Конспект стилистическое использование синонимов

Обновлено: 02.05.2023

Синонимы– это слова близкие или тождественные по своему значению, означающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистическими признаками.

1) идеографическая (отличается оттенком значения)

2) стилистическая (отличается сферой употребления)

Абсолютных синонимов, как правило, нет.

Важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством точного выражения мысли.

художественном произведении в случае стилизации либо нарочито возвышенного дела к какому-либо из героев.

Стилистические функции синонимов:

1. употребление в том или ином стиле языка

2. принадлежность к группе лексики, за пределами литературного языка

3. отношение к современному языку

4. экспрессивно-эмоциональной (оценочной)

Стилистические значения синонимов:

При употреблении нескольких синонимов одновременно они могут выполнять функции:

6. градация (нанизывание синонимов)

Скрытое использование синонимов Стилистические неоправданное использование синонимов

Автор и редактор при составлении текста должны определить, что разъединяет синонимы, что позволяет отличать друг от друга соотносительные речевые средства.

Причиной стилистических ошибок или погрешностей часто становится неудачный выбор синонима, что приводит к неточности словоупотребления, к нарушению лексической сочетаемости, речевой избыточности, нарушению градации.

Ошибки устраняются синонимической заменой слов, которые стали причиной неточного словоупотребления.

Языковые особенности устной речи. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Приветствие. Обращение. Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Существуют формулы этикета, которые должен соблюдать каждый человек, чтобы достичь уважения и успеха:

• не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами.

Также очень важно уметь слушать и уметь говорить со своим собеседником.

Существуют правила для слушающих:

а) если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прерваться и выслушать, о чем он говорит. Этикет гласит: отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности;

б) имейте такт, терпение выслушать все внимательно до конца. В крайнем случае тактично перенесите время беседы или попросите его обратиться к другому сотруднику;

в) никогда не перебивайте собеседника, даже если у вас возникло гениальное решение вопроса или замечательная мысль, не перебивайте и не отвлекайтесь, если монолог затянулся;

д) заинтересованность подчеркивается взглядом, мимикой, жестами;

е) во время слушания необходимо определиться (согласен или нет) и быть готовым дать ответ.

Правила для говорящего:

а) избегать прямых негативных оценок личности собеседника;

б) снимать категоричность в речи;

г) уметь встать на точку зрения партнера;

д) смотреть на слушающего, повышая его степень заинтересованности;

е) начинать разговор с легкой темы, устанавливая желательный контакт, продумать переход к основному вопросу;

з) использовать паузы, т.к. концентрация внимания: от 45 секунд до 1,5 минуты;

и) исходить из того, что собеседник — не противник в споре, не оппонент, а партнер.

Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми. Особенно это важно в сфере деловых отношений, где от симпатии или антипатии собеседников друг к другу может зависеть принятие решения. Приветствие с улыбкой является нормой повседневного общения деловых людей.

Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикетом предусмотрены определенные нормы, которыми не следует пренебрегать. Эти нормы указывают, когда и как необходимо представлять и быть представленным. Необходимо помнить следующее:

1. Языковые особенности письменной речи. Этика письменного речевого общения.

Письменная речь – это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов. Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.

Всякий письменный текст – это сложное высказывание о действительности.

Из произведений античной литературы известно, что уже в те времена существовал этикет делового письма. Так, письма античного периода должны были начинаться с имени отправителя, затем следовало имя адресата, потом приветствие, сопровождавшееся приятными пожеланиями, и только затем шел текст.

Некоторые правила служебного речевого этикета:

Если в обращении указываются имя и отчество, а фамилия не называется, то обращение приобретает несколько личный характер. Включение же в формулу обращения фамилии адресата придаст тексту документа вежливо-официальный характер.

2. Категории одушевленности (неодушевленности). Иногда составители текста не различают эти категории, что может привести к нарушению этики. Например, текст следующего объявления: «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выписываются в архив, а затем уничтожаются»»- может нанести обиду тем, кому он адресован.

4. Роль вида глагола. Когда нужно подчеркнуть, что действие свершилось, используется совершенный вид глагола, а сели действие находится в развитии — несовершенный вид.

5. Употребление вводных слов и оборотов. Удачно найденное вводное слово, кстати сделанное обособление снимают напряженность тона изложения. Так, фраза «Ваша просьба не может быть удовлетворена по следующим причинам» весьма категорична, а ее этикетная реакция: «К сожалению, Ваша просьба не может быть удовлетворена» — заметно снижает напряженность текста.

6. Местоимение «я» в деловой переписке. Имеет место тенденция утраты местоимения «я» в деловом письме. Своеобразие русского языка заключается в том, что субъект действия не обязательно выражается местоимения «я». Указание на первое лицо единственного числа выражается окончанием.

7. Употребление местоимения «он».

8. Тон служебного документа. Основное требование, предъявляемое к официальному письму, — объективность содержания, что обуславливает, как правило, нейтральность тона изложения. Официальные письма пишутся в доброжелательном тоне, не допускается иронизирование, проявление грубости и т.п.

Деловые телефонные переговоры — это не столько правила этикета, сколько выработанные риторические приемы. Также очень важно уметь формулировать собственные мысли и максимально владеть приемами повышения эффективности текущих продаж.

Общие правила ведения деловых переговоров примерно следующие:

— Начиная деловые телефонные переговоры очень важно поздороваться, назвать свое имя, свою фамилию, свою должность и компанию;

— Важно употреблять те формулировки, которые так или иначе уточняют то, располагает ли Ваш собеседник возможностью и желанием уделить время разговору, и если он занят, то имеет смысл уточнить или назначить то время, когда Вы можете перезвонить, и деловые телефонные переговоры реально могут состояться;

— В процессе разговора важно держать примерно средний темп речи, не падая в одну из крайностей. Деловые телефонные переговоры подразумевают то, что Вы не будете тараторить, или же затягивать слова;

— Собеседника важно называть по имени-отчеству или же по имени, в том случае если он допускает такое обращение;

— Не стоит заставлять себя ждать у аппарата или же настаивать на разговоре с тем собеседником, который не заинтересован в беседе или же занят;

— Если Вы не ведете конференцию, нельзя разговаривать одновременно с несколькими людьми — это неуважительно и контрпродуктивно. Деловые телефонные переговоры таким образом не состоятся на должном уровне;

— Ни в коем случае нельзя перебивать собеседника;

— Обычно переговоры заканчиваются тем, кто позвонил;

— Неграмотно кричать в трубку, если связь слишком плохая. Лучше перезвоните позже; — Улыбайтесь в процессе разговора (это слышно по телефону). Это достаточно располагающе действует.

Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловая беседа по телефону – самый быстрый деловой контакт и особое умение. Телефонное общение имеет большое значение, так как это самый простой способ установления отношений; телетайпы, факсы лишь дополняют их. Умение деловых людей вести телефонную коммуникацию влияет и на их личный авторитет, и на репутацию организации, которую они представляют. Подсчитано, что каждый разговор по телефону длится в среднем от 3 до 5 минут. Следовательно, в общей сложности, например, руководитель теряет в день на телефонное общение около 2 – 2,5 часов, а иногда – от 3 до 4,5 часов. Телефонные звонки нарушают нормальный режим работы, разбивают рабочий день на короткие отрезки времени средней продолжительностью 10 – 30 минут, что не позволяет сосредоточиться на проблемах.

Деловая беседа представляет собой форму устного обмена деловой информацией между двумя или несколькими людьми. Официальные решения по итогам бесед принимаются далеко не всегда, однако участники получают информацию для размышлений и последующих действий. Деловые беседы бывают:

• по характеру – официальными и неофициальными (рабочими);

• по направленности – целевыми (преследующими конкретные задачи) и общими (для обмена информацией по теме);

• по степени свободы – регламентированными и нерегламентированными;

• по уровню собеседников – равноправными (с партнерами, коллегами на сопоставимых должностях) и неравноправными (с начальниками, подчиненными, особо важными или, наоборот, зависимыми внешними партнерами);

• по адресу – обращенными вовне (с деловыми партнерами, поставщиками, потребителями, инвесторами, заказчиками, представителями регулирующих органов или общественности, СМИ и т.п.) и обращенными вовнутрь предприятия (с подчиненными, начальниками, коллегами)

Анкетирование – это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета – это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования. В настоящее время используется несколько видов анкетирования: раздаточное, почтовое и с помощью средств массовой информации. Раздаточное анкетирование заключается в непосредственном получении респондентом анкеты из рук исследователя или анкетера. Этот вид анкетирования позволяет получить практически 100 %-й возврат анкет и гарантирует добросовестное их заполнение. При почтовом анкетировании анкеты рассылаются. Здесь имеет место достаточно низкий процент возврата анкет. Этот вид анкетирования целесообразно использовать при опросе экспертов. Анкетирование с помощью средств массовой информации предусматривает размещение анкет в газетах и журналах. Процент возврата таких анкет по почте составляет около 5 %.

Основные личные данные – адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение.

Цель обращения – на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендуете, с дальнейшим обоснованием своих претензий.

Опыт работы – даты мест работы, занимаемых должностей, выполняемых функций и профессиональных достижений.

Образование – даты, учебные заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация; награды, призы и звания.

Дата составления резюме – свежая дата повышает достоверность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что давно ищете работу в разных местах.

Основными требованиями, предъявляемыми к стилю написания резюме, являются:

• краткость: отсутствие лишних слов, сокращений и терми­нов;

• конкретность: отсутствие неточной или лишней информа­ции, не имеющей отношения к вакансии;

• целенаправленность: изложение главных сведений, подтверж­дающих право претендовать на данную должность;

• честность: отсутствие недостоверной информации. Собеседование при поступлении на работу. От успеха вашего собеседования будет зависеть, возьмут ли вас на желанную рабо­ту, поэтому к нему надо подготовиться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СЛОВЕСНОСТЬ. 10 КЛАСС. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СИНОНИМОВ.

1. Составление конспекта §46 (Горшков).

2. На доске Стилистическая функция синонимов

Стилистическая функция синонимов выражается по-разному:

1) с точки зрения употребления в том или ином стиле языка; ср.: нейтр. (общеупотребительное) растратить — книжн. расточить — разг. растранжирить; нейтр. признаки наступления кризиса — книжн. симптомы наступления кризиса;

2) с точки зрения принадлежности к той или иной группе лексики, находящейся за пределами литературного языка: беседовать — гуторить (диал., обл.) ; лицо — рожа (прост.);

3) с точки зрения отношения к современному языку: актёр — лицедей (устар.); вместе — вкупе (устар.);

3. Упражнения (Розенталь. Практическая стилистика. С. 72.)

Упражнение 1. Укажите стилистическую функцию выделенных слов. Подберите к ним синонимы.

— Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.

— Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка. Старушки, они всегда преставляются. Или Богу душу отдают, — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, — значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее — та, считается, Богу душу отдаёт.

— То есть как это считается? У кого это считается?

Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеич спросил:

— Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

4. Д/з: выучить материал, доделать упражнения (опираясь на словарь синонимов).

Русский язык предоставляет поистине неисчерпаемые возможности для выражения самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. В нашем родном языке существует множество различных средств, позволяющих по-разному передать одно и то же понятие, но, пожалуй, центральное место здесь занимают синонимы.

Синонимы — это различные по написанию и звучанию, но похожие по смыслу слова. Например, к слову замечательный можно построить следующий синонимический ряд: отличный, исключительный, первосортный, превосходный, шикарный, классный, потрясный и т.д.

В большинстве случаев слова синонимы НЕ являются родственными (однокоренными). Но не всегда. Например слова жильё и жилище имеют общий корень и при этом составляют синонимическую пару.

Как правило синонимы принадлежат к одной части речи. Однако возможны пограничные ситуации. Например синонимом причастия настоящего времени грохочущий может выступать прилагательное гремучий. Это вполне объяснимо, ведь причастие сочетает в себе свойства как глагола, так и прилагательного.

Зачем нужны синонимы?

Синонимы выполняют несколько функций. Первая — функция замещения: автор может заменить слово близким по значению и, тем самым, привнести в речь разнообразие и избежать назойливых повторений.

Но это не единственное, зачем могут понадобиться слова-синонимы. Как мы видели выше, схожие по значению слова тем не менее могут выражать различные смысловые оттенки, а значит позволяют более точно и ясно передать мысль. Это — функция уточнения.

Здесь можно привести пример из творчества классиков. Так, например, исследователи-литературоведы при изучении черновиков Александра Сергеевича Пушкина сделали интересное наблюдение. В романе «Дубровский», описывая впечатление главного героя от встречи с враждебно настроенным Троекуровым, автор изначально употребил такие слова: «Заметил злобную улыбку врага», но потом два из них заменил синонимами: «…ядовитую улыбку своего неприятеля». Исправление сделало высказывание более точным.

