Преобразуй сложносочинённые предложения в сложноподчинённые с придаточными причины (с помощью союзов так как, потому что), следствия, меры и степени.
(Не забудь поставить знаки препинания! Автора записывать не нужно.)
Пример:
«Горло у меня пересохло, и изо рта вырывались только глухие хрипы».
СПП с придаточными причины: «Так как горло у меня пересохло, изо рта вырывались только глухие хрипы».
СПП с придаточными следствия: «Горло у меня пересохло, так что изо рта вырывались только глухие хрипы».
СПП с придаточными меры и степени: «Горло у меня пересохло так, что изо рта вырывались только глухие хрипы».
1. Вешние воды прошли буйно, и уже в начале апреля летали по саду жёлтые бабочки.
СПП с придаточными причины
СПП с придаточными следствия
СПП с придаточными меры и степени
2. Ударил сильный раскат грома, и стёкла задрожали.
СПП с придаточными причины
СПП с придаточными следствия
СПП с придаточными меры и степени
Русский язык
11 класс
Урок №5
Тема урока: Синтаксическая синонимия
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
На уроке изучается явление синтаксической синонимии, рассматриваются наиболее распространенные синонимические конструкции и примеры и средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений
Цель урока — рассмотреть явление синтаксической синонимии в его многообразии.
На ходе уроке вы научитесь:
- выявлять синтаксические синонимы;
- различать способы синонимической трансформации;
- использовать средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений.
Глоссарий по теме
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании и учение о предложении.
Синтаксические синонимы – синтаксические единицы, разные по строению, но близкие по смыслу.
Обязательная литература:
Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.
Дополнительная литература:
- Сухотин В.П. Синтаксическая синонимика в современном русском литературном языке. М.: АН СССР, 1960 — 160 с.
- Шендельс Е.П. Понятие грамматической синонимии // НДВШ. Филологические науки. 1959. № 1. С. 68-81.
Электронные ресурсы:
Бабиян Т. В., Борисенко В. А., Жарина О. А. К вопросу о синтаксической синонимии в зарубежной и отечественной лингвистике // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 922-924. — URL https://moluch.ru/archive/102/23317/ (дата обращения: 25.11.2018).
Чуланова А. П. К вопросу о целесообразности и значении термина «синтаксическая синонимия» // Вестник Томского государственного университета. — № 320 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tselesoobraznosti-i-znachenii-termina-sintaksicheskaya-sinonimiya (дата обращения: 25.11.2018).
Теоретический материал для самостоятельного обучения
Согласно Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, синтаксические синонимы, или синонимические конструкции, — это конструкции, совпадающие по своему значению при различии формального построения, выраженные единицами одинакового синтаксического уровня. Синтаксические синонимы основываются на тождестве содержания и лексического состава, близости основного грамматического значения. В качестве синонимических конструкций можно использовать словосочетания с разными видами связи; односоставные и двусоставные предложения; разные виды сложных предложений; простые и сложные предложения; причастные и деепричастные обороты, заменяющие придаточные предложения; прямую и косвенную речь.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1.
Установите соответствия между примерами предложений и характеристикой возможных синтаксических синонимов.
Пример |
Характеристика синтаксического синонима |
Я не хочу играть в теннис. |
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом. |
Петя, за тобой пришли родители! |
Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным. |
Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте. |
Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным. |
Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий. |
Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным. |
Решение:
Пример |
Характеристика синтаксического синонима |
Я не хочу играть в теннис. |
Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным. |
Петя, за тобой пришли родители! |
Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным. |
Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте. |
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом. |
Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий. |
Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным. |
Задание 2.
Заполните пропуски в комментарии к предложениям с синтаксическими синонимами.
- Ребята обсудили сценарий концерта на Новый год и решили сделать ставку на чтение стихов с выражением.
- Обсудив сценарий новогоднего концерта, ребята решили сделать ставку на выразительное чтение стихов.
Во втором предложении однородные ___________ заменены на сказуемое и ___________, а словосочетания с ___________ заменены на словосочетания с __________.
Элементы для подстановки: подлежащие, деепричастный оборот, управлением, сказуемые, примыканием, глаголы, согласованием, причастный оборот.
Решение:
сказуемые, деепричастный оборот, управлением, согласованием.
