Когда проходят синонимы

В каком классе проходят синонимы

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).

Тема. Синонимы и антонимы

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • что такое синонимы и антонимы;
  • различать синонимы и антонимы;
  • приводить примеры синонимов и антонимов;
  • находить в словаре синонимов и антонимов.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.

Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.

Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.

Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.

Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.

Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».

Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:

Ветер, буря, ураган.

Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.

В этом тексте повторяется слово «ребята».

Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.

Заменим повторяющееся слово синонимами.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.

Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.

Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.

Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.

Антонимы можно найти в словаре антонимов.

Разбор заданий

Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.

  1. Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».

  1. Антонимы.
  2. Синонимы.
  3. Омонимы.
  4. Многозначные слова.

Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.

Определите, в какой строке написаны синонимы.

  1. Красный, алый.
  2. Прыгать, играть.
  3. Лес, лесной.

Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».

  1. Смелый, трусливый.
  2. Лает, кусает.
  3. Собака, кошка.
  4. Смелый, собака.

Укажите синоним к слову «простите».

  1. Извините.
  2. До свидания.
  3. Прощение.
  4. Забота.

Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.

  1. Слова, противоположные по смыслу.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».

  1. Синонимы.
  2. Антонимы.
  3. Омонимы.
  4. Многозначные слова.

Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.

  1. Словарь антонимов.
  2. Словарь омонимов.
  3. Словарь синонимов.
  4. Орфографический словарь.

Определите, в какой строке написаны синонимы.

  1. Грустный, печальный.
  2. Осень, весна.
  3. Стол, столовый.

Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.

Далеко мой стук

Червякам я враг,

А деревьям друг.

  1. Враг,друг.
  2. Стук, вокруг.
  3. Червяки, деревья.
  4. Я, мой.

Укажите синоним к слову «отец».

  1. Папаша.
  2. Родственник.
  3. Отечество.
  4. Дядя Петя.

Урок по русскому языку на тему “Синонимы, антонимы, омонимы”

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Планируемые результаты

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

– различать синонимы, антонимы, омонимы

– подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

Метапредметные:

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

– высказывать и обосновывать свое мнение

– осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

– сличать способ действия и его результат с эталоном

– уважительно относиться к русскому слову

Межпредметные связи: чтение(обогащение словарного запаса)

Ресурсы урока: учебникКанакина «Русский язык», ч. 1; презентация, словарь синонимов, антонимов.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

-С домашним заданием возникли у кого-нибудь трудности? Объясните мне лексическое значение слов: капель, проталина, метель.

Чистописание. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Лексическое царство, где живут все слова русского языка.

А прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем небольшую разминку. Запишем заглавную и строчную буку Ц, и соединения…

И место, куда мы отправляемся в путешествие… Лексическое царство.

На одной из улиц этого большого царства стоит дом в три этажа. Взгляните на него.(слайд) Кто же живёт в этом доме? На первом этаже расположились слова-друзья, на втором – слова-спорщики, а третий этаж заняли слова-близнецы.

Понятно ли вам, о каких словах идёт речь?

Конечно, непонятно, потому что в Лексике эти группы слов имеют научные названия:

VI . Самоопределение к деятельности

-Попробуйте сами угадать о каких словах идёт речь?

– Послушайтеотрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

– Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

– Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел.Враг – друг)

– Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

– Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)(слайд 4)

– Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения). Какие?

– Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

– Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

-Давайте посмотрим, правильно ли мы назвали слова?

– Определите сами тему урока ()и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

Именно с синонимами, антонимами и омонимами мы будем работать сегодня на уроке. Во время работы на уроке мы (слайд)

вспомним, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам;

выясним, для чего мы используем в своей речи синонимы, антонимы и омонимы;

познакомимся со словарями синонимов и антонимов, научимся распознавать омонимы в толковом словаре.

Мотивация: ребята, а кто может сказать, для чего мы изучаем синонимы, антонимы и омонимы? (в течении урока мы ответим на этот вопрос)

Работа по теме урока

Итак, идём в гости к словам-друзьям.

А познакомиться нам поможет следующее задание.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

– Обратите внимание на выделенные слова. В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.

– Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?

– Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.

Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Синонимы – слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Например : вьюга, метель, пурга; смелый, отважный, храбрый.

Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать синонимы к слову «старый».

– Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.

(показать словарь синонимов)

– Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.

Давний, старинный, ветхий, древний.(написать на доске слова)

Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.

Проверь себя

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

Задание “Найди друга”

Ребята, слова-синонимы вышли на прогулку. Но в Царстве Лексики столько всего интересного и занимательного, что друзья не заметили, как потерялись. Давайте поможем словам найти своих близких по значению друзей. К словам левой колонки подберите синонимы из правой колонки.

алфавит
огонь
опрятный

багаж
прыгать
бросать
сила

содержание
пламя

Ну вот, все друзья нашли свою пару – синоним, поэтому самое время познакомиться с группой слов, которая разместилась на втором этаже. Это слова-спорщики. Они всё время о чём-то спорят: одни говорят, что сейчас зима, а вторые утверждают, что лето, третьи доказывают, что всё кругом белым-бело, а четвёртые уверяют, что черным-черно.

Как вы думаете, как такие слова называются в Лексике?

Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

Например: зима – лето, белый – чёрный, идти – стоять.

Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите антонимы.

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.

В этом стихотворении антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий.

Работа со словарём

При затруднении подобрать слово с противоположным значением, найти образное противопоставление вам поможет словарь антонимов русского языка. Каждая словарная статья представляет собой пару антонимов.

Сказать – смолчать, промолчать. Антонимические пары расположены в словаре по алфавиту первого слова.

Далее даны лексические значения слов – антонимов.

Сказать – выражать в речи какие-либо мысли, мнения, быть активным в разговоре.

Промолчать – не проявлять, не выражать своих мыслей, чувств, мнение, быть пассивным в разговоре.

Также приведеныпримеры из литературных произведений.

Подберите антонимы к следующим словам, используя словарь антонимов.(в учебнике или сами)

– Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в речи?

С помощью антонимов мы отличаем предметы по их признакам (напр.: большой – маленький, толстый – худой), противопоставляем их.

V .Физминутка

Игра «Топайте – хлопайте»

– Если я называю пару синонимов – вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете……

Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

А слова-близнецы с третьего этажа спешат с вами познакомиться сами.

Мы слова из русской речи,

из родного языка,
Одинаково нас пишут,

одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,

ты до смысла доберись.
Наподобие начинки

смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки

мы по смыслу далеки.

Как и настоящие близнецы, эти слова одинаковы внешне, но внутри абсолютно разные.

В Лексике их называют омонимами.

Омонимы – слова одной и той же части речи, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

шишка – сосновая шишка; бугорок на голове, образованный от удара твёрдым предметом;

кран – подъёмный кран; водопроводный кран;

язык – орган в полости рта; часть обуви у ботинок;

ключ – родник; ключ к замочной скважине, скрипичный ключ.

Работа со словарем.

Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от

многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.

Так в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова приводятся омонимы:

соль – вещество, соль- нота.

-Найдите в словарях омонимы.(в учебнике)

Задание

Пользуясь словарем или самостоятельно, составьте словосочетания со словами-омонимами.

Например: коса – девичья коса, орудие для косьбы.

зелёный лук, лук для стрельбы.

очки для зрения, количество очков,

гусеница бабочки, гусеница трактора

кисть руки, кисть рябины, кисть для рисования

первый месяц; месяц на небе

V. Закрепление изученного:

Следующее задание поможет нам закрепить дружбу с синонимами, антонимами, омонимами.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

Спишите предложения, где употреблены:

А) синонимы;(1 ряд)

Б) антонимы;(2 ряд)

Подчеркните синонимы, антонимы, омонимы.

