Как найти наречия синонимы

Синонимичные наречия что это такое
Синонимичные наречия что это такое. Синонимичные наречия что это такое женский по-женски;.

Наречие

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».

У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.

  1. Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
    • запомнить (как?) наизусть,
    • стремиться (куда?) вверх,
    • сообщить (почему?) неспроста.
  2. Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
    • путь (какой?) напрямую,
    • платье (какое?) наизнанку,
    • яйцо (какое?) всмятку.
  3. Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
    • потрясающе яркий,
    • очень хорошо,
    • вдвое больше.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Знаменательные и местоименные наречия

По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
  • улыбка (какая?) невзначай.

Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:

  • идти (куда?) туда;
  • (в какой мере?) нисколько не стеснительный.

У местоименных наречий есть своя градация:

Разряды местоименных наречий

здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому

нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.

везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому

где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.

где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?

где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего

Классификация наречий по значению

В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.

Что такое наречие в русском языке. Примеры

Наречие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия или состо­я­ния, при­знак при­зна­ка и пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: как? куда? где? отку­да? зачем? поче­му? в какой сте­пе­ни? и пр.

Общее грамматическое значение наречия

Наречие име­ет харак­тер­ное для него общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние. К при­ме­ру, сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­мет (чело­век, солн­це) и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что? Эти сло­ва при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи име­ни существительному.

Ряд слов рус­ско­го язы­ка обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та (весе­лый чело­век, льви­ная гри­ва) и отве­ча­ют на вопро­сы какой? чей? Это име­на прилагательные.

Действие или состо­я­ние (рабо­тать, при­ду­мать) назы­ва­ют гла­го­лы, к кото­рым поста­вим вопро­сы что делать? что сделать?

Наречие — это про­из­вод­ная часть речи, кото­рая обра­зо­ва­на от слов дру­гих частей речи. Тем не менее она вполне само­сто­я­тель­на и обла­да­ет спе­ци­фич­ным общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем. Наречие может обозначать

1. при­знак дей­ствия, если пояс­ня­ет гла­гол, деепричастие:

  • идти (как?) медленно;
  • стре­мить­ся (куда?) вверх;
  • сооб­щить (поче­му?) неспроста;

2. при­знак при­зна­ка, если при­мы­ка­ет к при­ла­га­тель­но­му, при­ча­стию, дру­го­му наречию:

  • крайне ( в какой сте­пе­ни?) осторожный;
  • весь­ма откровенный;
  • сде­лан­ный мастерски;
  • очень гром­ко;

3. при­знак пред­ме­та, когда пояс­ня­ет существительное:

  • стук (какой?) снизу;
  • сти­хо­тво­ре­ние (какое?) наизусть;
  • доро­га (какая?) наверх.

Наречие это

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наре­чие в рус­ском язы­ке, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, кото­рые отли­ча­ют его от слов дру­гих частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфичным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость.

Это про­яв­ля­ет­ся в неспо­соб­но­сти наре­чия обра­зо­вать грам­ма­ти­че­ские фор­мы рода, чис­ла, паде­жа или лица. Наречия не скло­ня­ют­ся и не спря­га­ют­ся. У них нет окон­ча­ния как сло­во­из­ме­ни­тель­ной морфемы.

Понаблюдаем:

  • гуля ть (как?) весел о , гуля ем весе­ло, буд ем гулять весело;
  • крайн е сладк ий , крайне сладк ого , крайне сладк им .

Изменяются гла­гол и при­ла­га­тель­ное, а наре­чие сохра­ня­ет свою неиз­мен­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му. У него нет окон­ча­ния. Конечные бук­вы «о», «а», «е», «и», «у» и пр. — это сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы:

  • насух о вытереть;
  • слев а стоять;
  • наравн е ставить;
  • вза­перт и сидеть;
  • впри­куск у пить чай.

Только наре­чия с суф­фик­сом могут обра­зо­вать фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния, кото­рые тоже явля­ют­ся неиз­ме­ня­е­мы­ми словами:

  • рано — рань ше ,более рано; рань­ше всех встать;
  • радост­но — радостн ее , более радост­но; радост­нее всех выглядеть.

Знаменательные и местоименные наречия

По функ­ции все наре­чия делят­ся на зна­ме­на­тель­ные и место­имен­ные. Если наре­чие непо­сред­ствен­но обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, при­зна­ка или пред­ме­та, оно явля­ет­ся знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стес­ни­тель­ный (в какой сте­пе­ни?) чрезмерно;
  • улыб­ка (какая?) невзначай.

Ряд наре­чий толь­ко ука­зы­ва­ют на при­знак, кон­крет­но его не называя:

  • идти (куда?) туда;
  • стес­ни­тель­ный (в какой мере?) нисколько.

Это место­имен­ные наре­чия, кото­рые име­ют свою градацию.