Задание 3.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Соотнесите предложения с прямой речью со средствами, которые бы вы использовали для перевода прямой речи в косвенную.
А. Учительница зашла в кабинет и сказала: «Достаньте двойные листочки!»
Б. Учительница зашла в кабинет и спросила: «У вас есть двойные листочки?»
В. Учительница зашла в кабинет и сообщила: «Сегодня контрольная».
1. Ли.
2. Что.
3. Чтобы.
Решение:
А – 3. Б – 1. В – 3.
Урок русского языка в 9 классе
Тема «Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль».
Автор – составитель
Чернявская В.В.,
учитель русского языка и литературы.
Цели
урока:
1.
Познакомить учащихся с
особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов.
2.
Продолжить работу по
подготовке учащихся к ОГЭ.
3.
Совершенствовать
соответствующие пунктуационные умения , навыки определения смысловых отношений
между частями БСП.
4.
Продолжить работу по
развитию языковой компетенции учащихся.
5.
Воспитывать
инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.
Задачи урока:
1.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепить
знания о сложных предложениях и знаках препинания в них; познакомить с понятием
синтаксической синонимии.
2.
РАЗВИВАЮЩИЕ: продолжать развитие
речевых навыков, логического мышления, умения сравнивать и анализировать.
3.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: продолжать
формирование коммуникативных качеств.
Планируемые результаты:
1.
ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие
познавательных интересов, формирование навыка делового сотрудничества, умения
считаться с мнением другого человека , рассматривать разные точки зрения.
2.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: построение
речевого высказывания в устной форме, осуществление сравнения, выдвижение
гипотез и их обоснование, формирование умений формулировать проблему и
создание способов её решения, оценивание результатов деятельности.
3.
ПРЕДМЕТНЫЕ: продолжение
формирование навыка расстановки знаков препинания в сложном предложении,
использование различных синонимичных синтаксических конструкций в устной и
письменной речи.
Ход урока
1.
Организационный
момент
2.
Актуализация
опорных знаний
Опираясь на опорный конспект – схему (задание
выполнялось дома), сделать лингвистическое сообщение а научном стиле
«Употребление знаков препинания в бессоюзном сложном предложении».
3.
Формулирование темы
и целей урока
РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
1)Поработаешь до поту – поешь в охоту. Если
поработаешь до поту, то поешь в охоту. 2) Лето припасает – зима поедает. Лето
припасает, а зима поедает.
Вопросы к классу:
Что общее и чем различаются предложения каждой
пары?
Как можно назвать данные пары предложений?
Сформулируйте тему нашего урока.
Слово учителя:
В БСП связь между частями внутренняя,
скрытая, но её обычно легко угадать. При отсутствии союзов текст более сжат,
усилен динамизм содержания. Интонация в этих предложениях разнообразнее и
выразительнее. На письме её роль выполняют знаки препинания: тире, двоеточие,
запятая, точка с запятой.
Сегодня на уроке мы увидим разницу в смысле и стилистической окраске БСП и
соотносимых с ними ССП, СПП. Обобщим и закрепим знания о правилах расстановки
знаков препинания в данных конструкциях, будем совершенствовать умения строить,
правильно произносить, писать и употреблять в речи сложные предложения разных
видов.
4.
Пробное учебное
действие
НАБЛЮДЕНИЕ НАД ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
Задание: Сравните данные бессоюзные
предложения с синонимичными союзными (устно). Почему здесь белее уместно
использование бессоюзных конструкций?
1.
Глядь: опять перед ним
землянка; на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто.
2.
Под окном Гвидон сидит,
молча на море глядит: не шумит оно, не хлещет, лишь едва – едва трепещет.
3.
Куст заденешь плечом – на
лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.
4.
Мирный звук воркующей
горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается.
5.
Садясь за школьную скамью,
не забывайте: мы в строю.
Вывод: БСП
отличаются экспрессивностью, лаконичностью и ярко выраженной разговорной
окраской. Их широко используют в разговорной речи и в стилях, допускающих разговорную
экспрессию, — художественном и публицистическом.
5.Закрепление учебного материала.
РАБОТА ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ТЕКСТА
Задание:
Восстановите авторский текст, заменив сложные предложения с союзами – бессоюзными.
