Наш родной язык богат словами, звуками и различными лексическими единицами, которые делают нашу речь более красивой, разнообразной, а также помогают расставить в предложении те или иные акценты. Большую роль в грамматике русского языка играют антонимы и синонимы. Слышали ли вы когда-нибудь такие понятия? Их обязательно должен знать каждый образованный человек. Поэтому в этом уроке мы подробно разберем, что такое синонимы и антонимы в русском языке.
Что такое синонимы
Это слова, имеющие разную форму, разное написание, но похожее по смыслу значение.
- Бежать и мчаться;
- худой и тощий;
- вода и жидкость;
- пачка и упаковка;
- река и водоем;
- прогуливаться и идти неспеша и т.д.
Синонимы нужны, чтобы сделать речь более разнообразной, а также привнести какой-либо смысловой оттенок в предложении, или сделать акцент на чем-либо.
Твоя рубашка – просто белоснежная!
Белоснежная – синоним к слову «белый», но автор хочет подчеркнуть, выделить этот цвет, поэтом использует слово «белоснежный».
При использовании синонимов обязательно нужно учитывать контекст предложения. Например, вишневый цвет без какого-либо определенного смысла в предложении можно назвать синонимом к слову «красный». Но вот вишневый пирог – это совершенно другое значение. Здесь имеется в виду основной ингредиент, используемый в приготовлении такого пирога, который вовсе не обязательно должен быть красным.
Задание: придумайте синонимы к словам «золотистый», «правильный», «известный».
Что такое антонимы
Это слова, имеющие различную форму, разное написание и совершенно противоположное значение.
- Белый и черный,
- короткий и длинный,
- высокий и низкий,
- большой и маленький,
- добро и зло,
- полезно и вредно,
- ложь и правда и т.д.
Как правило, антонимы мы употребляем значительно реже, нежели синонимы. Но их тоже нужно обязательно знать и уметь применять на практике.
Задание: придумайте антонимы к словам «любовь», «лето», «ребенок».
Примечание. Не ко всем словам можно подобрать синонимы или антонимы. Это такие слова, как «ведро», «кувшин», «мера» и другие. Также невозможно подобрать антонимы и синонимы к именам, фамилиям и географическим названиям.
Для закрепления материала предлагаем вам посмотреть видеоурок.
Заключение
В этой статье мы подробно разобрали, что такое синонимы и антонимы в русском языке. Эта тема очень простая. Для эффективного усвоения материала необходимо только выучить 2 правила и придумать как можно больше собственных примеров.
Ждём Ваши комментарии и оценки. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))
Оглавление
- 1 Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи
- 1.1 Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
- 1.2 Группы слов по происхождению и употреблению
- 1.3 Фразеология
- 1.4 Лексика. Орфография
Оглавление
- 1 Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи
- 1.1 Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
- 1.2 Группы слов по происхождению и употреблению
- 1.3 Фразеология
- 1.4 Лексика. Орфография
Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи
Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
Лексикология изучает словарный состав языка.
Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.
Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав.
Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).
От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).
Существуют различные разновидности омонимов:
- лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
- омоформы (мой руки – мой пиджак);
- омофоны (леса – лиса);
- омографы (мУка – мукА).
Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой).
Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).
Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).
Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский).
Группы слов по происхождению и употреблению
По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.
Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).
Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).
Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).
Среди устаревших слов выделяют:
- историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
- архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).
Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).
По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).
К ограниченным в сфере употребления относятся:
- диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).
- профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
- жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).
Упражнение № 1
Укажите лексическое значение слов.
Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.
Упражнение № 2
Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.
Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, нанос¬ный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.
Упражнение № 3
Выпишите слова, употребленные в переносном значении.
Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, кве¬лый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправ-данное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства.
Упражнение № 4
Подберите и запишите синонимы к данным словам.
Красивый, маленький, трудный, гуманный, быст¬рый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться.
Упражнение № 5
Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи.
Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный.
Упражнение № 6
Вставьте подходящие по смыслу антонимы.
