависит от мышления! Если страдает этот процесс, мы говорим: “У него не все в порядке”. Если человек проявил себя как-то, то звучит: “О, сообразительный” или “Мыслит хорошо”. И где нам, простым обывателям, понять, что мышление – многогранный процесс, который состоит из множества видов, свойств и дополнительных процессов. Мы с вами уже говорили о некоторых видах мышления, а сегодня разберем подробно, что такое конвергентное и дивергентное мышление, чем они отличаются, как и для чего их развивать.

Оглавление

  • Что такое конвергентное и дивергентное мышление
  • Тесты на типы мышления
  • Примеры проявления этих видов в жизни
  • Как развивать конвергентное мышление
    • Советы
    • Тренажеры
    • Упражнения
  • Как развивать дивергентное мышление
    • Советы
    • Тренажеры
    • Упражнения
  • Курсы
  • Книги
  • Заключение

Что такое конвергентное и дивергентное мышление

Чтобы понять, что круто развивать у себя дивергентное и конвергентное мышление, мы обратимся к определению этих видов в психологии.

Дивергентное мышление – процесс, при котором человек открывает для себя и для других новые идеи, возможности. Это происходит без критики, обсуждений, споров. Этот тип помогает найти несколько правильных ответов на один вопрос.

Это определение дал Энн Мэннинг, преподаватель Гарвардского университета. Он также объяснил другой вид:

Конвергентное мышление – анализ, оценка, принятие решений. Это процесс распределения всех “за” и “против”, в ходе которого формируется единственный правильный ответ.

Понятные определения сложных мозговых процессов. Но самым первым выделил эти два вида мышления Американский психолог Джой Гилфорд. Он долго изучал, насколько эффективно человек может справиться с решением проблем, задач. И в ходе этих изучений выделил 2 основных вида мышления.

Отличие конвергентного и дивергентного мышления

Отличие конвергентного и дивергентного мышления

Так, чтобы совсем просто: конвергентный тип – человек решает задачи по четкому алгоритму действий, дивергентный тип – много вариантов действий для решения одной задачи. В этом отличие этих мыслительных процессов.

Во второй половине XX века, в 60-х годах Джой Гилфорд написал основополагающую книгу “Природа человеческого интеллекта”. В ней он подробно описал эти 2 типа мышления, дал им понятные характеристики и выделил 120 особенностей интеллекта, 15 способов определения этих особенностей. Пройдемся немного по характеристикам автора.

На всей планете больше тех людей, кто обладает конвергентным мышлением. Это легко и просто – действовать по тому пути, по которому уже кто-то ходил. Система образования во многих странах направлена на развитие именно этого типа. Ребенку даются задачи, в которых он должен пройти все уже известные ему этапы, при этом оценивается скорость, правильность того, что он уже усвоил.

Это, конечно, очень хорошо для людей последовательных. Но творческие натуры не вписываются в этот шаблон. В школах такие дети становятся неуспевающими, заканчивают с плохими отметками, а потом мы слышим о гениях своего времени: Эйнштейне, Черчилле и др. Люди с конвергентным мышлением видят только одно правильное решение. И это неплохо, если они его все-таки находят.

Но в конвергентном виде нет намека на критическое мышление. Они не умеют задавать вопросы, рассматривать не только ту информацию, что подтверждает их мнение, но также ту, что его опровергает. Ведь в спорах рождается истина, а я перефразирую: “В критическом подходе к вопросу рождается шедевр”.

В свою очередь, дивергентное мышление подталкивает человека к поиску неординарных решений, нескольких, а не одного. Люди с этим типом не “зависают” в стереотипах, могут придумать что-то нестандартное, творческое. Это мышление работает в разных направлениях. Дивергентный тип по своим характеристикам очень связан с творческим мышлением.

Человек с дивергентным мышлением быстро воспринимает информацию, которая к нему поступает, умеет мыслить образами, гибкий (не прет как танк в своем мнении), чувствительный, оригинальный.

В жизни мы проявляем эти 2 вида, но в некоторых ситуациях нам крайне необходим один из них. Для этого нужно развивать и конвергенцию, и дивергенцию. Но как знать, как мы мыслим и где нам нужно потрудиться над собой? В этом нам помогут тесты.

Тесты на типы мышления

Существует много тестов по мышлению (наша большая подборка), но нас интересуют только те, что помогут понять, к чему мы склонны: принимать решение по алгоритму или предоставлять множество вариантов выхода из сложных ситуаций.