Как, по вашему мнению, изменился текст?
Прекрасны
в средней полосе России пушкинские места. Эти места очаровали Пушкина, а он
очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само Михайловское было превращено в
узел обороны, а в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов.
Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина
заминирована. Но директор заповедника и люди, работавшие в нем, верили, что всё
будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до
зари.
Подготовка
к ОГЭ
РАБОТА С
ТЕКСТОМ (групповая работа или по вариантам)
1).Слуга Тишка был
добродушным человеком. 2) Он слушался всех, даже трехлетнего малыша.3) Слуга
послушно вставал на четвереньки и возил мальчика по дому. 4) Тишка умел делать
все: чинить мебель, мастерить скворечники и печь пироги.5) Но хозяева считали
его дурачком. 6) «Будете плохо учиться, станете как Тишка»,-повторяла мать
детям. 7)Однажды ночью случился пожар.8) Тишка спал в каморке у ворот, он
первым увидел пожар и поднял тревогу.9) Хозяин с криками выскочил через окно в
одном белье. 10) Дул ветер, огонь быстро разгорался.11)Тишка облил себя водой,
вбежал в дом , и вскоре он появился с двумя детьми на руках. 12) Так он спас всю
семью: жену хозяина, пятерых детей, девушек-служанок.13) Тут Тишка заметил, что
двое голубей вьются над горящим домом и жалобно курлычут.14) «У них же под
крышей гнездо!»-закричал Тишка и приставил к дому деревянную лестницу. 15) Все
в ужасе замерли. 16) В последний момент слуга успел взять гнездо и спрятать его
за пазуху.16) Крыша рухнула, Тишка вместе с лестницей свалился в кусты.17)
Слуга болел долго, ожоги он получил серьезные. 18) Когда Тишке стало лучше,
глава города вручил ему медаль за проявленную доблесть и благородство. 19) «Разве
я благородный! — удивился Тишка.- Мои хозяева-благородные люди, а я простой»
20) «Благородство не в крови, а в характере»,- сказал глава города.
ЗАДАНИЕ (1 вариант)
1.
Докажите, что данные предложения являются
текстом. Какова идея данного текста?
2.
Произведите замену: 13 и 16 предложения
замените БСП; 17 предложение замените СПП.
3.
Из предложений 14 – 18 выпишите слово, которое
подчиняется правилу «В полных страдательных причастиях прошедшего времени,
образованных от глагола совершенного вида, пишется нн».
ЗАДАНИЕ(2
вариант)
1.
Как вы понимаете значение слова
«благородство»? Согласны ли вы с мнением главы города, что Тишка проявил
благородство?
2.
Среди предложений 1-10, 16-20 найдите
бессоюзные предложения, подчеркните в них грамматические основы.
3.
Из предложений 7-10 выпишите слово, в
котором написание приставки зависит от глухости-звонкости последующего
согласного.
ЗАДАНИЕ(3 вариант)
1.
Как вы понимаете значение слова
«благородство»? Какой смысл вкладывал Тишка в это слово?
2.
Произведите замену: 14 и 20 предложения с
прямой речью замените косвенной речью. Какие предложения получились?
Подчеркните грамматические основы, устно дайте характеристику каждому
предложению.
3.
Среди предложений 1 -6 найдите и выпишите
слова с неизменяемой приставкой.
6.Рефлексия
БЕСЕДА:
1)
Какую роль играет
интонация в бессоюзном сложном предложении?
2)
С помощью каких
грамматических средств можно проверить правильность установления смысловых
отношений между простыми предложениями и употребление знаков препинания в БСП?
7.Домашнее задание
Напишите небольшую сказку. Придайте повествованию разговорную окраску,
используя БСП.
В нее входят синтаксические конструкции, которые очень близки по смыслу и значению, но могут иметь разную форму выражения и оттенок значения. Благодаря синонимии говорящий может выбрать для себя соответствующие языковые средства. Одним из главных видов синонимии принято считать сложные и простые предложения. Сложное предложение является своеобразным доказательством литературной и развитой речи говорящего.
Проводя анализ синтаксических синонимов рассматривают предложения с различным порядком слов. Это может быть инверсия, разнообразные позиции у членов предложения, словосочетания с дополнительными компонентами.
