Конспект урока синонимы антонимы

  1. Организация класса

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Оформление тетради
  1. Работа над каллиграфией
  1. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на которой предстоит ответить, или в виде темы урока.

  1. Изучение нового материала

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

  1. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

  1. Упражнение № 69 (стр. 42) – устно
  1. Упражнение № 70 (стр. 43)
  1. Физкультминутка
  1. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

  1. Упражнение № 68 (стр. 42) – устно
  1. Упражнение № 73 (стр. 44)
  1. Домашнее задание
  1. Итог
  1. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Ксения Владимировна.

— Проверьте порядок на парте, у вас должны лежать учебник, тетрадь, все необходимое для письма.

Посмотрите, застегнут ли ваш рюкзак. Тихо сядьте.

— Начнем урок с оформления тетради. Откройте тетрадь, положите ее с правильным наклоном. Я сразу посмотрю, как вы делаете это. Приготовь для работы ручку. Проверь, как ты сел. Запиши, сегодня, 26 сентября, классная работа, аккуратно, красиво. Проверь, что ты написал и покажи, что ты готов работать. Хорошо.

—  Я посмотрела ваши тетради и заметила, что не у всех получается писать заглавные буквы  Г, П, Т.  Посмотрите на доску, как правильно пишутся буквы. Чем они похожи?

— Верно, обратите внимание, что расстояние между всеми элементами одинаковое, они параллельны друг другу, а верхний элемент – не касается нижних элементов, и все элементы пишутся под наклоном.

— Рассмотрите, как нельзя писать, какие здесь ошибки?

— Соблюдая правила письма этих букв, запишите после классной работы, чередуя, до конца строки.

— Соблюдая посадку.

—  А вот теперь возьми простой карандаш, оцени свою работу по каллиграфии на полях. Если ты отлично выполнил работу, поставь —!-, если работа выполнена хорошо, но все таки  есть недочет  +, а если ты не доволен работай . Карандашик в стаканчик.

Поднимите руку те дети, которые поставили себе —!-, отлично справились с работой. Опустите руки.

— А кто поставил себе ? Пожалуйста, следите за написанием этих букв и в дальнейшем пишите правильно все элементы, о которых мы сегодня с вами говорили.

— Назовите фамилию ученика в вашем классе, которая начинается на букву Г, запишите ее на следующей строке.

— Назовите имя ученика начинающееся на букву П, запишите его через запятую.

— Назовите фамилию ученика, начинающуюся на букву Т, запишите ее через запятую.

— С новой красной строки запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие. Ручки отложите.

— Послушайте загадку.

Есть общее название.

Природы состояния,

От времени года

Зависит … (погода)

— Верно ребята, откройте учебник на странице 43(-ей). Сегодня мы будем знакомиться с новым словарным словом «ПОГОДА».

— Как вы думаете, какую безударную гласную необходимо вставить?

— А кто знает, что такое погода?

— Прочитайте это слово по слогам.

— Запишите слово ПОГОДА, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

— Ручки отложите.

— На страничке для любознательных прожужжите текст «О словах «погода» и «непогода».

— Прочитай ______________ вслух.

— Ребята, а как называли время, когда шел дождь или мела метель?

— Слово НЕПОГОДА пишется слитно, запишите его после запятой, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

— Поставьте точку, отложите ручки в сторону.

— Прочитайте в этом тексте последнюю строчку.

— Запишите это предложение с новой строчки, подчеркните орфограмму и поставьте ударение в слове НЕПОГОДА.

— Ребята, обратите внимание на выделенные слова.

Раньше словом погода называли только хорошее, ясное, сухое время. Люди тогда говорили: «Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году». А время, когда шёл дождь или мела метель, называли непогодой: «Зашумела, разгулялась в поле непогода».

— Что объединяет эти слова? Какие они по значению?

— Послушайте четверостишья.

1. «Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить».

2. «Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон – чёрный, голубь – белый».

3. «Очень толстый червячок

Яблоку погрыз бочок.

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу».

— Что интересного происходит с точки зрения языкового явления в этих словах? Чем же интересны эти четверостишья?

— Где здесь противопоставление? Соберите пары слов.

— Почему слова попали в одну пару?

— Как вы думаете, как эти слова называются?

Правильно, группа таких слов называется антонимы.

— А какие похожие слова к слову НЕПОГОДА вы знаете?

НЕПОГОДА

вьюга          буран           метель        буря

— Вьюга – это снежная буря; буран – снежная буря, метель в степи; метель – сильный ветер со снегом, вьюга; буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

— Какое слово выражает самое сильное явление?

