Карточка синонимы омонимы 2 класс

Карточка 3. Подбери и запиши синонимы.

писатель —
____________________________________

беда —
________________________________________

чародей —
_____________________________________

врун —
________________________________________

героизм —
_____________________________________

работа —
______________________________________

забава —
______________________________________

ребята —
______________________________________

товарищ — ____________________________________

Отчизна —
____________________________________

воображение —
________________________________

радушный — ___________________________________

симпатичный — ________________________________

проказник — ___________________________________

Карточка 4. Подбери и запиши антонимы.

конец — ____________________________________

добро — ____________________________________

друг — _____________________________________

горе — _____________________________________

продавец — _________________________________

свет — _____________________________________

день — ____________________________________

старт — ____________________________________

жара — ____________________________________

мудрец — __________________________________

расставание — ______________________________

богатство — ________________________________

шум — _____________________________________

восход — ___________________________________

Карточка 5. Определи синонимы и антонимы.

Прохладный, ледяной, холодный  —
_____________________

Горячий, холодный —
_________________________________

Белый, чёрный —
_____________________________________

Весёлый, радостный, восторженный —
___________________

Высокий, низкий — ___________________________________

Смелый, храбрый, мужественный —
_____________________

Грубый, вежливый —
__________________________________

Мокрый, сырой, влажный —
____________________________

Большой, гигантский, огромный —
_______________________

Молодой, старый — ___________________________________

Гордый, надменный, высокомерный —
__________________

Говорить, молчать —
__________________________________

Запрещать, разрешать —
______________________________

Воспитанный, любезный, вежливый —
___________________

Далеко, близко —
_____________________________________

Радушный, приветливый, гостеприимный —
______________

Красивый, привлекательный, симпатичный —
_____________

Радоваться, горевать —
________________________________

Тихий, безмолвный, бесшумный — ______________________

Север, юг —
__________________________________________

Проказник, озорник, шалун —
___________________________

      Найди и подчеркни омонимы. Объясни их
значения.

Очень
рыжие лисички

Вдруг
увидели лисички.

Мне
бы выдумать предлоги,

Чтобы
не учить предлоги!

Косит
травушку коса —

На
траве лежит роса.

И
у Юлечки коса

Настоящая
краса.

Вот
пушистенькая норка

Забежала
в свою норку.

В
тетрадке в линейку

Черчу
я линейкой.

Пламя
в печке здесь горит,

Трещит
сильно и дымит.

Федя
рядышком сидит,

У
него лицо горит.

Осенью
поздней земля засыпает,

Листьями
ветер её засыпает.

С походки грациозной рысь

Перешла
легко на рысь.

Очки
мы на нос надеваем —

Очков
в игре насобираем!

Карточка по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

— Где вы были?

— У лисички!

— Что вы ели там?

— Лисички! _____________________ , ________________________

  1. К данным словам подобрать и записать синонимы.

мама — ________________________ храбрый- ________________________

худой — _______________________ мудрый — ________________________ печальный- __________________ доктор-__________________________

отважный — ___________________ пилот-___________________________

  1. К данным словам подобрать слова антонимы.

друг — ____________________ весёлый — ____________________________

добрый — _________________ стоять — _____________________________

мокрый — _________________ быстрый-____________________________

тихо- ____________________ трудно-______________________________

открытый-________________ день- ________________________________

  1. Найди соответствия.

Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

Антонимы

Слова, противоположные по лексическому значению

Омонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению

Синонимы

  1. Подчеркни омонимы.

Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, лист, телефон, кран, гранат, норка.

  1. Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.

По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________.

Щука (какая?) крупная рыба, а плотва — ______________________.

По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________________.

По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар ________________________________.

По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _____________________________.

Выполнил (а) _____________________________________________________

Вариант 1

1. Запиши синонимы:

отважный — ________________ радостный — ________________

конь — ______________ приятель — _________________

пламя — ________________ неправда — _________________

2. Запиши антонимы:

близкий — _________________ сладкий — _________________

лето — ________________ большой — ________________

грустный — ________________ враг — ____________________

3. К какой группе относятся слова (омонимы, синонимы, антонимы)? Напиши.

