Контекстуальные синонимы доклад

Министерство
образования и науки РФ

Государственное
бюджетное образовательное учреждение профессионального образования
XXXX

«XXXXXX»

Доклад

По предмету: Русский
язык и культура речи.                                                  

На тему:         Виды
синонимов.                                                                       

Выполнила:

студентка группы: ______

специальности:_____        

Ротайская
Анна                 

Преподаватель:

«____»____________2018г.

Оценка:                              

г.
Севастополь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Теоретические аспекты синонимии……………………………………………….4

2 Практическая часть………………….……………….…………………………….…………8

Заключение…………………………………………………………………………9

Список использованных
источников…………………………………………..10

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Русский язык
принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных, богатейших по своему
словарному составу и грамматическим средствам языкам мира. Богатство языка
определяется не только лексикой, но и смысловой насыщенностью слова – его многозначностью.
Тесно связанно с многозначностью явление синонимии, то есть наличие в языке
синонимов.

Еще древние греки пришли к выводу,
что в них заключается богатство языка: изобилие мыслей в словах и разнообразие
выражений. Римские ученые осознали не только сходство слов-синонимов, но и
различие между ними.

Таким образом, темой работы являются
виды синонимов.

Цель работы – изучить виды синонимов.

Задачи:

1. Осуществить анализ источников по
данной теме.

2. Выявить теоретические аспекты
синонимии: понятия «синонимы», «синонимический ряд», языковые процессы создания
синонимии, виды синонимов, их значение и цели употребления.

3. Выполнить практическую часть.

Работа состоит из введения,
теоретической и практической части, заключения, списка использованных
источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНОНИМИИ

Синонимия (от
греч. Synonimos — одноименность) – тождественность или близость значения
(прежде всего слов, а также морфем, синтаксических конструкций, словосочетаний,
предложений и т.д.). Синонимами называют слова, различные по звучанию,
оформлению, но тождественные или близкие по значению; обычно принадлежащие к
одной части речи и нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь – тут;
жена – супруга; смотреть – глядеть; храбрый – смелый, отважный, бесстрашный.
Синонимами
могут быть слово и словосочетание («ударить» — «нанести удар»), слово и аффикс
(«маленький нос» — «носик») и т. п.

Синонимичные слова могут образовывать
синонимический ряд, то есть объединение близких по значению слов, при этом в
синонимическом ряду всегда есть главное, стержневое слово, которое обладает
общим значением, нейтрально по стилистической окраске и входит в общеупотребительный
пласт лексики. Стержневое слово всегда стоит в начале синонимического ряда и
называется доминантой (от лат. Domi-nans — господствующий). Таков,
например, глагол упасть среди синонимичных ему слов: упасть, свалиться,
бухнуться, шлепнуться, брякнуться, грохнуться, хлопнуться, полететь, ухнуться,
загреметь и др. Синонимы помогают показать разницу в оттенках значения
многозначного слова:

Таблица 1. Оттенки в лексическом
значении слова «свежий».

12.JPG

Синонимия
— явление всегда глубоко национальное, она создает­ся в результате различных
процессов, протекающих в языке. Главными из них являются:

1) «Расщепление» одного лексического
значения слова на два и более, то есть превращение однозначного слова в новое,
многозначное слово. При этом развившиеся новые значения могут
синонимизироваться со значениями других слов, существующих в данном языке. Так,
в послереволюционное время у слова прослойка, помимо прямого значения «тонкий
слой, полоска между слоями чего-нибудь» (прослойка крема в торте), развилось
переносное значение — «общественная группа, часть общества, организации». В
этом новом значении слово прослойка вступило в синонимические отношения со
словами группа, слой.

2) Расхождение разных значений одного
и того же слова, приводящее к потере семантической связи между ними. В
результате у каждого из возникающих таким путем омонимов появляются свои
собственные синонимические ряды. Так, прилагательное лихой, уже в древнерусском
языке имевшее несколько значений, постепенно стало обозначать два совершенно
различных качества:

а) «плохой, трудный, опасный» (лихая
година);

б) «смелый, самоотверженный» (лихой
кавалерист).

Возникшие таким образом омонимы лихой
(1) и лихой (2) входят в разные синонимические ряды: лихой (1) — злой, тяжкий;
лихой (2) — смелый, удалой, молодецкий.

3) Заимствование иноязычных слов,
близких по смыслу к исконным словам русского языка, в результате чего могут
возникать синонимические ряды и пары слов: область — сфера; всеобщий —
глобальный; предварительный — превентивный; преобладать — превалировать.

4) Появление синонимических пар в
результате словообразовательных процессов, постоянно протекающих в языке:
копание — копка; пилотирование — пилотаж; хронометрирование — хронометраж;
гранение — огранка; оснащение — оснастка.

В современном русском языке
различаются следующие типы синонимов по закрепленности в языке: языковые
(узуальные) и контекстуальные (окказиональные).