— Как одним словом можно назвать эту группу слов?

— Что вам известно о синонимах?

-Для чего нужны разные оттенки к одному и тому же слову?

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Верно, сегодня мы поговорим о словах синонимах и антонимах, вы с ними уже знакомы.

— Попробуйте сформулировать правило, что же такое синонимы?

— Что такое антонимы?

— Давайте проверим, верны ли ваши рассуждения. Откройте учебник не странице 42(-ой) прочитайте правила про себя.

— Прочитай ___________ что такое «Синонимы».

— Прочитай ___________ что такое «Антонимы».

— Повторите, что такое синонимы?

— Что такое антонимы?

— Прочитайте упражнение 69 про себя.

— Прочитай ______________ вслух.

Выпишите из словарей (с. 154-155):

а) синонимы к словам интересный, красивый;

б) антонимы к словам впереди, мужество. 

— Ребята, это упражнение мы выполним устно. Откройте страницу 154 в учебнике, давайте рассмотрим словарь.

— Обратите внимание, как расположены слова?

— Давайте попробуем выполнить задание, найдите синоним к слову доктор?

— А теперь антоним к слову ссора?

— Давайте выполним само упражнение 69.

— Найдите в словаре синонимы к словам интересный и красивый.

— Найдите в словаре антонимы к словам впереди, мужество.

— Верно, молодцы.

— Прочитайте про себя упражнение 70 на странице 43(-ей).

— Прочитай ____________ вслух.

Прочитайте.

В небе туч.. хмурится.

Опустела ул..ца.

Св..тофор не унывает.

Под д..ждём ст..ит, моргает.

На погоду никогда

Он не об..жается.

Три в..сёлых ог..нька

В лужах отражаются.

— В каком значении употреблено слово ХМУРИТСЯ, в прямом и переносном?

— Почему?

— Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действия светофора как живого существа. О ком обычно так говорят?

— Выполните это упражнение письменно, с новой строки запишите номер упражнения. Вставьте пропущенные буквы и докажите.

— Какую букву в слове ТУЧ.. вставим? Почему?

— Какую букву вставим в слове УЛ..ЦА? Почему?

— Какую букву в слове СВ..ТОФОР вставим? Почему?

— Какую букву вставим в слове Д..ЖДЁМ? Почему?

— Какую букву в слове СТ..ИТ вставим? Почему?

— Какую букву вставим в слове ОБ..ЖАЕТСЯ? Почему?

— Какую букву вставим в слове В..СЁЛЫХ? Почему?

— Какую букву в слове ОГ..НЬКА вставим? Почему?

Верно, ребята, сядьте правильно, спишите это упражнение, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

— Кто выполнил задание, проверьте, так ли вы вставили буквы, как я?

— Закройте тетради.

Сейчас мы немного отдохнем, я зачитаю вам стих, а вы слушайте внимательно.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:… (Низко).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:… (Близко).

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты:… (Смельчак).

Теперь НАЧАЛО Я скажу,

Ну, отвечай:… (Конец).

— Как называются слова, которые мы называли?

— Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете.

Трудный – легкий(А)- приседают

Широкий – узкий (А) — приседают

Ненасытный – жадный (С) — подпрыгивают

Косой – кривой (С) — подпрыгивают

Грязный – чистый (А) — приседают

Дивный – чудесный (С)- подпрыгивают

Аккуратный – неряшливый (А) — приседают

Богатый – состоятельный (С) — подпрыгивают

Богатый – бедный (А) – приседают

— Прочитайте упражнение 68 про себя.

— Прочитай _____________ вслух.

Прочитайте.

Здра..ствуйте, в..робьи, м..рко..ь, су..ота, ..зык, ..вёс, сах..р, м..г..зин, ..льбом, вмест.., вес..ло, в..юга, р..бота, ж..лтый, сп..сибо, д..рога, хле.., м..роз, до св..дан..я, х..р..шо, изв..ните.

— Это упражнение мы выполним устно. Вставьте пропущенные буквы в слова.

— Будем выполнять по цепочке, начиная с первого ряда.

— Кто допустил ошибки? Вам необходимо дома повторить написание этих слов.

— К каким из данных слов можно подобрать синонимы?

— А к каким словам можно подобрать антонимы?

— Назовите «вежливые» слова?

— Когда их употребляют в речи?

— Составьте предложение с одним из слов.