А) дети, малыши. Это ______________________

Б) киви ( фрукт ) – киви( птица). Это _______________

В) добрый – злой. Это __________________________

4. В каждом ряду выберите и обведите слово, которое является общим для всех.

А) Река, Иртыш, Волга, Обь, Енисей, Лена..

Б) Огурец, помидор, овощи, тыква.

В) Ласточка, дятел, сорока, птица.

5.Соедините линией фразеологические обороты и их значения.

Спустя рукава внимательно

Во все глаза близко

Кот наплакал очень мало

Рукой подать плохо работать

Вариант 2.

1. Запиши антонимы:

зима — ________________ маленький — ________________

смеяться — ________________ брат — ____________________

холод — ___________________ высоко — __________________

2. Запиши синонимы:

смелый — _________________ грустный — __________________

луна — ___________________ собака — ___________________

доктор — _________________ метель — ___________________

3.К какой группе относятся слова (омонимы, синонимы, антонимы)? Напиши.

А) бегемот, гиппопотам. Это ______________________

Б) лук ( овощ ) – лук ( оружие). Это _______________

В) мягкий – твёрдый. Это __________________________

4. В каждом ряду выберите и обведите слово, которое является общим для всех.

А) Города, Пыть-Ях, Москва, Тюмень, Сургут.

Б) Яблоко, груша, мандарин, фрукты.

В) Берёза, дерево, осина, кедр.

5.Соедините линией фразеологические обороты и их значения.

Клевать носом хитрить

Водить за нос забыть

Вылететь из головы отвлекаться

Считать ворон дремать

Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

1 вариант

1. Найди и соедини линиями синонимы.

липкий шофёр

говорить краснеть

водитель болтать

красный клейкий

2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.

__________________________________________________________________________

3. Найди и соедини линиями антонимы.

подъём спуск

храбрость плакать

смеяться трусость

крик кричать

4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.

__________________________________________________________________________

5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.

дети – ___________________ азбука – _______________________

узор – ___________________ воин – ________________________

6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным

словам.

Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).

Поучение (наставление, наказание, назидание).

7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.

белый – ___________________ до свидания – ________________

завтрак – ___________________ юг – ________________________

8. Прочитай.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

1. ________________ это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.

2. ________________ это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________

это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и

название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для

стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.

Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.

Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

2 вариант

1. Найди и соедини линиями синонимы.

сиреневый учтивый

сторожить лиловый

вежливый охранять

белый белеть

2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.

__________________________________________________________________________

3. Найди и соедини линиями антонимы.

восток поздний

безделье запад

ранний труд

бег бежать

4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.

__________________________________________________________________________

5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.

скоро ___________________ друг _______________________

луна ___________________ путь ________________________

6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным

словам.

Душистый (пахучий, ароматный, душевный).

Думать (размышлять, объяснять, мыслить).

7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.

плохо ___________________ прежде ______________________

завтрак – ___________________ запад ________________________

8. Прочитай.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на

небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.

Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш

______________. 6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.

Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,

коричневый.

«Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.» Тест. 2 класс

  1. Допиши предложения:

Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________.

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но имеющие противоположное значение называются _____________________.

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ___________________________.

  1. Найди пары синонимов. Поставь

приятель                                       воин

противник                                    друг

солдат                                           враг

шагать                                           горе

красный                                       идти

печаль                                          труд

работа                                           алый

  1. Напиши, каких зверей так называют?

Косой — _____________; косолапый — _________________;

серый — _____________; сохатый — ___________________.

  1. Подбери антонимы к словам:

горе — ______________                конец — ________________

свет — ______________                жара — _________________

утро — ______________               добрый — _______________

  1. Найдите омонимы в стихах и подчеркните:

— Кто вы?

— Мы лисички, дружные сестрички.

— Ну, а вы-то кто же?

— Мы лисички тоже!

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, ещё – со шляпкой…

       6. Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните многозначные слова:

Язык не лопатка, знает, что сладко. От горьких мук стал горьким лук.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Картофельное поле синоним
  • Картофель синоним перифраз
  • Картофелемялка синоним
  • Картонный суп синоним
  • Картина красочная синоним