Технологическая
карта изучения темы
«Слова
синонимы» 2 класс
1.УМК
– Н.Ф. Виноградова , «Начальная школа XXI века».
2.Предмет
– русский язык
3.Тема «Слова синонимы».
4.Цель
урока:
Создать условие для открытия нового знания учащимися; формировать представления
о словах —
синонимах; учить находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Тип урока: урок
«Открытия нового знания». Проект урока составлен в соответствии с требованиями
ФГОС, образовательной программы, возрастных особенностей учащихся.
Ресурсы
урока:
Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 2 класс,карточки с заданиями,
кластер, цветные карточки самооценки, мультимедийная доска, презентация
Задачи:
Общеобразовательные: Познакомиться со словами —
синонимами(лексической группой слов) формировать умение называть признаки
синонимов
Развивающие: развивать
критическое мышление, познавательную активность учащихся; Развивать интерес к
изучаемому предмету; Способствовать развитию самостоятельности, расширению
кругозора. развивать, внимание, мышление ;
обогащать лексический запас речи; Обогащать словарный запас учащихся.
Использовать слова синонимы в своей речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к культуре
русского языка, , воспитывать уважение к чужому мнению, умение слушать;
Планируемые результаты:
Предметные: уметь отличать синонимы от других
лексических групп слов, умение использовать синонимы в речи, находить в
тексте
Личностные УУД: Осознание алгоритма учебного действия.
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной.
Учиться использовать приобретенные знания для решения учебных задач
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную
цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и искать средства её осуществления; оценивать достигнутый
результат, высказывать своё предположение.
Коммуникативные
УУД: Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении
учебных задач; принимать на себя ответственность за результат своих действий;
учить наблюдать за действиями партнёра.
Познавательные УУД: Умения находить синонимы в тексте; умение, использовать
синонимы в речи, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной
и письменной форме, выделять и формулировать проблему, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
УУД |
1.Организационный |
— — Пожелаю За Присаживайтесь, — — |
— Чтобы Предположения |
|
2.Актуализация |
— — Вверх по Друга -Запишите -Посмотрите — — -Что -Вы -А -Подождите! Мне (слайд № -Интересно! Нам -Давайте С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят -Что -Понравился Почему -Что Что -Давайте -Какое -Запишите Это -Поставьте Вернемся Можем А Давайте Зачеркнем -Пишем -Посмотрите Что -Кто -Кто-нибудь |
-Открывают -Выполняют Записывают дату в тетрадь, копируют шифровку. Ответ: «Слово» Заполняют -Узнаем Рассматривают Прочитали Не Повторяется Это Выполняют -Подбирают синонимы к слову ребята: дети, детвора, друзья и др. Исправляют текст на доске. Записывают слова в словарь. -Они похожи. -Они близкие по значению -Это — |
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
3.Постановка |
-Какая -Попробуйте -Как -Какие |
-Будем Читают тему в учебнике. -Узнать какие слова являются синонимами. Что такое синонимы? Зачем они нужны? |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные -общаться |
4.Открытие Работа Индивидуальная Физкультминутка |
-Давайте Вы Что -Посмотрите Что С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Дети строят (слайд -А -До -Если -Запишем Прочитайте — -Прочитайте -Что На -Давайте -Какой — -Кто -Сравните -Прочитайте -Молодцы! — — -А -Почему? -И -Прочитайте Молодцы, -А |
-Нам поможет учебник. Находят рубрику «Давай подумаем» -Тот же текст Дети читают и сравнивают тексты на доске -Это слова близкие по значению. -Это слова-синонимы, отвечают на вопрос Работают у доски Вопрос кто? Дополняют кластер: один вопрос Делают вывод: Сравнивают свой вывод с авторским Оценивают себя при помощи карточек -Да. -Нет. -Может Читают Выполняют |
Познавательные Коммуникативные |
5.Закрепление нового материала Работа в парах Работа над правилом Работа Работа |
-Поработаем -Выполняем -Мне Какие -Запишем -Какие -Как -Почему — -А -Прочитайте -Что — Что -Что -Надо -Ну -Посмотрите -Поднимите Все -А Упр.2. -Запишем 1-й 2-в. -Проверьте Оцените |
Работают в парах самостоятельно Соотносят картинки и слова, придумывают —Погасить-выключить, Нет. -Нельзя -Вывод: Читают -Что значения не всегда совпадают, что Записывают: различаются оттенками Делают вывод по кластеру: 1. Близкие по значению 2. Отвечают на один вопрос 3. Имеют оттенки значений Оценивают себя при помощи цветных Читают задание к упр.2 и выполняют Взаимопроверка по образцу. Оценивают карточкой |
Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
7. |
Итак, -Что -Осталось -Что -Что -Что -А 1 2 3строчка- 5строчка -Сегодня |
Высказывания |
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
7.Рефлексия |
-Интересно -Изменилось -Всем -Вы |
. |
|
8.Домашнее |
Запишите |
ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ»
-
Фамилия Имя Отчество авторов: Ковалева Светлана Викторовна
-
Класс: 5
-
Тема: Синонимы.Омонимы.Антонимы.