Приятелей много, а друга нет.

Спеши , не спеши, а поторапливайся .

Любишь брать – люби и отдавать .

Человек от лени болеет , а от труда здоровеет .

Корень учения горек , да плод его сладок .

Каков ни есть , а хочет есть .

На мирном поле и на поле брани умей командовать без брани .

Во время нашего путешествия по ЦАРСТВУ ЛЕКСИКИ мы запомнили, что в языке есть

слова-друзья – это синонимы,

слова-спорщики – это антонимы,

слова-близнецы – это омонимы.

Работа по учебнику

Упр. 72 (с. 48) по рядам (1 ряд предложения с синонимами, 2 ряд с антонимами, 3 ряд с омонимами)

VIII . Рефлексия

Презентация (картинки) (Слайды)

-Определить, где слова синонимы, где антонимы и омонимы.

– Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итога

Так для чего же нам нужны слова синонимы, антонимы и омонимы?

Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.

X . Домашнее задание

Упр. 73 (с. 48)

урока русского языка, проведённого в 4 классе учителем Г.Н.Сергеевой 01.10.2014г.

Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы

Тип урока : повторение изученного материала

Данный урок 3 по теме « Лексика». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.

В ходе урока были учтены возможности данного класса.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цель урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Урок был направлен на выполнение следующих задач:

Образовательные задачи:

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

– различать синонимы, антонимы, омонимы

– подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

-воспитывать интерес к русскому языку, творческую активность.

Воспитательные задачи: способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе. Прививать любовь к русскому языку.

Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать со словарями; развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.

Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

В классе 12 учеников: 9 мальчиков и 3 девочки. На уроках ребята активны, готовы сами делать открытия, уровень самостоятельности – средний. Все ученики выполняют домашнюю работу.

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.

1 этап: Организационный момент. Его цель – создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Минута чистописания.

2 этап: Самоопределение к деятельности. Побуждала учащихся самих определять тему и задачи урока. Повышала интерес к уроку через мотивацию.

3 этап: Работа по теме урока: проводилась фронтальная форма работы, частично-посковая. Упражнения были в форме игры «Найди друга». Знакомились со словарями и учились с ними работать.

На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки

учащиеся играли в игру « Хлопайте и топайте». В ходе этой физминутки у детей развивала внимание и в то же время закрепляли тему урока .

Применяла метод самостоятельной работы при выполнении упражнений. На протяжении всего урока учащиеся сами проверяли и оценивали свою работу.

4 этап: рефлексия. Цель этапа – проверка усвоения материала через картинный диктант (презентация).

На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

Для достижения цели урока было использовано оборудование к уроку:

Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран);

Рабочее место ученика;

Презентация к уроку: « Синонимы, антонимы, омонимы»;

Учебник «Русский язык» 4класс;

Толковые словари Ожегова С.И; словарь синонимов и антонимов

Синонимы и антонимы

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 973.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 973.

Русский язык богат и разнообразен, в нем много слов, которые имеют противоположное значение, а еще есть такие, значение которых одинаковое. Синонимы и антонимы в русской речи – это явление, о котором нужно знать каждому грамотному человеку. На уроке русского языка в 3 классе эта тема не зря рассматривается так подробно.

Что такое синонимы и зачем они нужны?

Слова, относящиеся к одной части речи и при этом очень близкие по значению, но отличающиеся написанием, называются синонимами. Слова из разных частей речи синонимами быть не могут, это правило. Зато они могут относиться к разным стилям и иметь разную эмоциональную окраску. Такие слова могут объединяться в синонимические цепочки, для чего их должно быть минимум три.

Для примера можно рассмотреть такую цепочку: лицо – рожа – физиономия. В нем слово лицо относится к среднему роду и имеет нейтральную окраску, рожа относится к категории сниженной лексики, а физиономия – к разговорной. После рассмотрения можно сделать вывод, что слова, хоть и должны относиться к одной части речи, род могут иметь разный. Чаще всего они отличаются друг от друга какими-то оттенками значений, но существуют и абсолютные синонимы, то есть такие слова, которые совпадают полностью – это абсолютные синонимы. Так, всем известное слово “азбука” имеет абсолютный синоним – слово “букварь”, а бегемота можно называть гиппопотамом.

Синонимы появляются в языке по нескольким причинам – это может быть необходимость добавить слову новый оттенок значения/эмоциональную окраску или появление заимствования.

Синонимичные слова делают речь более конкретной и определенной и вместе с тем богатой, они позволяют авторам литературных произведений не повторять одни и те же слова слишком часто.

Антонимы: что за слова и как они употребляются?

Если слова имеют противоположное значение, то это антонимы. Как и синонимы, они всегда относятся к одной и той же части речи. При этом, если слово многозначное, то оно будет иметь несколько антонимов в зависимости от того, какое значение имеется в виду. Для примера рассмотрим две пары антонимов:

  • прямой – кривой;
  • прямой – уклончивый.

В первой паре речь идет о форме, во второй – о характеристике высказывания (прямой ответ).

Такие слова часто используются для того, чтобы показать предметы или явления с разных сторон, охарактеризовать их с помощью контраста, крайней противоположности.

Употребление синонимов и антонимов

Благодаря этим словам речь человека, устная и письменная, становится более точной и богатой. Они помогают человеку выразить отношение к тому, что он говорит, передать не только мысли, но и эмоции. Ученые-лингвисты разработали специальные словари, которые облегчают употребление синонимов, антонимов. Для каждой группы слов существует свой словарь.

Необходимо понимать, что у одного и того же слова могут быть как синонимичные, так и антонимичные слова. Например, друг – враг, друг – товарищ. Первая пара – антонимы, вторая – синонимы.

Что мы узнали?

В русском языке есть слова, которые имеют близкое значение, но при этом пишутся и произносятся по-разному – это синонимы. А если слова не только пишут и говорят по-другому, но и значение у них противоположное, то это антонимы. Благодаря им человеку становится проще пояснить, что он имел в виду, и выразить свои эмоции. Они могут составлять как пары, так и целые цепочки, которые можно найти в специальных словарях. Одно и то же слово может иметь не только синонимы, но и антонимы. Они всегда относятся к одной и той же части речи, но могут иметь разную родовую принадлежность и эмоциональную окраску.

Тест. Синонимы, антонимы, многозначные слова

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению?

Варианты ответов
  • многозначные слова
  • синонимы
  • антонимы
Вопрос 2

В каком словаре ты будешь искать слова, близкие по значению?

Варианты ответов
  • в толковом словаре
  • в словаре синонимов
  • в словаре антонимов
Вопрос 3

Укажи строчку, в которой все слова являются многозначными.

Варианты ответов
  • цветок, чашка, бабочка
  • язык, книга, стол
  • лук, иголка, звезда
Вопрос 4

Найди синоним к слову работа.

Варианты ответов
  • отдых
  • безделье
  • труд
Вопрос 5

Какая пара слов не является антонимами?

Варианты ответов
  • радоваться – огорчаться
  • одобрять – хвалить
  • запрещать – разрешать
Вопрос 6
Варианты ответов
  • просил – умолял
  • хохот – смеяться
  • горький – сладкий
Вопрос 7

Как называются слова, близкие по значению?

Варианты ответов
  • многозначные слова
  • антонимы
  • синонимы
Вопрос 8
Варианты ответов
  • просил – умолял
  • трус – храбрый
  • горький – сладкий
Вопрос 9

Какое слово имеет несколько значений?

