Полезные навыки
18 окт 2021, 16:05
Как научиться подбирать синонимы к словам
Чтобы избежать большого количества речевых повторов при написании текста, необходимо уметь подбирать синонимы к слову. Это можно сделать при помощи специальных словарей или технологических средств.
Как подобрать синонимы к слову
Инструкция
Слово «синоним» происходит от греческого synonymon, что значит «однослов». Синонимы, как правило, относятся к одной части речи, имеют разное написание и звучание, но при этом близкое лексическое значение. Автору текста необходимо владеть навыками подбора синонимов для более точного выражения мысли, исключения тавтологии и придания эмоциональной окраски тексту. Синонимичные структуры обогащают и устную речь, делая ее образной и интересной.
Чтобы подобрать синоним к слову, необходимо, прежде всего, определить значение исходного слова, а затем поискать слова, максимально приближенные к этому слову по значению. При этом синонимы могут иметь разную степень эмоциональной окрашенности, а также относится к разным стилям изложения. Также синонимами могут быть не только слова, но и словосочетания, например: «потемки» — «ночная темнота».
Если самому подобрать синоним не удается, то можно воспользоваться помощью словаря синонимов. Таких изданий много. Составленные еще в начале прошлого века, они до сих пор не теряют актуальности. В книжном магазине можно приобрести словари синонимов русского языка и современных авторов. В интернете доступны как электронные версии печатных изданий, так и специальные программы-синонимайзеры, которые помогут сэкономить время на редактуре готового материала. Но, увы, их работа далека от совершенства и, как показывает практика, текст все равно приходится дорабатывать вручную.
Разработчики текстового редактора Word заранее побеспокоились о своих пользователей, включив функцию подбора синонимов в опции программы. Чтобы подобрать синоним к слову, нужно сначала его выделить в тексте, затем нажать правую кнопку мыши на выделенном слове, чтобы показалось контекстное меню. Далее вам необходимо выбрать раздел «Синонимы» и подобрать нужное слово из предложенного списка. С помощью этих простых действий речевые повторы можно быстро и легко заменить синонимами. В тезаурусе, который находится в разделе «Синонимы», также можно найти информацию о том, к какой части речи и к какому стилю относятся предлагаемые синонимы.
Существует много сайтов, направленных на повышение грамотности среди населения. Такие проекты дают возможность пользователям проверить правильность написания слова, повторить правила из школьной программы русского языка, поставить ударение в слове, а также подобрать синоним и антоним к заданному слову.
Что вы Ваша речь была красивой и слаженной, без большого числа речевых поворотов необходимо просто уметь правильно подбирать синонимы к словам. Это вполне возможно сделать использую специальный словарь слов или просто программу, которая автоматически будет предлагать Вам замену. Подобрать синонимы к слову онлайн https://bezbukv.ru/synonym/ можно тут. Но есть некоторые нюансы в процессе подбора синонимов.
Чтобы точно понимать какие слова необходимо подобрать нужно четко знать определение слова синоним и типы его применения. Все синонимы пишутся и звучат абсолютно по-разному, но при этом имеют близкое значение. Чтобы красиво и правильно выразить свои мысли на бумаге писателю необходимо отлично владеть знанием синонимов. Но не только в написании, а и в живом общении собеседник становится куда интереснее если он употребляет различные синонимы в разговоре.
Для того, чтобы корректно подобрать синоним к нужному слову нужно четко понимать его значение и в какой мысли оно должно быть употреблено, чтобы найти самое близкое по значению слово для замены. Все синонимы отличаются разной степенью окраса, например, умный, не глупый, гений – эти слова можно отнести к одному значению, но при этом они абсолютно по-разному описывают умственные способности человека.
Если Вам тяжело подбирать синоним самому при написании текста, но вполне можно обратиться к специальным программам, которых большое множество в современном интернете, и они Вам непременно подберут самый лучший вариант. Но если вдруг у вас не оказалось доступа к интернету вы всегда можете поискать синонимы в словарях, которые специально разработаны авторами для украшения нашей речи.