— Верно, молодцы ребята!

— Прочитайте упражнение 73 на странице 44(-ой) про себя.

— Прочитай _____________ вслух.

1.С моря дул студёный ветер (холодный, прохладный). 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась).

— Это упражнение мы будем выполнять по вариантам.

— На следующей строке в тетради запишите упражнение 73.

— Первый вариант будет выполнять 1 и 2 предложение. Второй вариант — 3 и 4 предложение.

— Спишите предложения, заменяя выделенные слова синонимами в скобках.

— Первый вариант будет разбирать 1 предложение по членам. Второй вариант – 4 предложение.

— Каким синонимом заменили слово СТУДЁНЫЙ? Почему?

— Каким синонимом заменили слово СВЕРКАЮТ? Почему?

— Каким синонимом заменили слово ЖАРКОЕ? Почему?

— Каким синонимом заменили слово ПРОНЕСЛАСЬ? Почему?

— Как ты _____________ разобрал первое предложение по членам?

— Как ты _____________ разобрал четвертое предложение?

— Верно ребята, молодцы!

— Закройте тетради.

— Откройте дневники, запишем домашнее задание, упр. 72 стр. 44.

— Закройте дневники, отложите на подставку.

— С каким новыми понятиями вы познакомились на уроке?

— Чему вы научились?

— Что вам понравилось?

— Если вам было интересно и легко работать на уроке, покажите веселый смайлик, если вам было сложно и неинтересно, покажите грустный смайлик.

— Одинаковое расстояние, сверху шляпка.

— Палочки не параллельные, шляпка на палочках, волнистая.

— ______________

— Полина.

— ______________

— Погода.

— Букву О.

— Это природное явление. Когда солнце светит или дождь идет.

— По-го-да.

— Это непогода.

— «Зашумела, разгулялась в поле непогода».

— Противоположные.

— Здесь есть противопоставление.

— Грустный – весёлый

— Чёрный – белый

— Толстый – тонкий

— Эти пары слов объединяет противоположное значение.

— Антонимы.

— Метель, буран, вьюга.

— Буря.

— Это синонимы.

— Синонимы – это слова, близкие, но отличающиеся оттенками значения слова, отвечающие на один и тот же вопрос.

-Речь должна быть красочной, точной, правильной, чтобы интересно было слушать.

— О словах антонимах и синонимах.

— Синонимы – это слова, которые пишутся по-разному, но смысл один.

— Антонимы – это противоположные по смыслу слова.

— В алфавитном порядке.

— Врач.

— Мир.

— Занимательный, прекрасный.

— Сзади, трусость.

— В переносном.

— Хмурится, может не только туча, но и люди.

— Не унывает, стоит, моргает, не обижается. Так говорят о людях.

— Букву А, -ча, -ща, пиши с буквой А.

— Букву И, это словарное слово.

— Букву Е, проверочное слово свЕт.

— Букву О, проверочное слово дОждь.

— Букву О, проверочное слово стОя.

— Букву И, проверочное слово обИда.

— Букву Е, проверочное слово вЕсело.

— Букву О, проверочное слово огОнь.

Синонимы и антонимы.

— ЗдраВствуйте, вОробьи, мОркоВь, суББота, Язык, Овёс, сахАр, мАгАзин, Альбом, вместЕ, весЕло, вЬюга, рАбота, жЁлтый, спАсибо, дОрога, хлеБ, мОроз, до свИданИя, хОрОшо, извИните.

— Вьюга – метель, пурга, вместе – вдвоем, втроем,

извините – простите.

— Здравствуйте – до свидания, сахар – соль, весело – грустно, работа – выходной, спасибо – пожалуйста, мороз – жара, хорошо – плохо.

— Здравствуйте, спасибо, до свидания, извините.

— Когда здороваются, желают здоровья; благодарят за что-то.

— Ответы детей.

— Холодный.

— Сияют.

— Безоблачное.

— Промчалась.

— С моря дул холодный ветер.

С – предлог

Моря- существительное

Дул – глагол

Холодный – прилагательное

ветер-существительное

ветер(какой?)холодный

Дул(откуда?)с моря

— По улице промчалась пожарная машина.

По – предлог

Улице — существительное

Промчалась – глагол

Пожарная – прилагательное

Машина – существительное

машина (какая?) пожарная

промчалась (где?) по улице

— Синонимы и антонимы.

