Контекстные синонимы тест

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку

В заданиях 22-24 ЕГЭ по русскому языку могут встречаться одни и те же языковые явления. В задании 22 они выступают в роли лексических средств выразительности. Мы представляем вам эти лексические средства с большим количеством примеров их употребления в речи.

Формулировка задания:

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

 Чтобы выполнить  задание 22,  надо знать лексические средства выразительности и находить их в тексте.

 Синонимы– слова одной части речи, близкие по значению: чуткий и отзывчивый, жалость и сострадание, спешить и торопиться и т. д.

 Антонимы — слова одной части речи, противоположные по  значению: начинаться – завершаться, отчётливо – расплывчато, добровольный – принудительный и т. д. Не являются антонимами однокоренные слова: красивый – некрасивый.

 Примечание: синонимы и антонимы в тексте могут стоять в разных формах: хороший – плохого, завершился – начнется. Не обращайте внимания на форму (окончание) – вас интересует лексическое значение слова.

Труднее находить в тексте контекстные синонимы и антонимы.

КОНТЕ́КСТ — относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов; в свою очередь,  сам контекст помогает прояснить значение каждого слова. То есть,  слова живут в контексте, приобретая в нем конкретное значение.

 Сравните предложения:

1)  Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.

2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

В предложении 2 встретились синонимы чуткость – внимательность. Взятые вне контекста, они все равно остаются близкими по значению, их можно найти в словаре синонимов.

В предложении 1 есть контекстные синонимы: понять – ощутить.

Представьте, что вы не знаете контекста. Эти слова не воспринимаются как синонимы, в другом контексте они приобретут другие значения: понять ближнего – ощутить  холод. Видите, между этими словами не осталось ничего общего. У каждого из них свой ряд синонимов. У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять.

У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и др. 

 Контекстные синонимы помогают избежать повтора слов (писатель – автор, жилище – квартира) или делают текст выразительнее. В таком случае контекстные синонимы создаются так: прямое значение слова – переносное значение (гордый – орлиный взгляд, плыть – скользить по воде).

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  (тропа – ниточка)

2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

(пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают)  Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром.

 Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Находим контекстные антонимы: загубить – возвысить. У каждого из них есть свой прямой антоним: загубить – спасти, возвысить – унизить, понизить. Антонимами эти слова стали только в данном контексте.

2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал. (соловьем – медведем)

Как видите, контекстные антонимы тоже придают тексту выразительность, дают образную характеристику.

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1)  Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал.

_____________________________________________________________________________________

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1)  Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал.

Выполняйте всё пошагово. укажите  имя, фамилию. Не забудьте нажать  «Завершить»

Регистрация

Фамилия, имя

 

                                                          
Задание 23  ЕГЭ

1)Найдите
среди указанных вариантов такой, где слово употреблено в переносном значении.
Выпишите это слово.

развернула (предложение 8)

сожги (предложение 15)

зажмурился (предложение 22)

прогремел (предложение 29)

(8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом,
– видно, писалось на колене.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать
про это, – Варя перевернула страничку.

(22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага…

(29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на
центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице
Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей
самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

2) Из предложений 24-25 выпишите слово,
употреблённое в переносном значении, которое в одном из прямых значений
обозначает «склад оружия»

(24)То есть я
хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными
знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек.
(25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний,
но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

3) Из предложения 2 выпишите
антонимы.

(1)Трудное и запутанное
дело — писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни,
наблюдая её не снаружи, а изнутри.

4) Из предложений 11-12 выпишите контекстные
антонимы.

(11)Какое поле
для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно,
одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли
временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

5) Из
предложения 7 выпишите термин.

(7)Это плохо,
если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами,
интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или,
скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из
пейзажа.

6) Из
предложения 12 выпишите фразеологизм
.

 (12)Наиболее
популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую
никто не видел в глаза. 

7) Из
предложения 1 выпишите синонимы.

(1)Многие
считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не
применимо — не те условия. 

8) Из
предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»

(ЗЗ)Она звала
куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не
ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. 

9) Из
предложения 21 выпишите антонимы
.

(21) Но это
вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую
толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. 

10) Из
предложений 9-11 выпишите синонимы.

(9)Многие при
изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании
достижение известного «образования» всегда соединяется с получением
материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны.
(11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе
безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой
реальной действительностью. 