  1. Тест Гилфорда – сразу предупреждаю, это профессиональная методика, поэтому ее сложно интерпретировать. Состоит из 7 субтестов, в каждом из них дается задача, которую нужно решить, описания явлений или нужно дать определения. После каждого субтеста есть описание, как интерпретировать результаты.
  2. Тест Торренса – состоит из 3 субтестов, где нужно что-то нарисовать или ответить на вопросы. Оценка производится по 5 показателям: беглость, абстрактность названий, оригинальность, сопротивление замыканию и разработанность. По этим шкалам происходит диагностика конвергентного и дивергентного мышления.
  3. Тест на дивергентное мышление – состоит из 75 вопросов. Тест в формате онлайн, поэтому на его прохождение уйдет не больше 15 минут. В результатах вы увидите, какой у вас уровень дивергентного мышления.
  4. Тест когнитивных способностей – очень объемный и классный по результатам тест. Продолжительность тестирования – до 40 минут. В результатах вы увидите свой профиль личности, когнитивный профиль. Получите карту с оценкой когнитивных способностей, узнаете свои слабые и сильные стороны, а также с чем связана продуктивность и что нужно, чтобы ее повысить. Цена – 2 000 руб.
  5. Тест на дивергентное мышление Вильямса – здесь дается 12 незавершенных картинок, которые нужно дорисовать. Оценка способностей происходит по пяти параметрам, особое значение придается названию рисунка, разработанности, оригинальности, гибкости и беглости. Этот тест дополняется опросником родителей по способностям детей и опросником для творческих детей.

Примеры проявления этих видов в жизни

Вот мы с вами говорим такие сложные слова, но хотелось бы понять, как эти типы мышления проявляются в жизни. И, не поверите, в жизни таких примеров очень много.

Ну взять хотя бы яркий пример конвергентного мышления: общественная теория Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Вы хотели бы знать, что ваш предок – обезьяна? Я – нет. В чем конвергенция? На самом деле Дарвин не утверждал этого, а лишь предположил, что у человека и обезьяны существует общий предок. Общество “съело” идею, и мало кто удосужился лично изучить теорию и не согласиться с ней.

Конвергентное мышление воспитывают в школе алгоритмами действий на информатике, алгебре, даже биологии. Например, задачу с переменными t и V, чтобы узнать расстояние S, нужно решать только через умножение этих переменных и никак больше. Или задача по генетике тоже решается строго по алгоритму.

А вот геометрические, пространственные задачи можно решать разными способами. Здесь и проявляются начатки дивергенции. Мы учим детей алгоритму: встал, почистил зубы, застелил кровать и потом завтрак. А психологи для развития творчества советуют иногда менять алгоритмы: встал, сделал зарядку, позавтракал, застелил кровать и почистил зубы, например.

Или вот еще пример дивергентного мышления: вам нужно привлечь в интернет-магазин 100 новых клиентов за неделю. Вы продумываете несколько вариантов: пустить рекламу в соцсети, устроить вечеринки с высказываниями экспертов в пользу вашего товара, организовываете прямые рассылки, акции, подарочные сертификаты и т. д. Здесь одна цель и масса решений для ее достижений.

Как развивать конвергентное мышление

Можно подумать, что конвергентное мышление только мешает нам развиваться. А вот и нет! В некоторых профессиях очень важно применять именно этот тип, так как можно наломать дров, если действовать иначе. Программисты не смогут выдать свой конечный продукт, если будут творчески писать то в одной программе, то в другой. Для этого есть четкий алгоритм. Поэтому развивать конвергентный вид тоже важно.

Советы

Этот тип мы и так развиваем с детства. Поэтому я бы советовала развивать память, внимание и мышление как базу для действий по алгоритму. Например, если вы будете рассеянными, очень сложно будет не упустить деталей.

  • Тренируйте скорость восприятия – переключайте внимание с одного предмета на другой и осознанно в памяти охарактеризуйте его (пианино коричневое, телевизор выключен, компьютер работает, окно с дождем и т. д. – это я быстро описала все, что вижу).
  • Тренируйте словарный запас – старайтесь объяснять сложные вещи простым языком, насыщайте речь эпитетами, яркостью.
  • Действуйте по алгоритмам – как я описала утро человека, так проговаривайте себе, что вы будете делать в ближайшие полдня. Это поможет, кстати, научиться планировать и идти к своей цели.

Тренажеры

Для развития конвергенции важно выстраивать алгоритмы, анализировать, мыслить логически. Для этого даю вам несколько тренажеров:

  1. Логические сравнения – развивает вербальную логику, концентрацию внимания, счет и логические операции. Здесь нужно сравнить числа, выражения и выбрать то, какое больше всего. Тут вы будете развивать навыки быстрого счета, увеличивать скорость анализа, принятия решений.
  2. Тайная комната – тренировка невербальной памяти, концентрации и распределения внимания. Здесь нужно запомнить предметы, которые стоят на стеллаже, а после включения света надо выбрать те, что упали с полки. Это важно для развития памяти, чтобы потом воспроизводить большие объемы информации, действовать по заданным алгоритмам.
  3. Буквы и цифры – игра на развитие логики и скорости реакций. Вы увидите на поле объект, нужно указать его свойство как можно быстрее.

