Класс синтаксические синонимы

Преобразуй сложносочинённые предложения в сложноподчинённые с придаточными причины (с помощью союзов так как, потому что), следствия, меры и степени.

(Не забудь поставить знаки препинания! Автора записывать не нужно.)

Пример:

«Горло у меня пересохло, и изо рта вырывались только глухие хрипы».

СПП с придаточными причины: «Так как горло у меня пересохло, изо рта вырывались только глухие хрипы».

СПП с придаточными следствия: «Горло у меня пересохло, так что изо рта вырывались только глухие хрипы».

СПП с придаточными меры и степени: «Горло у меня пересохло так, что изо рта вырывались только глухие хрипы».

1. Вешние воды прошли буйно, и уже в начале апреля летали по саду жёлтые бабочки.

СПП с придаточными причины

СПП с придаточными следствия

СПП с придаточными меры и степени

2. Ударил сильный раскат грома, и стёкла задрожали.

СПП с придаточными причины

СПП с придаточными следствия

СПП с придаточными меры и степени

Русский язык

11 класс

Урок №5

Тема урока: Синтаксическая синонимия

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

На уроке изучается явление синтаксической синонимии, рассматриваются наиболее распространенные синонимические конструкции и примеры и средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений

Цель урока — рассмотреть явление синтаксической синонимии в его многообразии.

На ходе уроке вы научитесь:

  • выявлять синтаксические синонимы;
  • различать способы синонимической трансформации;
  • использовать средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений.

Глоссарий по теме

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании и учение о предложении.

Синтаксические синонимы – синтаксические единицы, разные по строению, но близкие по смыслу.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Сухотин В.П. Синтаксическая синонимика в современном русском литературном языке. М.: АН СССР, 1960 — 160 с.
  2. Шендельс Е.П. Понятие грамматической синонимии // НДВШ. Филологические науки. 1959. № 1. С. 68-81.

Электронные ресурсы:

Бабиян Т. В., Борисенко В. А., Жарина О. А. К вопросу о синтаксической синонимии в зарубежной и отечественной лингвистике // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 922-924. — URL https://moluch.ru/archive/102/23317/ (дата обращения: 25.11.2018).

Чуланова А. П. К вопросу о целесообразности и значении термина «синтаксическая синонимия» // Вестник Томского государственного университета. — № 320 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tselesoobraznosti-i-znachenii-termina-sintaksicheskaya-sinonimiya (дата обращения: 25.11.2018).

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Согласно Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, синтаксические синонимы, или синонимические конструкции, — это конструкции, совпадающие по своему значению при различии формального построения, выраженные единицами одинакового синтаксического уровня. Синтаксические синонимы основываются на тождестве содержания и лексического состава, близости основного грамматического значения. В качестве синонимических конструкций можно использовать словосочетания с разными видами связи; односоставные и двусоставные предложения; разные виды сложных предложений; простые и сложные предложения; причастные и деепричастные обороты, заменяющие придаточные предложения; прямую и косвенную речь.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.

Установите соответствия между примерами предложений и характеристикой возможных синтаксических синонимов.

Пример

Характеристика синтаксического синонима

Я не хочу играть в теннис.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом.

Петя, за тобой пришли родители!

Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным.

Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте.

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным.

Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий.

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным.

Решение:

Пример

Характеристика синтаксического синонима

Я не хочу играть в теннис.

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным.

Петя, за тобой пришли родители!

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным.

Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом.

Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий.

Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным.

Задание 2.

Заполните пропуски в комментарии к предложениям с синтаксическими синонимами.

  1. Ребята обсудили сценарий концерта на Новый год и решили сделать ставку на чтение стихов с выражением.
  2. Обсудив сценарий новогоднего концерта, ребята решили сделать ставку на выразительное чтение стихов.

Во втором предложении однородные ___________ заменены на сказуемое и ___________, а словосочетания с ___________ заменены на словосочетания с __________.

Элементы для подстановки: подлежащие, деепричастный оборот, управлением, сказуемые, примыканием, глаголы, согласованием, причастный оборот.

Решение:

сказуемые, деепричастный оборот, управлением, согласованием.

Задание 3.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соотнесите предложения с прямой речью со средствами, которые бы вы использовали для перевода прямой речи в косвенную.

А. Учительница зашла в кабинет и сказала: «Достаньте двойные листочки!»