Явление синтаксической синонимии
Явление синтаксической синонимии базируется на взаимности синтаксических связей и отражаемых при помощи информации о предметах. Яркими примерами могут послужить следующие словосочетания:
-
Золотой кубок – Кубок из золота
-
Вишневое варенье – Варенье из вишни
-
Отцовское письмо – Письмо отца
-
Шерстяной свитер – Свитер из шерсти
-
Фруктовый джем – Джем из фруктов
Иногда явление синонимии может проявляться в предметных ситуациях или синтаксическая синонимия предложения:
-
Было холодно – Был холод.
-
Снег покрыл крыши домов – Снегом покрыло крыши домов.
Основанием для применения синонимии являются следующие показатели:
-
Сходство содержания или понятия.
-
Сходство лексической направленности в предложении.
-
Общность или схожесть главного грамматического понятия.
Синтаксические синонимы могут различаться по таким видам, как одноуровневые и многоуровневые. В одноуровневые входят значения из одной синтаксической конструкции (например, синонимичные сочетания яблочный сок – сок яблока).
К многоуровневой, или как её еще называют, разноуровневой синонимии относят комбинирование предложений, как простых, так и сложных: Атласное платье – Платье, сшитое из атласа – Платье, которое сшито из атласного материала. В данном случае могут встречаться различные модельные конструкции.
Синонимические конструкции и их примеры
Те речевые конструкции, которые схожи по смыслу при различном построении словоформы, выраженные одинаковым синтаксическим уровнем, принято считать синонимическими. Они могут относится к словосочетаниям, членам предложения и придаточным предложениям.
Их схожесть значений не всегда обозначает абсолютное единство в этом значении. Они могут быть различными по оттенкам значения, стилистической окраске, уровнем употребительностью и образностью. Некоторые конструкции подчеркивают признак предмета, например, помощь сестры – сестринская помощь, настенная краска – краска для стены, кошачье урчание – урчание кошки.
Также конструкции синонимического формата могут обозначать переносное значение, основанные на терминологическом характере или метафорическом сравнении. Например, черепаший шаг, куриная слепота, волчий аппетит. В данных примерах приводится сравнительный оборот. Сравнивается предмет, имеющий аналогичные признаки.
Синонимическая конструкция имеет следующие главные отличительные особенности:
-
схожесть по смыслу, которая совпадает с лексическим понятием большинства фраз, из которых и состоит сама конструкция;
-
способность взаимозамены на основе смысловой схожести;
-
разнообразное грамматическое оформление не только к различным формам частей речи, но и разных частей речи.
Изученность данной категории речи позволяет осуществлять различные квалификации синтаксических синонимов в разных планах и с разнообразных точек зрения. Например, Л. Ю. Максимов предлагает посмотреть на синтаксические синониме через сложное предложение, где он различает однотипные и разнотипные виды. Это могут быть синонимы на морфологическом уровне, на уровне словосочетаний, простого и сложного предложения.
Также Максимов утверждал, что синонимия может возникать между следующими предикативными компонентами в предложении:
-
Простые предложения с различной конструкцией. Мне весело. – Я весела.
-
Сложноподчиненное построение. Дети съели торт, приготовленный мамой. – Дети съели торт, который приготовила мама.
-
Придаточные предикативы. Разговор не состоялся, так как была прервана связь. – Разговор не состоялся, потому что связь была прервана.
Средства синонимической трансформации
Главным средством трансформации синонимии является перефразировка. Довольно часто данный прием используется в переводческих работах. Перед автором стоит главная задача перефразировать предложение, но при этом максимально сохранить смысл. Например, Радио было изобретено Поповым. – Попов создал радио. – Попов – изобретатель радио. – Попов – создатель радио. – Радио было создано Поповым.
Синонимическая трансформация может проходить при помощи разных частей речи. Все зависит от того, какая словоформа будет наилучшим образом подходить для максимального сохранения смысла в предложении.
Синтаксическая синонимия примеры перефразировки можно заметить в работах переводчиках с иностранного языка. Они не занимаются прямым переводом, так как зачастую прямой перевод может нагрузить предложения из-за конструкционных различий языков. Задачей переводчика является сделать такую трансформацию, чтобы во время перевода не потерялся смысл исконного предложение, а также было легко воспринимать на другом языке.
