Конкурс антонимы синонимы

Викторина
«Мир синонимов и антонимов» (2 класс)

1. Организационный
этап

Слайд №1


Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-викторина. Прочитайте
название викторины. Вам необходимо разделиться на две команды и выбрать
командира.

Слайд
№ 2 – Правила


Викторина будет состоять из нескольких заданий. Команды отвечают по очереди,
если задание письменное ответ принимается на листочках. На обдумывание ответа
даётся 60 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. При
нарушении дисциплины баллы будут сниматься. Ответ будет озвучивать капитан.
Если команда не отвечает вопрос, ход переходит следующей команде. Команда,
которая займёт первое место получат пятерки, за второе место команде поставят
четверки. Желаю успехов!


Ребята, ни в коем случае не забывайте про правила, за их нарушение будут
сниматься баллы.

2.
Основной этап.

Слайд
№3

 Задание
1. «Опоздали»

Слайд
№4

-Спишите,
заменяя подчеркнутые слова антонимами.

Вечером (утром) я
с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко).
Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти
было трудно (легко). Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит).
Как плохо (хорошо), что мы опоздали (не
опоздали)
.

Слайд
№5

Задание
2. «Четвёртый лишний»

Слайд
№6

 Найдите
синонимы слова, которое не подходят.

1.
Прочный, храбрый, крепкий, твёрдый

2.
Шалун, проказник, баловник, лентяй

3.
Верный, вежливый, любезный, воспитанный

4.
Сказать, произнести, наблюдать молвить

Слайд
№7

Задание
3. «Антонимы»

Слайд
№8

Подберите
антонимы:

рано
— …(поздно)

рассвет
— …(закат)

осень
— …(весна)

зима
— …(лето)

далёкий
— …(близкий)

высокий
— …(низкий)

широкий
— …(узкий)

грязный
— …(чистый)

дорогой
— …(дешёвый)

полезный
— …(вредный)

храбрый
— …(трусливый)

ленивый
— …(трудолюбивый)

Слайд
№9

Задание
4. «Многозначное слово»

Слайд
№10

Возьмите
многозначное слово и подберите антонимы по каждому

значению:

лёгкая
ноша – (тяжёлая ноша)

лёгкая
задача – (трудная задача)

лёгкий
ветерок – (сильный ветерок)

свежий
хлеб – …(чёрствый хлеб)

свежий
ветер – …(тёплый втер)

свежая
рубашка — …(грязная рубашка)

чёрная
ткань — …(белая ткань)

чёрная
работа – (лёгкая работа)

Слайд
№11

Задание 5. «Загадочный»

Слайд №12
Этот конкурс состоит из двух заданий:
1)отгадать загадку;
2)найти в загадке синонимы или антонимы.
1. Далеко мой стук
Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел)
2 .Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт-
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

Слайд №13
3 .Вверх-вниз, вверх- вниз,
Кататься хочешь — на нас садись. (Качели)
4. В кармане моём-
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг.( Компас.)
Слайд №14
5. Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.(Коньки)
6. Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Конверт.)
Слайд №15
7.День и ночь стоит на крыше
Этот чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна.)
8.Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу. (овца)
Слайд №16
9. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Проскакало, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
10.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)

Слайд
№17

Задание
6. «Найди синонимы»

Слайд
№18

К
Фразеологическим оборотам необходимо подобрать глаголы.

Повесить
нос (приуныть); держать язык за зубами (помалкивать); вставлять палки в колеса
(мешать); надуть губы (обидится); пускать пыль в глаза (обманывать); наступать
на пятки (догонять); втирать очки (хвастаться); сделать из мухи слона (преувеличивать).

Слайд
№19

 Задание
7. «Заяц и черепаха»

Слайд
№ 20

 Прочитай
рассказ.

1)
Выпиши выделенные слова и подбери к ним синонимы.

2)
Выпиши выделенные слова и подбери к ним антонимы

Хвастливый
заяц вызвал на соревнование по бегу черепаху. Назначили они для соревнования время
и место и разошлись. Но самонадеянный заяц, полагаясь на свою природную
резвость, не старался бежать, а улёгся возле дороги и заснул. А черепаха
понимала, что двигается она медленно, и потому очень старалась и
бежала без передышки. Так обогнала она зайца и победила в
соревновании. Бегать заяц умел, но не знал, что, лёжа на месте, и от черепахи
можно отстать.

3.
Заключительный этап

Слайд
№ 21

-Итак,
наша викторина подошла к концу. Подведём итоги.

Подсчёт
общего количества баллов, заполнение грамот учителем.


Первое место в викторине заняла команда «…». Поздравляем победителей! Второе
место заняла команда «…».

Слайд
№ 22

Спасибо за урок!

Викторина « В мире синонимов и антонимов».

Цель: закрепить и расширить знания о синонимах и антонимах; развивать речь, внимание, логику, интерес к родному языку; расширить кругозор детей.

УЧИТЕЛЬ. Добрый день, дорогие ребята и гости! Мы с вами сейчас проведем викторину «В мире антонимов и синонимов». Главными действующими лицами будут две команды, а помощниками им будут болельщики.