Б. Учительница зашла в кабинет и спросила: «У вас есть двойные листочки?»

В. Учительница зашла в кабинет и сообщила: «Сегодня контрольная».

1. Ли.

2. Что.

3. Чтобы.

Решение:

А – 3. Б – 1. В – 3.

                                               Урок русского языка в 9 классе     

     Тема «Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль».

                                                                            
Автор – составитель
Чернявская В.В.,

                                             
                               учитель русского языка и литературы.

          Цели
урока:

1.     
Познакомить учащихся с
особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов.

2.     
Продолжить работу по
подготовке учащихся к ОГЭ.

3.     
Совершенствовать
соответствующие пунктуационные  умения , навыки определения смысловых отношений
между частями БСП.

4.     
Продолжить работу по
развитию языковой компетенции учащихся.

5.     
Воспитывать
инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Задачи урока:

1.     
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепить
знания о сложных предложениях и знаках препинания в них; познакомить с понятием
синтаксической синонимии.

2.     
РАЗВИВАЮЩИЕ: продолжать  развитие
речевых навыков, логического мышления, умения сравнивать и анализировать.

3.     
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:  продолжать
формирование коммуникативных качеств.

Планируемые результаты:

1.     
ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие
познавательных интересов, формирование навыка делового сотрудничества, умения
считаться с мнением другого человека , рассматривать разные точки зрения.

2.     
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: построение
речевого высказывания в устной форме, осуществление сравнения, выдвижение
гипотез и их обоснование, формирование умений формулировать проблему  и
создание способов её решения, оценивание результатов деятельности.

3.     
ПРЕДМЕТНЫЕ: продолжение
формирование навыка расстановки знаков препинания в сложном предложении,
использование различных синонимичных синтаксических конструкций в устной и
письменной речи.

                                              Ход урока

1.    
Организационный
момент

2.    
Актуализация
опорных знаний

Опираясь на опорный конспект – схему (задание
выполнялось дома), сделать лингвистическое сообщение а научном стиле
«Употребление знаков препинания  в бессоюзном сложном предложении».

3.    
Формулирование темы
и целей урока

               РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

1)Поработаешь до поту – поешь в охоту. Если
поработаешь до поту, то поешь в охоту. 2) Лето припасает – зима поедает. Лето
припасает, а зима поедает.

Вопросы к классу:

Что общее и чем различаются предложения каждой
пары?

Как можно назвать данные пары предложений?

Сформулируйте тему нашего урока.

              Слово учителя:

                В БСП  связь между частями внутренняя,
скрытая, но её обычно легко угадать. При отсутствии союзов текст более сжат,
усилен динамизм содержания. Интонация в этих предложениях  разнообразнее и
выразительнее. На письме её роль выполняют знаки препинания: тире, двоеточие,
запятая, точка с запятой.  

                 
Сегодня на уроке мы увидим разницу в смысле и стилистической окраске БСП и
соотносимых с ними   ССП, СПП. Обобщим и закрепим знания о правилах расстановки
знаков препинания в данных конструкциях, будем совершенствовать умения строить,
правильно произносить, писать и употреблять в речи сложные предложения разных
видов.    

4.    
Пробное учебное
действие     

НАБЛЮДЕНИЕ НАД ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ 

Задание: Сравните данные бессоюзные
предложения с синонимичными союзными (устно). Почему здесь белее уместно
использование бессоюзных конструкций?

1.     
Глядь: опять перед ним
землянка; на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто.

2.     
 Под окном Гвидон сидит,
молча на море глядит: не шумит оно, не хлещет, лишь едва – едва трепещет.

3.     
Куст заденешь плечом – на
лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

4.     
 Мирный звук воркующей
горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается.

5.     
Садясь за школьную скамью,
не забывайте: мы в строю.

       Вывод: БСП
отличаются экспрессивностью, лаконичностью и ярко выраженной разговорной
окраской. Их широко используют в разговорной речи и в стилях, допускающих разговорную
экспрессию, — художественном и публицистическом.  

           5.Закрепление учебного материала. 

                
РАБОТА ПО  ВОССТАНОВЛЕНИЮ  ТЕКСТА

              Задание:
Восстановите авторский текст, заменив сложные предложения с союзами – бессоюзными.
Как, по вашему мнению, изменился текст?

