Немного теории
Как появились омонимы
Игровые задания
1. Моему второкласснику помогла лингвистическая сказка о Лингвинии Дмитрия Субботина
В славном городе Омонимске проживали жители-близнецы омонимы. Были они похожи друг на друга как две капли воды. Даже песню об этом сочинили и любили распевать ее перед туристами:
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат,
Но важна не только
внешность,
Потому не торопись,
Ты до смысла доберись.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Были омонимы бестолковыми и всегда все путали. Один из них говорит другому: «Помоги мне, пожалуйста. Я потерял свой ключ. Теперь не могу попасть домой». А тот ему в ответ: «Не может быть. Я только что его видел и пил из него воду». Так омонимы постоянно путали друг друга.
Жители лексического города Синонимска были гостеприимным и дружелюбным народом. На улицах этого города было всегда многолюдно. Здесь гуляли толпы родственников. Они ходили небольшими группами и зазывали к себе в компанию новых друзей, близких по лексическому значению.
Самой многочисленной синонимической семьей была семья дедушки СКАЗАТЬ. Она включала в себя 11 глаголов: сказать, произнести, проговорить, промолвить, изречь, заметить, буркнуть, ляпнуть, обронить, отмочить, выдать. Все родственники дедушки СКАЗАТЬ одинаково думали и были похожи друг на друга, отличались лишь характером производимых действий. Так, глагол ПРОМОЛВИТЬ обычно указывал на краткость, односложность того, что произносится вслух, а его племянник ИЗРЕЧЬ шутливо употреблялся по отношению к многословной речи, но пустой по содержанию.
Население города Антонимска было суровым и недружелюбным. Антонимы хороших людей называли плохими, тонких — толстыми, зрячих — слепыми. Жители этого города постоянно спорили друг с другом. Антоним черный спорил с белым, высокий — с низким, далеко — с близко. Однако вечно спорящие и ворчащие друг на друга антонимы в душе очень любили свои вторые половинки.
Однажды Главный Библиотекарь мира слов решил пригласить всех жителей названных городов в один большой лингвистический дом-словарь для того, чтобы те лучше могли узнать друг друга и перестали ссориться. Антонимы, синонимы, омонимы подружились.
Тогда и наступило время мирного сосуществования разных слов, противоречивых и не похожих друг на друга. Местом их дружеских встреч стал дом-словарь.
А теперь, всезнающий читатель, скажи, как называется такой словарь и для чего он предназначен?
Интересна, но несколько сложнее лингвистическая сказка Светланы Пожидаевой
2. Словарный запас и быстроту реакции развивают игры, в которых надо придумывать рифмы, синонимы (слова с тем же значением, что и данное) или антонимы (слова с противоположным значением). Например, ведущий называет какие-нибудь слова (скажем, «темнота», «зной», «горе»), а играющие должны к каждому из них подобрать синоним и антоним:
ТЕМНОТА — МРАК, СВЕТ;
ЗНОЙ — ЖАРА, ХОЛОД;
ГОРЕ — СКОРБЬ, РАДОСТЬ.
Кто быстрее справится с задачей, тот и выигрывает.
Можно искать не только синонимы и антонимы, но и омонимы (слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение).
Хорошо известен омоним КОСА (волосы; орудие для косьбы; отмель).
Существуют омонимы с четырьмя значениями (например, слова БОКС, ЛАВА, НАТАСКИВАНИЕ).
3. Загадки ( подсказка: каждая из них связана со словами-близнецами)
1. Какими ключами нельзя отвернуть гайку?
2. Какую соль не кладут в суп?
3. Какой лук не едят?
4. Из какого крана не льется вода?
5. На каком листе и строчки не напишешь?
Загадки про омонимы
Он- ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый.
И даже детским он бывает.
Кто это слово отгадает?(Сад)
Загадки про синонимы
В языке родном богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи!
(Доктор, лекарь, эскулап)
4. Игры в рифмы с загадочными синонимами
и в рифмы- омонимы
5. Стихотворение А. Шибаева «Норка»
Норка
Вылезла из норки,
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке
Не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка-
Возле норки?
Нет нигде,
Пропал и след.
Норка – здесь,
А норки – нет!
6. Пословицы с синонимами
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
4. Попал из огня да в полымя.