-
Цель: (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
знать:
-
понятие «Синонимы.Омонимы.Антонимы.»,
— уметь (сможет продемонстрировать) определять синонимы,омонимы, антонимы.
-
могут назвать отличительные характеристики лексичских единиц
-
из числа предложенных слов могут выбрать синонимы,омонимы, антонимы
-
Инструменты проверки достижения результата1: индивидуальный лист продвижения (см. Приложение 1).
-
Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов2 соотнесение результатов заполнения листа индивидуального продвижения с модельными ответами (см. Приложение 3) и вопросы для опроса (индивидуального) – см. Приложение 13.
-
Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:
Начало урока (постановка задачи): 5 минут.
Работа на станции 1: 8 минут + 2 минуты на переходы.
Работа на станции 2: 8 минут + 2 минуты на переходы.
Работа на станции 3: 8 минут
Завершение урока: 7 минут.
-
Маршруты движения групп по станциям
Группа 1. Учитель Онлайн Проект
Группа 2. Онлайн Проект Учитель
Группа 3: Проект Учитель Онлайн
-
Организационно-педагогические условие и описание хода урока
НАЧАЛО УРОКА
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока. У нас с вами сегодня урок
-Кто уже догадался, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
-В каких жизненных ситуациях нам пригодится умение опредлт и использовать синонимы,омонимы, антонимы ?
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Молодцы. Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока: «Синонимы.Омонимы.Антонимы.»
-А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
Всем ученикам предлагается из закрытого пакета выбрать карточки с цифрами 1,2,3. Далее ученикам необходимо рассказать о том, как будет проходить урок:
-
все ученика будут поделены на три группы,
-
все группы в течение урока должны поработать на трех станциях – Учитель, Онлайн и Проект,
-
у каждой группы будет свой маршрут движения (см. Приложение 1) – при этом маршруты необходимо распечатать и поместить на видное место в классе; при желании по одному варианту маршрута можно дать в каждую группу;
-
время работы на каждой станции – ограничено (8 минут); отсчет времени ведется по часам; по истечению времени учитель подает сигнал (звонок, гонг, хлопает в ладоши), при котором группа должна закончить работу на текущей станции и перейти к следующей станции;(для автоматического отсчета времени можно использовать любой онлайн сервис например, https://classroomscreen.com/), РЭШ
-
станции подписаны (на столах стоят таблички с названиями станций),
-
на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы – группа садится и, взяв материалы, предназначенные для нее, приступает к работе; здесь надо заострить внимание – что на любой станции (кроме станции Учитель), работа начинается со знакомства с инструкцией.
Далее учащимся предлагается разбиться на группы, всем ученикам раздаются индивидуальные листы продвижения (см. Приложение 2) и им предлагается их подписать (указать ФИО); дождавшись, когда все рассядутся, учитель запускает отсчет времени для работы на 1-ой станции.
Необходимое оснащение:
-
Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет + аудиосистема (или встроенные колонки) + проектор.
-
Автономные столы (места) для работы 3-х отдельных групп (3 станции): 1-ая станция – станция работы с Учителем, 2 станция – станция работы Онлайн, 3-я станция – станция Проектной работы.
-
Таблички на каждую станцию.
-
Изображения цифр (см. Приложение 3) -общее количество карточек должно совпадать с количеством учеников в группе; количество каждого вида карточек должно соответствовать количеству людей в группе поделенному на три.
-
Листы движения по станциям для каждой группы.
-
Индивидуальные листы продвижения.
Составьте проект-кластер на тему «Синонимы» и подготовьте рассказ по следующему плану:
-
Какие слова называются синонимами?
-
Приведите примеры.
-
Сделайте вывод о том, что такое синонимический ряд.
-
Какое значение имеют синонимы в речи?
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала
Составьте проект-кластер «Антонимы» и подготовьте рассказ по следующему плану:
-
Какие слова называются антонимами?
-
Приведите примеры.
-
Подберите антонимы из пословиц.
-
Какое значение имеют антонимы в речи?
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала
Составьте проект-кластер на классной доске и подготовьте рассказ по следующему плану:
-
Какие слова называются омонимами?
-
Приведите примеры.
-
Сделайте вывод о том, могут ли быть омонимами многозначные слова. Почему вы так решили?
-
Какое значение имеют омонимы в речи?
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала
После работы на станции «Онлайн» (Укажи, сколько правильных ответов) |
После работы на станции «Учитель» (Укажи, сколько правильных ответов) |
После работы на станции «Проектная работа» (Напиши, какую работу выполнял в проекте) |
Лист продвижения.
Маршрутный лист группы «Синонимы»
Учитель Онлайн Проект
1. Станция «Учитель». Выполните задания учителя.