1) Не было бы … , да … помогло. 2) Готовь сани … , а телегу, … . 3) … человека кормит, а … портит. 4) Уче¬нье – … , а неученье – … . 5) … дело лучше … безделья. 6) … мир лучше … ссоры. (Пословицы)
Упражнение № 7
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Агрессивная рысь, перейти на рысь; мир в семье, весь мир; студеный ключ, ключ от двери; косить глаза¬ми, косить траву; эффектный наряд, наряд милиции; павлинье перо, перо авторучки.
Упражнение № 8
Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.
Невежа – невежда, оклик – отклик, дипломат – дипломант, практик – практикант, опечатки – отпе¬чатки, швейцар – швейцарец, праздный – празднич¬ный, добрый – добротный, одеть – надеть, основать – обосновать.
Упражнение № 9
Составьте словосочетания с прилагательными – паронимами:
Человек, талант (поэтический – поэтичный); сосед, интерес (скрытый – скрытный); совет, костюм (прак¬тичный – практический); мотив, характер (романтиче¬ский – романтичный).
Упражнение № 10
В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов.
- Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора.
- Он отличался (особым, особенным) даром предвиде¬ния.
- Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизиру¬ет образ (невежы, невежды).
- Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей.
- Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).
Упражнение № 11
Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?
Бережный – бережливый, деловой – деловитый, классный – классовый, обидный – обидчивый, искус¬ный – искусственный, эффектный – эффективный, удивительный – удивленный.
Упражнение № 12
В каком предложении вместо слова информатизация нужно употребить информация?
Внедрение информатизации необходимо во всех сферах жизни.
Даже в сельских школах созданы классы компью¬терной информатизации.
Чтение учебника дополняется информатизацией, почерпнутой из Интернета.
Крупные города страны должны стать опорными пунктами для ускоренной информатизации.
Фразеология
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).
С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).
С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:
1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;
2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:
а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман);
б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка);
в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора).
Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных.
Упражнение № 13
Укажите лексическое значение фразеологизмов.
Авгиевы конюшни –
Строить на песке –
Запретный плод –
Опускать крылья –
Кот наплакал –
Валом валить –
Не в своей тарелке –
Зажать в кулак –
Крутить хвостом –
Переменить декорации –
Упражнение № 14
Подберите фразеологизмы, которые имеют значения:
- Мало.
- Притворяться несчастным.
- Прославиться, стать известным.
- Не думать о своей безопасности.
- Медлить, делать что-либо очень медленно.
- Выделяться отчетливо, ярко.
- В худшем случае.
- Чувствовать себя уверенно.
- Объективно, непредвзято.
- Много.
Слова для справок: невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.
Вид ошибки | Пример | |
1. | Слово употребляется в несвойственном ему значении | Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию. |
2. | Нарушение лексической сочетаемости слов | Из её глаз беззвучно текли слёзы. |
3. | Анахронизм (внеисторическое употребление слова) | В светском обществе любили устраивать приёмы и другие тусовки. |
4. | Тавтология (повторение однокоренных слов) | Это характеризует характерные черты нашего времени. |
5. | Смешение паронимов | Ученик тоже соучастник учебного процесса. |
6. | Речевая избыточность (плеоназм) | Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль. |
7. | Речевая недостаточность | Базаров – это яркий представитель. Он нигилист. |
Лексика. Орфография
Приставки ПРЕ-, ПРИ-
Приставка ПРЕ- имеет следующие значения:
1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;
2) синонимичность приставке ПЕРЕ-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
Приставка ПРИ- обозначает:
1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;
2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;
3) пространственную близость: приморский, приусадебный;
4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;
5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, приобрести, прикарманить.