11) Из
предложения 5 выпишите антонимы

(5)Есть книги,
не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие
её. 

12) Из
предложения 18 выпишите антонимы.

(18)«Червяк
такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он. 

13) Выпишите
контекстные синонимы из предложения 12.

(12)Когда же дух
человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже
если он является ценителем искусства. 

14) Из
предложений 4-5 выпишите фразеологизм.

(4) Врач
почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном
чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только
не было! 

15) Из
предложения 8 выпишите контекстные антонимы.

(8)Тот же самый
орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника,
куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

16) Из
предложения 1 выпишите фразеологизм.

(1)Идёшь по
улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». 

17) Из
предложений 10-14 выпишите устаревшее слово

(10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она
поистине как SOS. (ll)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне:
к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но,
увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает,
ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро
разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут
ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое,
полезное ядро.

18) Какое слово употреблено в
тексте в прямом значении?. Выпишите это слово.

усталые
(предложение 4)

белые
(предложение 8)

пробуждение
(предложение 15)

скрывается
(предложение 17)

(4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…

 
(8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы,
тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки.

(15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но
и с глубоким ощущением родины, России.

 
(17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не
только вечная в искусстве радость жизни. 

19)Из предложения 3 выпишите контекстные синонимы.

(3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое
пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему
жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. 

20) Из предложений 7—10 выпишите синоним к слову« мираж».

(7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее
яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего
боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года
несчастной любви, метаний… (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое,
расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые
пространства. 

21) Из предложения 4 выпишите фразеологизм.

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту
жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов.

22) Из предложения 12 выпишите фразеологизм.

(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры
играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в
том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как
поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так
далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству
вместо активного, живого, творческого.

23) Из предложения 5 выпишите контекстные синонимы.

(5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в
серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. 

24) Из предложения 24 выпишите термин

(24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку
«экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. 

25) Из предложения 6 выпишите фразеологизм.

(6)На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену
Николаевну!

26) Из предложений 28-30 выпишите синонимы.

(28)То ли ещё будет.(29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже
в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. 

27) Из предложения 28 выпишите синоним (один) к слову
«эгоизм».

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных
«удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие
мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. 

28) Из предложения 38 выпишите фразеологизм.

(38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!

29) Выпишите слово, которое в тексте
употреблено в прямом значении.

тонет
(предложение 7)

пробежать
(предложение 20)

открыть
(предложение 8)

грозит
(предложение 24)

 (7)Но разве есть у них та же стремительность, та же
легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в
беспредельной синеве летнего неба?!

(8)Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.

 (20)Или
на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. (21)Или на
телевизор, от которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя под влиянием
всё той же информации апатии.

(24)От неё не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не
грозит бессонница. 

30) Из предложений 1—3 выпишите просторечное слово.

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология
подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди —
люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в
компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка
наносят удары.

31) Из предложения 32 выпишите контекстные антонимы.

(32)Только тогда и стало ясно, что «незрелое» рассуждение юного
швейцарца было на самом деле великим открытием.

32) Из предложения 12 выпишите фразеологизм.

(12)Это дело чести…

33) Из предложений 5-7 выпишите фразеологизм.

(5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь,
когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса,
пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как
кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!(7)В одиннадцатом классе учиться
весело. 

34) Из предложений 14-16 выпишите антонимы.

(14)Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел,
стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды. (15)Постепенно
облетали листья с его ветвей, сначала с верхних, потом с нижних. (16)Листья
струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом
глядели в комнату, чего-то ожидая.

35) Среди предложений 7-13 найдите слово, имеющее
значение объявить недействительным, отменить . Выпишите его.

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8) В 1902
году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные
академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания
академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный.
(11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый
поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы
недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я
Поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — . такое
противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не
мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти
только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». 

36) Из предложения 6 выпишите
фразеологизм.

(6)Они-то всё принимают за чистую монету. 

37) Из предложений 14-16 выпишите фразеологизм, имеющий значение «очень
давно»

(14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов
— напрямую — испокон веку воздействовала на чувства людей!(15)Это адски трудное
дело — пытаться донести до зрителя (особенно молодого — ведь упустим же!)
драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых
нас уважают и любят во всем мире.(16)А шоу-бизнес в помощи государства не
нуждается.

