Конспект про синонимы

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

 Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.  Канакина  для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихсяПостановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Будем их сравнивать, подбирать.
  • Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8Физминутка.

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Мороз                              золотой

Жёлтый                            озорник

Пламя                               квакушка

Печаль                             грусть

Блестеть                           огонь

Шалун                              холод

Лягушка                           сверкать

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть
  • мчаться
  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик
  • дети
  • приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

11. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

13. Оценивание.

14. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Урок во 2 классе

Тема: «Что такое синонимы»

Учителя начальных классов

МБОУ СОШ№6 с.Еленовское

Лактионовой Лалы Арефовны

Актуальность темы урока: Данная работа является актуальной, так как умение правильно употреблять синонимы делает нашу речь ярче, выразительнее, помогает избегать повторов одних и тех же слов. С синонимами учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературного чтения. Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Это происходит за счет активного употребления в речи синонимов.

Цели урока:

Образовательные: формировать представление о синонимах, их синтаксической роли, умение находить синонимы в тексте, определять различие в лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать .

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.

Планируемый результат:

Предметные:

Знать: значение и роль синонимов в речи.

Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Ресурсы:

Основные:

Учебник «Русский язык». 2 класс. Учебник под редакцией В. П.Канакиной, В. Г.Горецкого. М.: Просвещение.

Дополнительные: распечатанные карточки.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись)

Птицы улетают.

— Какое предложение записано?

— Дополните предложение, чтобы оно стало распространенным. Найдите и подчеркните основу предложения.

-В предложении подчеркните гласные буквы.

Распределительный диктант.

Запиши сначала односложные, затем двусложные и, наконец, трехсложные слова. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Ванна, слон, осьминог, сойка, сом, вал, Оля, осенний.

Нераспространенное

Учащиеся называют несколько предложений, одно записывается

III. Самоопределение к деятельности

На доске карточки с буквами:

У Д Г Р

— составьте из этих букв слово.

-составьте предложение со словом друг.

— каким словом можно заменить слово друг?

У слов друг, товарищ, приятель близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

Друг

Приятель, товарищ

IV. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древнее государство Языкознания, в город Синонимию.

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то там, то здесь, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном язык разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень им захотелось найти друзей. Волшебник выстроил их в один ряд, объединил наших знакомых под одним флагом, повелел им друг братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности , они стали называться одним словом – синонимы.

— Откройте учебник на с. 52,

прочитайте тему урока

— Кто может ответить на этот вопрос?

Игра «Третий лишний»

— Какое слово лишнее?

1. Морозный, холодный.

2. Большой, огромный,

3. Красивый, прекрасный,.

Упр. 66 (с. 52)

Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже?

Одинаково или по – разному они произносятся?

— Запишите слова ключ, родник, источник.

Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы. Повторим это слово хором. В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь). У нас в учебнике словарь есть на с. 141.откройте его и посмотрите какие слова в нем записаны. Синонимы делают нашу речь богаче и выразительнее.

.

«Что такое синонимы»

(Что такое синонимы?)

(Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)

вьюжный,

здоровый

милый

(Родник, ключ.)

(По- разному.)

V. Физминутка

У оленя дом большой

Он глядит в своё окно

Заяц по лесу бежит в дверь к нему стучит:

— Тук-тук-тук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

— Заяц, заяц забегай!

Лапу подавай!

Учащиеся повторяют движения за учителем

VI . Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

— Подбери синонимы с удвоенными согласными, спиши, подчеркни удвоенную согласную.

Специальность — (профессия).

Обучение животных – (дрессировка).

Асфальтированная дорога – (шоссе).

Игра на льду — (хоккей).

Помещения в школе – (класс).

Один из самых главных предметов – (русский язык)

— Упр. 69 (с. 53)

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представляете себе осинку?

— Как автор это показал? Прочитайте стихотворение так, как оно записано,- орфографически.

-Какие знакомые орфограммы встретились?

— Проговорите стихотворение несколько раз.

— А теперь проговорим его хором.

-Запишите стихотворение по памяти, подчеркните синонимы.

Мерзнущую, ей очень холодно.

Он использовал синонимы зябнет, стынет, мерзнет, дрожит.

VII. Рефлексия

Учитель предлагает подобрать и записать синонимы к словам веселый, огромный, жаркий, смелый.

Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично?

— Кто недоволен своей работой?

— Что в работе показалось особенно трудным?

— Что вы выполняли с легкостью?

VIII. Подведение итогов

Расскажите что такое синонимы?

— Какова роль синонимов в речи? (

Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы предотвратить повторы одних и тех же слов в тексте.

Список использованной литературы

1. В. Волина. Веселая грамматика. -М. Издательство «Знание» .1995.