Все словари составлены уже несколько десятков лет назад, но актуальности они не потеряли и до настоящего времени. А если при написании текста на компьютере вы пользуетесь всем известной программой Ворд, разработчики уже заранее побеспокоились о Вас и заложили словари в программное обеспечение, при необходимости если программа считает, что слово требует замены она предлагает несколько вариантов автоматически.
Синонимы к словам необходимы для того, чтобы можно было избегать речевых повторений, например, при написании различных текстов. Практически на каждое слово в русском языке найдется слово-синоним. В случаях, когда таких слов подобрать не удается, а такие случаи случаются при написании текстов, найти их можно, если использовать современный онлайн словарь синонимов https://ru.synonym.one
Как научиться подбирать синонимы к словам
Для того чтобы научиться подбирать синонимы к словам, прежде всего, следует научиться определять значения исходных слов. После того как значение определено, ищутся слова, которые будут максимально приближаться к исходному слову. Главное, чтобы синоним подходил по значению.
Различные слова-синонимы имеют разные степени эмоциональной окрашенности, а кроме этого, они могут относиться и к разным стилистическим типам изложения. К словам-синонимам относятся не только отдельные слова, но также и словосочетания. В тех случаях, когда с подборкой синонимов возникает проблема, следует обращаться за помощью к словарю синонимов. Изданий подобного толка имеется достаточно, и составлялись они еще в прошлом веке. Сегодня найти данный словарь можно в глобальной сети Интернет.
В глобальной сети Интернет есть множество разнообразнейших цифровых версий популярных печатных изданий прошлого. Есть в сети и специальные сайты, на которых находятся программы-синонимайзеры. Основная цель этих онлайн-площадок – экономия времени при осуществлении редактирования готовых текстовых материалов. Однако такая работа пока что еще далека от хорошего уровня, и на практике переработанные таким образом тексты приходиться дорабатывать еще и вручную.
Для того чтобы повысить грамотность населения и пользователей Интернета, существует множество онлайн-ресурсов, которые предоставляют возможность простыми и доступными способами проверять слова и правильность их написания. В этом помогает и текстовый редактор «Ворд». В этом редакторе заложен большой подбор слов-синонимов, которые могут быть использованы при написании различных текстов. Для этого сначала определенное слово выделяется в тексте, после чего нажатием правой кнопкой мыши выделяется окно, где в нижней строке есть раздел «Синонимы». Наведя на него курсором, появляются слова-синонимы, из которых выбирается наиболее подходящий заменитель.
Синонимы в русском языке — это слова, которые могут заменить по смыслу слово. То есть это слова, которые звучат и пишутся иначе, чем слово, синонимами которого они являются.
Проще понять на примере: мальчик — юноша, ребенок — малыш, ядро-основа, прекрасный-великолепный.
Однако в синонимах слов есть некоторые оттенки, которые могут передавать мысль не совсем точно.
Проблема смысла
Проблема смысла при подборе синонима в том, что все-таки слово в русском языке придумано не просто так, оно отражает определенный очень точный оттенок мысли. И если мы его заменяем, то мы можем синонимом сбить тот смысл слова, который был изначально заложен в него.
Например, подберем синонимы к слову «мысль». Словарь синонимов русского языка предлагает нам следующие виды синонимов:
- мышление,
- помысел,
- дума,
- идея,
- раздумье,
- сознание и многие другие.
Но, позвольте, разве мышление и мысль — это одно и то же? Мышление — это длительный процесс, а мысль — это определенное сиюминутное. А мысль и помысел? Мысль быстротечна и не предполагает действие, а помысел — это обязательное дальнейшее действие.
Вот мысль и дума — очень близкие по смыслу слова, но опять же дума предполагает собой тяжелые, умственные размышления, а мысль быстра, как ветер. Как определить точность синонимов?