Больше тренажеров ищите на Викиуме и BrainApps.

Упражнения

Есть классные упражнения, полезные для каждого. Откладывайте все свои дела и go заниматься!

  1. Перед вами слова. За 5 минут вы должны расставить все буквы в правильном порядке. Возьмите лист бумаги и запишите уже правильные слова: росип, солам, клуба, евшал, нанба.
  2. Нужно составить цепочки слов, чтобы одно слово переходило в другое. Например: щит – мел. Как сделать: щит – кит – кот – кол – пел – мел. Итак, вы делаете цепочки из слов: волк – тигр, стол – крот, день – ночь, дочка – печка. На все про все у вас 5 минут.
  3. И еще одна задачка на логику, на выполнение – 10 минут. Юрию, Даниилу, Ивану, их женам – Людмиле, Дарине и Елене – всем вместе 151 год. Каждый муж старше собственной жены на 5 лет. Юрий старше Дарины на 1 год, Людмиле и Юрию вместе 48 лет, Ивану и Людмиле вместе 52 года. Вопрос: с кем каждый находится в браке и сколько кому лет! Ответ будет в конце статьи.

Как развивать дивергентное мышление

Методам развития этого типа мышления посвящено много исследований. Считается, что креативность – одно из лучших качеств для лидера, менеджера, да и любого сотрудника. Творческих людей замечают, их уважают и хотят взять на работу.

Советы

Я дам несколько практических советов, и очень бы хотелось, чтобы вы действительно их применяли в жизни:

  1. Развивайте навык находить несколько решений. Приучайте себя в любой ситуации иметь план A, план B и план C.
  2. Ищите нестандартные решения. Отбросьте стереотипы и посмотрите на ситуацию с другого ракурса. Например, колючий кактус у нас – это просто декоративное растение, а для некоторых людей он может пригодиться в пищу. Старайтесь искать новые свойства предметов.
  3. Применяйте метод мозгового штурма. На какую-то проблему ищите множество вариантов решений. Не бойтесь самых смелых или глупых решений. Часто этот метод применяется на фирмах. Например, нужно придумать слоган – и давай высказывать разные идеи: от самых серьезных до самых глупых. И в результате получится что-то классное, креативное.
  4. Составляйте карты памяти. Так вы будете шире видеть свою проблему или задачу, что поможет понять, где слабое место, и укрепить его.
  5. Применяйте метод фокальных объектов. Выделяется один объект, потом берутся случайные 3–5 объектов и описываются, характеризуются. Главный объект соединяется с характеристиками дополнительных. Пример: объект – туфли. Дополнительные: компьютер (стильный, черный, эргономичный), трава (свежая, яркая, ароматная). Итог: туфли – стильные, черные, эргономичные, лакированные (яркие), ароматные. Метод рекламщиков.

Советы по развитию дивергентного мышления

Советы по развитию дивергентного мышления

Тренажеры

Здесь важно тренировать образное мышление и память. Даю вам несколько тренажеров для развития:

  1. Все по полочкам – тренирует образную память и стратегическое мышление. Здесь нужно собрать стопку книг в порядке возрастания. На одной полке может находиться только одна стопка.
  2. Похожие картины – здесь тренируется динамика мышления, невербальная память и образное мышление. Нужно запомнить расположение объектов и указать, где они переместились.
  3. Матрицы памяти – развивается пространственная и зрительная память, образное мышление. Игровое поле состоит из ячеек, некоторые из них закрашены. Нужно запомнить расположение закрашенных ячеек, повторить это расположение после их исчезновения.

Упражнения

Есть много упражнений на развитие этого типа. Я опишу несложные, но очень эффективные:

  1. Список слов с заданным критерием. Вам нужно составить устно или письменно список слов со своим критерием, например, на букву “У” или “Щ”, состоящие из 7 букв, чтобы в центре слова была буква “Л” и т. д. Всего таких слов желательно подобрать 10 штук.
  2. Картина из обрезков. Нарежьте несколько кусочков цветной бумаги. Составьте из них какое-то изображение, чтобы получился какой-то предмет и было понятно, что это он.
  3. Придумайте историю из несвязанных слов. У вас есть слова: кот, компьютер, мыло, магазин, ламинат, дерево. Вам нужно придумать историю со всеми этими словами, чтобы она была логически связана между собой.
  4. Решайте головоломки, загадки в текстовом и графическом виде.
  5. Спонтанное письмо. Если есть какой-то нерешенный вопрос, попробуйте сесть и написать письмо своему далекому другу. Пишите все, что приходит в голову. Через время прочитайте и структурируйте мысли. Так развивается дивергентное мышление и происходит поиск решения проблем.

Курсы

В одиночку развиваться не всегда хочется. Предлагаю вам лучший способ тренировать образное мышление – курсы.