2. Инструкция для работы на станции «Онлайн». Группа «Синонимы»
-
Открыть «Предметы» «Русский язык».
-
Найти тему «Лексика».
-
Открыть Урок 46. 5 класс. «Омонимы. Синонимы и Антонимы».
-
Выполнить «Упражнения и задачи».
-
Количество правильных ответов указать в «Оценочном листе».
-
Дополнительное задание: Открыть «Конспект» и выполнить «Рекомендуемые упражнения».
3. Инструкция для работы на станции «Проект». Группа «Синонимы»
Распределите роли для работы в группе.
Составьте проект-кластер на тему «Синонимы» и подготовьте рассказ по следующему плану:
-
Какие слова называются синонимами?
-
Приведите примеры.
-
Сделайте вывод о том, что такое синонимический ряд.
-
Какое значение имеют синонимы в речи?
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала
Маршрутный лист группы «Антонимы»
Онлайн Проект Учитель
1. Инструкция для работы на станции «Онлайн». Группа «Синонимы»
-
Открыть «Предметы» «Русский язык».
-
Найти тему «Лексика».
-
Открыть Урок 46. 5 класс. «Омонимы. Синонимы и Антонимы».
-
Выполнить «Упражнения и задачи».
-
Количество правильных ответов указать в «Оценочном листе».
-
Дополнительное задание: Открыть «Конспект» и выполнить «Рекомендуемые упражнения».
2. Инструкция для работы на станции «Проект». Группа «Антонимы»
Распределите роли для работы в группе.
Составьте проект-кластер «Антонимы» и подготовьте рассказ по следующему плану:
-
Какие слова называются антонимами?
-
Приведите примеры.
-
Подберите антонимы из пословиц.
-
Какое значение имеют антонимы в речи?
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала
3. Станция «Учитель». Выполните задания учителя.
Маршрутный лист группы «Омонимы»
Проект Учитель Онлайн
-
Инструкция для работы на станции «Проект». Группа «Омонимы»
Распределите роли для работы в группе.
Составьте проект-кластер и подготовьте рассказ по следующему плану:
-
Какие слова называются омонимами?
-
Приведите примеры.
-
Сделайте вывод о том, могут ли быть омонимами многозначные слова. Почему вы так решили?
-
Какое значение имеют омонимы в речи?
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала
-
Станция «Учитель». Выполните задания учителя.
-
Инструкция для работы на станции «Онлайн». Группа «Омонимы».
-
Открыть «Предметы» «Русский язык».
-
Найти тему «Лексика».
-
Открыть Урок 46. 5 класс. «Омонимы. Синонимы и Антонимы».
-
Выполнить «Упражнения и задачи».
-
Количество правильных ответов указать в «Оценочном листе».
-
Дополнительное задание: Открыть «Конспект» и выполнить «Рекомендуемые упражнения».
Инструкция для работы на станции «Онлайн». Группа «Синонимы»
-
Открыть «Предметы» «Русский язык».
-
Найти тему «Лексика».
-
Открыть Урок 46. 5 класс. «Омонимы. Синонимы и Антонимы».
-
Выполнить «Упражнения и задачи».
-
Количество правильных ответов указать в «Оценочном листе».
-
Дополнительное задание: Открыть «Конспект» и выполнить «Рекомендуемые упражнения».
Инструкция для работы на станции «Онлайн». Группа «Синонимы»
-
Открыть «Предметы» «Русский язык».
-
Найти тему «Лексика».
-
Открыть Урок 46. 5 класс. «Омонимы. Синонимы и Антонимы».
-
Выполнить «Упражнения и задачи».
-
Количество правильных ответов указать в «Оценочном листе».
-
Дополнительное задание: Открыть «Конспект» и выполнить «Рекомендуемые упражнения».
Инструкция для работы на станции «Онлайн». Группа «Синонимы»
-
Открыть «Предметы» «Русский язык».
-
Найти тему «Лексика».
-
Открыть Урок 46. 5 класс. «Омонимы. Синонимы и Антонимы».
-
Выполнить «Упражнения и задачи».
-
Количество правильных ответов указать в «Оценочном листе».
-
Дополнительное задание: Открыть «Конспект» и выполнить «Рекомендуемые упражнения».
Инструкция для работы на станции «Онлайн». Группа «Синонимы»
-
Открыть «Предметы» «Русский язык».
-
Найти тему «Лексика».
-
Открыть Урок 46. 5 класс. «Омонимы. Синонимы и Антонимы».
-
Выполнить «Упражнения и задачи».
-
Количество правильных ответов указать в «Оценочном листе».
-
Дополнительное задание: Открыть «Конспект» и выполнить «Рекомендуемые упражнения».
Карточка для работы на станции «Учитель»
В тексте нужно избежать повторов слова, то есть заменить повторяющееся слово синонимами.
На опушке леса показался медведь. …. подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг…застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.
