Фаимлия___________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Состав слова. Слово и его значение. Антонимы и синонимы» 2 класс.
1.Закончи предложение:
Антонимы-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синонимы-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Разбери слова по составу.
Подводный , слезинка, настольный.
3.Запиши слова по их толкованию.
Кушанье из вареной крупы____________________________________
Посуда, в которой хранят сахар________________________________
4.Найди синонимы к слову смелый.Запиши их.
Воевать, бесстрашный, биться, сражение, храбрый, сражаться, побоище, отважный, бой, драться, упорный.
__________________________________________________________________________________________________________________________5.Подбери и запиши антонимы к выделенным словам.
Чистая вода-______________________________________________
Строить дом-______________________________________________
Острый нож-______________________________________________
Первый урок-_____________________________________________
Трудная задача-___________________________________________
6.К каждому глаголу подбери два слова, чтобы с одним из них глагол сочетался в прямом значении , а с другим- в переносном.
Образец: бежит заяц -бежит время.
Слова для справок: собака, ученик, солнце, море, ветер , мама.
Встаёт_________________________________________________
Воет___________________________________________________
7. Из слов в скобках выбери подходящие по смыслу к данным словам.
Запиши сочетания слов.
Роща ( осиная, осиновая)____________________________________________
Человек (душный, душевный, душистый)______________________________
Суп ( рыбий, рыбный .рыбачий )______________________________________
Самостоятельная работа Вариант 1 ___________________________________
1. Напиши, какое слово пропущено:
Слова, близкие по значению, называют _________________________________.
Слова, противоположные по значению, называют _____________________________.
2. Подчеркни слова-антонимы. ребята — дети вверх — вниз бежать — мчаться грустить — печалиться чёрный — белый |
3. Подчеркни слова-синонимы. добрый — злой красный — алый дорога — путь чистить — пачкать вьюга — метель |
4. Подбери синонимы к слову:
смелый ___________________________________________________
Подбери антонимы к словам:
Горячий — ____________________ новый — ________________________
__________________________________________________________________________
5 * Прочитай текст. Исправь, заменяя необходимые слова антонимами. Подчеркни слова-антонимы.
Пришла холодная весна. Потекла вода. Дети положили дощечки и сломали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело молчали.
Самостоятельная работа Вариант 2 ___________________________________
1.Напиши, какое слово пропущено:
Слова, близкие по значению, называют _________________________________.
Слова, противоположные по значению, называют _____________________________.
2. Подчеркни слова-антонимы. жара — стужа трусливый — смелый дети — ребята начало – конец работа – труд |
3. Подчеркни слова-синонимы. Аккуратный – чистый Алфавит – азбука Мокрый – сухой Чистый – грязный Друг — товарищ |
4. Подбери синонимы к слову:
рисунок ___________________________________________________
Подбери антонимы к словам:
простой— ____________________ свет — ________________________
__________________________________________________________________________
5 * Прочитай текст. Исправь, заменяя необходимые слова антонимами. Подчеркни слова-антонимы.
Пришла холодная весна. Потекла вода. Дети положили дощечки и сломали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело молчали.
Фаимлия___________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Состав слова. Слово и его значение.
Антонимы и синонимы» 2 класс.
1.Закончи предложение:
Антонимы-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синонимы-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Разбери слова по составу.
Подводный
, слезинка, настольный.
3.Запиши слова по их толкованию.
Кушанье
из вареной крупы____________________________________
Посуда,
в которой хранят сахар________________________________
4.Найди синонимы к слову смелый.Запиши их.
Воевать,
бесстрашный, биться, сражение, храбрый, сражаться, побоище, отважный, бой, драться,
упорный.
__________________________________________________________________________________________________________________________5.Подбери
и запиши антонимы к выделенным словам.
Чистая вода-______________________________________________
Строить дом-______________________________________________
Острый нож-______________________________________________
Первый урок-_____________________________________________
Трудная задача-___________________________________________
6.К каждому глаголу подбери два слова, чтобы с одним из них глагол
сочетался в прямом значении , а с другим- в переносном.
Образец:
бежит заяц -бежит время.
Слова для справок:
собака, ученик, солнце, море, ветер , мама.
Встаёт_________________________________________________
Воет___________________________________________________
7. Из слов в скобках выбери подходящие
по смыслу к данным словам.
Запиши сочетания слов.
Роща ( осиная,
осиновая)____________________________________________
Человек (душный, душевный,
душистый)______________________________
Суп ( рыбий, рыбный .рыбачий
)______________________________________
Контрольная работа по теме: «Синонимы. Антонимы»
Что означает данное определение? (Обратите внимание на то, что какие-то определения даны другими словами, но означают одно и то же.)
1. Главное слово в синонимическом ряду, стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу, называется________________________________________
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи, называется _____________________________
3. Образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс называется__________________________
4. Слова, имеющие сходное значение только в определенном контексте, называются _____________________________________
5. Прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется другому, называется ______________________________________
6. Слово, которое в переводе с латыни означает «постепенное усиление», называется___________________________
7. Слова, которые воспринимаются как антонимы только в определенном контексте, называются _____________________________________
8. Слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, принадлежащие к одной и той же части речи, нередко отличающиеся стилистической окраской, называются_____________________________
9.Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется_____________________
10. Слово в синонимическом ряду с наиболее общим значением, семантически наиболее простое, стилистически нейтральное, свободное от дополнительных эмоционально-экспрессивных оттенков, с широкой лексической сочетаемостью и поэтому наиболее употребительное, называется___________________________________________
11.Слова, разные по звучанию, имеющие прямо обратные значения, называются______________________________________________
12.Полярность значений подобных слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер, они противопоставлены только в определенном контексте. Это____________________________________
13. Эти слова обозначают одно и то же явление объективной действительности, но звучат и пишутся по-разному. Это________________
14. На основе данного приема происходит противопоставление двух героев художественного произведения. Это____________________________
Ключи
-
Доминанта синонимического ряда;
-
Градация;
-
Оксюморон;
-
Контекстуальные синонимы;
-
Антитеза;
-
Градация;
-
Контекстуальные антонимы;
-
Синонимы;
-
Синонимический ряд;
-
Доминанта;
-
Антонимы;
-
Контекстуальные антонимы;
-
Синонимы;
-
Антитеза, противопоставление.
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
1 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
липкий шофёр
говорить краснеть
водитель болтать
красный клейкий
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
подъём спуск
храбрость плакать
смеяться трусость
крик кричать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
дети – ___________________ азбука – _______________________
узор – ___________________ воин – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).
Поучение (наставление, наказание, назидание).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
белый – ___________________ до свидания – ________________
завтрак – ___________________ юг – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. ________________ – это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.
2. ________________ – это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________ –
это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и
название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для
стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.
Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
2 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
сиреневый учтивый
сторожить лиловый
вежливый охранять
белый белеть
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
восток поздний
безделье запад
ранний труд
бег бежать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
скоро – ___________________ друг – _______________________
луна – ___________________ путь – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Душистый (пахучий, ароматный, душевный).
Думать (размышлять, объяснять, мыслить).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
плохо – ___________________ прежде – ______________________
завтрак – ___________________ запад – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на
небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.
Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш
______________. 6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.
Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,
коричневый.