Тема: Синонимы
Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;
Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;
учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.
Закрепление правильного произношения.
Ход занятия:
- Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный — …, уродливый — …, мизер — …, приятный — …, шоссе — …, автомобиль — …, ходики — …, колун — …, месяц — …, кобылка — …, бестолковый — ….
- Логопед объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение: Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём…
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».
3. Игра «Скажи по-другому».
У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).
Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
* * *
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это… (дом, жилище)
* * *
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то…(еда)
* * *
С подстриженной гривой
Скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (Конь, лошадь)
* * *
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
* * *
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас …(мороз, холод)
* * *
В прошлый раз был педагогом,
После завтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(артист, актёр).
* * *
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, верчу
Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)
* * *
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Побежит…(автомобиль, машина)
* * *
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
- «Подбери точное слово».
Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?
Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.
Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.
Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.
Незнайка: Девочка бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане) бежит. Кошка бежит.
Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.
Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.
Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.
- Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение».
— Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)
— Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).
— Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)
Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».
Мальчик смеётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)
Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)
Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)
Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)
Даётся нравственная оценка действиям детей.
5. Физкультминутка.
А теперь мы разомнёмся,
Улыбнёмся, посмеёмся.
Наклоняйтесь ниже, ниже.
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь,
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите.
Потянитесь, потянитесь.
Вы, ребята, не устали?
Сели-встали! Сели-встали!
Все руками помахали
И на место побежали.
6. Игра « Что мы делаем — не скажем, а что делаем – покажем»
Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.
Действия:
думает (размышляет, соображает)
вертится (крутится, вьётся)
бросает (кидает)
опасается (боится, остерегается)
скачет (прыгает)
ест (кушает, питается)
глядит (смотрит, любуется, разглядывает)
спешит (торопится).
7. «Опиши предмет»
Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.
Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.
Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.
Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…
8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.
Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)
.Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).
9. «Расскажи и покажи». Речь с движениями.
Вролшебник-маг,
Знамя-флаг,
Щум-грохот,
Смех-хохот.
Хвала-одобренье,
Удача-везенье.
Силач-отлет.
Тайна-секрет.
Идти-шагать,
Плясать-танцевать.
Внезапно – вдруг
Товарищ-друг.
Здесь-тут.
Работа-труд.
10 Итог занятия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Составление предложений по 2 -3 опорным предметным картинкам.
Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;
малыш – штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.
СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.
Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.
Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же. Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая. Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья.
И у слов есть друзья.
Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
Запишем в тетради – СИНОНИМ.
Давайте вспомним эту сказку «Зайкина избушка». Лиса обманщица. Кого обманула лиса? Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Обманула – перехитрила – одурачила – провела. Какая лиса? Обманщица, врунья. А кто зайке помог?
Петушок. Какой петушок? Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит. Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению. Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется. Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Послушаем коротенькую историю. Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей? Домик для пчёл. Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Игра «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).
А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.
ДЗ:
-
Записать в тетради: «твердить – говорить, повторять, утверждать»
-
выучить две скороговорки
-
Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу
-
У ежа- ежата, у ужа – ужата.
СИНОНИМЫ. Занятие №2.
А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).
Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.
Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.
Выдели главное слово в каждом ряду.
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;
Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;
Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.
Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).
Подбери синоним к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Мальчик наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.
Красивый – симпатичный, очаровательный, прекрасный. Тема: «Я посетил картинную галерею».
Умный – мудрый, разумный, интеллектуальный. Тема: «Я иду в 1й класс».
Веселый – радостный, смешной, забавный. Тема: «У меня появился друг».
Ветер – сквозняк, ураган, буря. «Плохая погода».
Трава – зелень, газон, кустарник. «Я в лесу».
Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.
Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).
Найди для слова точное определение. Установи соответствие.
1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно
1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание
в) горячая, страстная просьба
Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.
Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.
1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);
2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);
3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).
Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.