Варианты ответов
  • яблоко
  • учебник
  • молния
Вопрос 10

Слова-синонимы – это слова

Варианты ответов
  • разных частей речи
  • одной части речи
  • оба варианта верны
Вопрос 11

Н айди антонимы в четверостишье.

Разворчался старый дед :

«Доживешь вот до ста лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда !»

Варианты ответов
  • дед – лет
  • старый – молодой
  • дед – внук
  • разворчался – ответил
Вопрос 12

Вьюга, метель, пурга – это слова

Варианты ответов
  • антонимы
  • многозначные слова
  • синонимы

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии

Комментарии 0

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Как работать с тестами?

Когда и как слова находят общий язык и
когда они спорят.
(4 урока изучения синонимов и антонимов в 5
классе.)

I урок.

Тип урока: урок сообщения новых
знаний.

1. Мобилизирующее начало урока.

Урок начинается с чтения учителем
стихотворения Б.Бобылевой.

Гиппопотама бегемот

однажды
повстречал:

— Вы кто? – спросил.

— Я бегемот, —

Гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

— Кто ж я тогда такой?!

— А вы, — ему
ответил тот, —

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот

Сказал: «Вы просто лжец!»

С гиппопотамом бегемот

рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят и там –

Все не решат:

Кто бегемот,

А кто гиппопотам.

— Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух
персонажей? Был ли смысл им ссориться и почему?

II. Объяснение новой темы.

1. Слово учителя.

Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в
русском языке, которые очень дружны между собой,
а называют их синонимы.

«Синоним» – слово очень древнее, оно
пришло в русский язык из греческого и в переводе
обозначает «соименный», то есть синонимы
– это слова одинаковые или близкие по
лексическому значению, но различные по звучанию.

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу
речь более яркой, образной и выразительной,
помогают избегать повторов, поэтому очень важно
познакомиться с ними поближе.

2. Работа с лингвистическим текстом.

1) Откроем учебник и посмотрим, что еще
интересного мы узнаем о словах-друзьях.

Работа в группах. Предлагаю вам следующую
работу: на доске записан тезисный план этого
параграфа, прочитайте § 60 и разделите его на
части соответственно пунктам плана.

На доске. План § 60. (Учебный комплекс под
редакцией Бабайцевой В.В.)

  1. Синонимы – это…
  2. Синонимы не всегда могут свободно заменять друг
    друга.
  3. Синонимы образуются из слов одной части речи.
  4. Синонимы делают нашу речь более точной и
    образной.
  5. Некоторые слова могут быть синонимами только
    внутри одного текста.

2) – Что у нас получилось? Прочитаем.
(Каждая группа читает по 1 пункту плана и текст к
нему, после прочтения каждой части весь класс
старается привести свои примеры, которые
записываются в тетради, получается «план из
примеров».)

  1. Луна, месяц; бегемот, гиппопотам.
  2. Лошадь, конь.
  3. Прилагательные: красный, алый, пурпурный;
    глаголы: идти, шагать.
  4. Ошибка, ляпсус…

А этот пункт плана пока оставим без примеров и
обратимся к нему позже.

3) Какой пункт плана параграфа
учебника раскрывает и дополняет этот материал?

Главное достоинство синонимов – способность
обозначать небольшие различия, а это значит, что
синонимы позволяют более точно, более ярко
выразить мысль. Если каждого человека, который не
поддается чувству страха и умеет преодолевать
его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет
приблизительным. Человека активно смелого, не
боящегося опасности, идущего навстречу ей,
следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет
присутствия духа перед лицом большой опасности, —
МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого
ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА,
звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий
по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ
– тот, с кем сложились хорошие, но не очень
близкие отношения.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь
точной и выразительной. Одни передают тонкие
оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды
синонимов позволяют нам говорить возвышенно или
грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ),
доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ –
СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально
(ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить
в любом случае, а слово ПАЦАН – только в
непринужденном, фамильярном разговоре.

4) — Докажите, что этот текст раскрывает
именно 4 пункт плана.

— Выпишем в тетради синонимы, которые
использованы в тексте:

1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый.
2. Родина, Отчизна.

3. Друг, приятель.

— Может быть, кто-то знает еще один синоним к
этим словам (2)? Нет? Тогда найдите его в следующей
строчке: И дым Отечества нам сладок и приятен.

— Допишем синонимический ряд, словом ОТЕЧЕСТВО.

III. Закрепление новых знаний.

5)Попробуйте найти синонимы в
следующем отрывке. Работа с доской.

Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может,
пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле,
а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А
хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи,
мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но,
конечно, не к зною).

Учащиеся выписывают синонимические ряды.

6) – Как мы поняли, слова могут дружить,
сближаться по смыслу, но в начале урока мы
упоминали о том, что они могут и спорить,
ссориться или, другими словами,
противопоставляться друг другу по смыслу.

1. Слово учителя.

Посмотрите, какие слова из нашего отрывка
никогда не помирятся, слова, которые всегда будут
противопоставлены друг другу? Работа с доской.

зима – лето
холод – жара
стужа – зной

2. Работа с лингвистическим текстом.

7) – Откройте учебник, найдите и
прочитайте, как называются слова,
противоположные по лексическому значению.

— Антоним, слово греческое, как и синоним, и в
переводе обозначает «противоположное имя».

— Как вы думаете, для чего нужно использовать
антонимы в своей речи?

— Посмотрите, что об этом говорится в тексте
параграфа.

— Приведите примеры использования антонимов,
смотрите в учебнике.

V. Закрепление новых знаний.

8) – А сейчас попробуйте найти
антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит,

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять… (Ветер).

— Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер).

— Посмотрите внимательно на пары антонимов и
скажите, чем последняя пара отличается от
предыдущих? (В третьей паре слова однокорневые, а
в первых двух – разнокорневые).

— Какой корень в этих словах? Выделите его. (у-мчит-ся
– при-мчит-ся
).

— Найдите, что по этому поводу говорится в
тексте учебника?

9) – Мы много узнали о синонимах и
антонимах. А сейчас посмотрим, как они
используются в сказках. Я буду читать вам
маленькие отрывочки из сказок, а вы – выписывать
антонимы в два столбика: однокорневые и
разнокорневые.

  1. – Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец?
    Волей или неволей?
  2. Однажды спорили Правда и Кривда: чем лучше
    жить – кривдой или правдой?
  3. Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли –
    скоро сказка сказывается, да не скоро дело
    делается…
  4. Не мириться я пришел, — говорит Фролка, —
    драться!
  5. Много ли, мало ли они купались – Иван-царевич
    подкрался, взял у той девицы, что всех краше,
    кушачок и спрятал за пазуху.
  6. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе
    два чана воды – одна вода сильная, а другая
    малосильная; переставь их с места на место и
    напейся сильной воды.

— Как вы думаете, с какой целью в этих отрывках
использованы антонимы?

10) – А в следующих отрывках найдите синонимы,
выпишите их в тетради. Подумайте, какую роль они
играют в этих отрывках?

  1. Сел Иван-царевич на коня и вслед за
    Никанором-богатырем поехал на неприятеля; стали
    биться, рубиться, изводить силу змеиную.
  2. Едут они степями, едут лугами. А день такой
    жаркий, такой знойный.

— Синонимами могут быть не только слова, но и
сочетания слов. Найдите такие синонимы.