7. Игра «Перевертыши».
В известных пословицах слова поменяли на антонимы или на не схожие по смыслу слова. Попробуйте восстановить эти пословицы. Можете сами придумать такие «перевертыши».
Счастье перемещается кучами.
Уйти от новой стиральной машины.
Лысина – мужское безобразие.
От смелости затылок мал.
Чужие ботинки дальше от ног.
На милиционере валенки мокнут.
Ниже пяток не опустишься.
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет.
Ложь уши ласкает.
8. Для того чтобы сделать речь точнее, ярче, образнее, мы прибегаем к помощи синонимов. Поэтому очень часто в тексте синонимы употребляются рядом: либо в одном предложении как однородные члены, либо в соседних предложениях для их связи.
Хрестоматийный пример- рассказ Сухомлинского «Семь дочерей». Ваша задача – сделать текст более выразительным, заменив, по возможности, слово «сказала» подходящим синонимом.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучику, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — сказала вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — сказала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе капля росы, — сказала пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
9. Выступите в роли переводчиков. Вам необходимо заменить все слова в предложении синонимами.
1. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
2. Доктор прописал пациенту инъекции.
3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
10. А теперь поиграем в сыщиков. Попробуйте найти слово по его приметам.
Это глагол, его синоним – торопятся.
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу спешат.
М. Исаковский
11. Подобрать к данным словам антонимы, чтобы по вертикали из начальных букв получилось слово.
1- вариант
короткий – длинный
крохотный – огромный
черный – белый
густой – редкий
тупой – острый
светлый – темный
неряшливый — аккуратный
2 – вариант
старость – молодость
вечер – утро
ночь – день
закат – рассвет
весна – осень
трусость – смелость
шум – тишина
+ ь
12. Задания из статьи «Путешествие в страну «Лексика»
и из книги Ушакова Н. Н. «Внекласные занятия по русскому языку в начальной школе»- богатый занимательный материал по теме.
А это уже должно быть сделано до школы:
Сегодня поговорим о технике, которую я называю “Поэт”. Эта техника поможет детям раз и навсегда понять тему «Синонимы и Антонимы» и никогда их не путать.
Тема “Синонимы и Антонимы” впервые изучается во втором классе.
Обычно вниманию детей предлагается текст, в котором много похожих по значению слов. Дети с помощью учителя находят эти слова, и знакомятся с правилом.
Синонимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение
Дальше предлагается ряд упражнений — найти синонимы, подчеркнуть синонимы, написать синонимы.
Какие-то дети осваивают тему достаточно быстро, какие-то уже через урок начинают синонимы и антонимы путать…
Мы хотим с вами поделиться, как можно объяснить эту тему по-другому. Именно так мы разбираем каждую тему в Школе Умных детей. С опорой на очень важный фактор — детям должно быть ИНТЕРЕСНО учиться. И дети должны в первую очередь понимать.
Техника “Поэт” заключается в том, чтобы взять известное ребенку стихотворение (можно из учебника Литературы текущего класса, можно любимое с детства) и предложить поиграть в Поэта. Переписать стихотворение так, чтобы смысл был тот же, а слова другие!
Мы зашифоровали первую подтехнику буквой С. “С. -Согласие, согласен с поэтом”, для изучения Cинонимов и пополнение своего словарного запаса.
Детей можно сразу же познакомить с онлайн-словарями синонимов, что развивает их способность добывать информацию самостоятельно (особенно полезен этот навык для детей на семейном обучении)
Далее вы открываете оригинал стихотворения, и начинаете творить!… А потом можно попросить папу, бабушку, друзей, соседей угадать исходное стихотворение! Обычно это очень весело и интересно!
Например, ниже, стихотворение, которое предлагаем угадать Вам:
Страсть сколько тех, с кем радостно уснуть,
И горстка тех, с кем тянет пробудиться
И на рассвете, уходя окинуть взглядом,
Дать пять, и посмотреть любя,
Чтоб сутки напролет, переживать и думать…
Страсть сколько тех, с кем радостно квартировать,
На завтрак приготовить капучино, общаться, дискутировать…
С кем тянет полететь к теплу,
И, как положено – и в торжестве, в печали
Быть вместе… Но при этом одному…
Есть горстка тех, с кем радостно желать!