Таблица 2. Типы и виды синонимов.

Языковые синонимы
подразделяются по степени синонимичности (тождеству, близости значений) на:

1. Полные (абсолютные, дублетные)
полностью совпадают по своим значениям и характерной сочетаемости; э
то
слова, не имеющие ни семантических, ни стилистических различий: в течение = в
продолжение (предлоги); лингвистика = языкознание = языковедение
(существительные). Слов-дублетов в русском языке немного. Как правило, в
процессе исторического развития подобные слова или начинают различаться по
смыслу, то есть становятся семантическими синонимами, или изменяется их
стилистическая окраска и сфера употребления. Например: азбука = алфавит;
забастовка = стачка; самолет = аэроплан.

2. Частичные (относительные)
– частично совпадают по значению и употреблению. По качеству различий частичные
синонимы делятся на:

а) семантические (понятийные, идеографические)
синонимы, которые различаются оттенком значения: молодость — юность (юность —
первый этап молодости); красный — алый — пунцовый (общий смысл этих слов
одинаков, но красный — это цвет крови, алый — более светлый, пунцовый — более
темный);

б) стилистические
синонимы, которые имеют разную сферу употребления или различную стилистическую
окраску, но обозначают одно и то же явление действительности: лоб (нейтральное)
— чело (возвышенно-поэтическое); отрывок (нейтральное) — фрагмент (книжное);
отрезать (нейтральное) — отхватить, оттяпать (просторечие);

в) семантико-стилистические
синонимы, которые различаются лексическими значениями и стилистической
окраской: сердиться (нейтральное), злиться (разговорное, то есть сердиться в
значительной степени), беситься (разговорное, сердиться в очень сильной
степени), серчать (просторечие, сердиться незначительно).

От общеязыковых синонимов нужно
отличать контекстуальные (окказиональные, индивидуально-авторские).
Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит
лишь в условиях определенного контекста, причем за пределами этого контекста
они не являются синонимами. Контекстуальные синонимы, как правило, экспрессивно
окрашены, так как основная их задача — не называние явления, а его
характеристика. Например: На сотни верст, на сотни миль, на сотни
километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров (Ахм.).

По структуре синонимы могут быть
разнокоренными
(«молодой» — «юный») и
однокоренными
, отлича­ю­щи­ми­ся друг от друга приставкой («выру­гать» —
«отругать»), суффиксом («загла­вие» — «заголовок»), приставкой и суффиксом
одновременно («качать» — «раскачивать»), наличием или отсутствием
постфикса ‑ся («дымить» — «дымиться»).

Каково значение синонимов в русском
языке? Синонимы — это богатство языка. Они употребляются в языке со
следующими целями: для уточнения мысли; для выделения наиболее важных
смысловых оттенков; для повышения образности и художественной изобразительности
речи; для избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных
стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок. Наличие синонимов в
речи, само существование синонимических рядов дает возможность автору из
нескольких очень близких по смыс­лу слов выбрать самое нужное, единственно возможное
для данного случая.

2. Практическая часть

1. Абсолютные (полные, дублетные)
синонимы:

Абсолютные разнокоренные синонимы:

         
орфография – правописание;

         
номинативная – назывная;

         
фрикативный – щелевой;

Абсолютные однокоренные
синонимы:

         
лукавость
лукавство;

         
убогость
убожество;

         
верить
веровать.

2. Частичные (относительные) синонимы:

Синонимы семантические:

красивый
(эмоционально не насыщенное слово) и прекрасный (окрашенное оттенком
восхищения).

Синонимы стилистические:

дом,
жилище, жилье (разг.) – кров (высок.) – крыша (разг.) – обиталище (устар.) –
обитель (устар. и высок.) – берлога (разг. и шутл.) – конура, угол (разг.).

Синонимы семантико-стилистические:

есть
(нейтрал.) – кушать (этикет.) – жрать (вульгар.) – лопать (простореч.) –
уплетать (книж.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Синонимами называют слова, различные
по звучанию, оформлению, но тождественные или близкие по значению; обычно
принадлежащие к одной части речи и нередко отличающиеся стилистической окраской.
Синонимичные слова могут образовывать синонимический ряд, то есть объединение
близких по значению слов.

Языковые процессы создания синонимии:
«расщепление» одного лексического значения слова на два и более, расхождение
разных значений одного слова с потерей семантической связи между ними, заимствование
иноязычных слов, близких по смыслу к исконным словам русского языка, появление
синонимических пар в результате словообразовательных процессов.

Значение синонимов – богатство языка. Цели употребления: уточнение мысли;
выделение наиболее важных смысловых оттенков; повышение образности и
художественной изобразительности речи; избежание в речи повторов, неточностей,
смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок.