  1. а) — Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь
    пригожусь тебе.
    б) – Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я
    тебе пригожусь.
  2. а) Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему
    человеческим голосом.
    б) Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в
    селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему
    по-человечески.
  3. а) Только подумал, а медведь тут как тут…
    б) Не успел подумать, а заяц тут как тут…

VI. Итог урока. С какими лексическими
явлениями мы сегодня познакомились?

Урок 2.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Мобилизующее начало урока.

1) Разделите страницу на три колонки. Я
буду читать вам пословицы, а вы записывать их: в 1
колонку – с синонимами, во 2-ую – с антонимами, а
если в пословице нет ни синонимов, ни антонимов,
то записывайте ее в 3-ью колонку. Антонимы и
синонимы подчеркивайте.

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

Жди горя от моря, а беды от воды.

Где умному горе, там глупому веселье.

Добрый плачет от радости, а злой
от зависти.

Знать не знаю, ведать не ведаю.

Солнце
на если, а мы еще не ели.

Лодырь и бездельник – им праздник и в
понедельник.

Ученьесвет, а неученьетьма.

III. Повторение теоретического материала.

— Какая пословица оказалась у вас в 3 колонке?

— На каком лексическом явлении она построена?

— Прочитайте пословицы в 1 колонке, назовите
синонимы.

— Какие слова называются синонимами?

— Как вы думаете, с какой елью они используются в
пословицах?

— Какие пословицы у вас оказались во 2-ой
колонке?

— Какие слова называются антонимами?

— Есть ли в выписанных пословицах однокоренные
антонимы?

— Что достигается благодаря использованию
антонимов в пословицах?

2) Еще немного потренируемся в
нахождении синонимов и антонимов и в определении
их роли.

В данном тексте найдите синонимы, выпишите их.

И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как
за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на
ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали,
ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали,
лопали, жрали … Н. Носов

— Почему их так много в отрывке? Для чего их
использует автор? (Автор передает чувство голода
у мальчика через синонимический ряд слов, каждое
из которых передает оттенок процесса насыщения: есть
– просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать
– жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать
– торопиться принимать пищу; рубать — есть
поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать
употребляются с целью подчеркнуть поспешность в
еде, неприятное впечатление от процесса
насыщения. Подкрепляться – принимать пищу
для подкрепления своих сил; заправляться
такое же значение, но с шутливым оттенком.)

3)

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь
на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет
направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

— Прочитаем стихотворение вслух. Кто автор
строк?

— Подумайте, какое лексическое явление
используется в тексте?

— Найдите антонимы.

— Попробуйте определить их значение и роль (И
днем и
ночью, то есть на протяжении суток
(временное значение)), можно было бы сказать так:
все время ходит кот ученый, но в таком случае
трудно представить ученого кота в светлое время
дня и темной ночью. Направо и налево
(пространственное значение) – кот совершает
движение по кругу сначала в одну сторону, а затем
в другую. Антонимы используются в качестве
выразительного средства.

V. Работа с лингвистическим текстом.

4) О чем же говорят герои этого диалога?

Вслух читает учитель; это может быть сценка,
представленная двумя учениками.

Встретились Копченый с Моченым, разговорились.

— Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Черствым
не поделили?

— Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый
считает, что Свежий у него отбивает хлеб. Между
прочим, Теплый сначала поддерживал Свежего. Пока
речь шла о хлебе.

— Теплый в любом хлебном деле на стороне
Свежего, хотя и отдает Черствому должное за его
многолетний опыт.

— Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об
атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился
на Свежего, обвиняя его в том, что он охлаждает
теплоту наших отношений. «Я синоним Свежего, —
сказал Теплый, — пока дело идет о насущном хлебе.
Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит:
тут я его антоним».

— Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то
антоним.

— Но самое интересное: когда речь зашла об
атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь
кто? Черствый!

— Он же был против него?

— Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об
атмосфере, об отношении к товарищам … В этом
отношении, между нами говоря, Черствый – синоним
Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним
Прохладного …

— А Прохладный – синоним Свежего? Ну и
обстановка в вашем коллективе. Никогда не знаешь,
кто тебе синоним, кто антоним …

Посмотрел Моченый на Копченого, а Копченый на
Моченого посмотрел. И разошлись по своим делам:
один по моченым делам, другой – по копченым.

— Давайте подумаем, если речь идет о «хлебном
деле», кто войдет в «группу поддержки»
Свежего?

— А в группу его антагониста Черствого?

— Как вы думаете, эти слова имеют одинаковое
лексическое значение или имеют отличия?

— Запишем эти синонимы в тетрадь, расположив их
в синонимическом ряду по мере нарастания
признака. Вчерашний, старый, залежавшийся,
сухой, черствый, затхлый.

— А если речь идет об «атмосфере в
коллективе»? Кто будет синонимом свежего? Прохладный,
холодный, натянутый, черствый.

— А кто же будет ему антонимом? Теплый,
дружеский, отзывчивый, неравнодушный.

— Хорошо, но у нас еще есть атмосфера Земли.
Поговорим о воздухе. Как здесь распределяются
отношения между словами?

Синонимы Свежего: прохладный, холодный,
освежающий.

Антонимы Свежему: теплый, душный,
застоявшийся
.

— Сделаем вывод: в зависимости от контекста и от
значения многозначного слова (например, свежий)
его синонимы и антонимы могут быть разными и даже
меняться местами.

На прошлом уроке мы оставили без внимания, без
примеров последний пункт плана о текстовых
синонимах, а сейчас мы можем привести такие
примеры. Итак, в одном тексте о свежем хлебе мы
можем сказать .., а о плохих отношениях в
коллективе …

VI. Лингвистический эксперимент (устно).

5) Посмотрите, какое многообразие
синонимов и антонимов, и очень важно уметь
правильно выбрать слово, нужно осмысленно
подходить к выбору слов.

Работа в парах.(Текст на партах. Словари
синонимов, толковые словари).

Давайте проведем лингвистический эксперимент.
Перед вами текст.

Узкими горными тропами … пробиралась вдоль
южного берега Крыма маленькая бродячая труппа.
Впереди обыкновенно бежал белый пудель Арго …

За собакой шел двенадцатилетний мальчик
Сергей, который держал под левым локтем
свернутый ковер для акробатических выступлений

Наконец, сзади ( …) старший член труппы –
дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на
скрюченной спине …
(А.Куприн).

— Вместо скобок нужно вставить подходящий по
смыслу, передающий движения именно Мартына
Лодыжкина глагол. Перед вами синонимический ряд
глаголов брести – ползти – тянуться –
тащиться
плестись.

По словарям определите лексическое значение
каждого глагола и выберите самый подходящий

(ползти – идти, передвигаться очень
медленно, тянуться – двигаться один за
другим, тащиться – идти медленно с трудом, плестись
– идти медленно, вяло). (Учащиеся читают свои
варианты, объясняют выбор).

Вывод: плестись – передвигаться с трудом
по какой-то причине: из-за болезни, усталости …
Это слово наиболее точно и полно передает
состояние дедушки Мартына, а писатель использует
его, чтобы сказать о трудной участи своего героя,
жившего бродячей жизнью артиста, зарабатывая
таким образом себе на жизнь

6) И в завершении выполним еще одно
упражнение. В тексте вставьте антонимы и
попробуйте объяснить их роль (задание
выполняется учащимися самостоятельно, цель
объясняется устно).

Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и …
(А.П.Чехов)

Мы чаще можем сказать про человека, что он чаще
бывает добр, чем …, умен, чем
(Л.Н.Толстой)

VII. Итог. Что нового об отношениях
синонимов и антонимов мы узнали на уроке?

Урок 3.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (устно,
задание на доске)

1) Нерадивый ученик выполнил задание и
наделал ошибок, поможем ему все исправить.