Слайд 1

Слайд 2  — п..года

погόда

Слайд 3  — непогόда

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

 (определения слов)

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 10

(появляются пропущенные буквы)

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 12 (появляются пропущенные буквы)

Слайд 13

Слайд 14

(появляются синонимы)

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Тема урока:
«Синонимы.Антонимы».

Класс: 5

Тип урока:
изучение нового материала

Цель:
сформировать знания о синонимах, антонимах, мотивировать на совместную работу,
закрепить умения определять лексическое значение слова, способствовать развитию
умения использовать в речи синонимы и антонимы, сформировать умение работать со
словарями.

Планируемые
результаты:

Предметные
результаты:

·       закрепить 
умение определять лексическое значение слов

·       сформировать
умение подбирать слова – синонимы и антонимы  в  соответствии с  их 
лексическим  значением, умение использовать их в речи

·      
углубить знания о способах определения
лексического значения слова
;

·      
познакомить  учащихся с различными словарями
с целью дальнейшего их использования

Метапредметные результаты:

Регулятивные


определять
и формулировать цель деятельности


вместе с педагогом ставить новые учебные задачи

умение
высказывать своё предположение

•умение
контролировать процесс и результаты своей деятельности

•умение
адекватно воспринимать оценки

Познавательные


поиск и выделение необходимой информации для ответа на заданный вопрос


анализ,
сравнение;
выполнение разных по уровню сложности
заданий


ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с
помощью учителя


выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства

Коммуникативные


умение
слушать, слышать и понимать


донести
свою позицию до других: грамотно оформлять свою мысль в устной и письменной
речи


умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем

Личностные результаты:

·      
обогащение  словарного запаса

·       развитие
познавательного интереса

·       развитие
самостоятельности и личной ответственности за результаты собственной деятельности

·       сформировать 
навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

Образовательные ресурсы: учебник
русского языка для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженская, словари антонимов и
синонимов; ИКТ: проектор, экран, компьютер, интернет — ресурсы.

Структура
урока

1.     Мотивация к учебной
деятельности

Приветственное слово учителя:

— Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

— Начнём наш урок (проверка готовности
учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

2.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений
.

Учитель: Перед тем, как
приступить к изучению нового материала, нам необходимо повторить пройденный.

На партах перед вами
цветные карточки для ответов. Я  буду зачитывать утверждение, а ваша задача
поднимать карточку. Зелёной стороной, если ответ да, красной, если нет.

— Раздел науки о языке –
это фонетика (
нет)

— Лексическое значение
слова разъясняется в орфоэпических словарях (
нет)-толковых

— Однозначные слова имеют
одно лексическое значение (
да)

— Многозначные слова
имеют много значений, между которыми нет общего (
нет)-есть

— Слово кисть —
многозначное слово (
да)

— У слов могут быть
прямое и переносное значения (
да)

— В словосочетании холодный
взгляд — прилагательное используется в прямом значении (
нет)

На парте в листе
оценивания ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ!

1. Повторение (Лексика)

2.Определение темы урока

3. Составление интеллект-карты

          — всё получилось              
       

 

           — есть сомнения

 

           — нужна помощь         

Ребята, к какому выводу
мы с вами пришли?

Ученики: Нужно закрепить
материал, чтобы лучше понять новый.

Учитель: совершенно верно!

III. Самоопределение к
деятельности.

Учитель: Для определения темы
сегодняшнего урока вы будете работать в группах. Перед вами карточки со словами,
распределите их в 2 столбика по значению и объясните, на основании чего вы
сделали свой выбор.

Слова: красный, румяный,
доктор, лекарь, загадка, отгадка, сверкает, искрится, теряет, находит,
аккуратно, неряшливо, въезд, выезд, чудесный, волшебный.

Учащиеся работают в
группах, после проверяем.

Синонимы

Красный-румяный

Доктор-лекарь

Сверкает-искрится

Чудесный-волшебный

Антонимы

Загадка-отгадка

Теряет-находит

Аккуратно-неряшливо

Въезд-выезд

Учитель:
Молодцы!  Какие затруднения были на этом этапе работы?

Учитель:
А теперь давайте подумаем, что мы будем изучать сегодня на уроке? Как можно
сформулировать тему?

Ученики:
Синонимы и антонимы.

Учитель: Какие цели вы поставите
перед собой сегодня на уроке?

Ученики: Вспомнить определения
синонимов и антонимов. Узнать для чего они употребляются в речи?

V. Реализация построенного
проекта.

Учитель: Записываем дату и тему
урока в тетрадях.

Учитель:
Кто может сказать, какие слова называются синонимами? Антонимами?