Синонимы, а точны ли они ?
Считаем, что точность синонимов нужно определять в контексте. Если в контексте предложения мы говорим: «Эта тяжелая мысль посещала его каждый день», то можно сказать и так: «Эта дума посещала его каждый день». Но если смысл фразы таков: «Мысль пришла к нему и ушла, он не успел ее записать», то говорить про думу уже нельзя. И вряд ли к слову мысль мы теперь сможем подобрать синонимы.
Поэтому, используя синонимы в речи, а, особенно в письме, будьте осторожны — не все они, даже пусть и включенные в словари синонимов русского языка, могут подойти к вашему слову.
Правильно подобранный синоним не изменяет смысла фразы
История синонимов
Почему похожие слова стали называть синонимами?
Это понятие пришло к нам из Древней Греции, славившейся своими театральными постановками. Древние греки быстро сообразили, что однообразные фразы приедаются зрителю, и театральная постановка становится скучной. А, поскольку в Греции существовали не просто театры, а театральные бои, то каждый драматург стремился придать своему произведению необычность. Пошла мода на синонимы. Они так и назывались — «син»- вместе, «оним»- имя, то есть имеющие вместе одно имя, то есть определяющие вместе одно имя.
Учитывая эмоциональную окраску синонимов, драматурги древности смогли создать очень разные, но довольно сильно эмоционально окрашенные произведения, дошедшие и до наших дней.
Виды синонимов
Синонимы могут иметь отличие и по смыслу и по эмоциональной окраске. Поэтому их стали делить на 3 типа:
- семантические синонимы — это те слова, которые отличаются и по смыслу и по эмоциональной окраске, например: мокрый-сырой, и обозначают отличие признака предмета.
- стилевые синонимы — это те слова, которые обозначают одно и то же (не отличаются по смыслу), но отличаются по частоте употребления в обычной речи, например: жена-супруга, муж- супруг и т.п.
- семантико-стилистические синонимы — это соединение признаков семантических и стилевых синонимов: идти-шагать-брести-ходить.
Как выбирать синонимы
Синоним следует выбирать с осторожностью:
Вы не можете постоянно заменять слово одним из его синонимов. Вы должны понимать значение предложения, чтобы выбрать, какое из них подходит лучше всего в этом контексте.
Например, если у вас есть предложение:
Я живу в доме.
Вы не можете автоматически заменить его словами: «Я живу в казарме». Хотя казарма, хата, избушка тоже синонимы слова дом. Но вы должны подобрать слово по смыслу и чтобы оно отражало необходимое значение.
Другой случай: если выбрать «особняк», он определяет особый вид дома. Возможно это не соответствует определенному стилю дома в предложении. Это также было бы так, если бы вы выбрали слово «усадьба».
Как выбрать правильный синоним: когда вы просматриваете список синонимов, например, в Интернете или в словаре, вы не должны использовать произвольный синоним. Каждый раз вы должны задаться вопросом, подходит ли этот синоним вам в зависимости от того, что вы хотите выразить. Вы должны обратить внимание на контекст, на то, что вы пытаетесь обозначить. Давайте рассмотрим некоторые синонимы и подборы синонимов к словам.
Синонимы к слову «человек»
Человек — биологический организм, наделенный разумом. Как можно найти синонимы к слову человек? Для этого давайте посмотрим словарь синонимов. Итак, вот такой список синонимов у нас получился
Слово | Синонимы |
Человек |
|
Как мы видим, синоним к слову человек не один и даже не два. Главное подобрать его по смыслу и с учетом контекста вашего предложения.
Синоним к слову «интересный»
Давайте также попробуем подобрать синоним к слову интересный. Результаты сведем в таблицу, как и для предыдущего синонима. Понятно, что мы подберем не одно слово, а несколько слов.