Запомните: некоторые слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- различаются по значению. Сравните:
предать (друга) – выдать (ср. предатель)
придать (значение) – добавить
претворить (в жизнь) – воплотить
притворить (дверь) – прикрыть
презирать (врага) – ненавидеть
призреть (сироту) – приютить
пребывать (в городе) – находиться
прибыть (в город) – приехать
преступить (закон) – нарушить
приступить (к делу) – начать
Во многих случаях приставки ПРЕ-, ПРИ- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.
Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.
Упражнение № 20
Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.
Старинное пр…дание, камень пр…ткновения, пр…чуды природы, пр…ступить (к делу), богатое пр…даное, пр…вратности судьбы, пр…одоление препятствий, не надо пр…рекаться, пр…знание в содеянном, пр…бывать в бездействии, беспр…кословно повиноваться, пр…верженец новых взглядов, пр…дать друга, пр…мирить врагов, пр…бытие поезда, непр…менное условие, полезное пр…обретение, жизнь без пр…крас, пр…забавный случай, пр…ломление лучей, пр…вышение полномочий, пр…остановить слушание дела, давать пр…сягу, искатели пр…ключений.
Упражнение № 21
Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.
Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.
Упражнение № 22
Вставьте пропущенные буквы.
1. Понятна мне времен пр…вратность, не пр…кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр…клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр…доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр…ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр…умолкли на мгновение. 6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр…ставился. 7. Пр…имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр…пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр…даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские выходки и пр…грешения он воспр…нимал очень остро. 10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр…умножились во много раз.
Проверь себя
В каком ряду во всех словах пишется И?
1) пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг
2) непр…ступная крепость, пр…старелый пр…вратник, пр…зирать непр…ятеля
3) пр…зреть сироту, церковный пр…дел, пр…бывать к Пр…озерску
4) пр…дать форму, пр…нарядиться к пр…зентации, пр…ступисть к кр…пости, непр…ходящие ценности
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Содержание:
Синонимы
Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.
- Например: Ребенок проснулся и заплакал. – Малыш пробудился и зарыдал. Или: Путешественники организовали отдых. – Странники устроили привал.
Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.
Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».
Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.
Все синонимы по значению можно разделить на группы.
Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.
Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.
Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.
Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.
Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.
Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.
Примеры синонимов
- Абсолютный — совершенный;
- бизнес — дело;
- вариант — разновидность;
- габариты — размеры;
- диалог — беседа;
- егоза – непоседа;
- ёжик – бобрик;
- жадина – скряга;
- злой – сердитый;
- имидж — образ;
- комфорт — удобство;
- ликвидация — уничтожение;
- модель — образец;
- натуральный — естественный;
- оригинал — подлинник;
- прогноз — предсказание;
- реформа — преобразование;
- секретный — тайный;
- томаты — помидоры;
- успех – удача;
- форум — собрание;
- хобби — увлечение;
- чудесный – волшебный;
- шоу – увлечение;
- щедрый – изобильный;
- эксклюзивный — исключительный;
- юриспруденция — правоведение;
- ябеда — доносчик.
Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.
Антонимы
Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.
Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.
Различают антонимы языковые и речевые.
- К языковым (узуальным) антонимам относят те слова, которые противоположны по лексическому значению, заложенному в самом слове, в его признаке: белый – черный, большой – маленький; твердость – мягкость, свет – тьма.
- К речевым (контекстуальным) антонимам относят слова, которые противоположны по значению только в контексте словосочетания или предложения (в речи). Пример: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» А. Пушкин.
Антонимы бывают:
- Однокоренные. Однокоренные, как правило, образуются при помощи приставок противоположных значений – «не-», «а-», «вы-», «у-»: хороший – нехороший, моральный – аморальный, пришел – ушел.
- Разнокоренные. Различие разнокоренных содержится в лексическом значении: белый – черный, красивый – безобразный, добряк – тиран, прибежать – умчаться.
Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.
Примеры антонимов
Антонимы-существительные:
- свет – тьма;
- добро – зло;
- жара – холод;
- трусость – смелость;
- радость – печаль;
- родина – чужбина.
Антонимы-прилагательные:
- яркий – тусклый;
- бледный – румяный;
- худой – толстый;
- глубокий – мелкий;
- короткий – длинный.