Глядеть, как появляются дожди из тучи,
Чертить посты о нежности сугробам вопреки,
И размышлять лишь о любимом человеке…
И радости другой не знать и не желать.
Угадали? Напишите в комментарии! И обязательно прочитайте оригинал стихотворения. Кстати, его написал мой любимый поэт…
Потом это же стихотворение (или другое), можно переписать в подтехнике “А. -Анти”, т.е. в подтехнике несогласия или Антонимов
Одно-два таких стихотворения и тема изучена, интересна и никогда не забудется! Так же как и ребенок никогда не перепутает Синонимы и Антонимы.
На этой неделе в Рамках Школы умных детей мы начинаем разбирать русский язык, с 1 по 4 класс.
Все правила, части речи, разделы русского языка.
Как легко объяснить ребенку падежи, склонение, безударные гласные, как весело учить и как легко запомнить словарные слова, как определять без ошибок члены предложения, как писать буквы, соединения букв, как писать сочинения и изложения и многое другое.
Если вы хотите иметь круглосуточный доступ к уникальному в своем роде видео-справочнику по русскому языку начальной школы для своих детей, приобретайте Шпаргалку для родителей по русскому языку 1-4 класс
Как обычно мы начинаем продажи по самым низким ценам
Стартовая цена шпаргалки — 1500 рублей. Каждые два дня цена будет расти на 500 рублей. После записи цена за шпаргалку — 5 000 рублей.
Получить Шпаргалку для родителей по русскому языку 1-4>>>
p.s. Участники Школы умных детей получают доступ ко всем шпаргалкам
Методика обогащения и активизации словарного запаса учащихся в начальной школе посредством изучения синонимов и антонимов
Обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста синонимами способствует: избеганию в речи повторения одних и тех же слов; формированию умения употреблять заданное слово в словосочетании с другими словами; умению выбрать наиболее точное слово из синонимического ряда и наиболее точно передать свою мысль.
Употребление в речи антонимов расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение, глубже осознать многозначность слова, способствует активизации частей речи.
Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему, доброму, они хотят выразить то, что знают словами. Этому часто препятствует отсутствие в речи детей таких слов, как доброта, чуткость, отзывчивость и т.д. Усвоение слов данного направления имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения, потому что словарный запас младших школьников продолжает оставаться бедным.
Коллеги, я хочу вас познакомить с наиболее эффективными, на мой взгляд, формами работы по обогащению и активизации словарного запаса учащихся посредством изучения синонимов и антонимов, которые использую в своей работе.
При введении понятия «синонимы» я предлагаю следующие упражнения.
Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду.
1) Добрый, чуткий, ласковый, враждебный.
2) Заплакать, зарыдать, расстроиться, зареветь.
3) Друг, приятель, товарищ, сосед.
4) Отзывчивый, равнодушный, душевный, сердечный.
С любым из этих слов можно предложить учащимся устно составить предложение.
Цель данного упражнения: формировать умение использовать синонимы для более точного выражения мыслей.
Большие возможности для ознакомления с синонимами имеются при работе над частями речи. Упражнения для введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны. Вот некоторое из них.
Подберите слова, близкие по значению.
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Обман- ложь |
Зестенчивый — робкий |
Работать — трудиться |
Гнев — ярость |
Страшный — жуткий |
Мыслить — думать |
Враг — противник |
Подвижный — гибкий |
Грустить горевать |
Используйте данные слова при составлении предложений. Например:
Застенчивая девочка вошла в класс.
Робкий мальчик стоял у доски.
Запишем в словарик.
Застенчивый – нерешительный, боязливый.
Гнев – злость, ярость.
Здесь мы работаем над закреплением умения подбирать синонимы к данным словам, опираясь на признак принадлежности к одной части речи.
В своей работе я активно использую ведение толковых словарей учащимися, в которых дети записывают лексическое значение незнакомых слов в алфавитном порядке. Словарь используется не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения.
Слайд фото словаря
Мы также с вами на протяжении нашей совместной работы образно заведёт толковый словарик. В него будем записывать незнакомые слова.
Подберите слова-синонимы к словам уважение и дружба.
Уважение – внимание, почтение, чуткость, понимание.