38) Из предложений 9-11 выпишите антонимы.

(9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой
меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто
прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто
прочитал тысячу? 

39) Из предложения 6 выпишите фразеологизм.

(6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце
казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей
непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы
расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар,
вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый,
сильный. 

40) Из предложения 1 выпишите синонимы

(1)Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык,
стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортёры и танки. 

Ключ

1 прогремел

2 арсеналом|арсенал

3 СНАРУЖИИЗНУТРИ|изнутриснаружи

4 ушлиживут|живутушли

5 летаргии|летаргия

6 невиделвглаза

7 устарелымнесовременным

8 ютились

9
бездарныхталантливых|талантливыхбездарных

10выгодапреимущество|выгодыпреимуществ|преимуществвыгод|преимуществовыгода

11 сокращающиеудлиняющие

12 длинныйкороткая

13 развлекаетсяубиваетвремя

14
вавилонскоестолпотворение

15
орёлкуропаткой|орёлкуропатка

16
бросаетсявглаза|вглазабросается

17 окаянный|глас|вопиющего

18 белые

19 сложнуютонкую

20 марево|маревом

21
ставиласьнакарту|ставитьнакарту

22 играютроль|игратьроль

23 лёгкому
шуточному|шуточномулёгкому

24
экстравертнуюустановку|экстравертнаяустановка

25 насамомделе

26
раздражениенедовольство|раздражениянедовольства

27
самодовольство|самовлюблённость|самодовольству|самовлюблённости

28 насмертномодре

29 открыть

30 слабаки

31незрелоерассуждениевеликимоткрытием

32 делочести

33 вовесьдух

34 верхнихнижних

35
аннулировало|аннулировать

36 принимаютзачистуюмонету

37 испоконвеку

38 большеменьше

39 изоднявдень

40
вплотнуювпритык

Сайты, меню, вход, новости

Всего: 7    1–7

Добавить в вариант

Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»

(33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

Показать целиком

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Рассказчик был сиротой.

2)  В детстве эта мелодия вызывала другие чувства.

3)  Это музыкальное произведение было написано на прощание с Родиной.

4)  Полонез вызвал у автора желание заплакать и стать маленьким.

5)  Вася-поляк знал лично композитора и автора этой мелодии.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Предложения 17—24 представлено описание.

2)  Предложения 25—28 содержат повествование.

3)  В предложении 29—32 представлено рассуждение.

4)  В предложениях 9—16 перечислены последовательные действия героя.

5)  В предложениях 4—8 содержится повествование.


3

Среди предложений 25-30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источники:

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1;

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.


4

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли  — (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство  — в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами  — предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».

Список терминов:

1)  сравнительный оборот

2)  литота

3)  эпитет

4)  ирония

5)  метафора

6)  парцелляция

7)  вопросно-ответная форма изложения

8)  экспрессивный повтор

9)  восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


5

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


6

Задания Д B1 № 297

Из предложений 17  — 22 выпишите слово, образованное приставочным способом.


Из предложений 16 и 17 выпишите синонимическую пару.

(16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей  — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости?

Показать целиком

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Справедливость присуща лишь благородным людям.

2)  Справедливость можно обосновать арифметически, так как все люди одинаковы.

3)  Главная трудность заключается в том, чтобы каждый человек получал согласно справедливости.

4)  Люди склонны понимать справедливость как выгодное для себя лично действие, считая других несправедливыми.

5)  Прийти к согласию в понятии «справедливость» очень просто.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  10, 15 предложения подтверждают суждение, высказанное в 14 предложении текста.

2)  Предложения 3-6 текста содержат рассуждение.

3)  Предложение 19 является выводом рассуждения.

4)  В предложениях 10—12 представлено повествование.

5)  Преобладающий тип текста— описание.


3

Среди предложений 19—23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексических повторов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


4

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«И. А. Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)_____ (предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)_____ (предложение13) и (В)_____  (например, предложения 14, 15, 23), придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____ («проблема … окутывается предрассудками», «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».

Список терминов:

1)  устаревшие слова

2)  термины

3)  метафора

4)  эпитеты

5)  риторический вопрос

6)  противопоставление

7)  ряды однородных членов

8)  восклицательное предложение

9)  парцелляция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


5

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


6

Из предложений 10—11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.


Какое из выделенных слов употреблено в тексте со значением отрицательной оценки предмета или явления?