Слово | Синонимы |
Интересный |
|
Некоторые из этих синонимов к слову интересный кажутся нелогичными, но если мы возьмем не абстрагированное понятие «интересный», а возьмем, скажем два слова, например, интересный человек. То становится понятно, что слово успешный вполне может подойти по смыслу: успешный человек. Однако чарующий человек уже звучит бессмысленно.
Однако, если мы говорим о музыке — интересная музыка, то замена синонимом «чарующая» будет как раз к месту — чарующая музыка. Даже имея перед собой базу синонимов, вам все равно будет необходимо задействовать свою фантазию для подбора нужного слова.
Синоним к слову «большой»
Часто слово большой нужно заменить синонимом, чтобы не было многократного повторения этого слова. При этом слово «большой» достаточно сложно для замены и максимально подходит ему по смыслу слово «крупный» — синоним к слову большой.
Но можно подобрать и другие синонимы, давайте все их также сведем в таблицу. Для использования какого-либо синонима необходимо знать контекст, поэтому порекомендовать определенное слово из списка синонимов к слову большой сложно. Если вы сомневаетесь какой синоним к слову большой использовать — берите слово «крупный».
Слово | Синонимы |
большой |
|
Синоним к слову «является»
Теперь перед нами новая задача — давайте подберем синонимы к слову «является». Например, синоним к слову является это слово «считается» или слово «слывет», если мы рассматриваем слово «является» в контексте не появления, а уже подтвержденного факта. Если рассмотреть в контексте именно внезапного появления, то можно считать синонимом к слову «является» слово «появляется». Можно подобрать много слов-синонимов к слову «является» и даже синонимов-словосочетаний. Снова все их добавим в таблицу синонимов.
Слово | Синонимы |
является |
|
Как правильно подобрать синонимы
Любой синоним к слову это небольшое, но все же изменение смысла предложения или изменение его эмоционального оттенка.
Например, давайте рассмотрим предложения:
- Мы говорили во дворе,
- Мы кричали во дворе,
- Мы орали во дворе.
К слову «говорить» слова «кричать», «орать» являются синонимами, но посмотрите — как они изменяют эмоциональный оттенок предложения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы ваш синоним к слову «говорить» был как можно более подходящим. Можно, например, подобрать такой — беседовать. Тогда предложение практически не изменит свою эмоциональную окраску:
Мы беседовали во дворе.
Давайте рассмотрим еще примеры применения синонимов. Допустим нам нужно подобрать синонимы к слову «приятный» в предложении:
Это был приятный день.
Мы предлагаем вам следующие варианты замены: прекрасный, обожаемый, отличный, восхитительный, радостный, хороший. Какой синоним вы подберете, чтобы не изменить смысл предложения? Конечно, наиболее подходящий синоним — это слово «хороший». Таким образом, получается:
Это был хороший день.
Вот вам еще задания для подбора синонимов.
Задание — подобрать синоним к слову
Пожалуйста, подберите синонимы к выделенным словам в предложении и впишите верный синоним в окошко.
В начальной школе не дают детям представлений о том, что такое синонимы. Не рассматриваются в этом возрасте и иные лексико-семантические словесные группы. Однако на практике работа с синонимами все же проводится. И дети получают возможность наблюдать за этим лексическим явлениям родного языка.
Поэтому у них формируется правильное понятие о синонимах.
Содержание
- Виды упражнений на синонимы
- Методы обучения синонимам
- Что должны знать школьники о синонимах
- Недостатки в обучении синонимам
- Тестовые задания при изучении синонимов
- Изучение синонимов на уроках русского языка
- Комплекс упражнений
- Подбор синонимов
Виды упражнений на синонимы
В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:
а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;
б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;
в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;
г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;
д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.
Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].
Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?
Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.
Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.
Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.
Методы обучения синонимам
Подбор методов обучения по словам Н.Г.Савкиной, у школьников способствует развитию познавательных процессов, благодаря чему школьники способны научиться использовать избегать тавтологии и пользоваться синонимами как в письменной, так и в устной речи.