Ученик:
Слова близкие по значению, противоположное значение.

Учитель:
Как мы можем проверить правильность определения?

Ученик:
Использовать учебник.

Учитель: Читаем учебник на с.162,166.

Учитель: В художественных
произведениях используется стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления
предметов, явлений и их свойств, которая в литературе называется антитезой:

твердый – мягкий, умный – глупый, верх – низ, глубоко
– мелко.

В литературе  антонимы
часто встречаются в названиях произведений:

«Толстый и тонкий»
А.Чехов

«Принц и нищий» М.Твен

«Война и мир» Л.Толстой

Учитель:
Если с синонимами затруднений практически никогда не возникает, то с антонимами
дела обстоят иначе. Я подобрала для вас несколько веселых стихотворений, чтобы вы
смогли лучше понять, что значит противоположные по значению слова – антонимы (раздаю
листочки со стихотворениями, дети читают вслух).

VI. Закрепление.

Учитель: Сейчас мы с вами
поработаем с отрывком текста, который посвящен одному из известнейших наших
земляков. Кому же?

Ученики: П.П.Бажову

Учитель: Совершенно верно.
Итак, перед вами текст (на партах) о П. Бажове. В некоторых предложениях есть
пропуски. Ваша задача – заполнить эти пробелы синонимами. В работе вам помогут
словари синонимов, которые лежат на партах.  

Те,
кто подробно изучили биографию Бажова, знали точно – этот человек прожил
долгую,             и счастливую жизнь, чего не скажешь о жизни большинства
писателей. Детство, под тягостью учебы, у него быстро перетекло в юность.
Мальчик был крайне             и сообразителен, о чем ему все время напоминали
учителя. Никто и подумать не мог, что Павлу Петровичу самому придется стать          .
Не получив университетского диплома, он ушел работать преподавателем в духовное
училище. Будучи студентом, Бажов           в Екатеринбурге и это, собственно
говоря, мешало ему          свои произведения. Ведь в строительных лесах,
двухэтажных домах и сплошной железной дороге невозможно найти вдохновение.
Поэтому он                      периодически               в родные края.

(Источник: Сочинение на
тему Екатеринбург — мой любимый город)

Выполняем проверку, слушаем
какие синонимические ряды получились.

Учитель: Молодцы! Теперь мы
с вами разгадаем кроссворд, который посвящен второй группе слов, о которых мы
сегодня говорим – антонимам.

Кроссворд на электронной
доске, дети отвечают с места.

IX.
Рефлексия.

Учитель: Пополнили ли вы сегодня багаж знаний?

Ученики: Да, знаем, что такое синонимы и антонимы, в чём их отличие друг
от друга и познакомились с новыми словарями.

Учитель: Достигли  ли вы поставленных целей?

Ученики: Да.

X.
 Выставление оценок за урок, домашнее задание.

Конспект урока русского языка 3 класс

ТЕМА: «Синонимы и антонимы»

Тип урока — комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала. 
Метод обучения — проблемно – поисковый, наглядно-иллюстративный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный  подход.

Педагогическая цель: создать условия для использования понятий синонимы и антонимы, формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы); способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: словари антонимов и синонимов, толковый словарь; компьютер, тетради на печатной основе «Русский язык 3 класс»;

Ход:

1.Орг. момент.

Актуализация знаний.

– На уроке я сижу –

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

– Проверим готовность к уроку

2.Актуализация и пробное учебное действие.

— Запишите дату, классная работа.

1.Минутка чистописания.

— Над письмом каких букв мы будем работать вы узнаете из загадок.

Дрожу от страха до сих пор! –

Воскликнуло полено

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

— Найдите одинаковые элементы в написании этих букв.

— Спишите.

Ргр // рр // грг // гг

2. Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

— Назовите орфограммы в словах.

— Спишите.

(Работа в парах.)

3. Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарём.

1) Соловей, игла, трава, сырник.

2) Корень, язык, зима, группа.

— Какие слова называются однозначными?

—Какие слова называются многозначными?

4. На слайде записаны буквы:

м, г, у, д, к, р, с, о, т.

— Составьте из этих букв слова.

— О ком так говорят « он познаётся в беде?

— Назовите орфограмму в слове друг?

— Как проверить орфограмму?

— Подберите родственные слова к слову друг.

— Скажите, а как определить, что это слова родственные?

— Какое лексическое значение у слова друг?

— Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова друг.

— Какие пословицы о друге вы знаете?