Курс на развитие творческого мышления от Викиум – состоит из 16 уроков, в каждом из них есть видеоматериалы, графические схемы и напоминания, практические задания.

Программа курса поможет:

  1. Развить воображение, мышление и внимание.
  2. Уметь находить нестандартные варианты решения задач.
  3. Вы наконец-то разрешите себе творить.
  4. Сможете целенаправленно создавать, воплощать на практике новые идеи.

Стоимость – 2 000 руб.


Есть еще курсы по развитию мышления, которые помогут прокачать ваши когнитивные способности и навык мыслить образами.

Книги

Для углубления знаний по этой теме предлагаю полезные книги:

  1. “Искусство креативного мышления” Джадкинс Род.
  2. “Как помочь людям измениться” Ричард Бояцис.
  3. “Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение” Том Чатфилд.
  4. “Я хочу больше идей” Стив Роулинг.
  5. “Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки” Дэниел Левитин.

Заключение

Дорогие читатели, мыслить разнообразно, разносторонне, логически, креативно – это круто! Нет плохого и хорошего видов мышления. Нужно развиваться во всем.

Конвергентное мышление – классный навык, вы сможете четко и последовательно выполнять работу. Дивергентное мышление – суперский навык, долгое время не учитывались творческие способности, а сейчас креативность ценится по заслугам. Оно дает новое веяние, новые идеи, открывает новые горизонты. Развивайтесь, дорогие мои, чтобы не стоять на месте, а постоянно идти к целям, достигать.

И обещанный ответ на задачу: Ивану 30 + Дарине 25, Юрию 26 + Елене 21, Даниилу 27 + Людмиле 22!

Желаю вам творческих успехов! До новых встреч в новых темах!

С Уважением, Людмила Редькина

  • Конвергентные способности характеризуют адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности индивидуального интеллектуального поведения.

  • Он представляет его одной из частных форм проявления всеобщих механизмов развития, а творческий результат — «побочным» в конвергентном мышлении.

  • — Взаимодействие компонентов, связанных с выражением общественного правосознания, в интегрирующихся системах в идеале должно сопрягаться с наличием конвергентного правосознания интегрирующихся обществ, характеризующегося высокой правовой культурой, с одной стороны, общей ориентированностью на общение с внешним миром и до определённой степени готовностью к естественной ассимиляции в плане социокультурного взаимодействия.

  • Конвергентные явления, обусловившие их формирование, носили как субдукционный, так и коллизионный характер, но относительная роль этих геодинамических процессов в общем балансе аккреционного разрастания этой части материка остаётся во многом неясной.

  • Что касается новейших данных против конвергентной природы пан-африканского тектонического события, то они лишь возрождают традиционную точку зрения отечественных геологов, всегда отстаивавших мнение о том, что 550 — 500 млн.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления методическая разработка по теме

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Различия между расходящимся мышлением и конвергентным мышлением

  1. направление расходящегося и конвергентного мышления

Дивергентное мышление исследует различные внешние направления, которые могут привести к решению, тогда как сходящееся мышление довольно линейно и внутренне сосредоточено на самом сильном решении.

  1. новизна расходящегося и конвергентного мышления

Дивергенция фокусируется на уникальных идеях или оригинальных продуктах, в то время как конвергенция рассматривает использование предыдущих методов.

  1. предел расходящегося и конвергентного мышления

Сходящееся мышление стремится выяснить определенный ответ. С другой стороны, расходящиеся мыслительные взгляды могут рассматриваться как безграничные.

  1. уверенность расходящегося и конвергентного мышления

Сходящееся мышление видит фиксированные стороны; что-то черное или белое. Однако расходящиеся представления мышления менее строги; он рассматривает серые области и менее определенные перспективы решений.

  1. КПД расходящегося и конвергентного мышления

Конвергентное мышление наиболее эффективно в задачах принятия решений, в то время как для выяснения вероятных вариантов требуется разное мышление.

  1. личность расходящегося и конвергентного мышления

Исследования показывают, что люди, которые открыты для нового опыта и экстраверты, часто используют разное мышление. Это означает, что те, кто более комфортно относится к тому, что знакомо, а также к тем, кто интровертирован, обычно практикуют сходящееся мышление.

  1. эмоциональныйгосударственный расходящегося и конвергентного мышления

Интересно, что исследование коррелировало расходящееся мышление с положительными эмоциональными состояниями, когда сходящееся мышление ассоциировалось с негативными настроениями. Вы, скорее всего, генерируете различные идеи, когда находитесь в приятном настроении, когда становитесь менее критическими и цените разные точки зрения.

  1. Значение ответов в расходящемся и конвергентном мышлении

В расходящемся мышлении множественные ответы имеют одинаковую ценность. Напротив, конвергентное мышление диктует, что должен быть определенный ответ с наивысшим значением.