Разряды место­имен­ных наре­чий Примеры
Указательные здесь, там, тут, туда, так, отту­да, тогда, затем, отто­го, пото­му, поэтому
Отрицательные нигде, никуда, нико­гда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипо­чём и пр.
Определительные вез­де, всю­ду, ото­всю­ду, все­гда, вся­че­ски, по-всякому, по-иному, по-другому
Неопределенные где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
Вопросительные где? куда? когда? зачем? как? поче­му? отку­да? отчего?
Относительные где, куда, когда, зачем, как, поче­му, отку­да, отчего

Разряды наречий по значению

От слов дру­гих частей речи зна­ме­на­тель­ные наре­чия отли­ча­ют раз­ря­ды по зна­че­нию. Это посто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак наре­чий. Если сло­во этой части речи обо­зна­ча­ет каче­ство дей­ствия, при­зна­ка, образ и спо­соб совер­ше­ния дей­ствия, его отно­сят к опре­де­ли­тель­ным наре­чи­ям (мило улы­ба­ет­ся). Наречия, обо­зна­ча­ю­щие раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия, назы­ва­ют обсто­я­тель­ствен­ны­ми (улы­ба­ет­ся назло).

Разряды Вопросы Примеры
Образа дей­ствия Как? Каким образом? Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
Времени Когда? Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
Места Где? Куда? Откуда? Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, вверху.
Меры и степени Сколько? Насколько? Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
Причины Почему? Отчего? Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспроста.
Цели С какой целью? Для чего? Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, наперекор.

Синтаксическая роль наречий

В пред­ло­же­нии наре­чие, если пояс­ня­ет гла­гол, при­ла­га­тель­ное, дру­гое наре­чие, выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль обсто­я­тель­ства. К это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния зада­дим обсто­я­тель­ствен­ные вопросы:

где? как? куда? отку­да? зачем? почему?

Синтаксическая роль наречий

Примеры

Рассердившись, он (поче­му?) сго­ря­ча хлоп­нул (как?) гром­ко дверью.

Я думаю, она это сде­ла­ла (с какой целью?) нароч­но .

Если же наре­чие при­мы­ка­ет к суще­стви­тель­но­му, то оно явля­ет­ся определением.

Какое-то неяс­ное шур­ша­ние (какое?) сле­ва тре­во­жи­ло нас.

Подъём (какой?) вверх о казал­ся доволь­но труд­ным .

Видеоурок

Что такое наречие простым языком и как не путать наречия с другими частями речи – даю самый важный материал по теме

Часть речи, обозначает признак действия, иногда признаки других признаков или признаки предметов.

Что такое наречие простыми словами

Наречие – это одна из самостоятельных часть речи. Самостоятельная – значит у нее есть две вещи: значение и вопрос.

Основное значение наречия – признак действия. То есть мы с их помощью говорим, где происходит действие (снаружи, внутри, наверху, внизу), как оно происходит (быстро, медленно, кувырком, спокойно), когда (утром, вечером, весной, зимой) и так далее.

К наречию можно задать очень много разных вопросов. Чаще всего задается вопрос «как», но кроме него можно спросить «когда», «где», «куда», «в какой степени».

Это основа, которую вам надо понять. Теперь углубимся в детали.

Что обозначает наречие

Итак, самое частое значение – признак какого-то действия. В этом случае наречие будет зависеть от таких частей речи, как глагол или двух его производных – причастия или деепричастия. Примеры:

  1. Пел (как?) громко – наречие «громко» зависит от глагола.
  2. Одиноко стоящая береза – стоящая (как?) одиноко – наречие зависит от причастия.
  3. Сильно хлопнув дверью – хлопнув (как?) сильно – зависит от деепричастия.

Но бывает так, что наречие обозначает признак какого-то другого признака. В этом случае оно зависит от прилагательного. Смотрите: очень красивый – красивый (в какой степени?) очень.

Изредка наречия обозначают признаки предметов. Тогда они зависят от существительных: музыка (откуда?) сверху.

Как не путать наречия с другими частями речи

Наречия отвечают на «необычные» вопросы: как, куда, откуда, в какой степени, почему и пр. Они не могут отвечать на вопросы «какой», «чей», как прилагательное, или «кто», «что», как существительное.

Курсы ОГЭ по русскому языку

У наречий нет окончаний

Это надо запомнить. Наречие – неизменяемая часть речи. Она вообще никак не изменяется. Вот есть слово «очень» – как его изменить? Никак. Есть слова «вверху», «неспроста», «спросонья» – они все тоже не изменяются.

У неизменяемых слов нет окончания. Его вообще нет. То есть вы когда делаете морфемный разбор, не должны даже квадратик рисовать.

ЕГЭ по русскому языку

У наречий на -о есть степени сравнения

Степени сравнения означают, что признак может проявляться в большей или меньшей мере. Смотрите: тепло – теплее, холодно – холоднее, далеко – дальше.

Но вот эти -ее и -ше – это суффиксы. Окончаний все равно нет.

Если путаетесь в этом – прочитайте мою статью про степени сравнения прилагательных. Я старался простыми словами там все объяснить, чтобы вы разобрались и легко запомнили все способы образования этих степеней.

