Синонимы 🌟 Что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции
Что такое
Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.
Что такое синонимы?
Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.
Определение синонимов
Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.
Понятие о синонимах
Наряду с антонимами, омонимами и паронимами, синонимы служат лексическими средствами языка. Их знание и правильное употребление позволяют сделать речь логичной и точной, избежать повторения одних и тех же слов. Термин «синонимы» происходит из греческого языка и означает «одноименность». Такие слова пишутся и звучат по-разному, а также имеют уникальную стилистическую окраску.
С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:
- Явления и предметы, которые имеют существенное значение для языкового коллектива, отличаются большим количеством синонимов.
- Закон «притяжения». Если одно слово в синонимическом ряду приобретает переносное значение, то оно возникает и у других слов.
- Закон распределения (Шарля Бреаля). Слова, считающиеся синонимами в прошлом, постепенно приобретают разные значения, стилистическую окраску и прочие признаки.
Примерами первого закона являются слова «говорить», «еда», «деньги» – у каждого из них очень много синонимов.
Примеры синонимов к слову “еда”
Интерес вызывает слово «красный» в плане закона притяжения. Сейчас оно обозначает цвет, но исторически первым значением считалось «красивый, яркий». Слово «розовый» – один из синонимов. Причем у него тоже есть как прямое значение, так и переносные: розовые мечты, розовые очки и т.п.
Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.
Классификация. Виды синонимов
В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:
- однокорневые – расследование и следствие;
- разнокорневые – незрячий и слепой.
Разница между синонимами:
- Стиль. Относятся к разным сферам общения, литературным стилям (украсть – стащить – похитить).
- Оттенок лексического значения. Слова могут выражать конкретизацию действия (готовить – жарить), характер действия (открыть – распахнуть), степень проявления (жара – пекло).
- Степень современности. В любом языке присутствуют устаревшие, выходящие из употребления, используемые и новые слова (ладонь – длань, надеяться – уповать).
- Образность. Употребление художественных приемов с целью охарактеризовать что-либо. Например, благородного, доброго, щедрого человека можно назвать просто хорошим, а образно – «золотым».
- Лексическая сочетаемость. Критерий показывает, насколько легко синонимы объединяются с разными словами. «Опрометью» можно совместить лишь с глаголами-синонимами «бежать» (помчаться опрометью), а «быстро» – с огромным количеством разных слов.
- Эмоционально-оценочная окраска. Некоторые синонимы помогают показать отношение говорящего. Например, облако – тучка (ласково).
Три основных вида синонимов
Основные виды синонимов в лексике:
- семантические;
- стилевые;
- семантико-стилистические;
- абсолютные;
- контекстуальные.
Семантические
По-другому их называют идеографическими или смысловыми. Это слова, которые имеют разные оттенки значений. Например: мокрый – влажный – сырой – указывают на разную степень проявления одного и того же признака. Кажется, что такие синонимы обозначают практически одно и то же. Но их важность становится особенно заметной в определенном контексте. Например, старый и ветхий – синонимы. Однако слово «старый» может употребляться по отношению к человеку, а «ветхий» – лишь относительно какой-то вещи.
Стилевые (стилистические)
Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.
При употреблении таких синонимов особенно важно правильно подобрать слово по отношению к той или иной ситуации. Для этого нужно чувствовать его экспрессивный оттенок. Кроме того, следует учитывать сферу употребления. Например, слово «провинция» считается нейтральным, а «глухомань» можно использовать лишь в беседе.
Семантико-стилистические
Больше всего отличаются синонимы данного типа – и по стилю, и по оттенку в значении. Для сравнения: сердиться – нейтральное, злиться – разговорное (очень сильно сердиться), серчать – разговорное (немного сердиться). Еще один пример: идти – плестись. Оба слова указывают на одно действие. При этом «идти» может употребляться в любых ситуациях, а «плестись» обладает дополнительными оттенками, такими как идти медленно, с трудом и т.д.
Абсолютные (полные, дублеты)
Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.
Примеры дублетов
В современном русском языке дублетов становится все меньше по причине того, что слова начинают приобретать новую стилистическую окраску и отличаться по смыслу. К примеру, все реже используются термины «языковедение» или «языкознание» – на смену им пришла «лингвистика».
Контекстуальные
Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.
В качестве примера можно привести синонимы слова «говорить» или «сказать»: проронить – выдать – бросить – уронить и т.п. В предложении: «Мы не проронили больше ни слова». В обыкновенном употреблении их прямое значение никак не связано с говорением.
Фразеологизмы-синонимы
Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.
- добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
- кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
- как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).
Синонимия морфем
Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:
- абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
- ананасовый – ананасный;
- учеба – учение;
- вражий – вражеский;
- волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).
Синтаксические синонимы
Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:
- Бессоюзные и союзные сложные предложения («Я поняла: он не увидел мое сообщение» и «Я поняла, что он не увидел мое сообщение»).
- Простое предложение с определением в виде причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным определительным («Парень, сидящий за первой партой, мой друг» и «Парень, который сидит за первой партой, – мой друг»).
- Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Я пришел домой, а папа уже спал» и «Когда я пришел домой, папа уже спал»).
- Простое предложение с распространенным обстоятельством в форме причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным времени, цели и т.п. («Ужиная, он смотрел телевизор» и «Когда он ужинал, он смотрел телевизор»).