           Прекрасны
в средней полосе России пушкинские места. Эти места очаровали Пушкина, а он
очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само Михайловское было превращено в
узел обороны, а в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов.
Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина
заминирована. Но директор заповедника и люди, работавшие в нем, верили, что всё
будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до
зари.

              Подготовка
к ОГЭ

             РАБОТА С
ТЕКСТОМ (групповая работа или по вариантам) 

  1).Слуга Тишка был
добродушным человеком. 2) Он слушался всех, даже трехлетнего малыша.3) Слуга
послушно вставал на четвереньки и возил мальчика по дому. 4) Тишка умел делать
все: чинить мебель, мастерить скворечники и печь пироги.5) Но хозяева считали
его дурачком. 6) «Будете плохо учиться, станете как Тишка»,-повторяла мать
детям. 7)Однажды ночью случился пожар.8) Тишка спал в каморке у ворот, он
первым увидел пожар и поднял тревогу.9) Хозяин с криками выскочил через окно в
одном белье. 10) Дул ветер, огонь быстро разгорался.11)Тишка облил себя водой,
вбежал в дом , и вскоре он появился с двумя детьми на руках. 12) Так он спас всю
семью: жену хозяина, пятерых детей, девушек-служанок.13) Тут Тишка заметил, что
двое голубей вьются над горящим домом и жалобно курлычут.14) «У них же под
крышей гнездо!»-закричал Тишка и приставил к дому деревянную лестницу. 15) Все
в ужасе замерли. 16) В последний момент слуга успел взять гнездо и спрятать его
за пазуху.16) Крыша рухнула, Тишка вместе с лестницей свалился в кусты.17)
Слуга болел долго, ожоги он получил серьезные. 18) Когда Тишке стало лучше,
глава города вручил ему медаль за проявленную доблесть и благородство. 19) «Разве
я благородный! — удивился Тишка.- Мои хозяева-благородные люди, а я простой»
20) «Благородство не в крови, а в характере»,- сказал глава города.

                                                             
ЗАДАНИЕ (1 вариант)

1.      
Докажите, что данные предложения являются
текстом. Какова идея данного текста?

2.      
Произведите замену: 13 и 16 предложения
замените БСП; 17 предложение замените СПП.

3.      
Из предложений 14 – 18 выпишите слово, которое
подчиняется правилу «В полных страдательных причастиях прошедшего времени,
образованных от глагола совершенного вида, пишется нн».

                                                  ЗАДАНИЕ(2
вариант)

1.      
Как вы понимаете значение слова
«благородство»? Согласны ли вы с мнением главы города, что Тишка проявил
благородство?

2.      
Среди предложений 1-10, 16-20 найдите
бессоюзные предложения, подчеркните в них грамматические основы.

3.      
Из предложений 7-10 выпишите слово, в
котором написание приставки зависит от глухости-звонкости последующего
согласного.

                                                   ЗАДАНИЕ(3 вариант)

1.      
Как вы понимаете значение слова
«благородство»? Какой смысл вкладывал Тишка в это слово?

2.      
Произведите замену: 14 и 20 предложения с
прямой речью замените косвенной речью. Какие предложения получились?
Подчеркните грамматические основы, устно дайте характеристику каждому
предложению.

3.      
Среди предложений 1 -6 найдите и выпишите
слова с неизменяемой приставкой.

6.Рефлексия

БЕСЕДА:

1)     
Какую роль играет
интонация в бессоюзном сложном предложении?

2)     
С помощью каких
грамматических средств можно проверить правильность установления смысловых
отношений между простыми предложениями и употребление знаков препинания в БСП?

 7.Домашнее задание

Напишите небольшую  сказку. Придайте повествованию разговорную окраску,
используя БСП.

В нее входят синтаксические конструкции, которые очень близки по смыслу и значению, но могут иметь разную форму выражения и оттенок значения. Благодаря синонимии говорящий может выбрать для себя соответствующие языковые средства. Одним из главных видов синонимии принято считать сложные и простые предложения. Сложное предложение является своеобразным доказательством литературной и развитой речи говорящего.

Проводя анализ синтаксических синонимов рассматривают предложения с различным порядком слов. Это может быть инверсия, разнообразные позиции у членов предложения, словосочетания с дополнительными компонентами.