Примечание. В окончательной версии романа классик ещё раз всё переиграл:

В тот же день Дубровский отправился в город; на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника.

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сертучок его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев.

Синонимы могут выполнять экспрессивно-стилистическую функцию. С использованием слов-заменителей автор может выдержать ту или иную стилистику текста, придать определённым словам и выражениям более яркую эмоциональную окраску.

Так, например, в официальных документах лучше обойтись без использования разговорных форм, а в художественном тексте можно добавить красок и живости, подобрав аналоги с яркой эмоционально-экспрессивной окраской.

Приведём пример из повести «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» известной детской писательницы Астрид Линдгрен:

Я думаю, этого делать нельзя, – передразнил он Малыша.

– А что, по-твоему, можно? Лучше швырнуть вниз пакет с тухлыми яйцами? Это тоже одна из странных фантазий твоей мамы?
Карлсон снова взлетел и снова грузно шмякнулся на пол как раз перед Малышом.

– Могу сказать, что вообще ты и твоя мама – самые странные люди на свете, но все же я вас люблю. – И Карлсон потрепал Малыша по щеке.

Обратите внимание на фразы, которым автор (а в данном случае замечательный филолог и переводчик Лилианна Лунгина) с использованием синонимов придал более яркую окраску:

  • швырнуть вниз (бросить резко, с силой)
  • шмякнуться на пол (упасть, издав глухой звук)
  • потрепать по щеке (ласково похлопать)

Заимствованные слова и неологизмы

Ещё одним, особенно актуальным сегодня, применением синонимов будет подбор родных аналогов к словам, заимствованным из иностранных языков:

Взгляните на приведённые пары:

  • лингвистика — языкознание, языковедение
  • акт — действие
  • дефект — недостаток, поломка
  • эксперимент — опыт
  • аморальный — безнравственный
  • бойфренд — парень
  • конкурс — состязание
  • коррекция — правка
  • хобби — увлечение
  • финальный — окончательный
  • реформа — преобразование
  • бизнесмен — предприниматель
  • голкипер — вратарь

Как видите, для большинства заимствованных слов можно подобрать «свои» синонимы. Ведь речь, перенасыщенная неологизмами, далеко не красит рассказчика.

Но есть и оборотная сторона. Как вы помните, синонимы не являются тождественными друг другу. И в некоторых устоявшихся словосочетаниях заимствованное слово будет звучать более естественно.

Так, например, «акт приёма передачи» — это уже устоявшееся наименование документа, хотя в некоторых ситуациях допустимо употребить синоним «протокол приёма передачи». Но здесь кроется подвох: слово протокол также заимствованное.

Или взять словосочетание «дефект речи». Это устоявшийся термин и искать синонимы тут ни к чему.

А вот сказать «во втором действии пьесы» будет также уместно, как и «во втором акте пьесы». Разница будет минимальная. За тем лишь исключением, что существительное действие образовано от исконно русского глагола делать (старо-славянское дѣлати). А вот слово акт имеет латинские корни и пришло в русский язык из немецкого языка во времена Петра Великого.

Интересный факт. Слово шашлык имеет тюркские корни и переводится как «мясо, приготовленное на вертеле». Но слово пришло к нам только в 17-м веке, а до этого блюдо называлось по-другому — «верчёное».

Как подобрать синонимы

Зачем нужны слова-синонимы в языке мы с вами более менее разобрались. Но как подобрать нужное слово-заменитель или построить синонимический ряд?

Если у вас достаточно широкий словарный запас, то подобрать схожие по значению слова не составит никакого труда. Просто представьте в голове описываемый предмет или явление и постарайтесь выстроить цепочку ассоциаций.

Возьмём, к примеру, словосочетание лихой гонщик. Сразу рождаются ассоциации скорость, опасность, безшабашность, безрассудность, риск. Как можно охарактеризовать человека, который любит совершать безрассудные, рискованные поступки? Как один из вариантов, подойдёт разговорное прилагательное безбашенный. И действительно, безбашенный гонщик или безбашенный водитель подойдёт как нельзя лучше.

А вот сказать неосторожный водитель нельзя — смысл полностью изменился. Тут скорее подойдёт одно из словосочетаний: невнимательный водитель или рассеянный автолюбитель.

А что делать, если синонимы никак не идут в голову и к слову не удаётся подобрать удачную замену? В таком случае можно воспользоваться словарём синонимов или словарём ассоциаций. Там всегда можно найти неочевидные варианты, а иногда и вовсе узнать новые для себя слова. Собственно использование словаря синонимов является замечательным способом пополнения собственного словарного запаса.

Отличные словари синонимов с возможностью удобного поиска можно найти здесь: словарь синонимов русского языка.

Не забудьте добавить их в закладки или сделать репост статьи, чтобы не потерять.

Время подвести итоги и просуммировать всё, что мы узнали о синонимах.

Синонимы — это слова, близкие по значению, но различные по написанию и звучанию. Они могут передавать различные смысловые оттенки, или отличаться стилистической окраской или и то, и другое вместе.

  • могут быть как однокоренными словами (жильё, жилище), так и нет;
  • чаще всего относятся к одной части речи.
  • избежать в тексте однообразия и избавиться от навязчивых повторений (функция замещения);
  • придать высказыванию тот или иной оттенок и тем самым более точно передать мысль в речи или на письме (функция уточнения);
  • выдержать определённую стилистику текста, придать высказыванию более яркую окраску (экспрессивно-стилистическая функция).

А помните мы говорили про неоправданное употребление в речи иностранных слов? В определённом контексте, подобрав слово-синоним, можно заменить заимствованное слово «своим».

В уроке даётся понятие о лексических и стилистических синонимах,оттенках их значений.Вводится понятие контекстных синонимов и объясняется их роль в тексте.

Вложение Размер
otkrytyy_urok_5.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

— познакомить с градацией как средством выразительности речи.

— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

(См. приложения к уроку)

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Подберите синонимы к данным словам:

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

Лексическая синонимия по праву заслуживает самого пристального внимания стилиста. Знание синонимических богатств родного языка — необходимое условие речевой культуры человека.

Словари, представившие и описавшие русскую синонимию, содержат неоценимый материал для изучения выразительных возможностей языка, его лексических богатств, стилистического многообразия. Однако успехи в создании синонимических словарей русского языка не исключают трудностей в теоретической разработке проблем лексической синонимии. Само понятие синонимии получает у лингвистов разное истолкование. Ученые спорят о том, какие слова считать синонимами, как их классифицировать, какие критерии синонимичности являются определяющими. При этом высказываются разнообразные, часто противоречивые мнения.