1. Он выписал такие текстовые синонимы: Москва,
новостройки, город, старая Москва.
2. Исправьте ошибки и недочеты:

свежий хлеб – старый хлеб;

свежий
журнал – старый журнал;

свежий ветер – теплый ветер;

легкий труд – трудный труд;

легкий
путь – тяжелый путь;

легкий ветер – сильный ветер.

III. Выполнение тренировочных упражнений

2) Я предлагаю Вам выполнить два
задания для того, чтобы потренироваться в
правильном и точном подборе слов.

— Ученик списывал небольшой текст и что-то в нем
напутал. Художественная миниатюра называется «Февраль»,
но речь в ней идет непонятно о чем.

Давайте заменим выделенные слова антонимами и
попытаемся восстановить текст, но нужно найти то
слово, которое было у автора Федора Абрамова.

В конце февраля осень сделала свой последний
налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять
повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим
кедром (начало, весна, первый, зазеленели,
радостно, оттаявший).

3) Ну а в этом тексте нужно из
синонимического ряда выбрать единственно
правильное слово и восстановить еще одну
художественную зарисовку Ф.Абрамова (по ходу
записи подбираем синоним, обращаемся к словарю).

Почему автор выбрал «бронзовый»,
«лимонный»?

(Брусничный, густо-розовый, красноватый)
соком стала наливаться листва черемухи. Желтые
зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки
осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая
листва дуба. Красные сосны, прошитые лимонными
березами. (Золотой, лимонно-солнечный, желтый,
янтарный) кустарники. Поле капустное.
Иссиня-морозные кочаны. Желтый березняк, густо
расшитый красной рябиной. (Ф.Абрамов)


— Одной чертой подчеркните слова из
синонимического ряда к слову «желтый», двумя
чертами – к слову «красный».

— С какой целью автор использует синонимы?

— Как бы вы назвали эту миниатюру? (Сентябрь)

IV. Лексический разбор

4) Попробуем сделать лексический
разбор некоторых слов этого текста.

Бронзовая.

В словаре указано существительное бронза,
это слово многозначное: бронза 1. сплав меди с
оловом, а также с некоторыми другими металлами; 2.
собират. Художественные изделия из такого
сплава. Бронзовая статуя. 3. Золотисто-коричневый,
цвета бронзы. Бронзовый загар.

В данном тексте слово бронзовый
употреблено в переносном значении. В этом случае
к нему можно подобрать синонимы: коричневый,
коричневатый, желто-коричневый.

В зарисовке Ф.Абрамова это слово наиболее точно
передает цвет листвы дуба, так как листва не
просто коричневая, а от солнечных лучей и под
влиянием шелеста, она кажется
золотисто-коричневой, то есть бронзовой.

— Прочитаем пункты плана.

Работа в группах по 4 человека, работа со
словарем

5) А сейчас попробуйте сами
проанализировать слова: брусничный,
наливаться, зонтики, прошитые, лимонные
(Группы
читают свой лексический разбор).

— Как вы думаете, с какой целью в тексте
использовано так много слов, употребленных в
переносном значении?

6) Вставьте антонимы в пословицы.
(Пословицы записаны на доске)

Тяжело в ученье — … в бою.

Сытый … не
товарищ.

Старый друг лучше … двух.

Не бойся
врага …, бойся … глупого.

Спишите, вставляя антонимы самостоятельно.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание Дома еще раз
прочитайте зарисовки о феврале и сентябре и
попробуйте сами написать небольшое сочинение
(полстраницы) о марте, мартовском дне.
Используйте в своем описании синонимы и
антонимы.

Урок 4.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания с
обучающим компонентом (редактирование текста)

1) Редактирование одного, двух
сочинений, написанных дома. (Эту работу
необходимо провести подробно, показать образец
работы над каждым словом)

III. Тренировочные упражнения.

2) А сейчас напишем свободный диктант.

Тучу пронесло неожиданно быстро. Разом
кончился ливень. Опять стало светло, и на небе
ослепительно засверкало солнце. Дышать было
легко и радостно. И все кругом: трава, кусты, сено
в скирде – все сияло неисчислимыми звездочками
дождевых капель.
(В.В.Бианки)

б) – Как бы вы озаглавили текст? (После
дождя).

— Каким словом можно заменить слово «ливень«?
Как вы думаете, почему автор выбрал именно ливень,
а не дождь?

— Каким синонимом можно заменить слово светло?

— А слово засверкало?

— Почему, на ваш взгляд, у Бианки засверкало,
а не засияло или заблестело?

— Определите лексическое значение слова «скирда«?

— Для орфографического анализа (пронесло,
ослепительно, засверкало, радостно, неисчислимым,
сердце
)

в) Второе чтение текста.

г) Самостоятельная работа учащихся.

IV. Мини-сочинение. Учитель читает
стихотворение С.Есенина «Береза».

— Какой вы представили себе есенинскую березу?
Попробуйте описать ее или березу, которая стоит у
нас за окном. Напишите полстраницы.

В качестве зачина возьмите строчку из
стихотворения С.Есенина:

Белая береза под моим окном.

б) Работа учащихся.

в) После написания читают 2-3 работы.
Редактируют их.

V. Итог и домашнее задание

4) На последних четырех уроках мы много
узнали о синонимах и антонимах, и я предлагаю вам
дома немного пофантазировать и написать
забавную историю, сказку или стихотворение на
одну из тем: «Грустная история о
словах-врагах»; «Сказка о том, как правда
превратилась в неправду»;

«История о том, как два слова постоянно между
собой ссорились».

А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов,
оформите свою сказку или стихотворение.

В каком классе изучают синонимы и антонимы

Изучение темы: «Синонимы и антонимы» в 5-м классе

Когда и как слова находят общий язык и когда они спорят.
(4 урока изучения синонимов и антонимов в 5 классе.)

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

1. Мобилизирующее начало урока.

Урок начинается с чтения учителем стихотворения Б.Бобылевой.

— Вы кто? – спросил.

Тут возмутился бегемот: — Кто ж я тогда такой?!

— А вы, — ему ответил тот, —

Сказал: «Вы просто лжец!»

С гиппопотамом бегемот рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят и там –

А кто гиппопотам.

— Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей? Был ли смысл им ссориться и почему?

1. Слово учителя.

Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы.

«Синоним» – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает «соименный», то есть синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

2. Работа с лингвистическим текстом.

1) Откроем учебник и посмотрим, что еще интересного мы узнаем о словах-друзьях.

Работа в группах. Предлагаю вам следующую работу: на доске записан тезисный план этого параграфа, прочитайте § 60 и разделите его на части соответственно пунктам плана.

На доске. План § 60. (Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.В.)

  1. Синонимы – это…
  2. Синонимы не всегда могут свободно заменять друг друга.
  3. Синонимы образуются из слов одной части речи.
  4. Синонимы делают нашу речь более точной и образной.
  5. Некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста.

2) – Что у нас получилось? Прочитаем. (Каждая группа читает по 1 пункту плана и текст к нему, после прочтения каждой части весь класс старается привести свои примеры, которые записываются в тетради, получается «план из примеров».)

  1. Луна, месяц; бегемот, гиппопотам.
  2. Лошадь, конь.
  3. Прилагательные: красный, алый, пурпурный; глаголы: идти, шагать.
  4. Ошибка, ляпсус…

А этот пункт плана пока оставим без примеров и обратимся к нему позже.