Дружба — товарищество, дружество, братство, приятельство.
Подобрав синонимы, ребята сами раскрывают значение слова уважение.
И наше первое слово уважение. Запишем его в толковый словарик.
Уважение — это хорошее отношение друг к другу, доверие, внимание и вежливость.
Отношения между родителями и детьми – это уникальное явление социума. И нам, учителям, будет интересно узнать, какие отношения существуют между родителями и детьми. Данное задание помогает нам в этом.
Выберите из перечисленных прилагательных те, которые описывают ваши подразумеваются (детей) отношения с родителями. Как вы понимаете их значение?
Например: хорошие, доверительные, тёплые, прекрасные, понимающие, весёлые, общительные, уважительные, спокойные, всепрощающие.
Далее я предлагаю поработать с таблицей с заполненной левой и частично заполненной правой частью. Цель задания: подобрать к слову добрый синонимы, учитывая лексическое значение слова в каждом из контекстов. Причем слова, подобранные в качестве синонимов, не должны повторяться.
Предлагается |
Учащиеся должны подобрать синонимы |
Наши добрые друзья |
Наши прекрасные, славные, отличные, лучшие, близкие друзья |
Пожелать доброго здоровья |
Пожелать крепкого, хорошего, богатырского здоровья |
Будьте добры, позвоните позже |
Будьте так любезны, будьте любезны, не сочтите за труд, прошу вас, позвоните позже |
Пожелание доброго пути |
Пожелание счастливого пути, удачного пути |
Добрый совет |
Полезный, важный совет |
Очень часто на своих уроках я использую игры. Предлагаю одну из них. «Кто больше напишет слов?»
Я называю детям слова, а они устно подбирают к ним синонимы. Предлагаю вам попробовать.
Например:
Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный (в значении не подведет), испытанный.
Милосердие – отзывчивость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность, доброжелательность.
В следующем задании предлагаю распределить слова в два столбика: в первый столбик слова, указывающие на положительные (хорошие) качества людей, а во второй отрицательные (плохие).
Добрый, злой, лживый, справедливый, честный, прилежный, мстительный, терпеливый, свирепый, чуткий, равнодушный, жестокий.
Положительные (хорошие) качества человека |
Отрицательные (плохие) качества человека |
Добрый |
злой |
справедливый |
лживый |
честный |
мстительный |
прилежный |
равнодушный |
терпеливый |
жестокий |
чуткий |
свирепый |
Запишем в словарик.
Свирепый — слово говорит о большой жестокости, соединённой со злостью.
При работе с антонимами также подбираю различные задания, направленные на формирование человеческих отношений. Например:
Подберите прилагательные, противоположные по смыслу.
Добрый человек – злой человек.
Честный поступок — лживый поступок.
Неравнодушный взгляд — безразличный взгляд.
Сильный характер — слабый характер.
Смелый друг — трусливый друг.
Слова для справок: безразличный, трусливый, лживый, злой, слабый.
Цель: закреплять умение образовывать антонимические пары.
Моим детям очень нравится игра «Магнит», в которую играем не только на уроках, но и на классных часах, направленная на воспитание нравственности.
На доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей — небо с черными тучами, та же поляна, но идет дождь.
Левая часть магнита «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением. Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами.
Добрый – злой
Деликатный – грубый
Дружба – вражда
Жестокий – добрый, гуманный
Отзывчивый – равнодушный
Друг – враг
Война – мир
Запишем в словарик.
Гуманный – проникнутый доброй, любовью и уважением к человеку.
Для повышения познавательной активности детей, активизации синонимов и антонимов в речи я использую в заданиях пословицы.
Прочитайте и выберите в пословицах подходящие по смыслу слова из скобок. Подчеркните слова, противоположные по смыслу. Объясните смысл пословиц.
Доброго чтут, а … (злого, недоброго, сердитого) не жалуют. Ленивый к обеду, а ….(трудолюбивый, ретивый, прилежный, старательный) к работе.
Запиши в словарик.
Ретивый – усердный, старательный, прилежный. Работать ретиво (бойко, живо).
Цель: закреплять умения подбирать нужные синонимы и находить антонимы в предложениях, умение толковать смысл пословиц; учить выяснять выразительную ценность противопоставленных слов.