Разряды наречий по значению

По значению – то есть что обозначает то или иное наречие. Я уже затрагивал этот вопрос во вступлении, теперь раскрою его более подробно. Наречия могут обозначать:

  1. Место. (Где?) дома, слева, справа, далеко, близко.
  2. Причину. (Почему?) сдуру, сослепу, ненароком.
  3. Меру и степень. (В какой степени?) чересчур, очень, донельзя, еле-еле.
  4. Образ действия. (Как?) плохо, нормально, легко, вихрем, галопом, бегом.
  5. Время. (Когда?) днем, утром, вечером, ночью, весной, зимой, сейчас.
  6. Цель. (Зачем?) намеренно, назло, в шутку.

Как видите, эти наречия обозначают конкретный признак. Мы читаем и понимаем: «ага, легко, ага, вечером, ага, ненароком – то есть случайно, ну ок». Они называются знаменательными.

А бывают еще другие наречия. Они отвечают на те же вопросы, но понять, какой признак обозначается, можно только по контексту. Их принято называть местоименными.

Курсы подготовки к ВПР по русскому языку

Разряды местоименных наречий

Чтобы понять эти разряды и запомнить, прочитайте мою статью про местоимения. Я даю там разные запоминалочки разрядов. Здесь повторяться не буду, просто перечислю разряды:

  1. Вопросительные: где, зачем, почему, как и др. – так и хочется рядом с ними поставить вопросительный знак.
  2. Относительные – те же самые, но они используются уже не для вопроса, а для связи двух простых предложений в одном сложном, например: «Я знаю, где ты живешь».
  3. Неопределенные – слова с приставками кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, отчего-то.
  4. Определительные: всегда, всюду, по-иному, по-другому.
  5. Отрицательные (отрицают что-то): никуда, нигде, ниоткуда, нипочем.
  6. Указательные: тут, там, здесь, оттуда, туда, потому, поэтому.

Эти наречия называются «местоименными», а не «знаменательными», потому что без контекста непонятно, о чем речь. Смотрите: «Я тут» – где «тут»? «Надо написать по-другому» – как «по-другому»? Курсивом или жирным шрифтом? Или вообще текст стереть и набрать заново?

Как понять, где местоименное наречие, а где местоимение? Местоимения – изменяемые слова, например: тот человек – тому человеку, с тем человеком. А наречия – неизменяемые. Как изменить слова «туда» или «здесь»? Никак.

Наречие и категория состояния – в чем разница

Категория состояния – это почти такое же наречие. Но она употребляется в предложениях, где нет подлежащего, например: «Темно. Холодно. Мерзко на душе. Одиноко и грустно. Тягостно от чего-то».

Категория состояния – абсолютно независимое слово, к ней нельзя задать вопрос ни от каких других слов. А к наречию всегда задаются вопросы.

Сравните: «Мне тяжело» – к слову «тяжело» нельзя задать вопрос, это категория состояния. А в предложении «Он тяжело вздохнул» к нему задается вопрос от глагола «вздохнул», это наречие.

источники:

https://skysmart.ru/articles/russian/narechie

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/narechie/chto-takoe-narechie.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-narechie

Найдите наречия — синонимы.

Запишите их парами.

Ярко, стремительно, жарко, быстро, сыро, аппетитно, нежно, мокро, тепло, ослепительно, вкусно, ласково.

Вы зашли на страницу вопроса Найдите наречия — синонимы?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 1 — 4 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

·                  
Сегодня мы с вами
поищем таинственного вора.

·                  
Узнаем о
разнообразии наречий.  

·                  
И, конечно,
составим определение-памятку.

Наречие – это самостоятельная часть
речи.
Наречия
не изменяются и обычно обозначают признак действия. Наречия отвечают на вопросы
как? когда? куда? зачем?  где? – а также на другие вопросы.

По значению наречия
делятся на обстоятельственные и определительные.

Что такое обстоятельственные
наречия?
О любом деле мы можем спросить – каковы обстоятельства этого дела?
Что мы при этом имеем в виду?

Нам хочется узнать,
каким образом, когда, где, почему и с какой целью происходило
действие, о котором мы ведем речь. Поэтому обстоятельственные наречия могут
обозначать образ действия, время, место, причину или цель.

А что такое определительные
наречия
? Мы можем попросить кого угодно дать определение любому действию
или происшествию. При этом нам хочется знать качественные и количественные характеристики
действия, то есть, как именно оно происходило, в какой мере и в какой
степени
.

Поэтому
определительные наречия могут обозначать качество, а еще – меру и
степень.

Возьмем любое
действие. Например, кто-то украл сосиски. Явившаяся за сосисками семья
очень удивилась и обратилась за помощью к сыщику. Какие вопросы задаст им
сыщик?

Конечно, сначала
его заинтересует образ действия. То есть, он спросит –  как,
каким образом
были похищены сосиски?

Как? Каким
образом?

Исподтишка,
− заявил дедушка.

Вдруг,
− припомнила бабушка.