На наш взгляд, важнейшее условие синонимичности слов — их семантическая близость, а в особых условиях — тождество. В зависимости от степени семантической близости синонимичность слов может проявляться в большей или меньшей мере. Например, синонимичность слов спешить — торопиться выражена яснее, чем, скажем, слов смеяться — хохотать — заливаться — закатываться — покатываться — хихикать — фыркать — прыскать, имеющих значительные смысловые и стилистические отличия. Наиболее выраженный характер получает синонимия при смысловом тождестве слов (ср.:здесь — тут, языкознание — лингвистика).

В современной лексикологии достигнута четкость в определении хронологических границ синонимии. При установлении синонимических отношений необходимо учитывать синхронность рассматриваемых лексических единиц. Не образуют, например, синонимического ряда слова странник и турист: они относятся к разным историческим эпохам. Справедливо критикуется выделение так называемыхконтекстуальных, или функционально-речевых, синонимов, к которым относят слова, сближаемые по значению только в определенном контексте.

Уточнение понятия синонима ведется и в направлении разграничения синонимов и вариантов слов. В отличие от синонимов, варианты слов полностью совпадают в значениях при некоторой модификации фонетического, орфографического или орфоэпического оформления (ср.: полночь — полуночь, Фадей — Фаддей, индустр и я — инд у стрия). Выделение морфологических вариантов слов возможно в том случае, когда у них разные окончания (георгин — георгина) и разные словообразовательные морфемы, которые, однако, не изменяют лексического значения слова (близнецы — близнята).

1.3.2. Типы лексических синонимов

Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (от гр. semantikos — обозначающий) (молодость — юность, красный — багровый — алый).

Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются стилистическими. К ним относятся: 1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи [ср.: жить (межст.) — проживать (офиц.-дел.), новобрачные (офиц.) — молодые (разг.)]; 2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки [ср.: (разг.) толковый (с положительной окраской) — башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул — ляпнул — брякнул — отколол — отмочил — выдал]. Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.

1.3.3. Стилистические функции синонимов

Важнейшая стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения.

Так возникают ряды синонимов, позволяющих с предельной точностью детализировать описание явлений действительности.

А.С. Пушкин, описывая впечатление Дубровского от встречи с враждебно настроенным Троекуровым, вначале употребил такие слова: Заметил злобную улыбку врага, но потом два из них заменил синонимами: … ядовитую улыбку своего неприятеля . Это исправление сделало высказывание более точным.

Всё это случаи открытого использования синонимов , потому что в самом тексте синонимы как таковые отсутствуют. Мы видим уже стилистически обработанный материал, где слова употреблены в точном соответствии с их значением и эмоционально-экспрессивной окраской, но за каждым словом можно подразумевать синонимический ряд слов-конкурентов, из которых автор выбирал наиболее подходящие. И только изучение рукописей вводит нас в творческую лабораторию писателя, позволяет проследить, как шел отбор лексики.

Различные стилистические функции в речи получают синонимы при открытом их использовании, т.е. при употреблении в тексте нескольких синонимов одновременно.

Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль (Он словно потерялся немного, словно сробел . — Т.). Один из синонимов в таких случаях может сопровождаться словами, подчеркивающими его значение (Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых. — С.-Ц.).

Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых ими понятий; в этом случае автор обращает внимание на различия в их семантике (Врача пригласить , а фельдшера позвать . — Ч.).

В особых случаях синонимы выполняют функцию противопоставления (Он, собственно, не шел , а влачился , не поднимая ног от земли. — Купр.).

Важнейшая стилистическая функция синонимов — функция замещения, когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках. Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах. — Т.).

Разнообразить речь помогают и близкие по значению слова, не принадлежащие к синонимам (Лорд Байрон был того же мненья; Жуковский то же говорил. — П.). Необходимость избегать повторения слов особенно часто возникает при передаче диалога. Для обозначения факта речи употребляются различные глаголы (. — Душевно рад, — начал он (. ). — Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович. (. ) — Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петрович (. ). — Сейчас, сейчас, — подхватил отец. — Т.). Подбирая новые слова для обозначения близких понятий, писатели не механически заменяют одно слово другим, а учитывают их разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки.

Для создания градации можно использовать не только синонимы, но и слова, связанные общностью значений, не доходящей до синонимии. Например: Настанет день — печальный, говорят! — Отцарствуют, отплачут, отгорят , — остужены чужими пятаками, — мои глаза, подвижные, как пламя. И — двойника нащупавший двойник — сквозь легкое лицо проступит — лик (Цв.).

Синонимия создает широкие возможности отбора лексических средств, но поиски точного слова стоят автору большого труда. Иногда нелегко определить, чем именно различаются синонимы, какие они выражают смысловые или эмоционально-экспрессивные оттенки. И совсем не просто из множества слов выбрать единственно верное, необходимое.

1.3.4. Стилистически не оправданное употребление синонимов

Для автора и редактора важно не столько то, что объединяет синонимы, сколько то, что их разъединяет , что позволяет отличать друг от друга соотносительные речевые средства, потому что из многих близких по значению слов необходимо выбрать единственное, которое в данном контексте будет лучшим.

Рассмотрим примеры стилистической правки текстов, в которых неправильный выбор синонимов привел к неточности словоупотребления:

1. Екатерина была поставлена на престол. 1. Екатерина была возведена на престол.
2. Последователем этого философского учения был знаменитый мракобес Фома Аквинский. 2. Последователем этого философского учения был известный мракобес Фома Аквинский.
3. Имя драматурга знакомо во многих странах. 3. Имя драматурга известно во многих странах.
4. Теннис культивируется в нашем городе с 1949 года. 4. Теннис развивается в нашем городе с 1949 года.

Нередко в результате неточного выбора синонима нарушается лексическая сочетаемость, например: Старый моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. О кителе лучше сказать парадный, тем более, если важно обратить внимание на нарядный вид моряка. Причиной лексических ошибок в рассмотренных предложениях являются не синонимы как таковые, а неумение использовать выразительные возможности языковой синонимии. Нередко приходится наблюдать и неправильное употребление синонимов в тексте.