  1. запутанность в расходящемся и конвергентном мышлении

Дивергентное мышление способствует запутанным идеям, в то время как конвергентное мышление поощряет сильные и четкие концепции.

  1. Принятие риска в расходящемся и конвергентном мышлении

Дивергентные мыслители больше рискуют своими авантюристскими идеями, так как им часто нравится экспериментировать и идти против потока. С другой стороны, сходящиеся мыслители, как правило, находятся на более безопасной стороне, в основном рассматривая проверенные варианты.

  1. Любопытство в расходящемся и конвергентном мышлении

По сравнению с их конвергентными коллегами, расходящиеся мыслители, как правило, более любопытны, поскольку у них есть ряд вопросов и размышляют о широких и глубоких идеях.

  1. Мозговая активность в расходящемся или конвергентном мышлении

Поскольку расходящееся мышление в основном связано с артистизмом, оно в основном стимулирует правое полушарие мозга. Что касается сходящегося мышления, то оно обычно связано с логикой, которая обычно обрабатывается в левом полушарии.

  1. аргументация в расходящемся и конвергентном мышлении

Дедуктивные рассуждения следуют в конвергентном мышлении, поскольку логический ответ получается путем устранения других менее надежных данных. И наоборот, расходящееся мышление опирается на индуктивное мышление как идеи, вытекающие из основного положения.

  1. Количество против Quality в расходящемся и конвергентном мышлении

Дивергентное мышление способствует количественному качеству в том смысле, что его главная цель — создать как можно больше идей. В противоположность этому, конвергентное мышление поддерживает качество по количеству, поскольку оно предназначено для определения самой прекрасной идеи.

  1. Время:расходящееся и конвергентное мышление

Поскольку расходящееся мышление приветствует все потенциальные возможности, процесс часто переносится на длительные периоды времени. Противоречиво, конвергентное мышление заканчивается раньше, поскольку оно рассматривает только то, что воспринимается как очень актуальное.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Обычно ассоциируется с тестами IQ и свойственно классическому типу преподавания.

Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно правильное решение. Они пытаются использовать имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение.

Не секрет, что почти все наше обучение направлено на формирование конвергентного мышления. И как результат этого обучения – поиск единственно правильного ответа по типу экзамена ЕГЭ. Экзамен построен на знании фактов, но факты – это еще не все.

Такой вопрос – впадает ли Волга в Каспийское море ? Ответ вроде бы очевиден.

Но миллионы лет назад она впадала в Азовское, а не Каспийское море. А сейчас она скорее впадает в реку Кама и уже далее в Каспийское море. Но кого это интересует ? Хотя это такая интересная тема для развития кругозора и мышления в том числе. Но нам нужна только галочка в нужном ответе (единственно верном). А начнешь рассуждать – не сдашь экзамен.

Вот так со временем развивается наиболее значительный недостаток человеческого интеллекта – цепляться за собственные убеждения и игнорировать все что им противоречит.

Человек ищет в поступающей информации именно ту, которая подтверждает правильность его выводов и игнорирует ту, которая их опровергает

Не замечали ? Попробуйте обратить на это внимание

Небольшое отступление в сторону:
Ведь вы уверены в том, что гипотеза — человек произошел от обезьяны, принадлежит Ч. Дарвину.
Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Но миллионы людей до сих пор повторяют то, о чем услышали, но не изучили более внимательно, хотя бы прочитав его «Происхождение видов».

Хороший пример, конвергентного мышления: человек зашел в комнату, увидел юридический справочник и принял «единственно верное решение»: хозяин – юрист.

Ну а кто же еще ?  Вот примерно так мы судим и о многом другом.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов, что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи. Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы. Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл. Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза. В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Тренировка в области творчества

Развить в себе дивергентные навыки может каждый, даже если этот человек уже не молод и всю жизнь делал все по шаблонам. Стоит лишь захотеть и заняться этим

Конечно же, дети учатся этому гораздо быстрее, поэтому важно тренировать у них данные навыки. Итак, задачи для дивергентного мышления — это всевозможные творческие «поручения»

Начнем с простого: изложения. Попросите ребенка написать пересказ того или иного текста, причем содержание не важно — пускай основывается на собственных впечатлениях. Так вы сможете оценить, насколько богато он может раскрыть тему, о которой слышал всего пару раз. Какие еще есть конкретные упражнения?

  • Для начала выбираем букву, например «т», и придумываем как можно быстрее десять слов, которые с нее начинаются. Затем выбираем букву «а» и пишем слова, в которых она стоит на третьем месте. Затем можете выбрать еще одну любую букву и подобрать ряд слов, где она будет располагаться в самом конце.
  • Выбираем слово, например «лето», и подбираем к нему десять других слов, которые будут его характеризовать.