Примеры синонимов
Примеры синонимов разных частей речи:
- существительное «странник» – путник, путешественник, турист, паломник;
- глагол «спать» – уснуть, дремать, прилечь, отдохнуть;
- прилагательное «счастливый» – беззаботный, радостный, безмятежный;
- наречие «красиво» – изящно, эффектно, роскошно, изысканно;
- деепричастие «рисуя» – вырисовывая, изображая, воображая;
- междометие «ах» – ох, ух, ахти.
Что такое синонимичный ряд? Примеры
Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.
Пример разбора синонимичного ряда
Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.
Значение в речи и в тексте
В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.
Значение синонимов
Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.
Функции синонимов в тексте:
- Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
- Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
- Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
- Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
- Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.
Как появляются синонимы?
Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.
Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.
Также на обогащение лексики языка влияют всяческие изменения общественных отношений, форм производства, классовая и профессиональная разница. Говорящие предпочитают не только как-нибудь обозначить предмет или явление, но и выразить свое отношение к нему.
Таким образом, неизбежно возникает дифференциация слов-синонимов. Чтобы проследить ее, можно сопоставить слово с наиболее нейтральным синонимом, подобрать к нему антонимы, попробовать использовать в разных контекстах и изучить грамматическую структуру.
Чем отличаются синонимы от антонимов?
Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.
Примеры антонимов
Как подобрать синонимы к слову?
Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.
Синонимы – интересное видео
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Найти глаголы — синонимы?
Подставить слова к слову «Я» глаголыУбидеть, пылесосить, победитьСлово нота — найти значение, синонимы?
Подставить слова к слову «Я» глаголы
Убидеть, пылесосить, победить
Слово нота — найти значение, синонимы.
Примеры глаголов синонимов?
Примеры глаголов синонимов.
Пожалуйста помогите( найти негде не могу.
Что такое синонимия глаголов?
Что такое синонимия глаголов?
Что может сеять глаголы и синонимы?
Что может сеять глаголы и синонимы.
Как написать предложение с глаголами — синонимами?
Как написать предложение с глаголами — синонимами.
Синонимы к глаголу »спросить»?
Синонимы к глаголу »спросить».
Что такое глаголы — синонимы?
Что такое глаголы — синонимы.
Подбери к глаголам в стихотворении синонимы?
Подбери к глаголам в стихотворении синонимы.
Глаголы совершенного вида и их синонимы?
Глаголы совершенного вида и их синонимы.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найти глаголы — синонимы?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Помните, как в детстве, найдя в траве красно — черного жучка и посадив его на маленькую ладошку, пели : «Божья коровка, улети на небко : Там твои детки кушают конфетки – Всем по одной, А тебе ни одной». Или : «Божья коровка, улети на небо ; Принеси ..
1)По древним поверьям, божья коровка напрямую связана с Богом, живет она на небе и лишь изредка спускается на землю. При этом она играет роль настоящего посланца, у нее можно узнать, какая будет погода, удастсяли урожай и т. Д. 2)Еще одна гипотеза ..
Когда кто — то отказывается делать что — то. Например, поиграл — убери.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Раздался (сказуемое) Шум (подлежащее) Непродолжительный и резкий (определение).
Заблестели ; взбираемся ; замереть ; зажигать ; расстилается ; опираться ; запереть ; натирать ; постелить ; протиреть ; прибирать.
Говорить: синонимы глагола и примеры использования
Слова с одним и тем же или близким значением, как и слова с противоположным смыслом – неотъемлемая часть жизни всех пишущих людей, будь то студенты, редакторы или профессиональные писатели. Кроме того, часто в них нуждаются и обычные люди для более точных формулировок в беседе или письме.
Например, многих интересует распространенное слово «говорить», синонимы, значение, фразеологизмы с ним. Статья поможет подобрать максимально возможное количество вариантов и изучить иллюстрации к применению каждого.
Свойства и значения слова
Го-во-ри́ть – глагол, несовершенный вид, переходный.
Корень: -говор-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
- Владеть, пользоваться языком, устной речью. Марк только на днях научился говорить, и к удивлению родителей, это был не английский язык, а русский.
- Произносить слова, выражать какие-то мысли, вести речь, сообщать что-то. Ничего ранее неизвестного, говорит, Вы нам не сообщили, но, тем не менее, выражаем благодарность за сам факт.
- Говорить, синоним и значение – свидетельствовать, передавать определенную информацию, давать представление. Молчание было как раз уместным, потому что выражение лица и напряженность мускулов говорили, что он будет стоять на своем до конца.
- Подсказывать (переносное). Ранее неведомое чувство говорило ей, что Артемьев лжет.
- Разговаривать, беседовать (разговорное). Они говорили всю ночь, словно десять лет назад, словно и не было никакого расставания.
- Проявляться в чьих-либо словах, поступках, действиях, сказываться (переносное). Скорее всего, в ней говорило бунтарство: пускай мне же будет хуже, но сделаю наперекор.
- Идет молва, ходят слухи (безличное). Обо мне много чего говорят, и скажу тебе по секрету и с гордостью: я сам автор большинства этих слухов.
- Обсуждать что-либо, высказывать какое-либо мнение, рассуждать о чем-то (безличное). О ней нельзя было сказать «искренняя» или «глубокая», потому что так говорят о… по сравнению с ней о заурядных людях.
Синонимы к слову говорить
Среди самых распространенных следующие варианты:
- Апострофировать, базарить, балакать, беседовать.