2. Научно – методический журнал «Начальная школа» (№1, 1995 г.)

3. Научно – методический «Начальная школа» (№5 1994 г.)

2

Конспект
урока русского языка во 2 классе

Тема:
Слова, близкие по значению (синонимы).

Цель:
знакомство с понятием «синонимы».

Задачи:

1.     Показать
значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам.

2.     Расширять
кругозор учащихся.

3.     Воспитывать
любовь к родному языку.

Тип урока:
урок открытия нового знания

Форма проведения:

1.     Фронтальная

2.     Групповая

3.     Работа
в парах

4.     Индивидуальная

Методы, приемы:
проблемно-поисковый.

Планируемые
результаты:

Предметные:

       создать
условия для развития у учащихся умения:

       использовать
средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

       находить
слова-синонимы в тексте;

       работать
со словарем;

       осуществлять
самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического
чтения.

Личностные:

       Уметь
проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

       уметь
оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

       слушать
и понимать речь других;

       совместно
договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные:

       Уметь
анализировать объекты

       Выделять
общие признаки

       Формулировать
понятие

       Сравнивать
объекты (находить общее и отличия)

       Обобщать

       Искать
информацию в словаре синонимов.

       Контролировать
и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные:

       уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному
плану;

       оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

       вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Оборудование:
ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), разноцветные карточки,
шапочки-карточки со словами.

Ход
урока

I. Организационный
момент. Мотивация к учебной деятельности.

 — Здравствуйте,
ребята! Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной “Красный,
жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

Встану рано
поутру:

Солнце ярко
светит!

И зарядку я начну

Солнечную эту!

(Говорим весело:
Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)

Потянулись,
ручками помахали солнышку!

Выхожу на улицу –

Там морозец
крепкий!

Щеки стали
красными…

Не замерзли,
детки?

(Красный, желтый,
голубой — выбирай себе любой!) – Потерли щечки, ручки, ушки!

Голубое небо

Шагает в школу с
нами.

Какой же я
счастливый!

Не выразишь
словами!

(Красный, желтый,
голубой — выбирай себе любой!)

— Улыбнулись друг
другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный
мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас
на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы
работали на уроке.

— Открыли тетради,
вспомним правила посадки при письме.

— Запишите число,
классная работа.

II. Актуализация
знаний.

1.Прочитайте
отрывок из стихотворения

Суслик выскочил из
норки

И спросил у рыжей
Норки:

— Где вы были?

— У Лисички!

— Что вы ели там?

— Лисички!

Найдите омонимы
(норка). Почему так решили? (норка-это домик, Норка-животное. Слова звучат и
пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное, лисички —
грибы).

(Слайд1)

2. На доске буквы:
у д т р

— Назовите буквы.
Запишите.

— Попробуем
составить слово:

— Какое слово
получилось? (Труд)

— Какая орфограмма
в этом слове? (парная согласная в корне слова)

— Как проверить
парную согласную? (правило)

— Какие пословицы
о труде вы знаете?

III. Выявление
места и причины затруднения

1. Подберите к
слову труд слово, близкое по значению (работа)

2. Создание
проблемной ситуации

    Завершите
сказку «Почему поругались пёс и кот». (слайд 2)

    — Что сказала
сорока?

 (слайд 3) умный –
толковый

             
любезно-вежливо – это слова близкие по значению

— Как называются
такие слова? (синонимы)

IV. Построение
проекта выхода из затруднения.

(слайд 4)

— Как вы думаете,
над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)

— Правильно.
Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователями.

— (слайд 5)
Давайте поставим задачи, которые будем решать на уроке. (учиться отличать
слова-синонимы, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием
синонимов)

V. Реализация
построенного проекта.

 1.Игра «Кто
больше»

    — Подберите
как можно больше слов близких по значению к слову идти.

2. Упр.36 с.27
(Слайд 6)

    Девочки
прочитайте, слова Ани.

   — Какое из этих
слов мы часто используем в речи? (комната)

   — Где можно
встретить слова: горница, светлица, каморка?  (В сказках)

   — Словарь даёт
следующее толкование этих слов: светлица – светлая парадная комната в доме;
горница – чистая половина избы, каморка – маленькая комната, чулан).

  — Девочки,
докажите, что Аня выполнила задание правильно.

  — Мальчики, прав
ли Ваня? (да, так как все слова обозначают действие – кого-то звать)

  — Какие слова мы
чаще произносим в своей речи? (звать, кричать)

  — Что значит
кликать? (громко звать).

 3. Вывод: как
называются такие слова? (синонимы).

     Вы, наверное,
заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками
значений.