Тайком,
− предположила Маша.

Впопыхах!
– воскликнул Игорек.

Молча,
− вообразил себе вора Олег.

Показания не
сходятся, и сыщику нужно продолжать расследование. Теперь его интересует время
похищения
. Точнее – когда все произошло, с каких пор сосисок
не было видно и до каких пор потерпевшие собираются путаться в
показаниях.  Потерпевшие загалдели, и ответы посыпались самые путаные:

Когда? С
каких пор? До каких пор?

− Сосиски
исчезли сегодня!

Ночью!

− Нет, утром!

− Ну, когда-то
мы их видели!

Накануне
точно были на месте!

Что вот сделаешь с
такими показаниями?! Можно только уточнить информацию о месте преступления.
Теперь сыщика будет интересовать, где были потерпевшие, когда произошла
кража, куда мог пропасть ценный продукт и откуда, собственно,
исчезли сосиски.

Где? Куда?
Откуда?

− Мы были дома,
− сказал дедушка.

− А сосиски
лежали в холодильнике сбоку! – припомнила бабушка.

− А потом
пропали куда-то! – добавила Маша.

− Непонятно,
куда они делись оттуда, − призадумался Игорь.

А маленький Олег
сказал:

Налево!
– просто чтобы как-то ответить на вопрос куда.

Сыщик, услышав
такие показания, серьезно призадумался и решил, что свет на расследование
прольется, когда он узнает о причинах кражи. Поэтому он спросил, почему
и отчего
кто-то мог покуситься на сосиски.

Почему?
Отчего?

Мнения разделились.

Сгоряча,
− махнул рукой дедушка.

Сослепу?
– предположила бабушка.

Шутя,
− уверена Маша.

− Со зла,
− нахмурился Игорь.

Поневоле!
– пискнул маленький Олег, уверенный, что по своей воле никто сосиски есть не
будет.

Картина показаний
явно была неполной. Надо бы выяснить не только причину, но и цель
похищения. Это значит – ответить  на вопросы, зачем, с какой целью и
для чего
кому-то красть сосиски. 

Зачем? С
какой целью? Для чего?

Просто
так
, − вздохнул дедушка.

Назло?
– покачала головой бабушка.

Затем,
− таинственно высказалась Маша.

− Он сделал
это нарочно! – задохнулся от возмущения Игорь.

− А может, и нечаянно
− неуверенно протянул маленький Олег.

Картина начала
вырисовываться, но сыщик всегда идет до конца. Теперь он хочет знать мнение
потерпевших и просит их охарактеризовать кражу, дать ей оценку. В этом
нашим свидетелям помогут определительные наречия со значением качества.
Итак, как именно действовал вор, по мнению потерпевших?

Как?

Злобно,
− заметил голодный дедушка.

Коварно,
— нахмурилась бабушка.

− Но расчетливо,
− заметила Маша.

− Он явно
сделал это умышленно! – высказался Игорь.

− Еще и быстро!
– почти с восхищением добавил маленький Олег.

Ну что ж, для
полноты картины осталось только уточнить меру и степень подлости вора, а
также негодования бедной семьи. Конечно же, здесь на помощь приходят наречия меры
и степени
.

Они помогут
ответить на такие вопросы: сколько было сосисок, насколько
огорчились жильцы по поводу пропажи, в какой мере и в какой степени
они хотят, чтобы пропажа нашлась.

Сколько?
Насколько? В какой мере? В какой степени?

− Он унес много,
− тут же сказал дедушка.

− Я дважды
падала в обморок! – простонала бабушка.

− Наверное,
вор наелся досыта, − фыркнула Маша.

− А мы очень
хотим найти пропажу! – пожаловался Игорь.

− А я совсем
не хочу, − пробормотал под нос Олег, который не любил сосиски.

Благодаря
показаниям потерпевших, наречиям и мастерству сыщика вор наконец был обнаружен.
Как вы думаете, какие наречия помогут потерпевшим ответить на вопрос, как вор
поступил? Какие наречия помогут дать оценку его действиям? Это качественные
наречия
.

Посмотрите на эти
слова. Все эти качественные наречия являются синонимами, то есть, обладают
похожим значением. Значит, среди наречий есть синонимы.

А если бы на место
происшествия явились соседи, не любящие сосиски, и оценили бы поступок вора
иначе? Например, они сказали бы, что вор поступил хорошо, мило, замечательно,
чудесно, здорово
… По сравнению с предыдущими характеристиками эти наречия
выступают как антонимы, то есть, слова с противоположным значением.

Значит, среди
наречий есть и антонимы.

Что же нам требуется
запомнить?

Бывают
наречия-синонимы: немного чуть-чуть, вместе
сообща
, по-старомупо-прежнему. А бывают
наречия-антонимы: сегоднявчера, утровечер, много
мало.

Катя давно увлекается танцами, но
выступать начала недавно.
Наречия давно и недавно отвечают на вопрос когда?
Это обстоятельственные наречия времени. Кроме того, давно и недавно
– это слова с противоположным значением, антонимы.