- Бормотать (про себя), бросать, бредить, болтать.
- Быть в ударе, вдаваться в (рассуждения, подробности), вещать, вести (речь, разговор, беседу).
- Владеть языком, вставлять, выговаривать, выдавать.
- Выражать(ся), высказывать(ся), гласить, говорить ерунду.
- Городить, гундеть, доказывать, держать/вести (слово, речь).
- Заикаться (о чем-то), заявлять, замечать, заговаривать (с кем, зубы).
- Изрекать, излагать, лепетать, изъясняться.
- Лялякать, молвить, мямлить, намекать.
- Нести (чушь), обмениваться словами, объясняться, обмолвиться.
- Отзываться, ораторствовать, переговариваться, перекидываться словами.
- Говорить, синонимы: петь, повторять, подтверждать, поговаривать
- Приговаривать, проповедовать, произносить, проговаривать.
- Развивать мысль, разглагольствовать, разинуть рот, разговаривать.
- Распинаться, рассказывать, распространяться, рассуждать.
- Рассусоливать, растягивать (слова), резонировать, рубить.
- Сказать/сказывать, сообщать, собеседовать, свидетельствовать.
- Срываться с (языка), сюсюкать, тараторить, твердить.
- Текстовать, точить лясы, толковать, трактовать.
- Трепаться, трепать языком, тявкать, указывать.
- Удостоверять, утверждать, фонтанировать, упоминать.
- Чесать (языком), шепелявить, щебетать, шептать.
Иллюстрации употребления популярных синонимов
Нередко людей интересует, как синонимы к глаголу «говорить» можно применять на практике. Несколько примеров:
- Андрей Викторович и Сергей беседовали до утра и, судя по всему, остались очень довольны бессонной ночью.
- Болтала бы с тобой всю жизнь!
- Вести беседу – это такое же искусство как литература или живопись.
- И все-таки случайно она выдала, что втайне ездила к нему в Севастополь.
- Хватит говорить ерунду!
- Будущие журналисты учились вести речь у известного профессионала.
- Ты мне зубы не заговаривай!
- Она много писала и это помогло ей научиться виртуозно изъясняться.
- Сколько можно об этом намекать?
- Но он все равно обмолвился, что не рад этой встрече.
- Весь урок они перекидывались словами, несмотря на замечания химика.
- Поговаривают, что у них был головокружительный, но короткий роман.
- Мне стало намного легче, когда мы с ней проговорили эту ситуацию.
- Больше чем разговаривать с умными, думающими людьми я люблю только молчать с ними же.
- Я всегда любила слушать, как рассуждает мой дядя.
- Ее ненавидели за красоту и страсть вечно рубить правду-матку.
- Оба свидетельствовали о невиновности Вячеслава.
- Он всегда твердил, что в жизни нет ничего важнее любви и смерти, разве что железная дорога и вода.
- Игорь вопреки изобилию информации трактовал сон о сыне по-своему.
- Тебе не помешало бы научиться указывать ему на его неправоту.
- Точно, Борис что-то упоминал об этом.
- Анна умела шептать то, что ты больше всего жаждал услышать; не иначе как волшебница.
«Говорящий»: синонимы
Синонимы слова «говорящий»:
- Плетущий, просвещающий, вещающий, тараторящий.
- Болтающий, мычащий, переговаривающийся, проговаривающий.
- Высказывающийся, крякающий, изрекающий, городящий.
- Ораторствующий, собеседующий, тянущий, выговаривающий.
- Рассусоливающий, треплющийся, режущий, гласящий.
- Выдающий, замечающий, толкущий, подтверждающий.
- Доказывающий, бросающий, рассуждающий, сообщающий и так далее.
Антонимы и фразеологизмы
Антонимами слова «говорить» являются «немотствовать» и «молчать». Среди распространенных фразеологизмов и устойчивых выражений:
- Вообще говоря / говорить загадками / говорит, как пишет / говорить начистоту.
- Говорить на разных языках / говорить правду / говорить под руку / говорят тебе.
- Как говорят / иначе говоря / мягко говоря / кто бы говорил.
- Не говоря уже / нечего говорить / свободно говорить / что ни говори.
Часто употребляемое слово «говорить»: синонимы, значение, фразеологизмы больше не будут пугать пишущих и изъясняющихся людей. Давайте говорить правильно!
Синонимы – что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/5458017_najti-glagoly-sinonimy/
https://www.syl.ru/article/451475/govorit-sinonimyi-glagola-i-primeryi-ispolzovaniya
Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.
Тип урока: урок объяснения нового.
Форма урока: традиционный урок.