Вот несколько простых упражнений с синонимами, которые можно дать детям.
- Дети получают несколько слов, входящих в состав одной части речи. Список состоит из двух групп синонимов и одного или двух конфликтных слов. Задание заключается в том, чтобы дети смогли выделить из этого списка две группы синонимов и избавиться от конфликтных слов. Также в список может входить фразеологизм.
- Следующее задание – нужно расположить синонимы по возрастанию степени описываемого признака. Школьники получают группу слов, обозначающих размеры. Они должны составить синонимический ряд так, чтобы размеры возрастали от самого маленького до самого большого. Потом они должны составить предложения, использовав эти слова. Предложения нужно составить так, чтобы можно было уточнить значения этих понятий.
- Упражнение на подбор синонимов для заданного слова. Дети получают слово во время изучения прилагательных, глаголов или существительных. Они должны подобрать для этого слова подходящие синонимы. Затем с помощью этих синонимов нужно составить предложения.
- Замена слова внутри предложения на синоним. Дети получают для работы несколько предложений со списками синонимов. Нужно поочередно подставить вместо одного слова то один, то другой синоним. Путем перебора можно подобрать наиболее подходящее слово.
- Дети получают предложение с пропущенным словом. Вместо этого слова им предлагается на выбор несколько синонимов. И нужно подобрать тот из них, который больше всего подходит по смыслу.
Таким образом, согласно программы по русскому языку в младших классах необходимо изучать с детьми лексические синонимы. Конечная цель – это обогащение лексического запаса учеников и изучение грамотного применения синонимов в речи. Нет сомнений, что способность использовать синонимы – это сложный навык, который развивается постепенно на протяжении долгого времени с помощью систематического использования его в упражнениях, подобранных специально для этого.
Многие исследователи также считают, что нужно использовать упражнение, позволяющее познакомиться с функциями синонимов в речи человека.
Что должны знать школьники о синонимах
Ознакомившись с работами Н.Г.Савкиной о сущности оказания школьникам педагогической поддержки, мы понимаем, что уже в начальной школе учащиеся успешно учатся использовать синонимы при поддержке педагога, благодаря правильно подобранным методам обучения.
Дети должны быт знакомы с замещением, с амплификацией и уточнением. Также они должны понимать, в чем заключается стилистическая функция. Это и определяет, в чем заключается задача преподавателя. Она проявляется в том, чтобы обучить школьников понимать, какая потребность существует в правильном применении синонимов в тексте и в собственных речевых высказываниях. Эти виды заданий не должны вызывать сомнений в актуальности предложенной работы.
К сожалению, упражнения, которые содержатся в большинстве современных учебных программ, настолько немногочисленны, что не позволяют добиться хотя бы минимального адекватного понимания детьми, что такое синонимия.
Поэтому у учеников часто возникают ошибки в применении синонимов в личных высказываниях. Проблема профилактики таких ошибок сегодня очень актуальна. Также остается актуальным и вопрос преодоления уже сформировавшихся ошибочных привычек. К сожалению, тема о типичных ошибка в использовании синонимов у детей младшего школьного возраста до сих пор не разработан подробно.
Проанализировав учебники по русскому языку, мы поняли, что сегодня нет такого учебника для начальных классах, который бы содержал достаточное количество заданий, обучающих детей выделять синонимы в рядах языковых явлений. Поэтому педагогу приходится самостоятельно находить решение имеющейся проблемы.
Более того, среди разнообразных методических материалов, посвященных синонимам русского языка, имеется лишь только две работы, который касаются типичных ошибок учеников во время работы с синонимами. И обе эти работы были изданы в далеком 1976 году. Это исследования К.И. Воиновой и Н.С. Смирновой. Первый автор исследует ошибки, которые допускаются учениками в средних классах, а автор второй статьи – учениками четвертого класса.
