Как находить синонимы и антонимы

Синонимы
и антонимы помогают сделать текст более
богатым и исключить повторения. Они
активно используются при построении
предложений и зачастую уместны.

Синонимы
помогают передать суть похожими словами.
В этом случае присутствует полное или
частичное совпадение. Синонимы помогают
сделать речь максимально красивой и
выразительной. Они несут в себе
художественный подтекст. Если подобрать
синонимы необходимо в оперативном
порядке, то желательно воспользоваться
теми возможностями, которые открывают
специализированные порталы. В этом
случае можно быстро получить искомый
результат.

Интересный
сайт про синонимы
— ru.synonym.one. Чтобы получить доступ к перечню
подходящих по смыслу и значению слов,
достаточно ввести нужное слово в
специальное поле и запустить процесс
поиска. Алгоритм предельно прост и
интуитивно понятен. Услуга бесплатная.
Специализированные порталы максимально
информативные и доступны в круглосуточном
режиме.

Аналогичным
образом можно найти и антонимы. Что
последние из себя представляют? Тут
говорится о словах, которые могут
отличаться и по звучанию, и по написанию.
В этом случае лексическое значение
полностью противоположно. Найти
подходящие антонимы также бывает
непросто. Именно поэтому не стоит
игнорировать те возможности, которые
открывают специализированные площадки.
При таком подходе результат будет
доступен за считанные минуты. Антонимы
также исключительно важны. Они помогают
увидеть разницу и ощутить таковую. Тут
присутствует конфликт и противопоставление.

Практически
к каждому слову можно найти синоним или
антоним. Чтобы ускорить и упростить
процесс, откройте сайт ru.synonym.one. Здесь
слова доступны на различных языках. С
его помощью можно быстро решить проблему.

18+

4 класс

УРОК №21

Тема: Синонимы и антонимы

Раздел «Слово в языке и речи»

Я вспомню понятия синонимы и антонимы.

Я научусь:

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.

Использовать в речи синонимы и антонимы.

Глоссарий:

Синонимы

Антонимы

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Толковый словарь

Словарные слова: библиотека, багаж, горизонт, прекрасный, шофёр.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  • Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
  • Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Электронные ресурсы по теме урока:

www.school-collection.edu.ru

http://ru-antonym.ru/ — словарь антонимов

http://ru-synonym.ru/ — словарь синонимов

Ход урока

1.Мотивационный модуль.

1. Посмотрите видеофрагмент из мультфильма.

Видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Как называется сказка, по которой снят этот мультфильм и кто её автор? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,Александра Сергеевича Пушкина)

Найдите и назовите слова, близкие по смыслу.

Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

(Путь, дорога.)

— Как называются слова, близкие по смыслу? (Синонимы)

2. Прочитай стихи Олеси Емельяновой.

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

— Найди слова, противоположные по смыслу. (Весёлый – грустный, добрый – злой)

— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

Сформулируй тему и цели урока.

Тема: Синонимы и антонимы.

Цели:

Я вспомню понятия синонимы и антонимы.

Я научусь:

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.

Использовать в речи синонимы и антонимы.

2.Объясняющий модуль.

1.Даны два рисунка.

— Рассмотри рисунки. Назови по рисункам слова – синонимы, слова – антонимы.

Ты можешь воспользоваться словарями синонимов и антонимов в учебнике стр. 154 – 155 или в интернете по данным ссылкам:

http://ru-antonym.ru/ — ссылка на словарь антонимов

http://ru-synonym.ru/ — ссылка на словарь синонимов

— Какие слова синонимы вы подобрали? (Болельщики, зрители, поклонники, почитатели, фанаты)

— Какие слова – антонимы вы подобрали? (Высокий – низкий, белый – чёрный, толстый – худой, большие – маленькие)

Составьте предложение по любому рисунку запишите его.

2. Работа с правилом.

— Сделай вывод:

Что такое синонимы?

Что такое антонимы?

— Проверьте свой вывод.

Видео:

1 слайд

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Например:

Азбука, алфавит

Родина, Отечество

2 слайд

Антонимы– слова, которые имеют противоположное значение

Например:

день – ночь

стоять — идти

– Совпадает наш вывод с правилом? (Да.)