Жюри: родители

1 конкурс. « Назови команду»

Каждая команда получает кружочек из бумаги белого цвета. За 5 мин придумать название команды и нарисовать эмблему.

Команды, прошу представиться.

2 конкурс. «Загадочный»

Этот конкурс состоит из двух заданий:

1)отгадать загадку;

2)найти в загадке синонимы или антонимы.

1. Далеко мой стук

Слышится вокруг. Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел)

2 .Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

3 .Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь — на нас садись. (Качели)

4. В кармане моём-

Замечательный друг:

Он знает, где север,

И знает, где юг.( Компас.)

5. Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке – мы бежим.(Коньки)

6. Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Конверт.)

7. День и ночь стоит на крыше

Этот чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна.)

8. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу. (овца)

9. За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Проскакало, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

10.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)

11.Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (медведь)

12.Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (рысь)

13 Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто ребяток соберёт,

Руки вымажет и рот. (ежевика)

14.И в лесу и в бору

Эту травку я найду.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть. (ежевика)

15.Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

16.Красное, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. ( яблоки)

17.Яркий, жёлтый, налитой

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки. (апельсин)

(Дети отгадывают загадку и называют слова – антонимы и слова — синонимы)

3 конкурс. « Безошибочный».

Учитель. Сейчас вы получите конверты с текстами. Нужно внимательно прочитать, найти ошибки и исправить их.

Текст: «Идёт Нина по улице. Все смотрят на Нину. На платье у Нины висят нитки. В волосах Нины перья застряли. Щёки Нины все в пыли».

(Можно взять подсказку у ведущего. Слова для справок: девочка, она, ученица, школьница, девчонка.)

4 конкурс «Перестрелка».

Команды выстраиваются напротив друг друга.

По сигналу учителя 1 команда называет соперникам слова, в ответ они должны назвать – слова — синонимы.

Например: друг – товарищ.

Затем 2 команда «выстреливает» словами в команду соперницу, которая отвечает словами — синонимами.

(Аналогично проходит «стрельба» «антонимами».)

5конкурс. Игра «Наоборот».

Учитель: Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте.

Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1).Опустите руки вниз.

2). Поднимите руки вверх. }2 р.

3).Голову поднимите.

4).Голову опустите. }2 р.

5).Поворот туловища вправо.

6)Поворот туловища влево. }2 р.

7).Закройте глаза( откройте) }2 р.

8).Посмотрите вдаль.

9)Привстаньте.

10)Присядьте.

11)Опустите правую ( левую ) руку.

2)Опустите левую (правую) ногу.

6 конкурс. «Народная мудрость».

Прочти пословицы, найди недостающие слова.

1) Ученье — свет, а не ученье — . 2)Знай больше, говори .

3)Корень ученья горек, да плод его .

4)Не бойся врага умного, бойся друга — .

5)Лучшая вещь новая, лучший друг — .

6)Умей взять, умей и .

7 конкурс «Для смекалистых»

Задача. Несколько лет назад я посадила 3 одинаковых деревца: берёзу, тополь, липу.

Все они росли по – разному: тополь поднялся выше липы, а липа не может догнать берёзу. Какое дерево оказалось выше, а какое самым низким?

Ответ. Самое высокое – тополь, низкое – липа.

8 конкурс — игра «Напиши стихи».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь:

…………..

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь:

……. .

Скажу тебе я слов трус,

Ответишь ты

……….. .

Теперь начало я скажу, —

Викторина « В мире  синонимов и  антонимов».                         

Цель: закрепить и расширить знания о синонимах и антонимах;  развивать речь,  внимание, логику, интерес к родному языку;   расширить кругозор детей.                                        

1 конкурс. « Назови команду»

  2 конкурс.  «Загадочный»

 Этот конкурс состоит из двух заданий:

  1)отгадать загадку;

  2)найти в загадке синонимы или антонимы.                                                                                                                                        

      1. Далеко мой стук  

     Слышится вокруг.                                                                                                                               Червякам я враг,                                                                                                

     А деревьям друг. (Дятел)  

1 .Как столкнутся – стук да стук!  

   Тишину вспугнут вокруг.

   Толстый тонкого побьёт-

   Тонкий  что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)  

2 .Вверх-вниз, вверх- вниз,

   Кататься хочешь — на нас садись. (Качели)

2. В кармане моём-

   Замечательный друг:

   Он знает, где север,

    И знает, где юг.( Компас.)

3. Льётся речка — мы лежим,

   Лёд на речке – мы бежим.(Коньки)  

3. Заклеили клеем прочно  

    И ко мне прислали срочно.  

    Я его не пожалею:                                                                                                                           Получу и вмиг расклею. (Конверт.)  

4. Кто ни в жару, ни в стужу

    Не снимает шубу.             (овца)

4Летом по лесу гуляет,

    Зимой в берлоге отдыхает.  (медведь)

5.Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.     (медведь)

5.Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь.      (рысь)

     6.Красное, румяное,

Я расту на ветке:                                                                                                  

Любят меня взрослые

И маленькие детки.           ( яблоки)

6.Яркий, жёлтый, налитой

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки.   (апельсин)

3 конкурс. « Помоги Мышке спуститься по склону» .