Цель урока: совершенствование умений
правильно подбирать слова близкие и
противоположные по смыслу и пользоваться ими для
эффективного общения в устной и письменной речи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, планируемые ответы, действия |
||||||||
Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока) |
|||||||||
Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места. |
В кабинете звучит негромкая музыка. Дети входят в класс. Все проходят на свои места, приветствуют учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Предварительное оборудование кабинета способствует настрою детей на урок, сосредоточенности на предполагаемом материале, безусловному воспроизведению в памяти имеющихся знаний по теме. |
|||||||||
I. Организационный момент (1 мин.) слайд 1 |
|||||||||
Учитель: – Здравствуйте, ребята! – Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!». А утро действительно сегодня доброе! Не правда ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь. |
Дети внимательно слушают учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Этот приём позволит учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию. |
|||||||||
II. Орфографическая минутка (3 мин.) слайд 2 |
|||||||||
Учитель: – Начнём урок с повторения. |
Дети внимательно слушают информацию, рассматривают материалы на доске, партах. На звон |
||||||||
– Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Объясните свой ответ. |
Дети: – Это имена существительные. Слова отвечают на вопросы кто? что? |
||||||||
– Образуйте от существительных слова, отвечающие на вопрос «что делать?». |
Звон – звонить Зелень – зеленеть Свет – светить Крик – кричать Корм – кормить |
||||||||
– Слова какой части речи получили? | Дети: – Это глаголы. Слова, обозначающие действие предмета. |
||||||||
– Объясните орфограммы в корне слова. | – В корне безударная гласная, проверяемая ударением. Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют написание орфограммы. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться привлечь внимание ребят, настроить их на самостоятельную, продуктивную работу. |
|||||||||
III. Повторение (3 мин.) | |||||||||
Учитель: Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы) – Слова каких частей речи могут иметь антонимы? –
|
Дети: – Слова, противоположные по значению называются антонимы. – Имена существительные, прилагательные могут иметь антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение Идёт предварительное обсуждение задания в парах. После выслушиваются устные ответы учащихся. |
||||||||
– Как называются слова близкие по значению. (Синонимы) |
Дети: – Слова, близкие по значению, называются синонимами. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
||||||||
– Приведите примеры таких слов. | Учащиеся приводят примеры слов-синонимов. Н-р: Родина / отчизна, отечество / воин / боец, защитник / застенчивый / стыдливый, стеснительный / |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе выявляются базовые знания по разделу. На данном этапе осуществляется выявление основного понятия, которое должно быть актуализировано на уроке. Организуется работа в группах, которая требует соблюдения определённых правил взаимодействия. |
|
IV. Сообщение темы и цели урока (1 мин.) слайд 3-4 |
|
Учитель: – Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема урока «Глаголы близкие и противоположные по значению». – Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи. |
Дети внимательно слушают |
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться заинтересовать ребят, настроить их на предстоящую работу. |
|
V. Чистописание (3 мин.) слайд 5 |
|
Учитель: – Как обычно, в начале урока – оформление тетради и минутка чистописания. Повторим написание заглавной и строчной буквы Гг. – Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд. Учитель: – Образцы работы у вас на столах. |
Дети внимательно слушают Ребята, посмотрев образец работы, приступают к |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе урока ведётся работа по совершенствованию навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. |
|
VI. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.) слайды 6-8 |
|
Учитель: 1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов. Предложения запишите в тетрадь. |
Дети выполняют следующее задание: из рассыпавшихся слов собирают предложения:
Получившиеся предложения учащиеся записывают |
2. – Найдите в этих предложениях глаголы. Подчеркните двумя чертами. – Что можно |
Дети находят глаголы, опираясь на глагольные вопросы. Дети: |
3. – Как называются слова, противоположные по смыслу?
|
– Слова, противоположные по смыслу называются антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
4. Работа по учебнику, страница 198 упражнение 533 – Напишите пословицы. Подчеркните глаголы, сравните их по смыслу. |
Упражнение выполняется устно. |
5. – Прочитайте предложения на слайде.
– Закончите предложения, используя глагол с |
Дети внимательно смотрят на экран, обдумывают свои ответы. |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована детская деятельность через привлечение материала учебника, учебные, дидактические и демонстрационные пособия. |
|
VII. Физминутка (3 мин.) слайд 9 |
|
VIII. Работа по теме урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.) слайды 10-17 |
|
Учитель: 1. – Среди данных слов найдите только глаголы. – В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения. – Как они называются? |
К предметам, изображённым на экране дети подбирают слова, близкие по значению. Это слова-синонимы. |
2. Составление синонимических рядов. – В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. – К каждому предмету (на экране) подберите подходящие по смыслу глаголы. |
Дети внимательно слушают. Дети выполняют задание устно. |
3. – Что можете сказать о глаголах в каждой группе? |
Дети: – Эти слова похожи, близки по значению. |
4. – Как называются слова, близкие по значению? – Чем эти слова отличаются? – Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно. |
– Слова отличаются смысловым Учитель обобщает ответы и дает полное |
5. – Распределите глаголы-синонимы в порядке усиления действия. |
Ребята устно выполняют задание, опираясь на информацию, изображённую на слайде. Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт. |
6. Работа по учебнику. – Открываем учебник на странице 197. Выполняем упражнение 529 Учитель: |
Упражнение выполняется коллективно с комментированием с места отдельными учениками |
7. Чтение информации учебника на странице 199. |
Дети знакомятся с информацией учебника самостоятельно. Затем правило читает один ученик. |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе учащимися закрепляются значения новых слов, которые отрабатывались в течение урока. Учителю необходимо направлять и корректировать речевую деятельность учащихся в ходе коллективных действий. При этом внимательно наблюдать за качеством и скоростью работы учащихся, их эмоциональными проявлениями для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы, для общего развития учащихся. |
|
IX. Закрепление (4 мин.) Слайд 18 |
|
Учитель: – Подберите к данным словам синонимам, затем антонимы.
|
|
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе надо установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения. |
|
X. Итог урока (2 мин.) Слайды 19-20 |
|
Учитель: – Какие слова учились использовать в речи? – Приведите примеры глаголов – синонимов и глаголов – антонимов. – Молодцы. Урок закончен. |
|
Пояснение учителя к этапу урока. |
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи:
1.Образовательные:
- Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
- Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
- Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
2. Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
- Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
- Развивать интерес у детей к предмету.