Это синонимы или антонимы? Запишите нужное слово.
1.Смелый, мужественный; смышленый, смекалистый.
Это…
2.Правда – ложь; труд – лень.
Это…
3.Робкий, боязливый; отважный, мужественный.
Это…
4.Трус – смельчак; друг – враг.
Это…
Данное задание направлено на умение отличать синонимы от антонимов.
Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.
Если постоянно использовать такие специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.
Учим определения: синонимы, антонимы, омонимы
Что делает нашу речь богатой и красочной? Использование различных художественных и грамматических приемов. В этой статье мы рассмотрим следующие определения: антонимы, синонимы, омонимы. Что они обозначают и для чего используются в речи?
Лексика и лексикология
Лексика — это весь словарный состав отдельно взятого языка. Если мы обычно разговариваем и пишем на русском языке, то мы пользуемся лексикой русского языка.
Наукой, изучающей словарный состав языка, является лексикология. Основной единицей изучения этой отрасли знания является слово и его значения. Следовательно, эта наука не оставляет без внимания определения: синоним, антоним и омоним.
Определение понятия синоним
Злой, жестокий, недобрый, негуманный — синонимы. А что это такое? Определение «синоним» очень простое. Это слова, имеющие одинаковое или почти одинаковое значение.
То, что синонимы имеют в значении небольшие различия, помогает дать чему-либо наиболее точные определения. С помощью синонимов можно красочно, избегая повторений описать любое событие. Синонимы можно подобрать практически к любому слову, имеющему смысл, независимо от части речи.
- дом — жилище — изба — квартира — коттедж — здание — пристанище — убежище — крыша над головой — жилье;
- взятка — мзда — подкуп — магарыч;
- глаза — очи — зенки — гляделки — бельма — шары;
- друг — товарищ — приятель — кент.
- старый — древний — пожилой — немолодой;
- глупый — неумный — тупой — несообразительный;
- грустный — печальный — подавленный — унылый — невеселый;
- удивленный — пораженный — ошарашенный.
- бежать — нестись;
- слушать — внимать;
- спрашивать — интересоваться — вопрошать — задавать вопрос;
- пропадать — исчезать — скрываться — теряться.
- хорошо — отлично — здорово — прекрасно;
- быстро — споро — скоро — стремглав;
- плохо — худо — неважно;
- громко — шумно.
Антоним
Кроме определения «синоним», в лексике русского языка встречаются антонимы — слова с противоположными значениями. Кстати, антонимы принадлежат к одной части речи.
Как вы думаете, являются ли антонимами слова вкусный и одинокий? Нет, не являются, потому что «антоним» предполагает противопоставление слов только по одному признаку.
- здоровье — болезнь;
- женщина — мужчина;
- любовь — ненависть;
- жара — холод;
- тепло — прохлада;
- ум — дурь;
- потеря — находка.
- взволнованный — спокойный;
- нервный — уравновешенный;
- виртуальный — реальный;
- широкий — узкий;
- редкий — частый;
- сильный — слабый;
- хитрый — наивный.
- продолжать — прекращать;
- начинать — заканчивать;
- руководить — подчиняться;
- продавать — покупать;
- спрашивать — отвечать;
- выкапывать — закапывать;
- зарабатывать — тратить.
- хорошо — плохо;
- нарочно — нечаянно;
- правильно — неправильно;
- прекрасно — ужасно;
- очно — заочно;
- сладко — горько;
- быстро — медленно.
Омоним
Омонимы — это слова близнецы.
Современный человек, слышащий или читающий существительное «ключ», скорее всего представит себе ключ от дверного замка; а, например, старец, живущий отшельником где-нибудь в лесной хижине, подумает, что имеется в виду родник, бьющий из-под земли.
- Они заметили клуб дыма, поднимающийся над лесом. Девчонки, сходим в клуб после лекций?
- На день рождения Коле подарили таксу. Интересно какая сейчас такса у таксистов?
- Извини, я не смогу прийти, вечером лечу в Турцию. Работаю ветеринаром, лечу животных.
- Иллюзионист показывал простой фокус. Фотографу не удавалось навести фокус.
Итак, мы разобрали несколько основных лексикологических понятий: синоним, антоним, омоним. Все они играют значительную роль в языке: их использование в устной и письменной речи делает ее красивее, богаче и ярче, а нас красноречивее.