ДЗ: 1) Вспомнить, что такое синонимы (слова, которые пишутся по-разному, но означают одно и то же); устно подобрать синонимы к словам: большой, смеяться, грустить, бегать, плакать. 2) выучить чистоговорки: «Ра-ра-ра – дождь идет с утра. Ри-ри-ри – в окна посмотри. Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа. Цо-цо-цо – вымыли лицо».
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №17 «Малютка»
городского округа город
Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект
ООД на тему по развитии речи
«Слова-друзья»
— синонимы
Подготовила:
воспитатель подготовительной
группы
Зиннатуллина Л.Р.
Образовательная цель: создать условия для знакомства детей
с понятием «слова-друзья».
Деятельностная цель: формировать способности детей к
новому действию — применение в своей речи слов близких по значению.
Задачи:
— обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить
составлять предложения с заданными словами;
— развивающие: развивать фонематический слух,
связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
— воспитательные:воспитывать: умение
действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах,
коллективно.
Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь
подбирать слова близкие по значению.
Основные понятия: слова-друзья (синонимы).
Словарная работа: улей, приятель.
Ход занятия
Педагог: Сегодня мы совершим путешествие по стране
новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания,
игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
Педагог: Посмотрите, на чём мы отправляемся в
путешествие?
Дети: На автобусе!
Педагог: И так, наше путешествие в страну новых слов
начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически
готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут
себе в подарок интересные наклейки.
Педагог выносит смайлики плохого настроения.
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение
(сердится, обижается, злится.)
Педагог выносит смайлики
хорошего настроения.
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их
настроение
(Улыбается, радуется, смеётся)
Педагог: Какое настроение у смайликов на картинках
расскажут…
(несколько детей у доски
рассказывают, какое настроение на их картинках.)
Педагог: Мы часто говорим об одном и том же, но
по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и
пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
Например, большой человек — огромный человек –
громадный человек;
— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
— Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
— Большой — огромный – громадный; маленькая —
крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».
— К некоторым словам можно подобрать не одно слово,
близкое по значению, а несколько. – Педагог: Давайте вспомним эту сказку «Зайкина
избушка»
Лиса обманщица.
Педагог: Кого обманула лиса?
Дети: Зайца
Педагог: Какими другими словами можно заменить слово
обманула?
Дети: Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
Педагог: Какая лиса?
Дети: Обманщица, врунья.
Педагог: а кто зайке помог?
Дети: Петушок
Педагог: Какой петушок?
Дети: Храбрый – смелый – отважный – мужественный –
бесстрашный.
Педагог: Если бы слов-друзей было меньше, то нам было
бы скучно говорить одними и теми же словами.
Послушайте: Человек бежит.
Река бежит.
Педагог: Давайте заменим слово «бежит» в
предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Дети: Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
Педагог: Как скучно звучало просто «река бежит»,
и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Физ. Минутка упражнение
лодочка.
Педагог: Представьте, что перед нами река и нам нужно
перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись,
друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
Словарная работа.
Ребята посмотрите: Кого мы видим?
Дети: Медвежонка
Педагог: Медвежонок какой?
Педагог: Пришла осень, от того что закончилось
веселое, прекрасное лето медвежонок загрустил, он стал грустным.
Педагог: Как еще можно про него сказать? Подберите к
слову «грустный» слова, близкие по значению.
— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Зарядка для глаз.
— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому
зарядка для глаз нам не помешает.
Педагог: А сейчас я хочу послушайте пословицы.
— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть
слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет.
— Назовите слова-синонимы.
— Расскажите, как вы понимаете эти слова?
— А теперь пришло время найти друзей.
Игра «Найди друзей».
Педагог: Поиграть хотите? Игра называется «Найди
друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов.
Послушайте их и выберите нужные слова.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать,
пламя, кидать.
Педагог: Нужны слова-друзья? Для чего?
