Карточка 3. Подбери и запиши синонимы.
писатель —
____________________________________
беда —
________________________________________
чародей —
_____________________________________
врун —
________________________________________
героизм —
_____________________________________
работа —
______________________________________
забава —
______________________________________
ребята —
______________________________________
товарищ — ____________________________________
Отчизна —
____________________________________
воображение —
________________________________
радушный — ___________________________________
симпатичный — ________________________________
проказник — ___________________________________
Карточка 4. Подбери и запиши антонимы.
конец — ____________________________________
добро — ____________________________________
друг — _____________________________________
горе — _____________________________________
продавец — _________________________________
свет — _____________________________________
день — ____________________________________
старт — ____________________________________
жара — ____________________________________
мудрец — __________________________________
расставание — ______________________________
богатство — ________________________________
шум — _____________________________________
восход — ___________________________________
Карточка 5. Определи синонимы и антонимы.
Прохладный, ледяной, холодный —
_____________________
Горячий, холодный —
_________________________________
Белый, чёрный —
_____________________________________
Весёлый, радостный, восторженный —
___________________
Высокий, низкий — ___________________________________
Смелый, храбрый, мужественный —
_____________________
Грубый, вежливый —
__________________________________
Мокрый, сырой, влажный —
____________________________
Большой, гигантский, огромный —
_______________________
Молодой, старый — ___________________________________
Гордый, надменный, высокомерный —
__________________
Говорить, молчать —
__________________________________
Запрещать, разрешать —
______________________________
Воспитанный, любезный, вежливый —
___________________
Далеко, близко —
_____________________________________
Радушный, приветливый, гостеприимный —
______________
Красивый, привлекательный, симпатичный —
_____________
Радоваться, горевать —
________________________________
Тихий, безмолвный, бесшумный — ______________________
Север, юг —
__________________________________________
Проказник, озорник, шалун —
___________________________
Найди и подчеркни омонимы. Объясни их
значения.
Очень
рыжие лисички
Вдруг
увидели лисички.
Мне
бы выдумать предлоги,
Чтобы
не учить предлоги!
Косит
травушку коса —
На
траве лежит роса.
И
у Юлечки коса
Настоящая
краса.
Вот
пушистенькая норка
Забежала
в свою норку.
В
тетрадке в линейку
Черчу
я линейкой.
Пламя
в печке здесь горит,
Трещит
сильно и дымит.
Федя
рядышком сидит,
У
него лицо горит.
Осенью
поздней земля засыпает,
Листьями
ветер её засыпает.
С походки грациозной рысь
Перешла
легко на рысь.
Очки
мы на нос надеваем —
Очков
в игре насобираем!
Карточка по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
-
Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! _____________________ , ________________________
-
К данным словам подобрать и записать синонимы.
мама — ________________________ храбрый- ________________________
худой — _______________________ мудрый — ________________________ печальный- __________________ доктор-__________________________
отважный — ___________________ пилот-___________________________
-
К данным словам подобрать слова антонимы.
друг — ____________________ весёлый — ____________________________
добрый — _________________ стоять — _____________________________
мокрый — _________________ быстрый-____________________________
тихо- ____________________ трудно-______________________________
открытый-________________ день- ________________________________
-
Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию |
Антонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому значению |
Омонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению |
Синонимы |
-
Подчеркни омонимы.
Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, лист, телефон, кран, гранат, норка.
-
Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.
По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________.
Щука (какая?) крупная рыба, а плотва — ______________________.
По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________________.
По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар ________________________________.
По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _____________________________.
Выполнил (а) _____________________________________________________
Вариант 1
1. Запиши синонимы:
отважный — ________________ радостный — ________________
конь — ______________ приятель — _________________
пламя — ________________ неправда — _________________
2. Запиши антонимы:
близкий — _________________ сладкий — _________________
лето — ________________ большой — ________________
грустный — ________________ враг — ____________________
3. К какой группе относятся слова (омонимы, синонимы, антонимы)? Напиши.
А) дети, малыши. Это ______________________
Б) киви ( фрукт ) – киви( птица). Это _______________
В) добрый – злой. Это __________________________
4. В каждом ряду выберите и обведите слово, которое является общим для всех.
А) Река, Иртыш, Волга, Обь, Енисей, Лена..
Б) Огурец, помидор, овощи, тыква.
В) Ласточка, дятел, сорока, птица.
5.Соедините линией фразеологические обороты и их значения.
Спустя рукава внимательно
Во все глаза близко
Кот наплакал очень мало
Рукой подать плохо работать
Вариант 2.
1. Запиши антонимы:
зима — ________________ маленький — ________________
смеяться — ________________ брат — ____________________
холод — ___________________ высоко — __________________
2. Запиши синонимы:
смелый — _________________ грустный — __________________
луна — ___________________ собака — ___________________
доктор — _________________ метель — ___________________
3.К какой группе относятся слова (омонимы, синонимы, антонимы)? Напиши.
А) бегемот, гиппопотам. Это ______________________
Б) лук ( овощ ) – лук ( оружие). Это _______________
В) мягкий – твёрдый. Это __________________________
4. В каждом ряду выберите и обведите слово, которое является общим для всех.
А) Города, Пыть-Ях, Москва, Тюмень, Сургут.
Б) Яблоко, груша, мандарин, фрукты.
В) Берёза, дерево, осина, кедр.
5.Соедините линией фразеологические обороты и их значения.
Клевать носом хитрить
Водить за нос забыть
Вылететь из головы отвлекаться
Считать ворон дремать
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
1 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
липкий шофёр
говорить краснеть
водитель болтать
красный клейкий
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
подъём спуск
храбрость плакать
смеяться трусость
крик кричать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
дети – ___________________ азбука – _______________________
узор – ___________________ воин – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).
Поучение (наставление, наказание, назидание).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
белый – ___________________ до свидания – ________________
завтрак – ___________________ юг – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. ________________ – это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.
2. ________________ – это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________ –
это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и
название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для
стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.
Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
2 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
сиреневый учтивый
сторожить лиловый
вежливый охранять
белый белеть
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
восток поздний
безделье запад
ранний труд
бег бежать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
скоро – ___________________ друг – _______________________
луна – ___________________ путь – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Душистый (пахучий, ароматный, душевный).
Думать (размышлять, объяснять, мыслить).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
плохо – ___________________ прежде – ______________________
завтрак – ___________________ запад – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на
небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.
Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш
______________. 6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.
Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,
коричневый.
«Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.» Тест. 2 класс
- Допиши предложения:
Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но имеющие противоположное значение называются _____________________.
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ___________________________.
- Найди пары синонимов. Поставь
приятель воин
противник друг
солдат враг
шагать горе
красный идти
печаль труд
работа алый
- Напиши, каких зверей так называют?
Косой — _____________; косолапый — _________________;
серый — _____________; сохатый — ___________________.
- Подбери антонимы к словам:
горе — ______________ конец — ________________
свет — ______________ жара — _________________
утро — ______________ добрый — _______________
- Найдите омонимы в стихах и подчеркните:
— Кто вы?
— Мы лисички, дружные сестрички.
— Ну, а вы-то кто же?
— Мы лисички тоже!
— Как, с одной-то лапкой?
— Нет, ещё – со шляпкой…
6. Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните многозначные слова:
Язык не лопатка, знает, что сладко. От горьких мук стал горьким лук.