Явление синтаксической синонимии

Явление синтаксической синонимии базируется на взаимности синтаксических связей и отражаемых при помощи информации о предметах. Яркими примерами могут послужить следующие словосочетания:

  • Золотой кубок – Кубок из золота

  • Вишневое варенье – Варенье из вишни

  • Отцовское письмо – Письмо отца

  • Шерстяной свитер – Свитер из шерсти

  • Фруктовый джем – Джем из фруктов

Иногда явление синонимии может проявляться в предметных ситуациях или синтаксическая синонимия предложения:

  • Было холодно – Был холод.

  • Снег покрыл крыши домов – Снегом покрыло крыши домов.

Основанием для применения синонимии являются следующие показатели:

  1. Сходство содержания или понятия.

  2. Сходство лексической направленности в предложении.

  3. Общность или схожесть главного грамматического понятия.

Синтаксические синонимы могут различаться по таким видам, как одноуровневые и многоуровневые. В одноуровневые входят значения из одной синтаксической конструкции (например, синонимичные сочетания яблочный сок – сок яблока).

К многоуровневой, или как её еще называют, разноуровневой синонимии относят комбинирование предложений, как простых, так и сложных: Атласное платье – Платье, сшитое из атласа – Платье, которое сшито из атласного материала. В данном случае могут встречаться различные модельные конструкции.

синтаксическая синонимия предложения

Синонимические конструкции и их примеры

Те речевые конструкции, которые схожи по смыслу при различном построении словоформы, выраженные одинаковым синтаксическим уровнем, принято считать синонимическими. Они могут относится к словосочетаниям, членам предложения и придаточным предложениям.

Их схожесть значений не всегда обозначает абсолютное единство в этом значении. Они могут быть различными по оттенкам значения, стилистической окраске, уровнем употребительностью и образностью. Некоторые конструкции подчеркивают признак предмета, например, помощь сестры – сестринская помощь, настенная краска – краска для стены, кошачье урчание – урчание кошки.

Также конструкции синонимического формата могут обозначать переносное значение, основанные на терминологическом характере или метафорическом сравнении. Например, черепаший шаг, куриная слепота, волчий аппетит. В данных примерах приводится сравнительный оборот. Сравнивается предмет, имеющий аналогичные признаки.

Синонимическая конструкция имеет следующие главные отличительные особенности:

  • схожесть по смыслу, которая совпадает с лексическим понятием большинства фраз, из которых и состоит сама конструкция;

  • способность взаимозамены на основе смысловой схожести;

  • разнообразное грамматическое оформление не только к различным формам частей речи, но и разных частей речи.

Изученность данной категории речи позволяет осуществлять различные квалификации синтаксических синонимов в разных планах и с разнообразных точек зрения. Например, Л. Ю. Максимов предлагает посмотреть на синтаксические синониме через сложное предложение, где он различает однотипные и разнотипные виды. Это могут быть синонимы на морфологическом уровне, на уровне словосочетаний, простого и сложного предложения.

синонимическая конструкция

Также Максимов утверждал, что синонимия может возникать между следующими предикативными компонентами в предложении:

  1. Простые предложения с различной конструкцией. Мне весело. – Я весела.

  2. Сложноподчиненное построение. Дети съели торт, приготовленный мамой. – Дети съели торт, который приготовила мама.

  3. Придаточные предикативы. Разговор не состоялся, так как была прервана связь. – Разговор не состоялся, потому что связь была прервана.

Средства синонимической трансформации

Главным средством трансформации синонимии является перефразировка. Довольно часто данный прием используется в переводческих работах. Перед автором стоит главная задача перефразировать предложение, но при этом максимально сохранить смысл. Например, Радио было изобретено Поповым. – Попов создал радио. – Попов – изобретатель радио. – Попов – создатель радио. – Радио было создано Поповым.

Синонимическая трансформация может проходить при помощи разных частей речи. Все зависит от того, какая словоформа будет наилучшим образом подходить для максимального сохранения смысла в предложении.

Синтаксическая синонимия примеры перефразировки можно заметить в работах переводчиках с иностранного языка. Они не занимаются прямым переводом, так как зачастую прямой перевод может нагрузить предложения из-за конструкционных различий языков. Задачей переводчика является сделать такую трансформацию, чтобы во время перевода не потерялся смысл исконного предложение, а также было легко воспринимать на другом языке.

синтаксическая синонимия примеры

Существует огромное количество различных трансформаций при переводе. Переводчики активно используют подходящую трансформацию-перефразировку с сохранением смысла.