Составьте предложения, употребив правильно значение слов-омонимов.
1. Месяц( Луна, календарный)
2.Кашка(цветок, молочная)
3.Мостик(капитанский, гимнастический)
4.Ирис(цветок, конфеты)
1 Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,
2 Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет публичное выступление. Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки публичного выступления и шкалу перевода баллов в отметку.
Тип урока: урок рефлексии.
Содержательная цель: создать условия для закрепления и расширения представлений о синонимах, их значении в речевой практике.
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.
Задачи:
- Образовательные:
создать условия для формирования у учащихся способностей фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления; - Развивающие:
- создать условия для развития умений самостоятельно находить «трудные места», оценивать, какой именно вид работы у него не получается, и решить, что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему;
- развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности учащихся;
- развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание;
- формировать умение работать в парах, в группах.
- Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания
товарищества, взаимоуважения, дисциплины.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся самостоятельно применять синонимы в работе над текстами.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные УУД:
- формировать умения слушать собеседника и вести диалог;
- формировать умения излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные УУД: понимать необходимость изучения русского языка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Оборудование: раздаточный материал: перфокарты, лист самоконтроля.
Технологии: деятельностный подход к учебному процессу.
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность |
УУД |
1 |
Мотивация к коррекционной деятельности. |
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» |
Подготовка класса к работе. — На уроке мы повторим то, что знаем. |
Личностные: |
2 | Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности | 1. Словарная работа (расставь ударение) Брала, занята, километр, взяла, документ, издавна, поняла, досуг, изредка, ворота, жаворонок, квартал, принял, красивее ожил. |
Ребята на карточках ставят ударение, проверяют по эталону. | Коммуникативные: Планирование кооперация с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках Познавательные: Общеучебные умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Логические формулировать проблемы, проговаривать последовательность действий на уроке |
2. Запись под диктовку. а) Разберите предложения по членам и частям речи. б) Выпишите подлежащие из предложений. |
Ребята выходят и записывают предложения на доске. |
|||
— Что вы можете сказать об этих словах? Почему вы так решили? |
Ответы детей. |
|||
— К какой части речи относятся эти слова? |
Существ. (это слова одной части речи) Метель – перенос снега над поверхностью земли ветром большой силы. Вьюга — сильная метель. (имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному) |
|||
Как называются такие слова в русском языке? | Эти слова называются синонимами. | |||
Давайте попробуем сформулировать тему урока. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Чему научиться? |
Синонимы. (повторение) Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи? |
|||
3 | Локализация индивидуальных затруднений | 1. Работа с учебником упр.12 (устно) |
Ребята читают задание, отвечают на вопросы. | Познавательные: Общеучебные Моделирование; использование знаково-символических средств; поиск и выделение информации; смысловое чтение Логические анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: планирование и прогнозирование. |
Чем различаются их значения? Учитель составляет кластер на доске. |
Одно из слов пары называет более сильное проявление чего-либо(темноты, ненастья, чувства). | |||
Значит, синонимы различаются по значению…. продолжите фразу | По значению, более сильное проявление чего-либо. | |||
2. Игра “Найди пару” Подбери синонимы. Прочитай слово, которое получилось. торопиться учить спешить бежать нестись изучать известие осилить удивить одолеть мечтать новость изумить фантазировать Какое проявление самое сильное? |
Работа в парах | |||
3. Работа с учебником упр.13, стр.19 устно. Выполнение по заданию. Можно ли их назвать синонимами? Значит, синонимы различаются …. продолжите фразу |
Ребята читают пары слов и находят устаревшие слова. |
|||
4 |
Физминутка |
Музыкальная |
Выполняют упражнения. |
Регулятивные: |
5 | Обобщение затруднений во внешней речи |
Работа с учебником упр.14 (самостоятельная работа) 1. Такие синонимы называются в русском языке полные 2. Такие синонимы называются в русском языке неполные |
Ребята читают задание и выписывают пары слов по группам. |
Познавательные: |
— Какую роль играют синонимы в речи? | Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. | |||
Работа в группах. Прочитайте текст. Что вы заметили? Красив ли он? Почему? Что нужно сделать, чтобы текст стал красочный? Замените повторяющиеся слова синонимами (Текст на листочке) |
Делятся на 3 группы по рядам. В тексте есть повторения. Заменить повторяющиеся слова синонимами. Выполняют по заданию. Защищают свою работу. |
|||
Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом. |
Деревья в парке были высокие. Возле дорожки росла огромная ель. Сюда в жаркие дни собирались взрослые ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под крупным деревом. |
|||
6 |
Итог урока |
Давайте вернёмся к целям, которые вы поставили в начале урока. (на доске) |
Ребята делают вывод, что такое синонимы и зачем они нужны опираясь кластер. |
Коммуникативные: |
7 |
Домашнее задание |
Выучить вывод стр. 20, |
Записывают в дневник задание. |
|
8 |
Рефлексия деятельности |
Сегодня на уроке: Продолжите фразу: «Уходя с урока, я хочу сказать….» |
Ответы детей. |
Коммуникативные: |
Урок русского языка по системе Л.В. Занкова во 2 классе
Тема: «Синонимы»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель:
— расширение активного словарного запаса детей, создание условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме, формирование коммуникативных умений.