-Педагог: Мы используем слова-друзья, для того, чтобы
наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
— Вам понравилось путешествие?
— С какими словами вы познакомились?
— Назовите слова – друзья.
— Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому
было грустно. Почему? — А теперь дети, которые были активными и внимательными,
получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.
Конспект занятия для дисциплины «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки». Тема: «Синонимы».
Изучение нового материала по данной теме проводится в системе занятий на основе КТП.
Область применения: студия развития «Почемучки».
- Возраст: 6-7 лет.
- Тип занятия: изучение нового материала.
- Форма: занятие.
- Цель: познакомить детей с понятием «синонимы».
Задачи
Скачать конспект
Образовательные:
- учить подбирать слова сходные по смыслу;
- формировать умение составлять предложения с заданными словами;
Развивающие:
- развивать фонематический слух, память, внимание;
- развивать словарный запас, связную речь;
Воспитательные:
- воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать трудолюбие.
Методические приёмы:
- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
- словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
- игровые (интеллектуальные);
- практические (упражнения);
- поощрение (сюрпризный момент).
Здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, зарядка для рук, физкультминутка, игра.
Оборудование: ноутбук.
Для детей:
Наглядный материал
Иллюстрации: самолёт, набор картинок из игр: «Синонимы», «Узнай настроение».
Раздаточный материал:
Дидактический материал: касса букв, лента букв.
Словарная работа: зябнет, стынет.
Аудиозапись: весёлый детский смех.
Ход занятия
1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию.
— У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее похлопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение.
— Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
2. Постановка цели.
— Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.
— И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат смайлики.
3. Новый материал. Знакомство с синонимами.
— Рассмотрите картинки и определите настроение.
- Сердится.
- Обижается.
- Злится.
— Мы говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.
Например:
большой человек — огромный человек – громадный человек;
— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
— Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
— А вы помните, кто спас Дюймовочку? (Ласточка)
— Конечно, её друзья.
— И у слов есть друзья.
— Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».
— К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
— Вспомним сказку «Зайкина избушка». Кого обманула лиса? Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
— А кто зайке помог? Какой петушок?
— Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
— Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит.
— Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
— Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
— А теперь небольшая разминка. Упражнение лодочка.
— Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
— А теперь мы оказались возле леса. Сделаем привал и послушаем коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».
— Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.
— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Физкультминутка «Веселая разминка»
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!
— А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
— Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.
— В путешествии нужно быть внимательным, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Зарядка для глаз.
— Сколько здесь треугольников? Четырёхугольников?
— А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
— Назовите слова-синонимы.
— Что обозначает пословица?
2. Приятелей много, а друга нет.
— Назовите слова-синонимы.
— Как ты понимаешь эти слова?
Физкультминутка.
— Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками:
Мы фонарики зажжём
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
— А теперь пришло время найти друзей.
Дидактическая игра «Найди друзей».
— Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный Огонь Чистый Скакать Прыгать Бросать Пламя Кидать
— Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
— И нам теперь не страшно идти по лесу. А кого мы там встретили, вы сейчас узнаете. Для этого нужно собрать картинки. (Детям даются пазлы собрать животных: лису, зайца.)
— Лиса и заяц друзья? Нет, недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова.
4. Подведение итогов.
— Вам понравилось путешествие?
— С какими словами вы познакомились?
— Назовите слова – синонимы.
— Похлопайте, кому было интересно.
— А теперь выберите себе смайлик.
Список используемой литературы:
- Уроки для будущих первоклассников. О.С. Жукова. – М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);
- Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
— В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:
Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.
— Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
— Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).
— Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.
Дидактическая игра «Живые слова»
— А теперь поиграем в «Живые слова. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.
Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.
— Поиграем в игру «Подскажи словечко».
Игра «Подскажи словечко»
Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …
(Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.) Ход урока.
7. Физкультминутка.
Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз -два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками:
Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!
8. Физкультминутка – пазлы.