 Выбрать по одному человеку от команды.По очереди выполняют задания на интерактивной доске.

4 конкурс. «Помоги братьям Лосям спуститься на землю»

Выбрать по одному человеку от команды.По очереди выполняют задания на интерактивной доске.

      5конкурс.  Игра  «Наоборот». Физкультминутка.

     Учитель: Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте.                        

     Я называю действие, а  вы выполняете противоположное   действие.  

     1).Опустите  руки вниз.  

     2). Поднимите руки вверх

     3).Голову поднимите.  

4).Голову опустите

5).Поворот туловища вправо.  

6)Поворот туловища влево

7)Опустите правую ( левую ) руку.

  8)Опустите левую (правую) ногу.

    6 конкурс. « Лото синонимов- антонимов»

Каждая команда получает карточку-поле .Ведущий  называет слово,читая его на вытянутой  из мешочка карточке.Карточку с озвученным словом берёт та команда,у которой находится слово –синоним (антоним), и закрывает ею слово на собственной карточке-поле. Выигрывает та команда, у которой быстрее заполнится поле.

Карточка-поле находится у капитана.

7 конкурс «Капитанов»

Диск. Игра №1.

Подведение итогов игры. Награждение  команд.

Тема: «Королевство синонимов, антонимов, омонимов».

Упражнения

  1. Найди синонимы в стихотворении и выпиши их.

Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит дуб выносливый.

Страшно простудиться? Значит, закаленный!

  1. Выберите из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус — ….(грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у других соринку …(замечаешь, подмечаешь, улавливаешь).

  1. В тексте нужно избежать повторов слова, то есть заменить повторяющееся слово синонимами.

На опушке леса показался медведь. …. подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг…застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.

  1. Расположить синонимы возрастающей или убывающей степени какого-либо признака:

Проследить, как нарастает сила гнева:

Гнев, злость, раздражение, бешенство, ярость.

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.

— Составь с этими словами предложение.

Например:

В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.

— В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

  1. Заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами без приставок.

(смелый)

бесстрашный человек

(тихая)

безветренная погода

(чистое)

безоблачное небо

(тревожный)

беспокойный сон

И вот открыл глаза подснежник

вокруг

И озирается….(кругом)

  1. Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они различаются.

  1. А у нас на площади

Стоят четыре лошади.

Дед тихонько лошадь тронет,

Скажет: «Лошади – не кони!»

Улыбается отец:

«Лошадь – пахарь,

Конь – боец!»

И тихонько взрослые

Объясняют мне:

«Груз везут на лошади,

Скачут на коне».

(Р. Дышаленкова)

  1. Снег идет, кружит метель –

Белой пыли карусель.

Вьюга всех взъерошила,

Стежки запорошила.

Это, может быть, пурга

Понасыпала снега?

Или так метелица

Под окошком стелется?

Вот когда буран начнется,

В нем никто не ошибется!

  1. Ныть позорно и грешно.

Плакаться противно.

А скулить уже смешно,

Хныкать примитивно.

Стонать? Сетовать? Пенять?

Трудно нытика понять.

Жаловаться можно…

Только осторожно.

  1. Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много с ними шума, толкотни,

Как надоели мне они !

(В. Берестов)

  1. Зябнет осина,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

  1. Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Он стоит зеленый.

Значит дуб выносливый.

Значит, закаленный!

  1. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

— Спеши, не спеши, а поторапливайся.

— Приятелей много, а друга нет.

— Переливает из пустого в порожнее.

  1. Замените высказывание одним словом.

— Очень сильно хотеть что-то. (Желать)

— Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать)

— Хворать, быть нездоровым. (Болеть)

— Украсить, придать красивый вид. (Нарядит)

  1. Продолжите высказывания словами – синонимами.

Перечень букв в определенном порядке – это … (алфавит, азбука)

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это… (градусник, термометр)

Человек на лошади – это… (всадник, наездник)

  1. Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Специальность — … (профессия)

Обучение животных — … (дрессировка)

Скорый поезд — … (экспресс)

Асфальтированная дорога — … (шоссе)

Популярная игра на льду — … (хоккей)

Помещение в школе — … (класс)

Вид плавания — … (брасс)

  1. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.

Игры

  • Игра «Эрудит»

Ход игры: напишите слова – синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Главный – с

Мощный – и

Иностранный – н

Жадный – л

Густой – а

Большой – г

Смышленый – о

Занимательный — н

Прекрасный — и

Кроткий – м

Скорый – ы

Отчетливый – п

Буйный – р

Притворный – и

Жгучий – а

Смелый – т

Выносливый – е

Гостеприимный – л

Заискивающий – ь

Жгучий – и

Роскошный – ы

Бесстрашный – е

Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.

  • Игра «Замени слово»

Ход игры: Учитель говорит предложение, а дети должны заменить в нем выделенное слово.

Журавли караваном летят – стаей

На солнце темный лес зардел — покраснел

После зимней стужи — холода

Запел в лазуре жаворонок – в голубом небе

Журавли курлычут – кричат

Ласточка щебечет – поет, заливается

Жаворонок летает – порхает, кружит, парит

Как называют такие слова?