4. Прочитайте текст.

Кошка Фея.

У нас в доме живёт кошка Ника. У кошки пушистая шёрстка, гибкое тело. Кошка звонко мурлычет и ловко ловит мышей. Я люблю свою кошку. Кошек одомашнили ещё первобытные люди. В древности у некоторых народов кошки считались священными животными. Люди, проявляйте заботу о своих кошках!

— Какое слово повторяется? Что необходимо сделать, чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов. (Заменить повторяющиеся слова – синонимами.)

— Отредактируй текст (замени повторяющиеся слова синонимами) и спиши его.

— Выпиши из текста предложение, в котором однородные члены предложения соединены союзом. Разбери его по членам предложения. (Задание в формате ВПР).

— Беседа.

— Для чего в языке нужны синонимы и антонимы? (Ответы детей)

— Синонимы помогают связывать части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, помогают более точно и ярко выразить свою мысль.

— Употребление антонимов, как и синонимов делают нашу речь более выразительной, богатой, яркой.

5. Словарная работа.

— Узнайте слова по их лексическому значению и запишите. Поставьте в словах ударение и подчеркните орфограммы.

— Где разъясняются лексические значения слов? (Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях)

1) Это слово имеет греческое происхождение и обозначает хранилище для книг. (библиотека)

2) Упакованные в дорогу вещи. (багаж)

3) Видимая граница неба и земной или водной поверхности. (горизонт)

4) Отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый. (прекрасный)

Библиотека, багаж, горизонт, прекрасный.

— Подбери синоним к слову багаж. (вещи, груз, ноша, кладь, поклажа)

— Подбери антоним к слову прекрасный. (ужасный)

3. Физкульминутка.

Руки вместе, руки врозь.

Глаза прямо, глаза вкось.

Ноги здесь, и ноги там.

Что за шум и что за гам.

— Назовите антонимы и синонимы в физкультминутке. (Антонимы: вместе – врозь, прямо – вкось, здесь – там. Синонимы: шум, гам.)

4. Тренировочный модуль.

Закрепление изученного материала.

  1. Соедини слова – антонимы парами.

чёрный сладкий трудиться вежливый сзади

врозь горький болезнь болтать здесь

белый бездельничать там здоровье молчать вместе

быстро медленно грубый впереди

  1. Подбери к словам синонимы из списка.

Ветер –

Белый –

Небо –

Бежать –

Думать-

Интересный-

Нестись, буря, увлекательный, белоснежный, небосвод, вихрь, небосклон, размышлять, ураган, мчаться, молочный, мыслить, занимательный.

  1. Распредели слова в две группы: синонимы, антонимы

Синонимы:

Антонимы:

Друг – товарищ; добро – зло; лёгкий – тяжёлый; метель – вьюга; находить – терять; смелость – храбрость; густой – редкий; грустить – печалиться.

4..Укажи правильный вариант ответа.

Синонимы — это

А. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

B. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

C. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

5.Укажи правильный вариант ответа.

Антонимы – это

А. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

B. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

C. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

5.Контрольный модуль

1. Работа со схемой.

Задание: Рассмотреть схему и соотнести определения.

Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Имеют противоположное значение

2.Заполни кроссворд.

При выполнении данного задания занеси ответы на предложенные вопросы в пустые ячейки кроссворда. Ввод ответов осуществляй с помощью подстановки букв, расположенных под кроссвордом.

По вертикали:

1.Антоним слова «маленький»

2.Синоним слова «небо»

3. Синоним слова «волнение»

4.Антоним слова «чужбина»

5. Синоним слова «доблесть»

По горизонтали:

1.Синоним слова «автомобиль»

2. Антоним слова «вражда»

3. Антоним слова «запад»

4. Антоним слова «юг»

5. Синоним слова «учтивый»

3

1

1

2

2

3

4

5

4

5

3.Собери пословицы. Объясни смысл пословиц.

Лучше горькая правда,

Где умному горе,

Вьюги да метели

Ученье свет,

Лодырь и бездельник –

Жди горя от моря,

чем сладкая ложь.

а беды от воды.

под февраль полетели.

там глупому веселье.

а неученье — тьма.

им праздник и в понедельник.