3) Какой пункт плана параграфа учебника раскрывает и дополняет этот материал?

Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Если каждого человека, который не поддается чувству страха и умеет преодолевать его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет приблизительным. Человека активно смелого, не боящегося опасности, идущего навстречу ей, следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет присутствия духа перед лицом большой опасности, — МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА, звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ – тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре.

4) — Докажите, что этот текст раскрывает именно 4 пункт плана.

— Выпишем в тетради синонимы, которые использованы в тексте:

1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый.
2. Родина, Отчизна.
3. Друг, приятель.

— Может быть, кто-то знает еще один синоним к этим словам (2)? Нет? Тогда найдите его в следующей строчке: И дым Отечества нам сладок и приятен.

— Допишем синонимический ряд, словом ОТЕЧЕСТВО.

III. Закрепление новых знаний.

5)Попробуйте найти синонимы в следующем отрывке. Работа с доской.

Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).

Учащиеся выписывают синонимические ряды.

6) – Как мы поняли, слова могут дружить, сближаться по смыслу, но в начале урока мы упоминали о том, что они могут и спорить, ссориться или, другими словами, противопоставляться друг другу по смыслу.

Посмотрите, какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, слова, которые всегда будут противопоставлены друг другу? Работа с доской.

2. Работа с лингвистическим текстом.

7) – Откройте учебник, найдите и прочитайте, как называются слова, противоположные по лексическому значению.

— Антоним, слово греческое, как и синоним, и в переводе обозначает «противоположное имя».

— Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в своей речи?

— Посмотрите, что об этом говорится в тексте параграфа.

— Приведите примеры использования антонимов, смотрите в учебнике.

8) – А сейчас попробуйте найти антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь.

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой. В открытые окна

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит, Притихнет, умчится,

То вздумает по морю

Волны гонять… (Ветер).

— Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер).

— Посмотрите внимательно на пары антонимов и скажите, чем последняя пара отличается от предыдущих? (В третьей паре слова однокорневые, а в первых двух – разнокорневые).

— Какой корень в этих словах? Выделите его. (у-мчит-ся – при-мчит-ся).

— Найдите, что по этому поводу говорится в тексте учебника?

9) – Мы много узнали о синонимах и антонимах. А сейчас посмотрим, как они используются в сказках. Я буду читать вам маленькие отрывочки из сказок, а вы – выписывать антонимы в два столбика: однокорневые и разнокорневые.

  1. – Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
  2. Однажды спорили Правда и Кривда: чем лучше жить – кривдой или правдой?
  3. Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
  4. Не мириться я пришел, — говорит Фролка, — драться!
  5. Много ли, мало ли они купались – Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.
  6. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды – одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды.

— Как вы думаете, с какой целью в этих отрывках использованы антонимы?

10) – А в следующих отрывках найдите синонимы, выпишите их в тетради. Подумайте, какую роль они играют в этих отрывках?

  1. Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырем поехал на неприятеля; стали биться, рубиться, изводить силу змеиную.
  2. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный.

— Синонимами могут быть не только слова, но и сочетания слов. Найдите такие синонимы.

  1. а) — Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
    б) – Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.
  2. а) Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом.
    б) Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески.
  3. а) Только подумал, а медведь тут как тут…
    б) Не успел подумать, а заяц тут как тут…

VI. Итог урока. С какими лексическими явлениями мы сегодня познакомились?

Урок 2.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Мобилизующее начало урока.

1) Разделите страницу на три колонки. Я буду читать вам пословицы, а вы записывать их: в 1 колонку – с синонимами, во 2-ую – с антонимами, а если в пословице нет ни синонимов, ни антонимов, то записывайте ее в 3-ью колонку. Антонимы и синонимы подчеркивайте.

Жди горя от моря, а беды от воды.

Где умному горе, там глупому веселье.

Добрый плачет от радости, а злой – от зависти. Знать не знаю, ведать не ведаю.

Солнце на если, а мы еще не ели.

Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

Ученье – свет, а неученьетьма.

III. Повторение теоретического материала.

— Какая пословица оказалась у вас в 3 колонке?

— На каком лексическом явлении она построена?

— Прочитайте пословицы в 1 колонке, назовите синонимы.

— Какие слова называются синонимами?

— Как вы думаете, с какой елью они используются в пословицах?

— Какие пословицы у вас оказались во 2-ой колонке?

— Какие слова называются антонимами?

— Есть ли в выписанных пословицах однокоренные антонимы?

— Что достигается благодаря использованию антонимов в пословицах?

2) Еще немного потренируемся в нахождении синонимов и антонимов и в определении их роли.

В данном тексте найдите синонимы, выпишите их.

И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали … Н. Носов

— Почему их так много в отрывке? Для чего их использует автор? (Автор передает чувство голода у мальчика через синонимический ряд слов, каждое из которых передает оттенок процесса насыщения: есть – просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать – жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать – торопиться принимать пищу; рубать — есть поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать употребляются с целью подчеркнуть поспешность в еде, неприятное впечатление от процесса насыщения. Подкрепляться – принимать пищу для подкрепления своих сил; заправляться – такое же значение, но с шутливым оттенком.)

3)

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

— Прочитаем стихотворение вслух. Кто автор строк?

— Подумайте, какое лексическое явление используется в тексте?

— Попробуйте определить их значение и роль (И днем и ночью, то есть на протяжении суток (временное значение)), можно было бы сказать так: все время ходит кот ученый, но в таком случае трудно представить ученого кота в светлое время дня и темной ночью. Направо и налево (пространственное значение) – кот совершает движение по кругу сначала в одну сторону, а затем в другую. Антонимы используются в качестве выразительного средства.

V. Работа с лингвистическим текстом.

4) О чем же говорят герои этого диалога?

Вслух читает учитель; это может быть сценка, представленная двумя учениками.

Встретились Копченый с Моченым, разговорились.

— Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Черствым не поделили?

— Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый считает, что Свежий у него отбивает хлеб. Между прочим, Теплый сначала поддерживал Свежего. Пока речь шла о хлебе.

— Теплый в любом хлебном деле на стороне Свежего, хотя и отдает Черствому должное за его многолетний опыт.

— Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился на Свежего, обвиняя его в том, что он охлаждает теплоту наших отношений. «Я синоним Свежего, — сказал Теплый, — пока дело идет о насущном хлебе. Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит: тут я его антоним».

— Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то антоним.

— Но самое интересное: когда речь зашла об атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь кто? Черствый!

— Он же был против него?

— Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об атмосфере, об отношении к товарищам … В этом отношении, между нами говоря, Черствый – синоним Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним Прохладного …

— А Прохладный – синоним Свежего? Ну и обстановка в вашем коллективе. Никогда не знаешь, кто тебе синоним, кто антоним …

Посмотрел Моченый на Копченого, а Копченый на Моченого посмотрел. И разошлись по своим делам: один по моченым делам, другой – по копченым.

— Давайте подумаем, если речь идет о «хлебном деле», кто войдет в «группу поддержки» Свежего?

— А в группу его антагониста Черствого?

— Как вы думаете, эти слова имеют одинаковое лексическое значение или имеют отличия?

— Запишем эти синонимы в тетрадь, расположив их в синонимическом ряду по мере нарастания признака. Вчерашний, старый, залежавшийся, сухой, черствый, затхлый.

— А если речь идет об «атмосфере в коллективе»? Кто будет синонимом свежего? Прохладный, холодный, натянутый, черствый.

— А кто же будет ему антонимом? Теплый, дружеский, отзывчивый, неравнодушный.