Художник был уверен, что рисует не
просто красиво а прекрасно, роскошно, бесподобно, божественно
. Все эти наречия называют качества,
выражают какую-то оценку. Значит, перед нами  качественные наречия. Кроме
того, у всех выделенных слов – схожее значение. Это наречия-синонимы.  

Наречия и лексические синонимы

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum — ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

Формулировка задания может быть такой:

Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

Помните, что предыдущее — НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание — 1.

Перейдём к теоретической части.

Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

23.1. Связь при помощи лексических средств.

1. Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы — это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Примеры связи в предложении: Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.

Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов — слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: Ромашка — цветок; берёза — дерево; автомобиль — транспорт и так далее.

Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза. Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом.

Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок.

3 Лексический повтор

Лексический повтор — повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения — главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее — подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом — «модель сказуемое — подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой — модель «обстоятельство — подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское море.

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но, очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но.

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях, поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать, но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

5 Синонимы

Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать. Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

Радость охватила меня, подхватила и понесла. Ликованию, казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже, об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы — слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она студентка. Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

7 Антонимы

Антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха. Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и обжигали. Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ.

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов: мышка — лев; дом — работа зелёный — спелый

Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой. Дома же в нём просыпался лев.

Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

23.2. Связь при помощи морфологических средств

Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

1. Местоимение

Связь при помощи местоимений — это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения — это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) возвратное (себя);

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак), её (работа), их (заслуга).

4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной );

6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» — это формы местоимений.

Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои.

Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её. Какое из них является той скрепочкой, которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я, то что оно заменило в предложении 1? Ничего. А что заменяет местоимение её? Слово «школу» из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её.

В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют. Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они.

В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

2. Наречие

Связь при помощи наречий — это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия — это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Указательные наречия . ( Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие , а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии. Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете.Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

3. Союз

Связь при помощи союзов — самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе →Перейти к разделу «Сочинительные союзы»

Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда. Или это мне так казалось...Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что. Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: Я был в полном отчаянии. Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью.Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

4. Частицы

Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно — любить...

Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне. Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

если это существительное — числе и падеже

если прилагательное — роде, числе и падеже

если местоимение — роде, числе и падеже в зависимости от разряда

если глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

Я был знаком с сыном капитана. С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

«форм слов» — и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Информация для учителя.

Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник»: предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг»).

Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он»).

Подведём итог, процитировав автора «Методическом пособии для учителей (2016)», И.П. Цыбулько: «Лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей».

Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором — одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

1. Все явно не совпадающие формы — это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы — это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

23.3 Синтаксические средства.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

Об этом подробно рассказано в справке к заданию 17 →Перейти к разделу «Вводные слова»

Его приняли на работу. К сожалению, Антон был слишком амбициозен. С одной стороны, компании нужны были такие личности, с другой — он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её, которое заменяет имя Маша в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её: «она» — это форма именительного падежа, «её» — это форма родительного падежа.

Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже, вводное слово казалось, ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению.

«Роль наречий в тексте. Наречия-синонимы и антонимы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Роль наречий в тексте. Наречия-синонимы и антонимы. Раздел «Путешествие в космос»

Роль наречий в тексте. Наречия- синонимы и антонимы. Ты узнаешь о наречиях близких и противоположных по значению. 4.1.1.1 строить высказывания по прослушанной информации на основе своих заметок, передавая ее смысл; 4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ; 4.3.8.1 различать на основе существенных признаков имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги и союзы и определять их роль в предложении; 1 Прочитай текст. Представь своё место жительства во Вселенной. Составь свой космический адрес. Твой космический адрес. Прочитай наречия. Выбери из них антонимы к выделенным в тексте наречиям . Продолжи составлять и записывать пары наречий-антонимов. Налево, там, справа, вверх, низко, завтра, направо, сверху, сегодня, вниз, снизу, слева, отдельно, Наша Земля – одно из многих миллионов космических тел в огромной Вселенной. Здесь находится твой дом . Он лишь небольшая часть твоего города или села в республике Казахстан. А наша страна – только частица суши планеты Земля. Земля – одна из восьми планет, которые вместе с Солнцем образуют Солнечную систему. Солнечная система входит в число звёздных скоплений под названием Млечный путь. Это наша галактика. В ясную ночь её можно разглядеть высоко в небе в виде нечёткого светящегося пятна. Во Вселенной миллионы галактик. 107

3. Запиши наречия- синонимы и антонимы. Радушно, весело, оглушительно, грустно, радостно, неряшливо, печально, опрятно, тихо, неприветливо. 4. Запиши пословицы. Вставь наречия- антонимы. Легко сказать, да … доказать. Вперёд иди, а … не оглядывайся. Думай медленно, а работай … . Тише едешь – … будешь. Слушай больше, а говори … . Подальше положишь3 – … возьмёшь. Составь и запиши предложение с одним из наречий. Один признак действия можно противопоставить другому при помощи наречий-… . Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий-… . 2. Запиши загадки в такой последовательности: 1) с наречиями места действия; 2)с наречиями времени действия; 3) с наречиями образа действия. Задай вопрос к наречию от того слова, к которому наречие относится. Отгадай загадки. Днём молчит, ночью1 кричит. Стоит копна посреди двора, Спереди вилы, сзади метла. Два конца, два кольца, То вместе, то врозь, А гвоздь насквозь. Подчеркни наречия-антонимы Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий-синонимов: усердно, старательно, прилежно.