Антонимы-глаголы:
- плакать – смеяться;
- здороваться – прощаться;
- любить – ненавидеть;
- забирать – отдавать;
- молчать – кричать.
Антонимы-наречия:
- справа – слева;
- быстро – медленно;
- близко – далеко;
- низко – высоко;
- низко – высоко;
- утром – вечером.
Омонимы
Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.
Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.
Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –
- полные омонимы. Полные относятся к одной части речи, совпадают по звучанию и написанию: гранатовые сок – гранатовый браслет; гибкий лук – горький лук; крепкий брак – брак в работе.
- неполные омонимы. Неполные – это
- омографы,
- омофоны,
- омоформы.
Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.
Примеры омонимов
Омонимы
- песчаная коса – девичья коса;
- зеленый лук – охотничий лук;
- птичья клетка – нервная клетка;
- яркий свет – выход в свет;
- студеный ключ – железный ключ.
Омоформы
- ели кашу – зеленые ели;
- стеклянная банка – остановиться около банка;
- утолить жажду – жажду увидеть тебя;
- печь пироги – горячая печь.
Омофоны
- высокий балл – выпускной бал;
- обет молчания – вкусный обед;
- лесной гриб – заразный грипп.
Омографы
- мало счастья – платье мало;
- жаркое утро – вкусное жаркое;
- кончик уха – уха из окуня;
- постели на диване – лежать в постели.
Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).
Тема. Синонимы и антонимы
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- что такое синонимы и антонимы;
- различать синонимы и антонимы;
- приводить примеры синонимов и антонимов;
- находить в словаре синонимов и антонимов.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.
Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.
Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.
Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.
Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.
Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.
Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».
Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:
Ветер, буря, ураган.
Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.
В этом тексте повторяется слово «ребята».
Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.
Заменим повторяющееся слово синонимами.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.
Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.
Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.
Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.
Антонимы можно найти в словаре антонимов.
Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.
- Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».
Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».
- Смелый, трусливый.
- Лает, кусает.
- Собака, кошка.
- Смелый, собака.
Укажите синоним к слову «простите».
Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.
- Слова, противоположные по смыслу.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».
Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.
- Словарь антонимов.
- Словарь омонимов.
- Словарь синонимов.
- Орфографический словарь.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
- Грустный, печальный.
- Осень, весна.
- Стол, столовый.
Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.
Далеко мой стук
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Укажите синоним к слову «отец».
План-конспект урока «Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предметные результаты:
- закрепить умение определять лексическое значение слова,
- формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
- углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
- познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока Синонимы Антонимы 5 класс | 20.81 КБ |
5_klass_urok_antonimy_sinonimy.docx | 34.9 КБ |
rabochaya_5_klass_rybchenkova_-_kopiya.pdf | 308.61 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку – самоанализ урока
1.Целеполагание и мотивация к учебной деятельности
Настрой на урок.
Отвечают на наводящие вопросы, определяют тему урока и ставят цели
Настраивает на урок, желает всем положительных эмоций.
Через наводящие вопросы спрашивает о теме урока и его цели
групповые технологии, педагогика сотрудничества
Поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос
• определять и формулировать цель деятельности;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Коммуникативные : умение слушать и слышать
2. Проверка домашнего задания
Проверяют домашнее задание, самооценка
Задаёт дополнительные вопросы по домашнему упражнению
технология уровневой дифференциации
уметь подбирать синонимы и антонимы, составлять словосочетания, находить орфограммы в словах
• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;
• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
3.Актуализация знаний и способов действий Деконструкция — работа с материалом
Параллельная работа – индивидуальная и групповая
создаёт мотивацию на совместную работу
игровые технологии, информационные компьютерные технологии с применением элементов интерактивности
формировать умение подбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы
— ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения).
-развитие познавательных интересов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
4.Реконструкция — создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения
Групповая работа — решение проблемных задач
На новом этапе работы даёт новое задание
углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова
— подведение под понятие;
— нахождение ответов на вопросы, используя учебник.
• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;
•подведение под понятие;
•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства
Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Выполняют физические упражнения – наклоны и хлопки
уметь находить синонимы и антонимы, определять часть речи
-развитие познавательных интересов;
Выступление индивидуальное или от группы с творческой работой, выполнение упражнения
Даёт задание составить предложения со словами, значение которых учащиеся определили по толковому словарику
групповые технологии, педагогика сотрудничества
углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования
умение высказывать своё предположение (версию) -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения
-умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать
-обогащение словарного запаса учащихся
-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
7.Социализация — соотнесение своей деятельности с деятельностью других
Выставляют оценки себе и членам группы
Предлагает оценить себя и членов своей группы
т ехнология формирующего оценивания
уметь работать самостоятельно и в группах
— умение адекватно воспринимать оценки;
— оценивание усваиваемого содержания.
— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.
8.Домашнее задание — дифференциация
Выбирают, записывают домашнее задание
Даёт дифференцированное домашнее задание – на выбор – творческие задания
технология уровневой дифференциации
уметь работать со словарями, уметь составлять словарик, уметь писать сочинения
• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;
- развитие познавательных интересов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
т ехнология формирующего оценивания
формировать умение подбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова.
— умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).
— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе на тему:« Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы».
Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу, закрепить умениеопределять лексическое значение слова разными способами, способствовать развитию умения использовать в речи синонимы и антонимы,формировать умение работать со словарями,делать выводы, анализировать; развивать творческие способности.
- закрепить умение определять лексическое значение слова,
- формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
- углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
- познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.
• определять и формулировать цель деятельности;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•умение высказывать своё предположение (версию);
•умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
•умение адекватно воспринимать оценки.
• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;
• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;
• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;
•подведение под понятие;
•нахождение ответов на вопросы;
•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.
•умение слушать, слышать и понимать;
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
•выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников;
умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.
- обогащение словарного запаса учащихся
- развитие познавательных интересов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, доброжелательности, ответственности).
Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, толковый словарь, словари антонимов и синонимов; ИКТ: проектор, экран, компьютер, интернет — ресурсы.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений (актуализация)
Вид урока: урок — путешествие
Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, игровые технологии, проблемное обучение, информационные компьютерные технологиис применением элементов интерактивности,групповые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, т ехнология формирующего оценивания.
- Сознательность и активность
- Доступность
- Связь теории и практики
- Систематичность и последовательность
- Наглядность
- Научность
- Учёт возрастных, индивидуальных и личностных особенностей
- Прочность усвоения знаний
- Целеполагание и мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок веселый –Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Ребята, желаю Вам на уроке: Раскрыть свою индивидуальность. Проявить себя творчески. Получить положительные эмоции. Наш эпиграф:
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
— Кто знает – что за слова здесь спрятаны? почему?
— Это слова из нашей новой темы, которую мы начали изучать на предыдущем уроке.
- Огромна страна Русского языка,
а в ней широки просторы ….
- Слова — …. всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна…
Как много в них священного для нас!
— А что такое лексика? Синонимы? Антонимы?
- Проверим домашнее задание — Упражнение 244
- Назовите слова, в которых есть орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова
- Назовите слово, в котором есть орфограмма – проверяемая согласная в корне слова
- Назовите слово, в котором есть орфограмма – непроверяемая гласная в корне слова
- Самооценка – вывод.
- Актуализация. Деконструкция — работа с материалом
Запишите число, вид работы:
…. в страну синонимов и антонимов
- А тему урока вы назовёте сами, подсказкой будет наш эпиграф.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Итак, тема нашего урока… — Путешествие в страну
синонимов и антонимов. Как вы думаете, для чего нам нужно это путешествие, с какой целью мы отправляемся в страну синонимов и антонимов?
