Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Русский язык – настоящий, сильный,
где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.
Л.Н. Толстой
Цель:
Обучающая
— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
— познакомить с градацией как средством выразительности речи.
Развивающая
— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
Воспитывающая
— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
План урока
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
- Этап усвоения новых знаний:
- Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
- Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
- Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
- Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
- Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
- Этап информирования учащихся о домашнем задании.
- Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
- и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.
(См. приложения к уроку)
- Этап завершения урока
Ход урока
Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.
Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? (лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.
Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы? Синонимы – это…
Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.
Задание №1
Подберите синонимы к данным словам:
настоящий
конечно
Отечество
красивый
Задание №2
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
- карандаш, стол, лампа
- ученик, школа, портфель
- сад, лес, берёза
- дом, изба, лачуга
Задание №3
Какие слова НЕ являются синонимами?
- печально – грустно
- советовать – рекомендовать
- эффектный – эффективный
- отличный – великолепный
Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.
Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.
Задание №4
Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.
В точном подборе синонимов — мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль?
Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?
Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.
Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?
Задание №5
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
разговорные |
нейтральные |
книжные |
- лицо, лик, рожа;
- ныть, жаловаться, стенать;
- идти, шествовать, брести;
- идти, шествовать, брести;
- постичь, понять, уразуметь.
Для чего нужны в тексте стилистические синонимы?
Задание №6
Прослушайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?
Дракон
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Для этой глотки –
Селёдки.
Для этой башки –
Пирожки.
Для этой рожи –
То же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
В. Берестов.
Употребление стилистических синонимов позволяет определить стилистическую принадлежность текста. Но стилистические синонимы позволяют понять и авторскую позицию. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? (Для этой головки – Перловки. Для этого личика – Два сдобных куличика)
Возвратимся к началу урока. Что было заявлено в теме? Какую её часть мы реализовали, что повторили и узнали новое? О каких видах синонимов речь не шла?
Чтобы определить, какие синонимы называют контекстными, возвратимся к стихотворению Валентина Берестова. Мы выделили три ряда синонимов: голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико? Но в тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 — пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 — рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы. Такие синонимы и стали называть контекстуальными, а некоторые лингвисты – контекстными. Слова синонимичны только в данном тексте.
Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к стихотворению В. Берестова?
Есть и особые средства выразительности, созданные на основе синонимов. С ними мы познакомимся по учебнику Власенкова. Откройте с.30, читаем теоретический материал. Затем выполняем упр. 45
Итак, мы повторили, что такое синонимы.
Знаем три вида синонимов( лексические, стилистические, контекстуальные).
Поняли, для чего они нужны в тексте:
— чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;
— чтобы избежать стилистических ошибок;
— чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;
— чтобы использовать синонимы как средство выразительности – градацию.
А наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»
Домашнее задание:
Но синонимы могут быть использованы и как средство связи предложений в тексте. См. памятку «Средства связи предложений». Эта тема выносится на ЕГЭ и встречается в заданиях А7, А8 и В7. Алгоритм выполнения этих заданий у вас есть. Дома выполните их варианты.
Презентация 10 класса на тему: «Контекстуальные синонимы и антонимы». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Контекстуальные синонимы и антонимы Работу выполнила: ученица 10 класса МБОУ СОШ 30 Матюнина Дарья Преподаватель: Объедкова Галина Александровна.
2
Синонимы Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.
3
4
Контекстуальные синонимы это слова, сближение которых по значению происходит лишь в условиях определенного контекста, причем за пределами этого контекста они не являются синонимами.
5
Примеры контекстуальных синонимов веселый, добродушный смех; душная, гнетущая темнота; гордый, храбрый вид; пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжелое, злое чувство; хриплый, придушенный голос.
6
Контекстуально-речевые антонимы. Контекстуально-речевые антонимы – это слова, которые вступают в антонимические отношения только в определённом контексте: Пой лучше щеглом, чем соловьём. Употребление антонимов делает речь более яркой и выразительной.
7
Антонимы– это слова с противоположным значением при их парном употреблении. Слова образуют антонимические пары на основе их лексического значения. Одно и то же слово, если оно многозначное, может иметь несколько антонимов.
8
Спасибо за внимание!
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 269 человек из 63 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Машинская СОШ» Тосненского района Ленинградской области
Рыжикова Р.Е. -
2 слайд
Цели урока: Обучающая
— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
— познакомить с градацией как средством выразительности речи. -
3 слайд
Цели урока: Развивающая
— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи. -
4 слайд
Цели урока: Воспитывающая
— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий. -
5 слайд
Актуализация опорных знаний
Что такое синонимы?