Задачи:
Образовательные
-
Познакомить учащихся с новым понятием «синонимы»
-
Формировать умение подбирать синонимы к словам
-
Формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи
Развивающие:
— развивать грамотность учащихся;
— развивать орфографическую зоркость;
— развивать диалогическую и монологическую речь;
— развивать целостность, предметность, осмысленность восприятия;
— развивать аналитическое, творческое, образное мышление;
— развивать творческое воображение;
— развивать познавательный интерес к предмету;
— развивать память.
Воспитательные:
— формировать у учащихся научное мировоззрение;
— формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
— воспитывать чувство толерантности посредством развития способности к самоанализу;
— воспитывать аккуратность, трудолюбие и дисциплинированность;
— воспитывать уважение к одноклассникам;
— прививать устойчивый интерес к русскому языку
Здоровьесберегающая:
— предупреждать утомление и переутомление детей.
Ход урока:
1. Орг момент
— Ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Планета Знаний ждёт нас всех.
Пусть вам сопутствует успех!
— Как много материков на этой планете!
Закройте глазки. Открываем. (Глобус) Мы на материке «Русский язык» в стране «Лексика». Это большая страна, где живут слова. В ней много городов. Один из них мы сегодня посетим. Я буду вашим экскурсоводом.
— Перед вами карта этого города Карта города (на доске)
— Название города, узнаем, выполнив задание. Внимание на экран.
— Составьте из букв название города.
СИНОНИМЫ – (на карту)
— Назовите орфограммы в этом слове.
2.Минутка каллиграфии
— Пропишем в воздухе по экрану некоторые буквы из этого слова.
Буква, обозначающая:
— парный, глухой, мягкий согласный. Назовите букву. Приготовились. Прописываем.
— непарный, звонкий, твёрдый согласный. Назовите букву. Какая из двух? Докажи. Прописываем.
— гласный ударный. Назовите букву. Прописываем.
3.Новая тема
Тема нашей экскурсии «Синонимы» (кластер)
— Посмотрите на экран. Используя опорные слова, сформулируйте цели нашей экскурсии.
Узнать, о …синонимах
Учиться использовать… их в речи
Развивать …речь, мышление.
Воспитывать любовь… к русскому языку
— Что вы знаете о синонимах?
-Мы узнаем о них больше в ходе нашей экскурсии.
— Что же обозначает это слово в переводе с греческого языка?
Внимание на экран.
Синонимы (от греч. одноимённый – одно имя, название) – на экране
4. Путешествие по городу «Синонимы»
А теперь я приглашаю вас в МУЗЕЙ СИНОНИМОВ. (Карта)
— Перед нами 3 зала.
— Разделимся на 3 группы по рядам. (символ).
Правила работы в группе перед вами на экране.
-
Называть друг друга по имени;
-
Внимательно слушать товарищей;
-
Выражать своё мнение;
-
Уважать чужое мнение;
Организатор в 1 группе будет … . Во второй…. В третьей…
Расположите и наклейте на лист слова в порядке возрастания их смыслового и эмоционального значения.
1 ряд: Удача, успех, победа;
2 ряд: Светить, сверкать, сиять;
3 ряд: Красивый, прекрасный, роскошный.
Представьте свою работу.(по рядам)
Приготовьте сигнальные карточки.
— Все согласны?Проверка сигнальными карточками (маркер для исправления)
— Что объединяет данные слова?
( БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ, ОДИНАКОВЫЙ ВОПРОС, ОДИНАКОВАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ)
(заполняем кластер)
— Почему эти слова находятся в разных залах? (сущ., прил., глаг.)
— Синонимы можно подобрать к любым самостоятельным частям речи.
— Спишите слова в тетрадь и выделите орфограммы. Вспомним правила списывания. Памятка у вас на столах. Прочитайте.
— Представитель 1 группы выйдет к доске и объяснит все орфограммы в словах (объясняет и выделяет орфограммы маркером). 2 и 3 группа слушает и проверяет.
5. Физминутка для глаз
— Отправляемся в Картинную галерею.
— Встаньте. Проследим глазками дорогу к ней.
— Внимание на экран.
6. – Перед нами КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Мы на выставке картин известного художника И. И. Шишкина. (Портрет И. Шишкина на экране).
— Рассмотрите картины. (На слайде четыре картины И. Шишкина).
— Что общего в этих картинах? (изображён лес)
— Прочитаем их название. (Дубрава, пуща, роща, лес)
— Почему они по-разному называются?
— Обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова. (словарь) У вас на столах словарные статьи. I ряд знакомится со словом дубрава, II ряд – со словом пуща, III ряд – со словом лес. Работаем в парах. (символ) А Дима найдёт значение слова роща в электронном словаре.
Проверка по рядам.
— Озвучь значение слова дубрава и рассматриваем ещё раз картину с таким же названием.
— Слушаем значение слова пуща, лес, роща.
— Совпали ли ваши предположения со словарём? Докажите.
Продолжим работать с этими словами по учебнику.
7. Работа с учебником.
Стр.60 Упр. 322, по заданию (а).
1 вариант — назовите группу родственных слов.
2 вариант – назовите группу слов — синонимов.
— Что общего между синонимами и родственными словами?
— Чем отличаются?
Вывод: синонимы звучат и пишутся по-разному.
(кластер)
Опираясь на кластер, сформулируйте, что такое синонимы. Обсудите в группах — четвёрках.
— Сверим наше определение с учебником (стр. 60). (прочитать вслух, прочитать так, как прочитал бы экскурсовод, чтобы все запомнили ( у доски))
В учебнике дана словарная статья из словаря синонимов русского языка. Познакомимся с ней. (стр.61)
— Прочитайте синонимы к слову «говорить»
— Прочитайте синонимы к слову «сообразительный»?
Когда возникают трудности с подбором синонимов, вы можете обратиться к словарю синонимов (показ), а так же к электронному словарю.
8. Физминутка:
– Предлагаю прогуляться по ПАРКУ СИНОНИМОВ
— Встаньте, пожалуйста. Покажите, как можно: идти, шагать, семенить, шествовать, брести, маршировать. — — Садитесь.
— Как называются слова, которые я произнесла? Докажите, опираясь на кластер.
(слова-синонимы)
9. На выходе из парка перед нами распахнула свои двери БИБЛИОТЕКА.
— Прочитайте текст, лежащий у вас на столах. Работайте в паре.
Вот и пришла весна. Вышло из-за туч ясное
солнышко. Дети выбежали на улицу. Дети рады звонкой капели. Побежали по дорожкам первые ручьи. Дети пускают бумажные кораблики. Хорошо весной!
— Прочитаем вслух.
— Что делает этот текст невыразительным? (Повторяющиеся слова)
— Найдите и подчеркните повторы в тексте. (символ пары)
— Какие слова вы подчеркнули? (Дети)
— Как избежать подобных повторов?
На столах у вас лежат листы с текстом,
Самостоятельно впишите подходящие по смыслу слова. Кому трудно, могут воспользоваться словами для справок.
— Выделим орфограммы в этих словах. (по цепочке)
Слова для справок: ребята, малыши, мальчики и девочки, дети.
— Заполните пропуски.
— Прочитайте полученный вариант текста (у доски).
Как изменился текст? Синонимы позволяют сделать нашу речь яркой и выразительной.
10. Соотнесение схемы и предложения
— Найдите в тексте предложение, подходящее к схеме:
____ -. -. -. -. ~~~~~ _____ . (Побежали по дорожкам первые ручьи).
— У кого другое мнение? Докажи. (разбор синтаксический в тексте)
— Разберём предложение орфографически. ( в тексте)
— Переверните листы с текстом и запишите это предложение по памяти в тетрадь, выделяя орфограммы.
— Откройте текст. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку по образцу.
11. Обобщение по кластеру.
— В завершении нашей экскурсии предлагаю вам игру «ДА-НЕТ».
— Если вы согласны с высказыванием, то поднимаете сигнальную карточку «+», если не согласны «-».
— Синонимы – это слова разные по смыслу? (НЕТ)
— Синонимы относятся к одной части речи? (ДА)
— Синонимы звучат одинаково? (НЕТ)
— Синонимы отвечают на одинаковый вопрос? (ДА)
— Синонимы пишутся по-разному? (ДА)
15. Рефлексия
—Во время нашей экскурсии вы успешно справились со всеми заданиями. Поблагодарите друг друга за работу, подобрав синоним к слову «хорошо».
Я тоже хочу поблагодарить вас за работу. Вы работали отлично!
16. Оценки за урок.
17. Прослушивание песни
— А сейчас — вам в подарок звучит песня «Синонимы».
18. Итог
— На ПЛАНЕТЕ ЗНАНИЙ много ещё мест, где мы не были, но обязательно их посетим.
На память о нашей экскурсии я хочу подарить вам Буклет, который вам поможет при выполнении Д/З.
— Д/З вы выполните из учебника по выбору упр. 324 или 325 – работа с текстом, правило на стр. 60. А кто-то, может быть, ещё найдёт пословицы, в которых встречаются синонимы.
— Спасибо за работу. Урок окончен.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Синонимы», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Русский язык (2 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.