- Развитие общеучебных навыков.
3. Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, ответственность,
- Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
4. Оздоровительная
1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Раздаточный и демонстрационный материал: карточки «Лото», «Бортовые журналы», сигнальные карточки «штурвал» и «спасательный круг», карточки с дифференцированными заданиями, демонстрационный материал, карточки – «тройки», презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска).
Этап |
Вид работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
||||||||||||
I. Организационный момент. Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке. |
Знакомство, настрой |
Не то беда что мы всегда Чего – нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьешься своего, Узнаешь, поумнеешь. Пожелаем друг другу: Мы будем внимательны; Мы будем думать – И у нас все получится. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
||||||||||||
II. Актуализация знаний учащихся. Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания о глаголе. Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы. |
1. Словарная работа. 2. Минутка чистописания |
Работа в парах. Игра «ЛОТО». -Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь. — Закройте все слова, которые называют предметы одежды. — Закройте все географические названия. — Закройте все слова, которые называют овощи. — Прочитайте слова, которые остались незакрытыми? — Что объединяет эти слова? — Докажите это. Учитель помещает на доску таблички с надписью «глагол».Слайд1 — Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. — Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо провести минутку чистописания. — Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении: 1 вариант: гсгигнгогнгигмгы 2 вариант: гагнгтгогнгигмгы — Возьмите карандаш и вычеркните букву г. — Что интересного заметили? — Какое слово получилось? Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».Слайд1 |
Учащиеся накрывают фишками словарные слова.
— Летят, лечит, грузят. — Все эти слова — глаголы. — Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. Учащиеся прописывают буквы в соединении. Учащиеся вычёркивают букву г. 1 вариант – синонимы, 2 вариант — антонимы. |
||||||||||||
III. Этап формулировки темы и целей урока. Цель: Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя. Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений. |
Вопросы на доске |
— Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока. — Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде) Слайд2 — Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? — Какие глаголы называются синонимами? — Какие сказки сочинил А.С.Пушкин? — Какие глаголы называются антонимами? — Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи? — Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке). |
— Глаголы — синонимы и глаголы-антонимы. Учащиеся выбирают нужные вопросы: — Какие глаголы называются синонимами? — Какие глаголы называются антонимами? — Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи? |
||||||||||||
IV. Репродуктивно-поисковый этап. Цели: Познакомить с понятием глаголы-синонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи. Задачи: Создание положительно-эмоционального климата. Контроль за посадкой во время письма и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы. |
1. Работа над понятием синонимов. 2. Упражнения в подборе синонимов. |
— Путешествие начинается. — Первый остров на нашем пути – остров Синонимов. Итак, мы сошли на берег. Перед нами Дворец Синонимов. В нём устроена Картинная галерея. (на слайде рисунки) Слайд3 — Рассмотрите картины. Как эти картины можно подписать с помощью подписей-действий? Слайд 4, 5, 6 — Что можно о них сказать? — Полученные подписи – это слова -..(синонимы) — Как по–другому их можно назвать? — Совершенно верно, слова – друзья. (на доске под словом «синонимы» крепится полоска со словом «друзья») Слайд 7 — Давайте попробуем найти среди множества глаголов – синонимы (запись на доске) работать передвигаться трудиться плакать смеяться бросить глядеть хохотать рыдать смотреть поднять кинуть идти стоять -А теперь прочитайте слова (слова на слайде). Слайд 8 — Что можно о них сказать? Почему? смеяться — Посмотрите на эти синонимы. Можно ли их назвать однокоренными? — Что вы еще заметили? — Какой можно сделать вывод? (Синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – надпись на слайде) |
Дети придумывают глаголы (после ответов учащихся на слайде появляются подписи): Пляшут – танцуют Говорят – беседуют Глядит – смотрит — Это глаголы близкие по смыслу. — Синонимы — Это слова – друзья. Учащиеся находят пары синонимов. Работать — трудиться передвигаться — идти плакать — рыдать смеяться — хохотать глядеть — смотреть бросить — кинуть Учащиеся выписывают любые две пары синонимов. — Глаголы – синонимы, слова близкие по смыслу. — Нет, они разные по написанию. — От уменьшения действия к усилению значения слова. — Синонимы – это слова, близкие по смыслу. |
||||||||||||
3. Работа над словосочетанием. |
— Прочитайте словосочетание на слайде. Слайд 9 Бить баклуши — Как вы понимаете его значение? — Каким глаголом-синонимом мы можем иего заменить? — Посмотрите на доску. Записаны словосочетания. Я вам предлагаю самостоятельно заменить их глаголами-синонимами и записать напротив. Повесить нос – Витать в облаках – Водить за нос – Сидеть сложа руки — |
Учащиеся читают надпись. — Бездельничать. Учащиеся по вариантам записывают: Повесить нос — грустить. Витать в облаках — мечтать Водить за нос – обманывать. Сидеть сложа руки – бездельничать. Ученики по вариантам озвучивают выполненную работу. |
|||||||||||||
4. Работа с предложением .стр. 103 упр. 175 ( 2 предлож.) |
Учитель читает . — Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. — Понравилось ли вам предложение по конструкции? — Как можно избежать повторения слов в предложении? — Почему один и тот же глагол употребляется по-разному? — Для чего используют синонимы в речи? |
— Повторяются глаголы. — Заменить другими глаголами-синонимами. — Точнее выражается мысль — Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. |
|||||||||||||
5. Вывод. |