Одним из самых распространенных критериев оценки перевода текста является типология соответствий В. Н. Комиссарова, согласно которой они классифицируются на: вариантные -когда в языке перевода несколько слов имеют одно значение. К примеру, в русском языке такие слова, как военный, военнослужащий, рядовой, солдат в английском называются одним существительным soldier; окказиональные:

  • словосочетания и слова, подобранные переводчиком для передачи смысла посредством калькирования — точного воспроизведения структуры слова;

  • описательные обороты, что не являются в переводимом языке постоянными;

  • постоянные — значения слов, одинаковые в обоих языках.

Вышеперечисленные типы соответствий делятся на адекватные, аналоги и определенные эквиваленты. Каждый из них анализируется отдельно. И все данные форматы относятся к синтаксической трансформации.

Экспликация еще одно средство трансформации где лексическая единица может быть заменена на словосочетание, которое содержит в себе полное совпадение по смыслу или значению. При средстве компенсации автор может для полного понимания добавить необходимые элементы другими средствами, которые утрачиваются при переводе.

Урок 5

Тема: СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ

Цели урока: ознакомить с понятием синтаксической синонимии; формировать умение использовать син­таксические синонимы при создании текстов; создать ситуацию, способствующую формированию учебной мотивации.

Эпиграф: Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимае­мое ими положение становится неприступным. Д. Максвелл

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Создание мотивации

— Известному ученому Д. Максвеллу принадлежат такие слова: «Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение стано­вится неприступным». Что значит «крепость разума»? Могут ли знания, полученные на уроках, помочь нам создать «крепость разума»? Какое средство художественной выразительности исполь­зует автор высказывания? (Метафору.) Запишите эпиграф в тетради. Подчеркните главные чле­ны предложения, укажите вид сказуемых, объясните пунктуацию. Найдите в цитате причастные обороты и выделите их графически. Почему они не обособлены?

Ответ: Когда проникшие в наш ум идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным. Первое сказуемое простое глагольное, второе — составное именное. Запятая между частями сложного предложения. Причастные обо­роты не выделяются запятыми, поскольку находятся перед определяемыми словами.

III. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос по теоретическим сведениям по теме «Текст и его основные признаки».

— Назовите основные признаки текста. (Тематическое единство, развернутость, последова­тельность, связность, цельность, завершенность.) Назовите три типа речи. (Повествование, рассуждение, описание.) Какие вы знаете виды структурной связи предложений? (Цепная и па­раллельная) Назовите средства связи предложений. (Лексический повтор, синонимические за­мены, местоимения, наречия, союзы, однотипные синтаксические конструкции, порядок слов, однокоренные слова и др.) Что такое внутренняя и внешняя форма текста? (Внутренняя — со­держание, тема, авторский замысел; внешняя i— композиция, языковые средства.)

2. Проверка упражнения 24.

Автор использует следующие языковые средства для связи между частями: между первой и второй — наречие (оттуда) и лексический повтор (закат, заката), между второй и третьей — синонимическую замену (незадачливую летунью, одинокая ослабевшая птица), между третьей и четвертой — лексический повтор местоимения (они).

С севера дует порывистый ветер. Закат пылает, но по законам короткого зимнего дня он стремителен и прорывается сквозь гряду серых, расползающихся, как дым, облаков далеким ко­стром.

Оттуда, со стороны заката, вереница за вереницей летят стаи ворон, галок и грачей. Летят в города, пригородные леса и рощи на ночлег. Летят торопливо и без крика. А главное — летят так низко, что невольно кажется: вот-вот бросит какуюнибудь незадачливую летунью на дерево или на провода высоковольтной передачи…

Они летят не прямо, а все время лавируя в воздушных потоках, преодолевая свирепые ветра. Их бросает то вверх, то вниз, то заносит в сторону.

На какойто миг небо пустеет, и только одинокая — из тех, что послабее, — птица догоняет свою стаю, с трудом, через силу машет крыльями. Потом вдруг снова как будто ктото забросил сотню черных платков в вышину, а они затрепетали, замелькали перед глазами — на блёклом небе над белыми снегами (По В. Романенко).

3. Чтение и обсуждение составленных учащимися текстов «Почему я дружу с мудрой девой
Филологией?»
(Поскольку задание было факультативное, оно проверяется в случае, если кто-либо из учащихся его выполнил.) При обсуждении составленных текстов определить тему и основную мысль, назвать подтемы и микротемы, указать вид связи и средства связи предложений.