05.01.2014
Открытый урок «Синонимы»
учитель начальных классов
Урок русского языка по системе Л. В. Занкова во 2 классе
Тема: «Синонимы»
Оценить
816
Содержимое разработки
Урок русского языкапо системе Л.В. Занкова во 2 классе
Тема: «Синонимы»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель:
— расширение активного словарного запаса детей, создание условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме, формирование коммуникативных умений.
Задачи:
Образовательные
Познакомить учащихся с новым понятием «синонимы»
Формировать умение подбирать синонимы к словам
Формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи
Развивающие:
— развивать грамотность учащихся;
— развивать орфографическую зоркость;
— развивать диалогическую и монологическую речь;
— развивать целостность, предметность, осмысленность восприятия;
— развивать аналитическое, творческое, образное мышление;
— развивать творческое воображение;
— развивать познавательный интерес к предмету;
— развивать память.
Воспитательные:
— формировать у учащихся научное мировоззрение;
— формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
— воспитывать чувство толерантности посредством развития способности к самоанализу;
— воспитывать аккуратность, трудолюбие и дисциплинированность;
— воспитывать уважение к одноклассникам;
— прививать устойчивый интерес к русскому языку
Здоровьесберегающая:
— предупреждать утомление и переутомление детей.
Ход урока:
1. Орг момент
— Ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Планета Знаний ждёт нас всех.
Пусть вам сопутствует успех!
— Как много материков на этой планете!
Закройте глазки. Открываем. (Глобус) Мы на материке «Русский язык» в стране «Лексика». Это большая страна, где живут слова. В ней много городов. Один из них мы сегодня посетим. Я буду вашим экскурсоводом.
— Перед вами карта этого города Карта города (на доске)
— Название города, узнаем, выполнив задание. Внимание на экран.
— Составьте из букв название города.
СИНОНИМЫ – (на карту)
— Назовите орфограммыв этом слове.
2.Минутка каллиграфии
— Пропишем в воздухе по экрану некоторые буквы из этого слова.
Буква, обозначающая:
— парный, глухой, мягкий согласный. Назовите букву. Приготовились. Прописываем.
— непарный, звонкий, твёрдый согласный. Назовите букву. Какая из двух? Докажи. Прописываем.
— гласный ударный. Назовите букву. Прописываем.
3.Новая тема
Тема нашей экскурсии «Синонимы» (кластер)
— Посмотрите на экран. Используя опорные слова, сформулируйте цели нашей экскурсии.
Узнать, о …синонимах
Учиться использовать… их в речи
Развивать …речь, мышление.
Воспитывать любовь… к русскому языку
— Что вы знаете о синонимах?
-Мы узнаем о них больше в ходе нашей экскурсии.
— Что же обозначает это слово в переводе с греческого языка?
Внимание на экран.
Синонимы (от греч.одноимённый – одно имя, название) – на экране
4. Путешествие по городу «Синонимы»
А теперь я приглашаю вас в МУЗЕЙ СИНОНИМОВ. (Карта)
— Перед нами 3 зала.
— Разделимся на 3 группы по рядам. (символ).
Правила работы в группе перед вами на экране.
Называть друг друга по имени;
Внимательно слушать товарищей;
Выражать своё мнение;
Уважать чужое мнение;
Организатор в 1 группе будет … . Во второй…. В третьей…
Расположите и наклейте на лист слова в порядке возрастания их смыслового и эмоционального значения.
1 ряд: Удача, успех, победа;
2 ряд: Светить, сверкать, сиять;
3 ряд: Красивый, прекрасный, роскошный.
Представьте свою работу.(по рядам)
Приготовьте сигнальные карточки.
— Все согласны?Проверка сигнальными карточками(маркер для исправления)
— Что объединяет данные слова?
( БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ, ОДИНАКОВЫЙ ВОПРОС, ОДИНАКОВАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ)
(заполняем кластер)
— Почему эти слова находятся в разных залах? (сущ., прил., глаг.)
— Синонимы можно подобрать к любым самостоятельным частям речи.
— Спишите слова в тетрадь и выделите орфограммы. Вспомним правила списывания. Памятка у вас на столах. Прочитайте.
— Представитель 1 группы выйдет к доске и объяснит все орфограммы в словах (объясняет и выделяет орфограммы маркером). 2 и 3 группа слушает и проверяет.
5. Физминутка для глаз
— Отправляемся в Картинную галерею.
— Встаньте. Проследим глазками дорогу к ней.
— Внимание на экран.
6. – Перед нами КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Мы на выставке картин известного художника И. И. Шишкина. (Портрет И. Шишкина на экране).
— Рассмотрите картины. (На слайде четыре картины И. Шишкина).
— Что общего в этих картинах? (изображён лес)
— Прочитаем их название. (Дубрава, пуща, роща, лес)
— Почему они по-разному называются?
— Обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова. (словарь) У вас на столах словарные статьи. I ряд знакомится со словом дубрава,II ряд – со словом пуща,III ряд – со словом лес. Работаем в парах. (символ) А Дима найдёт значение слова роща в электронном словаре.