Абсолютные (полные, дублетные)
синонимы: 1) разнокоренные синонимы: орфография – правописание, номинативная –
назывная, фрикативный – щелевой; 2) однокоренные синонимы: лукавость –
лукавство, убогость – убожество, верить – веровать. Частичные (относительные)
синонимы: а) семантические: красивый (эмоционально не насыщенное слово) и
прекрасный (окрашенное оттенком восхищения); б) стилистические: дом, жилище,
жилье (разг.) – кров (высок.) – крыша (разг.) – обиталище (устар.) – обитель
(устар. и высок.) – берлога (разг. и шутл.) – конура, угол (разг.); в)
семантико-стилистические: есть (нейтрал.) – кушать (этикет.) – жрать (вульгар.)
– лопать (простореч.) – уплетать (книж.).

Цель и задачи работы выполнены.

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.    
Богатство и разнообразие речи [Электронный
ресурс] / – Режим доступа: http://magicspeedreading.com/books/a_govori/kultura_rechi/kultura_rech_007.html
– (05.02.2018).

2.     Бронникова
Н.В. Реферат на тему: «Синонимы и речевая культура» [Электронный ресурс] / –
Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-239709.html – (05.02.2018).

3.    
Возникновение и стилистическая роль
синонимов [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=113
– (05.02.2018).

4.    
Исаева А.С. Реферат по русскому языку на
тему: «Функции синонимов, их типы и сферы использования» [Электронный ресурс] /
– Режим доступа: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-138147 – (05.02.2018).

5.    
Контекстуальные синонимы [Электронный
ресурс] / – Режим доступа:
http://www.fio.ru/pravila/leksika/kontekstualnye-sinonimy/– (05.02.2018).

6.     Курсовая
работа: Синонимы и их значение [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://www.ronl.ru/kursovyye-raboty/inostrannyy-yazyk/727575/
– (05.02.2018).

7.    
Пустошило Е.П. Лексикология. Фразеология.
Лексикография [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/pustoshilo_lang/8-sinonimiya-tipy-sinonimov-sinonimicheskij-ryad.htm
– (05.02.2018).

8.    
Русский язык звучен и необычен [Электронный
ресурс] / – Режим доступа: http://www.uefima.ru/articles/bogatstvo-russkogo-yazyka.html
– (05.02.2018).

9.    
Синонимы и их типы [Электронный ресурс] /
– Режим доступа: http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=111
– (05.02.2018).

Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.

Узнаем, что такое синонимы в русском языке.

Понятие о синонимах

Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание  и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.


Определение

Греческим термином синонимы, что переводится как одноимённость, называются слова, которые обозначают одно и то же понятие, но различаются по написанию и звучанию, а также оттенками значения или стилистической окраской.


Что такое синонимы


Дополнительный материал

А вот какое определение синонимам дает Википедия.


Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:

  • метель
  • пурга
  • метелица
  • вьюга
  • буран.

По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепойнезрячий).

В лексике русского языка различают виды синонимов:

  • семантические
  • стилистические
  • абсолютные синонимы.

Семантические и стилистические синонимы

Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.

Семантический ряд

Синонимами являются слова:

  • бой
  • битва
  • сеча
  • сражение.

Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.

Синонимами бывают слова одной части речи, например:

  • высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый;
  • разрушать, ломать, громить, крушить;
  • печально, грустно, невесело, тоскливо, нерадостно.

В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.

Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:

Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.

Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:

  • ходить, бродить, шататься, слоняться, шляться, таскаться;
  • скупой, скряга, скупердяй, сквалыга, скаред, жадина;
  • выговор, замечание, внушение, порицание, головомойка, нагоняй, нахлобучка, взбучка.

Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:

  • испытать, подвергнуться, испить чашу до дна ( книжн.);
  • попробовать, испытать на собственной шкуре (разг.);
  • изжить (уст.).

Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:

  • провинция (нейтр.) — глухомань (разг.);
  • отец (лит.) — батюшка ( устар.);
  • печальный (нейтр.) — кручинный (нар.-поэт.).

Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:

  • бегемот — гиппопотам;
  • потому что — так как.

Контекстуальные синонимы

Особую группу составляют контекстуальные синонимы.

Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами.

В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:

  • бросить
  • проронить
  • уронить
  • брякнуть
  • отколоть
  • сморозить
  • выдать
  • загнуть
  • ввернуть и пр.

Значение синонимов в речи

Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.

  • скучал по дому — скучал о доме;
  • река течёт между крутыми берегами — между крутых берегов.
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
веселье — радость грусть
аккуратно — опрятно неряшливо
грусть — печаль веселье
гостеприимно — радушно неприветливо
громко — оглушительно тихо

Итак, синонимы используются в речи:

  1. для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);
  2. для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся, шмякнулся, шлепнулся);
  3. как средство для преодоления неоправданного повтора одного и того же слова;
  4. как способ связи соседних предложений в тексте.