Синонимы

Существуют разные точки зрения на определение, виды и употребление синонимов в речи. Рассмотрим тему детально с разных сторон. Некоторые сведения будут знакомы по школьной программе, о некоторых узнаете впервые.

Что такое синонимы?

Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. Если кратко: синонимы — слова с близким значением.

Развитое умение пользоваться богатствами русского языка, в том числе синонимами, говорит о высоком профессионализме и мастерстве человека, как писателя.

Примеры синонимов

Приведём примеры синонимов к словам разных частей речи.

  • Странник (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник;
  • Весёлый (имя прилагательное) — радостный, праздничный, ликующий, радужный;
  • Бежать (глагол) — мчаться, нестись, торопиться;
  • Быстро (наречие) — шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
  • Рисуя (деепричастие) — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;
  • Ах (междометие) — ахти, ох, ух.

В словаре synonymonline.ru вы найдёте ещё больше примеров — воспользуйтесь формой поиска или алфавитным указателем.

Синонимические ряды

Группа слов из нескольких синонимов называется синонимическим рядом, который может состоять как из разнокоренных, так и из однокоренных слов: лицо — лик, рыбак — рыбарь, рыболов.

В синонимическом ряду первым ставится слово — доминанта. Оно является основным и стилистически нейтральным. Другие слова могут быть разных экспрессивно-стилистических оттенков: храбрый (нейтральное) — удалой (народнопоэтическое), неустрашимый (книжное), лихой (разговорное). В синонимичном ряде могут присутствовать фразеологизмы: много — через край, тьма тьмущая, куры не клюют.

Виды синонимов

Рассмотрим точки зрения известных лингвистов на тему деления синонимов на виды.

Деление Розенталя Д.Э.

Так как полностью тождественных слов в русском языке мало, поэтому говорят, что синонимия может проявляться в большей или меньшей степени. Различают несколько видов синонимов:

  1. Абсолютные или полные;
  2. Семантические;
  3. Стилевые или экспрессивно-стилистические;
  4. Семантико-стилистические.

Абсолютными или полными синонимами обычно называют слова, которые можно полноправно взаимозаменить, их значения полностью совпадают: битва — сражение, бросать — кидать, громадный — огромный. Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед.

Семантические синонимы еще называют понятийные, идеографические. Это слова, отличающиеся оттенками в значениях. Семантические синонимы способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь богаче, глубже, точнее, позволяют детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, сырой (обозначает степень пропитанности влагой).

Стилевые или экспрессивно-стилистические — синонимы, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.), родители (общеупотр.) — родаки (жарг.).

Синонимы с экспрессивно-эмоциональной окраской помогают употреблять в речи именно те слова, которые уместны в данной речевой ситуации. Это создает прекрасные возможности для творчества, что очень ценят художники слова.

Семантико-стилистические — синонимы, которые отличаются оттенками в значении и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление; блудить (простореч.) — идти в поисках верного пути.

Контекстуальные синонимы

Слова, не состоящие в одном синонимичном ряду, в контексте могут выступать как синонимы. Их можно назвать контекстуальными (ситуативными, окказиональными (случайными), авторскими).

Девочка весело пела и плясала. Красотка и кокетка была любимицей папы и мамы. Слова «девочка», «красотка», «кокетка», «любимица» относятся к контекстуальным синонимам.

Мы в деревню привезли Жучку. Наша лайка стала помощницей деду на охоте. Собака показала себя с лучшей стороны. Слова «Жучка», «лайка» и «собака» являются контекстуальными синонимами.

Такой вид синонимии ограничен только рамками контекста, носит индивидуальный характер и не рассматривается в словарях синонимов. Разграничение в русском языке должно быть строгим, а не примерным. Это и ставит под сомнение правомерность выделения этих слов в разряд контекстуальных синонимов.

Деление Леканта П.А.

Лекант П.А. выделяет абсолютные, стилистические синонимы и рассматривает их примерно так же, как описано выше. А вот семантические синонимы полноправно называет квазисинонимами (от лат. «quasi» «почти, приблизительно», греч. «synonymos» «одноименный») или мнимыми/частичными синонимами. У квазисинонимов лексические значения совпадают, но не полностью. Они, в отличие от абсолютных синонимов, не во всех контекстах взаимозаменяемы.

Лекант П.А. делит квазисинонимы на 2 вида.