Если говорящий затрудняется дать точное определение того или иного понятия, может возникнуть неоправданное нанизывание синонимов, которые выражают мысль приблизительно, порождая речевую избыточность: Во время сессии трудно приходится тем студентам, у которых много пропусков и прогулов , пробелов и недоработок ; Нарушение правил пользования газом приводит к беде , к несчастью , к драматическим последствиям и трагическим случаям. Такое употребление синонимов свидетельствует о беспомощности в обращении со словом, о неумении точно выразить мысль; за многословными предложениями кроются вовсе не сложные истины: Во время сессии трудно приходится студентам, которые пропускали занятия и не освоили тех или иных разделов программы; Нарушение правил пользования газом приводит к несчастным случаям.

Стилистическая правка предложений, в которых неоправданное употребление синонимов создает плеоназмы, чаще всего сводится к устранению речевой избыточности. Так, следует исключить выделенный синоним в предложении: Это обеспечило ритмичную и бесперебойную работу предприятия.

Читайте также:

      

  • Олимпиада конспект занятия старшая группа
  •   

  • Повесть временных лет конспект урока 5 класс выбор веры
  •   

  • Фонетика гласные звуки 5 класс конспект урока с презентацией
  •   

  • Конспект папоротниковидные хвощевидные плауновидные
  •   

  • Конспект занятия в гости к сказкам

Урок
№6.

 Синонимы
и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов

Задачи
урока:

знать понятия «синоним», «синонимический ряд»;

уметь подбирать синонимы к предложенным словам,
составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.

Цели:

обучающие – познакомить
учащихся с понятиями синоним и синонимический ряд;

сформировать умение подбирать синонимы к словам;

формировать умение использовать синонимы в устной и
письменной речи;

развивающие – развивать
речевую и мыслительную деятельность учащихся;

воспитательные
воспитывать интерес к русскому языку. 

Тип
урока:
изучение
нового материала.

Технология:
урок-диалог с элементами урока-практикума.

Формы
работы:
индивидуальная,
групповая, фронтальная.

Планируемый
результат:
в
ходе урока

учащиеся
получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании
синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи;
научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать
выводы.

Оборудование
к уроку:

мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов,
раздаточный материал.

Ход
урока:

I.
Организационный момент.

Приветствие. Запись числа и классной работы
в тетради.

1.      Актуализация
прежних знаний.

1.1
Терминологический диктант

1. Слова,
одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому
значению , — это…

2. Слова одной
части речи, противоположные по лексическому значению, — это…

3. Словарный
состав языка – это…

4. Раздел науки, в
котором изучается словарный состав языка, — это…

5. Словарный
запас  конкретного человека – это…

6. Слова, которые
имеют два или более лексических значения называются…

7. Слова,
употребляемые жителями той или иной местности, называются — ….

8. Устаревшие слова
– это…

9. Новые слова
называются ….

     
10. Слова, которые имеют одно лексическое значение, — это…

1.2
Исключите лишнее слово и объясните свой выбор.

n  Сила,
мощь, могущество, слабый.

n  Большой,
великий, огромный, громадный, счастливый.

n  Блестеть,
сверкать, сиять, снимать.

n  Смелый,
храбрый, мужественный, трусливый.

— Чем различаются данные
слова?

— Что же такое синонимы? (Синонимы
– это слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень близкие по значению.  Синонимы,
как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как
взаимозаменяемые элементы высказывания).

2.       Подготовка
учащихся к восприятию нового учебного материала

 Слайд 6

         3.
Изучение нового материала.

      Слайды
7-10

3.1 Виды синонимов

Лексические

Стилистические

Синтаксические

Относятся
к одной и той же части речи, различаются оттенками значения

Отличаются
сферой употребления

Разное
построение, но одинаковое значение

Сердиться,
злиться, беситься, серчать

Лик –
лицо — мордашка

Начать
работу – приступить к работе

3.2 Роль синонимов
в речи

— придают речи
красочность и выразительность;

— делают речь
яркой и разнообразной;

— помогают точнее
выразить мысли и избежать повтора одного и того же слова

3.3 Синонимический
ряд
– это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.

Могут
быть синонимические ряды:

n  существительных
(работа, труд, дело, занятие);

n  прилагательных
(влажный, мокрый, сырой);

n  глаголов
(бежать, спешить, торопиться);

n  наречий
(тут, здесь);

n  фразеологизмов
(переливать из пустого в порожнее, носить воду решетом).

4. Закрепление материала.

При выполнении
каждого самостоятельного выполненного задания ставьте себе оценку.

1. Прочитаем
стихотворение и найдем синонимы

Мы с приятелем
вдвоём

Дружно, весело
живём.

Я  иду, и он
шагает.

Я смеюсь,  хохочет
он

Если  стану я
грустить,

То печалится и он.

Мы спросить хотим
у вас,

Где синонимы у
нас?

 (иду, шагает,
смеюсь, хохочет, грустить, печалится)

2. Теперь выполните
подобное задание самостоятельно. На это вам отводится 3 минуты.

1.Зябнет
осинка,                                 2. Метели, бураны и вьюги

Дрожит
на ветру,                                   Зимой устают от них люди.

Стынет
на солнышке,                          Нам хочется солнца и снега,

Мерзнет
в жару.                                     И чистого звёздного неба.

3.
Спешит, торопится весна,                4. Лето — жаркая пора!

И
солнце светит ярко.                              Знойная погода.

Бегут
ручьи, звенит капель.                   И не прохладней вечера,

И
скоро будет жарко.                                Чему рада детвора.

Проверь
себя!

1.      Зябнет,
дрожит, стынет, мерзнет;

2.      Метели,
бураны, вьюги;

      3.   Спешит,
торопится;

      4.   Жаркая,
знойная.

3. Найди
лишнее.

а)
ежеминутно, ежесекундно, ежедневно, ежевика.

б)
отлично, хорошо, потрясающе, тряска.

в)
хохотать, улыбаться, смеяться, одеваться.                           

г) жаркий,
палящий, знойный, холодный.

4.
Выписать имена прилагательные, обозначающие  хорошие качества человека:
 
   

трусливый,
храбрый, робкий, смелый, нерешительный, отважный.

3.
Расположите по возрастающей градации смысловые синонимы.

n 
Просить,
умолять, говорить   (говорить, просить, умолять)

n 
Нестись,
бежать, мчаться     (бежать, мчаться, нестись)

4.
Расположите синонимы по степени уменьшения интенсивности обозначаемых действий
или признаков.

n 
Кричать,
шептать, говорить        (шептать, говорить, кричать)

5.
Подберите к данным словам синонимы.

n 
Родина,
смелый, друг, блестеть.