Примеры синонимов

  • Родина — Отчизна — Отечество;
  • взволновать — тронуть — потрясти;
  • клевета — наговор — поклеп — напраслина — навет;
  • понятно — толково — вразумительно;
  • знаменитый — признанный — популярный — прославленный;
  • близкий — ближний — соседний — близлежащий.

Фразеологизмы-синонимы

Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.

Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».

Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:

  • во все лопатки;
  • сломя голову;
  • в мгновенье ока;
  • высунув язык;
  • со всех ног;
  • во всю мочь.

Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:

  • сидеть сложа руки — бить баклуши;
  • тянуть канитель — черепашьим шагом;
  • намылить шею — продрать с песочком;
  • водить за нос — втирать очки;
  • стреляный воробей — тертый калач;
  • кожа да кости — живые мощи;
  • сложить голову — сыграть в ящик;
  • не размыкать уст — набрать в рот воды;
  • петь одну и ту же песню — крутить шарманку;
  • дать импульс — внести свежую струю.

Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.

Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»

Тест





Ключевые слова:



речевая ситуация, семантический компонент, прагматическое содержание лексемы, синонимический ряд, контекстуальные синонимы.

В рамках проекта, посвященного 76-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, мы проводили опрос среди кадет и преподавателей Ставропольского ПКУ. Респонденты должны были ответить на вопрос, возникающий ежегодно в отдельных СМИ накануне 9 мая: «

Почему победители живут хуже побежденных?

». Цель проекта состояла в том, чтобы лингвистическими средствами показать провокационный характер данного утверждения.

При этом данное высказывание заинтересовало нас не только как единица сообщения в конкретной речевой ситуации, наше внимание привлекло и его лексическое наполнение. Мы проанализировали структурные компоненты предложения с позиции семантики, исследовав их соотнесенность с понятиями, выражаемыми лексемами, обозначаемыми ими объектами, а также их контекстное употребление. В этом отношении для нашего исследования особый интерес представляли две лексемы: «

победители»

и

«побежденные

».

Как известно, в лингвистике выделяется семантический и прагматический компоненты в структуре значения слова. В первом случае имеется в виду значение знака (слова) вне контекста, вне связи с конкретным адресантом, иначе говоря, его словарное значение. Прагматическое содержание возникает при использовании слова в конкретной речевой ситуации. При этом в последнем случае может иметь место интерпретация значения знака (слова) как адресантом, так и адресатом, что может приводить к трансформации содержания предложения в целом. Следовательно, содержание предложения в контекстной ситуации «выходит за рамки суммы семантических значений образующих его знаков», а получатель сообщения сам «дополняет его известной ему, получателю, информацией» [3, с. 120].

В словаре семантическое значение слов

победители

и

побежденные

определяется следующим образом:


победитель

— 1. Человек (вообще борющаяся сторона), одержавший победу над противником, соперником, добившийся успеха. 2. Человек, добившийся успеха в борьбе с чем-н., в преодолении чего-н. [6];


побеждённый

— Тот, над кем одержана победа [2].

Проведя опрос среди кадет и преподавателей СПКУ, мы выяснили, понимается ли значение данных слов в предложении «

Почему победители живут хуже побежденных?

» идентично всеми респондентами. Это позволило нам определить контекстное прагматическое значение лексем.

В результате были составлены два ряда с доминантами


«победители» и «побежденные»:


1)ветераны Великой Отечественной войны

и

те, кто воевал — советский / российский народ / народы СССР



Советский Союз

,

Россия — страны антигитлеровской коалиции — мы, все живущие сейчас в странах бывшего Советского Союза

и

2)

нацисты / фашисты / солдаты Вермахта — немцы и ряд народов Европы — (нацистская / фашистская) Германия и ее союзники

.

Как мы видим, понятийные объемы каждой доминанты расширены лексемами разного класса.

Когда мы обратили внимание реципиентов на наличие в вопросе лексемы «

живут

» и предоставили им информацию о том, что на начало апреля 2019 года в России проживали 75 495 непосредственных участников Великой Отечественной войны [1], то опрашиваемые поясняли, что «

Поскольку мы, все живущие сейчас в странах бывшего Советского Союза, являемся наследниками наших дедов и прадедов, следовательно, мы — тоже победители».

.

Если исходить из того, что «слова одной части речи, словосочетания и фразеологические единицы, сближающиеся по смыслу и выстраивающиеся в один синонимический ряд в рамках определенного контекста» [4, с. 69] являются контекстуальными синонимами, то мы имеем дело с

контекстуальным синонимическим рядом,

то есть с «открытой группой контекстуальных синонимических единиц, объединяющихся в условиях заданного контекста» [5, с. 75], элементы которого могут меняться в зависимости от контекста и личности участников коммуникации. На наш взгляд, в данном случае речь идет именно о культурно обусловленных контекстуальных синонимах, а не об ассоциациях, поскольку перечисленные выше слова не случайно вступили в синонимические отношения в конкретной ситуации, ограниченной рамками исследуемого нами вопроса.