Таким образом, на сегодняшний день среди методической литературы полностью отсутствует полноценное исследование этой проблемы применительно к ученикам первых трех классов. И при этом методисты настойчиво призывают учителей исследовать синонимы, начиная с первого года обучения в школе.
Недостатки в обучении синонимам
В школе традиционно проводят много времени по работе с синонимами. Однако проанализировав методические источники, а также практический опыт работы педагогов, можно сделать вывод, что чаще всего работа ведется в направлении синонимики прилагательных и глаголов. А вот что касается существительных, то эта работа проводится значительно более слабо.
Исключением являются труды Н.К. Никитиной, которая предлагает ряд заданий по работе с синонимами для изучения существительных в третьем классе. Таким образом, большой лексический пласт у учеников остается неактуализированным.
М.Р. Львов составил словарик синонимов, в котором есть 206 синонимических рядов. И 77 из них – это существительные, которые необходимо прорабатывать с учениками.
Особенно органично синонимы можно включить в общую систему работы по разъяснению значений новых для учеников понятий. При этом существительные, имеющие конкретные значения обычно объясняются с помощью экстралингвистических факторов: предмет демонстрируется, изображается или показывается его муляж. Если же слова имеют более отвлеченное значение, то для их толкования используют синонимические замены.
Тестовые задания при изучении синонимов
Стоит отметить подходы Н.Г.Савкиной по использованию тестовых заданий на уроках в начальных классах, которые также способствуют лучшему усвоению школьниками синонимов.
Какие же группы существительных нужно использовать в этой работе? Мы считаем, что это:
а) слова, которые имеют отвлеченное значение;
б) слова, которые были заимствованы из книжного типа;
в) архаизмы;
г) термины из всех областей знаний, особенно когда они заимствованы.
Школьники должны должны понимать, что между синонимами всегда можно найти различие, которое проявляется как в значении, так и в стилистике их использования. Если ребенок не может выбирать из синонимических рядов слова, которые лучше всего выражают понятия, это приводит ко множеству ошибок. Чтобы предупредить все подобные ошибки, нужно использовать упражнения по выбору синонимов.
Большая помощь педагогу оказывается в разграничении семантических синонимов в виде различных справочных пособий. К примеру, словарь, разработанный В.Н. Клюевой, который объясняет, в чем заключаются различия в значениях синонимов.
Другой важный аспект в работе с синонимами для существительных – это устранение тавтологии, когда одно и то же слово повторяется в одном предложении или в рядом стоящих предложениях.
Чтобы избавиться от этой распространенной ошибки, нужно не просто заменять слова с помощью лексических синонимов. Нужно также применять и различные описательные обороты, которые могут стать подходящими синонимичными заменами.
Также иногда слово заменяется на анафористичекое местоимение. Существуют и частные аспекты работы с синонимами. Например, нужно разграничивать паронимы, устранять просторечные термины, часто встречающиеся в речи младших школьников. Главное, чтобы подобная работа носила систематический характер. Ее необходимо включать в каждое занятие. Также используют специальные уроки интегрированного характера.
Изучение синонимов на уроках русского языка
Самый удачный предмет для работы с синонимами – это русский язык. И больше всего подходит для этой работы учебник для четвертого класса под редакцией Т.Г. Рамзаевой. Он содержит много текстов, которые позволяют не просто привлечь материал, но и проводить эффективную работу по поиску синонимов для существительных.
Работая над синонимами-существительными, нужно уточнять и расширять запас слов. Это способствует формированию вариативности мыслительных процессов школьников, что очень важно для их дальнейшего развития.
Межпредметные связи раскрывают большие возможности для того, чтобы развивать у детей потребность выражать свои мысли более четко и использовать синонимы.
Благодаря работе над синонимами ученики первого класса получают представления о них, как о слова, имеющих близкое значение. В это же время у школьников развивается понимание того, что эти слова имеют иные оттенки значений.