Такие задачки можно придумывать на ходу, и они могут быть не гуманитарными или техническими, а просто бытовыми. К примеру, представьте, что в комнате перегорела лампочка. Найдите десять различных путей для решения проблемы со светом.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Развитие дивергентного мышления

Дивергентный тип мышления можно и нужно развивать. Для этого существует несколько простых методов.

Нахождение новых решений.
Необходимо приучить себя в каждой ситуации искать не одно решение, а несколько.

Поиск нестандартных решений.
В процессе решения задачи нужно постараться отбросить стереотипы и взглянуть на проблему с неожиданного ракурса, придумать решение, которое не пришло бы в голову большинству людей.

Размышление над проблемой.
Размышляя над поставленной задачей и не останавливаясь, даже если верное решение найдено, можно прийти к неожиданным выводам

Важно также все теоретические задумки связывать с практическим опытом.

Вопросы. Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ»

В процессе решения задачи необходимо задавать вопросы, относительно разных аспектов исследуемого объекта и искать конкретные ответы на них.

Решение задач методом мозгового штурма.
Для коллективного поиска решения эффективнее всего использовать , позволяющий активировать творческое мышление.

Ведение дневника.
Творческим людям можно завести дневник и записывать туда идеи, спонтанно возникающие в голове в течение дня. Идеи имеют особенность ускользать и забываться, поэтому важно вовремя улавливать и записывать их. Позднее можно будет сесть и обдумать наиболее интересные.

Спонтанное письмо.
Для поиска решения можно использовать простой способ – спонтанное письмо. Нужно сесть, взять лист бумаги и ручку. Сосредоточившись на проблеме, необходимо в течение некоторого времени свободно записывать все мысли, приходящие в голову. Позднее можно будет перечитать и систематизировать написанное.

Оба типа мышления – конвергентное и дивергентное – имеют большое значение для полноценной жизни. Поэтому человек, желающий добиться успеха и реализовать свой творческий потенциал, должен стремиться в равной степени развить оба этих направления.

С огромным разочарованием психологи единодушно отмечают, что задания, которые современное традиционное образование предлагает школьникам, в 70% случаев требуют лишь почти механического воспроизведения заученного материала. При этом психологи вовсе не подвергают сомнению безусловную полезность освоения знаний, проверенных временем и накопленных опытом всего человечества.

Разочарование вызвано тем, что таким образом у школьников развивается лишь один тип мышления, в то время, когда для принятия самостоятельного решения их требуется два. О каких вариантах мышления здесь идет речь?

Примерно сорок лет назад психолог Дж.Гилфорд предложил различать конвергентное и дивергентное мышлени
е. Конвергентым он назвал мышление, с помощью которого человек на поставленный вопрос должен найти единственно правильный ответ.

Такое мышление требуется, например, если спрашивают:

  • Который час?
  • Сколько в году дней, недель и месяцев?
  • Какая столица у того или иного государства?
  • Что написано в должностной инструкции?
  • Как управлять автомобилем?
  • Каков ваш возраст?
  • Как называется ваше место работы?

Конвергентное мышление оперирует:

  • историческими датами;
  • математическими формулами;
  • кулинарными рецептами;
  • инструкциями по технике безопасности;

и помогает нам сориентироваться в однородной, повторяющейся и предсказуемой жизненной и профессиональной ситуации.

Конвергентное мышление развивается благодаря умению досконально исследовать открывающиеся перед нами факты
. Для того чтобы задействовать свое конвергентное мышление, достаточно научиться последовательно задавать вопросы типа:

  • Когда?
  • Почему?

Например, для развития конвергентного мышления у детей, им предлагают ответить на эти вопросы после прочитанной книжки или просмотренного фильма. Легко увидеть, что конвергентное мышление направлено на воспроизведение полученных знаний, и оно тем успешнее, тем точнее эти знания усвоены.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Дивергентное мышление позволяет на один вопрос подобрать несколько относительно одинаково правильных ответов
. Сегодняшняя многообразная и весьма турбулентная среда требует от человека готовности все чаще обращаться к дивергентному мышлению.

Вот лишь самый скромный список ситуаций, где принятие решений с опорой на конвергентное мышление заведомо не эффективно:

  • поиск пути снижения затрат,
  • выбор места и способа отдыха,
  • планирование карьеры,
  • воспитание ребенка,
  • отношения с начальством,
  • написание статьи,
  • формулировка проблемы,
  • характеристика личности,
  • использование многофункциональных предметов.

Только дивергентное мышление здесь может выступать надежным помощником.