Анализируя источники, мы столкнулись с фактом отсутствия в современной лингвистической науке четкой классификации контекстуальных синонимов (в отличие от языковых синонимов), что усложняет их выявление. Сложность систематизации контекстуальных синонимов признается рядом исследователей, отдельные авторы считают эту задачу неразрешимой. Осознавая, что в основе классификации должен лежать комплексный подход, учитывающий все многоплановость функционирования контекстуальных синонимов, мы предлагаем идти от частного к общему. Некая база накопленных характеристик разнообразных контекстуальных синонимических рядов позволит, на наш взгляд, в будущем разработать систему их классификации.

В ходе анализа полученных нами контекстуальных синонимических рядов были выявлены следующие их свойства:

– в лексической системе языка их члены не являются языковыми синонимами, они не способны заменять друг друга вне конкретного контекста;

– близость значений членов данных рядов определяется через отношение адресанта к окружающей действительности;

– в одном и том же контекстном окружении значение как доминанты, так и каждого члена синонимического ряда будет варьироваться в зависимости от миропонимания адресанта и адресата, при этом значение контекстуального синонима, вкладываемого в него адресантом, может не считываться адресатом без дополнительных пояснений;

– все члены ряда могут употребляться как синонимы и заменять друг друга только в пределах замкнутой речевой ситуации, однако, каждый синоним выдвигает на передний план один из компонентов его значения;

– данные контекстуальные синонимы выполняют в рамках своего ряда различную функцию;

– каждый ряд представляет собой гибкую систему, компоненты которой могут культурно обусловлено дополняться или исключаться;

– в новой речевой ситуации любой из членов синонимического ряда может выполнять роль доминанты.

Мы предлагаем определять контекстуальные синонимические ряды, обладающие перечисленными свойствами, как «

иррациональные

». Следовательно,

иррациональный контекстуальный синонимический ряд

— это культурно обусловленное объединение гетерогенных (разнородных) лексических единиц, способных заменять друг друга только в пределах замкнутой речевой ситуации, при этом понимание значения отдельных компонентов ряда может не совпадать у участников коммуникации, а в каждой последующей речевой ситуации любой из членов ряда может стать доминантой.

При этом в одном из рядов имеет место вовлечение единицы другого класса —

все живущие сейчас в странах бывшего Советского Союза —

в


семантическое поле доминанты

победители,

в


котором она функционирует на одном уровне с лексемами

ветераны Великой Отечественной войны

и

те, кто воевал

. При этом в понятийном поле объединяются единицы разного временного порядка —

мы, живущие сейчас

и

российский народ,

с


одной стороны, и

те, кто воевал

, а также

советский народ,

с


другой.

Подобное явление приводит к трансформации значения как отдельных лексем, входящих в структуру вопроса «

Почему победители живут хуже побежденных?

», так и предложения в целом, поскольку контекстуальные синонимы притягивают за собой индивидуальную фоновую (глубинную) информацию, которая обезличивается в замкнутой речевой ситуации, уравнивается, становясь общей для всех членов контекстуального синонимического ряда и, следовательно, их

денотатов

(объектов, обозначаемых ими). К фоновой информации мы относим признаки объектов, т. е. их свойства, действия, поведение и состояние.

По нашему мнению, подобные трансформации позволяют адресанту сместить ответственность за процессы и события, происходящие здесь и сейчас, на другую историческую, а конкретно послевоенную,эпоху. Тем самым снять с себя и своих современников ответственность за свое же благосостояние и возложить ее на тех, кто восстанавливал нашу страну в послевоенный период, на якобы допущенные ими в тот период ошибки.

На основе научного моделирования мы делаем вывод о том, что некоторым гражданам нашей страны свойственно стремление обвинить в том, как они сейчас живут, наших дедов и прадедов (имеются в виду участники Великой Отечественной войны и процесса восстановления экономики). Примечательно, что подобные интерпретации характерны для ответов именно молодых респондентов.

При этом на прямой вопрос, считают ли респонденты немцев-жителей современной Германии побежденными во Второй мировой войне, подавляющее большинство ответило, что не считают. В подобном единодушии, на наш взгляд, проявился культурный код нации, представляющий собой систему ценностей и, в тоже время, стереотипов поведения, жизненных позиций, социальных ожиданий, мировоззренческих представлений индивидов. Как видно, имеет место противоречие: мы, живущие сейчас, являемся победителями, в тоже время немцы, живущие сейчас, не являются побежденными. Однако изучение этого парадокса выходит за рамки нашего исследования.