— Хорошо, но у нас еще есть атмосфера Земли. Поговорим о воздухе. Как здесь распределяются отношения между словами?

Синонимы Свежего: прохладный, холодный, освежающий.

Антонимы Свежему: теплый, душный, застоявшийся.

— Сделаем вывод: в зависимости от контекста и от значения многозначного слова (например, свежий) его синонимы и антонимы могут быть разными и даже меняться местами.

На прошлом уроке мы оставили без внимания, без примеров последний пункт плана о текстовых синонимах, а сейчас мы можем привести такие примеры. Итак, в одном тексте о свежем хлебе мы можем сказать . а о плохих отношениях в коллективе …

VI. Лингвистический эксперимент (устно).

5) Посмотрите, какое многообразие синонимов и антонимов, и очень важно уметь правильно выбрать слово, нужно осмысленно подходить к выбору слов.

Работа в парах.(Текст на партах. Словари синонимов, толковые словари).

Давайте проведем лингвистический эксперимент. Перед вами текст.

Узкими горными тропами … пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал белый пудель Арго …

За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических выступлений …

Наконец, сзади ( …) старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине … (А.Куприн).

— Вместо скобок нужно вставить подходящий по смыслу, передающий движения именно Мартына Лодыжкина глагол. Перед вами синонимический ряд глаголов брести – ползти – тянуться – тащитьсяплестись.

По словарям определите лексическое значение каждого глагола и выберите самый подходящий

(ползти – идти, передвигаться очень медленно, тянуться – двигаться один за другим, тащиться – идти медленно с трудом, плестись – идти медленно, вяло). (Учащиеся читают свои варианты, объясняют выбор).

Вывод: плестись – передвигаться с трудом по какой-то причине: из-за болезни, усталости … Это слово наиболее точно и полно передает состояние дедушки Мартына, а писатель использует его, чтобы сказать о трудной участи своего героя, жившего бродячей жизнью артиста, зарабатывая таким образом себе на жизнь

6) И в завершении выполним еще одно упражнение. В тексте вставьте антонимы и попробуйте объяснить их роль (задание выполняется учащимися самостоятельно, цель объясняется устно).

Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и … (А.П.Чехов)

Мы чаще можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем(Л.Н.Толстой)

VII. Итог. Что нового об отношениях синонимов и антонимов мы узнали на уроке?

Урок 3.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (устно, задание на доске)

1) Нерадивый ученик выполнил задание и наделал ошибок, поможем ему все исправить.

1. Он выписал такие текстовые синонимы: Москва, новостройки, город, старая Москва.
2. Исправьте ошибки и недочеты:

свежий журнал – старый журнал;

свежий ветер – теплый ветер; легкий труд – трудный труд;

легкий путь – тяжелый путь;

легкий ветер – сильный ветер.

III. Выполнение тренировочных упражнений

2) Я предлагаю Вам выполнить два задания для того, чтобы потренироваться в правильном и точном подборе слов.

— Ученик списывал небольшой текст и что-то в нем напутал. Художественная миниатюра называется «Февраль», но речь в ней идет непонятно о чем.

Давайте заменим выделенные слова антонимами и попытаемся восстановить текст, но нужно найти то слово, которое было у автора Федора Абрамова.

В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром (начало, весна, первый, зазеленели, радостно, оттаявший).

3) Ну а в этом тексте нужно из синонимического ряда выбрать единственно правильное слово и восстановить еще одну художественную зарисовку Ф.Абрамова (по ходу записи подбираем синоним, обращаемся к словарю).

Почему автор выбрал «бронзовый», «лимонный»?

(Брусничный, густо-розовый, красноватый) соком стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая листва дуба. Красные сосны, прошитые лимонными березами. (Золотой, лимонно-солнечный, желтый, янтарный) кустарники. Поле капустное. Иссиня-морозные кочаны. Желтый березняк, густо расшитый красной рябиной. (Ф.Абрамов)

— Одной чертой подчеркните слова из синонимического ряда к слову «желтый», двумя чертами – к слову «красный».

— С какой целью автор использует синонимы?

— Как бы вы назвали эту миниатюру? (Сентябрь)

IV. Лексический разбор

4) Попробуем сделать лексический разбор некоторых слов этого текста.

В словаре указано существительное бронза, это слово многозначное: бронза 1. сплав меди с оловом, а также с некоторыми другими металлами; 2. собират. Художественные изделия из такого сплава. Бронзовая статуя. 3. Золотисто-коричневый, цвета бронзы. Бронзовый загар.

В данном тексте слово бронзовый употреблено в переносном значении. В этом случае к нему можно подобрать синонимы: коричневый, коричневатый, желто-коричневый.

В зарисовке Ф.Абрамова это слово наиболее точно передает цвет листвы дуба, так как листва не просто коричневая, а от солнечных лучей и под влиянием шелеста, она кажется золотисто-коричневой, то есть бронзовой.

— Прочитаем пункты плана.

Работа в группах по 4 человека, работа со словарем

5) А сейчас попробуйте сами проанализировать слова: брусничный, наливаться, зонтики, прошитые, лимонные (Группы читают свой лексический разбор).

— Как вы думаете, с какой целью в тексте использовано так много слов, употребленных в переносном значении?

6) Вставьте антонимы в пословицы. (Пословицы записаны на доске)

Сытый … не товарищ. Старый друг лучше … двух.

Не бойся врага …, бойся … глупого.

Спишите, вставляя антонимы самостоятельно.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание Дома еще раз прочитайте зарисовки о феврале и сентябре и попробуйте сами написать небольшое сочинение (полстраницы) о марте, мартовском дне. Используйте в своем описании синонимы и антонимы.

Урок 4.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания с обучающим компонентом (редактирование текста)

1) Редактирование одного, двух сочинений, написанных дома. (Эту работу необходимо провести подробно, показать образец работы над каждым словом)

III. Тренировочные упражнения.

2) А сейчас напишем свободный диктант.

Тучу пронесло неожиданно быстро. Разом кончился ливень. Опять стало светло, и на небе ослепительно засверкало солнце. Дышать было легко и радостно. И все кругом: трава, кусты, сено в скирде – все сияло неисчислимыми звездочками дождевых капель. (В.В.Бианки)

б) – Как бы вы озаглавили текст? (После дождя).

— Каким словом можно заменить слово «ливень«? Как вы думаете, почему автор выбрал именно ливень, а не дождь?

— Каким синонимом можно заменить слово светло?

— А слово засверкало?

— Почему, на ваш взгляд, у Бианки засверкало, а не засияло или заблестело?

— Определите лексическое значение слова «скирда«?

— Для орфографического анализа (пронесло, ослепительно, засверкало, радостно, неисчислимым, сердце)

в) Второе чтение текста.

г) Самостоятельная работа учащихся.

IV. Мини-сочинение. Учитель читает стихотворение С.Есенина «Береза».

— Какой вы представили себе есенинскую березу? Попробуйте описать ее или березу, которая стоит у нас за окном. Напишите полстраницы.

В качестве зачина возьмите строчку из стихотворения С.Есенина:

Белая береза под моим окном.

б) Работа учащихся.

в) После написания читают 2-3 работы. Редактируют их.

V. Итог и домашнее задание

4) На последних четырех уроках мы много узнали о синонимах и антонимах, и я предлагаю вам дома немного пофантазировать и написать забавную историю, сказку или стихотворение на одну из тем: «Грустная история о словах-врагах»; «Сказка о том, как правда превратилась в неправду»;

«История о том, как два слова постоянно между собой ссорились».