Проверь себя:

Родина,
Отчизна, Отечество

Смелый,
храбрый, мужественный

Друг,
товарищ

Блестеть,
сверкать, искриться

6. Составь
синонимический ряд, соединяя слова трех столбиков

Волшебник                  
еда                            
коченеть

пища                             мерзнуть                    питание

зябнуть                         кудесник                     мешковатый

использовать              
ошибочный              
 маг

неуклюжий                   употреблять
             применять

неправильный           
нескладный               
неверный

7. Какие из
данных синонимов разговорные и просторечные?

Болтать, разговаривать
бродить, болтаться
дуться, сердиться
несется, бежит

Устно
составьте с ними предложения.

8.
Заменить синонимом фразеологический оборот:

n 
На
скорую руку —    быстро

n 
Куда
глаза глядят – неизвестно куда

n 
Спустя
рукава – плохо работать

n 
Хоть
шаром покати – ничего нет

n 
Повесить
нос —  расстроиться

n 
Рукой
подать – близко

9. Цифровой
диктант.
Если вы согласны с утверждением то поставьте цифру 1, а если не
согласны, то цифру 0. Сверьте свои ответы с доской.

1. Синонимы
отвечают на один и тот же вопрос.

2. Синонимы
относятся к разным частям речи.

3. Синонимический
ряд –это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.

4. Синонимы
помогают избегать повторов в речи

5. Синонимы – это
слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение

6. Синонимы  — это
слова, близкие по значению, но разные по написанию

Сверьте
свои ответы с доской.

1. 1

2. 0

3. 1

4. 1

5. 0

6. 1

10. Работа
с текстом.

Задание: прочитайте
диалог. (Слайд 15)

Ученики пришли навестить
своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в
футбол.

— Здравствуй, Толя! –
сказали ребята своему другу.

— Здравствуйте! Как я рад
всех вас видеть! – сказал Толя.

— У нас для тебя много
хороших новостей, — сказали ребята.

— Проходите, садитесь.
Рассказывайте, что происходит в школе, — сказал Толя.

— К нам в класс пришёл
новый ученик, — сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то
другой.

— А ещё мы всем классом
ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, — сказала Надя.

— Жаль, что я не был там
вместе с вами, — грустно сказал Толя.

— Ничего, вот
поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, — сказали ребята.

— Вам понравился
этот текст?

— Что портит этот
текст? 
(Повторяющееся слово «сказал».)

— Что необходимо
сделать, чтобы данный текст стал более выразительным? Как избежать подобных
повторов? 
(Необходимо заменить слово «сказал» близкими по
значению словами —
синонимами
)

5. Рефлексия

6. Домашнее задание:  исправите этот текст, используя слова
для справок, текст запишите в тетрадь, соблюдая знаки препинания при диалоге.
Синонимы подчеркните.

Ученики
пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал
ногу, играя в футбол.
— Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
— Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – ………….. Толя.
— У нас для тебя много хороших новостей, — ………………….ребята.
— Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, — ………………………..
Толя.
— К нам в класс пришёл новый ученик, — ………………….. Саша, не дожидаясь, когда эту
новость сообщит кто-то другой.
— А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, —
……………………. Надя.
— Жаль, что я не был там вместе с вами, — грустно ……………. Толя.
— Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, — ……………………..
ребята.
Слова для справок: воскликнуть, проговорить, поинтересоваться, выпалить,
сообщить, произнести, ответить.

Вы при выполнении
каждого задания ставили себе оценку, а теперь выставите итоговую оценку за
урок. Спасибо всем за урок. До свидания.

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

                                                Л.Н. Толстой

Цель:

Обучающая

— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

— познакомить с градацией как средством выразительности речи.

        Развивающая

— создать условия для развития  у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

        Воспитывающая

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

План урока

  1. Организационный этап.
  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Этап усвоения новых знаний:
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2.  и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

  1. Этап завершения урока

Ход урока

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

        Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? (лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

        Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Задание №1

Подберите синонимы к данным словам:

настоящий

конечно

Отечество

красивый

Задание №2

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Задание №3

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Задание №4

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

        Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

                                                                Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири.  В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

В точном подборе синонимов —  мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению.  Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль? 

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Задание №5

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

разговорные

нейтральные

книжные

  1. лицо, лик, рожа;
  2. ныть, жаловаться, стенать;
  3. идти, шествовать, брести;
  4. идти, шествовать, брести;
  5. постичь, понять, уразуметь.

Для чего нужны в тексте стилистические синонимы?

Задание №6

        Прослушайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

— Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

Перловки.

Для этой глотки –

Селёдки.

Для этой башки –

Пирожки.

Для этой рожи –

То же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

                        В. Берестов.

Употребление стилистических синонимов позволяет определить стилистическую принадлежность текста.   Но стилистические синонимы позволяют  понять и авторскую позицию. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? (Для этой головки – Перловки. Для этого личика – Два сдобных куличика)

Возвратимся к началу урока. Что было заявлено  в теме? Какую её часть мы реализовали, что повторили и узнали новое? О каких видах синонимов речь не шла?

Чтобы определить, какие синонимы называют  контекстными, возвратимся к стихотворению Валентина Берестова. Мы выделили три ряда синонимов: голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико? Но в тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 — пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 — рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы. Такие синонимы и стали называть контекстуальными, а некоторые лингвисты – контекстными. Слова синонимичны только в данном тексте.

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к стихотворению В. Берестова?

Есть и особые средства выразительности, созданные на основе синонимов. С ними мы познакомимся по учебнику Власенкова. Откройте с.30, читаем теоретический материал. Затем выполняем упр. 45

Итак, мы повторили, что такое синонимы.

Знаем три вида синонимов( лексические, стилистические, контекстуальные).  

Поняли, для чего они нужны в тексте:

 — чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

— чтобы избежать стилистических ошибок;

— чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

— чтобы использовать синонимы как средство выразительности – градацию.

А наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»

Домашнее задание:

Но синонимы могут быть использованы и как средство связи предложений в тексте. См. памятку «Средства связи предложений». Эта тема выносится на ЕГЭ и встречается в заданиях. Алгоритм выполнения этих заданий у вас есть. Дома выполните их варианты.