Начинаем наше волшебное путешествие
1.Соедини синонимы: Дорога вьюгаМетельзнойныйЖаркиймолвитьСказатьборотьсяВоевать путь
2. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке
Прочный, храбрый, крепкий, твердый
Шалун, проказник ,баловник, лентяй
Сказать, произнести, наблюдать молвить
3. В каждом ряду синонимов подчеркни слово,в котором признак выражен сильнее.
Прохладный, ледяной, холодный.
Симпатичный, прекрасный, очаровательный.
Веселье, радость, восток.
Оцени свою работу: Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.
- Наш вывод: синонимы – близкие по значению слова. Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.Среди синонимов может быть такое слово, в котором признак выражен сильнее.
1.Соедини антонимы: Быстрый друг щедрый потерять ложь
Найти медленный враг правда скупой
2.Подчеркни антонимы к выделенным словам:
Здоровье -болезнь,беда, веселье
Говорить – сказать, молчать, молвить
3. Восстанови пословицы, используя антонимы
- Маленькое дело лучше большого ….. (безделья) .
2) Корень ученья горек, да плод его …..(сладок) .
3) Легко сказать, да ….. сделать.(трудно)
Оцени свою работу: Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.
- Наш вывод:антонимы – противоположные по смыслу слова. Антонимы являются одним из способов толкования лексического значения слова.Антонимы часто встречаются в пословицах.
- Реконструкция — создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Задания для групп.
- Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи. (Г. Граубин.)
Как изменится звучание стихотворения, если слово изумрудная заменить его синонимом зелёная? Мария ответила, что изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – ярко-зелёный, драгоценный камень, и капля не может быть изумрудной. Витя сказал, что слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.
Как вы считаете, чьё рассуждение верно и почему?
А. Права Мария В. Оба правы
Б. Прав Витя Г. Оба не правы
- Ответ: Витя прав (Ответ Б).Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. Изумрудная капля — это эпитет.
- Был чудесный зимний день. Ярко сияло солнце. Блестел снег. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. (М. Ефетов.)
Катя считает, что в этом тексте есть три синонима – глагола.
Митя считает, что здесь четыре синонима – глагола.
Кто из них прав? Почему? Докажите?
А. Права Катя В. Оба правы
Б. Прав Митя Г. Оба не правы
- Ответ: Катя права (ответ А) — здесь три синонима – глагола, различающиеся оттенками значения: светило, блестел, сверкали. Отливая – не глагол, не синоним.
- Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки. (М.Пришвин)
Петя считает, что в этом предложении есть сравнение, а Оля говорит, что здесь есть так называемые контекстные синонимы.
Кто из них прав? Почему? Докажите?
А. Права Оля В. Оба правы
Б. Прав Петя Г. Оба не правы
- Ответ: Правы оба (Ответ В). Белые лилии — дамы в кринолинах Их можно назвать и сравнением, и контекстным синонимом.Контекстные синонимы – это синонимы внутри одного предложения или текста.
- Наш вывод: Синонимы позволяют выразить мысль наиболее точно, различаются оттенками значений, помогают разнообразить нашу речь. Синонимы нужны для усиления эмоциональности речи. Антонимы придают речи точность, выразительность. Антонимы служат для противопоставления контрастных понятий, для создания художественного образа.
- Наш вывод: Синонимы делают нашу речь разнообразной и выразительной, различаются оттенками значений, могут быть художественным средством.Контекстные синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.
- Наша физминутка
Наклоняемся с хлопком
И с хлопком опять встаём
Ну-ка хлопни громче всех!
- Какие слова использованы в нашей физминутке? К какой части речи относятся?