  • Слова, частично совпадающие лексическим значением: дорога — тропинка, нести — тащить, день — сутки. Они состоят в видо-видовых отношениях. Каждый синоним отличается своей особенностью в лексическом значении. Два слова «жадный» и «скупой» в одном контексте могут заменять друг друга как полноценные синонимы, а в другом нет.
    Свои деньги он раздал бедным, его считают не жадным (то есть «не скупым»).
    Для сравнения другой контекст.
    Он жадный: так и хочет захватить побольше. (Здесь нельзя заменить на «скупой»).
    Или еще: в синонимах «бежать» и «нестись» первое слово имеет значение шире, а второе подчеркивает особенность.
  • Слова-синонимы, взаимозаменяемые только в рамках контекста, состоят в родо-видовых отношениях, то есть обозначают видовые и родовые понятия: собака — овчарка — Дружок, полезные ископаемые — металл — железо.

Фразеологические синонимы

Все лингвисты рассматривают фразеологические синонимы, как отдельный вид в рамках большой темы о фразеологии. Фразеологизмы также образуют синонимические ряды и обладают теми же свойствами, какие имеют обычные синонимы.

Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской.
Камня на камне не оставить (книжн.) — учинить расправу (общеупотр.) — разделать под орех (разг.) — задать перцу (разг.).

Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности. Каждый следующий фразеологизм называет более интенсивное действие по сравнению с предыдущим.
Лить слезы — обливаться слезами — утопать в слезах — выплакать все слезы.

У некоторых фразеологических синонимов могут повторяться компоненты.
Игра не стоит свеч — овчинка выделки не стоит; задать баню — задать перцу; повесить голову — повесить нос; гонять собак — гонять лодыря.

Богатство фразеологических синонимов, как и лексических, создают огромные выразительные возможности языка.

Использование синонимов в речи

В общих чертах синонимы используются в речи для:

  1. Более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный);
  2. Придания эмоциональной окраски, более точного и яркого выражение мысли;
  3. Избегания тавтологии (повторений);
  4. Связи смежных предложений в тексте.

Очень подробно эту тему описывает Розенталь Д.Э.

Синонимы в русском языке выполняют важную функцию выразительности речи. Они создают неограниченные возможности более точного их употребления. Работая над текстом, мы особое внимание уделяем подбору синонимов во избежание тавтологии. Употребляем то единственное слово, которое наиболее подходит. При этом выбор точного слова обусловлен особенностями индивидуального стиля.

Синонимы в тексте могут выполнять разные функции:

  1. Функция уточнения;
  2. Функция сопоставления;
  3. Функция противопоставления;
  4. Функция замещения;
  5. Функция усиления.

Функция уточнения используется для уточнения одного понятия.
Передо мной был простой человек, обычный и ничем не примечательный.

Функция сопоставления предполагает, что синонимы в одном контексте могут иметь разные оттенки значений.
Я верю в добро, нет, скорее даже верую в него.

Функция противопоставления
Она не говорила, а шептала, чтобы ее никто не слышал.
Он не смеялся, а громко хохотал.

Функция замещения используется во избежание тавтологии.
Мама подарила дочери шкатулку небесного цвета. Удивительно, но этот ларчик очень подходил к глазам маленькой девочки.

Функция усиления предполагает, что синонимы могут употребляться в качестве однородных членов предложения и способствовать усилению выражения.
Солдаты в бою были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.
Нанизывание синонимов часто порождает градацию.
Наша река была большая, даже огромная.

Синонимы и ассоциации

Не путайте синонимы с ассоциациями, которые иногда имеют близкое лексическое значение. Например, для слова лето ассоциациями могут выступать «каникулы» и «Египет», которые не являются синонимами (не везде и не у всех лето — это каникулы или Египет).

источники:

http://infourok.ru/rol-narechij-v-tekste-narechiya-sinonimy-i-antonimy-4226187.html

http://synonymonline.ru/synonyms.html

План-конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: «Роль наречия в тексте. Наречия антонимы, синонимы.»

Цель: обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии, обобщить представления о значении наречий, способствовать формированию орфографической зоркости, развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к родному языку.

Задачи:

  • Отработать навык выделения в тексте наречий;

  • Научиться определять значение наречий;

  • Выделять наречия как член предложения.

  • Находить наречия антонимы, синонимы.

Тип урока: закрепления знаний и способов деятельности.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями по группам, листы самооценки, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока.

1. Организационный

— Здравствуйте, ребята!

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

— Давайте поиграем в игру «Доскажи пару». Ваша задача продолжить предложение, подобрав по смыслу противоположное слово.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – «низко».

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «медленно», а ты ответишь – «быстро».

Скажу я слово «громко», а ты ответишь – «тихо».

(слова записываются на доске)

— Какой частью речи являются слова, которые вы назвали? (наречие)

— Верно, ребята. А что вы уже знаете о наречии? (это неизменяемая часть речи, которая обычно поясняет глагол или прилагательное и имеет различное значение: образа, места, времени действия и степень качества)

Корзина идей . Все что мы знаем будеv складывать в нашу корзинку.

1. Часть речи …наречие

2. Отвечает на ? как? Когда? Где? Куда? В какой степени?