— Путешествие по острову Синонимов заканчивается. — Давайте вспомним, на какие вопросы мы уже нашли здесь ответы: — Что такое синонимы? — Для чего используют синонимы в речи? |
— Синонимы – это слова, близкие по смыслу. — Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. |
|||||||||||||
Физминутка |
— Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах. Покачайтесь, покружитесь, |
||||||||||||||
V. Репродуктивно-поисковый этап. Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи. Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма. |
1. Работа над понятием антонимы. 2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов. |
— Вот мы причалили к острову Антонимов. Слайд10. Мы оказываемся у замка. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо? трудиться, лениться ссориться, мириться чистить, пачкать терять, находить смеяться, грустить плакать, веселиться дружить, враждовать печалиться, радоваться любить, ненавидеть заболеть, выздороветь — Прочитайте слова. Что можно о них сказать? — Как понять «противоположные»? — Верно, это слова — спорщики. — Как по-другому их можно назвать? (антонимы). — Что такое антонимы? — Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили. (Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде). — Сейчас мы будем играть в игру «Перестрой фразы наоборот». У: Я буду работать. |
Учащиеся распределяют глаголы в 2 столбика: Хорошо / плохо Трудиться / лениться Мириться / ссориться Чистить / пачкать Находить / терять Смеяться / грустить Веселиться / плакать Дружить / враждовать Радоваться / печалиться Любить / ненавидеть Выздороветь / заболеть — Это глаголы противоположные по смыслу. — Наоборот. — Антонимы – слова, противоположные по смыслу. Учащиеся отвечают хором. |
||||||||||||
3. Работа над пословицей. |
— Продолжите пословицу ( на доске): — Ласточка день начинает, а соловей … (кончает) Объясните смысл. Объясните орфограммы, которые встречаются в этой пословице. Запишите пословицу по памяти. Подчеркните в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать? — Для чего нам необходимы антонимы? |
— кончает Начинает – кончает, это антонимы. Слайд 11 — Речь становится красивой, выразительной, точной. |
|||||||||||||
4. Работа с карточками .Дифференцированная работа. |
Карточка 1 1.Подчеркните глаголы – синонимы. Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало. 2. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) …(нашёлся, появился) сломал – (?) … (сделал, наладил) Карточка 2 1. Замените синонимами глаголы: Солнце село — (зашло, закатилось) Самолёт сел – (приземлился) 2. Запиши антонимы: ходить -… болтать -… засыпать -… сидеть — … Карточка 3 1. Найти синонимы и подчеркнуть их. Зябнет осинка, 2. Напиши антонимы к глаголам: Бездельничать – работать, Огорчаться – радоваться. — Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов? — Откройте учебник на странице 154 – 155 1 вариант – выписать две пары глаголов – синонимов 2 вариант – две пары глаголов — антонимов |
Нужно обратиться к словарю. |
|||||||||||||
5. Вывод |
— Пришло время покинуть остров Антонимов. — Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы: — Что такое антонимы? — Для чего используют антонимы в речи? |
— Антонимы – это слова противоположные по смыслу. — Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной. |
|||||||||||||
VI. Рефлексия |
— Соотнесите определение с парами глаголов Слайд 12 |
||||||||||||||
VII. Итог |
Вопросы по теме урока |
— Путешествие наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? — Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами? — Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? — На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.) — Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас? — Поднимите руку у кого 5 плюсов. Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше? — Молодцы, я рада за вас. — Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! |
— Синонимы – слова, близкие по смыслу. — Антонимы – слова, противоположные по смыслу. — Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной и без повторов. |
||||||||||||
VIII. Д. з. |
По выбору 1. упр.180 2. Подобрать 3 пословицы с глаголами – антонимами. |
ТЕМА:Глаголы-синонимы
(§ 32)
Цель; совершенствование
умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и
пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник , карточки с
заданиями, слайдовая презентация, тексты.
План урока:
I.Мотивация к уроку(создание
положительного настроя на урок)
-Ребята
, я рада вас видеть на своем уроке .,а скаким настроением вы пришли ко мне на
урок .?
-Ребята
,улыбнитесь друг другу , улыбнитесь мне .
II.Проверка домашнего задания
Стр 214
упр 271
II.Постановка темы и цели урока
смеяться —
хохотать-
заливаться-
закатываться-
-Подберите слова
с противоположным значением
—Прочитайте предложения на слайде.
·
Солнце всходит и …
·
Ласточка день начинает, а соловей …
·
Любишь брать, люби и …
·
Встретил с радостью, а … с жалостью.
-Дополните
предложения
-Как называется
такое явление в лингвистике?
—Сформулируйте
тему урока
-Опираясь на
тему сформулируйте цели урока
—
Первичное
закрепление по теме урока
IV.Наблюдение за использованием
в речи глаголов-синонимов.
Творческое
задание
Учитель:
Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз
употребляется глагол « сказала». Мы часто употребляем в своей речи слова»
сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать к
глаголу « сказала»?
( Учащиеся подбирают синонимы:
сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,
пробормотала.)
а)
В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей,
заменяя глагол « сказала» другими словами.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к
сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать
вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
—
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-
сказала первая дочь.
—
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.
—
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
—
Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.
—
Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала
пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала
шестая.