истинного искусства (предложение 1)

ясное сознание (предложение 14)

прелестной улыбкой (предложение 18)

картинный вопрос (предложение 19)

Развернуть

Источники:

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1;

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  А. С. Грин хотел бы, чтобы из «Бориса Годунова» были изъяты спорные фрагменты.

2)  А. С. Грин прочитал поэму «Руслан и Людмила» лет в семь.

3)  По мнению А. С. Грина, А. С. Пушкин, отчётливо отразив «хаотическую пыль непосредственного ви́дения», не успел превратить её «в ясный и великий пейзаж».

4)  А. С. Грин призывает современников взглянуть на А. С. Пушкина как на «вчерашний день подлинного искусства».

5)  По мнению автора, вопрос «Современен ли Пушкин » надуман, ведь это то же самое, что спросить, актуальна ли природа.

Источники:

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1;

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  В предложениях 13−15 сообщается о следующих друг за другом событиях.

2)  Предложение 17 поясняет содержание предложения 16.

3)  Ведущий тип речи в этом тексте  — рассуждение.

4)  Предложения 20−24 поясняют содержание предложения 19.

5)  Предложения 1—2 содержат повествование.

Источники:

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1;

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.


3

Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источники:

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1;

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.


4

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп  — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп  — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26)  — и лексическое средство выразительности  — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём  — (Г)_____ (предложения 20–23)  — помогает автору ярче передать свои мысли».

Список терминов:

1)  фразеологизмы

2)  гипербола

3)  синонимы

4)  развёрнутые метафоры

5)  вопросно-ответная форма изложения

6)  эпитеты

7)  анафора

8)  диалектизм

9)  парцелляция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Источники:

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1;

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.


5

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источники:

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1;

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.


6

Задания Д B1 № 6933

i

Укажите способ образования слова ОТЧЁТЛИВО (предложение 12).

Источники:

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1;

ЕГЭ по рус­ско­му языку 21.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.


Из предложений 26—28 выпишите синонимы (синонимическую пару).

(26)«Твоих рук дело, Анка?»  — накинулась на меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден  — он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.

(28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома.

Показать целиком

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Убежище, в котором укрывалась рассказчица, не могло защитить людей от бомбовых ударов.

2)  Подростки нуждаются в поддержке со стороны взрослых.

3)  Светлый оптимизм помогает людям жить.

4)  Бабушка рассказчицы долгое время работала в театре юного зрителя.

5)  В тексте описаны события конца Великой Отечественной войны.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 1—2 представлено рассуждение.

2)  В предложениях 8—10 представлено повествование.

3)  Предложения 15—16 объясняют содержание предложения 17.

4)  В предложениях 18—19 содержится рассуждение.

5)  Предложение 22 подтверждает содержание предложения 21.


3

Среди предложений 6−14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


4

«Вспоминая о своей бабушке, автор передаёт отношение к ней детей с помощью такого лексического средства, как (А) _______ (в предложении 4). Стремясь воссоздать деятельный характер бабушки, Г. Галлер использует троп  — (Б) _______ («как колобок» в предложении 2, «вихрем» в предложении 28), а также синтаксическое средство  — (В) _______ (например, в предложениях 2, 9). Ещё один троп  — (Г) _______ («оглушительный грохот» в предложении 31, «убогое укрытие» в предложении 39, «хлипкое убежище» в предложении 45)  — помогает читателю составить представление об опасностях, которые приходилось преодолевать людям в суровое военное время».

Список терминов:

1)  парцелляция

2)  метафора

3)  ряд однородных членов предложения

4)  диалог

5)  лексический повтор

6)  фразеологизм

7)  эпитет

8)  восклицательные предложения

9)  сравнение


5

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Из предложений 6–16 выпишите синонимы.

(6)Мальчик послушно ответил:

– (7)Артур Конан Дойль, «Долина ужаса».

– (8)Не «Конан Дойль», а «Конан Дойл». (9)Повтори, пожалуйста, имя автора.

– (10)Артур Конан Дойл, – с покорностью повторил мальчик.

– (11)Не понимаю, откуда у тебя это мягкое «эль» на конце?

– (12)Так ребята говорят…

– (13)Не надо подражать «ребятам». (14)Мы должны быть не хуже их, а лучше. (15)Не ниже их по развитию, а выше. (16)Понял?

Показать целиком

1

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Соседями героини-рассказчицы были мужчина с пятнадцатилетним сыном.