(Детей разбиваем на группы, даем конверты, в которых находятся пазлы, необходимо каждой команде быстро и правильно собрать картинку)
8. Раздел 3: Найди сходство.
(Учитель разворачивает доску с прикрепленными к ней магнитами, изображающих разные предметы)
Задание: убрать разделить представленные объекты на группы. (вызываем желающих выполнить задание учащихся по одному к доске для выполнения задания)
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Обновлено: 02.05.2023
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.
Программное содержание:
Оборудование:
Ход занятия:
Первый:
— Не сердитесь на нас!
Второй:
— Не обижайтесь.
Третий:
— Не злитесь.
Воспитатель:
— Где вы были?
Первый:
— Недалеко.
Второй:
— Близко.
Третий:
— Рядом.
Воспитатель:
— Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:
Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.
Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.
— К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:
Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
— Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:
Человек бежит. Река бежит.
— А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
— А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
— Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!
— В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:
Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.
— Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.
Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.
Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.
Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …
(Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.)
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Обогащение и активизация словарного запаса детей, точный подбор слова для выражения мысли, привитие любви к богатству и возможностям родного языка.
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy._otkrytoe_zanyatie..doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;
Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;
учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.
Закрепление правильного произношения.
Дружно, весело живём.
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
У детей на столах предметные картинки ( дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).
Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это. (дом, жилище)
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то…(еда)
С подстриженной гривой
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (Конь, лошадь)
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас …(мороз, холод)
В прошлый раз был педагогом,
После завтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(артист, актёр).
Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?
Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.
Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.
Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.
Незнайка : Девочка бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане) бежит. Кошка бежит.
Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.
Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.
Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.
— Кого видим на картинке? ( Детей, малышей, ребят.)
— Где они находятся? ( Во дворе, на площадке, в песочнице).
— Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)
Мальчик с меётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)
Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)
Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)
Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)
Даётся нравственная оценка действиям детей.
А теперь мы разомнёмся,
Наклоняйтесь ниже, ниже.
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь,
Хорошо назад прогнитесь.
Вы, ребята, не устали?
Все руками помахали
И на место побежали.
Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.
думает (размышляет, соображает)
вертится (крутится, вьётся)
опасается (боится, остерегается)
ест (кушает, питается)
глядит (смотрит, любуется, разглядывает)
Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.
Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.
Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.
Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…
8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.
Жил-был один маленьки й (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)
. Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект ООД на тему по развитии речи
воспитатель подготовительной группы
Деятельностная цель : формировать способности детей к новому действию — применение в своей речи слов близких по значению.
— обучающие : учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;
— развивающие : развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
— воспитательные :воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.
Планируемый результат :знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.
Основные понятия : слова-друзья (синонимы).
Словарная работа : улей, приятель.
Педагог: Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
Педагог: Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?
Дети: На автобусе!
Педагог: И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.
Педагог выносит смайлики плохого настроения.
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение (сердится, обижается, злится.)
Педагог выносит смайлики хорошего настроения.
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение (Улыбается, радуется, смеётся)
Педагог: Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…
(несколько детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)
Педагог: Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
Например, большой человек — огромный человек – громадный человек;
— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
— Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
Педагог: Кого обманула лиса?
Педагог: Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Дети: Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
Педагог: Какая лиса?
Дети: Обманщица, врунья.
Педагог: а кто зайке помог?
Педагог: Какой петушок?
Дети: Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
Педагог: Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.
Послушайте: Человек бежит. Река бежит.
Дети: Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
Физ. Минутка упражнение лодочка.
Педагог: Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
Ребята посмотрите: Кого мы видим?
Педагог: Медвежонок какой?
Педагог: Пришла осень, от того что закончилось веселое, прекрасное лето медвежонок загрустил, он стал грустным.
— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Зарядка для глаз.
— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Педагог: А сейчас я хочу послушайте пословицы.
— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет.
— Расскажите, как вы понимаете эти слова?