4.Распредели пословицы в две группы:

1 группа с синонимами: 2 группа с антонимами:

Жди горя от моря, а беды от воды.

Вьюги да метели под февраль полетели.

Лодырь и бездельник — им праздник и в понедельник.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Где умному горе, там глупому веселье.

Ученье свет, а неученье — тьма.

6.Рефлексия.

— Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

— Какие слова называются антонимами? Приведи примеры.

— Для чего используют в речи синонимы и антонимы? (Употребляя антонимы и синонимы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.)

— Закончи утверждения:

Я узнал …

Я научился …

Я понял …

У меня получилось,,,

У меня не получилось …

7. Домашнее задание.

Выписать из словаря антонимов и словаря синонимов (учебник с. 154 – 155) по пять пар синонимов и антонимов. С одним из слов составить предложение.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Содержание:

Синонимы

Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.

  • Например: Ребенок проснулся и заплакал. – Малыш пробудился и зарыдал. Или: Путешественники организовали отдых. – Странники устроили привал.

Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.

Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».

Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.

Все синонимы по значению можно разделить на группы.

Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.

Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.

Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.

Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.

Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.

Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.

Примеры синонимов

  • Абсолютный — совершенный;
  • бизнес — дело;
  • вариант — разновидность;
  • габариты — размеры;
  • диалог — беседа;
  • егоза – непоседа;
  • ёжик – бобрик;
  • жадина – скряга;
  • злой – сердитый;
  • имидж — образ;
  • комфорт — удобство;
  • ликвидация — уничтожение;
  • модель — образец;
  • натуральный — естественный;
  • оригинал — подлинник;
  • прогноз — предсказание;
  • реформа — преобразование;
  • секретный — тайный;
  • томаты — помидоры;
  • успех – удача;
  • форум — собрание;
  • хобби — увлечение;
  • чудесный – волшебный;
  • шоу – увлечение;
  • щедрый – изобильный;
  • эксклюзивный — исключительный;
  • юриспруденция — правоведение;
  • ябеда — доносчик.

Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.

Антонимы

Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.

Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.

Различают антонимы языковые и речевые.

  • К языковым (узуальным) антонимам относят те слова, которые противоположны по лексическому значению, заложенному в самом слове, в его признаке: белый – черный, большой – маленький; твердость – мягкость, свет – тьма.
  • К речевым (контекстуальным) антонимам относят слова, которые противоположны по значению только в контексте словосочетания или предложения (в речи). Пример: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» А. Пушкин.

Антонимы бывают:

  1. Однокоренные. Однокоренные, как правило, образуются при помощи приставок противоположных значений – «не-», «а-», «вы-», «у-»: хороший – нехороший, моральный – аморальный, пришел – ушел.
  2. Разнокоренные. Различие разнокоренных содержится в лексическом значении: белый – черный, красивый – безобразный, добряк – тиран, прибежать – умчаться.

Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.

Примеры антонимов

Антонимы-существительные:

  • свет – тьма;
  • добро – зло;
  • жара – холод;
  • трусость – смелость;
  • радость – печаль;
  • родина – чужбина.

Антонимы-прилагательные:

  • яркий – тусклый;
  • бледный – румяный;
  • худой – толстый;
  • глубокий – мелкий;
  • короткий – длинный.

Антонимы-глаголы:

  • плакать – смеяться;
  • здороваться – прощаться;
  • любить – ненавидеть;
  • забирать – отдавать;
  • молчать – кричать.

Антонимы-наречия:

  • справа – слева;
  • быстро – медленно;
  • близко – далеко;
  • низко – высоко;
  • низко – высоко;
  • утром – вечером.

Омонимы

Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.

Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.

Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –

  1. полные омонимы. Полные относятся к одной части речи, совпадают по звучанию и написанию: гранатовые сок – гранатовый браслет; гибкий лук – горький лук; крепкий брак – брак в работе.
  2. неполные омонимы. Неполные – это
    • омографы,
    • омофоны,
    • омоформы.

Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.

Примеры омонимов

Омонимы

  • песчаная коса – девичья коса;
  • зеленый лук – охотничий лук;
  • птичья клетка – нервная клетка;
  • яркий свет – выход в свет;
  • студеный ключ – железный ключ.