Литература:

  1. Воздвиженская А. Стало известно число живых участников Великой Отечественной войны. — URL: https://rg.ru/2019/05/08/ (дата обращения 21.01.2022)
  2. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. — URL: https://lexicography.online/explanatory/efremova/ (дата обращения 25.01.2022)
  3. Латышев Л. К. Технология перевода: учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. / Лев Константинович Латышев. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 320 с.
  4. Моисеенко А. В. Лингвоэкологическая характеристика контекстуальных синонимов в СМИ // Вестник ЧГУ. — 2012. — № 4, т. 3. — С. 68–71.
  5. Моисеенко А. В., Гунько Л. А. Модели контекстуальных синонимических рядов в русскоязычных и англоязычных газетах // Взаимодействие языков и культур. Материалы докладов IV Международной научной конференции. под ред. Г. Н. Чиршевой; сост.: Г. Н. Чиршева; В. П. Коровушкин. — ЧГУ, 2015. — С. 75–78.
  6. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Рос. академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; под общей ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Наука, 1983. — 566 с.

Обновлено: 02.05.2023

— познакомить с градацией как средством выразительности речи.

— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

(См. приложения к уроку)

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Подберите синонимы к данным словам:

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

Синонимические отношения в языке — проявление структуры лексической системы. Связи между словами возникают на основе сопоставления, тематической и профессиональной общности, противопоставления и т.д. Лексические и контекстные синонимы — большой пласт словаря русского языка.

Синонимы — слова, объединенные общностью значений, относящиеся к одной части речи и различающиеся оттенками смысла или сферой речевого использования. Например: горе — несчастье, языкознание — лингвистика, антитеза — противопоставление.

Что такое синонимы

Контекстные — или контекстуальные — синонимы обладают особыми признаками.

Контекстные синонимы — это слова, синонимия которых проявляется исключительно в данном тексте.

Языковое окружение слова называется контекстом. Наиболее полно смысл языковых единиц выявляется именно в той лексике, которая с ними связана в предложении.

Контекстные синонимы могут показывать примеры близких значений на протяжении всего текста или в конкретном предложении. На этом основано задание ЕГЭ.

Как определить контекстные синонимы

Знать, что такое контекстные синонимы, необходимо, чтобы найти их в тексте. Запомним, что они должны принадлежать к одной и той же части речи. Чаще всего это имена существительные, прилагательные, глаголы или наречия:

  • Мы увидели лодку, пришвартованную к берегу. Артем помог нам разместиться в ней, взял весла, и мы отправились в путь. Наше утлое суденышко покачивало на волнах.
  • Нет, мое первое, нежное, удивительное чувство любви я никогда не забуду.
  • Максим несся по улице, стремясь догнать ускользающее время. Он всем телом рассекал воздух, упорно останавливавший его силой сопротивления.
  • Мутно, сурово, неприветливо взглянула на него жизнь при самом его рождении.

Найти примеры контекстуальных синонимов в определенном фрагменте текста — экзаменационное задание, которое встречается в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Примеры для ЕГЭ

Контекстные синонимы — это примеры авторского отбора языкового материала. Внимательное чтение текста поможет их отыскать.

Посмотрим на пример задания из ЕГЭ. Найдите в тексте контекстные синонимы:

Синонимы, которые полностью совпадают по значению, называются абсолютными: лингвистика – языкознание, орфография – правописание, азбука – алфавит; осьминог – спрут.

Однако чаще всего синонимы различаются:

1) оттенками лексического значения: красный, алый, пурпурный, багровый (различные оттенки красного цвета); хороший, отличный (разная степень обозначаемого признака);

2) принадлежностью к разным стилям речи, например: слово лицо употребляется в нейтральном стиле, физиономия – в разговорном, лик – в книжном;

3) эмоционально-экспрессивной окраской, например синонимы лицо, физиономия, лик не только употребляются в разных стилях речи, но и имеют разную эмоционально-экспрессивную окраску: лицо – нейтральную, физиономия – неодобрительную, лик – возвышенную.

Синонимы Общее лексическое значение Оттенки значений Эмоционально- экспрессивная окраска Сфера употребления
Смеяться «издавать смех» нейтральная
Посмеиваться «время от времени» нейтральная
Хихикать «исподтишка» неодобрительная разговорная
Хохотать «громко» нейтральная
Ржать «очень громко» неодобрительная просторечная

Контекстуальные (авторские) синонимы –слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте:Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его (И. Гончаров); …А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами (И. Тургенев). Вне такого контекста подобные слова синонимами не являются.

В тексте синонимы могут выполнять различные стилистические функции:

Синонимы – что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции

Что такое

Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.

Что такое синонимы?

Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.

Определение синонимов

Определение синонимов

Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.

Понятие о синонимах

С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:

Примеры синонимов к слову

Примеры синонимов к слову “еда”

Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.

Классификация. Виды синонимов

В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:

  • однокорневые – расследование и следствие;
  • разнокорневые – незрячий и слепой.