Виды синонимов:
Лексические
Стилистические
Контекстные (контекстуальные) -
6 слайд
Проверка усвоения сформированных умений
Лексические синонимы
Задание №1Подберите синонимы к данным словам:
настоящий
конечно
Отечество
красивый -
7 слайд
Задание №2
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
карандаш, стол, лампа
ученик, школа, портфель
сад, лес, берёза
дом, изба, лачуга -
8 слайд
Задание №3
Какие слова НЕ являются синонимами?
печально – грустно
советовать – рекомендовать
эффектный – эффективный
отличный – великолепный -
9 слайд
Задание №4
Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.
Какова роль синонимов в этом тексте?
Подчеркните синонимы в последнем предложении.
ТЕКСТ:
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева -
10 слайд
Задание №5
О чём рассказывает автор?
Каково лексическое значение слова «кедрач»?
А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»?
Какова роль синонимов в последнем предложении?
Какая картина возникает в нашем воображении? -
11 слайд
Роль синонимов в тексте
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги.
Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины. -
12 слайд
Стилистические синонимы
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
лицо, лик, рожа;
ныть, жаловаться, стенать;
идти, шествовать, брести;
идти, шествовать, брести;
постичь, понять, уразуметь. -
13 слайд
Прочитайте текст
Дракон
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Для этой глотки –
Селёдки.
Для этой башки –
Пирожки.
Для этой рожи –
То же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
В. Берестов. -
14 слайд
Вопросы и задания к стихотворению
Какие ряды синонимов встретились в стихотворении? Выпишите их.
Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? Объясните это.
Какую роль выполняют стилистические синонимы? -
15 слайд
Роль стилистических синонимов
позволяют определить стилистическую принадлежность текста;
позволяют понять авторское отношение к описываемому -
16 слайд
Контекстные синонимы
В стихотворении три ряда лексических синонимов:
Голова — головка – башка;
пасть – глотка;
рожа – личико.
В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте. -
17 слайд
Синонимы используются как средство выразительности
Градация (от латинского gradatio – постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Например: …вы должны были… испустить ручьи…реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М.Достоевский) -
18 слайд
Синонимы – средство связи предложений в тексте
Синонимы (в том числе и контекстные) используются как средство связи предложений в тексте
Например:
Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели. -
19 слайд
Для чего нужны синонимы
в речи?
Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее
Чтобы избежать повторов
Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет
Чтобы использовать синонимы как средство выразительности
Или средство связи предложений
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 234 997 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.12.2020
- 4604
- 0
- 08.12.2020
- 4479
- 0
- 05.12.2020
- 4302
- 0
- 03.12.2020
- 1021
- 0
- 18.10.2020
- 4630
- 3
- 04.08.2020
- 5219
- 0
- 26.07.2020
- 3966
- 0
- 29.06.2020
- 1424
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Cлайд 1
Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте» Учитель русского языка и литературы МКОУ «Машинская СОШ» Тосненского района Ленинградской области Рыжикова Р.Е.
Cлайд 2
Цели урока: Обучающая — повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи; — дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте; — познакомить с градацией как средством выразительности речи.
Cлайд 3
Цели урока: Развивающая — создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации); — обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
Cлайд 4
Цели урока: Воспитывающая — воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь; — воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
Cлайд 5
Актуализация опорных знаний Что такое синонимы? Виды синонимов: Лексические Стилистические Контекстные (контекстуальные)
Cлайд 6
Проверка усвоения сформированных умений Лексические синонимы Задание №1 Подберите синонимы к данным словам: настоящий конечно Отечество красивый
Cлайд 7
Задание №2 В какой строке слова близки по своему лексическому значению? карандаш, стол, лампа ученик, школа, портфель сад, лес, берёза дом, изба, лачуга
Cлайд 8
Задание №3 Какие слова НЕ являются синонимами? печально – грустно советовать – рекомендовать эффектный – эффективный отличный – великолепный
Cлайд 9
Задание №4 Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении. ТЕКСТ: Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. Из рассказа В.П. Астафьева
Cлайд 10
Задание №5 О чём рассказывает автор? Каково лексическое значение слова «кедрач»? А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? Какова роль синонимов в последнем предложении? Какая картина возникает в нашем воображении?
Cлайд 11
Роль синонимов в тексте Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги. Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.
Cлайд 12
Стилистические синонимы Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности: лицо, лик, рожа; ныть, жаловаться, стенать; идти, шествовать, брести; идти, шествовать, брести; постичь, понять, уразуметь.