Источник статьи: http://fb.ru/article/352723/uchim-opredeleniya-sinonimyi-antonimyi-omonimyi
Как запомнить синонимы и антонимы
Синонимы и антонимы. Как учить слова?
Сегодня мы познакомимся с еще одним способом пополнить свой словарный запас.
Ученые подтверждают, что для того чтобы эффективней запоминать английские слова необходимо, чтобы на подсознании с ними формировались неразрывные связи.
Данный способ создает такие связи с помощью синонимов и антонимов.
В пользу такого метода говорит то обстоятельство, что многие преподаватели иностранных языков рекомендуют учить слова по темам. Более того, теперь встречая в тексте одно слово, мы автоматически будем вспоминать и его синонимы или антонимы, а это сделает процесс запоминания более эффективным.
Действительно, заучивая сразу синонимичную и антонимичную пары, мы помогаем создать в подсознании крепкие связи позволяющие запомнить информацию надолго.
Давайте разберем метод на примере.
Берем прилагательное LONG (длинный) и находим к нему синоним.
Long — high
Теперь находим антоним.
Long — short
Заучивая слова в паре, процесс запоминания происходит гораздо эффективнее.
Таким образом, заучивая одно слово, мы пополняем свой словарный запас сразу на три. Более того мы создаем в нашем подсознании ассоциативные связи, которые должны нам помочь сохранить информацию надолго.
Источник статьи: http://www.memorysecrets.ru/learn-words/sinonimy-i-antonimy-kak-uchit-slova.html
Техника “Поэт” для изучения синонимов и антонимов
Сегодня поговорим о технике, которую я называю “Поэт”. Эта техника поможет детям раз и навсегда понять тему «Синонимы и Антонимы» и никогда их не путать.
Тема “Синонимы и Антонимы” впервые изучается во втором классе.
Обычно вниманию детей предлагается текст, в котором много похожих по значению слов. Дети с помощью учителя находят эти слова, и знакомятся с правилом.
Синонимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение
Дальше предлагается ряд упражнений — найти синонимы, подчеркнуть синонимы, написать синонимы.
Какие-то дети осваивают тему достаточно быстро, какие-то уже через урок начинают синонимы и антонимы путать…
Мы хотим с вами поделиться, как можно объяснить эту тему по-другому. Именно так мы разбираем каждую тему в Школе Умных детей. С опорой на очень важный фактор — детям должно быть ИНТЕРЕСНО учиться. И дети должны в первую очередь понимать.
Техника “Поэт” заключается в том, чтобы взять известное ребенку стихотворение (можно из учебника Литературы текущего класса, можно любимое с детства) и предложить поиграть в Поэта. Переписать стихотворение так, чтобы смысл был тот же, а слова другие!
Мы зашифоровали первую подтехнику буквой С. “С. -Согласие, согласен с поэтом”, для изучения Cинонимов и пополнение своего словарного запаса.
Детей можно сразу же познакомить с онлайн-словарями синонимов, что развивает их способность добывать информацию самостоятельно (особенно полезен этот навык для детей на семейном обучении)
Далее вы открываете оригинал стихотворения, и начинаете творить!… А потом можно попросить папу, бабушку, друзей, соседей угадать исходное стихотворение! Обычно это очень весело и интересно!