Разница между синонимами:

Основные виды синонимов в лексике:

  • семантические;
  • стилевые;
  • семантико-стилистические;
  • абсолютные;
  • контекстуальные.

Семантические

Стилевые (стилистические)

Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.

Абсолютные (полные, дублеты)

Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.

Примеры дублетов

Примеры дублетов

Контекстуальные

Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.

Фразеологизмы-синонимы

Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.

  • добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
  • кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
  • как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).

Синонимия морфем

Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:

  • абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
  • ананасовый – ананасный;
  • учеба – учение;
  • вражий – вражеский;
  • волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).

Синтаксические синонимы

Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:

Примеры синонимов разных частей речи:

Интересный факт: русский язык считается одним из самых богатых по количеству синонимов. Большинство (особенно фразы) невозможно перевести на другой язык, чтобы не упустить точный смысл и оттенок.

Что такое синонимичный ряд? Примеры

Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.

Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.

Синонимы обычно являются представителями одной и той же части речи. Но у каждого из них имеются родственные слова, которые могут относиться к другим частям речи. Причем между ними тоже возникают синонимические связи. Например:

Красивый – неотразимый, очаровательный, обаятельный.

Красота – неотразимость, очарование, обаяние.

Мысли – помыслы, размышления, раздумья, думы.

Мыслить – помышлять, размышлять, раздумывать, думать.

Если речь идет о производных словах, то между ними тоже наблюдается устойчивая синонимия. Например:

Гармония – благозвучие; гармонично – благозвучно, гармоничный – благозвучный, гармоничность – благозвучность.

Данная закономерность лучше всего отображает системные связи, которые присутствуют между лексическими единицами.

Пример разбора синонимичного ряда

Пример разбора синонимичного ряда

В русском языке очень много синонимов. Редко можно встретить синонимический ряд, состоящий всего из 2-3 членов – как правило, их намного больше. Тем не менее, при составлении словарей лексикографы пользуются разными критериями выделения синонимов. Именно по этой причине у разных авторов зачастую не совпадают ряды – каждый их них по своему воспринимает суть синонимии.

К примеру, один специалист уверен в том, что синонимы обязательно должны обозначать одно и то же понятие, и принимает это явление за ключевой признак. Другой же считает более важной способность синонимов заменять друг друга. А, согласно третьему мнению, решающее условие – близость слов по лексическому значению. Причем эта точка зрения может быть реализована в нескольких вариантах:

  • тождественность лексических значений;
  • тождественность или близость лексических значений;
  • только близость лексических значений.

По мнению известного советского лингвиста Розенталя, автора множества учебных пособий по русскому языку, самым важным условием для слов-синонимов является их семантическая близость, в особых ситуациях – тождественность.

Синонимы чаще всего указываются на одно и то же явление объективной действительности. Постепенно у слов возникают новые значения, происходит развитие языка. Номинативная функция синонимов предоставляет возможность создавать из них незамкнутые ряды, которые иногда пополняются новыми словами.

Эти изменения влияют и на остальные уровни синонимии, нарушая или создавая новые системные связи родственных слов. Так появились синонимичные ряды с существительными: утонченность – щепетильность – деликатность и глаголами: мечтать – грезить.

Значение в речи и в тексте

В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.

Значение синонимов

Значение синонимов

Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.

Функции синонимов в тексте:

  1. Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
  2. Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
  3. Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
  4. Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
  5. Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.

Как появляются синонимы?

Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.

Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.

Чем отличаются синонимы от антонимов?

Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.

Примеры антонимов

Примеры антонимов

Как подобрать синонимы к слову?

Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.

Интересный факт: программа Word для набора текста имеет полезную функцию, о которой многие не знают. Она подсказывает синонимы для выбранного слова. Достаточно нажать на него правой кнопкой мыши и выбрать соответствующий пункт в появившемся меню.

Синонимы – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе

Тип урока: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ .

Цель: воспитывать личность,

имеющую знания о синонимах и синонимических рядах, контекстуальных синонимах;

умеющую подбирать синонимы и составлять синонимические ряды, использовать контекстуальные синонимы в речи; грамотно обогащать свой словарный запас.

Компетенции учащихся (формируются посредством обучения учащихся активным способам жизнедеятельности):

— умение задавать вопросы, формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать;

— вдохновленность, раскованность мыслей, критичность, гибкость ума, фантазия;

— способность осознавать цели учебной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка;

— умение отыскивать и преобразовывать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, способность к толерантности.

Средообразо

вательные действия учителя

Способы жизнедеятельности учащихся

Сфера развития

личности учащегося

Эпиграф урока: Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Лев Успенский.

Направленного внимания, визуализации, акцентирования

Сосредоточение на основных смысловых элементах уроках

1Организационный

Организация совместной деятельности

Соблюдение правил поведения на учебном занятии

Ребята, как вы понимаете слова Успенского, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

Коллективной работы, заинтересованности

Интеллектуальная, эмоционально — нравственная

Общаясь друг с другом или поверяя бумаге свои мысли и чувства, мы редко задумываемся над тем, каким неоценимым богатством одарила нас природа. Это богатство – человеческая речь, Слово, которое таит в себе огромные возможности.