Cлайд 13
Прочитайте текст Дракон В дверь диетической столовой Вошёл дракон семиголовый. Он хором «Здравствуйте!» сказал И, улыбаясь, заказал: — Для этой головы, Пожалуйста, халвы. Для этой пасти – Прочие сласти. Для этой головки – Перловки. Для этой глотки – Селёдки. Для этой башки – Пирожки. Для этой рожи – То же. Для этого личика – Два сдобных куличика. Что ещё? Лимонада бутылку, Семь салфеток, ножик и вилку. В. Берестов.
Cлайд 14
Вопросы и задания к стихотворению Какие ряды синонимов встретились в стихотворении? Выпишите их. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? Объясните это. Какую роль выполняют стилистические синонимы?
Cлайд 15
Роль стилистических синонимов позволяют определить стилистическую принадлежность текста; позволяют понять авторское отношение к описываемому
Cлайд 16
Контекстные синонимы В стихотворении три ряда лексических синонимов: Голова — головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.
Cлайд 17
Синонимы используются как средство выразительности Градация (от латинского gradatio – постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Например: …вы должны были… испустить ручьи…реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М.Достоевский)
Cлайд 18
Синонимы – средство связи предложений в тексте Синонимы (в том числе и контекстные) используются как средство связи предложений в тексте Например: Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели.
Cлайд 19
Для чего нужны синонимы в речи? Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее Чтобы избежать повторов Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет Чтобы использовать синонимы как средство выразительности Или средство связи предложений
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
-
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
-
Всего слайдов:
19 слайдов
-
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
-
Размер файла:
78.00 kB
-
Просмотров:
38
-
Скачиваний:
2
-
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Машинская СОШ» Тосненского района Ленинградской области
Рыжикова Р.Е.
№2 слайд
Содержание слайда: Цели урока: Обучающая
— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
— познакомить с градацией как средством выразительности речи.
№3 слайд
Содержание слайда: Цели урока: Развивающая
— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
№4 слайд
Содержание слайда: Цели урока: Воспитывающая
— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
№5 слайд
Содержание слайда: Актуализация опорных знаний
Что такое синонимы?
Виды синонимов:
Лексические
Стилистические
Контекстные (контекстуальные)
№6 слайд
Содержание слайда: Проверка усвоения сформированных умений
Лексические синонимы
Задание №1
Подберите синонимы к данным словам:
настоящий
конечно
Отечество
красивый
№7 слайд
Содержание слайда: Задание №2
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
карандаш, стол, лампа
ученик, школа, портфель
сад, лес, берёза
дом, изба, лачуга
№8 слайд
Содержание слайда: Задание №3
Какие слова НЕ являются синонимами?
печально – грустно
советовать – рекомендовать
эффектный – эффективный
отличный – великолепный
№9 слайд
Содержание слайда: Задание №4
Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.
Какова роль синонимов в этом тексте?
Подчеркните синонимы в последнем предложении.
ТЕКСТ:
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
№10 слайд
Содержание слайда: Задание №5
О чём рассказывает автор?
Каково лексическое значение слова «кедрач»?
А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»?
Какова роль синонимов в последнем предложении?
Какая картина возникает в нашем воображении?
№11 слайд
Содержание слайда: Роль синонимов в тексте
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги.
Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.
№12 слайд
Содержание слайда: Стилистические синонимы
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
лицо, лик, рожа;
ныть, жаловаться, стенать;
идти, шествовать, брести;
идти, шествовать, брести;
постичь, понять, уразуметь.
№13 слайд
Содержание слайда: Прочитайте текст
Дракон
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
№14 слайд
Содержание слайда: Вопросы и задания к стихотворению
Какие ряды синонимов встретились в стихотворении? Выпишите их.
Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? Объясните это.
Какую роль выполняют стилистические синонимы?
№15 слайд
Содержание слайда: Роль стилистических синонимов
позволяют определить стилистическую принадлежность текста;
позволяют понять авторское отношение к описываемому
№16 слайд
Содержание слайда: Контекстные синонимы
В стихотворении три ряда лексических синонимов:
Голова — головка – башка;
пасть – глотка;
рожа – личико.
В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.
№17 слайд
Содержание слайда: Синонимы используются как средство выразительности
Градация (от латинского gradatio – постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Например: …вы должны были… испустить ручьи…реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М.Достоевский)
№18 слайд
Содержание слайда: Синонимы – средство связи предложений в тексте
Синонимы (в том числе и контекстные) используются как средство связи предложений в тексте
Например:
Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели.
№19 слайд
Содержание слайда: Для чего нужны синонимы
в речи?
Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее
Чтобы избежать повторов
Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет
Чтобы использовать синонимы как средство выразительности
Или средство связи предложений