Например, ниже, стихотворение, которое предлагаем угадать Вам:
Источник статьи: http://gladtolearn.ru/blog/tehnika-poet-dlya-izucheniya-sinonimov-i-antonimov/
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (50)
- ЗДОРОВЬЕ детей (1)
- ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (6)
- ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (440)
- —— Игротека речевых игр (16)
- —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
- —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (5)
- —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
- ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (43)
- ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
- ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
- ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
- ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
- ——Новогодние поделки (34)
- ——Самые нужные игры + (27)
- ——Солнечные ступеньки (35)
- ——Шевелёв Математика все сборники (33)
- ——Экспресс-курсы + Развивающие занятия (39)
- ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (40)
- . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (221)
- дидактические игры 1 (40)
- игры-ходилки (1)
- карточки по лексическим темам (32)
- кроссворды, ребусы (21)
- лото 1 (49)
- лото 2 (50)
- лото 3 (1)
- настольные игры (18)
- плакаты (5)
- . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (242)
- развитие памяти (29)
- внимание (36)
- воображения (2)
- игры на праздники (1)
- коммуникативность (1)
- логического мышления 1 (45)
- логического мышления 2 (20)
- на развитие дыхания (5)
- обучающие игры (10)
- ориентировка в пространстве (12)
- пальчиковые (11)
- подвижные игры (14)
- развивающие (35)
- речевые игры по дороге в сад (29)
- сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
- сюжетно-ролевые игры (6)
- . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (11)
- + — П_О_Д_Г_О_Т_О_В_К_А___ К__Ш_К_О_Л_Е (энциклоп, (39)
- + — _Д_О_Ш_К_О_Л_Ь_Н_А_Я___П_Р_О_Г_Р_А_М_М_А (6)
- +дошкпрог АППЛИКАЦИЯ (4)
- +дошкпрог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (2)
- +дошкпрог ЛЕПКА (2)
- +дошкпрог МАТЕМАТИКА (49)
- дискалькулия (1)
- +дошкпрог МАТЕМАТИКА 2 (50)
- +дошкпрог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (25)
- +дошкпрог ПИСЬМО (66)
- графомоторика (31)
- разное (2)
- прописи детские (34)
- +дошкпрог РЕЧЬ (132)
- игры со словами 1 (42)
- развитие речи (18)
- словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (48)
- словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (20)
- +дошкпрог РЕЧЬ 2 (9)
- +дошкпрог РИСОВАНИЕ (50)
- +дошкпрог ЧТЕНИЕ (46)
- разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (6)
- +дошкпрог ЧТЕНИЕ 2 (62)
- разное (25)
- грамматический строй речи (15)
- слоговой, звуковой анализ слова (23)
- +ФОНЕМАТИКА (30)
- .-развитие фонематического слуха (22)
- .-развитие слухового внимания (3)
- .-развитие слуховой памяти (2)
- .-фонематическое восприятие (9)
- +Н_А_Ч_А_Л_Ь_Н_А_Я_____Ш_К_О_Л_А_ (177)
- все предметы (матем, русск, иняз, окрмир) (23)
- развитие речи (11)
- разное (3)
- скорочтение (16)
- иностранный язык (16)
- дисграфия, письмо (13)
- математика (49)
- математика 2 (4)
- окружающий мир (3)
- русский язык (28)
- учебники (15)
- чтение (2)
- —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (7)
- . ——ПОДЕЛКИ (145)
- аппликация (2)
- из бумаги (15)
- из пластилина, солёного теста (12)
- из природного материала (18)
- к Новому году (49)
- к Новому году 2 (35)
- к празднику (1)
- конфетные букеты (4)
- рукоделие разное (2)
- . ——ПОСОБИЯ своими руками (20)
- . УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка (235)
- .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
- .развитие речи (40)
- .развитие речилексические темы (43)
- .развитие речиматериалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
- артикуляционная гимнастика (24)
- биоэнергопластика (8)
- дыхательная гимнастика (7)
- звуковые таблицы (2)
- кинезиология (33)
- логопедический массаж (10)
- постановка и автоматизация звуков 1 (49)
- постановка и автоматизация звуков 2 (5)
- эйдетика (2)
- ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
- тесты для 1 — 3 лет (8)
- тесты для 4 лет (13)
- тесты для 5 лет (10)
- тесты для 6 лет (14)
- тесты для 7 лет (15)
- ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (25)
- .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
- коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
- для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
- другие (1)
- коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
- МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
- НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
- .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
- логопедические стихи (2)
- приёмы для запоминания (4)
- .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
- . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
- карточки Домана (7)
- ВАЖНОЕ 1 (49)
- ВАЖНОЕ 2 (50)
- ВАЖНОЕ 3 (46)
- ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (72)
- весна (2)
- время определяем (8)
- время суток (11)
- все времена года (37)
- дни недели (12)
- зима (7)
- лето (3)
- осень (1)
- распорядок дня (14)
- ГЛЕБУ (30)
- КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (9)
- КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
- КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (21)
- настольный театр (15)