- Королевство словарей — Интересные факты:
- Словарь С.И.Ожегова, 57 тыс. слов;
- 4-х томник Д.И. Ушакова, 85 тыс. слов;
- 17-ти томный словарь современного русского языка, 120 тыс. слов;
- Толковый словарь В.И. Даля, 200 тыс. слов, (30 тыс. пословиц)
Выполним упражнение — Упражнение 246
- Богатырь, ложа, Святки
- Наш вывод: Лексическое значение слова мы можем определить …
- Способ первый —
- Способ второй —
- Способ третий —
- Способ четвёртый —
VII. Домашнее задание — дифференциация:
1. Составить словарь антонимов (5 слов)или Составить словарь синонимов(5 слов). Тематика словарей может быть разнообразная: 1) школьный словарь, 2) словарь моих любимых слов, 3)словарь самых главных (важных) слов, 4)спортивный словарь, 5) словарь вежливых слов и т. д.
2. Написать сочинение (рассказ), используя синонимы и антонимы.
3. Домашнее задание — Упражнение 247 — работа с толковым словарём.
VIII. Социализация — соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
Оцениваем себя. Ребята, Вам удалось сегодня на уроке: Раскрыть свою индивидуальность? Проявить себя творчески? Получить положительные эмоции
IX. Рефлексия -наши выводы
- Сегодня на уроке я научился…
- Своей работой на уроке я …
- Урок заставил меня задуматься о …
- А особенно мне удалось …
- Я понял, что …
- Мне было интересно, потому что …
- Для меня стало открытием, что …
- Мне показалось важным …
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку.
Данный урок разработан к учебнику русского языка под редакцией Разумовской М.М. для 5 класса.
Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова".
Презентация «Как определить лексическое значение слова".
источники:
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4328/conspect/
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/29/plan-konspekt-uroka-kak-opredelit-leksicheskoe-znachenie
Синонимы и антонимы: что это такое?
26.01.2022
Русский язык считается одним из самых красноречивых и сложных языков среди иностранцев. Одной из достаточно трудных тем в расширении словарного запаса является изучение синонимов и антонимов в русском языке.
Давайте разберём, что такое синонимы и антонимы, а также изучим наиболее показательные примеры, которые облегчат процесс запоминания новой терминологии.
Что такое синонимы?
Синонимы – это слова, которые имеют один и тот же смысл, но пишутся и звучат по-разному. Слова могут иметь синонимы, если синонимичный ряд принадлежит к одной части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия или предлоги).
В большинстве случаев синонимы отличаются друг от друга лишь по оттенку смысловой нагрузки: говорить – вещать (торжественно) — брякнуть (что-то неудачно сказать) – говорить (недоброжелательно) – молвить.
Иными словами, синонимы – это слова, которые имеют в виду одно и то же понятие, но обозначают его разными словами. В то же время, они отличаются оттенками звучания, экспрессией, стилистикой, возможностью совмещаться с другими словами и частями речи.
Существует несколько групп синонимов:
- лексические – отличаются смысловым оттенком;
- стилистические – отличаются стилистическим и эмоциональным окрасом;
- абсолютные – совсем не отличаются по смыслу (они полностью идентичны по значению и принадлежат скорее к эмоционально нейтральной лексике).
Синонимы во многом дают возможность определиться с отношением автора к происходящему процессу, действию или человеку. Именно благодаря использованию синонимического ряда появляется возможность избежать тавтологии в предложении. Использование синонимов преобразует речь, делают её более разнообразной, красочной и живой.
Синонимы объединяются в синонимический ряд (группа слов, имеющих общее значение), в котором выделяется стержневое слово – доминанта. Это слово, наиболее чётко передающее значение, присуще всем членам ряда и лишено экспрессивных оттенков. Оно является носителем основного значения, общего всему синонимическому ряду, стилистически нейтрально, наиболее употребительно, а в словарях синонимов ставится первым.
Несколько синонимических рядов на популярные слова, используемые ежедневно:
- ходить – гулять, шагать, двигаться, ползти, шляться, идти;
- правильно – верно, рационально, достоверно, согласно;
- работа – трудовые будни, занятость, деятельность, производство;
- еда – продукты, пища, блюда, кухня.
Чем больше человек читает художественной и научной литературы, тем шире будет его словарный и синонимический запас.
Что такое антонимы?