  • Игра «Кто скажет иначе?»

Ход игры: необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним своё слово, тот и выиграл.

Смелая – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;

Проворная – ловкая, юркая, увертливая, шустрая;

Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;

Поёт – свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;

Летает – вьется, проносится, порхает, кружит;

Клюет – ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится.

  • Игра «Кто внимательнее?»

Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.

  • Игра «Охота за синонимами»

Ход игры: водящий выходит. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.

Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, эгоизм, говорить.

  • Игра «Раскрой цветок»

Ход игры: на лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной – второго столбика.

Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.

Школьник

Спешить

Говорить

Изба

Дождь

Ученик

Торопиться

Шептать

Дом

Ливень

  • Игра «Найдите лишнее слово»

Ход игры: Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другому по смыслу.

Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.

Занимательный материал

  1. Прочитайте. Назовите слова, употребленные в значении «дорога».Что общего между ними и в чём разница?

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне. (В. Остин)

  1. По образцу впишите в таблицу слова-синонимы, антонимы.

Неправда

л

о

ж

ь

Темнота

Зной

Ураган

Несчастье

Ребята

Товарищ

Недруг

Слова для справок: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг (слова записать на доске).

3.Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках. (Понравившееся четверостишие запишите по памяти.)

  • Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от… (работы) (труда).

  • Золотистые копны соломы

На токах колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу… (торопятся) (спешат).

  • Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникшие ели

Зелень мрачную… (берегут) (хранят).

  • С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас… (мороз) (холод)

Ребята вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать эссе – небольшое сочинение по данной теме, включая синонимы, антонимы, омонимы.

Цель урока: развитие личности ребенка на основе формирование учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».

Задачи урока: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый, познавательный интерес к предмету, через формирование информационной компетентности.

Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению работать в группе, умению слушать и слышать друг друга.

Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Необходимое оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • экран;

  • маркеры;

  • листы бумаги;

  • тесты;

  • словари.

ПРЕДМЕТ

Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ

Дубровина Юлия Олеговна

КЛАСС, ДАТА

3 класс 

ТЕМА УРОКА

Урок – игра «Антонимы и синонимы»

РЕСУРСЫ

Учебник, рабочая тетрадь, учебная доска.

ТИП УРОКА

Закрепление пройденного материала.

ЦЕЛЬ УРОКА

Закрепить понятия «синонимы» и «антонимы».

ЗАДАЧИ УРОКА 

Обучающие

Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить  выбирать антонимы в зависимости от значения слова. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Развивающие

Развивать у учащихся умение использовать приобретённые знания при выполнении практических упражнений, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи.

Воспитательные

Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим, интерес к предмету, воспитывать интерес к результату своей деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные

Продолжать работу по ознакомлению с основными словарями, а так же сравнивать различные виды словарей.

Метапредметные

Личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; выражать свои мысли грамотно.

Регулятивные – содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные – уметь ставить проблемный вопрос, делиться предположением, делать умозаключения; развивать умения извлекать информацию из текстов; ориентироваться в словаре; находить ответы на вопросы в схемах и с помощью их составлять вопросы.

Коммуникативные – уметь вести диалог, учитывать разные точки зрения, формировать свою позицию; развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом и представлять свои мысли в устной форме.

Личностные

Формировать чувства любви к русскому языку, выражающееся в интересе развития речи.

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 2 минуты.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Олеговна. Для начала давайте проверим вашу готовность к уроку. Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, ручка, и самое главное:

Ноги на месте?

Руки на месте?

Локти у края?

Спина прямая?

Если вы готовы, мы можем начинать!

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку.

КУУД: умение общаться друг с другом.

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала. Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 5 минут.

Язык — и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море — море слов —

Купаться ежечасно!

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо досказать словечко.

Вам надо продолжить пословицу.

Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом».

Кто хочет много знать, тому надо мало

Как аукнется, так и

Правда в огне не горит и в воде не

Корень учения горек, да плод его

Один за всех и все за

Нет друга — ищи, а нашёл –

Знай больше, говори –

— Ласточка день начинает, а соловей —

Дети внимательно слушают.

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их.

— СПАТЬ

— ОТКЛИКНЕТСЯ

— ТОНЕТ

— СЛАДОК

— ОДНОГО

— БЕРЕГИ

— МЕНЬШЕ

— ЗАКАНЧИВАЕТ

ЛУУД: нравственно-эстетическая ориентация.

ПУУД: анализ объектов, классификация.

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Время: 3 минуты.

Что вы заметили в пословицах? Сформулируйте тему нашего урока.

Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ.

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

— Есть синонимы и антонимы, без них нет смысла в пословицах и поговорках.

ПУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.          

ПУУД: самостоятельное создание способов выхода из затруднения.

4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.

Время: 15 минут.

Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов. Для того, чтобы сойти на берег, надо выполнить следующее задание: у вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

«ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВАМ: РЕБЁНОК, ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ, ДЕЛАТЬ, ХОРОШО.

Итак, давайте проверим.

Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

Путешествие продолжается. Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе. Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

Прочитайте отрывок стихотворения на раздаточном материале. Назовите синонимы.

Какой частью речи они являются?

Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы.

— Что такое синонимы?

— Для чего используют синонимы в речи?

Динамическая пауза «Игра  наоборот»

Учитель поднимает руки вверх — дети опускают вниз.

Вперед — назад

Вниз — вверх

Назад — вперед

Присел — подпрыгнул

Подпрыгнул — присел

На острове Антонимов. Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову «зной»,

    Я в реке, в тени густой,

    И в бутылках лимонада,

    А зовут меня?

    Я антоним к слову «лето»,

    В шубку снежную одета,

    Хоть люблю мороз сама,

    Потому что я?

    Я антоним к слову «смех».

    Не от радости, утех,

    Я бываю поневоле

    И от счастья, и от боли,

    От обиды, неудач.

    Догадались? — Это

    Я антоним шума, стука.

    Без меня вам ночью мука.

    И на уроках я нужна,

    А называюсь

Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Дети выполняют задания.

РЕБЕНОК — дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ — прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

ДЕЛАТЬ — сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать.

ХОРОШО — неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно.

Дети работают самостоятельно, отвечая на вопросы учителя.

— Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

— Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

— Прохлада

— Зима

— Плач

— Тишина

— Противоположные слова, например, Минус — плюс, огонь — вода, дерзкий — осторожный: все антонимы всегда противоположны.

ПУУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке от сверстников.

РУУД: Умение работать по коллективно составленному плану.

РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая работа).

Время: 7 минут.

В пещере Тайн

Посмотрите, перед нами пещера Тайн. Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.

Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы?

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

— Что такое антонимы?

— Для чего используют антонимы в речи?

Дети выполняют задание.

— Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова.

— Антонимы — это слова противоположные по смыслу.

— Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

6.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время: 5 минут

Наш кораблик взял курс на пристань «Вопрос — ответ»

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?

— Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?

— Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним?

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется — ЛЕКСИКА.

— Что нового вы узнали на уроке?

– Что вам понравилось сегодня на уроке?

– Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Дети делятся своими впечатлениями.

Дети отвечают на вопросы.

— На значение слова.

— Лексика — словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

Дети делятся своими впечатлениями.

ПУУД: Умение применять новые знания, накапливать жизненный опыт.

7.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Время: 3 минуты.

Вы хорошо поработали.

Сейчас я выдам картинку, на которой изображена девочка — ученик. Если вам понравился наш урок, то раскрасьте её яркими цветами, а если ничего не запомнили и не усвоили, то тёмными цветами.

Запишите домашнее задание: 

Урок закончен, спасибо за внимание.

Дети оценивают свою деятельность.

Дети записывают домашнее задание.

Ребята прощаются с учителем.

РУУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке.

ЛУУД: Способность к самооценке, к взаимооценке.

Сраннего детства и до глубокой старости русский язык находится рядом с нами

Подобный материал:

  • Степанцова Л. И., учитель иностранного языка высшей квалификационной категории моу, 15.43kb.
  • Ответы Улановой Марии, 8 класс моу гимназия №3г. Шарья Задания, 43.85kb.
  • Цель: прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру,, 49.29kb.
  • Н. А. Рыбакова о философии старости Ф. Петрарки // Вестник огу. – Оренбург. – 2003., 164.93kb.
  • Киянова ольга Николаевна Заведующая кафедрой, 27.74kb.
  • Программа вступительного экзамена в магистратуру направление подготовки, 190.61kb.
  • Русский язык общие сведения о языке, 1950.63kb.
  • 1. общие характеристики и понятия: русский язык, СОВРЕМЕННЫЙ русский язык, национальный, 742.9kb.
  • Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения русский язык, 596.19kb.
  • Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, 43.61kb.

ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

С раннего детства и до глубокой старости русский язык находится рядом с нами. Слова, которые вы произносите, разговаривая с друзьями на переменах, с продавцом в магазине, с родителями дома,- все это русский язык.

Всему название дано,

К, примеру, зверь, предмет.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нет.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам.

Другое – незнакомо…

А.Шибаев.

Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Великие поэты и писатели создавали шедевры на своем родном русском языке. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» — писал Тургенев.

Лишь у тебя, поэт,

Крылатый слова звук.

Хватает на лету

И закрепляет вдруг

И темный бред души,

И трав неясный запах.

А.Фет.

Слово – это величайшее проявление русского языка. Слову дано бессмертие. И сколько бы ни прошло веков, и как бы ни преобразовался русский язык, он все равно способен звучать как заново – непринужденно, свободно и величественно.

Ценность слова –

Не в обличье громком,

Если смысл в нем стойкий заключен,-

Это слово перейдет к потомкам,

Уцелев под натиском времен!

Я.Вохменцев.

Русский язык – это языковой факел мира, это колокол, зовущий властно и призывно, это арфа нежная и серебряная в руках Творца.

Русский язык! В нем, как в море бездонном, черпаю силы для смелых решений!