     Значения
слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре синонимов. (слайд 7)

Физкультминутка

    Не боимся мы
пороши –

    Ловим снег
(хлопок в ладоши)

    Руки в
стороны, по швам –

    Снега хватит
нам и вам! (показывают)

    Мы шагаем по
сугробам, (ходьба на месте)

    По сугробам
крутолобым.

    Поднимаю выше
ногу, (поднимают ноги выше)

    Проложу себе
дорогу!

    Я мороза не
боюсь, (показывают)

    С ним я крепко
подружусь.

    Подойдёт ко
мне мороз,

    Тронет руку,
тронет нос. (показывают)

    Значит надо не
зевать,

    Прыгать,
бегать и играть.  (показывают движениями)

VI. Первичное
закрепление с проговариванием.

    1. Игра «Найди
пару» (раздаются учителем карточки со словами, дети должны найти к своему
слову, слово-синоним и встать парами)

Слова: воин,
крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.

   2. Игра
«Доскажи словечко» (работа в парах), подобрать синонимы.

1 группа

Все дороги мне
знакомы,

Я в кабине словно
дома.

Мне мигает
светофор,

Знает, он что я
….(шофер — водитель)

2 группа

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям ….
(друг – приятель)

3 группа

Он готов в огонь и
бой,

Защищая нас с
тобой.

Он в дозор идёт и
в град,

Не покинет пост…
(солдат – воин)

4 группа

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза

И что это? (машина
– автомобиль)

5 группа

Для меня конюшня –
дом

Угости меня овсом!

Грива вьётся за
спиной,

Не угонишься за
мной! (лошадь – конь)

6 группа

Саша гордо самолёт

На верёвочке
везёт.

Он готовится к
полётам,

Значит, вырастет
…(пилотом – лётчиком)

7 группа

Весёлый вестник
ливней вешних,

Промчался в небе
первый гром,

И вот открыл глаза
подснежник

И
озирается…(кругом, вокруг)

8 группа

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что
дубу

Страшно …
(простудиться, заболеть)

3.  Какое время
года за окном?

Художники в своих
картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме
свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенность своей
прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем
лесу. Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова —
синонимы, данные в скобках.

(слайд
8)                                         Зимний лес.

  Зима
(спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются,
вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые,
косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится,
сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не
кажется таким (мрачным, темным).

VII.
Самостоятельная работа

      Запишите
слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика.
(слайд 9)

      Цветок                   
наряд

     Платье                   
добрый

    
Ласковый               рыдать

    
Плакать                  смелый

    
Храбрый                растение

VIII. Включение в
систему знаний

    — Какие слова
называются синонимами?

    — Какую роль
они играют в речи?

    — Чему учились
сегодня на уроке?

IX. Рефлексия.

    — (слайд 10) А
теперь я предлагаю проанализировать свою работу при помощи   сигнальной
карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

•        Голубой –
если вам всё удалось на уроке.

•        Жёлтый –
если работал хорошо, но иногда ошибался

•        Красный –
если вам было трудно

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте,

использовать в речи;

Задачи:

Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои

действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и

сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность

за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,

учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый,

голубой.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир

русского языка.

Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными

людьми)

Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его

исследователями.

А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать,

выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску,

что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

Произнесите звуки, которые обозначает буква С

Что вы о них можете рассказать?

Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина)

Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и

скажите, как правильно его нужно писать?

Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что

звук, а в этом слове обозначается буквой О.

Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова

«осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зеленобелой гладкой корой).

Как назвать её подругому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений?

(3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые

страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в

тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет

основу у доски)

Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила,

настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или

одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока

Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом

нашего исследования.

Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

Узнаем, что такое синонимы.

Будем их сравнивать, подбирать.

Будем учиться использовать их в речи.

Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к

нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6.А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю

прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во

втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Кто готов, поднимите руку.

Какими словами синонимами заменили слово зябнет?

Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы

детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и

тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет,

мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и

выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8. Физминутка.

Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.Итак, что же такое словасинонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более

выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово

выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять,

носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас

получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Мороз золотой

Жёлтый озорник

Пламя квакушка

Печаль грусть

Блестеть огонь

Шалун холод

Лягушка сверкать

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте

!,кто ошибся один или два раза +, кто больше

10. Самостоятельная работа. Тест.

А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать

синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

алый

красавец

красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

сидеть

мчаться

лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

ученик

дети

приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

11. Домашнее задание:

Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

13. Оценивание.

14. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык.

Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо

за урок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конспект занятия слова синонимы
  • Консорциумов синоним
  • Консорциум синоним русского происхождения
  • Консолидация синоним что такое
  • Консолидация синоним русского происхождения