4. Повторение понятия синонимии на основе ранее изученного. Что такое синонимы? (Синони­мы — это слова близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы — слова одной части речи.)

IV. Изучение нового материала по теме «Синтаксическая синонимия»

1. Введение в тему. Совместное целеполагание.

  • Давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока. Найдите в высказывании Д. Максвелла синонимы. (Ум, разум.) Какую функцию выполняют синонимы в речи? (Делают речь более вы­разительной, помогают избегать повторов.) Тема сегодняшнего урока: «Синтаксическая сино­нимия». Учитывая, что это понятие вам неизвестно, давайте вместе сформулируем цель урока. (Ознакомиться с понятием, синтаксической синонимии.)

  • Могут ли быть синонимичными словосочетания? Подберите синонимы к словосочетаниям малиновое варенье, ковер из шерсти и укажите виды подчинительной связи.

Ответ: малиновое варенье (согласование) — варенье из малины (управление), ковер из шерсти (управление) — шерстяной ковер (согласование).

2. Работа с учебником.

2.1. Упражнение 27

  • Прочитайте текст и ответьте, что такое синтаксическая синонимия. Запишите в тетради предложение: Синтаксическая синонимия объединяет конструкции, выражающие одну и ту же мысль.

  • Укажите стиль текста, тему и основную мысль. (Стиль научный. Тема: синтаксическая синонимия. Основная мысль заключена в последнем абзаце.) Определите средства связи пред­ложений в 5 и 6 абзацах. (5 абзац: лексический повтор простое предложение и союз однако, 6 абзац: лексические повторы сложноподчиненные предложения, предложения, речь.)

2.2. Упражнение 28. Ознакомление с таблицей. Сопоставление синонимичных предложений.
Ответы на вопросы упражнения.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа на доске и в тетрадях.

— Давайте вернемся к эпиграфу урока, словам Д. Максвелла. Охарактеризуем это предложе­ние по количеству основ.

Когда, проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, за­нимаемое ими положение становится неприступным. (Сложноподчиненное предложение.)

— Обращаясь при необходимости к таблице, которая дана в упражнении 28, давайте составим предложения, синонимичные высказыванию Д. Максвелла, и укажем способы выражения сино­нимии.

Примерные ответы:

Идеи проникают в наш ум, объединяются в крепости разума и занимают неприступное по­ложение. (Простое осложненное предложение с однородными сказуемыми.)

Идеи, проникая в наш ум и объединяясь в крепости разума, занимают неприступное по­ложение. (Простое осложненное предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными однородными деепричастными оборотами.)

Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума, занимающие неприступное положение. (Простое осложненное предложение с обособленными определениями, выраженными двумя причастными оборотами.)

Идеи, проникая в наш ум различными путями, объединяются в крепости разума, и занимае­мое ими положение становится неприступным. (Сложносочиненное предложение, первая часть которого осложнена обособленным обстоятельством.)

Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума — занимаемое ими. положение становится неприступным. (Бессоюзное сложное предложение, первая часть которого осложнена обособленным определением.)

— Скажите, о чем говорит существование различных синтаксических синонимических кон­струкций для выражения одного значения? (О синтаксическом богатстве языка.) Как можно использовать синтаксическую синонимию в речи? (Чтобы делать речь более выразительной, подбирать необходимую в данной речевой ситуации синтаксическую конструкцию, соответ­ствующую стилю и задаче речи)

2. Работа с учебником.

— Как вы считаете, всегда ли уместно передать содержание текста, заменив сложные предло­жения синонимичными простыми? Давайте проведем такой эксперимент, устно выполнив упраж­нение 30.

Вывод: не всегда преобразование сложного предложения в простое приводит к точному изложе­нию мысли, особенно если это касается научного стиля, в котором необходимо выразить причинно-следственные отношения и другие взаимосвязи.

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

— Насколько полезными в построении «крепости разума» оказались для вас сведения о син­таксической синонимии? Почему? Как вы будете использовать эти сведения в жизни? Определите, сумели ли мы достичь цели урока.

VII. Домашнее задание.

§ 4. Упражнение 31. Повторить стили речи и их признаки; правописание приставок пре-, при-.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Класс отлично синонимы
  • Класс населения синоним
  • Класс люкс синонимы
  • Класс кружок синонимы
  • Класс комната синоним