А седьмая ничего не
сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
1.
Ребята, а как поступили бы
вы, если бы ваша мама вернулась домой?
Физминутка
-Продолжение
работы по теме урока
2.2. Роль
синонимов в тексте. Упр. 277 устно.
2.3.
Употребление глаголов в речи. Упр. 278.
V. Формирование основ культуры
речи. Сочетаемость слов.
Свободный
диктант.
—
Прослушайте и озаглавьте текст. Запишите его.
Можно
сказать: «Мы построим дома, заводы, шахты, плотины,
корабли
и многое другое». Но нельзя говорить: «Мы строим озеро, пруд». Глагол «строить»
не употребляется, когда говорят о том, что существует в природе. Пруды не
строят, а создают, роют, копают, запруживают.
Также
неграмотно сказать: «Брат строил табурет». Глагол «строить» используется, когда
имеются в виду более крупные и сложные объекты, чем табурет, этажерка, гардероб.
Можно
построить дом, мост, но мебель всё-таки не строят, а делают.
VI. Подведение итогов урока и
рефлексия.
ИГРА «Кто
быстрее»
1 ряд:
мерзнет,…
2 ряд
:рисует,…
3 ряд:
бежит,…
Составьте
синквейн cо словом синонимы
Пример
синквейна
Синонимы
заменяют употребляют
богатой
живой красочной
Синонимы
слова близкие по значению .
слова
VII.Рефлексия
-Чему
учились?
-Что
узнали?
-Что
вам удалось?
VIII. Дифференцированное домашнее
задание.
Подобрать как можно больше
синонимов к словам и записать с ними предложения:
1 вариант —идти; 2 вариант—рисовать .
Глаголы- синонимы, глаголы — антонимы
Урок в 6 классе.
-Подберите к глаголам антонимы .
встречать-
провожать
лежать –
светлеть-
стоять
начинать –
темнеть
кричать-
закончить
шептать
-Подберите к глаголам синонимы .
бросать- хохотать — зябнуть — бранить — блестеть —
кидать
смеяться
мерзнуть
ругать
сверкать
Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение .
Знаете ли вы, что
В русском языке есть три слова «есть». Одно «есть» значит «кушать». Другое «есть» представляет собой форму 3лица ед.ч. глагола быть и означает «имеется». Третье «есть» – междометие, выступающее как ответ или отзыв на оклик или команду и имеющее значение «слушаю, готово, согласен, хорошо, ладно».
(По Н.Шанскому)
В каком значении употреблён глагол есть в данных предложениях? Подберите синонимы, которыми его можно заменить в каждом случае.
- Есть горные озёра настолько прозрачные, что не сразу постигнешь их глубину.
существует (существуют)
находится (находятся)
встречается (встречаются)
бывает (бывают)
присутствует (присутствуют
(В. Инбер)
2. Мы будем жить в большом доме близ источника, а рядом есть дом того же хозяина, который не занят. (М.Лермонтов)
3. Ведь есть люди, которые безотчётно боятся пауков, тараканов, мышей. (М.Лермонтов)
4. Заходите, когда есть время. (А.Куприн)
5. Он спорил горячо, не обращая внимания на то, есть посторонние в комнате или нет.
278. Чтобы правильно употреблять в речи глаголы-синонимы, нужно знать их стилистическую окраску. Распределите данные ниже глагол — синонимы по графам таблицы, вставляя пропущенные буквы
Стилистически нейтральные глаголы
Стилистически окрашенные глаголы
книжные
разговорные
- Повел..вать, распор..жаться, команд..вать. 2. Изм…нить, переделать, модифицировать. 3. Р…птать, ныть, жал….ваться. 4.Р…шиться, посметь, осмел…ться. 5. Отпраз(?)новать, справить, отметить. 6. Изучить, постич(?), одолеть. 7. Загрустить, оп..чалиться, пр..горюниться. 8. Растрач…вать, расточать, транж…рить. 9. Пр…возмочь, пр…одолеть, осилить.
Объясните правописание суффиксов –ова/ -ева, — ыва/ — ива в
глаголах
Порядок применения правила
- 1. Поставьте глагол в форму 1 лица ед.ч. (я).
- 2. Проверьте, на что оканчивается глагол:
на — ываю — ыва —
— иваю — ива —
на — ую — ова —
— юю — ева —
!
279. Найдите в каждом предложении глаголы-синонимы и впишите их в начальной форме в соответствующие графы таблицы упр.278. Проверьте себя по любому словарю синонимов
1. Он, собственно, не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. (А.Куприн). 2. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать. (Я.Полонский). 3. Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (А.Чехов). 4. Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному 3 языку», таская иногда за волосы, приговаривал 2 : «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать». (А.Герцен). 5. Врача пригласить, а фельдшера позвать. (А.Чехов). 6. Между тем царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась. (А.Пушкин). 7. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река. (М.Горький).
Укажите, какие из глаголов являются переходными, а какие –
непереходными. Как вы это определили?
280. Прочитайте отрывок из романа А.Фадеева «Разгром» и найдите в нём синонимы к глаголу смеяться. Какова их роль в тексте? Помогают ли они понять, какие отношения складываются между Метелицей и пастушонком? Выпишите эти синонимы и определите, какие из них стилистически нейтральные, а какие – стилистически окрашенными. Какие из синонимов уместно употребить в разговорной речи, а какие – в книжной?