2)  Мальчик скомкал лист бумаги, на котором писал, из-за того, что испугался возвращения отца.

3)  Донат отказался идти в лабораторию героини-рассказчицы, поскольку побоялся биотоков и электродов.

4)  Донат хотел поговорить с рассказчицей о произведении Конан Дойла, но она была не очень хорошо знакома с этой книгой, что огорчило мальчика.

5)  Рассказчица надеялась встретить, отыскать в Москве Доната.


2

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1)  В предложении 27 представлено повествование.

2)  В предложении 41 содержится описание.

3)  В предложениях 47–49 содержится рассуждение.

4)  Предложение 53 поясняет, раскрывает содержание предложения 52.

5)  В предложениях 58–60 представлено рассуждение.


3

Из предложений 52–57 выпишите фразеологизм.


4

Среди предложений 77–86 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) при помощи лексического повтора. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


5

«Одним из основных, “базовых” средств выразительности, которые использует автор, является, бесспорно, (А)______ (“если” в предложении 51, “понял” в предложениях 17 и 20, “Долина ужаса” в предложениях 29–31). Тонкими, деликатными мазками ложится на полотно троп  — (Б)______ (в предложениях 25, 44).

Важную смысловую роль играет такое лексическое средство выразительности, как (В)______ (в предложениях 14 и 15), а также приём (Г)______ (в предложениях 82–86)».

Список терминов:

1)  гипербола

2)  метонимия

3)  лексический повтор

4)  эпифора

5)  метафора

6)  риторическое восклицание

7)  антонимы

8)  диалектизм

9)  парцелляция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


6

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Среди предложений 4−10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(4)В июне я отправился в деревню наниматься в колхоз, чтобы подкормиться. (5)В колхоз меня взяли бы охотно, тогда требовалась любая пара рук. (6)Но оплатить работу трудоднями и продуктами могли лишь осенью. (7)А мне нужно было есть уже сейчас, летом. (8)И тогда подсказали мне пойти работать к бабке Анне Смирновой в богатое волжское село Усть-Курдюм. (9)Бабка Анна согласилась взять меня и обещала кормить каждый день два раза, а в воскресенье и трижды. (10)И за это определила она мне дело: доставать воду из колодца и поливать грядки с огурцами.

Показать целиком

1

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  События, описанные в тексте, происходят в годы Великой Отечественной войны.

2)  Из-за тяжёлой работы у бабки Анны и голода герой-рассказчик на время ослеп, но через какое-то время, к счастью, зрение вернулось.

3)  Бабка Анна выращивала очень много огурцов, чтобы горожане, для которых огурцы были роскошью, воспоминанием о счастливом прошлом, могли всё лето наслаждаться любимым овощем, а из продуктов, способных перенести длительное хранение, она выращивала также картофель и просо.

4)  Тёплые воспоминания рассказчика о его работе в деревне в летний период сохранились на всю жизнь.

5)  После возвращения в город мальчик работал помощником наладчика на пошивочной фабрике, и даже спустя десятилетия он с особым чувством вспоминал добрых людей, которых встретил там.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 5−7 представлено рассуждение.

2)  В предложении 12 представлено описание.

3)  Предложение 15 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 14.

4)  Содержание предложения 20 противопоставлено содержанию предложения 19.

5)  В предложении 28 представлено повествование.


3

Из предложений 13−15 выпишите антонимы (антонимическую пару).


4

Среди предложений 18−23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного местоимения, контекстных синонимов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


5

«Юрий Андреев в “Новелле о бабке Анне”, вошедшей в сборник “Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности”, делится воспоминаниями о своём детстве. История о том, как 12-летний мальчик справлялся с непосильно тяжёлой для своего возраста и истощённого голодом организма работой, изобилует средствами выразительности. Стоит особенно отметить такие тропы, как (А)______ (“как костлявый цыплёнок” в предложении 3, “как сама жизнь” в предложении 21), и такие приёмы, как (Б)______ (“изо дня в день, из недели в неделю” в предложении 23), (В)______ (“бесконечные” в предложении 17, “таскал” в предложении 23) и (Г)______ (предложение 30)».

Список терминов:

1)  лексический повтор

2)  риторическое обращение

3)  риторическое восклицание

4)  олицетворение

5)  эпифора

6)  гипербола

7)  неполные предложения

8)  сравнение

9)  градация

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


6

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Из предложений 32−36 выпишите антонимическую пару (пару антонимов).