Речь, звезды сиянье,

Похолоданье рос, вино.

И терпеливое молчанье,

Когда оно обречено…

Гул от лесосплава,

Иль след гусиный по волне,

Пришла по собственной вине?

Всегда ли мудро и верно распоряжаемся мы этим великим даром?

Иногда мы пренебрегаем простейшей истиной, о которой напоминает Н.М.Грибачёв:

Будь осторожен, выбирая слово:

Им осчастливить можно и убить.

Коллективной работы, заинтересованности

Соприкосновение с поэтическим творчеством

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – цель наших уроков русского языка.

Сегодня мы проведём лингвистический эксперимент, сделаем вывод о роли синонимов в речи.

Наблюдательность – ценное свойство: она необходима моряку, охотнику, натуралисту, живописцу, писателю. Постарайтесь развить в себе наблюдательность.

3.Этап систематизации и обобщения изученного материала

Озадачивание в области решения учебных задач

Что вы знаете о синонимах?

Слова-синонимы всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество- Отчизна,

Как много в них священного для нас!

Познания, интеллектуального труда, заинтересованности, усовершенствования имеющихся знаний

Интеллектуальная, поведенческо – волевая, эмоционально — нравственная

Организация коллективной исследовательской деятельности.

Обобщение совместно с учащимися.

Озадачивание в области созидания и творчества.

Обобщение совместно с учащимися.

Лингвистические эксперименты.

Наблюдать – значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.

Работа с технологической картой.

Первый эксперимент:

В утреннем лесу.

От сырости ёжится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зелёной ладошке ольхи.

Задания: Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная словом зелёная. Как от этого изменится текст?

Наблюдения детей:

1.Если вместо слова изумрудная ( капля) поставить его синоним зелёная, то капля сольётся с листом, её совсем не будет видно.

2.Не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.

3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный. Изумрудная капля – переливающаяся в лучах солнца, а не просто зелёная.

Вывод из наблюдений: Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют выразить мысль наиболее точно.

Второй эксперимент.

Работа с текстом.

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках – всё горело, сверкало, переливалось.

Задания: 1. Найти в этом тексте синонимы.2. Понаблюдать, как изменятся смысл и звучание последнего предложения, если убрать сначала слово переливалось, а затем сверкало. 3. Проследить связь предложений в тексте.

Наблюдения детей: синонимы – глаголы гореть, сверкать, переливаться. По значению они очень близки.

Для чего же автор употребил их именно так, поставив рядом, один за другим?

Опускаем третий, затем второй синонимы – создаётся впечатление незавершённости текста, предложение делается неблагозвучным, и петуха мы представляем не так ярко, как по авторскому тексту.

Вывод: следовательно, употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их основное общее значение, исчерпывающе полно охарактеризовать предмет, выразить мысль наиболее благозвучно, завершённо.

заинтересованности, иллюстрирования, всеобщего внимания,

Коллективной работы, заинтересованности.

Коллективной работы, заинтересованности.

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества

Соприкосновение с поэтическим творчеством.

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

Озадачивание в области созидания и творчества, расширяющее минимальный базовый уровень знаний учащихся.

Рассказ о художнике и его картине.

Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на берёзу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворённый природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок.

— Что общего в этом описании с изображённым на картине художника?

-Какую задачу ставил перед собой художник?

-Он хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны.

— Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, т.е на горизонте?

1. Составьте синонимический ряд к этим оттенкам цвета.

2. А снег- какой он на солнце и в тени? Составьте синонимический ряд.

Работа со словарём синонимов.

Многие слова имеют не один синоним, а несколько. В этом случае они образуют синонимический ряд. Один из синонимов является основным, главным и помещается в словарях первым.

Есть волшебная страна,

Что распахнута перед вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена,

Правит ими государь

По прозванию СЛОВАРЬ.

Лазурь: 1. светло-синий цвет, синева ( устар. и высок.); 2.краска светло-синего цвета.

Небо: голубое, лазоревое, синее, бездонное, небесно-голубое.

Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.

Поиска, творчества, самосовершенствования, заинтересованности, всеобщего внимания.

Читайте также:

      

  • Я духовная личность сочинение
  •   

  • Мой папа работает слесарем ремонтником сочинение
  •   

  • Как нужно относиться к окружающим сочинение
  •   

  • Когда я стану родителем я буду строить свою семью на следующих основах сочинение мини
  •   

  • Роль звуков в человеческой речи сочинение рассуждение

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Контекстуальные синонимы антонимы это
  • Контекстуальность синоним
  • Контекстуализировать синонимы
  • Контекстуализированный синоним
  • Контекстуализация синоним