- пальчиковый театр (1)
- театр теней (2)
- тканевый, лепка (4)
- фланелеграфовый (4)
- КУЛИНАРНОЕ (15)
- МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
- МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
- логоритмика (22)
- музыкальные игры (2)
- обучение музыкальной грамоте (2)
- ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (29)
- вяжем детям (5)
- для кукол (8)
- карнавальные костюмы (6)
- причёски для внуков (3)
- шьём детям (8)
- ПОЗДРАВЛЕНИЯ (1)
- ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
- ПСИХОЛОГИЯ детская (59)
- нейропсихология (9)
- часть 1 (35)
- часть 2 (15)
- РАСКРАСКИ (21)
- азбука, алфавит (2)
- обучающие, тематические раскраски (14)
- раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
- раскраски-прописи (графомоторика) (4)
- САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (52)
- онлайн обучение (4)
- СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
- аудио, видео, флеш (1)
- мультики, диафильмы (2)
- печатные (7)
- СТИХИ, ЗАГАДКИ (18)
- УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (26)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (19)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
- ФИЗМИНУТКА (5)
- физминутки (3)
- ю- КОМП (20)
- Любаша Каргина (10)
- разное (1)
- Ю-РАЗНОЕ (16)
- Я — (закрытое) для с-ний (13)
- Я — рамочки (40)
- Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
- Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
- я-пппппппппп (3)
- Я-хлам (26)
- ЯЯЯ-GGG (6)
- ___НАЙТИ ПОЛЕЗлитературу (4)
- ___РАСПЕЧАТАТЬ (67)
- Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
- ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (36)
- ___РАССМОТРЕТЬ (26)
- ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
- ___СКАЧАТЬ (13)
- ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
синонимы и антонимы — расширяем словарный запас
•Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.
Бой — битва, сражение.
Буря — ураган, шторм.
Детвора — дети, ребята.
Холод — стужа, мороз.
Дремучий — густой, глухой.
Жаркий — знойный, горяч
Интересный — занимательный, увлекательный.
Мокрый — сырой, влажный.
Пожилой — старый, дряхлый.
•Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).
Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.
Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать — мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать. Бороться — биться, сражаться, воевать. Бояться — пугаться, страшиться, робеть. Горевать — печалиться, грустить. Заглядеться — залюбоваться, засмотреться.
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал вылетел — залетел
въехал – съехал взлетел — приземлился
выехал – заехал укатил — прикатил
заплыл – выплыл уплыл — приплыл
•Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. — У меня тупой нож).
•Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов.
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина .
Сосна высокая, а куст .
Пчела летает, а гусеница .
Дорога широкая, а тропинка .
Опёнок съедобный, а мухомор .
•Упражнение «Подбери правильно»
Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.
Образец: Густой туман. Дремучий лес.
Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар);
Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы);
Горячий, знойный (чай, воздух).
3. Развитие словообразования
•Игра «Назови ласково
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
•Игра «Большой — маленький»
Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.
Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на — ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.).
•Упражнение « Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока — яблочное повидло;
Из банана — банановое повидло;
Из лимона — лимонный сок;
Из груши — грушевый компот;
Из малины — малиновое варенье;
Из грибов — грибной суп и т.д.
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?) .
Стул низкий, а стол (какой?) .
Слон большой, а муравей (какой?) .
•Упражнение «Что из чего?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
•Упражнение «Чей хвост?» ( Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
•Упражнение «Доскажи слово»
Цель: научить детей образовывать существительные и прилагательные разными способами.
Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил . (дом).
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал . (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил . (домишко).
Старый, мудрый гном — гномище
Выстроил большой . (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был . (домосед).
А за печкой за трубой Жил у гнома . (домовой).
Очень строгий, деловитый, Аккуратный, . (домовитый).
Мох, калину, зверобой —
Всё из леса нёс . (домой).
Есть любил он суп вчерашний
Пил он только квас .(домашний).
Каждый день соседи — гномы
Навещали деда . (дома).
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот . (дом).
В комплекс упражнений можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки.
4. Усвоение лексической сочетаемости слов
Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам.
тетрадь тетради тетрадей
•Упражнение «Один — много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.
Это лимон, а это … лимоны.
Это груша, а это груши.
Это яблоко, а это … яблоки.
•Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.
Яблоко, майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/6208199/post420926589