— А теперь пришло время найти друзей.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
Педагог: Нужны слова-друзья? Для чего?
-Педагог: Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Подведение итогов занятия.
— Вам понравилось путешествие?
— С какими словами вы познакомились?
— Назовите слова – друзья.
— Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому было грустно. Почему? — А теперь дети, которые были активными и внимательными, получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.
Конспект занятия для дошкольников на тему «Слова-друзья (синонимы)». Веселые и интересные упражнения для развития речи, логического мышления, фантазии.
СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.
Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.
Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же. Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая. Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья.
И у слов есть друзья.
Запишем в тетради – СИНОНИМ.
А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).
А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.
выучить две скороговорки
Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу
У ежа- ежата, у ужа – ужата.
СИНОНИМЫ. Занятие №2.
А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).
Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.
Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.
Выдели главное слово в каждом ряду.
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;
Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;
Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.
Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).
Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.
Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).
Найди для слова точное определение. Установи соответствие.
1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно
1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание
в) горячая, страстная просьба
Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.
Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.
1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);
2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);
3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).
Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.
Цель: расширение словаря синонимов, развитие связной речи.
- Развить лексический строй речи;
- Выработать умения составлять рассказ по картине;
- Привить любовь к русскому языку.
1. Организационный момент (2 мин)
ЛОГОПЕД: у нас занятие по развитию речи, а тут сплошные цифры! Но мы знаем, что и за цифрами могут прятаться слова.
Расшифруй слово, пользуясь табличкой.
7 3 5 10 5 3 1 12
2. Основная часть:
1. Понятие СИНОНИМЫ, и для чего они нужны. (5 мин)
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.
— Как живешь? – спрашиваю.
— Нормально, — отвечает.
— А с учебой как?
— Нормально.
— Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?
— Нормально.
— Хорошо, значит?
— Ну я же говорю — нормально.
— Странно ты говоришь…
— Почему? Нормально говорю.
— Ты считаешь, нормально?
— Нормально.
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.
— Как живешь? – спрашиваю.
— Хорошо, — отвечает.
— А с учебой как?
— Все отлично.
— Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?
— Сейчас я здоров.
— Хорошо, значит?
— Ну я же говорю – хорошо себя чувствую.
— Странно ты говоришь…
— Почему? Правильно говорю.
— Ты считаешь, нормально?
— Нормально.
2. Подобрать к словам из левого столбика синонимы из правого столбика. (5 мин)
ЛОГОПЕД: Подбери к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика и соедини пары слов линиями.
РЕБЕНОК: выполняет инструкцию.
4. Физкульт. минутка (упражнение на развитие внимания и ориентировки в схеме собственного тела). (1 мин)
1. Дотронься правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяй руки: левой рукой — до кончика носа, а правой – до левого уха.
2. Гимнастика для глаз: следить за карандашом – вправо, влево, вверх, вниз, вдаль, вблизи, зажмурить глаза на несколько секунд, нарисовать взглядом цифру 8.
3. Работа с текстом. Замена повторяющихся слов синонимами. (10 мин)
ЛОГОПЕД: прочитай текст, замени повторяющиеся слова синонимами + показ презентации.
РЕБЕНОК: читает текст, находит повторяющиеся слова, заменяет синонимами.
Был (Выпал) первый снег. Лес и теперь хорош. На березе еще были (остались) желтые листья. Ели и сосны были (стали, казались) еще зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега. Мертвая тишина была (царила, сгущалась) в лесу. Была (потемнела, успокоилась, отстоялась, уснула, покрылась льдом, замерзла) прозрачная вода в озере.
4. Заключительная часть.
Читайте также:
- Конспект занятия в 1 младшей группе по математике на тему найди свой домик
- Легенда о граде китеже конспект урока 4 класс презентация
- Постперестройка в россии конспект
- Конспект по развитию речи зоопарк
- Конспект урока музыки 6 класс 3 четверть