Существует огромное количество различных трансформаций при переводе. Переводчики активно используют подходящую трансформацию-перефразировку с сохранением смысла.
Одним из самых распространенных критериев оценки перевода текста является типология соответствий В. Н. Комиссарова, согласно которой они классифицируются на: вариантные -когда в языке перевода несколько слов имеют одно значение. К примеру, в русском языке такие слова, как военный, военнослужащий, рядовой, солдат в английском называются одним существительным soldier; окказиональные:
-
словосочетания и слова, подобранные переводчиком для передачи смысла посредством калькирования — точного воспроизведения структуры слова;
-
описательные обороты, что не являются в переводимом языке постоянными;
-
постоянные — значения слов, одинаковые в обоих языках.
Вышеперечисленные типы соответствий делятся на адекватные, аналоги и определенные эквиваленты. Каждый из них анализируется отдельно. И все данные форматы относятся к синтаксической трансформации.
Экспликация еще одно средство трансформации где лексическая единица может быть заменена на словосочетание, которое содержит в себе полное совпадение по смыслу или значению. При средстве компенсации автор может для полного понимания добавить необходимые элементы другими средствами, которые утрачиваются при переводе.
Урок 5
Тема: СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ
Цели урока: ознакомить с понятием синтаксической синонимии; формировать умение использовать синтаксические синонимы при создании текстов; создать ситуацию, способствующую формированию учебной мотивации.
Эпиграф: Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным. Д. Максвелл
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
-
Создание мотивации
— Известному ученому Д. Максвеллу принадлежат такие слова: «Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным». Что значит «крепость разума»? Могут ли знания, полученные на уроках, помочь нам создать «крепость разума»? Какое средство художественной выразительности использует автор высказывания? (Метафору.) Запишите эпиграф в тетради. Подчеркните главные члены предложения, укажите вид сказуемых, объясните пунктуацию. Найдите в цитате причастные обороты и выделите их графически. Почему они не обособлены?
Ответ: Когда проникшие в наш ум идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным. Первое сказуемое простое глагольное, второе — составное именное. Запятая между частями сложного предложения. Причастные обороты не выделяются запятыми, поскольку находятся перед определяемыми словами.
III. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос по теоретическим сведениям по теме «Текст и его основные признаки».
— Назовите основные признаки текста. (Тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, завершенность.) Назовите три типа речи. (Повествование, рассуждение, описание.) Какие вы знаете виды структурной связи предложений? (Цепная и параллельная) Назовите средства связи предложений. (Лексический повтор, синонимические замены, местоимения, наречия, союзы, однотипные синтаксические конструкции, порядок слов, однокоренные слова и др.) Что такое внутренняя и внешняя форма текста? (Внутренняя — содержание, тема, авторский замысел; внешняя i— композиция, языковые средства.)
2. Проверка упражнения 24.
Автор использует следующие языковые средства для связи между частями: между первой и второй — наречие (оттуда) и лексический повтор (закат, заката), между второй и третьей — синонимическую замену (незадачливую летунью, одинокая ослабевшая птица), между третьей и четвертой — лексический повтор местоимения (они).
С севера дует порывистый ветер. Закат пылает, но по законам короткого зимнего дня он стремителен и прорывается сквозь гряду серых, расползающихся, как дым, облаков далеким костром.
Оттуда, со стороны заката, вереница за вереницей летят стаи ворон, галок и грачей. Летят в города, пригородные леса и рощи на ночлег. Летят торопливо и без крика. А главное — летят так низко, что невольно кажется: вот-вот бросит какую—нибудь незадачливую летунью на дерево или на провода высоковольтной передачи…
Они летят не прямо, а все время лавируя в воздушных потоках, преодолевая свирепые ветра. Их бросает то вверх, то вниз, то заносит в сторону.
На какой—то миг небо пустеет, и только одинокая — из тех, что послабее, — птица догоняет свою стаю, с трудом, через силу машет крыльями. Потом вдруг снова как будто кто—то забросил сотню черных платков в вышину, а они затрепетали, замелькали перед глазами — на блёклом небе над белыми снегами (По В. Романенко).