Проверка по рядам.
— Озвучь значение слова дубрава и рассматриваем ещё раз картину с таким же названием.
— Слушаем значение слова пуща, лес, роща.
— Совпали ли ваши предположения со словарём? Докажите.
Продолжим работать с этими словами по учебнику.
7. Работа с учебником.
Стр.60Упр. 322, по заданию (а).
1 вариант — назовите группу родственных слов.
2 вариант – назовите группу слов — синонимов.
— Что общего между синонимами и родственными словами?
— Чем отличаются?
Вывод: синонимы звучат и пишутся по-разному.
(кластер)
Опираясь на кластер, сформулируйте, что такое синонимы. Обсудите в группах — четвёрках.
— Сверим наше определение с учебником (стр. 60). (прочитать вслух, прочитать так, как прочитал бы экскурсовод, чтобы все запомнили ( у доски))
В учебнике дана словарная статья из словаря синонимов русского языка. Познакомимся с ней. (стр.61)
— Прочитайте синонимы к слову «говорить»
— Прочитайте синонимы к слову «сообразительный»?
Когда возникают трудности с подбором синонимов, вы можете обратиться к словарю синонимов (показ), а так же к электронному словарю.
8. Физминутка:
– Предлагаюпрогуляться по ПАРКУ СИНОНИМОВ
— Встаньте, пожалуйста. Покажите, как можно: идти, шагать, семенить, шествовать, брести, маршировать. — — Садитесь.
— Как называются слова, которые я произнесла? Докажите, опираясь на кластер.
(слова-синонимы)
9. На выходе из парка перед нами распахнула свои двери БИБЛИОТЕКА.
— Прочитайте текст, лежащий у вас на столах. Работайте в паре.
Вот и пришла весна. Вышло из-за туч ясное
солнышко. Дети выбежали на улицу.Дети рады звонкой капели. Побежали по дорожкам первые ручьи. Дети пускают бумажные кораблики. Хорошо весной!
— Прочитаем вслух.
— Что делает этот текст невыразительным? (Повторяющиеся слова)
— Найдите и подчеркните повторы в тексте. (символ пары)
— Какие слова вы подчеркнули? (Дети)
— Как избежать подобных повторов?
На столах у вас лежат листы с текстом,
Самостоятельно впишите подходящие по смыслу слова. Кому трудно, могут воспользоваться словами для справок.
— Выделим орфограммы в этих словах. (по цепочке)
Слова для справок: ребята, малыши, мальчики и девочки, дети.
— Заполните пропуски.
— Прочитайте полученный вариант текста (у доски).
Как изменился текст? Синонимы позволяют сделать нашу речь яркой и выразительной.
10. Соотнесение схемы и предложения
— Найдите в тексте предложение, подходящее к схеме:
____ -. -. -. -. ~~~~~ _____ . (Побежали по дорожкам первые ручьи).
— У кого другое мнение? Докажи. (разбор синтаксический в тексте)
— Разберём предложение орфографически. ( в тексте)
— Переверните листы с текстом и запишите это предложение по памяти в тетрадь, выделяя орфограммы.
— Откройте текст. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку по образцу.
11. Обобщение по кластеру.
— В завершении нашей экскурсии предлагаю вам игру «ДА-НЕТ».
— Если вы согласны с высказыванием, то поднимаете сигнальную карточку «+», если не согласны «-».
— Синонимы – это слова разные по смыслу? (НЕТ)
— Синонимы относятся к одной части речи? (ДА)
— Синонимы звучат одинаково? (НЕТ)
— Синонимы отвечают на одинаковый вопрос? (ДА)
— Синонимы пишутся по-разному? (ДА)
15. Рефлексия
—Во время нашей экскурсии вы успешно справились со всеми заданиями. Поблагодаритедруг друга за работу, подобрав синоним к слову «хорошо».
Я тоже хочу поблагодарить вас за работу. Вы работалиотлично!
16. Оценки за урок.
17. Прослушивание песни
— А сейчас — вам в подарок звучит песня «Синонимы».
18. Итог
— На ПЛАНЕТЕ ЗНАНИЙ много ещё мест, где мы не были, но обязательно их посетим.
На память о нашей экскурсии я хочу подарить вам Буклет, который вам поможет при выполнении Д/З.
— Д/З вы выполните из учебника по выбору упр. 324 или 325 – работа с текстом, правило на стр. 60. А кто-то, может быть, ещёнайдёт пословицы, в которых встречаются синонимы.
— Спасибо за работу. Урок окончен.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/27048-otkrytyj-urok-sinonimy
Также вас может заинтересовать
- Урок развития речевого этикета «Я среди людей, здравствуйте!»
- Урок развития речи . Изложение «Как раньше взрослели».
- Урок русского языка 2 класс по теме «Род имён существительных».
- Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. Знакомство с планетами Солнечной Системы.
- Проверочные, контрольные и творческие работы по русскому языку 1 класс
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!