Ведущий. Все вы знаете такие слова, как бутерброд, теннис, футбол. А известно ли вам, что они заимствованы из других языков? Они стали привычными в нашей жизни, мы часто употребляем их в повседневной жизни и не задумываемся над тем, что, к примеру, футбол – это английское слово, а бутерброд – немецкое.

О, как французским усмиряли

Вольнолюбивый мой язык!

Сперва к салонам примеряли,

Но он к салонам не привык.

Его монголы укрощали,

Плетьми, стегая на бегу.

А он, без жалоб и печали,

Богаче стал назло врагу!

Язык мой немцы сокращали

В учителя, пробравшись к нам,

От слов мужицких очищали:

«Зачем России лишний хлам?»

Было и это, было, было…

Что было, то было, быльем поросло…

Много с тех пор воды утекло…

А сейчас о нашем языке говорят: живое слово!

А.Марков.

Говоря о русском языке, очень часто употребляют словосочетание «живое слово». А ведь живое слово, как живая вода в сказках.

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога.

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник, многоцветный, как радуга.

Звучащий, как музыка, Русский Язык!

Когда же коверкают русский язык, его становится трудно понять. Вот, например, представьте, что выхожу я в начале этого мероприятия и говорю: «Когда типа кумарит, когда в натуре рвет башню от голимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, — ты один мне в кайф, крутой, пацанский, отпадный чисто русский базар!»

Ну, и все ли вам понятно? Задумайтесь над тем, стоит ли так издеваться над своим родным, красивым языком! Конечно, каждый день с экранов предлагают «оттянуться со вкусом», «сникерснуть». Это звучит неправильно, некрасиво, не по-русски.

Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу употребления ненормативной лексики. Почему подростки так часто ее употребляют? Стоит ли бороться со сквернословием? И как?.

(ответы детей)

Ученик. Умей ценить слова, как семена,

Чтоб не посеять тощего зерна!..

Язык людской!

Будь в силе и в красе,

Будь прям и прав –

Исправимся мы все!

М..Махмуд.

Русским языком владеет 288 млн. человек в мере.

Чистоту, красоту мы у древних берем,

Сказки, саги из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Именно этим продиктовано правильное поведение человека в обществе. Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого__________ спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит ___________ добрый день.

Когда же нас бранят за шалости,

Произнеси — ___________ прости, пожалуйста!

В России, во Франции и в Дании

При расставанье скажут — ______________ до свидания!

Но увидимся с вами опять,

Чтобы ___ здравствуйте! _____ снова сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга станет легче понять.

А теперь проведем конкурсы по русскому языку. Давайте поиграем в слова-антонимы.

КОНКУРС «АНТОНИМЫ»

Ведущий. Антонимы – это слова с противоположным значением. Я говорю слово, вы – антоним. За каждый правильный ответ получаете жетон.

  1. Ночь. (День)
  2. Веселый. (Грустный)
  3. Знойный. (Ледяной)
  4. Яркий. (Тусклый)
  5. Жизнь. (Смерть)
  6. Пустота. (Наполненность)
  7. Полнота. (Худоба)
  8. Искусственный. (Натуральный)
  9. Сон. (Бодрствование)
  10. Верх. (низ)

Ведущий. Молодцы, справились! Теперь усложним задачу. Поиграем в синонимы.

КОНКУРС «СИНОНИМЫ»

Ученик. Синонимы – это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу. Не забывайте, за каждый правильный ответ – жетон.

  1. Отец. (Папа)
  2. Глаз. (Око)
  3. Женщина. (Баба)
  4. Мужчина. (Мужик)
  5. Ребенок. (Дитя)
  6. Дом. (Жилище)
  7. Еда. (Пища)
  8. Лицо. (Физиономия)
  9. Дорога. (Путь)
  10. Умный. (Мудрый)

Ведущий. Сразу видно, что вы знаете русский язык. Но вот еще одно трудное задание. Поиграем в омонимы.

КОНКУРС «ОМОНИМЫ»

Ученик. Омонимы – это слова, одинаковые по написанию, но имеющие различные смысловые значения. (Ответ – жетон.)

  1. Коса. (Прическа, орудие труда, песчаная)
  2. Кисть. (Рука, винограда, малярная)
  3. Титан. (Обогревательный прибор, мифический герой, химический элемент)
  4. Топить. (Печь, человека, масло)
  5. Ласка. (Животное, выражение чувств)
  6. Печать. (Периодическая, на документ)
  7. Петрушка. (Растение, кукла)
  8. Лава. (Вулканическая, вид конного строя, забой большой протяженности, пешеходный мост через топкое место.)
  9. Конек. 9Фигурный, морской, деревянный на крыше, молодой конь.)

Ведущий. Теперь давайте додсчитаем количество жетонов.

КОНКУРС СЛОВЕСНЫЙ.

  1. Придумайте слова, начинающиеся на три согласные буквы подряд. (Вскочил, взлет, взрыв, спрыгнул, спринт, спрос, схватка, взвизгнуть, скрипка, ……)
  2. Придумайте слова, начинающиеся на четыре согласные буквы подряд. (Взгляд, всплеск, всхлип, вскрикнуть, вскрыть, вздрогнуть, …)
  3. А может быть, кто-то знает слово, которое начинается на пять согласных букв подряд? (Мкртчан – известная армянская фамилия.)