Стилистическая
функция синонимов выражается по-разному:

1.
с точки зрения употребления в том или
ином стиле языка; ср.: общеупотребительное
(нейтр.) растратить, книжн. — расточить,
разг. — растранжирить;

2)
с точки зрения принадлежности к той или
иной группе лексики, находящейся за
пределами литературного языка; ср.:
беседовать — гуторить (диал. обл.); лицо
— рожа (прост.);

3)
с точки зрения отношения к современному
языку; ср.: актер — лицедей (устар.);
вместе — вкупе (устар.);

4)
с точки зрения экспрессивно-эмоциональной;
ср.: воспитанник бурсы — бурсак (презрит.);
наказание — возмездие (высок.).

Стилистически
разграничиваются однокоренные синонимы;
ср.: борьба — борение (высок.); бунтовщик
— бунтарь (устар.). Сильным стилистическим
средством является нагнетание синонимов:
Унылая, грустная дружба к увядающей
Саше имела печальный, траурный отблеск
(Герц.). Выразительны синонимы построенные
на противопоставлении.

Функции
синонимов:

1.
средство наиболее точного выражения
мысли

2.
уточнение

3.
разъяснение

4.
сопоставление обозначаемых понятий; в
этом случае автор обращает внимание на
различия в их семантике (врача пригласить,
а фельдшера позвать)

5.
противопоставление (Он, собственно, не
шел, а влачился, не поднимая ног от
земли.)

6.
земещение

Семантически
одинаковых синонимов в языке единицы
(лингвистика — языкознание, бегемот —
гиппопотам), большинство синонимов
распределены в определенном порядке и
создают градацию.

Учитывая
смысловые и стилистические отличия
синонимов, их разделяют на несколько
групп.

1.
Синонимы, различающиеся оттенками в
значениях, называются семантическими
(молодость — юность, красный — багровый
— алый).

2.
Синонимы, которые имеют одинаковое
значение, но отличаются стилистической
окраской, называются стилистическими.
К ним относятся: 1) синонимы, принадлежащие
к различным функциональным стилям речи
[ср.: жить (межст.) — проживать (офиц.-дел.),
новобрачные (офиц.) — молодые (разг.)];
2) синонимы, принадлежащие к одному и
тому же функциональному стилю, но имеющие
различные эмоциональные и экспрессивные
оттенки [ср.: (разг.) толковый (с положительной
окраской) — башковитый, головастый (с
оттенком грубовато-фамильярным); сказанул
— ляпнул — брякнул — отколол — отмочил
— выдал]. Внутристилевая синонимика,
особенно развитая в разговорной речи,
значительно богаче и ярче, чем межстилевая.

3.
Синонимы, которые отличаются и по смыслу,
и своей стилистической окраской,
называются семантико-стилистическими.
Например: И я пойду, пойду опять. Пойду
бродить в густых лесах, степной дорогою
блуждать.

Ошибки
связанные с неправильным употреблением
синонимов:

1.
тавтология

2.
речевая избыточность

3.
неправильное построение градации в
синонимичном ряду

4.
нарушение лексической сочетаемости

5. Стилистическое использование в речи антонимов. Стилистические функции антонимов.

Стилистические
функции антонимов:

1.
Средство выражения антитезы — основная
функция антонимов. Антитеза как
стилистический прием широко распространена
в народном поэтическом творчестве,
например, в пословицах (Ученье — свет, а
неученье — тьма). Противоположность
придает речи эмоциональность,
экспрессивность.

2.
Оксюморон. Сочетание антонимов в «чистом
виде» в оксюмороне встречается редко
(«Начало конца» — заголовок статьи). В
большинстве случаев слова, имеющие
противоположное значение, соединяются
как определяемое и определяющее, поэтому
их нельзя считать антонимами в точном
значении термина. (Люблю я пышное природы
увяданье).

3.
Показывают полноту охвата явлений,
широту временных границ (Надвинулась
общая беда. Враг разоряет нашу землю и
все наше вековечное хочет назвать своим.
Тогда и счастливый и несчастный собираются
у своего гнезда (А.Т.). Использование
антонимов в этой стилистической функции
иногда приводит к нанизыванию
антонимических пар.

4.
Лексическое единство. Некоторые
антонимические пары со значением полного
охвата качества, количества, времени,
пространства приобрели фразеологический
характер (и стар и млад, и те и другие,
рано или поздно).

5.
Каламбуры. Наиболее яркий комический
эффект возникает при употреблении
многозначных слов, которые выступают
как антонимы не во всех значениях. (Поэт
барабанит своими гладкими и звучными
стихами всегда одно и то же… деву-красоту,
у которой перси всегда полны, а сердце
пусто (Б.).

Неоправданное
употребление антонимов.

Использование
антонимов в речи должно быть стилистический
мотивированно. Следует избегать сочетания
взаимоисключающих признаков предмета.
Антонимические пары должны составляться
логично. Употребление антонимов оправдано
в том случае, если они действительно
отражают диалектическое единство
противоположностей окружающей жизни.
Нелогичность высказывания может
возникнуть в результате не замеченной
автором антонимии многозначных слов,
что порой придает речи двусмысленное,
комическое звучание.

Регулярность
антонимических отношений в языке не
позволяет свободно изменять состав
антонимической пары. Регулярность
антонимических отношений слов делает
невозможным их употребление вне
противопоставления. Поэтому ненамеренное
столкновение антонимов в речи становится
причиной комизма и нелогичности
высказывания.

Стилистические
ошибки, связанные с неправильным
употреблением антонимов:

1.
Нелогичность, неясность высказывания

2.
Ошибки в построении антонимичной
парадигмы

3.
Немотивированный оксюморон (яркий
стилистический приём образной речи,
состояний в создании нового понятия,
соединением контрастных
по значению слов)

4.
Неуместный антифразис (употребление
слов в противоположном значении)

5.
Неверное построение антонимичной пары.

Соседние файлы в папке Ответы

  • #

    30.05.20158.32 Кб2051.txt

  • #

    30.05.201561.85 Кб256.rtf

  • #

    30.05.201542.84 Кб227.rtf

  • #

    30.05.201559.15 Кб208.rtf

  • #

    30.05.201539.89 Кб199.rtf

  • #
  • #
  • #

Методическая разработка

урока по русскому родному языку для 6 класса

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Зарубинская ош» Городецкого района Нижегородской обл. Халаева Л.И.

Тема урока: «Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов».

Задачи урока:

знать понятия «синонимы», «синонимический ряд»; контекстные синонимы, синонимы смысловые и стилистические;

уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы разных видов в тексте.

Цели:

обучающие – повторить, углубить и систематизировать знания обучающихся по теме

«Синонимы»;

-выявить роль синонимов в речи;

— познакомить обучающихся с понятием контекстные синонимы; синонимы смысловые и стилистические;

-формировать умение подбирать синонимы к словам;

-формировать умение употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности;

развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся; развивать творческие способности, развивать навыки работы со словарями.