Во втором классе работу по развития понимания синонимии становится более глубокой и широкой. Ученики приобретают знания о новых синонимических рядах, закрепляют в памяти прежние, учатся определять, какие слова являются синонимами, а какие просто однокоренные. Также они учатся сочетать синонимы и использовать их в своей речи.
Также в этом возрасте уделяется достаточно много внимания функции синонимов. Дети наблюдают их в тексте художественных книг. Также развивается способность учеников наиболее точно подбирать слова для выражения своей мысли.
В третьем классе при анализе языковых материалов во время изучения частей речи у учеников происходит осознание того, что язык содержит разные слова, обозначающие одно и то же понятие, но передающие разные оттенки этого значения, имеющие иную эмоциональную и экспрессивную окраску, сочетаются с другими словами.
Поэтому мы должны быть более внимательными к тому, как выбирать слова, чтобы выражать свои мысли точно. Работая с синонимами в младших классах, нужно раскрывать лексическое богатство родного языка. Усваивая синонимические ряды, а также упражняясь в использовании синонимов, мы учимся овладевать этим богатством.
Комплекс упражнений
Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.
Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.
В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.
Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:
- Нужно обнаружить в предложенном тексте синонимы, объяснить, что они означают, какие между ними есть различия;
- Нужно подобрать синонимы, которые могут быть хорошей заменой для предложенного слова;
- Нужно выполнять градацию синонимов и другие упражнения над этими словами;
- Нужно активизировать синонимы в речи детей;
- Нужно исправлять неудачные примеры синонимов, подбирать для них более уместную замену.
Вот некоторые примеры для работы:
- Дети получают список, состоящий из слов одной части речи. В нем находятся две группы синонимов и конфликтные слова. Все это в смешанном виде. Дети должны выделить обе группы синонимов, а также отделить от них конфликтные слова. Помимо одиночных слов, список также включает и фразеологизмы.
- Нужно разложить синонимы по возрастанию или убыванию степени описываемого ими признака.
Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.
- Выбор подходящих синонимов для предложенного слова. К примеру, дети получают для работы слова: смешной, работать и метель. Они должны подобрать для каждого из них подходящие синонимы. А затем составить предложения с использованием этих синонимов.
- Нужно заменить слово в предложении из тех, что предложены. Просто проводится замена на предложенные слова и подбирается то, которое наиболее точно раскрывает смысл.
- Нужно выбрать наиболее подходящее слово из предложенного списка. Дети должны обосновать свой выбор.
Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:
- делает речь более богатой;
- помогает более точно и выразительно формулировать свои мысли.
Подбор синонимов
Задания на подбор синонимов полезны для формирования точности речи детей. Для этого иногда нужно брать отдельные слова.
Лучше всего, конечно, работу с синонимами проводить в рамках целых словосочетаний и предложений, а также с небольшими связными текстами. Ведь это позволит детям лучше понять связь слова с другими словами, учитывать контекст при подборе наиболее точного слова.
На самом деле, слово «чистый» имеет множество разных синонимов в зависимости от того, к какому существительному оно относится. Чистое полотенце – это белое полотенце. А вот чистая сделка – это честная сделка. Или, к примеру, слово «горячий». При использовании со словом «хлеб» оно имеет один список синонимов. Но при использовании со словом «человек» список синонимов значительно меняется.
Сначала, чтобы объяснить детям, что такое синонимы, можно брать отдельные слова и подбирать для них синоним. Но со временем, особенно во время упражнений, работать над синонимами нужно в рамках контекста. Дети должны научиться не просто подбирать синоним для заданного слова, находить наиболее подходящие к контексту слова с нужными оттенками значения и стилистики. Это уже полноценная словарная стилистическая работа.
Таким образом, в младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах. Учащиеся начальных классов узнают, что язык содержит разные слова, обозначающие одно и то же понятие, но передающие разные оттенки этого значения, имеющие иную эмоциональную и экспрессивную окраску, сочетаются с другими словами.