А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов, оформите свою сказку или стихотворение.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211556/

Adblock
detector

Русский язык

5 класс

Урок № 51

Синонимы

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Синонимия, причины её существования в языке.

2. Понятие «контекстные синонимы», использование синонимов для связи предложений в тексте.

3. Синонимы, используемые в разных речевых ситуациях.

Тезаурус

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но разные по написанию.

Абсолютные синонимы – слова одной части речи, одинаковые по значению и сфере употребления.

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в рамках определённого текста.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. – 111 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В языке есть слова, которые обозначают одни и те же предметы, признаки, явления, действия. Каким мы назовём лицо улыбающегося человека? Можно назвать его счастливым, радостным, довольным – и всё это будет правдой. Кто-то скажет, описывая костёр, что видит огонь, другой – пламя, и оба будут правы. Слова, обозначающие одно и то же по-разному, называются синонимы. Синонимы должны принадлежать к одной части речи.

Почему нам нужно держать в языке несколько слов, чтобы назвать один предмет или действие? Посмотрите на эту пару синонимов: бежать – нестись. Как вы думаете, какой глагол использует спортивный комментатор в предложении «Спортсмен _____ со скоростью 25 километров в час»? Конечно, бежит, так как слово несётся, хоть и обозначает «быстро бежать», но является разговорным, а, значит, его нельзя использовать в официальных ситуациях. А чем отличаются слова замёрзнуть и закоченеть? Если мы хотим сказать, что кто-то очень сильно замёрз, то мы используем синоним – закоченел. Синонимы отличаются друг от друга сферой употребления или смысловыми оттенками.

Использование синонимов помогает сделать речь или текст разнообразней, красочней, избежать ненужных повторов. Посмотрите на это предложение: На столе стояла маленькая чашка на маленьком блюдце, в маленькой сахарнице лежали маленькие кубики сахара, а на краю стола – маленькая салфеточка. Зачем столько раз повторять слово маленький, если у нас в языке есть замечательные синонимы небольшой, крохотный, миниатюрный, крошечный и многие другие.

Кроме того, синонимы помогают связывать предложения. Прочитайте текст: Вася зашёл в магазин и хотел купить два пирожных. Когда мальчик подошёл к витрине, то увидел, что лакомства раскупили. Он решил, что вместо десерта купит цветы.

В этом тексте речь идёт о Васе и его желании купить пирожные. Но эти слова мы использовали лишь по одному разу, а в следующих предложениях заменили их. Всегда ли вместо слова Вася можно использовать слово мальчик? Нет, ведь Вася может быть и мужчиной, и даже котом! Слова, которые являются синонимами только в рамках одного текста, называются «контекстные синонимы».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Найдите все синонимы для слова красивый.

• Новый

• Прекрасный

• Великолепный

• Смехотворный

• Восхитительный

• Крупный

• Дивный

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Подумать о лексическом значении данных слов, если слова близки по значению к слову красивый, значит, они являются синонимами.

Правильный ответ:

Слова прекрасный, великолепный, восхитительный, дивный описывают нечто красивое, приятное глазу, выдающееся своим внешним видом или качествами, то есть эти слова являются синонимами слова красивый.

Слово новый ничего не говорит о красоте предмета или явления, словом крупный мы обозначаем размер предмета, слово смехотворный имеет негативную окраску, а, значит, все эти слова не являются синонимами слова красивый.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соедините синонимы.

Группа один: букварь, ученик, еда, грустный.

Группа два: школьник, пища, печальный, азбука.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Необходимо установить лексическое значение каждого слова, а затем найти слово с близким лексическим значением.

Правильный ответ:

Букварь – азбука (оба слова обозначают книгу для первоначального обучения грамоте), ученик – школьник (любым из этих слов можно назвать учащегося в школе), еда – пища (то, что служит питанием), грустный – печальный (так мы назовём расстроенного человека).

Привет!
Помнишь, как в парке аттракционов поссорились второклассники Женя и Алиса? Хорошо, что в этом парке гулял учёный-лингвист Аристарх Семёнович. Он и объяснил Алисе, что такое переносное значение слова. Учёный и Алиса отправились искать Женю. Мальчик стоял перед аттракционом «Синонимы и антонимы», но не решался туда войти.

СинАнт.png

— Женя! Извини меня, пожалуйста, за мои колючие слова, я ранила тебя ими в самое сердце! Больше не буду, — обещала Алиса.
— «Ранила колючими словами в сердце» — это ты сказала в переносном смысле, — удивился Женя. — Я тебя прощаю. А кто это рядом с тобой?
— Познакомься. Это учёный-лингвист на пенсии, Аристарх Семёнович. Он знает всё про слова, — сказала Алиса.
— Я могу помочь вам сыграть в аттракцион «Синонимы и антонимы», — пообещал  учёный.

Синонимы — это разные слова, но они близки по значению.
Например, «бежать» — «мчаться». Это синонимы.

Значения слов-синонимов различаются оттенками.
Прочитай предложение, сравни синонимы «бежать» и «мчаться».

Женя не просто бежал, он мчался быстрее ветра.

школьники Asset 2.svg        

Антонимы — это слова абсолютно разные, противоположные по значению.
Например, «бежать» и «стоять» — антонимы.

ученик Asset 2.svg    ученица Asset 1.svg

Синонимы или антонимы можно подобрать не к каждому слову.
Нельзя подобрать синонимы или антонимы к названиям некоторых предметов (ведро, ложка), именам или фамилиям (Аня, Витя, Пушкин), географическим названиям (Москва, Волга).

Слова «синоним» и «антоним» происходят из греческого языка. Слово «синоним» можно перевести как «одноимённый», а слово «антоним» — «противоположный по имени».

Аристарх Семёнович и ребята стали играть. На табло высвечивалось слово, и надо было подобрать синонимы или антонимы. Учёный-лингвист быстро это делал и набрал много очков. А у ребят совсем не получалось подбирать слова.
— Ну вот, мы проиграли, — расстроилась Алиса.
— Вам легко, Аристарх Семёнович, вы все синонимы и антонимы наизусть знаете! А как быть нам? — спросил Женя.
— Я вам сейчас помогу. — Учёный достал свой смартфон и стал в нём что-то искать. — Ах, вот они! Словари! Словарь синонимов и словарь антонимов.

Книга (1).svg

Существуют специальные книги, где собраны слова — словари.

Словарь синонимов — это словарь, где записаны синонимы к словам.
Словарь антонимов — словарь, где подобраны антонимы к словам.

Когда Алиса и Женя стали в словарях искать синонимы и антонимы, игра пошла намного веселее.

Ребята набрали много очков на этом аттракционе. Они устали и решили отдохнуть на скамейке.

Если тебе необходимо подобрать к слову синоним, то пользуйся словарём синонимов.

Если тебе необходимо подобрать к слову антоним, то пользуйся словарём антонимов.

Пример:

подбери синоним к слову «чуткий».
Открой словарь синонимов.
Найди букву «Ч». С этой буквы начинается слово «чуткий».
Рядом со словом «чуткий» записан его синоним — «отзывчивый».

Пример:

подбери антоним к слову «наказывать».
Открой словарь антонимов.
Найди букву «Н». С этой буквы начинается слово «наказывать».
Рядом со словом «наказывать» записан его антоним — «поощрять».

Теперь ты умеешь пользоваться словарём!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда появились синонимы
  • Когда нужно синоним
  • Когда нет надежды синоним
  • Когда нет выбора синоним
  • Когда не ждешь синоним