КОНКУРС «АНАГРАММЫ»

Поиграем в анаграммы, будет одно условие: слова меньше четырех букв не учитываются.

1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. (Клоп, циклоп, циклон, цикл, полк, полк, идол, клон, циник, цинк, кино, )

КОНКУРС ЗНАТОКОВ СЛОВАРНЫХ СЛОВ.

От каждой команды выделяются по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники команд дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильное слово дает команде очко.

  1. Деревянных кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь.

А я люблю им рисовать. (карандаш)

2. Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда белы, как вата.

Они плывут, спешат куда-то. (облака)

3.Эти резвые подружки,

Попрыгуньи и крикушки,

Песни громко распевают

И комариков глотают. (лягушки)

4.Не вода и не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не пробьешь. (болото)

5.Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (ботинки)

6.Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (вагон)

7.Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (иней)

8.Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет –

Последний лист отпадет. (календарь)

9.Не зверь, не птица,

Нос, как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит,

Кто его убьет –

Свою кровь прольет. (комар)

10.Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (лопата)

11.Если дождик, мы не тужим –

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять. (сапоги)

12.Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (помидоры)

ЗАГАДКИ-ШУТКИ

  1. Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна.)
  2. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
  3. Когда в пустом кармане есть что-нибудь? (Когда в нем дырка.)

Ведущий. Молодцы, все вы справились с заданиями и показали хорошие знание русского языка. Итак, подводим итоги.


Подборка по базе: В мире профессий 1-4.docx, Рабочая программа элективного курса В мире слов 2-4 класс (1).do, Самые узкие проливы в мире Топ-10.pdf, европа в мире.DOCX, 11 история Место и роль СССР в послевоенном мире.docx, новогодняя викторина.pptx, В современном мире в.docx, Один в целом мире — копия.docx, Историческая викторина.docx, Конференция статья Роль педагога в современном мире. (1) (1).doc


Викторина « В мире синонимов и антонимов».

Цель: закрепить и расширить знания о синонимах и антонимах; развивать речь, внимание, логику, интерес к родному языку; расширить кругозор детей.

УЧИТЕЛЬ. Добрый день, дорогие ребята и гости! Мы с вами сейчас проведем викторину «В мире антонимов и синонимов». Главными действующими лицами будут две команды, а помощниками им будут болельщики.

Жюри: родители

1 конкурс. « Назови команду»

Каждая команда получает кружочек из бумаги белого цвета. За 5 мин придумать название команды и нарисовать эмблему.

Команды, прошу представиться.

2 конкурс. «Загадочный»

Этот конкурс состоит из двух заданий:

1)отгадать загадку;

2)найти в загадке синонимы или антонимы.

1. Далеко мой стук

Слышится вокруг. Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел)

2 .Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

3 .Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь — на нас садись. (Качели)

4. В кармане моём-

Замечательный друг:

Он знает, где север,

И знает, где юг.( Компас.)

5. Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке – мы бежим.(Коньки)

6. Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Конверт.)

7. День и ночь стоит на крыше

Этот чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна.)

8. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу. (овца)

9. За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Проскакало, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

10.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)

11.Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (медведь)

12.Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (рысь)

13 Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто ребяток соберёт,

Руки вымажет и рот. (ежевика)

14.И в лесу и в бору

Эту травку я найду.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть. (ежевика)

15.Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

16.Красное, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. ( яблоки)

17.Яркий, жёлтый, налитой

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки. (апельсин)

(Дети отгадывают загадку и называют слова – антонимы и слова — синонимы)

3 конкурс. « Безошибочный».

Учитель. Сейчас вы получите конверты с текстами. Нужно внимательно прочитать, найти ошибки и исправить их.

Текст: «Идёт Нина по улице. Все смотрят на Нину. На платье у Нины висят нитки. В волосах Нины перья застряли. Щёки Нины все в пыли».

(Можно взять подсказку у ведущего. Слова для справок: девочка, она, ученица, школьница, девчонка.)

4 конкурс «Перестрелка».

Команды выстраиваются напротив друг друга.

По сигналу учителя 1 команда называет соперникам слова, в ответ они должны назвать – слова — синонимы.

Например: друг – товарищ.

Затем 2 команда «выстреливает» словами в команду соперницу, которая отвечает словами — синонимами.

(Аналогично проходит «стрельба» «антонимами».)

5конкурс. Игра «Наоборот».

Учитель: Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте.

Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1).Опустите руки вниз.

2). Поднимите руки вверх. }2 р.

3).Голову поднимите.

4).Голову опустите. }2 р.

5).Поворот туловища вправо.

6)Поворот туловища влево. }2 р.

7).Закройте глаза( откройте) }2 р.

8).Посмотрите вдаль.

9)Привстаньте.

10)Присядьте.

11)Опустите правую ( левую ) руку.

2)Опустите левую (правую) ногу.

6 конкурс. «Народная мудрость».

Прочти пословицы, найди недостающие слова.

1) Ученье — свет, а не ученье — . 2)Знай больше, говори .