Омоформы

  • ели кашу – зеленые ели;
  • стеклянная банка – остановиться около банка;
  • утолить жажду – жажду увидеть тебя;
  • печь пироги – горячая печь.

Омофоны

  • высокий балл – выпускной бал;
  • обет молчания – вкусный обед;
  • лесной гриб – заразный грипп.

Омографы

  • мало счастья – платье мало;
  • жаркое утро – вкусное жаркое;
  • кончик уха – уха из окуня;
  • постели на диване – лежать в постели.

Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).

Тема. Синонимы и антонимы

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • что такое синонимы и антонимы;
  • различать синонимы и антонимы;
  • приводить примеры синонимов и антонимов;
  • находить в словаре синонимов и антонимов.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.

Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.

Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.

Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.

Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.

Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».

Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:

Ветер, буря, ураган.

Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.

В этом тексте повторяется слово «ребята».

Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.

Заменим повторяющееся слово синонимами.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.

Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.

Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.

Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.

Антонимы можно найти в словаре антонимов.

Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.

  1. Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».

Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.

Определите, в какой строке написаны синонимы.

Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».

  1. Смелый, трусливый.
  2. Лает, кусает.
  3. Собака, кошка.
  4. Смелый, собака.

Укажите синоним к слову «простите».

Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.

  1. Слова, противоположные по смыслу.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».

Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.

  1. Словарь антонимов.
  2. Словарь омонимов.
  3. Словарь синонимов.
  4. Орфографический словарь.

Определите, в какой строке написаны синонимы.

  1. Грустный, печальный.
  2. Осень, весна.
  3. Стол, столовый.

Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.

Далеко мой стук

Червякам я враг,

А деревьям друг.

Укажите синоним к слову «отец».

План-конспект урока «Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Предметные результаты:

  • закрепить умение определять лексическое значение слова,
  • формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
  • углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
  • познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.

Скачать:

Вложение Размер
технологическая карта урока Синонимы Антонимы 5 класс 20.81 КБ
5_klass_urok_antonimy_sinonimy.docx 34.9 КБ
rabochaya_5_klass_rybchenkova_-_kopiya.pdf 308.61 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку – самоанализ урока

1.Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Настрой на урок.

Отвечают на наводящие вопросы, определяют тему урока и ставят цели

Настраивает на урок, желает всем положительных эмоций.

Через наводящие вопросы спрашивает о теме урока и его цели

групповые технологии, педагогика сотрудничества

Поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос

• определять и формулировать цель деятельности;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Коммуникативные : умение слушать и слышать

2. Проверка домашнего задания

Проверяют домашнее задание, самооценка

Задаёт дополнительные вопросы по домашнему упражнению

технология уровневой дифференциации

уметь подбирать синонимы и антонимы, составлять словосочетания, находить орфограммы в словах

• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;

• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

3.Актуализация знаний и способов действий Деконструкция — работа с материалом

Параллельная работа – индивидуальная и групповая

создаёт мотивацию на совместную работу

игровые технологии, информационные компьютерные технологии с применением элементов интерактивности

формировать умение подбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы

— ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения).

-развитие познавательных интересов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;

4.Реконструкция — создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения

Групповая работа — решение проблемных задач

На новом этапе работы даёт новое задание

углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова

— подведение под понятие;

— нахождение ответов на вопросы, используя учебник.

• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;

•подведение под понятие;

•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства

Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Выполняют физические упражнения – наклоны и хлопки

уметь находить синонимы и антонимы, определять часть речи

-развитие познавательных интересов;

Выступление индивидуальное или от группы с творческой работой, выполнение упражнения

Даёт задание составить предложения со словами, значение которых учащиеся определили по толковому словарику

групповые технологии, педагогика сотрудничества

углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;

познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования

умение высказывать своё предположение (версию) -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения

-умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать

-обогащение словарного запаса учащихся

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

7.Социализация — соотнесение своей деятельности с деятельностью других

Выставляют оценки себе и членам группы

Предлагает оценить себя и членов своей группы

т ехнология формирующего оценивания

уметь работать самостоятельно и в группах

— умение адекватно воспринимать оценки;

— оценивание усваиваемого содержания.

— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.