воспитательные – воспитывать интерес к к родному языку, его лексическому богатству, воспитывать бережное отношение к слову.

Метапредметные: анализировать языковой материал. Осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: урок-диалог с элементами урока-практикума, создание проблемной ситуации.

Методы : поисковый, исследовательский.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся вспомнят, что такое синонимы и синонимический ряд, узнают об контекстных синонимах, использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование к уроку: Русский родной язык. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных организаций /О.М. Александрова и др./ параграф 10; мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа и классной работы в тетради.

II. Мобилизация

Слайд №1

Вася решил пошалить. Раньше он тоже проказничал, но сегодня он решил озорничать не на шутку. Мама Васи ругает его за то, что он балуется. Но Вася не может остановиться и продолжает дурачиться.

Ребята, что делал Вася? ( Шалил, проказничал, озорничал , баловался, дурачился!)

Что объединяет эти слова? (Эти слова близки по значению )

А чем отличаются? (Оттенками лексического значения)

Как называются такие слова? (Синонимы)

Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке?(О синонимах)

III. Целеполагание. Дети формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

А каковы цели урока? (Выслушивание предложений детей)

Слайд №2.

Цели урока:

Вспомним: что такое синонимы, синонимический ряд.

Узнаем: какие виды синонимов существуют, каковы функции синонимы в речи.

Научимся употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности.

1V.Актуализация

Ребята, давайте вспомним:

1.Что такое синонимы? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).

2. А что такое синонимический ряд? ( Это группа синонимов, состоящая из двух или более слов).

V. Работа в группах с учебником

С каждым из слов синонимического ряда составьте словосочетания или предложение. (Упр. 79 учебника О.М. Александровой параграф 10 )

Флора-растительность, вояж — поездка, увертюра-вступление, локальный — местный, насмешливый — язвительный.

Представление словаря.

— Выбору синонима, нужного и уместного для каждого конкретного случая, поможет работа со словарями. представление словаря. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. – 15-е изд., стереотип.

Упр. 77 (Уч-к О.М.Александровой). Из слов, заключенных в скобки, выберите подходящие по смыслу. Прочитайте полученные предложения.

1.Язык учебника должен быть (вразумительным, отчётливым, понятным , толковым) каждому ученику.2.Нельзя( страшиться, трусить, робеть, бояться, опасаться) всего на свете.3. (Постижение познание , освоение, изучение) физики начинается в 7 классе.4.Стой (покорно, послушно, смирно, кротко, безропотно).

— Почему вы выбрали именно эти слова?

— Чем отличаюся слова в каждом синонимическом ряду ? (оттенками лексического значения, оттенками смыла ).

— Как выдумаете, как называются такие синонимы?(Ответы детей)

Учитель сообщает, что такие синонимы называются смысловые или понятийные.

VI. Исследовательская работа

Слайд №3

1.Девушка оглядела его озорными неспокойными глазами. — Вы здешний? — Тутошний.

2. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз как его крошечные лукавые гляделки.

3. Но здесь уж тицианов глаз становится внутренним оком.

4. Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи, а жрать, как голодному волку. (Леон.)

— Найдите и выпишите синонимы. (Здешний – тутошний, глаза – гляделки, глаз-око, есть – жрать).

Чем отличаюся слова каждого синонимического ряда? (Стилистически).

— Как вы думаете, как называются такие синонимы? ( ответы)

Сообщение учителя. Такие синонимы называются стилистическими.

Они широко используются писателями в произведени­ях художественной литературы. Все случаи удачного употребления стилистических синонимов становятся яркими поэтическими при­емами, помогают художнику слова создать неповторимые образы, углубляют впечатление от прочитанного.

VII. Самостоятельная работа

Приведите свои примеры смысловых и стилистических синонимов.

(Побеседовать — ….(потолковать, поговорить, поболтать, потрепаться).

Лицо -… (лик, рожа)

Ныть -… (жаловаться, стенать)

Идти -….(шествовать, брести)

-Расположите синонимы согласно их стилистической принадлежности:

разговорные

нейтральные

книжные

VI. Физкультминутка

VII . Создание проблемной ситуации

Слайд № 4.

Прочитайте предложения, ответьте на вопросы.

1)«День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов)

2) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.

3) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Можно ли выделенные слова считать синонимами? Обоснуйте своё мнение.

(Мнения ребят могут разделиться)

Выдвижение версий: 1)Слова не являются синонимами, т.к. у каждого выделенного слова свой синонимический ряд. Например, У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять. У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и т.д.

2). Версия. Данные слова являются синонимами , так как они близки по значению в данных предложениях. (пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают)  Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром. (Тропа – ниточка – речь идёт об одном и том же предмете).

VIII. Решение проблемы. Обратимся к учебнику ( стр. 81,82) Вводится понятие КОНТЕКСТ, контекстные синонимы – это слова, сближающиеся по значению только в определённом контексте.

Делаем вывод: Выделенные слова(тропа – ниточка) (пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают) – контекстные синонимы..

IX. Применение нового знания

Выполнение упр. 81 учебника. Определите, в каких предложениях употреблены контекстные синонимы.

Для чего же нужны синонимы? Какова их роль? (Ответы)

Х. Работа с текстом

Слайд № 5

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. ( Из рассказа В.П. Астафьева)

— Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.

— Какова роль синонимов в этом тексте?

Подчеркните синонимы в последнем предложении. Какова их роль? О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

Учитель: В точном подборе синонимов — мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес.

— А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность)

Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени).

Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникает в вашем воображении?

Учитель: Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая.

ХI. Подведение итогов

-Итак, что мы повторили? ( что такое синонимы, синонимичный ряд)

— Что узнали? Какие виды синонимов бывают.? ( три вида синонимов: лексические, стилистические, контекстуальные).

-Для чего они нужны в тексте, в речи?

— чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

— чтобы избежать стилистических ошибок;

— чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

— чтобы использовать синонимы как средство выразительности

Учитель: наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»

XII. Рефлексия

XIII. Домашнее задание. Напишите сочинение-описание «Осенний день», используя разного вида синонимы.

Выставление оценок. Спасибо всем за урок. До свидания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конспект синоним русского происхождения
  • Конспект про синонимы
  • Конспект на тему синонимы
  • Конспект логопедического занятия синонимы
  • Конспект занятия слова синонимы