(32)Шуршит и падает, кружась, листва, украшая густые чёрные терновые заросли. (33)Ветер, листопад, запах коры, палых листьев, пресной воды  — и никаких машин. (34)Для меня, старого, это понятное облегчение. (35)Но и малый внук мой не думал скучать. (36)Он ходил да бродил сам по себе.

Показать целиком

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Герой-рассказчик в один из выходных дней решил отвезти своего внука в Пятиморск, потому что приближалась зима и ему хотелось успеть показать Мите осеннюю красоту маленького города.

2)  Мальчик был так впечатлён непривычной картиной, открывшейся ему после выхода из автобуса, что почти ничего не говорил, хотя обычно о чём-то спрашивал, что-то рассказывал.

3)  Одним из любимых зрелищ внука рассказчика был процесс загрузки мусора из мусорных баков в мусоровоз.

4)  Дедушка и внук гуляли по Пятиморску, по берегу, наслаждаясь тишиной, красотой этого уютного, лишённого суеты уголка.

5)  Внук рассказчика, впечатлённый видом бескрайнего, холодного, солёного моря, захотел переехать в приморский посёлок, чтобы как можно чаще наслаждаться полюбившимися видами.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  Предложение 3 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 2.

2)  В предложениях 13−14 представлено описание.

3)  В предложениях 20−21 представлено повествование.

4)  В предложениях 24−25 представлено рассуждение.

5)  Предложения 36−40 раскрывают, поясняют содержание предложения 35.


3

Из предложений 12−16 выпишите один фразеологизм.


4

Среди предложений 15−27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


5

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Очерк Б. П. Екимова «Давай здесь останемся жить!», благодаря авторским описаниям, весь проникнут осенним теплом, тишиной, покоем и умиротворением. Детальной прорисовке картины способствует, в частности, использование таких тропов, как (А)_____ («в… янтаре листвы» в предложении 30) и (Б)_____ («тихий поход», «тёплому пресному дыханию» в предложении 44). Настроение мальчика передаётся с помощью такого синтаксического средства, как (В)_____ (в предложении 37), переживания героев подчёркивает приём  — (Г)_____ («вздохнул» в предложениях 52, 53)».

Список терминов

1)  разговорно-просторечная лексика

2)  метафора

3)  риторическое обращение

4)  анафора

5)  гипербола

6)  эпитеты

7)  вводные слова

8)  сравнительный оборот

9)  лексический повтор


6

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Всего: 7    1–7

Вы­пи­ши­те слова, ко­то­рые яв­ля­ют­ся кон­текст­ны­ми си­но­ни­ма­ми в пред­ло­же­ни­ях.

огром­ное, вы­со­кие (пред­ло­же­ние 1)

ма­стер­ство, вкус (пред­ло­же­ние 9)

не­кра­си­вая, без­вкус­ная (пред­ло­же­ние 10)

не­за­мет­ная, по­сто­ян­ная (пред­ло­же­ние 21)

(1)Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие.

(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (5)Если же вспомнить цены, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.

(6)Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом. (7)Тут не может быть никакого обмана, никакого риска. (8)Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие… (9)Тут всё зависит от мастерства и от вкуса. (10)Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.

(12)Но природа жульничать не умеет. (13)Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан. (14)С одним тюльпаном можно прийти в дом, а с одним цветочком кислицы — скудновато. (15)Но это лишь наша человеческая условность. (16)Приглядимся к нему, к цветочку величиной с ноготок мизинца, и мы увидим, что он такое же совершенство, как и огромная по сравнению с ним, тяжёлая чаша тюльпана, а может быть, даже изящнее её… (17)Что касается подлинности, то вопроса не существует.

(18)Но, конечно, лучше, когда красоту не надо разглядывать, напрягая зрение. (19)Мимо цветочков кислицы можно пройти, не заметив их, а мимо тюльпана не пройдёшь. (20)Недаром, как известно, он был одно время предметом страстного увлечения человечества.

(21)Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть. (22)Потребность в них была велика во все времена. (23)Более того, по отношению общества к Цветам можно было во все времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе — во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр?

(28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?..

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Контекстные синонимы средство выразительности
  • Контекстные синонимы словосочетания
  • Контекстные синонимы синонимическую пару
  • Контекстные синонимы с примерами
  • Контекстные синонимы русском языке