8.Домашнее задание — дифференциация

Выбирают, записывают домашнее задание

Даёт дифференцированное домашнее задание – на выбор – творческие задания

технология уровневой дифференциации

уметь работать со словарями, уметь составлять словарик, уметь писать сочинения

• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

  • развитие познавательных интересов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;

9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

т ехнология формирующего оценивания

формировать умение подбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,

углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова.

— умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

— знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе на тему:« Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы».

Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу, закрепить умениеопределять лексическое значение слова разными способами, способствовать развитию умения использовать в речи синонимы и антонимы,формировать умение работать со словарями,делать выводы, анализировать; развивать творческие способности.

  • закрепить умение определять лексическое значение слова,
  • формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
  • углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
  • познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.

• определять и формулировать цель деятельности;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•умение высказывать своё предположение (версию);

•умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

•умение адекватно воспринимать оценки.

• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;

• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;

•подведение под понятие;

•нахождение ответов на вопросы;

•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

•умение слушать, слышать и понимать;

• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

•выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников;

умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.

  • обогащение словарного запаса учащихся
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, доброжелательности, ответственности).

Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, толковый словарь, словари антонимов и синонимов; ИКТ: проектор, экран, компьютер, интернет — ресурсы.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений (актуализация)

Вид урока: урок — путешествие

Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, игровые технологии, проблемное обучение, информационные компьютерные технологиис применением элементов интерактивности,групповые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, т ехнология формирующего оценивания.

  1. Сознательность и активность
  2. Доступность
  3. Связь теории и практики
  4. Систематичность и последовательность
  5. Наглядность
  6. Научность
  7. Учёт возрастных, индивидуальных и личностных особенностей
  8. Прочность усвоения знаний
  1. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый –Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

Ребята, желаю Вам на уроке: Раскрыть свою индивидуальность. Проявить себя творчески. Получить положительные эмоции. Наш эпиграф:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

— Кто знает – что за слова здесь спрятаны? почему?

— Это слова из нашей новой темы, которую мы начали изучать на предыдущем уроке.

  • Огромна страна Русского языка,
    а в ней широки просторы ….
  • Слова — …. всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна…

Как много в них священного для нас!

— А что такое лексика? Синонимы? Антонимы?

  1. Проверим домашнее задание — Упражнение 244
  1. Назовите слова, в которых есть орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова
  2. Назовите слово, в котором есть орфограмма – проверяемая согласная в корне слова
  3. Назовите слово, в котором есть орфограмма – непроверяемая гласная в корне слова
  4. Самооценка – вывод.
  1. Актуализация. Деконструкция — работа с материалом

Запишите число, вид работы:

…. в страну синонимов и антонимов

  • А тему урока вы назовёте сами, подсказкой будет наш эпиграф.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

  • Итак, тема нашего урока… — Путешествие в страну
    синонимов и антонимов. Как вы думаете, для чего нам нужно это путешествие, с какой целью мы отправляемся в страну синонимов и антонимов?

Начинаем наше волшебное путешествие

1.Соедини синонимы: Дорога вьюгаМетельзнойныйЖаркиймолвитьСказатьборотьсяВоевать путь

2. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке

Прочный, храбрый, крепкий, твердый

Шалун, проказник ,баловник, лентяй

Сказать, произнести, наблюдать молвить

3. В каждом ряду синонимов подчеркни слово,в котором признак выражен сильнее.

Прохладный, ледяной, холодный.

Симпатичный, прекрасный, очаровательный.

Веселье, радость, восток.

Оцени свою работу: Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.

  • Наш вывод: синонимы – близкие по значению слова. Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.Среди синонимов может быть такое слово, в котором признак выражен сильнее.

1.Соедини антонимы: Быстрый друг щедрый потерять ложь

Найти медленный враг правда скупой

2.Подчеркни антонимы к выделенным словам:

Здоровье -болезнь,беда, веселье

Говорить – сказать, молчать, молвить

3. Восстанови пословицы, используя антонимы

  1. Маленькое дело лучше большого ….. (безделья) .

2) Корень ученья горек, да плод его …..(сладок) .

3) Легко сказать, да ….. сделать.(трудно)

Оцени свою работу: Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.