Вернемся в школу

Еще одно место, в котором развивают конвергентный тип мышления, — школа. Все задачи, будь они математические, физические или даже биологические, заранее предполагают правильный ответ (нередко найти его можно в конце учебника). Что же тогда оценивается? Оценивается то, насколько шаблонно вы приходите к этому ответу и насколько быстро вам дается решение по заданной учителем схеме. Ведь часто бывали случаи, когда преподаватель отказывался ставить пятерку ученику, который решил задачу по иной формуле и ответ вышел верным, но преподаватель этому не обучал. С одной стороны, конвергентное мышление учит нас порядку, правилам, линейности, но, с другой стороны, это теория, которая на практике оказывается совершенно бесполезной.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Как развить склонность к дивергентному мышлению

Хотя менеджерам проектов следует поощрять в команде склонность к дивергентному мышлению, нельзя забывать и о таких важнейших вещах, как сроки и эффективность. Как же сохранить баланс?

Как встроить дивергентное мышление в процесс планирования проектов? Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут вам быть достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к изменяющимся целям и требованиям, и при этом не сбиться с пути.

1. Выделяйте достаточно времени, чтобы применить оба подхода

И конвергентное, и дивергентное мышление очень важны для творческого решения проблем и планирования проекта, а это значит, что вам нужно выделить время и на то, и на другое.

«Но мы именно так и поступаем! — можете воскликнуть вы. — Мы столько мозговых штурмов провели, что вам и не снилось!»

Но задумайтесь вот о чем: позволялось ли участникам этих мозговых штурмов действовать как дивергенты — выдвигать абсолютно любые идеи и знать, что их рассмотрят и оценят позже? 

Стремление использовать и дивергентное, и конвергентное мышление одновременно совершенно непродуктивен. «Объединять эти два типа мышления — все равно что давить одновременно и на тормоз, и на газ. Так вы никуда не уедете», — заключает Мэннинг.

Хотя оба типа мышления необходимы для достижения успеха, их следует разделять. Для начала расскажите об этих двух типах членам проектной группы

Что значит думать как дивергент? Что такое конвергентное мышление? Почему это так важно, и как научиться использовать оба подхода?

Когда вы проводите мозговой штурм, подчеркните, что на этот раз участники должны прибегнуть к дивергентному мышлению. Какой бы недостижимой или безумной ни казалась та или иная идея, все они будут рассмотрены позже. Напомните участникам команды, что они не должны критиковать чужие предложения.

Тем самым вы дадите людям возможность проявить себя в качестве дивергентов, а потом уже перейдете к планированию. По словам 38% сотрудников, они перестали проявлять инициативу только лишь потому, что руководители сразу отметали их идеи. А это значит, что дивергентное мышление не только улучшает результаты проектов, но и поднимает уровень мотивации.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

2. Внедрите решение для управления совместной работой

Решение для управления работой?! А разве это не еще один инструмент для составления планов и выполнения налаженных рабочих процессов?

Верно. Платформа для управления проектами и совместной работы (такая как Wrike) — это отличная возможность постоянно получать актуальную информацию о планировании и выполнении проекта. Но лучшие из таких платформ дают вам свободу действий, необходимую для поддержки дивергентного мышления.

Упоминания и комментарии в реальном времени упрощают совместное воплощение в жизнь амбициозных идей и позволяют обойтись без многочисленных совещаний и пересылки информации по электронной почте. Гибкая структура папок и настраиваемые поля помогают менеджерам проектов быстро вводить новые шаблоны проектов и настраивать рабочие процессы.

Проще говоря, хорошая платформа для управления проектами и совместной работы не только упрощает выполнение повторяющихся рабочих заданий, но и дает достаточно гибкости для использования дивергентного мышления и адаптации к изменяющимся целям и требованиям.

3. Избавьте себя и других от рутины

У кого найдется время на генерацию нестандартных идей, когда приходится постоянно обновлять статусы, назначать задачи и составлять планы проектов? Менеджеры проектов потому и переходят сразу к конвергентному мышлению, и решают задачи путем наименьшего сопротивления, потому что вынуждены экономить каждую минуту.

Однако есть новые технологии, позволяющие избавить менеджеров проектов и других сотрудников от трудоемкой рутинной работы. Например, автоматизация рабочего процесса избавляет от необходимости вручную назначать задачи исполнителям, создавать шаблоны проектов или рассылать уведомления об обновлении статуса.

Такие решения, как Zapier и Azuqua упрощают установление связи между программными системами и позволяют беспрепятственно передавать информацию между различными платформами — без копирования и вставки! Многие ведущие платформы также предлагают встроенные возможности интеграции.

Сведение к минимуму объемов повторяющейся работы позволяет командам уделять больше времени дивергентному мышлению, которое раньше задвигалось на задний план. Переложите часть рутинных обязанностей на машины, а сами занимайтесь тем, на что способен только человек!

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Приемы, развивающие дивергентный ум

Итак, ясно, что особенности развития дивергентного мышления не позволяют надеяться, что оно будет развиваться одновременно с усвоением знаний.

К таким особенностям следует отнести:

  • умение оперировать приобретенными знаниями в ситуации неопределенности,
  • навыки генерирования разных подходов к поставленной задаче,
  • понимание, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
  • умение отличать задачи с единственно правильным решением и задачи, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных.