3. Выявление места и причины затруднения.

— Подберите к слову друг близкие по значению слова.

— Как называются слова близкие по значению?

— Подберите противоположное по значению слово к слову друг.

— Как называются слова противоположные по значению?

— Назовите тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы сможем ответить? Выберите их.

— Что такое подлежащее?

— Какие слова называются синонимами?

— Что такое природа?

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

— Правильно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на эти вопросы, а для этого совершим путешествие в страну « Синонимов и антонимов».

5.Физ.минутка

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик —

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться.

6. Реализация построенного проекта

— Наше путешествие начинается.

— Первый город на нашем пути – это волшебный город Синонимов.

— Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое синонимы.

— Внимание на экран. Поиграем в игру

1.Игра «Найди мне синоним»

— Запишите в тетрадь

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

2.На доске написаны пословицы.

Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните. Объясните смысл данных пословиц.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга – нет.

3. Учитель читает запись на доске.

— По нашей улице едут троллейбусы, едут автобусы, едут легковые машины.

— Понравилось ли вам предложение по конструкции? Почему?

— Как можно избежать повторения слов в предложении?

— Замените.

— Скажите, пожалуйста, как мы называем слова близкие по значению.

— Зачем синонимы нужны в нашей речи?

-В городе «Синонимов» вы прекрасно справились с заданиями, посмотрим, как вы выполните задания, предложенные в городе «Антонимов».

— Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое антонимы.

Работа в парах.

4. Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению. Запишите пары слов в тетрадь.

Трусливый, здоровый, правдивый, вежливый, храбрый, больной, лживый, грубый, трудиться, находить, лениться, пачкать, терять, чистить.

5. Сравните тигра и котёнка

ТИГР КОТЁНОК

По размеру:

По силе:

По характеру:

7.Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.

Работа в тетради на печатной основе упр.56

— Прочитайте. Подберите и запишите к каждому слову антоним.

8. Включение в систему знаний и повторения.

— Скажите, пожалуйста, как отличить синонимы от антонимов?

— Зачем они нужны нам в речи?

9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какое сейчас время года в природе?

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. Вот ствол дерева, а на столе под ним лежат листочки.

— Если вам было интересно на уроке, прикрепите – листочек красного цвета.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – зелёного.

10. Дом. Задание

Уч. С.42, правило, упр.70 (дети, которые получили за урок 5 и 4 , подберите 2 пословицы с антонимами)

Русский яз. 2 кл.

Синонимы и антонимы. Работа со словарями.

Цель: Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».

Задачи:

— Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

— Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

— Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Ход урока

I. Орг. момент. Психологический настрой

II. Сообщение темы урока..

— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

— Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.

Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом»

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные.

— Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)

Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)

Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)

Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)

Нет друга — ищи, а нашёл — ::.. (БЕРЕГИ)

Родная сторона — мать, а чужая — :::(МАЧЕХА)

Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

— Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.

— Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление»

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

III. Путешествие на остров Синонимов.

-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание

А) Инструкция:

У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

— ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

РЕБЁНОК ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕЛАТЬ ХОРОШО

Б) Проверка.

Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.

РЕБЕНОК — дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ — прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

ДЕЛАТЬ — сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.

ХОРОШО — неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.

— Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

«Какие слова называются синонимами?»

устроена выставка слов — луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.

— Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?

ЛУНА — МЕСЯЦ СОБАКА — ПЁС ДОКТОР — ВРАЧ

ЛОШАДЬ — КОНЬ БЕГЕМОТ — ГИППОПОТАМ

— Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

— Путешествие продолжается.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

IV. Работа в группах.

Задание для 1 группы.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Задание для 2 группы.

Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть — пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.

Задание для 3 группы.

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

Задание для 4 группы.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Приятелей много, а друга нет.

Свой хлеб слаще чужого каравая.

Проверка.

— Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

— Какой частью речи они являются?

— Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы

— Что такое синонимы?

Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

— Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

V. физминутка.

VI. На острове Антонимов

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня :? (прохлада)

Я антоним к слову «лето»,

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я :? (зима.)

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? — Это : (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь : (тишина).

— Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Минус — плюс, огонь — вода,

Дерзкий — осторожный:

Все антонимы всегда

Противоположны.

Игра «Противоположные слова»

Блиц – опрос . Ученик — называет антоним этого слова.

1 группа: Враг — друг, холод — жара.

— К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение

2 группа: Старый — новый, злой — добрый.