  • Наш вывод:антонимы – противоположные по смыслу слова. Антонимы являются одним из способов толкования лексического значения слова.Антонимы часто встречаются в пословицах.
  1. Реконструкция — создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Задания для групп.
  1. Дрожит изумрудная капля
    В зелёной ладошке ольхи. (Г. Граубин.)

Как изменится звучание стихотворения, если слово изумрудная заменить его синонимом зелёная? Мария ответила, что изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – ярко-зелёный, драгоценный камень, и капля не может быть изумрудной. Витя сказал, что слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.

Как вы считаете, чьё рассуждение верно и почему?

А. Права Мария В. Оба правы

Б. Прав Витя Г. Оба не правы

  • Ответ: Витя прав (Ответ Б).Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. Изумрудная капля — это эпитет.
  1. Был чудесный зимний день. Ярко сияло солнце. Блестел снег. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. (М. Ефетов.)

Катя считает, что в этом тексте есть три синонима – глагола.

Митя считает, что здесь четыре синонима – глагола.

Кто из них прав? Почему? Докажите?

А. Права Катя В. Оба правы

Б. Прав Митя Г. Оба не правы

  • Ответ: Катя права (ответ А) — здесь три синонима – глагола, различающиеся оттенками значения: светило, блестел, сверкали. Отливая – не глагол, не синоним.
  1. Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки. (М.Пришвин)

Петя считает, что в этом предложении есть сравнение, а Оля говорит, что здесь есть так называемые контекстные синонимы.

Кто из них прав? Почему? Докажите?

А. Права Оля В. Оба правы

Б. Прав Петя Г. Оба не правы

  • Ответ: Правы оба (Ответ В). Белые лилии — дамы в кринолинах Их можно назвать и сравнением, и контекстным синонимом.Контекстные синонимы – это синонимы внутри одного предложения или текста.
  • Наш вывод: Синонимы позволяют выразить мысль наиболее точно, различаются оттенками значений, помогают разнообразить нашу речь. Синонимы нужны для усиления эмоциональности речи. Антонимы придают речи точность, выразительность. Антонимы служат для противопоставления контрастных понятий, для создания художественного образа.
  • Наш вывод: Синонимы делают нашу речь разнообразной и выразительной, различаются оттенками значений, могут быть художественным средством.Контекстные синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.
  1. Наша физминутка

Наклоняемся с хлопком

И с хлопком опять встаём

Ну-ка хлопни громче всех!

  • Какие слова использованы в нашей физминутке? К какой части речи относятся?
  1. Королевство словарей — Интересные факты:
  • Словарь С.И.Ожегова, 57 тыс. слов;
  • 4-х томник Д.И. Ушакова, 85 тыс. слов;
  • 17-ти томный словарь современного русского языка, 120 тыс. слов;
  • Толковый словарь В.И. Даля, 200 тыс. слов, (30 тыс. пословиц)

Выполним упражнение — Упражнение 246

  • Богатырь, ложа, Святки
  • Наш вывод: Лексическое значение слова мы можем определить …
  • Способ первый —
  • Способ второй —
  • Способ третий —
  • Способ четвёртый —

VII. Домашнее задание — дифференциация:

1. Составить словарь антонимов (5 слов)или Составить словарь синонимов(5 слов). Тематика словарей может быть разнообразная: 1) школьный словарь, 2) словарь моих любимых слов, 3)словарь самых главных (важных) слов, 4)спортивный словарь, 5) словарь вежливых слов и т. д.

2. Написать сочинение (рассказ), используя синонимы и антонимы.

3. Домашнее задание — Упражнение 247 — работа с толковым словарём.

VIII. Социализация — соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

Оцениваем себя. Ребята, Вам удалось сегодня на уроке: Раскрыть свою индивидуальность? Проявить себя творчески? Получить положительные эмоции

IX. Рефлексия -наши выводы

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Своей работой на уроке я …
  • Урок заставил меня задуматься о …
  • А особенно мне удалось …
  • Я понял, что …
  • Мне было интересно, потому что …
  • Для меня стало открытием, что …
  • Мне показалось важным …

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку.

Данный урок разработан к учебнику русского языка под редакцией Разумовской М.М. для 5 класса.

Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова&quot.

Презентация «Как определить лексическое значение слова&quot.

источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4328/conspect/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/29/plan-konspekt-uroka-kak-opredelit-leksicheskoe-znachenie

Наш родной язык богат словами, звуками и различными лексическими единицами, которые делают нашу речь более красивой, разнообразной, а также помогают расставить в предложении те или иные акценты. Большую роль в грамматике русского языка играют антонимы и синонимы. Слышали ли вы когда-нибудь такие понятия? Их обязательно должен знать каждый образованный человек. Поэтому в этом уроке мы подробно разберем, что такое синонимы и антонимы в русском языке.

Что такое синонимы

Что такое синонимы

Это слова, имеющие разную форму, разное написание, но похожее по смыслу значение.

  • Бежать и мчаться;
  • худой и тощий;
  • вода и жидкость;
  • пачка и упаковка;
  • река и водоем;
  • прогуливаться и идти неспеша и т.д.

Синонимы нужны, чтобы сделать речь более разнообразной, а также привнести какой-либо смысловой оттенок в предложении, или сделать акцент на чем-либо.

Твоя рубашка – просто белоснежная!

Белоснежная – синоним к слову «белый», но автор хочет подчеркнуть, выделить этот цвет, поэтом использует слово «белоснежный».

При использовании синонимов обязательно нужно учитывать контекст предложения. Например, вишневый цвет без какого-либо определенного смысла в предложении можно назвать синонимом к слову «красный». Но вот вишневый пирог – это совершенно другое значение. Здесь имеется в виду основной ингредиент, используемый в приготовлении такого пирога, который вовсе не обязательно должен быть красным.

Задание: придумайте синонимы к словам «золотистый», «правильный», «известный».

IU.RU

Что такое антонимы

Что такое антонимы

Это слова, имеющие различную форму, разное написание и совершенно противоположное значение.

  • Белый и черный,
  • короткий и длинный,
  • высокий и низкий,
  • большой и маленький,
  • добро и зло,
  • полезно и вредно,
  • ложь и правда и т.д.

Как правило, антонимы мы употребляем значительно реже, нежели синонимы. Но их тоже нужно обязательно знать и уметь применять на практике.

Задание: придумайте антонимы к словам «любовь», «лето», «ребенок».

Примечание. Не ко всем словам можно подобрать синонимы или антонимы. Это такие слова, как «ведро», «кувшин», «мера» и другие. Также невозможно подобрать антонимы и синонимы к именам, фамилиям и географическим названиям.

Для закрепления материала предлагаем вам посмотреть видеоурок.

Заключение

В этой статье мы подробно разобрали, что такое синонимы и антонимы в русском языке. Эта тема очень простая. Для эффективного усвоения материала необходимо только выучить 2 правила и придумать как можно больше собственных примеров.

Ждём Ваши комментарии и оценки. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))

План урока:

Слово, лексическое значение слова

Однозначные и многозначные слова

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Слово, лексическое значение слова

Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.

Вспомни, что могут обозначать слова?

Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.

Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.

Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.

1 leksicheskoe znachenie

Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.

Однозначные и многозначные слова

3 leksicheskoe znachenie

Примеры посмотри на картинке.

4 leksicheskoe znachenie

Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?

Если затрудняешься, давай потренируемся.

Распредели слова в два столбика.

5 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

6 leksicheskoe znachenie

Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.

Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?

7 leksicheskoe znachenie

Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.

Давай разберемся.

В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.

Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.

8 leksicheskoe znachenie

Подбери синонимы к следующим словам:

9 leksicheskoe znachenie

Вот что у тебя должно было получиться:

10 leksicheskoe znachenie

Подбери недостающее слово.

11 leksicheskoe znachenie

Верно, теплая.

Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.

12 leksicheskoe znachenie

Подбери антонимы к словам:

13 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

14 leksicheskoe znachenie

А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?

15 leksicheskoe znachenie

Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.

16 leksicheskoe znachenie

Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.

17 leksicheskoe znachenie

Например:

Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.

Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.

Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.

Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.

18 leksicheskoe znachenie
Источник

Например, фразеологизмы могут быть такими:

19 leksicheskoe znachenie
Источник

Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.

Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как находить контекстные синонимы
  • Как находится синонимы
  • Как научиться подбирать синонимы
  • Как научиться определять синонимы
  • Как насчет синоним