Антонимы – это слова противоположные по значению. Во многих случаях антонимы, как и синонимы, могут иметь несколько слов, использование которых зависит от контекста в предложении.
Для того чтобы выбрать правильный антоним, необходимо акцентировать внимание на смысле диалога, процесса или ситуации и рационально подобрать нужное слово. Естественно, один антоним, подходящий под один диалог или ситуацию, может быть абсолютно неприемлемым для другого случая.
Классификационные связки выясняют общее и отличное в предметах, явлениях, действиях. В антонимические пары объединяются слова с разными признаками, на основании которых происходит разделение на группы.
Список таких признаков:
- пространственные;
- часовые;
- качественно-оценочные;
- количественные;
- формальные;
- движения;
- действия;
- цвета;
- психического состояния.
Антонимы не являются однородными по структуре. Есть следующие их формы:
- однокоренные антонимы: счастье-несчастье, открыть-закрыть;
- разнокоренные антонимы: чёрный-белый, хороший-плохой.
Эта информация поможет систематизировать знание учеников о стилистических ошибках, синонимах и антонимах, а также сформировать представление о лексико-стилистических синонимах и их видах. Теперь вы можете обогатить свой словарный запас и развивать культуру речи, письмо, а также воспитать уважение к родному языку.
Некоторые слова в русском языке не имеют антонимов. Это имена собственные, географические названия, конкретные существительные (дом, глаз, лава), числительные, некоторые местоимения, многие прилагательные и глаголы. В них невозможно выделить два крайних проявления или состояния, что и лежит в основе антонимии. Это явление активно используется писателями для создания антитезы.
Подбирать антонимы нас учат с детства. На занятиях в детском саду всем рассказывают про день-ночь, хорошо-плохо, маленький-большой, поэтому зачастую, у русскоязычного человека не возникает сложностей в подборе антонимической пары.
Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!
Оставьте свой комментарий
Русский язык. 3 класс
Урок № 15
Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).
Тема. Синонимы и антонимы
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Синонимы, антонимы.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое синонимы и антонимы;
Научимся:
- различать синонимы и антонимы;
- приводить примеры синонимов и антонимов;
- находить в словаре синонимов и антонимов.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.
Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.
Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.
Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.
Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.
Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.
Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».
Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:
Автомобиль, машина.
Ветер, буря, ураган.
Лгать, обманывать.
Лётчик, пилот.
Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.
Прочитайте текст.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.
В этом тексте повторяется слово «ребята».
Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.
Заменим повторяющееся слово синонимами.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.
Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.
Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.
Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.
Антонимы можно найти в словаре антонимов.
Белый – чёрный.
Встречать – провожать.
Плохо – хорошо.
Широкий – узкий.
Чистый – грязный.
Разбор заданий
Вариант 1.
Базовый уровень.
Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.
- Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».
- Антонимы.
- Синонимы.
- Омонимы.
- Многозначные слова.
Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.
Словарь антонимов.
Словарь омонимов.
Словарь синонимов.
Орфографический словарь.
Повышенный уровень.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
- Красный, алый.
- Прыгать, играть.
- Лес, лесной.
Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».
- Смелый, трусливый.
- Лает, кусает.
- Собака, кошка.
- Смелый, собака.
Укажите синоним к слову «простите».
- Извините.
- До свидания.
- Прощение.
- Забота.
Вариант 2.
Базовый уровень.
Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.
- Слова, противоположные по смыслу.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».
- Синонимы.
- Антонимы.
- Омонимы.
- Многозначные слова.
Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.
- Словарь антонимов.
- Словарь омонимов.
- Словарь синонимов.
- Орфографический словарь.
Повышенный уровень
Определите, в какой строке написаны синонимы.
- Грустный, печальный.
- Осень, весна.
- Стол, столовый.
Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
- Враг, друг.
- Стук, вокруг.
- Червяки, деревья.
- Я, мой.
Укажите синоним к слову «отец».
- Папаша.
- Родственник.
- Отечество.
- Дядя Петя.