3. Роль .. поясняет глаголы и прилагательные

4. Обозначает … место, время, образ действия и степень качества

5. часть речи изменяемая или неизменяемая …

6. В предложении является чаще .. обстоятельством, реже определением

Сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о наречии.

Тема нашего урока: «Роль наречия в тексте. Наречия антонимы, синонимы.»

— Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (наречие)

— Что наиболее трудное? (определять значение наречий)

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня мы посвятим наш урок

  • закреплению знаний о наречии как части речи,

  • научиться определять, что обозначают наречия

  • находить наречия антонимы, cинонимы.

3. Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запишите пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше»

Как вы её понимаете?

4. Работа по учебнику.

Выполним упр.1 стр. 8

Запишите свой космический адрес имя фамилию, домашний адрес, город, село.

— За каждое задание вы будете получать баллы, которые фиксируются в листе самооценки. В итоге баллы приравниваются к оценке.

Вспомните , что такое антонимы?

Запишите слова наречия подобрав антонимы. Здесь- там. Вместе- отдельно, высоко-низко.

Продолжите составлять и записывать пары наречия –антонимов.

Налево-… направо, сегодня …-завтра…, справа …- слева, вверх- вниз, сверху-снизу

Взаимопроверка. Выставите баллы в свой лист.

5. Знакомство с правилом. Стр. 9

6. Работа по вариантам.

Выполним задания пр. 2

1 вариант выпишет наречия места действия, 2 вариант наречия времени действия, 3 вариант – образа действия.

7. Работа с одарёнными. Карточка №1 ( Лиана, Лера, Кристина, Влад, Дамир, Милана)

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель – далеко

Рукой подать – близко

Навострить уши – внимательно

Как курица лапой – неразборчиво

Засучив рукава – старательно

Зарубить на носу – крепко

Работа со слабоуспевающими Карточка №2 ( Денис, Дима, Костя, Катя, Алишер)

Задание. Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Запомните , ребята! Наречия в предложении являются обстоятельством и подчеркиваются так: _._._.

Физминутка

(выполняются действия по тексту)

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись – вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

— Ребята, слова какой части речи вы услышали в этом стихотворении? (наречие)

— А теперь встаньте еще раз и отыщите эти наречия в кабинете только глазами. Сколько их? (7)

8. Работа в парах

Предлагаю вам выполнить упр.3 Нужно к наречию подобрать слово синоним и антоним.

Вспомним что такое синонимы?

— Проверим, что у вас получилось. Сравните свои наречия с данными (на экране). Если все наречия совпадают поставьте себе 10 баллов в первом задании.

— Чем объяснить написание слов? (это наречия, неизменяемая часть речи, пишутся слитно, оканчиваются на -о)

— Одинаковое ли у них значение? А вопросы? (Нет, значения и вопросы разные)

9. Задание «Четвертое — лишнее»

На экране вы видите два столбика глаголы и наречия. Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.

РАБОТАТЬ – быстро, издалека, плохо, много

ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко, разборчиво

ИГРАТЬ – весело, пешком, долго, дружно

Взаимопроверка! Контроль на слайде.

10. Подведение итогов учебного занятия

О какой части речи мы говорили на уроке?

Какую роль выполняют наречия в тексте?

Какое значение имеют?

Каким членом предложения выражены?

Как пишутся наречия?

— Заполните листы самоанализа, ответьте на вопросы письменно.

Подсчитайте количество баллов по заданиям. Переведите баллы в оценку.

11. Рефлексии

Используя 3-4 наречия, продолжите фразу:

На уроке мне было…

13. Домашнее задание

Упр. 4 стр. 9

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы

  • Думай медленно , а работай _________.

  • Слушай больше , а говори _________.

  • Мягко стелет, да __________ спать.

  • Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.

  • Легко сказать , да ________ доказать.

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Карточка №1

Замените фразеологизм одним словом – наречием.

За тридевять земель –

Рукой подать –

Навострить уши –

Как курица лапой –

Засучив рукава –

Зарубить на носу –

Подберите и запишите наречия-синонимы к приведённым ниже словосочетаниям и словами. укажите их морфемный состав. образец: скосив глаза — искоса. ис — приставка, кос — корень, а — окончание. с давных пор, в первый раз, из далёких мест, до того места, на голодный желудок, вместе, точно так же, (разбежаться) в разные стороны, с раннего утра, (что — либо делать) руками, не к месту, в тайне от других, тихо, прячась, расстегнувшись, чтобы разозлить.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Подберите и запишите наречия-синонимы к приведённым ниже словосочетаниям и словами. укажите их морфемный состав. образец: скосив глаза — …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » Подберите и запишите наречия-синонимы к приведённым ниже словосочетаниям и словами. укажите их морфемный состав. образец: скосив глаза — искоса. ис — приставка, кос — корень, а — окончание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называются слова синонимы
  • Как называют израиль синонимы
  • Как называют детей синонимы
  • Как называют деньги синонимы
  • Как называют бабников синонимы