— А эти слова, к какой части речи относятся ? (прилагательные) –дайте определение

3 группа: Бездельничать — работать, огорчаться — радоваться.

— Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение

4 группа: Далеко — близко, высоко — низко. (наречия.) –дайте определение

— Какой можно сделать вывод? ( антонимы есть в каждой части речи.)

VIII. Динамическая пауза

IX. В пещере Тайн Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»

взаимопроверка

Худой (человек) — ________________, (толстый)

Худой (карман) — _________________, (целый)

Близкий (путь) — _________________, (далёкий)

Близкий (человек) — _______________, (чужой)

Весёлый (праздник) — ______________, (грустный)

Весёлый (смех) — ________________, (невесёлый)

Высокий (голос) — _________________, (низкий)

Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

— Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

— Что такое антонимы?

Антонимы — это слова противоположные по смыслу.

— Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

X. Бухта Творчества

Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

— Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

— С помощью каких слов передается это настроение?

-Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

-Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

-Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)

А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.

— Какое настроение передает ваш текст?

— Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы — слова близкие по смыслу)

Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

— Какое настроение передает ваш текст?

— Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы — слова противоположные по смыслу)

XI. Пристань «Вопрос — ответ»

Наш кораблик взял курс на пристань «Вопрос — ответ»

— Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?

— Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется — ЛЕКСИКА.

Лексика — словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

XII. Рефлексия

— Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

— Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.

-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

4 класс

УРОК №21

Тема: Синонимы и антонимы

Раздел «Слово в языке и речи»

Я вспомню понятия синонимы и антонимы.

Я научусь:

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.

Использовать в речи синонимы и антонимы.

Глоссарий:

Синонимы

Антонимы

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Толковый словарь

Словарные слова: библиотека, багаж, горизонт, прекрасный, шофёр.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  • Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
  • Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Электронные ресурсы по теме урока:

www.school-collection.edu.ru

http://ru-antonym.ru/ — словарь антонимов

http://ru-synonym.ru/ — словарь синонимов

Ход урока

1.Мотивационный модуль.

1. Посмотрите видеофрагмент из мультфильма.

Видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Как называется сказка, по которой снят этот мультфильм и кто её автор? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,Александра Сергеевича Пушкина)

Найдите и назовите слова, близкие по смыслу.

Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

(Путь, дорога.)

— Как называются слова, близкие по смыслу? (Синонимы)

2. Прочитай стихи Олеси Емельяновой.

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

— Найди слова, противоположные по смыслу. (Весёлый – грустный, добрый – злой)

— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

Сформулируй тему и цели урока.

Тема: Синонимы и антонимы.

Цели:

Я вспомню понятия синонимы и антонимы.

Я научусь:

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.

Использовать в речи синонимы и антонимы.

2.Объясняющий модуль.

1.Даны два рисунка.

— Рассмотри рисунки. Назови по рисункам слова – синонимы, слова – антонимы.

Ты можешь воспользоваться словарями синонимов и антонимов в учебнике стр. 154 – 155 или в интернете по данным ссылкам:

http://ru-antonym.ru/ — ссылка на словарь антонимов

http://ru-synonym.ru/ — ссылка на словарь синонимов

— Какие слова синонимы вы подобрали? (Болельщики, зрители, поклонники, почитатели, фанаты)

— Какие слова – антонимы вы подобрали? (Высокий – низкий, белый – чёрный, толстый – худой, большие – маленькие)

Составьте предложение по любому рисунку запишите его.

2. Работа с правилом.

— Сделай вывод:

Что такое синонимы?

Что такое антонимы?

— Проверьте свой вывод.

Видео:

1 слайд

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Например:

Азбука, алфавит

Родина, Отечество

2 слайд

Антонимы– слова, которые имеют противоположное значение

Например:

день – ночь

стоять — идти

– Совпадает наш вывод с правилом? (Да.)

4. Прочитайте текст.

Кошка Фея.

У нас в доме живёт кошка Ника. У кошки пушистая шёрстка, гибкое тело. Кошка звонко мурлычет и ловко ловит мышей. Я люблю свою кошку. Кошек одомашнили ещё первобытные люди. В древности у некоторых народов кошки считались священными животными. Люди, проявляйте заботу о своих кошках!

— Какое слово повторяется? Что необходимо сделать, чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов. (Заменить повторяющиеся слова – синонимами.)

— Отредактируй текст (замени повторяющиеся слова синонимами) и спиши его.

— Выпиши из текста предложение, в котором однородные члены предложения соединены союзом. Разбери его по членам предложения. (Задание в формате ВПР).