3)Корень ученья горек, да плод его .

4)Не бойся врага умного, бойся друга — .

5)Лучшая вещь новая, лучший друг — .

6)Умей взять, умей и .

7 конкурс «Для смекалистых»

Задача. Несколько лет назад я посадила 3 одинаковых деревца: берёзу, тополь, липу.

Все они росли по – разному: тополь поднялся выше липы, а липа не может догнать берёзу. Какое дерево оказалось выше, а какое самым низким?

Ответ. Самое высокое – тополь, низкое – липа.

8 конкурс — игра «Напиши стихи».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь:

…………..

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь:

……. .

Скажу тебе я слов трус,

Ответишь ты

……….. .

Теперь начало я скажу, —

Игра «Антонимы и синонимы» для 1-4 классов.

Игра "Антонимы и синонимы" для 1-4 классов.

МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала
Советского Союза Г.К. Жукова»
Развитие речи.
Игра «Антонимы и синонимы».
1-4 класс.
Выполнила: учитель начальных
классов
Мурсалимова Надежда
Ивановна
© Ольга Михайловна Носова

Игра «Антонимы и синонимы» для 1-4 классов.

Игра "Антонимы и синонимы" для 1-4 классов.

Антонимы – это слова
противоположные по смыслу.
(существительные)
Добро –
Родина
Польза —

Богач —
Друг –
зло
вред
бедняк
враг
Восход

Радость –
Лентяй –
Диалог —
грусть
труженик
монолог
чужбина
закат
чистота
тьма
холод
ложь
деревня
Грязь –
Свет –
Жара –
Правда-
Город —
© Ольга Михайловна Носова

Игра «Антонимы и синонимы» для 1-4 классов.

Игра "Антонимы и синонимы" для 1-4 классов.

Антонимы – это слова противоположные
по смыслу. (прилагательные)
• Щедрый
• Высокий
• Толстый
скупой
тонкий
лёгкий
больной


низкий
сладкий
новый
вредный
мелкий
тупой
сырой



• Трудный
• Здоровы
подлый
мягкий
смелый
трусливый
• Честный
медленны
й
• Жёсткий
© Ольга Михайловна Носова
й –

й –
й –
• Горький
• Ветхий –
• Полезны
• Глубоки
• Острый –
• Мокрый

Игра «Антонимы и синонимы» для 1-4 классов.

Игра "Антонимы и синонимы" для 1-4 классов.

• Бледнеть
• Любить –
• Мёрзнуть
Антонимы – это слова противоположные
по смыслу. (глаголы)
• Блестеть
мерцать
краснеть
зажигать
охлаждать
мешать
вставать
плакать
молчать
• Гасить –
• Греть –
• Помогать
• Тужить –
• Спасти –
• Огорчить
ненавидеть
согреваться
нападать
радоваться
погубить
утешить
• Оборонят


ь –




• Ложиться
© Ольга Михайловна Носова
• Смеяться

Игра «Антонимы и синонимы» для 1-4 классов.

Игра "Антонимы и синонимы" для 1-4 классов.

Синонимы — это слова близкие по
значению. (существительные)
• Дорога-
• Простор-
• Прохлад
путь, линия, колея.
ширь, даль,приволье,раздолье.
свежесть,холодок.
• Птичка-
• Метель-
• Родина-
• Источник
птаха,пичужка,пичуга.
вьюга,буран,пурга,ураган.
отечество,отчизна.
ключ, родник.
• Холод-
мороз,стужа.
а-

© Ольга Михайловна Носова

Игра «Антонимы и синонимы» для 1-4 классов.

Игра "Антонимы и синонимы" для 1-4 классов.

Синонимы — это слова близкие по
значению. (прилагательные)
• Страшны
й-
ужасный,жуткий,чудовищный.
проворный,резвый.
• Быстрый

грустный,унылый,тоскливый.
белоснежный,молочный,снежный.
• Печальн
ый-
• Белый-
• Душисты
й-
ароматный,пахучи
й.
ароматный,пахучий.
ветхий,дряхлый.
прекрасный,живописный.
аппетитный,лакомый.
• Мокрый-
• Старый-
© Ольга Михайловна Носова

Игра «Антонимы и синонимы» для 1-4 классов.

Игра "Антонимы и синонимы" для 1-4 классов.

Источники
http://2.bp.blogspot.com/-QNWl9Lb9J4U/UEDLGXHg7uI/AAAAAAAALeI/qYRU
cCIcSvM/s1600/0_828ac_dca4804f_L.png
книги
http://englishland.ucoz.com/11/0_657da_d4fec14e_XL.png совенок
http://rewalls.com/pic/201106/1280×960/reWalls.com-35959.jpg фон
мятая бумага
http://desktopwallpapers.org.ua/pic/201302/1600×1200/desktopwallpapers.
org.ua-24391.jpg
желтый фон




• Автор шаблона презентации
• Носова Ольга Михайловна
© Ольга Михайловна Носова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конкурирование синоним
  • Конкуренция соперничество синонимы
  • Конкуренция словарь синонимов
  • Конкуренция синоним русского происхождения
  • Конкуренция нечестная синонимы