3. Чтение и обсуждение составленных учащимися текстов «Почему я дружу с мудрой девой
Филологией?» (Поскольку задание было факультативное, оно проверяется в случае, если кто-либо из учащихся его выполнил.) При обсуждении составленных текстов определить тему и основную мысль, назвать подтемы и микротемы, указать вид связи и средства связи предложений.
4. Повторение понятия синонимии на основе ранее изученного. Что такое синонимы? (Синонимы — это слова близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы — слова одной части речи.)
IV. Изучение нового материала по теме «Синтаксическая синонимия»
1. Введение в тему. Совместное целеполагание.
-
Давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока. Найдите в высказывании Д. Максвелла синонимы. (Ум, разум.) Какую функцию выполняют синонимы в речи? (Делают речь более выразительной, помогают избегать повторов.) Тема сегодняшнего урока: «Синтаксическая синонимия». Учитывая, что это понятие вам неизвестно, давайте вместе сформулируем цель урока. (Ознакомиться с понятием, синтаксической синонимии.)
-
Могут ли быть синонимичными словосочетания? Подберите синонимы к словосочетаниям малиновое варенье, ковер из шерсти и укажите виды подчинительной связи.
Ответ: малиновое варенье (согласование) — варенье из малины (управление), ковер из шерсти (управление) — шерстяной ковер (согласование).
2. Работа с учебником.
2.1. Упражнение 27
-
Прочитайте текст и ответьте, что такое синтаксическая синонимия. Запишите в тетради предложение: Синтаксическая синонимия объединяет конструкции, выражающие одну и ту же мысль.
-
Укажите стиль текста, тему и основную мысль. (Стиль научный. Тема: синтаксическая синонимия. Основная мысль заключена в последнем абзаце.) Определите средства связи предложений в 5 и 6 абзацах. (5 абзац: лексический повтор простое предложение и союз однако, 6 абзац: лексические повторы сложноподчиненные предложения, предложения, речь.)
2.2. Упражнение 28. Ознакомление с таблицей. Сопоставление синонимичных предложений.
Ответы на вопросы упражнения.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа на доске и в тетрадях.
— Давайте вернемся к эпиграфу урока, словам Д. Максвелла. Охарактеризуем это предложение по количеству основ.
Когда, проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным. (Сложноподчиненное предложение.)
— Обращаясь при необходимости к таблице, которая дана в упражнении 28, давайте составим предложения, синонимичные высказыванию Д. Максвелла, и укажем способы выражения синонимии.
Примерные ответы:
Идеи проникают в наш ум, объединяются в крепости разума и занимают неприступное положение. (Простое осложненное предложение с однородными сказуемыми.)
Идеи, проникая в наш ум и объединяясь в крепости разума, занимают неприступное положение. (Простое осложненное предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными однородными деепричастными оборотами.)
Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума, занимающие неприступное положение. (Простое осложненное предложение с обособленными определениями, выраженными двумя причастными оборотами.)
Идеи, проникая в наш ум различными путями, объединяются в крепости разума, и занимаемое ими положение становится неприступным. (Сложносочиненное предложение, первая часть которого осложнена обособленным обстоятельством.)
Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума — занимаемое ими. положение становится неприступным. (Бессоюзное сложное предложение, первая часть которого осложнена обособленным определением.)
— Скажите, о чем говорит существование различных синтаксических синонимических конструкций для выражения одного значения? (О синтаксическом богатстве языка.) Как можно использовать синтаксическую синонимию в речи? (Чтобы делать речь более выразительной, подбирать необходимую в данной речевой ситуации синтаксическую конструкцию, соответствующую стилю и задаче речи)
2. Работа с учебником.
— Как вы считаете, всегда ли уместно передать содержание текста, заменив сложные предложения синонимичными простыми? Давайте проведем такой эксперимент, устно выполнив упражнение 30.
Вывод: не всегда преобразование сложного предложения в простое приводит к точному изложению мысли, особенно если это касается научного стиля, в котором необходимо выразить причинно-следственные отношения и другие взаимосвязи.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
— Насколько полезными в построении «крепости разума» оказались для вас сведения о синтаксической синонимии? Почему? Как вы будете использовать эти сведения в жизни? Определите, сумели ли мы достичь цели урока.
VII. Домашнее задание.
§ 4. Упражнение 31. Повторить стили речи и их признаки; правописание приставок пре-, при-.