— Беседа.

— Для чего в языке нужны синонимы и антонимы? (Ответы детей)

— Синонимы помогают связывать части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, помогают более точно и ярко выразить свою мысль.

— Употребление антонимов, как и синонимов делают нашу речь более выразительной, богатой, яркой.

5. Словарная работа.

— Узнайте слова по их лексическому значению и запишите. Поставьте в словах ударение и подчеркните орфограммы.

— Где разъясняются лексические значения слов? (Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях)

1) Это слово имеет греческое происхождение и обозначает хранилище для книг. (библиотека)

2) Упакованные в дорогу вещи. (багаж)

3) Видимая граница неба и земной или водной поверхности. (горизонт)

4) Отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый. (прекрасный)

Библиотека, багаж, горизонт, прекрасный.

— Подбери синоним к слову багаж. (вещи, груз, ноша, кладь, поклажа)

— Подбери антоним к слову прекрасный. (ужасный)

3. Физкульминутка.

Руки вместе, руки врозь.

Глаза прямо, глаза вкось.

Ноги здесь, и ноги там.

Что за шум и что за гам.

— Назовите антонимы и синонимы в физкультминутке. (Антонимы: вместе – врозь, прямо – вкось, здесь – там. Синонимы: шум, гам.)

4. Тренировочный модуль.

Закрепление изученного материала.

  1. Соедини слова – антонимы парами.

чёрный сладкий трудиться вежливый сзади

врозь горький болезнь болтать здесь

белый бездельничать там здоровье молчать вместе

быстро медленно грубый впереди

  1. Подбери к словам синонимы из списка.

Ветер –

Белый –

Небо –

Бежать –

Думать-

Интересный-

Нестись, буря, увлекательный, белоснежный, небосвод, вихрь, небосклон, размышлять, ураган, мчаться, молочный, мыслить, занимательный.

  1. Распредели слова в две группы: синонимы, антонимы

Синонимы:

Антонимы:

Друг – товарищ; добро – зло; лёгкий – тяжёлый; метель – вьюга; находить – терять; смелость – храбрость; густой – редкий; грустить – печалиться.

4..Укажи правильный вариант ответа.

Синонимы — это

А. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

B. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

C. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

5.Укажи правильный вариант ответа.

Антонимы – это

А. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

B. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

C. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

5.Контрольный модуль

1. Работа со схемой.

Задание: Рассмотреть схему и соотнести определения.

Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Имеют противоположное значение

2.Заполни кроссворд.

При выполнении данного задания занеси ответы на предложенные вопросы в пустые ячейки кроссворда. Ввод ответов осуществляй с помощью подстановки букв, расположенных под кроссвордом.

По вертикали:

1.Антоним слова «маленький»

2.Синоним слова «небо»

3. Синоним слова «волнение»

4.Антоним слова «чужбина»

5. Синоним слова «доблесть»

По горизонтали:

1.Синоним слова «автомобиль»

2. Антоним слова «вражда»

3. Антоним слова «запад»

4. Антоним слова «юг»

5. Синоним слова «учтивый»

3

1

1

2

2

3

4

5

4

5

3.Собери пословицы. Объясни смысл пословиц.

Лучше горькая правда,

Где умному горе,

Вьюги да метели

Ученье свет,

Лодырь и бездельник –

Жди горя от моря,

чем сладкая ложь.

а беды от воды.

под февраль полетели.

там глупому веселье.

а неученье — тьма.

им праздник и в понедельник.

4.Распредели пословицы в две группы:

1 группа с синонимами: 2 группа с антонимами:

Жди горя от моря, а беды от воды.

Вьюги да метели под февраль полетели.

Лодырь и бездельник — им праздник и в понедельник.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Где умному горе, там глупому веселье.

Ученье свет, а неученье — тьма.

6.Рефлексия.

— Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

— Какие слова называются антонимами? Приведи примеры.

— Для чего используют в речи синонимы и антонимы? (Употребляя антонимы и синонимы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.)

— Закончи утверждения:

Я узнал …

Я научился …

Я понял …

У меня получилось,,,

У меня не получилось …

7. Домашнее задание.

Выписать из словаря антонимов и словаря синонимов (учебник с. 154 – 155) по пять пар синонимов и антонимов. С одним из слов составить предложение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конспект синоним русского происхождения
  • Конспект про синонимы
  • Конспект на тему синонимы
  • Конспект логопедического занятия синонимы
  • Конспект занятия слова синонимы