Развитие дивергентного мышления у взрослых и детей в принципе предполагает одинаковые техники и приемы
. Например, и взрослым и детям будут полезны следующие упражнения.

«В чужой обуви».
Решая задачу, попробуйте посмотреть на нее глазами других людей и представить, как эти другие решали бы ее

Важно не просто побыть в другой роли, но понять разницу между вашим взглядом и взглядом того, чью роль вы сейчас исполняете. Пусть это будут самые разные личности и персоны – герои ваших любимых книг и фильмов, ваши родственники и приятели, сослуживцы и соперники

Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает. Словом, учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой человек.

«Профессиональный фотограф»
. Если вы понаблюдаете за тем, как делают фотоснимки турист и профессиональный фотограф, то вам непременно бросится в глаза их различные отношения к первому кадру. Турист выберет кажущийся ему интересным ракурс, щелкнет затвором фотоаппарата и переключится на поиск нового сюжета. Профессиональный фотограф, даже найдя удачный ракурс, не удовлетворится первой фотографией. Он обязательно изменит что-то в постановке кадра и повторит его, затем снова что-то изменит и снова повторит. И так до тех пор, пока не будет полностью удовлетворен достигнутым результатом.

Попробуйте и вы себя в роли в роли профессионального фотографа. Отправьтесь на фотосессию и каждый кадр делайте лишь после того, как несколько раз поменяете ракурс. Попробуйте угадать, какой кадр снял бы турист, оказавшийся на этом месте, и – откажитесь от этих ракурсов. Ищите что-то неожиданное, принципиально отличающееся от «туристического» взгляда.

Используйте прием «профессиональный фотограф» и тогда, когда решаете какую-либо задачу. Не позволяйте себе останавливаться на первом ответе, который придет вам в голову. Продолжайте «искать лучший кадр», скажите себе: «Скорее всего, это не самое лучшее решение. Пожалуй, стоит продолжить поиски».

«Организация информации».
Поскольку развитие дивергентного мышления опирается на привлечение самой разнообразной информации, имеет смысл эти информационные потоки определенным образом упорядочивать.

Вам очень хорошо помогут оперативно отыскать нужные сведения такие приемы, как:

  • кластеризация,
  • типология,
  • классификация,
  • построение матриц,
  • разработка когнитивных схем,
  • создание различных таблиц.

Например, если взглянуть на инструменты, которые используются при разработке стратегии развития организации или маркетинговой стратегии, то вы будете удивлены их разнообразием:

  • Рыба Ишикавы,
  • Дерево целей,
  • Дерево задач,
  • Подход «5 П – 5 «Почему»,
  • Матрица БКГ,
  • «Пять сил Портера»,
  • Таблица расчета рисков,
  • Декомпозиция целей

и еще множество других.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Методы дивергентного мышления

Хорошими иллюстрациями к данному типу мышления могут стать метод мозгового штурма и создание интеллектуальных карт. Что это такое?

Мозговой штурм – быстрая генерация идей на заданную проблематику. Все идеи, даже бредовые и фантастические, записываются. А позже из них выбираются самые эффективнее, которые можно использовать на практике. Есть несколько обязательных правил:

  • чем больше идей, тем лучше,
  • нельзя критиковать,
  • абсурдные идеи приветствуются,
  • можно комбинировать, а также дополнять идеи.

Преимущество мозговых атак заключается в том, что они создают благожелательную, творческую атмосферу, когда хочется импровизировать. Срабатывает также эффект синергии – умножение знаний из разных голов, высокая концентрация различного опыта и дисциплин.

Создание интеллектуальных карт – способ структуризации мыслей с помощью диаграммы древовидной формы. В центре диаграммы изображается центральное понятие или идея, а от нее лучами отходят взаимосвязанные мысли, идеи, понятия. Ассоциативная карта является эффективным средством управления знания. При этом она не требует привлечения других людей. Достаточно двух предметов: пишущего средства и листа бумаги.

Считается, что интеллект-карта является отличным инструментом конспектирования. Может она помочь также при подготовке материалов, для решения творческих задач. Полезна для любого обобщения и структуризации знания.

Помните американский фантастический фильм «Дивергент» (режиссер Нил Бёргер)? Человек, которого невозможно классифицировать, который выделяется независимым мышлением, становится опасен для общества. «Ты опасен, если ты другой» – с таким слоганом рекламщики выпустили фильм. События ленты нереалистичны, но здравая идея явно присутствует: люди, обладающие развитым дивергентным мышлением, неудобны для системы, ими тяжело управлять, невозможно манипулировать. Зато они обладают самостоятельностью и способностью изменять мир к лучшему. А вы?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конвенциональная медицина синонимы
  • Конвенциальный синоним
  • Конвент синоним
  • Конвекционный синоним
  • Конвектор синонимов онлайн