…Метелица упёрся в бока, откинулся 2 назад, рассматривая парнишку, прищурившись и чуть пошевеливая атласными подвижными бровями, и вдруг засмеялся 3 так откровенно громко, на таких высоких добрых и весёлых нотах, что даже сам удивился, как это выходят из него такие звуки .
Парнишка 3 смущённо, недоверчиво шмыгнул 3 носом, но поняв, что страшного ничего нет, а всё, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздёрнулся кверху, и тоже — совсем по-детски — залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул ещё громче, и оба они, невольно раззадоривая друг друга, хохотали 1 так несколько минут.
281. С творчеством какого писателя или поэта вы сейчас знакомитесь на уроках литературы? Какое его произведение читаете, анализируете? О чём оно? Над какими проблемами в нём размышляет автор? Напишите об этом, используя некоторые из приведённых глаголов-синонимов.
- Изображать, показывать, представлять, описывать, вос-производить, воссоздавать, передавать, запечатлевать, отображать.
- Рассказывать, излагать, сообщать, повествовать.
- Обсуждать, рассматривать, разбирать, анализировать.
- Думать, задумываться, мыслить, размышлять.
- Спорить, дискутировать, полемизировать.
282. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
- Вот вдали бл…снула лесная з…рница, вспыхнула и погасла. 4 2. Мир (не)пост…рел – пом…лодел; на пр…сторах Родины повсюду множ…ство б…льших и малых дел. 3. Мгновенно сер(?)це м…лодое г…рит и гасн…т. В нём любовь проход..т и проход..т вновь. 4. То хол…дно, то очень жарко, то со (?)нце спряч…т (?)ся, то свет..т очень ярко. 5. То сер (?)це (не)научит (?)ся любить, которое устало (не)навидеть 3 . 6. Горе ст…рит, а счастье м…лодит.
2. Найдите в каждом предложении антонимы и укажите,
словами какой части речи они являются. Подчеркните их
как члены предложения.
3. Составьте схему первого предложения.
Упражнение 283. Допишите пословицы, подбирая к выделенным глаголам антонимы.
1. По одёжке встречают 3 , по уму ___________ . 2. Дружбу помни , а злобу _________.
3. Смелый там найдёт 3 , где робкий ________ . 4. Как начнёшь , так и _______. 5. От умного научишься 2 , от глупого __________. 6. Прежде чем войти , подумай, как _________.
2. Найдите слова других частей речи, которые противопоставля-ются по значению.
3. Раскройте смысл одной из пословиц. Напишите сочинение, названием которого она бы являлась
Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия.
Б. Пастернак
Подобрать синонимы к глаголу думать
ДУМАТЬ — мыслить, размышлять, предаваться размышлениям, задумываться, мозговать, помышлять
Использование синонимов в речи делает её образной, выразительной и красивой.
Найдите в тексте слова, описывающие чувства. Какова их роль в тексте?
В парке плакала девочка:
«Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена лапочка,
— Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
милой, маленькой дочери, зарыдавшей от
жалости.
И. Северянин
В парке плакала девочка:
«Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена лапочка ,
— Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю …»
И отец призадумался , потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
милой , маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
И. Северянин
ГЛАГОЛЫ ЧУВСТВА передают чувства героев, делают текст более эмоциональным
Рефлексия “Светофор”
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто
Домашнее задание.
- История фразеологизмов (2-3), в состав которых входят глаголы
Интернет – ресурсы.
- http://cs310531.vk.me/v310531509/780f/O2HUQYYBhyg.jpg
- школа.jpeghttp://2.bp.blogspot.com/-XuOQEMLx1HA/UIKWspbvKyI/AAAAAAAAHXY/Gvz7fb7sKY/s220/%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B0.jpeg
- Рисунок (иллюстрация): Девочка с котом на параде.http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/293279458.jpg
Литература.
- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1./Е. А. Быстрова, Л .В. Кибреева и др.; под ред. Е. А. Быстровой.- 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово», 2014 – (Инновационная школа).
- Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Е.А. Быстровой / М.В. Бабкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Найдите в данных примерах глаголы−синонимы. Проверьте себя по словарику синонимов. Запишите синонимы в начальной форме, объясните смысловое и стилистическое различие этих глаголов.
1) Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности, показываются птицы, неведомые в наших лесах. (А. Пушкин)
2) Уж я и не ворочусь тогда, я просто сгину куда−нибудь. (Ф.Достоевский)
3) Ласточки пропали, а вчера зарёй всё грачи летали. (А. Фет)
4) Разрезав город, река течёт к юго−западу и теряется в ржавом Ляховском болоте. (А. Горький)
5) Он поблагодарил, сконфузился, покашлял и улетучился. (А. Чехов)
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §33. Употребление глаголов. Упражнение №350
Решение
Синонимы:
Исчезать, сгинуть, пропасть, теряться, улетучиться.
Различия в значениях синонимов:
− Исчезать − потеряться, пропасть;
− Сгинуть − (разг.) исчезнуть, безвозвратно пропасть;
− Пропасть − 1) исчезнуть неизвестно куда;
2) перестать появляться где−то, удалиться на продолжительное время;
− Теряться − 1) пропадать, исчезать;
2) делаться незаметным, неразличимым, слабо видимым;
− Улетучиться − 1) Исчезнуть, обратившись в газообразное состояние; испариться;
2) (разг.) Поспешно, быстро уйти, уехать.